На вопросы читателей отвечают П. В. Крашенинников и С. В. Алексеев

(Крашенинников П. В., Алексеев С. В.)

("Спорт: экономика, право, управление", 2010, N 4)

Текст документа

НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ОТВЕЧАЮТ

П. В. КРАШЕНИННИКОВ И С. В. АЛЕКСЕЕВ

П. В. КРАШЕНИННИКОВ, С. В. АЛЕКСЕЕВ

Крашенинников Павел Владимирович, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, государственный советник юстиции РФ, Председатель Ассоциации юристов России, Председатель Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Государственной Думы, ректор Российской школы частного права при Президенте РФ, председатель Попечительского совета Федерации хоккея России, вице-президент ХК "Металлург" (Магнитогорск).

Алексеев Сергей Викторович, председатель Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, доктор юридических наук, профессор Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина.

П. В. КРАШЕНИННИКОВ

1. Одна из злободневных проблем современного спортивного движения - коррупция в сфере спорта. Пока же, несмотря на многочисленные слухи и разговоры о так называемых договорных матчах, ни одного приверженца нечестной игры не удалось посадить на скамью подсудимых. Будут ли поправки в ст. 184 УК РФ, одобренные Комитетом Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству и принятые летом этого года, способствовать борьбе с этим неадекватным явлением?

Попытки возбудить уголовные дела такого рода были, но все они были прекращены в связи с тем, что конкретные виновные не были установлены. Это связано прежде всего с тем, что правонарушители, например, подвергшиеся вымогательству, опасаются сотрудничать с правоохранительными органами.

Теоретически в Уголовном кодексе уже давно есть статья, под которую можно подвести вратаря, пропустившего за деньги нужный противнику гол, или тренера, приказавшего команде отдать победу сопернику, а также всех, кто участвует в таком спортивном спектакле. Это статья 184 "Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов".

Подкуп спортсменов, спортивных судей, тренеров, руководителей команд и других участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований с целью оказания влияния на результаты этих соревнований организованной группой грозит лишением свободы сроком до пяти лет. Но это наказание тем, кто сбивает людей спорта с пути истинного.

С другой стороны, к самим же спортсменам, предавшим правила честной игры, закон относится более мягко. Так, незаконное получение спортсменами денег, ценных бумаг или иного имущества, переданных им в целях оказания влияния на результаты соревнований, а равно незаконное пользование спортсменами услугами имущественного характера, предоставленными им в тех же целях, может повлечь за собой наказание, в том числе в виде лишения права заниматься профессиональной спортивной деятельностью на срок до трех лет либо ареста на срок от четырех до шести месяцев. Аналогичное преступление со стороны спортивных судей, тренеров, руководителей команд и других участников или организаторов соревнований влечет за собой уголовное наказание вплоть до лишения свободы на срок до двух лет.

Кстати, под эту статью подпадают и, скажем, организаторы конкурсов красоты, которые продадут звание мисс "Родной город" за деньги или какие-нибудь услуги, а сам конкурс проведут для отвода глаз, да еще на нем и заработают. Слухи о чем-то подобном ходят часто, а вот о подобных уголовных делах что-то не было слышно.

Поэтому был разработан и принят законопроект, предлагающий в некоторых случаях освобождать от уголовной ответственности за подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов.

Закон дополняет статью "Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов" примечанием, согласно которому "лицо, совершившее деяние, предусмотренное частями первой или второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело", т. е. двумя самостоятельными основаниями освобождения от уголовной ответственности для лиц, осуществивших незаконную передачу вознаграждения. Что будет стимулировать данных лиц идти на контакт со следствием и способствовать раскрытию коррупционных игр, обеспечению объективности результатов спортивных состязаний.

Преступлением следует рассматривать и практику так называемого стимулирования, когда третья команда, не участвующая в матче, доплачивает одному из соперников за победу. Тут как бы все честно, ведь исход игры при таком раскладе неясен, просто обещанная премия, возможно, заставит игроков быстрее бегать и буквально вырывать зубами победу. Но это в чистом виде подпадает под коммерческий подкуп.

История вопроса.

1915 год. Англия. Было доказано, что участники матча "Манчестер Юнайтед" - "Ливерпуль" (2:0) ставили на нужный результат деньги в букмекерских конторах.

1964 год. Англия. Несколько игроков "Шеффилд Уэнсдей" и "Мансфилд Таун" уличены в том, что приводили свои команды к нужным результатам с целью наживы.

1994 год. Франция. Со слов игроков клуба "Валансьен", которые подтвердили футболисты и других клубов, президент марсельского "Олимпика" Бернар Тапи предлагал им деньги за проигрыш в матчах национального чемпионата. Подозрения также пали на соперников французов в Лиге чемпионов, среди которых был и московский "Спартак". По решению суда Тапи был осужден на 8 месяцев тюремного заключения. Во Франции "Олимпик" лишили чемпионского титула 1993 г. и перевели во второй дивизион, в Европе - не допустили к следующему розыгрышу Лиги чемпионов. Лишь в 1996 г. клуб смог вернуться в "высший свет".

1995 год. Украина. Киевское "Динамо" отстранено от еврокубков на один год. Причина - заявления арбитра из Испании Лопеса Ньето, что его судейскую бригаду хотели подкупить перед домашним матчем киевлян с греческим "Панатинаикосом" (победили хозяева - 1:0).

2006 год. Италия. Обвинения в коррупции были предъявлены представителям пяти клубов ("Юве", "Милан", "Фиорентина", "Лацио" и "Реджина"). Под подозрением оказались игроки, арбитр Массимо де Сантис. В итоге "Ювентус" сослали в серию В, штрафами в сотни миллионов долларов наказаны остальные клубы, которые, кроме того, лишены были права играть в еврокубках на один год и начали чемпионат с минусовым очковым балансом.

2008 год. Казахстан. Федерацией футбола Казахстана сняты с чемпионата за участие в "очном" договорном матче карагандинский "Шахтер" и усть-каменогорский "Восток" (выиграл "Шахтер" - 2:1). Президентам, начальникам и главным тренерам обоих клубов запрещено заниматься футбольной деятельностью 60 месяцев.

2009 год. Германия. Полиция Бохума накрыла целую сеть организаций, занимавшихся тотальными махинациями на тотализаторе. Всего задержано около ста лиц, которые проживают в России и нескольких странах Европы. Специализировался международный синдикат на малозаметных играх. Более 200 матчей, включая три встречи в рамках Лиги чемпионов, признаны мошенническими.

С. В. АЛЕКСЕЕВ

2. На страницах предыдущих номеров журнала Вы начали рассказ о тенденциях и перспективах юридического упорядочения в нашей стране интеллектуально-коммерческих игр, в частности турнирного покера, до недавнего времени входившего во Всероссийский реестр видов спорта. Особую популярность в нашей стране приобретает турнирный покер в Интернете. Каковы особенности правового статуса интеллектуально-коммерческих игр в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности в сети Интернет?

История онлайн-покера насчитывает около 20 лет. Его зачатки можно найти в чатах (IRC - Internet Relay Chat) университетских сетей в конце 80-х - начале 90-х годов. Игра в современном виде, как и первые покер-румы, стала появляться в конце 90-х годов. Все первые покер-румы имели собственный софт, никаких покерных сетей не существовало. С 2004 г. стали появляться покерные сети. Если до этого на рынке превалировали отдельные покер-румы, то теперь в игру вошли поставщики специального софта.

В настоящее время насчитывается более 200 онлайн-покер-румов, в самых крупных из них в пиковые часы играет свыше 50 тысяч человек. Наиболее популярные покер-сайты привлекают своей репутацией и большим количеством звезд покера, принимающих участие в онлайн-игре. Сегодня покер в Интернете собирает все больше поклонников. Многим доставляет удовольствие общение с игроками посредством виртуального чата, который есть в каждом покер-руме. Привлекательность онлайн-покера привела к тому, что для многих покер в Интернете стал средством приятного и полезного времяпрепровождения.

Следует отличать турнирный покер в Интернете от онлайн - азартных игр. В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", определяющего понятие азартной игры, к азартным относятся такие игры, как рулетка, орлянка, блек-джек, в которых доминирует риск как главная детерминанта успеха или поражения играющего.

Юридическая квалификация турнирного покера, включающего в себя такие дисциплины, как "омаха", "семикарточный стад-покер" и "техасский холдем", показывает его принципиальные отличия от азартных игр, конечный результат которых зависит не от знаний, сложных навыков и умений, опыта и искусства состязающихся, а от случая и везения, а игра осуществляется против ее организатора и результат ее практически не зависит от личных качеств игрока. Турнирный покер - это интеллектуальная игра между соревнующимися людьми, основой которой являются соперничество, стратегия, математический расчет, психология и другие индивидуальные способности состязающихся. В этой игре оппоненты соревнуются между собой в мудрости, мастерстве, интеллектуальных и аналитических способностях, отточенности интуиции, умении быстро оценивать вероятности и просчитывать ходы, в понимании человеческой натуры и способности разобраться в психологии противника, в быстроте реакции и сообразительности, наконец, в бойцовских качествах. Как и в любой интеллектуальной игре (шахматы, шашки, бридж и др.), из соперников всегда выигрывает тот, у кого лучшие память, математические способности, кто глубже осуществляет в короткое время перебор множества возможных вариантов и обсчет их последствий, у кого лучше психологическая и физическая выдержка, воля к победе.

Весной 2010 г. довольно симптоматичный вывод удалось сделать канадским ученым по итогам исследований на тему покера. Canadian University опубликовал материал, в котором доказывается, что игра в покер снижает стресс. Во время эксперимента наблюдался пониженный уровень кортизола (так называемый гормон стресса) онлайн-игроков в покер на протяжении игры. Было установлено, что человеческое тело производит меньше кортизола по мере вовлечения человека в игру. Фактически уровень кортизола падал в среднем на 17% с момента старта до конца игры. Канадские ученые полагают, что кортизол начинает выделяться слабее вследствие высокой сосредоточенности, которую требует игра. Покер, будучи довольно сложной и многоуровневой игрой, требует полного внимания от любого думающего игрока. Как только игроки сильнее сосредотачиваются на игре, они забывают о своих бытовых проблемах. Это действует на мозг, который начинает выделять меньше кортизола. Кроме того, недавно было доказано, что онлайн-покер также улучшает когнитивную функцию мозга. В этой игре очень много аспектов, которые требуют обучения на любом уровне развития игрока, ведь каждую ситуацию можно обдумывать с разных позиций, основываясь на переменных факторах. Естественно, это все является определенной тренировкой для мозга. Таким образом, покер тренирует мышление и снимает стресс.

Сегодня назрела необходимость правового упорядочения организации и проведения интеллектуально-коммерческих игр в онлайне, следует также предусмотреть в игровом законодательстве специальные нормы, учитывающие отличия интеллектуально-коммерческих игр от игр азартных и определяющие, в частности, требования к операторам интеллектуально-коммерческих игр, требования к информационно-телекоммуникационным площадкам интеллектуально-коммерческих игр и к их пользователям.

Таким образом, в связи с неопределенностью правового статуса интеллектуально-коммерческих игр в Интернете, наиболее массовой и популярной среди которых является онлайн-покер, необходимо внесение поправок в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", предусматривающих, в частности, следующие специальные правила организации и проведения интеллектуально-коммерческих игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.

Законодательством следует предусмотреть следующие основные требования к операторам интеллектуально-коммерческих игр: 1. Операторами интеллектуально-коммерческих игр могут выступать юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации. 2. Оператор интеллектуально-коммерческих игр обязан предоставлять сведения, необходимые для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства об организации и проведении интеллектуально-коммерческих игр, в частности сведения об учредителях юридического лица оператора интеллектуально-коммерческих игр и о конечных выгодополучателях, если хотя бы одним из учредителей является юридическое лицо. Полный состав и порядок предоставления таких сведений должны устанавливаться Правительством РФ. 3. Операторами интеллектуально-коммерческих игр могут также выступать юридические лица - нерезиденты, которые должны зарегистрировать на территории Российской Федерации официальное представительство. Российские представительства юридических лиц - нерезидентов обязаны раскрыть корпоративную структуру основного (зарубежного или международного) оператора и предоставить полную и достоверную информацию о его конечных выгодополучателях (бенефициарах) уполномоченному Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти. 4. Оператор интеллектуально-коммерческих игр, получивший лицензию, должен осуществлять деятельность по организации и проведению интеллектуально-коммерческих игр в строгом соответствии с лицензионными требованиями. 5. Операторы интеллектуально-коммерческих игр, занимающиеся запрещенной на территории Российской Федерации деятельностью, в том числе деятельностью, подлежащей лицензированию в России, и не имеющие соответствующей лицензии под своим или сходным до степени смешения товарным знаком, не имеют права на получение лицензии в Российской Федерации. 6. Оператор интеллектуально-коммерческих игр обязан соблюдать установленные Правительством РФ правила совершения операций с денежными средствами при организации и проведении интеллектуально-коммерческих игр. 7. Оператор интеллектуально-коммерческих игр должен принимать меры по обеспечению безопасности для участников интеллектуально-коммерческих игр, в том числе совершения операций с денежными средствами при организации и проведении интеллектуально-коммерческих игр. 8. Стоимость чистых активов оператора интеллектуально-коммерческих игр в течение всего периода осуществления деятельности по организации и проведению интеллектуально-коммерческих игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, не может быть менее 50 миллионов рублей. Порядок расчета стоимости чистых активов операторов интеллектуально-коммерческих игр должен устанавливаться уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Рассматриваемыми поправками необходимо определить следующие требования к информационно-телекоммуникационным площадкам интеллектуально-коммерческих игр: 1. Информационно-телекоммуникационная площадка интеллектуально-коммерческих игр может быть открыта исключительно на основании лицензии, выдаваемой оператору интеллектуально-коммерческих игр на право осуществления деятельности по организации и проведению интеллектуально-коммерческих игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет. Порядок выдачи лицензий должен определяться Правительством РФ. Лицензия должна давать право оператору интеллектуально-коммерческих игр на открытие исключительно одной информационно-телекоммуникационной площадки интеллектуально-коммерческих игр, в частности веб-сайта в сети Интернет. 2. Оператор интеллектуально-коммерческих игр должен иметь собственное программное обеспечение, позволяющее без посредников напрямую работать с пользователями информационно-телекоммуникационной площадки интеллектуально-коммерческих игр. Программное обеспечение оператора интеллектуально-коммерческих игр должно находиться в собственности оператора интеллектуально-коммерческих игр и должно иметь заключение, в частности, на предмет объективности, безопасности и конфиденциальности от уполномоченной в порядке, определяемом Правительством РФ, технической и/или аудиторской организации. 3. Серверы, обеспечивающие деятельность оператора интеллектуально-коммерческих игр, должны физически располагаться в России либо, если оператором является российское представительство юридического лица - нерезидента, на надлежащей территории государства, где иностранный оператор зарегистрирован и где он имеет соответствующую лицензию. К надлежащей территории относятся страны Европейской экономической зоны. Между уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и соответствующим уполномоченным лицензирующим органом иностранного государства, где зарегистрирован иностранный оператор, должно заключаться соглашение о сотрудничестве. Надлежащей территорией для размещения серверов, обеспечивающих деятельность иностранного оператора интеллектуально-коммерческих игр, признается только территория того государства, с лицензирующим органом которого имеется соответствующее соглашение о сотрудничестве. Лицензирующий орган иностранного государства должен документально подтвердить наличие и работоспособность серверов уполномоченному Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти. 4. На информационно-телекоммуникационной площадке интеллектуально-коммерческих игр должны быть размещены выборка из Федерального закона, регулирующего данную деятельность, утвержденные в соответствии с требованиями Федерального закона правила интеллектуально-коммерческих игр, правила посещения информационно-телекоммуникационной площадки интеллектуально-коммерческих игр, лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению интеллектуально-коммерческих игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет. 5. На информационно-телекоммуникационных площадках интеллектуально-коммерческих игр не может осуществляться деятельность по организации и проведению азартных игр. 6. Операторы интеллектуально-коммерческих игр должны предусматривать обязательную идентификацию и регистрацию пользователей, а также вести отдельный учет российских пользователей, отделив их от всех других. Все финансовые операции российских пользователей должны быть возможны только после их идентификации и регистрации. Информацию о российских пользователях и их финансовых операциях операторы интеллектуально-коммерческих игр обязаны предоставлять в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, а также хранить у себя не менее трех лет.

Контроль за соблюдением субъектами интеллектуально-коммерческих игр указанных выше требований должен осуществляться уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Для введения на территории Российской Федерации указанных правил должен быть установлен переходный период. Срок переходного периода - один год с даты вступления в силу законодательных поправок. В переходный период на территории Российской Федерации запрещается деятельность всех операторов интеллектуально-коммерческих игр, предоставляется возможность ознакомления с правилами, предусмотренными указанными поправками, и подготовки к лицензированию.

Операторы интеллектуально-коммерческих игр, самостоятельно не прекратившие деятельность на территории Российской Федерации во время переходного периода, теряют право на получение лицензии на организацию и проведение интеллектуально-коммерческих игр и дальнейшую деятельность в Российской Федерации и вносятся уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в запрещенный список.

Для апробации новых правил в переходный период уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти должен выбрать одного оператора, получающего пилотную лицензию на территории Российской Федерации. Пилотному лицензированию подлежит оператор, отвечающий требованиям принятых поправок, а также имеющий наибольшее число пользователей, подтвержденное данными независимой проверки. В случае если пилотным оператором интеллектуально-коммерческих игр становится юридическое лицо - нерезидент, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти должен подписать соответствующее соглашение о сотрудничестве с зарубежным лицензирующим органом данного оператора.

Таким образом, турнирный покер, заслуженно занявший место в ряду самых популярных и признанных игр современности, исходя из его сущности, предметного содержания, правил и правовой природы, включая турнирный покер в сети Интернет, является полезной формой организации свободного времени граждан, способствует интеллектуальному развитию населения и поэтому требует своего специфического законодательного урегулирования путем внесения дополнений в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ.

------------------------------------------------------------------

Название документа