Правовой статус человеческого организма и его частей

(Евсеев Е. Ф.) ("Адвокат", 2010, N 6) Текст документа

ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА И ЕГО ЧАСТЕЙ

Е. Ф. ЕВСЕЕВ

Будучи передовым направлением современной медицины, трансплантология и связанные с ней отрасли ставят на повестку дня множество актуальных юридических и этических вопросов. По мнению автора представленной статьи - юриста, члена НП "Межрегиональное цивилистическое общество", аспиранта Современной гуманитарной академии Е. Ф. Евсеева, - их решение следует начинать с принципиального, сущностного вопроса: определения гражданско-правового статуса человеческого тела, сколь бы странно это ни звучало. В статье исследован правовой режим органов, тканей, крови и других частей тела человека. Рассматриваются особенности оборота таких объектов. На основе норм действующего законодательства автор отстаивает мнение о том, что названные объекты относятся к ограниченным в обороте вещам.

Ключевые слова: части тела человека, трансплантация, донорство, правовой режим.

Legal status of a human body and its parts E. F. Evseev

Being the advanced direction of modern medicine, the transplantology and the branches connected by it, put set of actual legal and ethical questions on the agenda. In view of the author of presented article the lawyer, member of NP "Inter-regional civilian society", the postgraduate student of Modern University for the Humanities E. F. Evseev (e-mail: evsey_private@rambler. ru) should be begun their decision with the main, principle question: definitions civil and a legal status of a human body how it's strange didn't ring. In article the legal regime of organs, tissues, blood, and other human parts is investigated. Various aspects of turnover of these objects are considered. On the basis of norms of the current legislation the author defends an opinion that the named objects ascribe to limited things.

Key words: human body parts; transplantation; a donor service; a legal regime.

Несмотря на всю яркость специфики частей тела человека <1> как объекта гражданских прав сегодня уже трудно отрицать тот факт, что их использование стало явлением достаточно распространенным, и потому его можно (конечно, только с некоторыми оговорками) назвать обыденным. В общем же, использование частей человека, безусловно, является одним из элементов современной культуры. Цели и области применения частей человека на протяжении значительного времени менялись в зависимости от уровня развития науки и техники, а соответственно, и от стоящих в тот или иной исторический период перед обществом задач. В древности органы и ткани человека в основном использовались служителями культа (жрецами, шаманами и т. п.) для проведения различных обрядов и церемоний, которые обычно носили тайный, сакральный, религиозный характер. В эпоху позднего Средневековья и Нового времени части человека в большинстве своем использовались учеными естественных наук, изучавшими в том числе строение, развитие и функционирование человеческого организма. На сегодняшний же день органы и ткани задействуются значительно чаще и во много большем объеме не только в научных целях, но и прежде всего для трансплантации, а также для создания на их основе различных лекарственных препаратов. Можно с уверенность прогнозировать, что с дальнейшим прогрессом науки, техники и особенно медицины использование частей человека будет осуществляться в значительно большем масштабе. -------------------------------- <1> Далее также - части человека. Это понятие используется нами в данной статье как обобщающий термин, под которым мы будем понимать прежде всего человеческие органы, ткани, кровь, эмбрионы и трупы, а равно отделенные от человеческого тела элементы.

Необходимость включения человеческих органов и тканей в гражданский оборот как никогда прежде остро ставит задачу создания адекватного их важности, а также соответствующего сложившимся морально-этическим принципам правового регулирования возникающих по их поводу отношений. Но прежде чем приступить к ее решению, надлежит уяснить правовой режим частей человека как таковых и определить их место среди иных объектов гражданских прав. Данный вопрос в доктрине - один из самых дискуссионных, поэтому и предложенные на него разными учеными ответы далеки от единообразия. Не имеет смысла, да это и не возможно в формате одной статьи, освещать всю палитру озвученных в литературе мнений. Думается, в нашем случае будет вполне достаточно воспользоваться градацией, приведенной в докторской диссертации М. Н. Малеиной, которая выделяет три господствующих в доктрине точки зрения по этому поводу: первая - части человека вещами не являются (З. Л. Волож, Г. Н. Красновсий, М. И. Ковалев); вторая - являются личными неимущественными благами, по поводу которых складываются гражданские отношения донорства и трансплантации (Л. О. Красавчикова), и третья - являются ограниченными в обороте вещами (Н. М. Коркунов, В. Л. Суховерхий, М. Н. Маргацкая) <2>. -------------------------------- <2> Малеина М. Н. Личные неимущественные права граждан (понятие, осуществление и защита): Дис. ... докт. юрид. наук. М., 1997. С. 151 - 153.

Заметим, что действующее российское законодательство в той его части, которая посвящена регулированию отношений, возникающих по поводу частей человека, значительно отстает от реальной практики их использования, но все же за последнее время оно значительно усложнилось. Ввиду чего приведенные выше мнения ученых хотя и не утратили своей научной ценности, но с точки зрения практической уже не актуальны, поскольку для ответа на вопрос о том, чем являются части человека в праве, необходим анализ норм именно действующего законодательства. В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-1 "О трансплантации органов и (или) или тканей человека" <3> (далее - Закон о трансплантации) объектами трансплантации могут быть сердце, легкое, почка, печень, костный мозг и другие органы и (или) ткани человека. К последним согласно Приказу Минздравсоцразвития России N 357, РАМН N 40 от 25 мая 2007 г. (зарегистрирован в Минюсте России 19 июня 2007 г. N 9672) <4> отнесены следующие органы и ткани: поджелудочная железа с двенадцатиперстной кишкой, селезенка, эндокринные железы (гипофиз, надпочечники, щитовидная железа, паращитовидная железа, слюнная железа, яичко), кишечник и его фрагменты, костный мозг, трахея, глазное яблоко (роговица, склера, хрусталик, сетчатка), верхняя конечность и ее фрагменты, нижняя конечность и ее фрагменты, твердая мозговая оболочка, кости свода черепа, нижняя челюсть, височная фасция, сосуды (участки сосудистого русла), сухожилие длинного сгибателя большого пальца, сухожилие передней большеберцовой мышцы, широчайшая фасция бедра, реберный хрящ, дермальный слой кожи, подкожно-жировая клетчатка подошвенной области стопы, фиброзная капсула почки, серозная капсула печени и белочная оболочка яичка. -------------------------------- <3> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 62. <4> Российская газета. 2007. N 134.

Хотя приведенный перечень и сформулирован как исчерпывающий, на самом деле трансплантируются также другие органы и ткани, например трахея <5>. Кроме того, как замечает М. Н. Малеина, "прогресс медицины и техники позволяет использовать также клетки, части клетки, фрагменты ДНК, гены. Поэтому, когда идет речь об органах и тканях, подразумеваются и их отдельные составляющие" <6>. -------------------------------- <5> Малеина М. Н. Статус органов, тканей, тела человека как объект права собственности и права на физическую неприкосновенность // Законодательство. 2003. N 11. С. 13. <6> Там же.

Подчеркнем, что перечисленные органы и ткани предназначены исключительно для целей их последующей трансплантации (пересадки) другому человеку, которая, как отмечается в преамбуле Закона о трансплантации, "является средством спасения жизни и восстановления здоровья граждан и должна осуществляться на основе соблюдения законодательства Российской Федерации и прав человека в соответствии с гуманными принципами, провозглашенными международным сообществом, при этом интересы человека должны превалировать над интересами общества или науки". Действие Закона о трансплантации не распространяется на органы, их части и ткани, имеющие отношение к процессу воспроизводства человека, включающие в себя репродуктивные ткани (яйцеклетку, сперму, яичники, яички или эмбрионы), а также на кровь и ее компоненты (абзац второй ст. 2). В самом деле отношения по поводу донорства крови и ее компонентов регулируются Законом РФ от 9 июня 1993 г. N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" <7> (далее - Закон о донорстве крови) и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами <8>. По поводу же репродуктивных тканей отметим лишь, что в литературе неоднократно указывалось на скудость и пробельность действующего законодательства, регулирующего складывающиеся по их поводу отношения. Например, искусственное оплодотворение путем имплантации эмбриона на сегодняшний день, по сути, регламентируется только пунктом 4 ст. 51 и пунктом 3 ст. 52 СК РФ, а также статьей 35 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 <9> (далее - Основы законодательства об охране здоровья граждан), чего, конечно, явно недостаточно. -------------------------------- <7> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 28. Ст. 1064. <8> См. например: Приказ Минздрава России от 14 сентября 2001 г. N 364 "Об утверждении Порядка медицинского обследования донора крови и ее компонентов" (зарегистрирован в Минюсте России 31 октября 2001 г. N 3009) // Российская газета. 2001. N 222; Приказ Минздравсоцразвития России от 18 августа 2008 г. N 429н "Об организации деятельности плазмоцентра" (зарегистрирован в Минюсте России 3 сентября 2008 г. N 12218) // Российская газета. 2008. N 188. <9> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318.

Поскольку части человека самым непосредственным образом связаны с самой человеческой личностью, выступающей в качестве субъекта права, правовое регулирование должно учитывать морально-этические основы современного общества, покоящегося на идеалах гуманизма. Непременным и неотъемлемым условием оборота органов, тканей и крови человека поэтому является обеспечение безопасности здоровья и жизни личности <10>. Так, Закон о трансплантации устанавливает целый ряд требований к живому донору (ст. 3), определяет условия изъятия у него органов и (или) тканей (ст. ст. 11 - 13), а также закрепляет обязательность письменного согласия реципиента на трансплантацию органов и (или) тканей человека (ст. 6). Подобным же образом в соответствии с абзацем первым ст. 1 Закона о донорстве крови донорство крови и ее компонентов является свободно выраженным добровольным актом, а абзац пятый указанной статьи устанавливает общее правило о недопустимости взятия крови и ее компонентов, в случае если этим будет причинен вред здоровью донора. Невозможно также переоценить важность запрета купли-продажи, а равно совершения иных коммерческих сделок в отношении органов и (или) тканей человека (абзац второй ст. 47 Основ законодательств об охране здоровья граждан, а также абзац четвертый ст. 1 <11> и абзац первый ст. 15 Закона о трансплантации). Согласно абзацу третьему ст. 17 Закона о донорстве крови запрещается продажа донорской крови и ее компонентов в другие государства в целях извлечения прибыли <12>. -------------------------------- <10> Ср. с цитируемой выше преамбулой Закона о трансплантации. <11> Настоящая норма Закона о трансплантации говорит в том числе об уголовной ответственности за куплю-продажу органов и (или) тканей человека. Между тем в уголовном законодательстве можно обнаружить лишь состав преступления, связанный с принуждением к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, которое совершено с применением насилия либо с угрозой его применения, установленный статьей 120 УК РФ, с которой напрямую корреспондирует абзац третий ст. 3 Закона о трансплантации. Ввиду чего следует согласиться с Н. А. Горбуновой, заключающей, что "незаконный оборот трансплантатов в качестве преступного деяния Уголовным кодексом РФ не предусмотрен" (Горбунова Н. А. Влияние трансплантологии на развитие уголовного законодательства Российской Федерации // Медицинское право. 2008. N 3. С. 12). Тем не менее возможно применение подпункта "м" ч. 2 ст. 105 УК РФ, когда было совершено убийство в целях использования органов или тканей потерпевшего, или п. "з" настоящей нормы в случае совершения убийства из корыстных побуждений, связанных (или в том числе связанных) с дальнейшей продажей органов и (или) тканей человека. Кроме того, имеется состав преступления, предусматривающий уголовную ответственность за куплю-продажу несовершеннолетнего либо совершение иных сделок в отношении несовершеннолетнего в форме его передачи и завладения им в целях изъятия у него органов или тканей для трансплантации (подп. "ж" ч. 2 ст. 152 УК РФ). <12> Данное обстоятельство не исключает внешнеэкономический оборот частей человека для иных целей. Подпунктом 5 ст. 6 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850) определение порядка вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию биологически активных материалов (донорской крови, внутренних органов и других материалов), генетически активных материалов (культур грибов, бактерий, вирусов, семенного материала животных и человека и иных материалов) отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности.

На основании вышеуказанных норм А. В. Головизнин заключает, что "органы и ткани человека могут быть предметом (объектом) иных сделок, за исключением купли-продажи (например, дарения, хранения и т. д.)" <13>. Представляется, что, выражаясь более пространно, но вместе с тем значительно точнее, автор хотел сказать, что запрет совершения коммерческих, а по его логике возмездных сделок в отношении органов и тканей человека совсем не означает такого же запрета на совершение сделок безвозмездных, т. е. некоммерческих. Здесь необходимо заметить, что используемое в абзаце втором ст. 47 Основ законодательства об охране здоровья граждан и далее нигде не разъясняемое понятие "коммерческая сделка" крайне неудачно, поскольку допускает возможность различного своего толкования. Например, данное понятие может быть истолковано в контексте названных правовых норм, в том числе и как запрет на совершение в отношении органов любых гражданско-правовых сделок. Тем более что при ином подходе велика опасность заключения возмездных сделок под видом сделок безвозмездных. Поэтому, думается, законодателю необходимо дать более четкие указания на данный счет. -------------------------------- <13> Головизнин А. В. Гражданско-правовой режим вещей // Актуальные проблемы цивилистических отраслей права. Межвузовский сборник научных трудов. Екатеринбург: Изд-во Уральского юридического института МВД России, 2004. Вып. 4. С. 45.

В действующем законодательстве содержатся также определенные ограничения и запреты по отношению к продукции, непосредственно связанной с частями человека. Таковы правила о невозможности установления патентных прав в отношении технических решений, связанных с использованием человеческих эмбрионов в промышленных и коммерческих целях (подп. 3 п. 4 ст. 1349 ГК РФ) и о недопустимости указания в рекламе на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбрионов человека (подп. 5 п. 5 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" <14>). -------------------------------- <14> СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232. Комментируя настоящую норму, М. А. Спиридонова верно указывает, что "любое нарушение целостности неотъемлемых личностных благ (даже если уже утрачена жизнь) не может использоваться как пропаганда и агитация в коммерческих целях. Это негуманно. Поэтому рекламодатели и распространители не должны ссылаться на то, что их товар произведен с использованием тканей эмбриона человека (даже в том случае, если эти сведения соответствуют действительности)" (Спиридонова М. А. Комментарий к Федеральному закону от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (постатейный). 2007).

Именно государственной заботой об охране нематериальных благ личности обусловлен до сих пор действующий в Российской Федерации запрет на клонирование человека. Как отмечается в преамбуле Федерального закона от 20 мая 2002 г. N 54-ФЗ "О временном запрете на клонирование человека" <15>, данный запрет вводится "исходя из принципов уважения человека, признания ценности личности, необходимости защиты прав и свобод человека и учитывая недостаточно изученные биологические и социальные последствия клонирования человека. С учетом перспективы использования имеющихся и разрабатываемых технологий клонирования организмов предусматривается возможность продления запрета на клонирование человека или его отмены по мере накопления научных знаний в данной области, определения моральных, социальных и этических норм при использовании технологий клонирования человека". -------------------------------- <15> СЗ РФ. 2002. N 21. Ст. 1917.

Человек как отдельная личность и субъект права исчезает со смертью, а его телесная оболочка с этого момента определяется как труп. Необходимость учета сложившихся в обществе морально-этических норм при обращении с телом умершего проявляется и в законодательстве о похоронном деле, которое устанавливает требование о безусловном учете волеизъявления умершего о достойном отношении к его телу после смерти. Согласно статье 5 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" <16> (далее - Закон о погребении) такое волеизъявление может касаться согласия или несогласия лица быть подвергнутым патолого-анатомическому вскрытию <17>, изъятия органов и (или) тканей из его тела, погребения на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими или желания быть подвергнутым кремации, а также о доверии исполнить такое свое волеизъявление тому или иному лицу. -------------------------------- <16> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 146. <17> В соответствии с абзацем первым ст. 48 Основ законодательства об охране здоровья граждан для установления данных о причинах смерти и диагнозе заболевания врачами производится патолого-анатомическое вскрытие, которое согласно абзацу третьему указанной статьи может не производиться по религиозным или иным мотивам в случае наличия письменного заявления членов семьи, близких родственников или законного представителя умершего либо волеизъявления самого умершего, высказанного при его жизни, при отсутствии подозрения на насильственную смерть, если иное не предусмотрено российским законодательством.

Необходимо упомянуть также о коллизии между положениями абзаца третьего п. 1 ст. 5 Закона о погребении и статьей 8 Закона о трансплантации в части правомерности порядка изъятия органов и (или) тканей у трупа, заключающейся в наличии своего рода презумпции несогласия на осуществление таких действий согласно первой норме и, наоборот, презумпции согласия в соответствии со вторым правилом. К сожалению, изданное по данному поводу Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. N 459-О "Об отказе в принятии к запросу Саратовского областного суда о проверке конституционности статьи 8 Закона РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека" <18> не только не прояснило сложившуюся ситуацию, но, по нашему мнению, лишь еще больше ее запутало. Констатировав наличие в соответствии со статьей 8 Закона о трансплантации презумпции согласия на изъятие органов и (или) тканей после смерти ("неиспрошенное согласие" или "предполагаемое согласие") и подтвердив ее конституционность, суд, однако, посетовал на несовершенство нормативной базы в данной области, тем самым, пусть и столь витиеватым образом, также согласился с ее спорностью. Безусловно, что и здесь законодателю также необходимо в срочном порядке принять соответствующие поправки. -------------------------------- <18> Вестник КС РФ. 2004. N 3.

Советское законодательство нормы о необходимости получения согласия на изъятие органов и (или) тканей у трупа не содержало вообще, поэтому некоторые его нормативные акты вступили в коллизию с действующими правовыми нормами. Так, решением Верховного Суда РФ от 17 июня 2002 г. N ГКПИ2002-566 <19> признаны несоответствующими действующему законодательству и подлежащими отмене пункты 2 и 3 Инструкции по изъятию и первичному консервированию гипофизов от трупов человека <20>, а также пункты 1.1 и 1.2 Приказа Министерства здравоохранения СССР от 7 июля 1987 г. N 872 "Об увеличении сбора гипофизов от трупов для производства гормональных препаратов", предусматривавшие обязательность изъятия гипофиза у всех, за некоторыми исключениями, трупов любых возрастных групп, независимо от волеизъявления умершего или согласия его родственников. Представляется, что именно столь явное несоответствие положений указанных нормативных актов действующему законодательству послужило дальнейшему отказу Министерства здравоохранения РФ от поданной им ранее кассационной жалобы и заявлению о прекращении кассационного производства, которые Верховным Судом РФ были удовлетворены (Определение Верховного Суда РФ от 10 сентября 2002 г. N КАС02-524) <21>. Чуть позже данные нормативные акты были отменены непосредственно Приказом Минздрава России от 21 июня 2002 г. N 205 "Об отмене Приказов Министерства здравоохранения СССР от 23 сентября 1977 г. N 866 и от 7 июля 1987 г. N 872" <22>. -------------------------------- <19> Документ опубликован не был. <20> Утв. Приказом Министерства здравоохранения СССР от 23 сентября 1977 г. N 866. <21> Документ опубликован не был. <22> Документ опубликован не был.

Итак, думается, следует согласиться с М. Н. Малеиной по поводу того, что "любые органы и ткани человека с момента их отделения от организма и тело (прах) после смерти - это объекты материального мира, относящиеся к категории вещей", а "телесную оболочку человека нельзя признать самостоятельным объектом, поскольку при жизни человека она не существует сама по себе, а является неотъемлемой частью индивида" <23>. К сказанному, однако, необходимо добавить и особенно это подчеркнуть, что хотя отделенные органы, ткани, а также кровь человека и являются вещами, но их использование, как было показано нами ранее, подчинено строго определенным социальным целям и задачам. -------------------------------- <23> Малеина М. Н. Статус органов, тканей, тела человека как объект права собственности и права на физическую неприкосновенность. С. 14.

При этом, несмотря на установленный законом запрет коммерческого оборота органов и тканей человека в отсутствие прямого и полного легального запрета на оборот указанных объектов, признать их вещами (объектами), изъятыми из оборота по смыслу абзаца первого п. 2 ст. 129 ГК РФ, нельзя <24>. Ввиду чего представляется, что данные предметы должны быть отнесены к ограниченно оборотоспособным вещам (объектам), которые согласно абзацу второму настоящей нормы могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению. Так, в соответствии со статьей 4 Закона о трансплантации забор и заготовка органов и (или) тканей человека, а также их трансплантация осуществляются в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Перечень таких учреждений утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития, совместно с РАМН <25>. Подобным же образом в соответствии со статьей 13 Закона о донорстве крови заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов осуществляют государственные организации здравоохранения. -------------------------------- <24> По поводу объектов, изъятых из оборота, см. например, п. 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ; Федеральный закон от 22 марта 2003 г. N 34-ФЗ "О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 12. Ст. 1058; абзац второй п. 1 ст. 2 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 219; Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с российским законодательством и международными договорами Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681) // СЗ РФ. 1998. N 27. Ст. 3198; абзац второй ст. 3 Федерального закона от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" // СЗ РФ. 1997. N 29. Ст. 3510; абзац первый ст. 5 Федерального закона от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия" // СЗ РФ. 1997. N 18. Ст. 2105; п. 1 ст. 6 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" // СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681; абзац пятый п. 2 ст. 6 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" // СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024. <25> См.: Перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих трансплантацию органов и (или) тканей человека, и Перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор и заготовку органов и (или) тканей человека (приложения N 2 и 3 к Приказу Минздравсоцразвития России и РАМН от 25 мая 2007 г. N 357/40).

Такой подход находит широкую поддержку в литературе, и, кроме указанных в начале данной статьи авторов, к ограниченным в обороте вещам относят органы и ткани С. С. Шевчук и А. В. Головизнин <26>. А. А. Мохов и А. В. Мелихов в статье "Клетки как объект гражданских и иных правоотношений" также приходят к выводу, что по общему правилу клетки человека могут быть отнесены к ограниченным в гражданском обороте объектам <27>. Более того, как небезосновательно заключает Д. К. Рашидханова, мнение о том, что органы и ткани являются вещами, ограниченными в обороте, является наиболее распространенным <28>. -------------------------------- <26> См.: Шевчук С. С. О некоторых проблемах совершенствования законодательства в сфере здравоохранения // Современное право. 2002. N 1. С. 24; Головизнин А. В. Указ. соч. С. 45. <27> Мохов А. А., Мелихов А. В. Клетки как объект гражданских и иных правоотношений // Медицинское право. 2008. N 2. С. 38. <28> Рашидханова Д. К. Репродуктивные права личности: сущность и правовая природа // Социальное и пенсионное право. 2007. N 4. С. 43.

В заключение остается отметить, что кроме вышеперечисленных предметов к частям человека, по справедливому замечанию М. Н. Малеиной, следует также отнести органы и ткани, отчуждаемые в результате оказания медицинской помощи (ампутированные из-за заболевания или травмы части тела пациента, в том числе конечности, опухоли, зубы; абортированные плоды и их органы (ткани), эмбриональный материал (плацента, плодный пузырь, амниотическая жидкость, пуповина)), а также органы и ткани, отторжение которых не связано с заболеванием и (или) медицинским вмешательством и может не иметь определенной цели дальнейшего использования (остриженные волосы; сцеженное грудное молоко; кожа, удаленная после подтяжки, и т. п.) <29>. Не останавливаясь здесь более подробно, скажем, что почти все из названных частей человека, не представляя какой-либо особенной ценности, могут рассматриваться как отходы, подлежащие утилизации, порядок которой определяется уже другими нормами действующего законодательства. -------------------------------- <29> См.: Малеина М. Н. Указ. соч. С. 14.

Библиография

Нормативные правовые акты

Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301. Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5496. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954. Закон РФ от 9 июня 1993 г. N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 28. Ст. 1064. Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-1 "О трансплантации органов и (или) или тканей человека" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 62. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" // СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850. Федеральный закон от 22 марта 2003 г. N 34-ФЗ "О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 12. Ст. 1058. Федеральный закон от 20 мая 2002 г. N 54-ФЗ "О временном запрете на клонирование человека" // СЗ РФ. 2002. N 21. Ст. 1917. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" // СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 219. Федеральный закон от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" // СЗ РФ. 1997. N 29. Ст. 3510. Федеральный закон от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия" // СЗ РФ. 1997. N 18. Ст. 2105. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 146. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" // СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" // СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан 1993 г. Утв. Верховным Советом РФ 22 июля 1993 г. N 5487-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318. Приказ Минздравсоцразвития России от 18 августа 2008 г. N 429н "Об организации деятельности плазмоцентра" (зарегистрирован в Минюсте России 3 сентября 2008 г. N 12218) // Российская газета. 2008. N 188. Приказ Минздравсоцразвития России N 357, РАМН N 40 от 25 мая 2007 г. (зарегистрирован в Минюсте России 19 июня 2007 г. N 9672) // Российская газета. 2007. N 134. Приказ Минздрава России от 21 июня 2002 г. N 205 "Об отмене Приказов Министерства здравоохранения СССР от 23.09.77 N 866 и от 07.07.87 N 872". Документ опубликован не был. Приказ Минздрава России от 14 сентября 2001 г. N 364 "Об утверждении Порядка медицинского обследования донора крови и ее компонентов" (зарегистрирован в Минюсте России 31 октября 2001 г. N 3009) // Российская газета. 2001. N 222. Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 // СЗ РФ. 1998. N 27. Ст. 3198. Приказ Министерства здравоохранения СССР от 7 июля 1987 г. N 872 "Об увеличении сбора гипофизов от трупов для производства гормональных препаратов" (утратил силу). Документ опубликован не был. Инструкция по изъятию и первичному консервированию гипофизов от трупов человека. Утв. Приказом Министерства здравоохранения СССР от 23 сентября 1977 г. N 866 (утратила силу). Документ опубликован не был.

Судебная практика

Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. N 459-О "Об отказе в принятии к запросу Саратовского областного суда о проверке конституционности статьи 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. N 3. Определение Верховного Суда РФ от 10 сентября 2002 г. N КАС02-524. Документ опубликован не был. Решение Верховного Суда РФ от 17 июня 2002 г. N ГКПИ2002-566. Документ опубликован не был.

Научная литература

Головизнин А. В. Гражданско-правовой режим вещей // Актуальные проблемы цивилистических отраслей права: Межвузовский сборник научных трудов. Екатеринбург: Изд-во Уральского юридического института МВД России, 2004. Вып. 4. Горбунова Н. А. Влияние трансплантологии на развитие уголовного законодательства Российской Федерации // Медицинское право. 2008. N 3. Малеина М. Н. Личные неимущественные права граждан (понятие, осуществление и защита): Дис. ... докт. юрид. наук. М., 1997. Малеина М. Н. Статус органов, тканей, тела человека как объект права собственности и права на физическую неприкосновенность // Законодательство. 2003. N 11. Мохов А. А., Мелихов А. В. Клетки как объект гражданских и иных правоотношений // Медицинское право. 2008. N 2. Рашидханова Д. К. Репродуктивные права личности: сущность и правовая природа // Социальное и пенсионное право. 2007. N 4. Спиридонова М. А. Комментарий к Федеральному закону от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (постатейный). 2007. Шевчук С. С. О некоторых проблемах совершенствования законодательства в сфере здравоохранения // Современное право. 2002. N 1.

------------------------------------------------------------------

Название документа