Спортивное право Бразилии: анализ тенденций развития

(Соловьев А. А.) ("Спорт: экономика, право, управление", 2010, N 2) Текст документа

СПОРТИВНОЕ ПРАВО БРАЗИЛИИ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ

А. А. СОЛОВЬЕВ

Соловьев А. А., федеральный судья, член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, кандидат юридических наук.

2 октября 2009 г. после напряженного голосования в Международном олимпийском комитете городом, который примет у себя Олимпийские игры 2016 г., был назван Рио-де-Жанейро. В борьбе участвовали также Чикаго, Токио и Мадрид. Несмотря на присутствие Президента США Барака Обамы при голосовании, Чикаго выбыл в первом же раунде, Токио - во втором, а бразильский город обошел в борьбе за это право столицу Испании, за него было отдано большинство из 95 голосов <1>. -------------------------------- <1> Олимпиада 2016 года пройдет в Рио-де-Жанейро. URL: - 10.04.2010.

Победа Рио-де-Жанейро при определении места проведения Олимпийских и Паралимпийских игр в 2016 г., как заявлялось, позволит жителям этого города и всей Бразилии, даже всей Южной Америки, получить спортивные, культурные, образовательные и иные "дивиденды" далеко за пределами продолжительности этих событий. Игры в Рио рассматриваются самими бразильцами как блестящая возможность повысить общий престиж Рио-де-Жанейро, превратить город в центр мирового спорта для подготовки спортсменов со всего мира в учреждениях с прекрасными условиями <2>. -------------------------------- <2> Rio 2016 signe un accord pour developper le Sport au Bresil. Le Comite Olympique Bresilien et l'Universite de I'Etat de Rio de Janeiro signent un accord educationnel pour developper des activites scientifiques, pedagogiques et sociales. URL: - 10.04.2010.

За истекшие с момента объявления победы три месяца 2009 г. Организационный олимпийский комитет Бразилии начал подготовку к Олимпиаде, которую, как было заявлено, планируется провести в качестве "самого крупного спортивного события на планете". Сам факт избрания Рио-де-Жанейро местом проведения Олимпиады, а также содержание запущенных в Бразилии (уже через 24 часа после объявления победы <3>) процессов подготовки к ней дают нам основания приглядеться чуть более пристально к бразильскому опыту правового регулирования сферы спорта, к сути бразильской модели спортивного права и тенденциям его развития. -------------------------------- <3> 2400 jours jusqu'aux Jeux Olympiques Rio 2016. URL: - 10.04.2010.

Постараемся кратко изложить историю развития бразильского законодательства о спорте. Прежде всего, следует отметить, что значимой особенностью бразильской модели спортивного права является существование такого "игрока" в этой сфере, как Бразильский федеральный совет по вопросам спорта. Бразильский федеральный совет по вопросам спорта является в Бразилии руководящим органом в сфере физической культуры и спорта, проводит мероприятия по внедрению массовой физической культуры, координирует деятельность органов и структурных подразделений, входящих в его систему и отвечающих за стандартизацию и укрепление отношений между пользователями услуг, предоставляемых в области физической культуры. Это государственно-общественная структура, наделенная до недавнего времени одновременно отдельными полномочиями законодательной, исполнительной и судебной (в области спорта) власти. В последние годы полномочия судебной власти у указанного органа последовательно сокращались. Еще одной особенностью бразильской модели спортивного права является наличие в достаточно развитой системе спортивного законодательства двух спортивных кодексов, но об этом чуть позже. Начало становления спортивного права Бразилии относится к концу 30-х годов прошлого века. Декрет-закон N 526 от 1938 г. учредил Национальный совет по культуре - Управление культурного развития в стране, который был наделен компетенцией в том числе и по вопросам организации физкультурного воспитания. Декрет-закон N 1056 от 1939 г., в свою очередь, создал Национальную комиссию по спорту, вменив ей в обязанности разработку и представление плана по регулированию спорта в Бразилии <4>. -------------------------------- <4> Mozart P. O Profissionalismo No Futebol Brasileiro. URL: - 21.11.2005.

Первым Органическим законом о спорте в Бразилии явился Декрет-закон N 3199 от 14 апреля 1941 г. Этот нормативный правовой акт был задуман и реализован согласно общим подходам правящего режима того времени. Основной концептуальный замысел указанного Декрета-закона Бразилии состоял в закреплении системы государственного администрирования спорта, декларировавшейся как реализуемая для "благоприятствования спорту", но не столько его поощрявшей, сколько реализовывавшей жесткий мониторинг и контроль. Положения этого Декрета-закона делали акцент на обеспечение и поддержание порядка и дисциплины, потеснив организационную автономию в спорте <5>. Указанный Декрет-закон учредил Бразильский федеральный (Национальный) совет по спорту, заложив основу для организации спортивной работы, установил, что в стране должны соблюдаться спортивные правила, изданные международными организациями <6>. -------------------------------- <5> Dolabjian D. A., Schmoisman M. A. Derecho y Deporte (Con especial referencia al futbol asociacion). Tomo I. Marco teorico general. Estructuras y Asociaciones deportivas. Cordoba (Argentina): Lerner Editora S. R.L., 2009. P. 229 - 230. <6> Mozart P. O Profissionalismo No Futebol Brasileiro. URL: - 21.11.2005.

Декрет-закон Бразилии N 5342 от 1943 г. официально признал практику профессионального футбола, определил необходимость регистрации контрактов для тренеров и футболистов в Бразильской конфедерации спорта. Следует также упомянуть Декрет-закон N 7674 от 1945 г., Декрет-закон N 47978 от 1960 г., Декрет-закон N 51008 от 1961 г. и Декрет-закон N 53820 от 1964 г. <7>, которые также вносили некоторые изменения в бразильское законодательство о спорте. -------------------------------- <7> Mozart P. O Profissionalismo No Futebol Brasileiro. URL: - 21.11.2005.

Федеральная Конституция Бразилии, принятая в 1967 г., упомянула вопросы спорта (статья 8, пункт XVIII, подпункт "q"), наделив Федерацию полномочиями принимать законы, касающиеся "общего регулирования спорта" <8>. -------------------------------- <8> Dolabjian D. A., Schmoisman M. A. Derecho y Deporte (Con especial referencia al futbol asociacion). Tomo I. Marco teorico general. Estructuras y Asociaciones deportivas. Cordoba (Argentina): Lerner Editora S. R.L., 2009. P. 229 - 230.

Закон Бразилии N 5939 от 1973 г. урегулировал порядок предоставления социальных пособий для футболистов <9>. -------------------------------- <9> Dolabjian D. A., Schmoisman M. A. Derecho y Deporte (Con especial referencia al futbol asociacion). Tomo I. Marco teorico general. Estructuras y Asociaciones deportivas. Cordoba (Argentina): Lerner Editora S. R.L., 2009. P. 229 - 230.

Закон Бразилии N 6251 от 8 октября 1975 г. ("Национальная политика в области образования. Спорт и физическая культура"): 1) уточнил федеральные государственные полномочия в области спорта, государственное управление в этой области было еще больше централизовано; 2) трансформировал полномочия Бразильского федерального совета по спорту, одновременно наделив его некоторыми полномочиями, как законодательного органа, так и органа исполнительной власти, а также судебной инстанции в области спорта; 3) ввел ряд мер, направленных на улучшение физического здоровья населения и развитие массового спорта; 4) закрепил ряд механизмов и гарантий повышения уровня спортивной подготовки в различных областях. Закон Бразилии N 6354 от 2 сентября 1976 г. признал особенности трудового договора в спорте и определения прав и обязанностей сторон в таком договоре, урегулировал рабочие взаимоотношения профессиональных футболистов и футбольных клубов, в том числе вопросы перехода в другой клуб, а также вопросы разработки общих правил, относящихся к подрядчикам. Постановлением N 10 от 10 апреля 1986 г. Бразильский федеральный совет по спорту наделен полномочием принимать участие в решениях относительно спортивных трансферов, кроме того, им закреплены дополнительные гарантии спортсменам в этом вопросе. Конституция Бразилии от 5 октября 1988 г. также уделила внимание вопросам спорта. Так, пункт IX статьи 24 относит образование, культуру, преподавание и спорт к вопросам, по которым Союз, штаты и федеральный округ законодательствуют на конкурирующей основе <10>. -------------------------------- <10> Конституции государств Америки: В 3 т. / Под ред. д. ю.н., проф. Т. Я. Хабриевой. Т. 3: Южная Америка. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2006. С. 144.

Единственную статью 217 секции III "О спорте" главы III "Об образовании, культуре и спорте" Конституции Бразилии от 5 октября 1988 г. считаем необходимым процитировать полностью: "Является обязанностью государства содействовать развитию организованного или неорганизованного спорта, занятие которым является правом каждого; при этом должны соблюдаться следующие принципы: I. Автономия руководящих спортивных учреждений и ассоциаций во всем, что касается их организации и деятельности. II. Использование публичных средств для приоритетного стимулирования спорта в воспитательных целях и, в особых случаях, стимулирования спорта наивысшего уровня. III. Дифференцированный подход к профессиональному и непрофессиональному спорту. IV. Поддержка и стимулирование видов спорта, родиной которых является Бразилия. Параграф 1. Органы судебной власти рассматривают дела в отношении дисциплины и спортивных соревнований только после исчерпания возможностей обращения в органы спортивной юстиции, организуемой законом. Параграф 2. Органам спортивной юстиции предоставляется срок в шестьдесят дней, считая с начала процесса, для вынесения окончательного решения. Параграф 3. Органы государственной власти способствуют организации досуга как формы социального прогресса" <11>. -------------------------------- <11> Конституции государств Америки: В 3 т. / Под ред. д. ю.н., проф. Т. Я. Хабриевой. Т. 3: Южная Америка. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2006. С. 254.

Закон N 8672 от 1993 г. (так называемый Закон Зико) внес существенные изменения в регламентацию профессионального спорта в Бразилии: 1) затронул вопросы внутреннего управления в спортивных организациях; 2) ликвидировал многие механизмы авторитарного государственного управления в сфере спорта, существенно сократил вмешательство государства; 3) зафиксировал гарантии и условия укрепления частной инициативы и осуществления автономии в спорте, дополнительно усилил свободу ассоциаций; 4) предоставил право переносить судебные споры из государственных судов в коммерческие арбитражи; 5) существенно сократил ряд полномочий Федерального совета по спорту; 6) закрепил ряд мер по развитию деятельности спортивных школ. Постановление N 01 от 17 декабря 1996 г. касалось трудовых вопросов в отношениях между профессиональными спортсменами и спортивными организациями (ряд норм этого акта позднее претерпел изменения согласно Постановлению N 71 от 10 октября 2000 г.). Закон N 9615 от 24 марта 1998 г. (известный как Закон Пеле) затронул вопросы спортивных трансферов, спортивной индустрии, ответственности в спорте. Закон также предусмотрел, что деятельность в сфере спорта является осуществлением экономической деятельности, подчиняющейся ряду принципов: финансовой прозрачности, нравственности, социальной ответственности, дифференцированного режима любительского и профессионального спорта, участия в спортивных организациях в стране. Позднее в Закон N 9615 от 24 марта 1998 г. были внесены изменения Законами N 9981 от 2000 г., N 10264 от 2001 г., N 10672 от 2003 г., в частности, в связи с изменениями правил ФИФА относительно спортивных трансферов игроков в результате процесса по делу Босмана. Следует также упомянуть Закон Бразилии N 10671 от 15 мая 2003 г., установивший дополнительные гарантии защиты прав потребителей в области спорта. 18 августа 2003 г. Бразильский федеральный совет по вопросам спорта своим Постановлением N 056/2003 утвердил Кодекс профессиональной этики работников, занятых в области физического воспитания. Правовыми основаниями этого акта явились Закон Бразилии N 9696 от 1 сентября 1998 г., пункт VII статьи 40 и пункт VI статьи 8 Устава Федерального совета по вопросам физической культуры. В процессе разработки Кодекса профессиональной этики работников, занятых в области физического воспитания, в его основу были, кроме всего прочего, положены Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, а также положения Бразильской хартии о физическом воспитании 2000 г. (подробнее описание этого акта см. в работе автора настоящей статьи <12>). -------------------------------- <12> Соловьев А. А. Бразильский Кодекс профессиональной этики работников, занятых в области физического воспитания: причины принятия акта и его основные идеи // Юрист вуза. 2009. N 11. С. 20 - 23.

23 декабря 2003 г. Бразильский федеральный совет по вопросам спорта Постановлением N 1 утвердил Бразильский кодекс спортивной юстиции (в ближайшее время выйдет в свет перевод этого акта под редакцией автора настоящей статьи). Данный нормативный правовой акт является весьма объемным (включает в себя 2 книги, 15 разделов, 44 главы (некоторые из которых еще подразделяются на секции) и 287 статей) и носит комплексный характер. В частности, в нем содержатся: - предписания, определяющие порядок организации спортивной юстиции, структуру и правовой статус судебных органов, "прокуратуры спортивной юстиции", защитников; - процессуальные нормы, детально регулирующие порядок осуществления спортивного судопроизводства в первой и апелляционной инстанциях; - положения, посвященные правонарушениям в сфере спорта и ответственности за их совершение, содержащие как нормы общего характера, так и многочисленные составы конкретных правонарушений. Следует отметить, что указанный Кодекс, в отличие от Спортивного кодекса Франции (перевод, подготовленный автором настоящей статьи <13>), не содержит в себе уголовно-правовых норм. -------------------------------- <13> Спортивный кодекс Франции. Законодательная часть / Пер. с франц. и вступит. статья А. А. Соловьева; Предисл. д. ю.н., проф. С. В. Алексеева; Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. М., 2009. 134 с. (серия "Актуальные проблемы спортивного права". Вып. 2).

Весьма интересным представляется изложенное в статье 33 Бразильского кодекса спортивной юстиции не развитое в российском праве понятие спортивного административного процесса - установленная законодательством процедура судебного разбирательства и разрешения споров, связанных с применением спортивного права, осуществляемая в порядке, установленном положениями настоящего Кодекса, на официальном уровне и с соблюдением всех соответствующих нормативных предписаний. Поскольку по форме государственного устройства Бразилия, как и Россия, является федеративным государством, существенный интерес представляет также бразильская модель системы органов управления спортом, которая включает в себя несколько уровней (и это также особенность бразильской модели спортивного права - в отличие, к примеру, от моделей Франции или США): - государственный (Министерство спорта Бразилии, Бразильский олимпийский комитет, Бразильский паралимпийский комитет, региональные управления физкультуры и спорта и иные органы государственной власти штатов); - государственно-общественный (Бразильский федеральный совет по вопросам спорта); - муниципальный (административные органы в муниципалитетах); - автономный (управление внутри федераций и иных спортивных организаций). Причем в этой системе основная доминанта управления ложится на государственно-общественный Бразильский федеральный совет по вопросам спорта, ныне наделенный отдельными полномочиями как законодательной, так и исполнительной власти. На примере Бразилии мы видим пример достаточно эффективного государственно-частного партнерства в сфере спорта, что могло бы найти применение в российских условиях. И эта система направлена на обеспечение регулярных занятий спортом и улучшение их качества. Что касается частной сферы, в Бразилии действуют выполняющие общественно полезные функции спортивные организации, созданные в соответствии с принципом свободы ассоциаций. Они могут быть как коммерческими, так и некоммерческими, но в равной мере осуществляют координацию, управление, регулирование и обеспечение занятий спортом на национальном, региональном и местном уровнях, а также пользуются поддержкой государства.

------------------------------------------------------------------

Название документа