Тезисы Методических рекомендаций "Юридическая ответственность руководителей и врачей физкультурно-спортивных организаций" (часть первая). Москва, 2010 г. (Начало)
(Сараев В. В.) ("Спорт: экономика, право, управление", 2010, N 2) Текст документаТЕЗИСЫ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ "ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ВРАЧЕЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ" (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ). МОСКВА, 2010 Г.
В. В. САРАЕВ
Сараев В. В., руководитель Рабочей группы по толкованию спортивного законодательства Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, Вице-президент Континентальной хоккейной лиги (КХЛ), директор Правового управления КХЛ, кандидат юридических наук.
С. В. Устелимова в книге "Спорт, который вас убивает" высказывает мнение, что увлечение спортом является опасным и негативно отражается на человеческом организме <1>. Не вступая в дискуссию о соотношении положительного и отрицательного при занятиях спортом, для нас безусловен тот факт, что медицинское обеспечение спорта несет определяющую роль в охране жизни и здоровья человека, посвятившего свою жизнь спорту. -------------------------------- <1> См.: Устелимова С. В. Спорт, который вас убивает. М.: Вече, 2007. 176 с.
"Врач должен постоянно помнить о своем долге сохранения человеческой жизни", - продекларировано в Международном кодексе медицинской этики <2>. -------------------------------- <2> Международный кодекс медицинской этики. Принят 3-й Генеральной ассамблеей Всемирной медицинской ассоциации, Лондон, Великобритания, октябрь 1949 г., дополнен 22-й Всемирной медицинской ассамблеей, Сидней, Австралия, август 1968 г., и 35-й Всемирной медицинской ассамблеей, Венеция, Италия, октябрь 1983 г. Текст документа официально опубликован не был.
Юридическую ответственность руководителей и врачей физкультурно-спортивных организаций необходимо рассматривать: 1. При лицензировании медицинской деятельности (часть первая настоящей статьи). 2. При причинении вреда жизни и здоровью человеку (часть вторая статьи). 1. При лицензировании медицинской деятельности следует знать, что ведение медицинской деятельности в Российской Федерации осуществляется согласно законодательству, в соответствии с которым к учреждениям здравоохранения относятся лечебно-профилактические, санитарно-эпидемиологические и другие учреждения, включенные в Номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую Минздравом России. Медицинское учреждение подлежит регистрации как юридическое лицо в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <3>. -------------------------------- <3> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431.
В уставе организации, занимающейся медицинской деятельностью, обязательно упоминание об этом. Характер этой деятельности следует определять согласно разделу "Здравоохранение и предоставление социальных услуг" (класс 85) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2007 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1.1) <4>. -------------------------------- <4> Введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2007 г. N 329-ст "О принятии и введении в действие Изменения 1/2007 ОКВЭД к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002)". Текст Приказа опубликован в ИУС "Национальные стандарты". 2008. N 2.
Согласно статье 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <5> медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию. -------------------------------- <5> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3430.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 определяют порядок лицензирования в области охраны здоровья граждан: "Статья 5.1. Полномочия Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения: 1) осуществляет ведение единого реестра лицензий, в том числе выданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с переданными полномочиями, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения..." <6>. -------------------------------- <6> Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 33. Ст. 1318.
Лицензирование медицинской деятельности осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" (с изменениями от 7 апреля 2008 г.) <7>. -------------------------------- <7> Постановление Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" (с изм. от 7 апреля 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 5. Ст. 656.
Лицензирование медицинской деятельности возложено на Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития" <8>. -------------------------------- <8> Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 28. Ст. 2900.
Медицинская деятельность фактически является видом деятельности физкультурно-спортивной организации и неотъемлемой частью функционирования физической культуры и спорта как особой сферы общественных отношений (далее по тексту термин "спорт" включает в себя понятие "физическая культура и спорт"). Медицинская деятельность в спорте осуществляется в двух формах: 1) получения физкультурно-спортивной организацией на гражданско-правовой основе услуг от государственных, муниципальных и частных медицинских организаций (учреждений), в том числе имеющих спортивную специализацию; 2) образования в структуре физкультурно-спортивной организации медицинской службы как структурного подразделения. Если оказание медицинских услуг на основании гражданско-правового договора не имеет вопросов, то медицинская деятельность, осуществляемая посредством образования в структуре физкультурно-спортивной организации медицинской службы, совмещающая в себе характер предпринимательской деятельности, еще мало изучена и недооценена с позиций правоприменения. Как правило, лицензирование медицинской деятельности физкультурно-спортивной организации проводится по следующей номенклатуре работ и услуг (на примере хоккейного клуба Континентальной хоккейной лиги): "Центр восстановительного лечения (тренировочная и восстановительная база): "Доврачебная помощь: медицинский массаж. Амбулаторно-поликлиническая помощь, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому: лечебная физкультура и спортивная медицина". Крытый каток (детско-юношеская спортивная школа): "Доврачебная помощь: лечебное дело, медицинский массаж. Амбулаторно-поликлиническая помощь, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому: лечебная физкультура и спортивная медицина, педиатрия". Медицинский центр (место проведения официальных спортивных соревнований): "Доврачебная помощь: медицинский массаж. Амбулаторно-поликлиническая помощь, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому; лечебная физкультура и спортивная медицина, терапия, травматология и ортопедия, физиотерапия" <9>. -------------------------------- <9> Лицензия N 55-01-000299 от 14 декабря 2006 г. на осуществление медицинской деятельности Некоммерческого партнерства "Спортивный клуб "Авангард", Омская область.
За осуществление медицинской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, физкультурно-спортивная организация несет ответственность, предусмотренную положением (регламентом) о спортивном соревновании, утвержденную его организатором и (или) законодательством Российской Федерации: 1.1. Спортивно-дисциплинарную. 1.2. Гражданско-правовую. 1.3. Административную. 1.4. Уголовную.
1.1. Спортивно-дисциплинарная ответственность
Спортивно-дисциплинарная ответственность за неправомерную медицинскую деятельность - новое явление в спорте, и многие физкультурно-спортивные организации находятся еще в начале пути по лицензированию медицинской деятельности. Так, например, в Континентальной хоккейной лиге невыполнение требования о проведении лицензирования медицинской деятельности влечет спортивно-дисциплинарную ответственность в виде штрафа на руководителя и (или) хоккейный клуб или дисквалификации руководителя хоккейного клуба в системе клубов и Континентальной хоккейной лиги в целом <10>. -------------------------------- <10> Дисциплинарный регламент Континентальной хоккейной лиги сезона 2009 - 2010 годов, статья 29. М., 2009. С. 44.
1.2. Гражданско-правовая ответственность
При отсутствии лицензии сделки по медицинской деятельности на основании требования (иска) заинтересованных лиц (в число которых входят лицензирующие органы) могут быть признаны недействительными (статья 167 "Общие положения о последствиях недействительности сделки", статья 173 "Недействительность сделки юридического лица, выходящей за пределы его правоспособности" Гражданского кодекса Российской Федерации <11> (далее - ГК РФ)). -------------------------------- <11> Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.
1.3. Административная ответственность
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.1 "Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ <12> (далее - КоАП РФ). -------------------------------- <12> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
В соответствии со ст. 19.20 КоАП РФ ("Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)") за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), предусмотрена также административная ответственность. Административно-правовая норма (статья 14.1 КоАП РФ) носит формальный характер (формальный состав правонарушения) и поэтому не требует установления факта причинения ущерба. Достаточно лишь установить факт нарушения правового предписания <13>. -------------------------------- <13> См.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2006. N 12 ("Решая вопрос о том, образуют ли действия лица состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ, необходимо проверять, содержатся ли в них признаки предпринимательской деятельности, перечисленные в пункте 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации... Предпринимательской является деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг... Вместе с тем само по себе отсутствие прибыли не влияет на квалификацию правонарушений, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, поскольку извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом").
1.4. Уголовная ответственность
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, влечет уголовную ответственность по статье 171 "Незаконное предпринимательство" Уголовного кодекса Российской Федерации <14> (далее - УК РФ). -------------------------------- <14> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (в ред. от 22 июля 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954; 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3601.
При решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ необходимо для определения предпринимательского характера доказать направленность умысла на систематическое извлечение прибыли от незаконной деятельности, факт наступления последствий в виде причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо сопряжение с извлечением дохода в крупном размере. Размер ущерба может складываться из различных составляющих, в зависимости от обстоятельств дела, это могут быть все расходы, которые понесли гражданин, предприниматель, организация или государство в результате неправомерных действий по отношению к ним, а также убытки в виде упущенной выгоды. Именно данный подход характерен для незаконного предпринимательства при осуществлении неправомерной медицинской деятельности (например, при незаконном амбулаторном наблюдении, лечении и медицинских рекомендациях спортсменам, нарушающих их права как потребителей) <15>. -------------------------------- <15> См.: Сараев В. В. Уголовно-правовая охрана современного профессионального спорта в России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2009. 22 с.
При этом необходимо учитывать, что спортсмен наделен обязанностью в части медицинского обеспечения в своей спортивной деятельности и согласно пункту 5 части 2 статьи 24 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" обязан "соблюдать санитарно-гигиенические требования, медицинские требования, регулярно проходить медицинские обследования в целях обеспечения безопасности занятий спортом для здоровья" <16>. -------------------------------- <16> Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 50. Ст. 6242.
(Окончание см. "Спорт: экономика, право, управление", 2010, N 3)
------------------------------------------------------------------
Название документа