Реализация прав граждан в сфере физической культуры

(Дырда С. Г.)

("Спорт: экономика, право, управление", 2010, N 1)

Текст документа

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

С. Г. ДЫРДА

Дырда С. Г., доцент кафедры гражданского, предпринимательского и транспортного права ДВГУПС, кандидат юридических наук, г. Хабаровск.

Экономические и социальные процессы, происходящие в последние два десятилетия, оказывают непосредственное влияние на все стороны жизни российского общества, в том числе на потенциал человеческого развития. В признанном ООН индексе потенциала человеческого развития (ИПЧР) в качестве основных составляющих его показателей приняты уровень образованности населения в возрасте полных 19 - полных 49 лет, средняя продолжительность жизни и уровень дохода населения. Эти показатели обобщаются вполне определенным образом, что дает численное представление о степени развития человеческого потенциала. В настоящее время осуществляются попытки на основе проведения соответствующих исследований выработать наиболее полные и объективные критерии отдельных указанных показателей, например показателя образованности населения [1, с. 5 - 14; 7].

Представляется, что, кроме этого, важным показателем может являться состояние здоровья населения, на уровень которого наряду с другими факторами оказывает непосредственное влияние качество (здоровый образ или стиль) жизни граждан.

В настоящее время все больше людей приходят к осознанию того, что их благополучие и качество жизни непосредственно связаны с состоянием здоровья, воспринимая при этом физическую культуру и спорт в качестве средства его сохранения.

Отметим, что основными методологическими трудностями, очевидно, будут являться определение как таковых показателей качества жизни и соответственно сведение их воедино на основе измерения. Одним из таких показателей качества жизни населения может быть и уровень привлечения населения к занятиям физической культурой.

Современные понятия о качестве жизни неразрывно связаны с возможностями каждого гражданина сохранять свое здоровье как высшее и абсолютное благо. По общепринятым современным понятиям физическая культура сама по себе является уникальным средством сохранения и развития потенциала здоровья населения, оказывающим непосредственное влияние на продолжительность жизни. Однако подобное понимание значения физической культуры в качестве социального явления появилось не сразу.

Единого общепринятого понятия физической культуры до настоящего времени пока нет. Это обусловлено рядом факторов. На трактовке понятия "физическая культура" сказалось наличие комплекса научных дисциплин в контексте общей культуры, изучающих эту область культуры, ее компоненты и связанные с ней явления. Например, элементами физической культуры признаются культура здоровья, культура телосложения, двигательная культура [2].

Обусловлено это и тем, что физическая культура представляется явлением как по характеру, так и по формам своего выражения и функционирования чрезвычайно многообразным и соответственно оказывающим влияние не только на физическое развитие и состояние физического здоровья населения, но и на другие социальные функции общества в различных областях.

Эволюция содержательной стороны сущности физической культуры наиболее подробно рассматривается А. Исаевым в его работе, посвященной спортивной политике нашего государства [3, с. 64]. В самом общем виде этот процесс можно представить в следующем схематическом выражении.

До 60-х годов раскрытие социальной природы и социальных функций физической культуры осуществлялось на основе рассмотрения взаимоотношений игровой деятельности и трудовых операций.

К середине 60-х годов с развитием этой модели в содержательную основу сущности физической культуры стали проникать тенденции восприятия ее с использованием феномена культуры, а уже в конце 60-х годов отечественной социологией была выдвинута идея рассмотрения физической культуры в качестве вида и способа социальной деятельности, формы и способа общественных отношений.

В 80-е годы указанные выше подходы обогатились рассмотрением физической культуры как социального феномена через категории образа жизни, производства и потребления, социальных функций, соревнований и спортивной состязательности, спортивного зрелища.

Приобщение людей к занятиям физическими упражнениями осуществляется в рамках так называемого массового спорта.

Теоретические обобщения и тенденция организации направляемого развития сферы физической культуры и спорта с учетом наличия его правового сопровождения гражданско-правового характера позволяют трансформировать в русле развития социальной политики государства советскую идеологию массового спорта в современную - "спорт для всех", основанную на принципах гуманизма [4].

Европейские государства придерживаются единого понимания в отношении основных спортивных ценностей: никаких манипуляций спортсменами для достижения каких-либо политических целей, всемерная поддержка идеи оздоровительного "спорта для всех", усиление значения спорта в воспитании молодежи.

Пути гуманизации современного спорта лежат в русле концепции гуманизма как такового, основу которой составляет система воззрений о человеке как высшей ценности общественного развития и критерий оценки результатов деятельности во всех сферах общественной жизни. Гуманизмом признается все то, что влияет на полноценное развитие человека, на его потребности и его здоровье.

Однако огромный гуманистический потенциал спорта используется в настоящее время недостаточно полно и эффективно. Нередко, когда духовные ценности подвергаются девальвации, особенно это касается спорта высших достижений. Первостепенными становятся нередко ценности, связанные с получением материальных благ, тщеславием, превосходством одного индивида над другим, одной страны над другой. Реальная гуманистическая ценность современного спорта значительно ниже того потенциала, которым обладает спорт во всех его проявлениях. Речь идет об организации спортивных занятий и игр, при которых должны воплощаться прежде всего социально-педагогические ценности, ориентированные в первую очередь на разностороннее и гармоничное развитие их участников.

Статистика массового спорта никогда, к сожалению, не коррелировалась с такими социально важными для общественного развития тенденциями, как уровень здоровья и уровень преступности [3, с. 147]. Оценка масштабов массового спорта осуществлялась и осуществляется на основе субъективно завышенных показателей, которые без достаточно обоснованной достоверности формируются статистическим наблюдением. Не совсем корректны показатели статистики, например, количества занимающихся по многим, особенно игровым, видам спорта (волейбол, баскетбол, футбол, хоккей и т. п.). Любого подростка, прикоснувшегося к мячу даже вне спортивной площадки, можно причислить с той или иной долей относительности к категории занимающихся.

Специалисты нередко критически относятся к возможностям официальной статистики адекватно отражать реальное состояние физической культуры, массового спорта, в частности. Поэтому многие из их числа опираются на методы получения, анализа и оценки информации в отношении уровня и качества жизни населения. Анализ современных отечественных публикаций, посвященных массовому спорту или спорту для всех, мнения известных теоретиков физического воспитания свидетельствуют, что теоретические основы социальной политики государства в области физической культуры и спорта еще не сформированы, проводимые исследования характеризуются фрагментарностью, касаются частных проблем и вопросов, не носят достаточного обобщающего и целостного характера (А. А. Деркач, А. А. Исаев, В. В. Кузин, Л. П. Матвеев, Н. Д. Никандров, В. П. Филин и др.).

В этой связи развитие понимания отношений в сфере физической культуры и спорта должно с неизбежностью двигаться от осознания потребностей в занятиях физической культурой и спортом к созданию возможностей для использования их потенциала и реализации права на них.

Международно-правовое понимание роли физического воспитания и физической культуры предопределило осознание того, что эффективная реализация прав человека вообще зависит в значительной степени от возможностей каждого человека свободно развивать и сохранять свои физические способности и в этой связи наличия разумной доступности всех людей к физическому воспитанию и спорту, кроме этого, она должна быть обеспечена и гарантирована каждым государством.

Нелишне напомнить, что ст. 1 Международной хартии физического воспитания и спорта, провозглашенной 21 ноября 1978 г. в Париже Генеральной конференцией ООН, декларирует, что занятие физическим воспитанием и спортом является основным правом каждого человека. И это основное право раскрывается в следующей редакции:

- каждый человек обладает правом на доступ к физическому воспитанию и спорту, которые необходимы для развития его личности;

- каждый человек в соответствии со спортивными традициями своей страны должен иметь все возможности для участия в физическом воспитании и спорте для улучшения своего состояния и достижения уровня спортивных успехов сообразно своим способностям;

- особые условия необходимо предоставлять молодежи, включая детей дошкольного возраста, пожилым людям и лицам, с физическими и умственными недостатками [5, с. 95 - 98].

Таким образом, необходимым условием для реализации вышеназванного основного права становится правовое установление возможностей в виде охраняемой законом меры возможного поведения человека, направленного на удовлетворение его прав и интересов.

Особый интерес у специалистов физической культуры вызывает вопрос о механизме формирования интереса к занятиям физической культурой, который собственно и предшествует анализу и оценке возможностей в каждом конкретном случае.

К общим предпосылкам следует отнести в первую очередь наличие потребностей у людей в занятиях спортом или физической культурой, которые материалистическое учение рассматривают, в частности, в качестве важнейшего фактора социального прогресса, исходной основы всякой человеческой деятельности. Здесь следует иметь в виду физиологический аспект экзистенциональных потребностей, основанных на потребности нервной системы в возбуждении. И. М. Сеченов еще в XIX в. доказал, что нервная система обладает потребностью в действии, т. е. должна иметь определенный минимум возбуждения. Однако удовлетворение этой потребности может произойти при помощи простых и сложных стимулов.

Сложные стимулы никогда не вызывают чувства пресыщения, их никогда не может быть слишком много. Такие стимулы дает творчество, в известном смысле увлечение и совершенствование двигательной активности спортивной направленности. В то же время для создания сложных стимулов человек должен приложить немало усилий, в том числе научиться концентрироваться, преодолевать усталость, ограничивать себя в других областях и др. По мнению Э. Фромма, чтобы основная масса людей могла продуцировать такие стимулы, требуется определенный тип культуры. В то же время цивилизация пока не способна в массовом порядке продуцировать творческие стимулы, поскольку, "оказывается, у человека гораздо более сильное возбуждение (волнение) вызывают гнев, бешенство, жестокость или жажда разрушения, чем любовь, творчество или другой какой-то продуктивный интерес" [6, с. 211].

Развитие физической культуры и спорта детерминируется, по мнению специалистов сферы ФКиС, наличием потребностей у населения в физическом совершенствовании. Последние подвержены трансформации в связи с происходящими стремительными изменениями характера трудовой деятельности людей и их быта. Постепенное отчуждение людей от участия в непосредственном процессе производства за счет его значительной автоматизации меняет содержание их трудовой деятельности, оставляя за ними функции управления, программирования, оперирования информацией, предоставление различного рода услуг, контроля и т. п. Все это значительно снижает физическое и повышает интеллектуальное и эмоциональное напряжение, что оказывает непосредственное влияние на динамику адаптационных процессов организма человека к изменяющимся условиям жизни. Более того, переход к рыночным отношениям повышает требования к профессиональному уровню работников, в том числе и к их физическим кондициям. Кроме этого, современное состояние вооружения, напряженность и интенсивность службы предъявляют повышенные требования к уровню боеспособности военнослужащих, а также молодежи допризывного и призывного возраста. Так, большинство опрошенных нами респондентов в возрасте от 22 до 35 лет (68%) в г. Хабаровске, занятых в различных отраслях производства и в сферах обслуживания населения, указали на возрастающий ритм как трудовой деятельности, так и, собственно говоря, жизни в целом и соответственно на повышение физической, интеллектуальной и эмоциональной напряженности. Все это вызывает необходимость в приспособлении организма к изменяющимся условиям жизни. В то же время результаты социологических исследований в различных областях знаний свидетельствуют, что люди с высоким уровнем физической подготовленности, как правило, значительно быстрее и лучше адаптируются к меняющимся условиям жизни и усложняющимся требованиям трудовой деятельности, что указывает на необходимость поддержания ими рациональной нормы двигательной активности средствами физической культуры.

Каковы же предпосылки (обстоятельства), позволяющие обеспечить наличие у граждан реальных возможностей для реализации их прав на занятия физической культурой и спортом? В соответствии с задачами нашего исследования нас интересует в первую очередь конкретный анализ соответствующих необходимых предпосылок (обстоятельств), посредством которых возможности обретают форму реальных. Предварительный анализ литературных источников по экономике физической культуры и спорта в отношении возможностей людей применительно к доступности их к занятиям физической культурой в их повседневной жизни позволяет выделить предпосылки, имеющие общий характер. К их числу, как представляется, следует отнести: уровень доходов населения и их распределение, наличие времени, которое может человек затратить на потребление физкультурно-спортивных услуг, и его информированность о реальных предложениях в рассматриваемой сфере и т. п. В данном случае речь идет о частных реальных возможностях, т. е. об отдельных потребителях услуг отрасли физической культуры и спорта.

Результаты исследований, проведенных нами среди различных категорий граждан г. Хабаровска, показали, что действительный уровень удовлетворения потребностей в физических занятиях значительно ниже реального уровня потребностей. Это происходит, по мнению респондентов, по причине того, что занятия спортом и физической культурой становятся слишком дорогими и поэтому в определенной степени недоступными. Указали респонденты и на такие факторы, как недостаток времени для участия в занятиях спортом в коллективных формах, удаленность от места учебы, работы, жительства спортивных сооружений, а также на недостаточную эффективность функционирующей системы физического воспитания и управления физкультурным движением.

Важнейшим показателем потребности человека в физическом совершенствовании является время, необходимое для занятий физическими упражнениями и спортом, или установление рациональной нормы двигательной активности.

Как свидетельствуют многочисленные исследования, величина потребности среди работников умственного труда, систематически занимающихся физической культурой и спортом, находится в пределах 9 часов в неделю. По сведениям, приведенным И. И. Переверзиным, величина потребности в физическом совершенствовании находится в следующих ориентировочных пределах (количество часов в неделю): дети и подростки школьного возраста - 8 - 12; студенты - 8 - 10; рабочие и служащие - 6 - 10; систематически тренирующиеся спортсмены - 12 и более [7, с. 50]. В то же время опрос студентов вузов Дальневосточного региона показал, что большинство из их числа уделяют занятиям физической культурой всего от 2 до 4 часов в неделю, причем большинство из них используют для этого занятия в режиме вузовского расписания. Только 14% из числа опрошенных занимаются самостоятельно регулярно, хотя на дефицит двигательной активности указали 25% из числа опрошенных. Кроме этого, 50% из числа опрошенных респондентов указали на дефицит двигательной активности в определенное время года.

Обобщая и систематизируя результаты педагогических, социально-гигиенических и социологических исследований, опыта работы специалистов-практиков, можно с большой долей вероятности предположить, что в сфере физической культуры проявление закона повышения потребностей посредством, например, роста норм двигательной активности под влиянием систематических занятий и стремления занимающихся к более высоким спортивным достижениям снижает уровень реализации возможностей людей даже с точки зрения значительной ограниченности пропускной способности имеющихся спортивных сооружений.

Предпосылки (условия) реальных возможностей можно условно подразделить на две группы: внешние (объективные) и личностные (субъективные). В числе первой группы, оказывающей существенное влияние на спрос услуг физкультурно-спортивного характера, можно указать предпосылки:

- экономические и политические: состояние экономического развития страны (региона, муниципального образования), уровень доходов и покупательская способность населения, уровень и темпы инфляции, состояние рынка (в том числе инфраструктура) физкультурно-спортивных услуг, соответствующее законодательство, регулирующее деятельность спортивных организаций;

- культуры: особенности культурных и нравственных ценностей населения (здоровье, личная свобода, индивидуализм, семья и т. д.), уровень образования населения и стереотипы поведения (стандарты поведения), состояние и перспективы развития сферы ФКиС за рубежом и в стране, регионе, по месту жительства и их освещение в средствах массовой информации, уровень государственной пропаганды физической культуры, спорта, здорового образа жизни и т. п.;

- социальные: социальное положение, статус потребителя, следование потребителя социальной роли, выполняемой в семье, социальной и референтной группах.

К числу основных личностных (субъективных) предпосылок, определяющих объем спроса физкультурно-спортивных услуг, следует отнести:

- половозрастные;

- род профессиональной деятельности;

- экономическое положение (уровень дохода, его стабильность, платежеспособность);

- образ и стиль жизни;

- состояние здоровья (уровень проявления основных физиологических качеств);

- психологические факторы (тип личности, целевые установки, убеждения, вкусы, мнения, представления человека о самом себе, мотивы и потребности в занятиях избранными видами спорта).

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что реализация возможностей конкретного человека основывается на наличии обозначенных нами предпосылок. Однако, исходя из задач нашей работы, следует акцентировать внимание на те предпосылки (условия) реальных возможностей, которые могут детерминироваться в той или иной степени государством, и посредством этого создаются условия для направляемого им развития всей сферы ФКиС страны.

К таким предпосылкам с той или иной мерой условности с полным основанием можно отнести как отдельные внешние, так и личностные.

Например, влияние государства на макроэкономическом уровне уже сейчас распространяется на регулирование уровня доходов населения, уровня инфляции и состояния рынка физкультурно-спортивных услуг, а также обеспечения соответствующего законодательного регулирования. К перечисленному можно добавить организацию государственной пропаганды физической культуры и спорта и обеспечение участия средств массовой информации в освещении событий и проблем физкультурно-спортивного движения. Определенным образом наличие соответствующих предпосылок опосредует состояние личностных.

Направляемое государством развитие сферы ФКиС не исключает, а предполагает непосредственное участие государства в поддержании уровня покупательной способности населения в отношении потребления социально значимых услуг физкультурно-спортивного характера на индивидуальном уровне.

Например, следуя правовой позиции, имеющей место среди отдельных известных ученых по теории права и государства, в отношении того, что граждане являются наследниками социалистической собственности в равной мере и с равным правом, государство могло бы из полученных доходов (не налогов) от объектов десоциализируемой собственности поддерживать покупательную способность каждого гражданина. Участие государства может обеспечиваться в любой приемлемой форме, например, в виде выделения целенаправленных субсидий с использованием выдачи гражданам индивидуальных сертификатов по оплате занятий физической культурой и спортом.

Новый, послесоциалистический, строй гражданской (цивильной, цивилитарной) собственности в отличие от капитализма и социализма В. С. Нерсесянц называет цивилизмом, цивилитарным строем (от лат. civis - гражданин) [8].

Использование доходов от объектов указанной выше собственности в процессе включения их в экономический оборот на нужды и потребности граждан будет важным шагом к формированию гражданской собственности на основе признания права на равную для всех граждан долю во всей десоциализируемой собственности.

Литература

1. Руткевич М. Н. Динамика образованности населения России в XX в. // Социологические исследования. 2007. N 10.

2. Лубышева Л. И. Введение в социологию физической культуры и спорта: Курс лекций. М.: РГАФК, 1998.

3. Исаев А. А. Спортивная политика России. М.: Советский спорт, 2002.

4. Гипертрофированное и весьма некорректное влияние МОК на многоаспектное мировое спортивное развитие побудило многие международные организации, такие, как ЮНЕСКО, ВОЗ, Совет Европы, принимать дополнительные меры, направленные на гуманизацию спорта.

5. Международная хартия физического воспитания и спорта // Справочник работника физической культуры и спорта: нормативные правовые и программно-методические документы / Авт.-сост. А. В. Царик. М.: Советский спорт, 2002.

6. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

7. Переверзин И. И. Искусство спортивного менеджмента. М.: Советский спорт, 2004.

8. Нерсесянц В. С. Концепция гражданской собственности // Советское государство и право. 1989. N 1; Он же. Теория права и государства. М.: Норма, 2007.

------------------------------------------------------------------

Название документа