Правовой режим осуществления операций с драгоценными металлами и камнями на территории Российской Федерации

(Федченко О. С.) ("Финансовое право", 2006, N 6) Текст документа

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С ДРАГОЦЕННЫМИ МЕТАЛЛАМИ И КАМНЯМИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О. С. ФЕДЧЕНКО

Федченко О. С., старший преподаватель.

В формировании финансовых ресурсов государства особое значение придается формированию государственных фондов драгоценных камней и драгоценных металлов. Это является одним из направлений финансовой деятельности органов государственной власти Российской Федерации: установление порядка формирования и использования фондов драгоценных камней и драгоценных металлов, контроля за их формированием и использованием. Драгоценные камни и драгоценные металлы являются наиболее ликвидными ценностями на международном финансовом рынке. Правовое регулирование операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями является институтом финансового права и регулируется его нормами. Принятие актов в сфере регулирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней входит в совместную компетенцию Правительства Российской Федерации и Банка России, а также в компетенцию Президента Российской Федерации. Основным документом, который определяет порядок осуществления операций с драгоценными камнями и драгоценными металлами (с момента их добычи до включения в гражданско-правовой оборот), является Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" <*>. -------------------------------- <*> Собрание законодательства РФ. 1998. N 13. Ст. 1463; 2002. N 2. Ст. 131.

Россия занимает шестое место в мировом производстве золота. Структура российской золотодобычи такова: 70% приходится на россыпные месторождения, запасов которых достаточно для разработки в течение 10 лет, 23 % - на коренные месторождения с перспективной разработкой на 100 и более лет. В течение 1990-х гг. практически вся золотодобывающая промышленность России была приватизирована <*>. -------------------------------- <*> Симионов Ю. Ф., Носко Б. П. Валютные отношения: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. С. 214.

Законом особо урегулированы вопросы, касающиеся права собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни (ст. 2). Драгоценные металлы и драгоценные камни, приобретенные в порядке, установленном законодательством РФ, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, а также в собственности юридических и физических лиц. Собственником незаконно добытых драгоценных металлов и драгоценных камней является Российская Федерация. Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" в ст. 4 конкретизирует субъектов добычи, а именно - устанавливает обязанность данных лиц получить лицензию на добычу драгоценных металлов и драгоценных камней, где кроме других обязательных реквизитов устанавливаются срок ее действия и территория, на которой разрешена лицензируемая деятельность. Лицензирование пользования участками недр, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" <*> и иными федеральными законами. Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и организациям, созданным без участия иностранных физических и юридических лиц, лиц без гражданства, должно принадлежать большинство голосов, учитываемых при принятии решений органами управления организаций, осуществляющих деятельность по добыче алмазов на территории РФ. Государство поощряет старательскую добычу драгоценных камней и металлов (за исключением алмазов), устанавливая возможность создания добывающей организации в любой организационно-правовой форме, в том числе в виде артели старателей. -------------------------------- <*> Закон РФ "О недрах" от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 (с изм. и доп.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 16. Ст. 834.

Добытые драгоценные металлы должны быть оценены, в том числе для целей налогообложения. Оценка стоимости добытых драгоценных металлов производится исходя из цен реализации в данном налоговом периоде (календарный месяц) химически чистого металла без учета НДС, уменьшенных на расходы налогоплательщика по его аффинажу и доставке до получателя. Оценка стоимости добытых драгоценных камней производится исходя из первичной оценки, в соответствии с законодательством. Уникальные драгоценные камни и уникальные самородки драгоценных камней, не подлежащие переработке, оцениваются исходя из цен их реализации без учета НДС, уменьшенных на суммы расходов по их доставке до получателя. Для отнесения самородков драгоценных камней и драгоценных металлов к уникальным необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1068 "О порядке и критериях отнесения самородков драгоценных металлов и драгоценных камней к категории уникальных" <*>. -------------------------------- <*> Собрание законодательства РФ. 1999. N 43. Ст. 5212.

Минеральное сырье (добытые из недр руды коренных месторождений, пески россыпных месторождений, руды и пески техногенных месторождений, а также продукты их переработки, то есть концентраты, шлиховые золото и платина, сплав Доре, катодный металл и цинковые осадки) <*> может быть реализовано до аффинажа субъектами их добычи и производства юридическим лицам, в том числе через биржи драгоценных металлов и драгоценных камней. В договорах, связанных с переходом права собственности на минеральное сырье, должны быть отражены следующие реквизиты: наименование минерального сырья; объемы и сроки (график) поставки; количество драгоценных металлов; цена драгоценных металлов и их стоимость по договору; порядок и условия поставки и оплаты; условия передачи и приема минерального сырья; ответственность сторон. Договоры по переходу права собственности подлежат учету в Министерстве финансов РФ и Министерстве экономического развития и торговли РФ. Цены определяются собственниками самостоятельно с учетом цен мирового рынка на аффинированные драгоценные металлы. -------------------------------- <*> Постановление Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. N 1419 "Об утверждении порядка совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы до аффинажа" // Собрание законодательства РФ. 1998. N 49. Ст. 6058.

Добывающие организации реализуют добытые драгоценные камни и металлы, при этом данная реализация имеет некоторые особенности. Порядок реализации определен Правительством Российской Федерации. Сами пользователи недр могут осуществлять сделки купли-продажи слитков золота и серебра, полученных в результате переработки добытого ими минерального сырья. Услуги же по изготовлению слитков драгоценных металлов оказывают аффинажные заводы. Закупка у недропользователей добываемого ими золота и серебра осуществляется в том числе специально уполномоченными банками на основании заключаемых с ними договоров с предварительным авансированием в размере не менее 25% стоимости закупаемого металла. Совершение сделок с сырыми несортированными природными драгоценными камнями не допускается. Добывающие организации могут реализовывать сырые сортированные оцененные драгоценные камни обрабатывающим организациям и промышленным потребителям - юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, использующим природные драгоценные камни в производстве своей продукции. Постановлением Правительства от 25 ноября 1995 г. N 1157 "О дополнительных мерах по развитию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации" <*> закреплено преимущественное право покупки Центральным банком Российской Федерации и Государственным фондом драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации. Министерство финансов РФ ежегодно, формируя проект федерального бюджета на соответствующий год, определяет количество драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Госфонда РФ и золотого запаса РФ. На драгоценные камни распространяется государственное регулирование цен, то есть цены, применяемые при отпуске из Госфонда России, применяются в дальнейшем всеми продавцами и покупателями. Установление цен на сделки с драгоценными металлами более либерально. Постановление Правительства от 30 июня 1997 г. "О внесение изменений в порядок регулирования цен (тарифов) на драгоценные металлы" <*> отменило государственное регулирование цен на драгоценные металлы и сплавы. Ежедневно Банк России устанавливает котировки покупки и продажи аффинированного золота и серебра, платины в слитках на территории Российской Федерации. -------------------------------- <*> Российская газета. 1996. 10 февр. <**> Собрание законодательства РФ. 1997. N 27. Ст. 3232.

Российской Федерации и ее субъектам принадлежит преимущественное право на заключение договоров о приобретении в собственность добытых и произведенных драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами их добычи и производства в целях пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, золотого запаса Российской Федерации, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации. При Министерстве финансов Российской Федерации сформированы Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) <*>, Алмазный фонд Российской Федерации <**>, Российская государственная пробирная палата <***>. -------------------------------- <*> Приказ Минфина РФ от 11 декабря 1996 г. N 1941 "Об утверждении Положения о Гохране России". <**> Указ Президента РФ от 15 ноября 1999 г. N 1524 "Об утверждении Положения об Алмазном фонде Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1999. N 47. Ст. 5683. <***> Приказ Минфина РФ от 29 мая 1998 г. N 91 "Об утверждении Положения о Российской государственной пробирной палате при Министерстве финансов Российской Федерации".

Важнейшей составляющей рынка драгоценных металлов является макроэкономический показатель величины золотого запаса государства <*>. -------------------------------- <*> Ерпылева Н. Ю. Правовое регулирование валютных операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями // Юрист. 1999. N 12. С. 39.

Золотой запас Российской Федерации является частью золотовалютных резервов страны и предназначен для осуществления финансовой политики государства и удовлетворения экстренных потребностей РФ при чрезвычайных ситуациях. Часть золотого запаса РФ, хранящаяся в Банке России, учитывается на его счетах. Решение о расходовании этой части золотого запаса РФ принимается Банком России в порядке, согласованном с Правительством РФ <*>. -------------------------------- <*> Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н. И. Химичева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2002. С. 726.

Аффинированное золото в слитках, хранящееся в Госфонде России, составляет часть золотого запаса Российской Федерации. Золотой запас царской России к 1917 г. составлял 1684 тонны; к середине 50-х гг. Советский Союз имел 2049 тонны золота. К концу 1995 г. золотой запас России был равен 116 тоннам. К концу 1999 г. золотые резервы России увеличились и составили около 500 тонн <*>. -------------------------------- <*> Ерпылева Н. Ю. Правовое регулирование валютных операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями // Юрист. 1999. N 12. С. 39.

Составной частью золотовалютных резервов Российской Федерации является Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (Госфонд России). Структура, порядок пополнения ценностей, а также порядок их отпуска из Госфонда России регулируется Постановлением Правительства от 27 февраля 2003 г. N 127 "Об утверждении Положения о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации" <*>. Госфонд России предназначен для обеспечения производственных, финансовых, научных, социально-культурных и иных потребностей страны. -------------------------------- <*> Российская газета. 2003. 6 марта.

Составными частями Госфонда России являются ценности Алмазного фонда Российской Федерации, ценности золотого запаса и иные ценности Госфонда. Алмазный фонд Российской Федерации представляет собой собрание уникальных самородков драгоценных металлов и уникальных драгоценных камней, имеющих историческое и художественное значение, а также собрание уникальных ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Ценности, зачисленные в Госфонд России, являются федеральной собственностью. Пополнение Госфонда ценностями и их расходование производятся в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год. При пополнении ценности подлежат предварительной экспертизе, порядок которой определяется Министерством финансов Российской Федерации. Государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней по согласованию с Правительством РФ могут создаваться и в субъектах РФ. При этом необходимо отметить одну особенность. До 1 января 2003 г. можно было применить налоговую ставку 0% по НДС только при реализации драгоценных металлов Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" <*> данная льгота распространяется и на реализацию драгоценных металлов фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации. -------------------------------- <*> Собрание законодательства СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3027.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" Правительство Российской Федерации определяет порядок совершения операций с драгоценными камнями и металлами. Под операциями с драгоценными металлами и драгоценными камнями законодатель понимает: 1) действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней), в том числе их использование в качестве залога; 2) изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов в любых материалах при добыче, производстве, последующей переработке, обработке и использовании; 3) ввоз и вывоз драгоценных металлов и драгоценных камней, продукции из них; 4) транспортировка драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них в места хранения, фонды и запасы; 5) хранение и экспонирование драгоценных металлов и драгоценных камней. Контроль за совершением операций с драгоценными камнями и драгоценными металлами осуществляют налоговые, таможенные органы и органы финансового контроля. Особыми полномочиями по осуществлению контроля за производством, извлечением, переработкой, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней, за обеспечением учета, отчетности и сохранности драгоценных металлов и камней наделена Пробирная палата России и ее структурные подразделения, осуществляющие свою деятельность на основании доверенностей, выданных Пробирной палатой.

------------------------------------------------------------------

Название документа