Использование возможностей офшорных территорий в налоговом планировании

(Прокудин А. А.) ("Налоги" (газета), 2006, N 1) Текст документа

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОФШОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В НАЛОГОВОМ ПЛАНИРОВАНИИ

А. А. ПРОКУДИН

Налоговое планирование - это выбор между различными вариантами осуществления деятельности юридического лица, направленный на достижение наиболее низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. В основе налогового планирования лежит максимальное использование всех установленных законом льгот, а также учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики различных государств. Право налогоплательщиков на деятельность в защиту своих интересов обосновано экономистами еще в XVIII в. Налоговое планирование не может быть поводом для применения к плательщику санкций со стороны государства. В связи с тем что налоговое планирование часто путают с налоговой минимизацией, которая превращается в уклонение от налогообложения, следует выделить основные принципы, характеризующие налоговое планирование, которые отличают его от налоговой минимизации и уклонения от налогообложения. Такими принципами являются: законность - четкое соблюдение налогового законодательства; альтернативность - рассмотрение нескольких вариантов налогового планирования с применением наиболее оптимального из них для конкретной организации; понятность и обоснованность - схема налогового плана должна быть понятна налоговым органам, а все ее части должны иметь экономическое и правовое обоснование. К принципам налогового планирования можно также отнести оперативность как корректировку процедуры налогового планирования с целью учета изменений, вносимых в законодательство, и эффективность как использование инструментов налогового планирования, доступных для конкретной организации, которые обеспечивают достижение налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанные с их применением <*>. -------------------------------- <*> См.: Трубников А. Налоговое планирование: сущность, этапы, инструменты // Финансовая газета. 2002. N 15, 18.

Налоговое планирование осуществляется в несколько этапов. Первый этап - анализ проблем и постановка задач налогового планирования. Здесь рассматривается действующее законодательство стран, в которых осуществляет свою деятельность организация, оценивается сумма налоговых обязательств за отчетный период, определяются направления налоговой оптимизации - конкретные налоги, отчисления по которым можно уменьшить за счет проведения альтернативных операций. Второй этап - выбор инструментов налогового планирования. Сюда включаются такие инструменты, как налоговые льготы, оптимальная форма договорных отношений, льготы, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения, учетная политика организации и др. Третий этап - создание схемы налогового планирования. При осуществлении налогового планирования организация создает определенную схему, в соответствии с которой она будет осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность в будущем (как правило, на год). Основная проблема состоит в том, чтобы правильно применить и сгруппировать используемые инструменты налогового планирования с целью построения системы, позволяющей реализовать цели налогового планирования наилучшим образом. Схема представляет собой оптимальную структуру организации хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, выработанную с учетом соответствующих требований законодательства в качестве варианта оптимизации налогообложения. При осуществлении налогового планирования необходимо также учитывать вероятность изменений в налоговом законодательстве: корректировку налоговых ставок, отмену налоговых льгот и др. Заключительным этапом является осуществление деятельности организации в соответствии с разработанной схемой налогового планирования. Здесь необходимо придерживаться выработанной схемы и в случае изменения внешних условий (изменение законодательства, стихийное бедствие) привести свою налоговую политику в соответствие с новыми условиями, то есть разработать новую схему налогового планирования, вернувшись к первому этапу. По мнению Л. Гиндзбурга <*>, предприятие работает эффективно, если налоги к объему реализованной продукции составляют 20 - 25%, и налоговое планирование необходимо предприятиям, у которых этот показатель составляет 40 - 70%. -------------------------------- <*> Гиндзбург Л. Бюджетирование или налоговое планирование ФПА АКДИ // Экономика и жизнь. 2002. Вып. 27.

Налоговое планирование с использованием возможностей офшорных зон доступно организациям, осуществляющим деятельность на этих территориях. До недавнего времени подобные территории, называемые свободными экономическими зонами, существовали и на территории Российской Федерации (Калмыкия, Алтай, Бурятия, Дагестан и др.). В настоящее время руководством страны решено прекратить эту практику в связи с частым использованием этих территорий с целью уклонения от налогообложения. Государство одновременно проверяет законность деятельности компаний на этих территориях. Каждое второе государство мира создает какие-либо налоговые преимущества для организаций, работающих на его территории, чем не может не воспользоваться любой предприниматель. Основная проблема использования таких преимуществ заключается в том, что ряд "налоговых гаваней" не имеет двусторонних соглашений по вопросу об избежании двойного налогообложения и налоговое планирование может загнать капиталы в ловушку, из которой нельзя выбраться без значительных несоразмерных потерь. В данной работе будут рассмотрены только те офшорные территории, двусторонние договоры с которыми делают возможным возврат капиталов в Россию. Кипр - остров, где число россиян, по сообщениям средств массовой информации, не уступает численности местного населения. Причина этого заключена в активной деятельности российских компаний, схема налогового планирования которых включает деятельность на Кипре. Налог на прибыль, составляющий всего 4,25% вместо российских 24%, привлекает наших предпринимателей <*>. По Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 г. выплаты процентов облагаются налогами только в государстве, к которому относится резидент - получатель выплат (ст. 11). Выплаты дивидендов облагаются 5 - 10%-ным налогом в государстве, где расположена компания-плательщик. Получатель также должен платить налоги в своей стране (ст. 10). В связи с этим многие компании осуществляют свою деятельность на Кипре, направляя в Россию только проценты по займам, составляющие значительную часть их расходов. -------------------------------- <*> Офшорные фирмы в международном бизнесе: Принципы, схемы, методы. М.: ДС Экспресс Инк, 1997. С. 70.

Ирландия - остров рядом с мировым финансовым центром. Интерес к нему связан с 10%-ным налогом на прибыль для компаний, осуществляющих деятельность на острове (в Республике Ирландия). Для офшорных компаний (осуществляющих свою деятельность за пределами острова) налог на прибыль равен нулю <*>. Процентные выплаты облагаются налогами только в государстве - местопребывании получателя (ст. 11 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Ирландии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 29 апреля 1994 г.). Близость к Лондону делает привлекательной работу финансовых компаний на острове. Десятипроцентное обложение дивидендов побуждает компании осуществлять займы в России, выплачивая соответствующие проценты, взамен эмиссии акций (ст. 10). Нулевые налоговые выплаты по роялти (доходы от авторских прав и лицензий) и налогообложение роялти только в стране местопребывания получателя делают целесообразным создание компаний, владеющих правами, именно в Ирландии. Однако если владелец компании является российским резидентом, то в виде дивидендов, процентов или иных выплат они вернутся в Россию. -------------------------------- <*> Офшорные фирмы в международном бизнесе: Принципы, схемы, методы. М.: ДС Экспресс Инк, 1997. С. 72.

Швейцария - небольшое государство в центре Европы. Единственный интерес к Швейцарии заключается в наличии развитой банковской структуры с состоятельными клиентами. Осуществлять производственную деятельность на территории страны едва ли целесообразно. Компании, оказывающие финансовые услуги, могут воспользоваться низким налогообложением в Швейцарии. Система налогов в Швейцарии двухуровневая: существуют как государственные налоги, так и кантональные тех же видов. Государственный налог на капитал составляет 0,0825%, на прибыль до 9,8%. Кантон Женева установил налог на прибыль в интервале от 4 до 16%, конкретный размер которого зависит от собственного капитала; лица без деловых связей в кантоне (т. е. не ведущие коммерческую деятельность на этой территории) платят 7% вместо всех налогов кантона. Кантон Нешеталь (Нешатель) также установил льготные условия налогообложения <*>. Статьей 11 Соглашения между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15 ноября 1995 г. предусмотрено, что проценты, выплачиваемые российскому резиденту, облагаются 10%-ным налогом, а по банковским займам - 5%-ным. -------------------------------- <*> Горбунов А. Р. Налоговое планирование и снижение финансовых потерь. М.: Страховое общество "Анкил", 1993. С. 18 - 19.

Существует целый ряд других офшорных территорий, с которыми у России есть двусторонние соглашения или из которых можно возвратить капиталы в Россию через третьи страны. Итак, налоговое планирование с использованием возможностей офшорных территорий - российская действительность сегодня. Стоит подчеркнуть, что это именно планирование, а не уход от налогов. Не призывая к созданию компаний-однодневок, единственной целью деятельности которых является минимизация налогов, следует отметить, что грамотное налоговое планирование помогает организациям осуществлять свою деятельность на благо общества, не переплачивая ему за услуги, предоставляемые государством. Изучение действующего законодательства о налогах и сборах с привлечением юристов с финансовой специализацией позволяет в конечном итоге повысить конкуренцию между хозяйствующими субъектами и делает экономику страны более эффективной.

------------------------------------------------------------------

Название документа