Особенности правового регулирования расчетов по внешнеторговым сделкам: новое в законодательстве

(Шипова А. В.) ("Юрист", 2006, N 1) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАСЧЕТОВ ПО ВНЕШНЕТОРГОВЫМ СДЕЛКАМ: НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

А. В. ШИПОВА

Шипова А. В., аспирантка кафедры предпринимательского права Уральской государственной юридической академии.

Действующее законодательство не содержит легального определения расчетов. В соответствии со ст. 140 ГК РФ платежи осуществляются путем наличных и безналичных расчетов, законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости, на всей территории РФ является рубль. В п. 1 ст. 862 ГК РФ установлено, что при осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Таким образом, расчеты можно определить как способ и порядок исполнения или прекращения денежного обязательства. Относительно новой специфической формой расчетов при осуществлении таможенных платежей стало использование экономическими субъектами таможенных карт для оплаты таможенных платежей. Согласно п. 1 ст. 318 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ к таможенным платежам относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, таможенные сборы. Обычно все таможенные платежи осуществляются участниками внешнеторговой деятельности посредством платежных поручений. Недостатком оплаты, таким образом, являются временные затраты при перечислении денежных средств. Федеральной таможенной службой совместно с Национальной ассоциацией таможенных брокеров (НАТБ) введена электронная система оплаты "Таможенная карта". Это специализированная платежная межбанковская система, основанная на использовании расчетно-идентификационных микропроцессорных пластиковых карт, с помощью которых экспортер или импортер сможет моментально уплатить любые таможенные пошлины и сборы, внести залоговые платежи и при необходимости уплатить штрафы и пени. Достоинством введения новой формы расчетов посредством таможенных карт является прежде всего быстрота оплаты. Правовой режим таможенных карт определен в Приказе ГТК РФ от 16 января 2004 г. N 29 "О применении таможенных карт", вступившем в силу 8 марта 2004 г. Данная система расчетов была введена государством в целях усиления контроля за обеспечением уплаты таможенных платежей и иных обязательств, предусмотренных таможенным законодательством, а также упрощения расчетов при уплате таможенных платежей и сокращения сроков таможенного оформления товаров, что приведет к привлечению средств в банковскую систему. Таким образом, введение микропроцессорных пластиковых карт (таможенных карт) позволяет оплачивать таможенные платежи непосредственно с расчетного счета организации, что выгодно для крупных участников внешнеэкономической деятельности. Ранее приходилось депонировать значительные средства на счетах казначейства, выводя их надолго из хозяйственного оборота. Со своей стороны таможенные органы будут иметь доступ к банковскому счету в банке-эмитенте через электронные терминалы, позволяющие отслеживать все денежные потоки. Сейчас функции таможенной карты превратились еще и из платежной в расчетно-информационную, что позволяет таможенным органам отслеживать порядок и сроки прохождения грузов, выписку и оформление счетов. Соглашусь с профессором В. А. Бубликом в том, что "в современных условиях приватный интерес тоже может приобретать публичное звучание" <*>. Введение таможенных карт позволит, с одной стороны, контролировать платежи и производить идентификацию участников внешнеэкономической деятельности on-line, а с другой - ускоряет процедуру осуществления расчетов, что, несомненно, выгодно для хозяйствующих субъектов. -------------------------------- <*> Бублик В. А. Публично - и частноправовые начала в гражданско-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности: Дис. ... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2000. С. 26.

Микропроцессорные пластиковые карты являются средством доступа к банковскому счету в банке-эмитенте через электронные терминалы или иные устройства, содержащие информацию, которая позволяет держателю карты осуществлять таможенные платежи и резервирование денежных средств для таможенных целей, эмитированных банками-эмитентами в соответствии с Приказом ГТК России от 3 августа 2001 г. N 757 "О совершенствовании системы уплаты таможенных платежей". Резервирование представляет собой блокировку на счете держателя счета в банке-эмитенте (плательщика) суммы денежных средств в размере необходимого обеспечения выполнения обязательств перед таможенным органом. Сумма денежных средств, подлежащих резервированию, рассчитывается, исходя из суммы необходимого обеспечения уплаты таможенных платежей. Таможенная карта выпускается кредитными организациями (банками-эмитентами). В качестве обеспечения обязательств перед таможенными органами используется представленная в таможенный орган единым координатором эмиссии таможенных карт банковская гарантия банка, включенного в реестр банков и иных организаций, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами, или договор поручительства между единым координатором эмиссии таможенных карт и таможенным органом. Обычно банки предоставляют четыре категории (A, B, C и D) таможенных карт, отличающихся размером комиссионных, взимаемых банком-эмитентом при проведении каждого платежа, а также суммой минимального неснижаемого остатка на специальном карточном счете. При выборе категории таможенной карты организация должна определить, насколько интенсивно она перечисляет таможенные платежи, то есть должна рассчитать среднемесячный объем таможенных платежей в долларах США, гарантированный организацией. Если организация имеет большие обороты операций, то она выбирает категорию А таможенной карты, а если же организация только планирует заняться внешнеэкономической деятельностью и пока не знает, как часто будут перечисляться таможенные платежи, то она выбирает категорию D. Организация может начать применять другую категорию таможенной карты, а также заблокировать таможенную карту, если ее деятельность носит сезонный характер. В этом случае организация избегает необходимости платить комиссионные за обслуживание таможенной карты, которой она не пользуется. Банк-эмитент устанавливает стоимость каждой операции, минимальный ежемесячный размер комиссионных, а также размер неснижаемого остатка, который должен храниться на таможенной карте каждый месяц. Ежемесячно банки-эмитенты начисляют проценты по остаткам на счетах. Представляется, что эта форма расчетов стала еще одним видом обеспечения исполнения обязательств по уплате таможенных платежей, аналогично новой процедуре резервирования в Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле", которая обеспечивает исполнение обязанности участников внешнеэкономических отношений по уплате налогов. Можно выделить некоторое сходство в правовом режиме процедуры резервирования и таможенной карты. Правовой режим резервирования и таможенной карты заключается в аккумулировании денежных средств хозяйствующих субъектов, осуществляющих платеж, на определенном счете, что предполагает гарантированность государству оплаты экспортных и импортных налогов в первом случае и оплату таможенных платежей во втором участниками внешнеэкономической деятельности. Соглашусь с точкой зрения С. С. Алексеева, который констатировал, что "первостепенное значение принадлежит и такому свойству позитивного права, как государственная обеспеченность, то есть высокая гарантированность действия права, возможность сделать реальным (главным образом при помощи государственной власти, его принудительной силы) вводимый порядок прав и обязанностей, "перевести" его в реальные жизненные отношения" <*>. -------------------------------- <*> Алексеев С. С. Философия права. М., 1998. С. 33.

Таким образом, государство вводит процедуру резервирования как своеобразное обеспечение уплаты налогов при экспортно-импортных операциях, а при применении таможенной карты оно обеспечивает оплату таможенных платежей. Обеспечение обязательств как институт гражданского права регулируется нормами ГК РФ. Обязательство не гарантирует совершение должником требуемых действий в пользу кредитора. Для предварительного обеспечения имущественных интересов, а также получения гарантий надлежащего исполнения должником обязательства используются специальные меры обеспечительного характера, которые предусмотрены законодательством или договором сторон. Эти меры характеризуются имущественным содержанием и нацеленностью на побуждение экономических субъектов к исполнению. Еще в дореволюционном российском законодательстве и гражданско-правовой доктрине выделяли соответствующие способы обеспечения исполнения обязательств. К. Анненков под ними понимал "средства или способы, направленные на укрепление обязательства, т. е. на придание им большей верности в отношении, разумеется, ничего иного, как получения по ним удовлетворения верителем..." <*>. -------------------------------- <*> Анненков К. Система русского права. Т. III: Права обязательственные. СПб., 1901. С. 231.

В свою очередь И. А. Покровский указывал, что для вынуждения исполнения "наиболее идеальным средством было бы такое, которое доставляло бы кредитору именно то, что составляет содержание обязательства, и там, где это технически возможно... праву нет никаких оснований отказываться от исполнения in natura... денежное взыскание... служит лишь косвенным средством для побуждения и суррогатом исполнения для кредитора" <*>. -------------------------------- <*> Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. 3-е изд. М.: Статут, 2001. С. 242 - 243.

На современном этапе развития гражданского и предпринимательского права выделяются меры, во-первых, обеспечивающие исполнение обязательства, во-вторых, обеспечивающие защиту имущественных интересов кредитора при нарушении обязательства должником, в-третьих, обеспечивающие исполнение обязательства и защиту интересов кредитора при неисправности должника <*>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Монография Б. М. Гонгало "Учение об обеспечении обязательств. Вопросы теории и практики" включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2004. ------------------------------------------------------------------ <*> Гонгало Б. М. Учение об обеспечении обязательств. М.: Статут, 2002. С. 9.

Профессор Б. М. Гонгало под способами обеспечения исполнения обязательств понимает "установленные законом или договором обеспечительные меры имущественного характера, существующие в виде акцессорных обязательств, стимулирующие должника к исполнению обязательства и (или) иным образом гарантирующие защиту имущественного интереса кредитора в случае неисправности должника" <*>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Монография Б. М. Гонгало "Учение об обеспечении обязательств. Вопросы теории и практики" включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2004. ------------------------------------------------------------------ <*> Гонгало Б. М. Учение об обеспечении обязательств. М.: Статут, 2002. С. 40.

Обеспечение обязательств по уплате таможенных платежей перед таможенными органами (как третьими лицами) предполагает применение предусмотренных гражданским законодательством РФ способов обеспечения исполнения таких обязательств (например, залог, банковская гарантия) с учетом особенностей, предусмотренных гл. 31 ТК РФ. Применение указанных мер требуется для гарантии уплаты таможенных платежей в федеральный бюджет при неисполнении или ненадлежащем исполнении лицом, ответственным за уплату таких платежей, обязательств, установленных ТК РФ. Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных платежей обязательно: при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей, предусмотренных ст. 333 ТК РФ; при условном выпуске товаров в соответствии со ст. 151 ТК РФ; при осуществлении перевозки иностранных товаров в порядке внутреннего таможенного транзита (ст. 86 ТК РФ); при осуществлении временного хранения иностранных товаров (ст. 117 ТК РФ) или их хранения на таможенном складе в случае помещения таких товаров под таможенный режим таможенного склада (ст. 217 ТК РФ); при осуществлении деятельности в области таможенного дела в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, таможенных брокеров (представителей), обеспечивающих уплату таможенных платежей в соответствии со ст. 339 ТК РФ. Если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет менее 20 тыс. руб., то обеспечение в вышеуказанных случаях не предоставляется. Когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства перед ним в таких случаях будут выполнены, обеспечение уплаты таможенных платежей не требуется. Данные положения ТК РФ закреплены в стандартах Киотской конвенции (гл. 4, 5 Генерального приложения), согласно которым на уровне национального законодательства допускается определение минимальной суммы пошлин, налогов, ниже которой пошлины и налоги не взимаются, и в случаях, предусмотренных национальным законодательством, не требуется представления гарантий, если таможенная служба убеждена в выполнении обязательств, взятых перед ней. Изменение сроков уплаты таможенных платежей допускается только в форме отсрочки или рассрочки. Отсрочка представляет собой единовременную уплату таможенных платежей в пределах установленного срока, а рассрочка - поэтапную уплату таможенных платежей в пределах установленного срока. В отличие от положений НК РФ в ТК РФ не предусмотрены такие формы изменения сроков уплаты налогов, как налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит. Основания для изменения сроков уплаты таможенных платежей установлены ст. 334 ТК РФ. Отсрочка (рассрочка) уплаты таможенных платежей может быть предоставлена на срок от одного месяца до шести месяцев. Аналогичный срок для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налога (сбора) предусмотрен п. 1 ст. 64 НК РФ. Для получения отсрочки (рассрочки) требуется обеспечение уплаты таможенных платежей, изменение сроков уплаты которых необходимо плательщику. Обеспечение уплаты таких платежей осуществляется в порядке, предусмотренном гл. 31 ТК РФ. В качестве обеспечения уплаты таможенных платежей могут применяться банковская гарантия, поручительство, залог товаров и иного имущества или денежный залог (внесение денежных средств в кассу либо на счет таможенного органа в Федеральном казначействе). Изменение сроков уплаты таможенных платежей производится установленными в данной статье таможенными органами, уполномоченными на рассмотрение заявлений плательщиков и принятие соответствующих решений. К основаниям для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов отнесены следующие. Во-первых, причинение плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы. Данное основание аналогично основанию, приведенному в пп. 1 п. 2 ст. 64 НК РФ. Во-вторых, для отсрочки (рассрочки) признается задержка плательщику финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа. Данное основание аналогично основанию, приведенному в пп. 2 п. 2 ст. 64 НК РФ, за исключением положения, уточняющего уровень бюджета (федеральный). Задержка финансирования из регионального или местного бюджета не является основанием для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате таможенных платежей. В-третьих, перемещение через таможенную границу скоропортящихся товаров. Данное основание обусловлено особенностями, связанными с перемещением через таможенную границу отдельных категорий товаров, транспортировка и хранение которых требуют соблюдения особых климатических условий (температура, влажность, давление и проч.). В-четвертых, осуществление плательщиком поставок по межправительственным соглашениям также признано основанием для предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных платежей, поскольку это обусловлено необходимостью обеспечения выполнения обязательств РФ в рамках указанных соглашений. На Украине используется простой вексель как средство отсрочки оплаты таможенных платежей по некоторым видам товаров. В России простой вексель может использоваться как средство платежа по внешнеэкономическому контракту, но не предусмотрена такая форма отсрочки от уплаты таможенных платежей. Следует различать понятие простого векселя как документа, составленного по установленной форме и причисленного законодателем к ценным бумагам, и правоотношение, возникающее на основе фактов составления и выдачи этой ценной бумаги. Являясь ценной бумагой, он представляет собой ценность не сам по себе, а потому, что содержит информацию об обязательственном праве, благодаря чему и становится предпосылкой к возникновению вексельного обязательства. Вполне обоснованной считается позиция авторов, которые определяют вексельное обязательство как "гражданские правоотношения, возникающие из простого или переводного векселя, содержанием которых является субъективное право требования одного лица (в нашем случае таможенных органов) и корреспондирующая ему обязанность другого лица (должника, в нашем случае хозяйствующего субъекта) уплатить определенную сумму на условиях, установленных векселем" <*>. -------------------------------- <*> Белов В. А. Практика вексельного права. С. 27.

Функции участников рассматриваемого обязательства распределены таким образом, что один из них становится только кредитором, а другой - только должником. Обязанности вексельного должника не корреспондируют с какой-либо обязанностью векселедержателя, который имеет только права. Так, ст. 2 Закона Украины от 15 марта 1995 г. N 327/95-ВР "Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях" установлен Порядок ввоза на таможенную территорию Украины давальческого сырья иностранного заказчика и вывоза изготовленной из него готовой продукции, а именно: давальческое сырье, ввозимое на территорию Украины иностранным заказчиком, облагается ввозной пошлиной, налогами и сборами, уплачиваемыми в случае ввоза товаров; уплата этих налогов и сборов осуществляется украинским исполнителем путем выдачи простого векселя государственной налоговой инспекции (администрации) со сроком платежа не более 90 календарных дней с момента оформления ввозной ГТД; погашается такой вексель путем представления документов, подтверждающих вывоз готовой продукции (либо ее части), если украинский исполнитель представит документы, подтверждающие уплату налогов с оставшейся части ввезенного давальческого сырья; учет векселей осуществляет государственная налоговая инспекция (администрация) по месту нахождения украинского исполнителя. Статьей 5 рассматриваемого Закона установлен порядок вывоза давальческого сырья украинского заказчика за пределы таможенной территории Украины и возврата в Украину готовой продукции, в частности: в случае если давальческое сырье, вывозимое за пределы таможенной территории Украины, подлежит обложению вывозной (экспортной) пошлиной, налогами и сборами, то такой платеж осуществляется путем выдачи простого векселя с отсрочкой платежа не более чем на 90 календарных дней со дня оформления вывозной ГТД; погашение такого векселя осуществляется путем предоставления налоговому органу ввозной ГТД на обусловленное в контракте количество готовой продукции либо путем предоставления справки банка о возврате поступления валютной выручки. Вторым примером использования простого векселя как средства отсрочки оплаты таможенных платежей на Украине может служить ст. 7 Закона от 15 сентября 1995 г. N 329/95-ВР "Об акцизном сборе на алкогольные напитки и табачные изделия", в которой установлено, что для получения марок акцизного сбора импортер подает продавцу марок заявку-расчет и документ, подтверждающий уплату стоимости марок, или надлежащим образом оформленный в соответствии с Положением о производстве, хранении, продаже марок акцизного сбора, маркировке алкогольных напитков и табачных изделий простой вексель. Срок платежа по такому векселю не должен превышать 60 дней со дня подачи заявки на условиях налогового кредита с начислением процентов в размере учетной ставки НБУ, действующей на момент оформления векселя. Погашение векселя осуществляется путем уплаты вексельной суммы и процентов, начисленных за отсрочку платежа. В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 26 августа 1995 г. N 676 "Об отсрочке по уплате налога на добавленную стоимость с импортных нефтепродуктов" установлен порядок предоставления отсрочки по уплате налога на добавленную стоимость с импортных светлых нефтепродуктов, которым, в частности, предусмотрено, что: отсрочка по уплате НДС с импортных светлых нефтепродуктов, ввозимых хозяйствующими субъектами всех форм собственности, в том числе посредниками (прямыми поставщиками), для производственных нужд, осуществляется такими импортерами путем выдачи простого векселя с отсрочкой платежа на срок реализации (обмена или передачи), но не более чем на 20 дней с момента представления для оформления ввозной таможенной декларации на условиях налогового кредита; проценты за пользование таким налоговым кредитом начисляются из расчета 75% учетной ставки НБУ на день взятия на учет (авизования) векселя; валютой указанного векселя может быть как валюта контракта, так и национальная валюта; погашение такого векселя осуществляется путем полной уплаты сумм налога на добавленную стоимость и платы за налоговый кредит. При всем удобстве использования простого векселя при отсрочке уплаты таможенных платежей в 2000 г. на Украине ГТС временно прекратила прием налоговых векселей для оплаты налога на добавленную стоимость при таможенном оформлении товаров. Таможенное оформление товаров (за исключением нефтепродуктов), импортируемых на Украину, осуществлялось исключительно в денежной форме. Причиной отмены приема налоговых векселей для уплаты НДС стало невыполнение ГТС Украины плана по таможенным налогам и сборам. Сумма НДС, уплаченная путем предоставления таможенному органу налогового векселя, по итогам первого квартала 2000 г. составила 388,4 млн. гривен, что составило 42,3% планировавшихся перечислений в государственный бюджет от уплаты НДС.

------------------------------------------------------------------

Название документа