Возможные жалобы России и наоборот - стран-членов при эвентуальном вступлении России в ВТО

(Вахания Т. В.) ("Международное публичное и частное право", 2005, N 4) Текст документа

ВОЗМОЖНЫЕ ЖАЛОБЫ РОССИИ И НАОБОРОТ - СТРАН-ЧЛЕНОВ ПРИ ЭВЕНТУАЛЬНОМ ВСТУПЛЕНИИ РОССИИ В ВТО

Т. В. ВАХАНИЯ

Деятельность ВТО охватывает фактически все сферы международной торговли на основе более пятидесяти основных правовых актов, вошедших в так называемый пакет соглашений Уругвайского раунда (1986 - 1994 гг.) многосторонних торговых переговоров государств - участников ГАТТ <*>. -------------------------------- <*> Григорян С. А. Всемирная Торговая Организация и Россия: правовые аспекты. Ростов н/Д, 2000. С. 5

В отличие от первоначального Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ-1947), Соглашение о создании Всемирной торговой организации (Соглашение о ВТО) охватывает значительно более широкий круг вопросов о торговле. Он распространяется не только на торговлю, но и охватывает услуги, интеллектуальную собственность, государственные закупки, инвестиционные соглашения и т. д. Для специалистов может представлять интерес информация о жалобах на нарушения соглашений ВТО. Данные о количестве предполагаемых нарушений соглашений ВТО, явившихся основаниями для подачи членами ВТО жалоб в период с 1 января 1995 г. по 1 марта 2000 г., приведены в приложении N 3, из которого следует, что чаще всего нарушались положения ГАТТ-1994, Соглашения по сельскому хозяйству, Соглашения о субсидиях и компенсационных мерах, Соглашения о выполнении статьи VI ГАТТ-1994 (Соглашения об антидемпинговой практике), Соглашения по процедурам лицензирования импорта. Кроме того, по две жалобы были поданы в связи со спорами по Соглашению об учреждении ВТО и ДРС.

Данные о количестве предполагаемых нарушений соглашений ВТО, явившихся основаниями для подачи членами ВТО жалоб (в период с 1 января 1995 г. по 1 марта 2000 г.) <*>

Наименование соглашения ВТО Количество предполагаемых нарушений соглашения ВТО, по которым поданы жалобы

1. Многосторонние торговые соглашения - многосторонние соглашения по торговле товарами; - Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. 120 - Соглашение по сельскому хозяйству 37 - Соглашение о применении санитарных и фитосанитарных мер 15 - Соглашение по текстилю и одежде 11 - Соглашение по техническим барьерам и в торговле 18 - Соглашение по принимаемым в отношении инвестиций мерам, затрагивающим торговлю 18 - Соглашение о выполнении статьи VI ГАТТ-1994 25 - Соглашение о выполнении статьи VII ГАТТ-1994 3 - Соглашение по предотгрузочному контролю - - Соглашение о правилах происхождения 3 - Соглашение по процедурам лицензирования импорта 22 - Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах 31 - Соглашение о защитных мерах 6 - Генеральное соглашение о торговле услугами 9 - Соглашение по торговым аспектам прав на объекты интеллектуальной собственности

2. Торговые соглашение с ограниченным числом участников - Соглашение по торговле гражданской авиатехникой 20 - Соглашение о государственных закупках 4

В числе действий, предпринятых членами ВТО и на которые поданы жалобы, такие, как: - предоставление членами ВТО субсидий, которые нарушают положения соответствующих соглашений ВТО, в т. ч. запрещенных экспортных субсидий, субсидий импортерам продукции, произведенной отечественными предприятиями, субсидий, предоставляемых по государственным программам развития конкретных отраслей промышленности; - запрещение импорта или введение ограничений на импорт конкретных товаров; - установление антидемпинговых, компенсационных или специальных защитных пошлин; - лицензирование импорта товаров; - запрещение или ограничение экспорта конкретных товаров; - принятие членом ВТО законов, некоторые положения которых не соответствуют конкретным соглашениям ВТО; - введение национальных стандартов, которые могут рассматриваться как технические барьеры в торговле; - принятие региональными и местными органами власти мер, не соответствующих положениям конкретных соглашений ВТО; - применение льготного налогообложения товаров отечественного производства по сравнению с импортируемыми товарами и др. Жалобы направлялись в связи с определенными действиями, которые предпринимались конкретными членами ВТО по отношению к товарам. Наибольшее количество жалоб связано с сельскохозяйственной продукцией (около 30% всех жалоб): мясом (говядиной, бараниной, мясом птицы) и мясопродуктами, зерном, молоком и молочными продуктами (маслом, плавлеными сырами), шкурами и кожами. Затем следуют текстиль и швейные изделия, автомобили, спиртные напитки, продукция металлургической промышленности, химические товары, электроника (телевизоры, компьютеры и др.), обувь, бумага, бензин, стройматериалы и др.; - услугам. В их числе издательская деятельность, дистрибьюторские услуги, строительство (аэропортов) и др.; - правам на объекты интеллектуальной собственности. Значительное количество жалоб связано с отсутствием в ряде членов ВТО патентной охраны фармацевтических продуктов и химических продуктов для сельского хозяйства. Жалобы касаются также несоответствия сроков патентной охраны требованиям Соглашения по ТРИПС, вопросов использования звуковых записей и др. <*>. Член ВТО подает жалобу в случае, если он предполагает, что другой член ВТО (члены ВТО) нарушил конкретные положения соответствующих соглашений ВТО. При этом одна жалоба может подаваться в связи с нарушениями положений как одного, так и нескольких соглашений. Трудно ответить на вопрос, на какие действия стран ВТО могут быть поданы жалобы Россией и, наоборот, странами-членами ВТО в случае вступления России в ВТО. В принципе все вышеуказанные действия могут иметь место. Прежде всего вступление России в ВТО должно быть обставлено с минимальными потерями (это касается уступок со стороны России в ВТО и обеспечения льгот для переходного периода). Но все же можно ожидать, что будут споры, связанные с антидемпинговыми расследованиями и другими защитными мерами в отношении российских товаров. В российской литературе указывается на неблагоприятную ситуации для России в этом вопросе <*>. Ущерб России от антидемпинговых расследований в Европе. Ежегодная сумма ущерба, причиняемого России в результате антидемпинговых расследований, составляет 1,3 млрд. долларов. Протекционистские меры ЕС против российских товаров. По состоянию на август 2002 г. доступ российских товаров в ЕС ограничивали более 20 запретительных мер, из них 14 - антидемпинговые. Все меры вводились в одностороннем порядке, поскольку российские экспортеры не могли в полной мере защитить свои интересы в силу отсутствия у России на тот период рыночного статуса <*>. Повышенные пошлины на импорт российских автомобилей на Украине. Межведомственная комиссия по международной торговле Украины в 2002 г. приняла решение о введении с 30 июля пошлин на импорт российских автомобилей в размере 31,7% от таможенной стоимости, мотивируя это тем, что импорт является бесконтрольным и создает угрозу отечественным производителям. Комиссия начала расследование по заявлению двух украинских предприятий: Луцкого автомобильного завода и украинско-южнокорейского предприятия АвтоЗАЗ - Daewoo. Компания "Автоинвестстрой" в августе 2002 г. подала иск в хозяйственный суд Киева с требованием отменить решение Комиссии ("Коммерсантъ", 26 августа 2002 г.). Количество антидемпинговых мер против российских товаров. По состоянию на сентябрь 2002 г. в странах мира было введено, по оценкам МЭРТ, порядка 90 ограничений в сфере торговли, в том числе 14 антидемпинговых мер в ЕС, 10 - в США. Общий ущерб от этих ограничений составляет 1,5 - 2,5 млрд. долларов в год (в том числе от мер в ЕС - 200 - 250 млн. долларов в год; от мер в США - 700 - 750 млн. долларов в год) <*>. Защитные меры в США против российского аммиака (минеральных удобрений). В конце сентября 2002 г. Министерство торговли США приняло предварительное решение о введении защитных пошлин в отношении карбамидно-аммиачной смеси (КАС) российского производства. Просьба (жалоба) о введении защитных пошлин на российскую КАС была подана в Минторг США в апреле 2002 г. Комитетом по торговле азотными смесями США, а также компаниями Terra Industries, CF Industries и Mississipi Chemicals Corp. Объем импорта КАС в США из России возрос в 2001 г. почти на 40% и превысил 650 тысяч тонн. КАС поставляется "Невинномысским азотом", входящим в группу "ЕвроХим", и другими производителями. На КАС "Невинномысского азота" пошлина должна была составить 138%, других производителей - 233%. Такое решение Министерства торговли носит рекомендательный характер для органа, который принимает окончательное решение, - Комиссии по международной торговле (USITC). Российский "ЕвроХим" и Минторг США провели в ноябре 2002 г. переговоры о приостановке антидемпингового расследования и применения повышенных пошлин. В связи с признанием за Россией рыночного статуса российские экспортеры, по словам представителя Минторга США, "не будут ставиться в исключительное положение". При подготовке соответствующего соглашения между российским производителем и представителем Минторга США "ЕвроХим" внес два предложения: - положить в основу приостановительного соглашения согласованную формулу для расчета рыночных ценовых параметров, применяемых при импорте минеральных удобрений в США (с учетом и объема экспорта); - провести дополнительные переговоры с Минторгом США и петиционерами для заключения комплексного договора по условиям экспорта. Это означало, что российский холдинг продемонстрировал готовность принять на себя обязательства по ограничению поставок КАС в США, установить квоты на поставку этого удобрения, а в случае превышения квот - поставлять его по фиксированной цене, которая будет рассчитываться в зависимости от объема поставок <*>. Антидемпинговые меры в отношении российского цемента на Украине. В марте 2002 г. правительство Украины по просьбе концерна "Укрцемент" провело антидемпинговое расследование в отношении российских поставщиков цемента. По его результатам на поставки российского цемента на четыре месяца были введены временные пошлины в размере 41%. В октябре 2002 г. решением Межведомственной комиссии по международной торговле на Украине было введено квотирование импорта российского цемента сроком на четыре года. Решение Комиссии вступило в силу после публикации в газете "Правительственный курьер". Квота установлена в размере 30% от объема цемента в 550 тысяч тонн, поставленного в 2001 г. (т. е. 150 тысяч тонн цемента всех марок). Причем одна компания не имеет права поставлять более 60% от общего объема квоты. От квотирования в первую очередь пострадает Белгородский цементный завод, ежегодно экспортирующий на Украину до 400 тысяч тонн цемента. Специалисты полагают, что введение квоты пролоббировал французский производитель цемента - холдинг Lafarge и, возможно, мировые цементные холдинги Heidelberg и Holcim, участвующие в капитале большинства цементных заводов на Украине. Одновременно на Украине были запрещены без специальных разрешений операции с давальческим сырьем <*>. Мексика: защитные меры против российских удобрений. В октябре 2002 г. Министерство торговли Мексики ввело на период до октября 2003 г. защитные меры в отношении ввоза карбамида (удобрений) из России и США. Минимальная импортная цена повышается со 120 до 160 долларов за тонну. Эта мера была введена в интересах мексиканской компании Agromex Fertilizantes S. А. de С. V. В 2001 г. потребление карбамида в Мексике составило 1,3 млн. тонн. Основные российские поставщики - новомосковская акционерная компания "Азот", "Невинномысский азот", "Тольяттиазот" <*>. Ответные меры России в сфере международной торговли. В последние годы Россия активно учится применять ответные меры на введение дискриминационных ограничений против российских товаров. Фактически речь идет об использовании одного из инструментов ВТО - праве на компенсацию пострадавшей стороне в случае ухудшения торгового режима. С 1992 по 2002 гг. число ограничительных мер против российских экспортеров возросло с 13 до 130. Размер потерь от этого для России составил в 2001 году 4 млрд. долларов, а в 2002 г. - еще больше. Эксперты указывают на слишком мягкую позицию российской стороны применительно к фактам торговых ограничений в отношении российских товаров. Первым успехом в этом направлении стало введение "симметричного" (равного по сумме и чувствительности) ограничения на поставки сельхозпродукции из Венгрии в июле 2001 г., которая до этого установила импортные барьеры для российских минеральных удобрений. В 2002 г. ответные меры стали превращаться в нормальный торговый инструмент в российской внешней политике. Россия провела удачный "размен" с Китаем: для российских экспортеров стальной продукции Китай по итогам антидемпингового расследования выделил более чем достаточные квоты, а Россия отказалась вводить спецпошлину на поставки китайского кремния <*>. Трудно ответить на вопрос: на какие действия стран ВТО могут быть поданы жалобы Россией и, наоборот, странами - членами ВТО в случае вступления России в ВТО? Прежде всего вступление России в ВТО должно быть обставлено с минимальными потерями (это касается уступок со стороны России в ВТО и обеспечения льгот для переходного периода). Можно ожидать споры, связанные с антидемпинговыми расследованиями и другими защитными мерами в отношении российских товаров.

Название документа