Пошлина в рассрочку

(Большаков А.)

("Бизнес-адвокат", 2005, N 12)

Текст документа

ПОШЛИНА В РАССРОЧКУ

А. БОЛЬШАКОВ

Алексей Большаков, юрист.

Одной из основных обязанностей лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, является уплата таможенных пошлин и налогов в порядке и в сроки, установленные таможенным законодательством РФ. В сфере таможенных правоотношений такими налогами и сборами являются ввозная таможенная пошлина, вывозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также таможенные сборы.

Срок уплаты налогов и сборов при ввозе и вывозе товаров с таможенной территории РФ установлен ст. 329 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ). По общему правилу при ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. При вывозе товаров таможенные пошлины уплачиваются не позднее дня подачи таможенной декларации.

Однако в ходе осуществления внешнеэкономической деятельности у участников ВЭД могут возникнуть ситуации, при которых единовременная уплата таможенных пошлин и налогов не может быть осуществлена как в силу не зависящих от лица внешних факторов, так и по внутренним причинам.

При наличии этих ситуаций таможенное законодательство предусматривает возможность изменения срока уплаты таможенных пошлин и налогов путем переноса даты уплаты таможенных платежей либо уплаты платежей частями. Правовые основания изменения срока уплаты таможенных пошлин и налогов содержаться в гл. 30 ТК РФ.

В ТК РФ 1993 г. только ст. 121 регулировала вопрос отсрочки или рассрочки таможенных платежей, предусматривая такую возможность лишь в исключительных случаях и отводя соответствующему таможенному органу главную роль в решении вопроса об их предоставлении. В этой связи возникало противоречие между нормами НК РФ, предусматривающими предоставление отсрочки или рассрочки уплаты налогов в зависимости от наступления определенных оснований, и гипотетическими "исключительными случаями", установленными ТК РФ 1993 г.

В ТК РФ 2003 г. правомочие лица в получении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей приобрело более определенный и четкий характер.

Новый ТК РФ 2003 г., в отличие от Налогового кодекса РФ, предусматривает только две формы изменения срока уплаты таможенных пошлин и налогов: отсрочка и рассрочка. Напомним, что в НК РФ, кроме вышеуказанных форм, предусмотрены еще такие виды изменения срока уплаты налогов, как налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит.

Под отсрочкой оплаты обязательных платежей понимается изменение срока их уплаты с единовременным погашением плательщиком суммы задолженности. Рассрочка представляет собой установление дополнительного периода уплаты с поэтапным внесением плательщиком суммы задолженности. При этом составляется график сроков частичной уплаты таможенных платежей (периодические платежи) и их размер при каждом погашении.

Статья 334 ТК РФ устанавливает закрытый перечень оснований предоставления отсрочки или рассрочки таможенных платежей. Такими основаниями являются:

1. Причинение лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.

К стихийным бедствиям относятся чрезвычайные природные ситуации, такие, как извержения вулканов, оползни, селевые потоки, снежные лавины, ураганы, тайфуны, смерчи, бури, штормы, град, цунами, наводнения, подтопления, природные пожары.

К технологической катастрофе можно отнести чрезвычайные техногенные ситуации, например на объектах энергоснабжения, аварии на коммунальных объектах и гидротехнических сооружениях, сопровождающиеся затоплением, чрезвычайные ситуации на транспорте, приводящие к авариям, повреждению грузов и транспортных средств, техногенные пожары.

Следует учитывать, что возникновение некоторых распространенных чрезвычайных ситуаций, таких, как, например, пожар, не должно происходить по вине заявителя, иначе в предоставлении отсрочки (рассрочки) будет отказано. Подтверждением причин возникновения пожара может являться справка органа противопожарной службы МЧС.

К иным обстоятельствам непреодолимой силы можно отнести причины, не зависящие от экономической деятельности лица, осуществляющего ВЭД, например совершение террористического акта.

Следует заметить, что помимо наличия чрезвычайных обстоятельств необходим факт причинения реального материального ущерба лицу, претендующему на предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей.

2. Задержка лицу финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа.

Отличительной особенностью данного пункта ст. 334 ТК РФ является то, что основанием для получения отсрочки или рассрочки таможенных платежей является задержка лицу финансирования исключительно из федерального бюджета, в отличие от положений НК РФ, предусматривающего возможность такой задержки из регионального, а также из местного бюджетов.

Причины задержки финансирования из федерального бюджета для принятия решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) значения не имеют.

3. Товары, перемещаемые через таможенную границу, являются товарами, подвергающимися быстрой порче.

К товарам, подвергающимся быстрой порче, можно отнести товары с ограниченным сроком хранения, а также требующие для сохранения своих товарных и потребительских качеств и обеспечения безопасности специальных температурных режимов или иных условий хранения, такие, как продукты питания, косметические и лекарственные средства.

Предоставление отсрочки либо рассрочки таможенных платежей при перемещении скоропортящихся товаров через таможенную границу РФ позволяет своевременно доставить товар получателю, не допустив его порчи.

4. Осуществление лицом поставок по межправительственным соглашениям.

Наличие этого основания для изменения срока уплаты таможенных платежей способствует безусловному выполнению участниками ВЭД, осуществляющими внешнеэкономические поставки по межправительственным соглашениям, своих обязанностей перед контрагентами.

Пункт 1 ст. 333 ТК РФ для получения разрешения на изменение срока уплаты таможенных платежей предполагает обращение заинтересованного лица в таможенный орган с заявлением. При этом ТК РФ не предусматривает предоставления вместе с заявлением документов, подтверждающих наличие у лица оснований для получения отсрочки или рассрочки. Тем не менее заявителю будет полезно запастись комплектом документов, обосновывающих правомерность обращения в таможенный орган за отсрочкой таможенных платежей или их рассрочкой. В связи с этим целесообразно использовать документы, представляемые в уполномоченный орган при подтверждении права на изменение срока уплаты налогов в соответствии с НК РФ.

Документами, подтверждающими наличие оснований, перечисленных в ст. 334 ТК РФ, могут являться:

- справка регионального органа МЧС о факте стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы и сумме нанесенного организации ущерба (при решении вопроса по п. 1 ст. 334 ТК РФ);

- справка об объеме бюджетного недофинансирования из средств бюджетов всех уровней и размере текущей задолженности по выплатам в пользу работников на дату обращения плательщика. Эта справка должна быть заверена органом, осуществляющим финансирование (при решении вопроса по п. 2 ст. 334 ТК РФ);

- для организаций, выполняющих государственный заказ, - копия договоров на выполнение работ по государственному заказу, справка об объеме задолженности по госзаказу, заверенная заказчиком, документы, подтверждающие факт выполнения работ (при решении вопроса по п. 2 ст. 334 ТК РФ).

При рассмотрении вопроса о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате таможенных платежей необходимо упомянуть и об обязанности заинтересованного лица, обеспечивать в соответствии со ст. 337 ТК РФ, уплату таможенных пошлин и налогов. Пунктом 4 ст. 151 ТК РФ установлено, что товары, заявленные к выпуску для свободного обращения, считаются условно выпущенными, если предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов. Таким образом, еще одним документом, предоставляемым в таможенный орган одновременно с заявлением об изменении срока уплаты таможенных платежей, будет являться документ, подтверждающий обеспечение их уплаты, - договор залога, платежные документы, банковская гарантия, поручительство, таможенная расписка.

При принятии решения об обращении в таможенный орган за отсрочкой (рассрочкой) таможенных платежей следует учитывать, что ст. 8 Федерального закона от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" установлен лимит предоставления в 2005 г. налоговых кредитов, рассрочек и отсрочек уплаты федеральных налогов и сборов в пределах финансового года в сумме не более 1,5 млрд. руб. в порядке, определяемом Правительством РФ. В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 107 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" треть из этой суммы - 500 млн. руб. - составляет лимит предоставления налоговых кредитов, рассрочек и отсрочек по уплате федеральных налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. В связи с этим лицу, претендующему на получение отсрочки или рассрочки по уплате таможенных платежей, может быть отказано в связи с исчерпанием установленного законом лимита.

Предоставление отсрочки или рассрочки по уплате таможенных платежей возлагает на декларанта обязанность отражать соответствующую информацию в грузовой таможенной декларации (далее - ГТД). Так, в соответствии с Приказом ГТК РФ от 21 августа 2003 г. N 915 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации" (в ред. от 14 мая 2004 г.), если в отношении декларируемых товаров изменен срок уплаты таможенных платежей (предоставлена отсрочка или рассрочка), необходимо заполнять графу 48 ГТД.

В графе 48 ГТД проставляется дата (день, месяц и год), соответствующая последнему дню уплаты.

Арбитражная практика по вопросу заполнения графы 48 ГТД, в частности решение ФАС Волго-Вятского округа от 20 января 2003 г. по делу N А38-9/248-02, показывает, что суд воспринимает сведения, вносимые в графу 48 ГТД как исключительно информационные, исключающие возможность требования таможенными органами уплаты пошлин в связи с уже оформленной надлежащим образом отсрочкой. Так, указание в ГТД неправильной последней даты уплаты таможенных платежей не может квалифицироваться как недостоверное декларирование, а следовательно, лицо, допустившее неверное заявление сведений в ГТД, не должно привлекаться к административной ответственности.

При определении таможенного органа, который может предоставить заявителю отсрочку или рассрочку уплаты таможенных пошлин и налогов, следует учитывать, что в соответствие с п. 14.3 Распоряжения ГТК РФ от 27 ноября 2003 г. N 647-р "Об утверждении методических указаний о порядке применения таможенными органами положений Таможенного кодекса Российской Федерации, относящихся к таможенным платежам" (в ред. от 28 июля 2004 г.) отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется по решению ГТК России (в настоящее время - Федеральная таможенная служба). В структуре Федеральной таможенной службы РФ решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей принимает Главное управление федеральных таможенных доходов (ГУФТД ФТС РФ).

Складывающаяся арбитражная практика по спорам, связанным с предоставлением отсрочек (рассрочек), свидетельствует об однозначной трактовке арбитражными судами норм таможенного законодательства относительно компетенции таможенных органов в принятии или изменении решений о предоставлении отсрочек (рассрочек). В частности, в Постановлении кассационной инстанции ФАС Московского округа от 3 декабря 2003 г. по делу N КА-А40/9683-03 указано, что решения вышестоящего таможенного органа (ГТК РФ), в том числе в части установления срока рассрочки таможенных платежей, являются обязательными для нижестоящего таможенного органа - Московской Западной таможни, который самостоятельно не вправе его изменять, т. к. это не входит в его компетенцию.

Проверка наличия разрешения ФТС РФ о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов в случае, если плательщик претендует на ее предоставление, осуществляется уполномоченным должностным лицом таможенного поста при контроле правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей, который осуществляется при документальном контроле ГТД.

Одной из основных задач, стоящих перед Федеральной таможенной службой России, является выполнение планового задания по перечислению в доход федерального бюджета таможенных платежей, ежегодно устанавливаемого Правительством РФ.

В связи с этим предоставление отсрочек и рассрочек может являться регулятором поступления таможенных платежей в доход федерального бюджета. Следовательно, логично предположить смягчение режима предоставления отсрочки и рассрочки таможенных платежей при выполнении и перевыполнении ФТС РФ планового задания по сбору таможенных платежей в федеральный бюджет и, соответственно, увеличение риска отказа в предоставлении отсрочки или рассрочки в случае невыполнения плана. Учитывая этот фактор, а также перевыполнение планового задания по перечислению таможенных платежей в доход федерального бюджета таможенной службой в 2004 г. на 2,6%, можно рассчитывать на благосклонность таможенных органов в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплачиваемым таможенных платежам в 2005 г.

Следует помнить, что за предоставленную отсрочку или рассрочку уплаты таможенных пошлин и налогов с участника ВЭД взыщут проценты по ставке рефинансирования Банка России, действующей в период отсрочки или рассрочки.

------------------------------------------------------------------

Название документа