Об основных изменениях таможенного дела в 2004 году

(Чермянинов Д. В.) ("Внешнеторговое право", 2005, N 1(4)) Текст документа

ОБ ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В 2004 ГОДУ

Д. В. ЧЕРМЯНИНОВ

Чермянинов Д. В., кандидат юридических наук, старший преподаватель Уральского института экономики, управления и права.

В связи с активным развитием и обновлением российского законодательства лица, связанные с международной торговлей и сотрудничеством, проявляют живой интерес к изменениям в таможенных правоотношениях. Учитывая данный факт, уместным будет провести краткий обзор основных источников таможенного права, вышедших в 2004 году. Наряду с вступлением в силу Таможенного кодекса Российской Федерации, утвержденного Государственной Думой РФ в 2003 году <*> (далее - ТК РФ), в прошедшем году вышли еще несколько федеральных законов и других нормативных актов, на которых следует заострить внимание в первую очередь. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2066.

Одним из основных событий в рассматриваемой сфере явился Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <*> (далее - Указ). Данным документом была внесена необходимая (и долгожданная!) ясность относительно того, какая структура будет являться "органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела" <**> и заменит Государственный таможенный комитет Российской Федерации (далее - ГТК РФ), который в соответствии с ч. 2 ст. 7 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 года <***> осуществлял непосредственное руководство таможенным делом. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945. <**> Формулировка, использованная в утвержденной редакции ТК РФ. <***> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 31. Ст. 1224.

На основании п. 15 Указа ГТК РФ преобразован в Федеральную таможенную службу (далее - ФТС РФ), его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития РФ). Далее были утверждены Положения о ФТС РФ и о Минэкономразвития РФ (Постановлениями Правительства Российской Федерации от 21.08.2004 N 429 <*> и от 27.08.2004 N 443 <**> соответственно). В соответствии с указанными Постановлениями полномочия Минэкономразвития РФ и ФТС РФ распределены следующим образом. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3637. <**> СЗ РФ. 2004. N 36. Ст. 3670.

Минэкономразвития РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного дела. Министерство принимает нормативные правовые акты, определяющие формы различных документов, используемых в таможенном деле, порядок ведения различных реестров для целей таможенного дела, требования, предъявляемые к лицам, осуществляющим деятельность в таможенном деле, технологии таможенного оформления товаров и т. п. <*>, но не вправе осуществлять функции по контролю и надзору в таможенном деле. -------------------------------- <*> Подробнее см. раздел II Положения о Минэкономразвития.

Напротив, ФТС РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями, но не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование (за исключением случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации). Кроме этого ФТС РФ не даны права по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг. ФТС РФ наделена широкими полномочиями <*>, которые она реализует непосредственно через таможенные органы и свои представительства за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями. -------------------------------- <*> Подробнее см. раздел II Положения о ФТС РФ.

Законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ..." <*> в ТК РФ были внесены многочисленные коррективы, касающиеся статуса и уточняющие разграничения полномочий между ФТС РФ и Минэкономразвития РФ. Интересно, что в соответствии с п. 5. ст. 73 данного Закона Минэкономразвития РФ (и иные министерства России, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела) таможенным органом не является. Эта ситуация коренным образом меняет устоявшуюся практику, при которой основными нормативными актами в области таможенного дела являлись приказы таможенного органа - ГТК РФ. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2711.

Можно сказать, что утвержденная данным Законом новая редакция п. 3 ст. 47 ТК РФ, согласно которой "жалоба на решение, действие (бездействие) федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, подается в эту службу", является курьезом, так как положительного эффекта от подобной жалобы ждать не приходится. К тому же известно, что в соответствии с имеющими место в России федеральным законодательством и практикой обращаться следует либо в Правительство РФ (которое в соответствии с ч. 7 ст. 12 ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" вправе отменять акты органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов), либо в прокуратуру, либо суд (см. п. 3 ст. 22 и ст. 245 ГПК РФ). Думается, что кроме введения изменений в структуру таможенных органов Российской Федерации властные органы России приняли решение сменить и их "правоохранительный имидж". В подтверждение последнего вывода приведем следующие факты. В ст. 8 ТК РФ 1993 года, а также ст. 1 Закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах РФ" было прямо указано, что таможенные органы Российской Федерации являются правоохранительными органами, однако положениями действующего ТК РФ данное утверждение не закреплено. Кроме того, после проведенных в 2003 - 2004 годах преобразований работники большинства подразделений таможенных органов РФ уже не носят специальных званий, наличие которых считается одним из признаков правоохранительной службы. В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 21.08.2004 N 429 будут носить специальные звания только 30% из общего числа работников региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, организаций, находящихся в ведении ФТС РФ. С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что из 11 функций таможенных органов, перечисленных в ст. 403 ТК РФ, правоохранительную нагрузку несет только одна, можно сказать, что изменилась не только структура таможенных органов, но и приоритеты их деятельности. В настоящее время таможенные органы Российской Федерации являются субъектом государственной гражданской службы, наделенным рядом правоохранительных функций. Особо отметим, что в прошедшем году были внесены серьезные коррективы в КоАП РФ - основной нормативный акт, применяемый таможенными органами Российской Федерации в правоохранительной деятельности. С 01.10.2004 вступил в силу Федеральный закон от 20.08.2004 N 118-ФЗ <*>, который полностью изменил редакцию главы 16 КоАП РФ, посвященной административным правонарушениям в области таможенного дела. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3533.

В результате: - в главу 16 КоАП РФ вошли 23 статьи (в предыдущей редакции было 22 статьи); - в ряде статей были в развернутом виде изложены признаки правонарушений в таможенном деле (например, ст. ст. 16.1, 16.2, 16.3, 16.12, 16.13, 16.19 КоАП РФ); - в ряде статей изменены формулировки, касающиеся составов правонарушений (например, ст. ст. 16.6, 16.8, 16.9, 16.10, 16.11, 16.14 КоАП РФ и др.); - выделены новые составы правонарушений (ст. ст. 16.4, 16.17, 16.18 КоАП РФ), некоторые из которых могут быть применены только в отношении физических лиц (статьи 16.4, 16.18 КоАП РФ); - увеличены размеры штрафов за совершение большинства правонарушений в области таможенного дела. Соответственно были изменены и формулировки ТК РФ, касающиеся субъектов таможенных правоотношений, наделенных специальным статусом. Таковыми являются лица, имеющие право пользоваться упрощенными процедурами при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области таможенного дела (владельцы складов временного хранения, таможенных складов, таможенные брокеры, таможенные перевозчики). Опрос специалистов из отделов административных расследований таможен Уральского региона позволил прогнозировать ряд проблем, связанных с применением на практике новой редакции главы 16 КоАП РФ. Вот некоторые из них: 1. Не определен порядок привлечения к административной ответственности таможенного брокера (представителя) по ст. 16.2 КоАП РФ в случае возбуждения дела об АП в отношении декларанта по ст. 16.7 КоАП РФ. 2. Нормы ч. 1 и ч. 2 ст. 16.12 КоАП РФ устанавливают административную ответственность за правонарушения, которые могут быть совершены в связи с отсутствием в практике ряда таможен технологических схем, регулирующих вопросы периодического декларирования. Также не совсем ясно: - предусматривает ли ст. 16.12 КоАП РФ административную ответственность за нарушение требований ст. 129 ТК РФ, устанавливающей 15-дневный срок для подачи ГТД; - является ли достаточным условием для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 16.16 КоАП РФ и ст. 16.22 КоАП РФ факт истечения предельного срока хранения товаров на складе временного хранения (ст. 103 ТК РФ) или факт истечения общего срока уплаты таможенных платежей (ст. 329 ТК РФ) соответственно. 3. В КоАП РФ не урегулирована конкуренция между положениями ч. 1 ст. 16.19 и ч. 3 ст. 16.2. 4. В ст. 16.16 действующего КоАП России исключено применение в качестве административного наказания для физических лиц конфискации предметов правонарушения. Это может затруднить привлечение данных категорий лиц к административной ответственности. 5. Для целей корректного применения ч. 4 ст. 16.19 КоАП России не урегулирован порядок осуществления валютного контроля над соблюдением требований таможенного режима "Экспорт" при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок. 6. Исключение из ст. 16.21 действующего КоАП России физических лиц в качестве субъектов административной ответственности приведет к невозможности привлечения к административной ответственности лиц, непосредственно виновных в незаконном приобретении, использовании, хранении автотранспортных средств. 7. В ч. 3 ст. 16.2 КоАП России предусмотрены в качестве специальных субъектов АП "декларант" и "таможенный брокер", в то время как в ст. 16.3 КоАП России, конкурирующей с вышеуказанной нормой, данные субъекты специально не выделяются. Таким образом, неясно, является ли субъектом привлечения к административной ответственности по ст. 16.3 КоАП России только лицо, перемещающее товар через таможенную границу России, либо также лицо, осуществлявшее таможенное оформление данного товара (декларант, таможенный брокер). 8. В ст. 16.5 КоАП РФ расширена объективная сторона правонарушения путем включения такой разновидности деяния, как перемещение лиц через границы зоны таможенного контроля или в ее пределах. Однако не ясен статус должностных лиц государственных органов (в том числе и должностных лиц таможенных органов) как субъектов административного правонарушения. Возникает вопрос: подлежат ли привлечению к административной ответственности в соответствии с ст. 16.5 ТК РФ должностные лица органов прокуратуры, нарушившие зону таможенного контроля, с учетом п. 1 ст. 22 Федерального закона от 17.01.2002 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <*>, или должностные лица таможенных органов, не находящиеся при исполнении должностных обязанностей? -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.

9. В настоящее время ни в КоАП РФ, ни в ТК РФ не предусмотрено четкого разделения экономических и неэкономических запретов и ограничений на ввоз или вывоз товаров, что может вызвать трудности при квалификации деяний, подпадающих под признаки ст. 16.3 КоАП РФ. Думается, что для эффективного применения должностными лицами таможенных органов России перечисленных статей КоАП РФ, ФТС РФ должны быть разработаны необходимые рекомендации. Существенные дополнения были внесены в ТК РФ Законом РФ от 11.11.2004 N 139-ФЗ <*>. Данный Закон внес в понятийный аппарат таможенного дела, содержащийся в ст. 11 ТК РФ, определение "таможенный сбор" и необходимые разъяснения о видах, порядке исчисления, сроках и формах уплаты таможенных сборов. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 2004. N 46 (часть I). Ст. 4494.

С 01.01.2005 таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров. Установлены следующие виды таможенных сборов: - таможенные сборы за таможенное оформление (ответственными за уплату являются декларанты); - таможенные сборы за таможенное сопровождение (ответственными за уплату являются лица, получившие разрешение на внутренний таможенный транзит); - таможенные сборы за хранение (ответственными за уплату являются лица, поместившие товары на склад временного хранения или на таможенный склад таможенного органа). Уплата таможенных сборов осуществляется по правилам и в формах, которые установлены ТК РФ. Рассматриваемым Законом утвержден обширный ряд товаров, в отношении которых таможенные сборы не взимаются. Кроме прочих, к данным товарам относятся: - товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимые с этой территории и относящиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации к безвозмездной помощи (содействию); - товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации дипломатическими, консульскими и иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств и организаций, а также товары, предназначенные для личного и семейного пользования отдельных категорий иностранных лиц, пользующихся привилегиями и (или) иммунитетами на таможенной территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации; - культурные ценности, помещаемые под таможенный режим временного ввоза или таможенный режим временного вывоза государственными или муниципальными музеями, архивами, библиотеками, иными государственными хранилищами культурных ценностей в целях их экспонирования; - товары, перемещаемые через таможенную Границу Российской Федерации в целях демонстрации на выставках, авиационно-космических салонах и на иных подобных мероприятиях, по решению Правительства Российской Федерации; - товары, прибывшие на таможенную территорию Российской Федерации, находящиеся в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации либо в иной зоне таможенного контроля, расположенной в непосредственной близости от пункта пропуска, не помещенные под какой-либо таможенный режим или специальную таможенную процедуру, помещаемые под таможенный режим реэкспорта и убывающие с таможенной территории Российской Федерации из указанного пункта пропуска; - запасные части и оборудование, которые перемещаются через таможенную границу Российской Федерации одновременно с транспортным средством в соответствии со статьей 278 ТК РФ; - товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, помещенные под таможенный режим временного ввоза или таможенный режим свободной таможенной зоны и в дальнейшем используемые в международных перевозках в качестве транспортных средств; - профессиональное оборудование при таможенном оформлении в соответствии с таможенным режимом временного вывоза для целей производства и выпуска средств массовой информации и при его обратном ввозе; - товары, предназначенные для проведения киносъемок, представлений, спектаклей и подобных мероприятий (театральные костюмы, цирковые костюмы, кинокостюмы, сценическое оборудование, партитуры, музыкальные инструменты и другой театральный реквизит, цирковой реквизит, кинореквизит), помещаемые под таможенный режим временного ввоза или таможенный режим временного вывоза, если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов; - товары, предназначенные для спортивных соревнований, показательных спортивных мероприятий или тренировок, помещаемые под таможенный режим временного ввоза или таможенный режим временного вывоза, если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. То есть законодатель дал некоторые льготы по уплате таможенных платежей только тем лицам и организациям, для которых перемещение товаров не является коммерческой операцией, направленной на получение прибыли от реализации данных товаров. Важным является также тот факт, что в настоящее время размер таможенного сбора за таможенное оформление не пропорционален таможенной стоимости товара, а ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг и не может быть более 100000 рублей. Кроме того, установлены следующие размеры за осуществление таможенного сопровождения каждого автотранспортного средства и каждой единицы железнодорожного подвижного состава на расстояние: до 50 км - 2000 рублей; от 51 до 100 км - 3000 рублей; от 101 до 200 км - 4000 рублей; свыше 200 км - 1000 рублей за каждые 100 километров пути, но не менее 6000 рублей. За осуществление таможенного сопровождения каждого морского, речного или воздушного судна взимаются 20000 рублей независимо от расстояния перемещения. Утратила силу ч. 4 ст. 115 ТК РФ, в соответствии с которой хранение товаров на складе временного хранения таможенного органа являлось безвозмездным. Теперь таможенные сборы за хранение на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа уплачиваются в размере 1 рубль с каждых 100 килограммов веса товаров в день. Исходя из изложенного можно сделать вывод, что в прошедшем году органы исполнительной и законодательной власти провели объемную работу по оптимизации таможенного регулирования в Российской Федерации. Основными направлениями в данной работе явились преобразование таможенных органов, ужесточение мер административного воздействия, применяемых к нарушителям таможенных правил, а также внесение корректив в процесс взимания платежей, связанных с перемещением через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств.

------------------------------------------------------------------

Название документа