Изменения, внесенные в Таможенный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 11.11.2004 N 139-ФЗ
(Егиазарова В. В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2004)
Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 11.11.2004 N 139-ФЗ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 24 декабря 2004 года
В. В. ЕГИАЗАРОВА
В. В. Егиазарова, кандидат юридических наук, начальник отдела Федеральной таможенной службы.
Вступивший в силу 01.01.2004 Таможенный кодекс установил таможенные сборы в качестве таможенных платежей (ст. 318), однако не определил порядок их установления и взимания. Упоминание о таможенных сборах содержалось только в ч. 3 ст. 87 ТК, согласно которой за таможенное сопровождение взимаются таможенные сборы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При этом в Налоговом кодексе соответствующие положения также не были предусмотрены.
С целью устранения пробела в правовом регулировании ст. 27 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" с 01.01.2004 по 31.12.2004 было приостановлено действие абзаца второго п. 1 ст. 438 ТК в части признания утратившими силу ряда положений Таможенного кодекса 1993 года, касающихся таможенных сборов. Этим же Федеральным законом было установлено, что исчисление, порядок уплаты, взыскание и возврат таможенных сборов, изменение срока их уплаты осуществляются в соответствии с правилами, предусмотренными ТК для таможенных пошлин.
С 01.01.2005 вступает в силу Федеральный закон от 11.11.2004 N 139-ФЗ, который дополняет ТК нормами, устанавливающими виды таможенных сборов, лиц, ответственных за их уплату, определяющими порядок установления и применения ставок таможенных сборов, порядок и сроки их уплаты, а также предусматривающими основания для освобождения от уплаты таможенных сборов.
К числу таможенных сборов относятся таможенные сборы за таможенное оформление, таможенные сборы за таможенное сопровождение, таможенные сборы за хранение. Плательщиками таможенных сборов являются декларанты и иные лица, на которых возложена обязанность уплачивать таможенные сборы. Однако, как и другие таможенные платежи, таможенные сборы могут быть уплачены любыми другими заинтересованными лицами. При неуплате таможенных сборов таможенные органы применяют меры к их принудительному взысканию в порядке, предусмотренном главой 32 ТК.
Таможенные сборы за таможенное оформление
ТК не определяет понятие таможенного оформления, однако анализ его положений позволяет прийти к выводу, что под таможенным оформлением понимается совокупность всех таможенных операций и процедур, направленных на помещение товаров под таможенный режим или завершение действия этого режима, если он действует в течение определенного срока, применение к товарам специальных таможенных процедур, а также на исчисление и взимание таможенных платежей, с уплатой которых товары для таможенных целей считаются находящимися в свободном обращении.
Таможенные сборы за таможенное оформление взимаются при декларировании, которое является одним из основных этапов таможенного оформления. Товары подлежат декларированию при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации, изменении таможенного режима, а также в случаях, предусмотренных ст. 183, 184, 194, 247, 391 ТК. Декларирование представляет собой заявление таможенному органу в таможенной декларации или иным предусмотренным способом в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей (п. 1 ст. 124 ТК).
Декларирование производится по выбору декларанта либо самим декларантом, либо таможенным брокером. В качестве декларанта имеют право выступать лица, указанные в ст. 16 ТК, а также любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации. Таможенный брокер - посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии с ТК. Эти же лица (декларант, а если декларирование производится таможенным брокером - брокер) являются ответственными за уплату сборов за таможенное оформление.
Таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до или одновременно с подачей таможенной декларации. Следует обратить внимание на различный порядок уплаты сборов за таможенное оформление и таможенных пошлин, налогов, уплачиваемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Так, в соответствии с п. 1 ст. 329 ТК при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации таможенные платежи подлежат уплате в срок не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенному органу в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации либо со дня завершения процедуры внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте прибытия. Указанный срок уплаты таможенных пошлин, налогов соответствует сроку, установленному п. 1 ст. 129 ТК для подачи таможенной декларации, однако не привязан к нему.
Конкретные ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством РФ. При этом установлено, что размер таможенного сбора за таможенное оформление должен быть ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг и не может превышать 100000 рублей. По ТК 1993 года за таможенное оформление взимались сборы в валюте Российской Федерации в размере 0,1 процента таможенной стоимости товаров и транспортных средств, а за таможенное оформление товаров для коммерческих целей - дополнительно сбор в иностранной валюте в размере 0,05 процента таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
В этой части изменения в ТК направлены на приведение российского законодательства в соответствие с положениями статьи VIII Генерального соглашения по тарифам и торговле, согласно которой все сборы и платежи любого характера (кроме импортных и экспортных пошлин и кроме налогов, определенных статьей III Соглашения), устанавливаемые договаривающимися сторонами на ввоз или вывоз либо в связи с ними, должны быть ограничены по своей величине приблизительной стоимостью оказанных услуг и не должны представлять собой косвенное покровительство для отечественных товаров или обложение импорта либо экспорта в фискальных целях. Будучи привязанными к таможенной стоимости оформляемых товаров, таможенные сборы за таможенное оформление раньше носили преимущественно фискальный характер.
Своего рода подтверждением нефискальной направленности таможенных сборов за таможенное оформление служит положение, согласно которому если после принятия таможенной декларации в ходе ее проверки осуществлена корректировка сведений, влияющих на величину сборов за таможенное оформление, сумма таможенных сборов за таможенное оформление, заявленная при декларировании товаров, не пересчитывается, дополнительное взыскание и возврат сумм таможенных сборов за таможенное оформление не производятся.
Ставки таможенных сборов за таможенное оформление применяются на день принятия таможенной декларации таможенным органом.
В соответствии с ТК 1993 года за таможенное оформление товаров вне места или вне времени работы таможенных органов сборы за таможенное оформление взимались в двойном размере. Изменения, внесенные в действующий ТК, аналогичных положений не содержат, хотя возможность проведения таможенного оформления вне установленных мест и времени в новом ТК сохранена.
Статья 357.9 ТК содержит перечень товаров, в отношении которых таможенные сборы за таможенное оформление не уплачиваются. Указанный перечень практически полностью соответствует перечню, который был установлен Инструкцией о взимании таможенных сборов за таможенное оформление, установленной Приказом ГТК России от 07.06.2004 N 640.
Таможенные сборы за таможенное сопровождение
Таможенные сборы за таможенное сопровождение взимаются при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита либо в соответствии с таможенным режимом международного таможенного транзита.
Внутренний таможенный транзит представляет собой таможенную процедуру, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения, из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории Российской Федерации, между складами временного хранения, таможенными складами, а также в иных случаях, установленных в соответствии с ТК (пп. 1, 2 ст. 79 ТК).
Под международным таможенным транзитом понимается таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории Российской Федерации) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 167 ТК).
Таможенное сопровождение, наряду с обеспечением уплаты таможенных пошлин, налогов и определением маршрутов перевозки, является мерой по обеспечению соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, применяемой по решению таможенного органа при перевозке товаров в соответствии с названными выше процедурами с целью недопущения введения в оборот товаров без применения к ним установленных запретов и ограничений, а также с целью соблюдения в отношении товаров мер таможенно-тарифного регулирования.
Таможенное сопровождение производят специально подготовленные должностные лица таможенных органов, в служебные обязанности которых входит таможенное сопровождение.
Статья 87 ТК содержит исчерпывающий перечень случаев, при которых таможенный орган вправе принять решение о таможенном сопровождении транспортных средств. К их числу относятся:
1) непредставление обеспечения уплаты таможенных платежей;
2) перевозка отдельных видов товаров, определяемых на основе системы анализа рисков и управления ими;
3) недоставка перевозчиком хотя бы один раз в течение одного года до дня обращения за разрешением на внутренний таможенный транзит товаров в место их доставки, что подтверждается вступившим в силу постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в области таможенного дела;
4) обратный вывоз ошибочно поставленных в Российскую Федерацию товаров или товаров, ввоз которых в Российскую Федерацию запрещен, если место фактического пересечения указанными товарами таможенной границы при вывозе не совпадает с местонахождением этих товаров;
5) перевозка товаров в соответствии с пп. 6 и 7 ст. 80 ТК в место доставки, не являющееся местонахождением таможенного органа, или на склад временного хранения (иную зону таможенного контроля) при несоблюдении отдельных условий помещения товаров под процедуру внутреннего или международного таможенного транзита;
6) перевозка товаров, в отношении которых применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
При наличии указанных обстоятельств таможенное сопровождение может применяться, даже если в отношении перевозимых товаров приняты иные меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства. Обстоятельством, исключающим применение таможенного сопровождения, может служить только перевозка товаров таможенным перевозчиком (п. 2 ст. 87 ТК). Решение таможенного органа о таможенном сопровождении товаров является для перевозчика обязательным.
В ряде случаев перевозка товаров под таможенным сопровождением является требованием нормативных правовых актов. Так, Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" установлено, что транзит оружия и патронов, а также их доставка в определенное таможенным органом место осуществляются при условии их таможенного сопровождения или перевозки оружия и патронов таможенным перевозчиком.
Сборы за таможенное сопровождение уплачивает лицо, получившее разрешение на внутренний или международный таможенный транзит, либо любое иное заинтересованное лицо после принятия таможенным органом соответствующего решения, но до начала организации таможенного сопровождения. Таможенные сборы за таможенное сопровождение уплачиваются таможенному органу, принявшему решение о таможенном сопровождении и организовавшему его.
Таможенный сбор за осуществление таможенного сопровождения каждого автотранспортного средства и каждой единицы железнодорожного подвижного состава на расстояние до 50 км составляет 2000 рублей, от 51 до 100 км - 3000 рублей, от 101 до 200 км - 4000 рублей, свыше 200 км - 1000 рублей за каждые 100 километров пути, но не менее 6000 рублей. Сумма таможенного сбора за таможенное сопровождение каждого морского, речного или воздушного судна составляет 20000 рублей независимо от расстояния перемещения. Размеры таможенных сборов за таможенное сопровождение по сравнению с установленными Приказом ГТК России от 03.10.2000 N 897 не изменились.
Для целей исчисления таможенных сборов за таможенное сопровождение применяются ставки, установленные на день принятия транзитной декларации.
Таможенные сборы за хранение
Таможенные сборы за хранение взимаются при хранении товаров на складе временного хранения и на таможенном складе таможенного органа.
В соответствии со статьей 99 ТК под временным хранением товаров понимается таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения под иную таможенную процедуру (например, под процедуру внутреннего таможенного транзита).
Товары могут помещаться на склад временного хранения:
1) для осуществления выпуска товаров в соответствии с таможенным режимом либо иной таможенной процедурой (как в месте прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, так и внутри таможенной территории Российской Федерации);
2) если ввезенные товары запрещены к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации (в соответствии со ст. 13 ТК товары, запрещенные к ввозу и не вывезенные с таможенной территории Российской Федерации, подлежат помещению на склад временного хранения или в иные места, являющиеся зонами таможенного контроля);
3) в случаях изъятия товаров таможенными органами при проведении специальной таможенной ревизии (ст. 377 ТК), а также у лиц, приобретших незаконно перемещенные товары на таможенной территории Российской Федерации в связи с осуществлением предпринимательской деятельности (ст. 391 ТК).
Таможенный склад - таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а товары, предназначенные для вывоза, хранятся под таможенным контролем на условиях, предусмотренных Кодексом (ст. 215 ТК).
В соответствии с общим правилом временное хранение товаров и хранение товаров, помещенных под таможенный режим таможенного склада, осуществляются непосредственно на складах временного хранения и таможенных складах. Однако ТК предусмотрены случаи, когда по разрешению таможенного органа хранение товаров допускается в иных местах. Так, по запросу железной дороги временное хранение перевозимых товаров может осуществляться непосредственно в транспортных средствах, находящихся на железнодорожных путях этой железной дороги (ст. 116 ТК). С разрешения таможенного органа товары могут временно храниться на складе получателя, не являющемся складом временного хранения (ст. 117 ТК), в следующих случаях:
1) при применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц (ст. 68 ТК);
2) при необходимости временного хранения товаров, требующих особых условий хранения, если в разумной близости от места получения товаров отсутствует склад временного хранения, приспособленный для хранения таких товаров (в соответствии с п. 2 ст. 101 ТК товары, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, должны храниться на складах или в отдельных помещениях складов временного хранения, специально приспособленных для хранения таких товаров);
3) если получателем товаров являются государственные органы или учреждения.
Допускается помещение под таможенный режим таможенного склада без фактического помещения на таможенный склад товаров, которые из-за своих габаритов не могут быть помещены на таможенный склад, находящийся в разумной близости, при наличии на это разрешения таможенного органа в письменной форме (п. 4 ст. 217 ТК).
Представляется, что сборы за хранение в указанных случаях уплачиваться не должны.
Ответственными за уплату таможенных сборов за хранение являются лица, поместившие товары на склад временного хранения или на таможенный склад. Как правило, товары помещаются на склад временного хранения перевозчиком, лицом, которое заключило внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена, лицом, имеющим право владения и (или) пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации (при перемещении товаров без заключения внешнеэкономической сделки), таможенным брокером.
ТК допускает возможность отчуждения товаров, находящихся на таможенном складе, передачи в отношении их прав владения пользования или распоряжения при условии предварительного уведомления таможенного органа в письменной форме (п. 4 ст. 219). В этом случае обязанность по уплате сборов за хранение лежит на лице, которое приобрело имущественные права на товары. При этом указанное лицо обязано уплачивать сборы не за весь период нахождения товаров на таможенном складе, а только со дня, следующего за днем представления в таможенный орган обязательства по дальнейшему соблюдению в отношении товаров установленных требований и условий.
Таможенные сборы за хранение должны быть уплачены до фактической выдачи товаров со склада временного хранения или таможенного склада, в том числе если товары в нарушение установленных правил продолжают храниться на складе после истечения предельных сроков хранения.
Таможенные сборы за хранение на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа уплачиваются в размере 1 рубля с каждых 100 килограммов веса товаров в день, а в специально приспособленных (обустроенных и оборудованных) для хранения отдельных видов товаров помещениях - 2 рублей с каждых 100 килограммов веса товаров в день. При этом неполные 100 килограммов веса товаров приравниваются к полным 100 килограммам, а неполный день - к полному.
Таможенные сборы за хранение уплачиваются по ставкам, действующим в период хранения товаров на складе временного хранения или на таможенном складе. Представляется, что в случае изменения ставок в период нахождения товаров на складе размер сборов должен рассчитываться исходя из суммы, подлежащей уплате за время нахождения товаров на складе до изменения ставок, и суммы, рассчитанной по новым ставкам за оставшийся период.
В соответствии с изменениями в ТК таможенные сборы уплачиваются за хранение товаров только на складах временного хранения и таможенных складах таможенных органов. При хранении товаров на складах, принадлежащих частным лицам, за хранение уплачивается денежная сумма, предусмотренная договором хранения, который заключается между владельцем склада и лицом, поместившим товары на хранение. Указанная денежная сумма таможенным сбором не является.
Таможенные сборы за хранение не взимаются при помещении товаров на склад временного хранения или на таможенный склад таможенным органом. Таможенный орган помещает товары на склад временного хранения:
1) в случае невозможности вывоза или неосуществления немедленного вывоза товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 13 ТК). Расходы за хранение указанных товаров возмещаются лицами, обладающими в соответствии со ст. 16 ТК полномочиями в отношении ввезенных товаров;
2) в случае изъятия товаров при проведении специальной таможенной ревизии. Временное хранение указанных товаров осуществляется за счет лиц, у которых товары были изъяты, за исключением случаев, когда в ходе проведения проверки таможенный орган устанавливает, что в отношении изъятых товаров таможенное законодательство не было нарушено. Издержки, связанные с временным хранением таких товаров, относятся на счет федерального бюджета и возмещаются в пределах необходимых и документально подтвержденных затрат, произведенных владельцем склада временного хранения;
3) при изъятии товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, у лиц, приобретших указанные товары на таможенной территории Российской Федерации в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. В этом случае издержки по временному хранению товаров возмещаются лицами, у которых указанные товары были изъяты. Исключение из этого правила составляют случаи, когда в ходе проведения проверки устанавливается, что в отношении этого товара требования таможенного законодательства не нарушены. Издержки, связанные с временным хранением таких товаров, также относятся на счет федерального бюджета. При этом издержки возмещаются владельцу склада временного хранения в пределах необходимых и документально подтвержденных затрат, произведенных владельцем склада временного хранения.
Таможенные сборы. Сопоставительная таблица
Таможенные Таможенные сборы за Таможенные сборы за
сборы за таможен - таможенное хранение
ное оформление сопровождение
Основание при при сопровождении при хранении товаров
уплаты декларировании транспортных средств, на складе временного
перевозящих товары в хранения и на
соответствии с таможенном складе,
процедурой внутреннего владельцами которых
таможенного транзита являются таможенные
или международного органы
таможенного транзита
Сроки упла - до или до начала фактического до фактической выдачи
ты одновременно с осуществления товаров со склада
подачей таможенного временного хранения
таможенной сопровождения или с таможенного
декларации склада
Лица, декларант, лицо, получившее - лицо, поместившее
ответствен - таможенный разрешение на товары на склад
ные за уп - брокер, если внутренний таможенный временного хранения
лату декларирование транзит или или на таможенный
производится международный склад
таможенным таможенный транзит - лицо, приобретшее
брокером имущественные права
на товары,
находящиеся на
хранении на
таможенном складе
Размер в размере, 1) за осуществление 1 рубль с каждых 100
ставок определяемом таможенного сопровож - килограммов веса това -
Правительством дения каждого автотра - ров в день, а в специ -
РФ, исходя из нспортного средства и ально приспособленных
приблизительной каждой единицы желез - (обустроенных и
стоимости нодорожного подвижного оборудованных) для
оказанных состава на расстояние: хранения отдельных
услуг, но не до 50 км - 2000 руб - видов товаров помеще -
более чем лей, от 51 до 100 км - ниях - 2 рубля с
100000 3000 рублей; от 101 до каждых 100 килограм -
рублей 200 км - 4000 рублей; мов веса товаров в
свыше 200 км - 1000 день
рублей за каждые 100
километров пути, но не
менее 6000 рублей;
2) за осуществление
таможенного сопровожде -
ния каждого морского,
речного или воздушного
судна - 20000 рублей
независимо от расстоя -
ния перемещения
Применение применяются став - применяются ставки, применяются ставки,
ставок ки, действующие на действующие на день действующие в период
день принятия принятия транзитной хранения товаров на
таможенной декларации складе временного
декларации хранения или на тамо -
женном складе
Освобожде - в случаях, в случаях, определяемых - при помещении това -
ние от предусмотренных Правительством РФ ров на склад времен -
уплаты п. 1 ст. 357.9 ного хранения и на
ТК таможенный склад
таможенным органом
- в случаях, опреде -
ляемых Правительст -
вом РФ
Название документа