Правовой статус товарных складов по российскому законодательству

(Коломацкая А. С.) ("Юрист", 2004, N 11) Текст документа

ПРАВОВОЙ СТАТУС ТОВАРНЫХ СКЛАДОВ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

А. С. КОЛОМАЦКАЯ

Коломацкая А. С., аспирант кафедры гражданского права Московской государственной юридической академии.

В настоящее время в нормативных актах по складскому хранению, впрочем, как и в теории, нет единого понятия склада. Все существующие понятия могут быть объединены в три группы. К первой относится понятие склада как организации, то есть субъекта права, закрепленное ст. 907 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой товарным складом признается организация, осуществляющая в качестве предпринимательской деятельности хранение товаров и оказывающая связанные с хранением услуги. Ко второй группе относится понятие склада как режима, применяемое в таможенном и налоговом законодательстве. К третьей группе относится понятие склада как специального места, в котором осуществляется хранение тех или иных товаров. Такое понятие, в частности, используется законодателем применительно к складу временного хранения. Отсутствие единой терминологии не вызывает каких-либо серьезных негативных последствий в ходе реализации правовых норм, регулирующих деятельность товарных складов. Более того, представляется, что подобное многообразие до определенной степени оправданно. В частности, понятие склада как режима в таможенном и налоговом законодательстве используется для того, чтобы подчеркнуть особый характер обстоятельств, при которых товары помещаются на склад, и цели их помещения на склад. Действующее законодательство РФ практически не содержит отдельных нормативных правовых актов, посвященных именно товарному складу. Зачастую требования к складской деятельности указаны в общем блоке требований к предпринимательской деятельности. В большинстве случаев это нормативные акты, содержащие строительные и санитарные нормы и правила, устанавливающие правила пожарной безопасности, и т. д. Отдельно стоит отметить лишь Временное положение о работе коммерческих (товарных) складов в г. Москве, утвержденное Постановлением Правительства Москвы от 17 февраля 1998 г. N 122 <*>, определяющее порядок размещения, сооружения и оборудования коммерческих складов в г. Москве. -------------------------------- <*> Вестник мэрии Москвы. 1998. N 11.

Кроме этого, Постановлением Правительства Москвы от 10 февраля 2004 г. N 59-ПП утверждено Положение о Реестре складских помещений города Москвы по хранению сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров. С февраля 2004 г. все складские помещения, предназначенные для хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров в Москве, за исключением складских помещений розничной торговой сети, подлежат внесению в Реестр с выдачей соответствующего свидетельства. Очевидно, что данный Реестр создается только в целях получения информации о складских помещениях в г. Москве, поскольку никаких санкций за отказ владельцев складов предоставить информацию о себе держателю реестра, равно как и запрета осуществлять складскую деятельность без свидетельства, Постановление не предусматривает. К видам товарных складов, правовой статус которых достаточно подробно урегулирован действующим законодательством РФ, относятся таможенные склады, склады временного хранения и акцизные склады.

Правовой статус таможенного склада и склада временного хранения

В соответствии со ст. 215 Таможенного кодекса РФ <*> таможенный склад представляет собой таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию РФ товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а товары, предназначенные для вывоза, хранятся под таможенным контролем. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2066; N 52. Ст. 5038.

В ранее действовавшем ТК РФ 1993 г. <*> законодатель не давал определения таможенного склада как специально оборудованной территории, предназначенной для хранения товаров. Вместе с тем термин "таможенный склад" использовался не только для указания таможенного режима, но также и для обозначения определенного места (ст. ст. 46, 47 ТК РФ 1993 г.). -------------------------------- <*> Российская газета. 1993. 21 июля.

В действующем ТК РФ эта неточность устранена посредством указания в ст. 216 на то, что таможенными складами являются специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки. Основными нормативными актами, определяющими правовой статус таможенного склада, являются ТК РФ, Положение об учреждении и функционировании таможенных складов, владельцами которых являются таможенные органы, утвержденное Приказом ГТК России от 8 сентября 2003 г. N 972 <*> (в дальнейшем - Положение о таможенных складах), а также утвержденные Приказом ГТК РФ от 25 февраля 2004 г. N 236 Порядок совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима таможенного склада (в дальнейшем - Порядок операций) и Обязательные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного склада (в дальнейшем - Обязательные требования). -------------------------------- <*> Таможенные ведомости. 2003. N 11.

В соответствии со ст. 224 ТК РФ таможенные склады могут быть открытого и закрытого типа. Таможенный склад открытого типа доступен для использования любыми лицами. В соответствии с абз. 2 п. 1 комментируемой статьи таможенный склад является складом закрытого типа, если он предназначен для хранения товаров владельца склада. Ранее таможенным складом закрытого типа считался склад, предназначенный для хранения товаров определенных лиц, которые должны были определяться владельцем склада по согласованию с таможенным органом при учреждении склада (ст. 46 ТК РФ 1993 г.). Кроме этого, ТК РФ ввел новое понятие специализированных таможенных складов, которые могут использоваться для хранения отдельных видов товаров, требующих особых условий хранения или способных причинить вред другим товарам. В качестве специализированных могут создаваться таможенные склады как открытого, так и закрытого типа. Таможенный склад открытого типа является складом общего пользования по смыслу ст. 908 ГК РФ. Отношения владельца таможенного склада с лицами, помещающими товары на хранение на таможенный склад, строятся на договорной основе, поэтому отказ владельца таможенного склада открытого типа от заключения договора при наличии возможности хранить товары не допускается. Соответственно при необоснованном уклонении владельца таможенного склада открытого типа от принятия товаров на хранение их владелец вправе воспользоваться правом, установленным п. 4 ст. 445 ГК РФ, и обратиться в суд с требованием о понуждении заключения договора и возмещении убытков, причиненных отказом заключить договор. В зависимости от круга лиц, которые могут быть владельцами таможенных складов, необходимо выделить склады, владельцами которых являются таможенные органы РФ, а также склады, принадлежащие российским юридическим лицам. Таможенные склады, учреждаемые таможенными органами РФ, являются таможенными складами открытого типа (ст. 233 ТК РФ). Юридические лица могут учреждать также таможенные склады закрытого типа. В соответствии со ст. 226 ТК РФ владельцем таможенного склада может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр владельцев таможенных складов. При этом включение в Реестр не требуется в случае, если учредителем склада является таможенный орган РФ (п. 4 ст. 226). Требования, предъявляемые к порядку обустройства и оборудования таможенного склада, могут быть объединены в две категории. Общие требования установлены ТК РФ, Обязательными требованиями и рядом других нормативных актов. В частности, в соответствии с общими требованиями помещения, используемые в качестве таможенного склада, должны располагаться в наземных зданиях или сооружениях и отвечать техническим, противопожарным и другим требованиям, установленным законодательством РФ. К специальным требованиям могут быть отнесены конкретные требования к обустройству склада, устанавливаемые с учетом характера товаров, предполагаемых к хранению, расположения помещений, предполагаемых для учреждения склада. На таможенный склад могут помещаться любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу в РФ и вывозу из РФ, товаров, срок годности которых составляет менее сроков, установленных ТК РФ, а также иных товаров, к которым применяются ограничения в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и перечень которых может определяться Правительством РФ. В соответствии со ст. 218 ТК РФ срок хранения товаров на таможенном складе не может превышать три года. Вместе с тем для отдельных категорий товаров законодатель вводит ограничения по сроку их хранения на таможенном складе. Так, в соответствии с п. 2 ст. 218 товары, имеющие ограниченные сроки годности и (или) реализации, должны быть вывезены с таможенного склада не позднее чем за 180 дней до истечения указанного ограниченного срока. Законодателем ограничен круг операций, которые могут осуществляться с товарами, помещенными на таможенный склад, - в соответствии со ст. 219 ТК РФ к таким операциям относятся операции по обеспечению сохранности товаров, а также при наличии разрешения таможенного органа операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке. Правовой статус склада временного хранения в настоящее время определяется главой 12 ТК РФ, Правилами совершения таможенных операций при временном хранении товаров, утвержденными Приказом ГТК РФ от 3 сентября 2003 г. N 958, и Положением о порядке включения в Реестр владельцев складов временного хранения, утвержденным Приказом ГТК РФ от 26 сентября 2003 г. N 1070. В соответствии с п. 1 ст. 100 ТК РФ под складом временного хранения (в дальнейшем - СВХ) понимаются специально выделенные и обустроенные для целей временного хранения товаров помещения и (или) открытые площадки, соответствующие установленным ТК РФ требованиям. Правовой статус СВХ во многом аналогичен правовому статусу таможенного склада. Учредителями СВХ также могут являться таможенные органы РФ либо российские юридические лица. ТК РФ предусмотрены аналогичные таможенному складу типы СВХ - открытые и закрытые, при этом СВХ, учреждаемые таможенными органами РФ, являются складами открытого типа. В отличие от таможенных складов закрытого типа, которые по ТК РФ создаются для хранения товаров владельца склада, СВХ закрытого типа могут создаваться также для хранения определенных товаров, в том числе ограниченных в обороте и (или) требующих особых условий хранения (п. 3 ст. 106 ТК РФ). Такой СВХ, по сути, является аналогом специализированного таможенного склада. Подобно положениям о таможенных складах нормативными актами предусмотрены требования к обустройству, оборудованию и месту расположения СВХ. На СВХ могут помещаться любые товары, имеющие статус иностранных (ст. ст. 11, 151 ТК РФ). При этом товары, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, должны храниться в местах, специально приспособленных для хранения таких товаров (п. 2 ст. 101 ТК РФ). В соответствии со ст. 103 ТК РФ общий срок временного хранения товаров составляет два месяца. Общий срок временного хранения может быть продлен таможенным органом по запросу заинтересованного лица, но не более чем до четырех месяцев. Специальные сроки временного хранения установлены в отношении товаров, подвергающихся быстрой порче, товаров, запрещенных к ввозу в РФ, и товаров, изъятых таможенными органами.

Правовой статус акцизного склада

С момента окончания производства готовая алкогольная продукция должна храниться на акцизных складах до отгрузки покупателям. Это требование распространяется на алкогольную продукцию, доля этилового спирта в которой превышает 9% (ст. 181 Налогового кодекса РФ). Под акцизным складом, исходя из нормы ст. 197 НК РФ, понимаются специально выделенные обустроенные помещения для хранения алкогольной продукции до момента ее передачи (отгрузки) покупателям либо структурному подразделению организации - владельца склада, осуществляющему розничную реализацию алкогольной продукции. Таким образом, по смыслу ст. 197 НК РФ акцизный склад рассматривается как специальная территория. В соответствии с п. 5 ст. 197 и ст. 179 НК РФ учредителями акцизных складов могут быть только организации - производители алкогольной продукции либо организации, осуществляющие оптовую торговлю алкогольной продукцией. Действующим законодательством РФ установлен разрешительный порядок учреждения акцизных складов - в соответствии с п. 5 ст. 197 НК РФ акцизные склады учреждаются организациями при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого в порядке, определяемом законодательством РФ. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 7 января 1999 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" <*> Правительство РФ определяет общие требования к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов. Порядок и условия выдачи разрешений на учреждение акцизных складов определяются субъектами РФ. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 245.

Объектом хранения на акцизном складе может быть только алкогольная продукция, принадлежащая организации - учредителю склада. Законодатель исчерпывающим образом определил действия, которые могут совершаться с алкогольной продукцией, хранящейся на акцизном складе, ограничив полномочия владельца склада возможностью осуществлять с такой продукцией исключительно операции по обеспечению ее сохранности, контролю качества, маркировке, а также подготовке ее к продаже и транспортировке (п. 6 ст. 197 НК РФ). Порядок хранения алкогольной продукции устанавливается МНС России (п. 7 ст. 197 НК РФ), однако в настоящее время соответствующий нормативный акт отсутствует и действует лишь Приказ МНС России от 19 февраля 2001 г. N БГ-3-31/41 "Об утверждении Правил приемки и рассмотрения документов, представляемых организациями для получения разрешения на учреждение акцизных складов, и форм документов, регламентирующих деятельность акцизных складов" <*>. Данный акт был принят в целях реализации Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1026 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, их функционирования и осуществления налогового контроля за их работой" <**>. Постановление Правительства N 1026 утратило силу с принятием 1 октября 2002 г. Постановления Правительства РФ N 723 "Об утверждении общих требований к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи региональных специальных марок" <***>. Примечательно, что Постановление Правительства РФ N 1026 как раз и содержало правовые нормы, регулирующие функционирование акцизных складов, в том числе более подробно определяло перечень операций, производимых с продукцией, принятой на хранение. Общие требования к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи региональных специальных марок (в дальнейшем - Общие требования), утвержденные Постановлением Правительства РФ N 723, не содержат подобных норм и определяют лишь порядок выдачи разрешений на учреждение акцизных складов. -------------------------------- <*> Официальные документы и разъяснения. 2001. N 7. <**> Российская газета. 2001. N 10. <***> СЗ РФ. 2002. N 40. Ст. 5934.

Правила приемки и рассмотрения документов, представляемых организациями для получения разрешения на учреждение акцизных складов, и форм документов, регламентирующих деятельность акцизных складов (в дальнейшем - Правила), в том числе определяют порядок и условия выдачи разрешений на учреждение акцизных складов. Однако, как уже отмечалось выше, в соответствии с Общими требованиями порядок и условия выдачи разрешений должны определяться субъектами РФ по согласованию с МНС России. Соответствующие нормативно-правовые акты субъектов Федерации не приняты. В условиях возникшего пробела в праве МНС России выпустило письмо от 21 октября 2002 г. N БК-6-07/1598@, в котором определило, что в целях обеспечения стабильного поступления акцизов от функционирования алкогольного рынка в период перехода на новые условия работы с акцизными складами и региональными специальными марками до утверждения в установленном порядке соответствующих нормативно-правовых актов субъектов РФ следует руководствоваться Приказом МНС России от 19 февраля 2001 г. N БГ-3-31/41 и Приказом МНС России от 04.04.2001 N БГ-3-31/108 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению Постановления Правительства РФ от 27.12.2000 N 1023 и форм документов, используемых при реализации региональных специальных марок" <*>. Представляется, однако, что подобное письмо не снимает проблемы применения Приказа МНС России N БГ-3-31/41 при учреждении акцизных складов, поскольку норма, определяющая, что порядок выдачи разрешений на учреждение акцизных складов устанавливается субъектами Федерации, установлена Постановлением Правительства РФ. Для устранения возникающего противоречия необходимо было в самом Постановлении Правительства N 723 указать, что до момента принятия субъектами Федерации нормативных актов, регулирующих порядок и условия выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, применяются правила, установленные МНС России. После принятия субъектами Федерации соответствующих нормативных актов Приказ МНС России N БГ-3-31/41 будет действовать в части, им не противоречащей. -------------------------------- <*> Финансовая Россия. Приложение. 2001. N 17.

В соответствии с Инструкцией по осуществлению налогового контроля за работой акцизного склада <*> (в дальнейшем - Инструкция) налоговый контроль за работой акцизного склада осуществляется должностным лицом налогового органа по месту нахождения налогового склада. При этом отпуск алкогольной продукции с акцизного склада возможен только при условии заверения должностным лицом налогового органа своей подписью и штампом "отпуск разрешен" и регистрации товарно-сопроводительной документации (товарно-транспортной накладной и счетов-фактур) на отгружаемую продукцию. Как уже было отмечено выше, вызывает сомнение правомерность применения Приказа МНС России N БГ-3-31/41 с момента принятия Общих требований. Кроме этого, в соответствии с п. 2.2 Приказа МНС России от 28 мая 2002 г. N БГ-3-07/270 "О налоговом контроле за работой акцизных складов, расположенных на территории г. Москвы" <**> Инструкция применяется в части, не противоречащей данному Приказу. Приказ же не предусматривает аналогичного полномочия должностных лиц налогового контроля давать разрешение на отгрузку продукции со склада, а содержит лишь общее полномочие по контролю соответствия объемов отгруженной со склада алкогольной продукции объемам, указанным в товарно-сопроводительной документации. Поскольку подобное полномочие включает также и Инструкция, представляется, что ее содержанием не охватывается право работников налогового органа давать разрешение на отпуск алкогольной продукции со склада. Кроме этого, в данном случае подлежит применению п. 7 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Таким образом, в отношении акцизных складов, расположенных на территории г. Москвы, с 1 июня 2002 г. <***> не должна применяться правовая норма, устанавливающая возможность отгрузки продукции со склада только с разрешения должностного лица, осуществляющего налоговый контроль за работой склада. В отношении акцизных складов, расположенных на других территориях, как уже было отмечено выше, применение данной правовой нормы представляется спорным. -------------------------------- <*> Приложение N 16 к Приказу МНС России от 19 февраля 2001 г. N БГ-3-31/41. Официальные документы и разъяснения. 2001. N 7. <**> Информационная справочно-правовая система "КонсультантПлюс". Текст Приказа официально опубликован не был. <***> П. 1 Приказа МНС РФ от 28 мая 2002 г. N БГ-3-07/270.

Название документа