Новый Таможенный кодекс как компромисс публичных и частных интересов в области таможенного дела. Практические аспекты

(Сизов А. В.)

("Право и экономика", N 12, 2003)

Текст документа

НОВЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС КАК КОМПРОМИСС

ПУБЛИЧНЫХ И ЧАСТНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ОБЛАСТИ

ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

А. В. СИЗОВ

Сизов Алексей Васильевич

Юрисконсульт Дирекции по правовым вопросам ОАО "Северсталь" (г. Череповец), специалист в области таможенного права и внешнеэкономической деятельности. Аспирант кафедры "Гражданское право" Московского государственного университета сервиса.

Родился 31 августа 1979 г. в Вологодской области. В 2001 г. окончил юридический факультет Российской таможенной академии (г. Люберцы Московской области). С 2001 по 2003 год работал в должности юрисконсульта Череповецкого таможенного поста Вологодской таможни.

Таможенный кодекс Российской Федерации, вступающий в силу с 1 января 2004 г., уже сейчас вызывает повышенный интерес у многих представителей общественности, а в особенности у участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и должностных лиц таможенных органов Российской Федерации. Оценки Кодекса далеко не однозначны. Конечно, каждый, будь то представитель власти или бизнеса, видит в нем "свои" преимущества и недостатки.

Положения Кодекса, касающиеся нормативных актов в области таможенного дела (ст. ст. 3 - 6), должны, безусловно, позитивно повлиять на таможенные правоотношения. Ни для кого не секрет, что в настоящее время эти отношения регулируются помимо федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ огромным количеством актов Государственного таможенного комитета РФ и региональных таможенных управлений. Их объем, неоднозначное толкование при неравнозначности по юридической силе значительно осложняют взаимоотношения между таможенными органами и участниками ВЭД. Новый Кодекс призван урегулировать значительный круг правоотношений собственными нормами. Помимо Кодекса они будут регулироваться другими федеральными законами, актами Президента и Правительства. Что касается актов ГТК России (федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела), то их положения после вступления в силу Кодекса не должны противоречить положениям правовых актов Российской Федерации или устанавливать требования, запреты и ограничения, ими не предусмотренные. Это означает, что количество актов, издаваемых ГТК России, значительно сократится, а действующие в настоящее время и не отмененные с 1 января 2004 г. акты сохранят свою силу только в части, не противоречащей новому Таможенному кодексу и иным правовым актам. Главное в этой ситуации - суметь установить соответствие либо противоречие действующих и вновь изданных актов ГТК России Кодексу и иным правовым актам. Представляется, что по истечении некоторого времени после вступления Кодекса в силу новая нормативная база, регулирующая таможенные правоотношения, полностью сформируется и будет одинаково толковаться как должностными лицами таможенных органов, так и участниками ВЭД.

Таможенное оформление и контроль товаров

Новый Таможенный кодекс, в сравнении с действующим Кодексом, содержит значительное количество нововведений, касающихся таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств. Проверка таможенной декларации, иных документов и товаров при таможенном оформлении и соответственно выпуск товаров должны быть осуществлены, согласно Кодексу, не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров (ст. ст. 152, 359). Случаи продления этого срока также прямо оговорены Кодексом. Конечно, сокращение срока таможенного оформления выгодно в первую очередь для участников ВЭД. Однако стоит задуматься, смогут ли таможенники укладываться в установленный срок, особенно при оформлении импортируемых товаров. Нарушение данного срока либо последствия ошибок, допущенных таможенниками вследствие спешки, определенно могут стать предметом спора, в том числе судебного, между участником ВЭД и таможенным органом. Вероятно, законодатель учитывал при установлении данного срока предусмотренную Кодексом возможность предварительного декларирования товаров, когда таможенная декларация может быть подана на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации (ст. 130), а также возможность применения специальных упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц (ст. 68). Кроме того, если в настоящее время таможенная декларация подается по общему правилу в тот таможенный орган, в регионе деятельности которого зарегистрирован данный участник ВЭД, то ст. 125 нового Кодекса установлено, что таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации. Определенные таможенные органы могут быть установлены только для декларирования отдельных видов товаров. Указанная норма тоже создает удобную альтернативу для участников ВЭД и может повлечь ряд трудностей для таможенных органов. Это связано, главным образом, с тем, что относительно постоянное количество участников ВЭД и декларируемых ими в определенном таможенном органе товаров может значительно измениться, причем как в сторону уменьшения, так и увеличения, в зависимости от места нахождения таможенного органа, его репутации и т. д., что, в свою очередь, может привести к трудностям при ведении таможенными органами таможенной статистики, а также при планировании сумм денежных поступлений в федеральный бюджет из того или иного таможенного органа. Еще более негативные последствия для таможенной статистики может повлечь применение ст. 128 Кодекса, согласно которой по желанию декларанта содержащиеся в одной товарной партии товары различных наименований могут декларироваться с указанием одного классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности при условии, что этому классификационному коду соответствует наиболее высокий уровень ставки таможенной пошлины, ставки акциза (при равных ставках пошлин) или ставки налога на добавленную стоимость (при равных ставках акциза). Непонятно, как в этой ситуации будет учитываться точное количество тех или иных перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров.

Определение таможенной стоимости ввозимых товаров

Одна из наиболее актуальных проблем для многих участников ВЭД в настоящее время - определение таможенной стоимости ввозимых на территорию Российской Федерации товаров. Точнее говоря, проблема состоит не столько в ее определении, сколько в доказывании таможенному органу правомерности и обоснованности ее определения. Корректировки таможенной стоимости, производимые таможенными органами в случае несогласия с заявленной в декларации стоимостью товара, часто являются предметом судебных споров между таможенными органами и участниками ВЭД. Если заявленная таможенная стоимость оказывается меньше стоимости, определенной таможенным органом в соответствии с имеющейся в его распоряжении ценовой информацией, то в абсолютном большинстве случаев заявленная таможенная стоимость корректируется. Запрашиваемые таможенным органом у декларанта документы для подтверждения заявленной таможенной стоимости чаще всего либо не удовлетворяют требованиям таможенного органа, либо не могут быть представлены по объективным причинам. Выпуск товара в этом случае осуществляется только при условии уплаты таможенных платежей, рассчитанных на основе таможенной стоимости, определенной (скорректированной) таможенным органом. Это создает значительные трудности для участников ВЭД, особенно когда таможенная стоимость корректируется на значительную сумму. С одной стороны, конечно, таможенные органы - фискальные органы, и они призваны делать все возможное, чтобы пресечь попытки занижения таможенной стоимости и недоплаты таможенных платежей в федеральный бюджет. Но, с другой стороны, если все требования нормативно-правовых актов, установленные для порядка определения и заявления таможенной стоимости, декларантом выполнены, то "зачем платить больше"? Те участники ВЭД, которые не согласны с решением таможенного органа о корректировке таможенной стоимости, добиваются, как правило, его отмены через арбитражный суд. Но случается это не ранее нескольких месяцев после принятия такого решения. Ситуация удручающая и многим известная.

* * *

Действующий Таможенный кодекс практически не содержит положений, касающихся таможенной стоимости, ссылаясь на Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе", в то время как в новом Кодексе есть отдельная статья, регулирующая порядок определения и заявления таможенной стоимости товаров (ст. 323). Но при этом она, за рядом незначительных исключений, фактически дублирует нормы, уже имеющие место в Законе о таможенном тарифе, а также в актах ГТК России, регулирующих порядок определения, заявления и контроля таможенной стоимости. Норм, принципиально изменяющих существующий порядок определения и контроля таможенной стоимости товаров таможенными органами, новый Таможенный кодекс не содержит. Следовательно, положение дел в этой части, по-видимому, не изменится, несмотря на требования п. 1 ст. 63 Кодекса, согласно которому таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено в соответствии с Кодексом. Это, безусловно, минус для участников ВЭД, причем достаточно весомый, поскольку касается уплаты денежных средств. А у таможенных органов остается достаточно эффективный инструмент для пополнения федерального бюджета. Вместе с тем новый Кодекс, в отличие от прежнего, не содержит требования об обязательном первоначальном обжаловании решений, действий (бездействия) таможенных органов в вышестоящий таможенный орган (ст. 46). Следовательно, участник ВЭД, не согласный с решением таможенного органа о корректировке таможенной стоимости, получает возможность обжаловать его как в вышестоящий таможенный орган, так и непосредственно в суд. По действующему Кодексу срок на рассмотрение жалобы вышестоящим органом составляет один месяц и может быть продлен еще на два, а поскольку вышестоящие таможенные органы отказывают, как правило, в удовлетворении жалоб на решения о корректировках стоимости, нетрудно подсчитать, насколько сократится время для того, чтобы добиться объективного рассмотрения вопроса о таможенной стоимости арбитражным судом. Также положения ст. 46 Кодекса могут применяться и при обжаловании других решений, действий или бездействия таможенных органов, в том числе и их должностных лиц.

Деятельность в области таможенного дела

Значительные изменения в новом Таможенном кодексе претерпели положения, касающиеся осуществления деятельности в области таможенного дела, а именно - деятельности в качестве таможенного брокера, владельца таможенного склада, владельца склада временного хранения, таможенного перевозчика. Во-первых, новый Кодекс, в отличие от старого, не предусматривает необходимости получения лицензии для осуществления данных видов деятельности. Во-вторых, в нем зафиксированы минимальные размеры обеспечения уплаты таможенных платежей при осуществлении этих видов деятельности (ст. 339), а также минимальные размеры страховых сумм по договорам страхования риска гражданской ответственности лиц, осуществляющих данные виды деятельности (ст. ст. 94, 109, 140, 227). Указанные минимальные размеры значительно превышают предусмотренные действующими на сегодняшний день нормативными актами суммы, требуемые как для обеспечения уплаты платежей, так и для страхования. Выполнение предписаний указанных статей будет являться необходимым условием для включения заинтересованных субъектов в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела. Следовательно, без включения в соответствующий реестр лица не вправе осуществлять ни один из указанных видов деятельности.

Цель этих нововведений очевидна - сделать лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, материально ответственными за свои действия и риски. Следовательно, данные нововведения более выгодны таможенным органам, а также страховым компаниям, услугами которых будут пользоваться лица для страхования риска своей гражданской ответственности. В то же время для самих лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, особенно для брокеров и перевозчиков, суммы обеспечительных и страховых платежей могут оказаться тяжелым, а для некоторых даже непосильным бременем. Далеко не все брокеры и перевозчики смогут без ущерба для себя предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей на столь большие суммы. Кроме того, суммы страховых платежей этих лиц по договорам страхования также представляются весьма значительными.

Указанные нормы также призваны ограничить сферу деятельности так называемых "серых брокеров", т. е. лиц, фактически осуществляющих посреднические услуги в таможенно-правовых отношениях, но не имеющих предусмотренной действующим Таможенным кодексом лицензии, дающей право на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера. Как уже отмечалось, новым Таможенным кодексом (ст. 18) установлено, что деятельность юридических лиц в качестве таможенных брокеров (представителей) допускается при условии их включения в Реестр таможенных брокеров (представителей). Очевидно, что в связи с этим требованием, а также с увеличением денежных затрат на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера после вступления в силу Кодекса "серые брокеры" будут искать пути для "правомерного" продолжения своей деятельности без включения в Реестр таможенных брокеров.

Перемещение товаров через таможенную границу

физическими лицами

Положения, касающиеся порядка перемещения товаров через таможенную границу физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, также претерпели в новом Таможенном кодексе некоторые изменения. Если действующим Кодексом установлено, что такой порядок определяется Правительством РФ и ГТК России, то согласно новому Кодексу (ст. 281) перемещение товаров физическими лицами осуществляется в соответствии с положениями, установленными Кодексом. Причем положения, регулирующие порядок таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами не для коммерческих целей, почти не изменились, а изменились стоимостные характеристики товаров, от которых зависит порядок исчисления и уплаты таможенных платежей. Так, согласно действующему порядку полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов предоставляется, если стоимость ввозимых на таможенную территорию РФ товаров не превышает 1000 долларов США, а применение единых ставок таможенных пошлин и налогов возможно в отношении товаров, стоимость которых превышает 1000, но не превышает 10 тысяч долларов США. Новым Таможенным кодексом (ст. 282) данные стоимостные пределы установлены соответственно в сумме 65 тыс. и 650 тыс. рублей.

Несложно сделать вывод, что значительное увеличение стоимостных пределов применения льготного порядка уплаты таможенных платежей представляется весьма благоприятным для физических лиц. Что касается интересов государства в этой части, то физические лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ не для коммерческих целей, не оказывают значительного влияния на пополнение федерального бюджета посредством уплаты таможенных платежей. С другой стороны, с учетом постоянного увеличения международного пассажиропотока данное повышение стоимостных пределов может оказать влияние на внутренний потребительский рынок, а именно - повлечь снижение спроса на бытовые товары иностранного производства, т. к. на территории РФ они объективно будут предлагаться для продажи по более высоким ценам, чем за ее пределами. По-видимому, ситуация будет регулироваться Правительством РФ, правомочным согласно новому Кодексу устанавливать количественные пределы, в которых возможно применение полного освобождения от уплаты таможенных платежей или единых ставок пошлин и налогов.

* * *

В настоящей статье отмечены далеко не все нововведения, прописанные в Таможенном кодексе, вступающем в силу с 1 января 2004 г. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что многие положения Кодекса направлены на ускорение таможенного оформления и упрощение большинства таможенных процедур, и в этой части нормы Кодекса более благоприятны для участников ВЭД. В то же время Кодекс явно имеет фискальную направленность: он оставляет практически без изменений порядок определения, заявления и контроля таможенной стоимости, устанавливает весьма значительные размеры обеспечения уплаты таможенных платежей при осуществлении различных видов деятельности в области таможенного дела. Правда, в Кодексе отсутствуют нормы, касающиеся исчисления и уплаты отдельных видов таможенных сборов, но, исходя из смысла ст. 318 Кодекса, эти нормы будут установлены иными актами российского законодательства. Иными словами, рассматриваемый Таможенный кодекс представляет собой своеобразный компромисс интересов таможенных органов и участников ВЭД: в интересах первых он предполагает исправные поступления таможенных платежей в федеральный бюджет, для вторых предусматриваются ускорение и упрощение таможенных процедур.

Более обоснованные и объективные выводы о преимуществах и недостатках нового Таможенного кодекса возможно будет сделать лишь после того, как он вступит в силу и сложится определенная практика реализации его норм.

------------------------------------------------------------------

Название документа