Таможенный кодекс РФ 2003: "Новая песня о главном"
(Мамченко А.) ("Коллегия", N 6, 2003) Текст документаТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РФ 2003: "НОВАЯ ПЕСНЯ О ГЛАВНОМ"
А. МАМЧЕНКО
Александр Мамченко, ведущий таможенный инспектор Главного управления тарифного и нетарифного регулирования ГТК России.
Одним из важнейших событий в сфере законотворчества первой половины 2003 года стало принятие нового Таможенного кодекса РФ. Кодекс, вступающий в силу с 1 января 2004 г., значительно меняет устоявшуюся практику взаимоотношений таможенных органов и участников ВЭД. Поэтому уже сейчас необходимо начать его изучение, заранее подготовиться к сложностям "переходного периода". Как обеспечить "безболезненный" переход участников ВЭД на новые таможенные правила? Что нового содержит ТК РФ 2003?
Новый Кодекс по содержанию значительно объемнее ныне действующего. Детальное описание процедур, механизмов взаимоотношений таможенных органов и участников ВЭД - все это направлено на то, чтобы Кодекс действительно стал законом прямого действия. В таможенной сфере действует около 8 тысяч федеральных ведомственных нормативно-правовых, информационно-методических и организационно-распорядительных актов. Неоднократно обсуждался вопрос об их запутанности, нестабильности и несистематизированности, что нередко порождало произвол на местах. Изменить ситуацию призван новый ТК - закон прямого действия. ТК сформулирован на основе принципиально новых идеологических принципов. Таможенная служба, всегда являвшаяся исключительно контролирующим ведомством, должна трансформироваться в организацию, основная задача которой - содействие внешней торговле и предоставление услуг участникам ВЭД. На стадиях подготовки и принятия нового Кодекса он был предметом широкого публичного обсуждения среди представителей деловых кругов, экспертов, научной общественности, всех заинтересованных общественных организаций и стал разумным компромиссом, отвечающим интересам и бизнеса, и государства, а не плодом кулуарного ведомственного нормотворчества. Либерализация таможенного законодательства предопределяется также перспективой вступления РФ в ВТО, ведь либеральные таможенные процедуры, основанные на Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 1973 г.), являются одним из условий присоединения. Стремление придать Кодексу характер закона прямого действия привело к тому, что в него попытались включить не только всевозможные таможенно-правовые нормы, содержащиеся в постановлениях Правительства РФ и зарегистрированных в Минюсте России ведомственных актах ГТК России, но и те инструктивные положения, которые ранее не относились к нормативно-правовым. Новый ТК - закон, максимально приближенный к инструкции, - создает для бизнеса ясные стабильные правила и минимизирует возможность произвола чиновников. Нормотворческая деятельность ГТК России ограничена. К его компетенции отнесено решение вопросов исключительно технического содержания (формы документов, их содержание и т. п.). Так, в действующем ТК РФ перечень документов, обязательных для предъявления при таможенном оформлении товаров, не прописан, и на практике таможня может запросить самый неожиданный документ. Новая же редакция четко закрепляет закрытый перечень документов и сведений, предоставляемых при международной перевозке различными видами транспорта (ст. 73 - 76). Таможенные органы отныне не смогут требовать предъявления дополнительных документов и сведений, не указанных в Кодексе, поскольку федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе лишь сокращать такие перечни (ст. 72). При этом акты ГТК по этим вопросам вступают в силу через 90 дней после опубликования. Определены конкретные перечни документов, которые необходимо предоставлять таможенному органу при декларировании товаров (ст. 131), появилась возможность изменения и дополнения сведений, заявленных в таможенной декларации (ст. 133), а также отзыва таможенной декларации. Существенно расширился круг субъектов таможенных правоотношений. При внутреннем и международном транзите самостоятельными субъектами могут выступать экспедитор (при условии, что он является российским юридическим лицом) или организация, осуществляющая грузовые операции в порту (такие операции могут осуществляться без фактического помещения товаров на СВХ), которая отвечает перед таможенным органом за обеспечение сохранности товаров, уплату таможенных платежей при утере товара. Кроме этого, в круг таможенных правоотношений введены лица, юридически не фигурирующие в таможенных операциях, но фактически заинтересованные, чтобы они совершались с нарушениями. Так, при внутреннем таможенном транзите таможенные платежи можно взыскать не только с перевозчика или экспедитора, но и с лица, получившего товар во владение на территории РФ, в связи с недоставкой товара в таможню назначения. В новом ТК появилась расшифровка понятия "транспортные (перевозочные) и коммерческие документы". Разделение понятий содержится в положениях о таможенном оформлении, декларировании и процедурах, связанных с внутренним таможенным транзитом. Юридическое наполнение получило понятие "внутренние налоги". Привычно разделение налогов на внутренний НДС и входящий, или так называемый таможенный. Четкая формулировка о том, что налоги, взимаемые налоговыми органами внутри страны, являются с точки зрения Таможенного кодекса внутренними, должна снять все неясности толкования. Изменилось понятие "иностранные и российские товары". Российскими называются товары: - российского происхождения; - выпущенные для свободного обращения на территории РФ; - изготовленные из товаров российского происхождения или товаров, выпущенных для свободного обращения. Российскими признаются только товары, имеющие свободное обращение на территории РФ, без каких-либо ограничений со стороны таможенных органов с точки зрения таможенного законодательства. Продукты любой степени переработки будут считаться иностранными, поскольку остаются под таможенным контролем. Речь идет не об определении страны происхождения товара, а об определении статуса с точки зрения таможенного законодательства при обращении товаров на таможенной территории РФ. Статус товара теперь связан с физическим нахождением его на территории РФ. Любой товар, даже российского происхождения, ввозимый из-за границы, до его выпуска в свободное обращение будет иметь статус иностранного товара. Новый ТК продлевает процедуру перемещения товаров через таможенную границу при ввозе с момента пересечения таможенной границы до момента его выпуска в свободное обращение (на сегодняшний день под перемещением товаров понимается пересечение товаром таможенной границы РФ, т. е. "одномоментное" действие). В будущем с точки зрения административного и уголовного права под незаконным перемещением товаров будут пониматься не только любые противоправные деяния в момент пересечения границы, но и последующие действия/бездействие до выпуска товаров. Новая редакция ТК РФ более полно и подробно регламентирует вопросы, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Приведен закрытый перечень таможенных режимов. Новые режимы могут быть установлены только путем внесения дополнений в Кодекс (в соответствии с действующим Кодексом перечень режимов открытый, а новые таможенные режимы устанавливаются Правительством РФ), вводится новая классификация таможенных режимов: основные, экономические, завершающие и специальные. Появятся стабильные нормы, регулирующие те виды таможенных режимов, которые так и не получили четкой нормативно-правовой регламентации даже на ведомственном уровне, такие, например, как режим переработки под таможенным контролем, таможенное регулирование которого осуществляется на основании двух постановлений Правительства РФ, касающихся авиационной техники и отдельных сырьевых товаров для алюминиевой промышленности, а также некоторого числа указаний и писем ГТК России. Увеличился перечень специальных таможенных режимов, включены таможенные режимы в отношении товаров, перемещаемых частями в РФ, дислоцированными на таможенной территории РФ и за ее пределами, а также товаров, предназначенных для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий, российских товаров, перемещаемых между таможенными органами через территорию иностранного государства (ст. 268). Отдельными главами регулируются специальные таможенные процедуры. Так, ТК 2003 г. содержит новую главу (гл. 23) о перемещении товаров физическими лицами, где закреплены подробные правила перемещения пассажирами своего багажа через таможенную границу. При этом установленная норма беспошлинного ввоза составляет 65 тысяч рублей, что значительно расширяет границы применения данного института. Закреплены специальные правила для перемещения товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи (гл. 26), предусматривающие возможность уплачивать 50% сумм вывозных таможенных пошлин, а оставшуюся часть сумм доплачивать после вывоза товара; детально регламентирован порядок перемещения товаров в международных почтовых отправлениях (гл. 24). Впервые появилась законодательная регламентация взятия проб и образцов для проведения экспертиз и исследований при осуществлении таможенного контроля (гл. 36, ст. 378 - 385), существовавшая ранее в виде трех положений, утвержденных приказами ГТК России в 1994 и 2001 гг. Детально описаны способы и случаи идентификации товаров и оборудования транспортных средств. Наконец, установлен срок давности по уплате таможенных пошлин и налогов, который составляет три года, что чрезвычайно важно при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков правонарушения и привлечении его к юридической ответственности. Установлено временное ограничение по проведению таможенного контроля после выпуска товаров таможенными органами - проверка достоверности заявленных при декларировании сведений о товарах может проводиться только в течение года после их выпуска. Запрещено повторное проведение специальной таможенной ревизии, что устраняет возможность административного давления на "нежелательных" лиц. Перечисленные изменения свидетельствуют о том, что новый ТК направлен на создание комплексной правовой основы регулирования деятельности государственных и негосударственных, индивидуальных и коллективных субъектов, участвующих в отношениях по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. К положительным новеллам ТК можно отнести сокращение сроков выпуска товаров. На сегодняшний день срок таможенного оформления составляет 10 дней и исчисляется с момента представления таможенному органу последнего документа. У таможенного органа есть "легальное" средство увеличения срока оформления - неоднократно запрашивать дополнительные документы. С 01.01.2004 срок проверки таможенной декларации таможенными органами сокращается до 3 дней, что приведет к снижению издержек участников ВЭД, связанных с хранением товаров на таможенных терминалах и простоем транспортных средств. Если в этот срок товар не может быть передан импортеру, таможенный орган обязан в письменном виде информировать его о причинах и указать, что должен сделать импортер для выпуска товаров. Импортер может забрать товар под обеспечение уплаты таможенных платежей. Выпуск товаров будет исчисляться с момента принятия таможенной декларации, документов и товаров. Если используется форма предварительного декларирования, которая предоставляется за 15 дней до ввоза, срок исчисляется с момента предоставления товара. Новый ТК констатирует, что таможенный орган имеет право затребовать дополнительные документы, но их запрос не препятствует выпуску товаров. Как этого можно добиться? Ставка делается на упрощение таможенных процедур и широкое применение информационных технологий (в том числе ЭЦП) при декларировании товаров и транспортных средств. Еще один механизм ускорения таможенных формальностей, закрепленный в новом ТК, - внедрение практики подачи неполных таможенных деклараций и периодического декларирования, а также предварительное декларирование до фактического ввоза товаров. Предполагается также широкое использование таможенной процедуры условного выпуска, при которой товар может быть выпущен в соответствии с условиями таможенного режима с последующим представлением всего пакета необходимых документов. Важным является то, что в новой редакции ТК понятию "выпуск товаров" придается совсем иное юридическое наполнение. Принято считать, что выпуск товаров совпадает с завершением таможенного оформления. В соответствии с существующим подходом "товары, таможенное оформление в отношении которых не завершено, приравниваются к товарам, не выпущенным таможенными органами, в соответствии с установленным порядком". Выпуск товаров может затягиваться до урегулирования всех вопросов, связанных с таможенным оформлением. Новый Кодекс разделяет понятия "таможенное оформление" и "выпуск товаров". Выпуск представляет собой одну из стадий таможенного оформления. ТК предусматривает возможность выпуска товаров и до подачи таможенной декларации, например грузов, предназначенных для ликвидации последствий стихийных бедствий, и скоропортящихся товаров в виде гуманитарной помощи. Кодекс исходит из того, что выпуск товаров должен осуществляться как можно быстрее. Таким образом, установление факта ввоза товара, фиксирование импортера и товара, подача декларации и уплата таможенных платежей (либо предоставление обеспечения их уплаты) являются достаточными условиями для выпуска товара, а все остальные проверочные мероприятия можно завершить после передачи товара импортеру (аналогично выпуску товара под временную условную оценку). Такой выпуск не накладывает дополнительные ограничения на пользование товарами, кроме ограничений, предусмотренных избранным таможенным режимом. Однако факт выпуска товаров не свидетельствует о том, что все юридические обязанности декларанта перед таможенным органом исполнены и взаимоотношения с таможней по поводу данного товара закончены, поскольку таможенное оформление начинается с представлением в таможенный орган первого документа, а завершается урегулированием всех вопросов, связанных с ввозом конкретных товаров и помещением их под определенный таможенный режим, а также завершением действия этого режима, если он действует в течение определенного срока, а также исчислением и взиманием таможенных платежей. Это составляет суть нового содержания понятий "выпуск товаров" и "таможенное оформление". Перспективна также организация таможенного оформления и таможенного контроля на основе системы управления рисками, исходящей не из тотального контроля, а из выборочности таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, составляющими группу риска (товарами, по которым возможно занижение таможенной стоимости и недостоверное декларирование). Важной новеллой ТК является возможность применения упрощенных процедур в отношении не только отдельных категорий товаров (ст. 67), но и отдельных категорий участников ВЭД (ст. 68). Такие процедуры могут предусматривать подачу периодической таможенной декларации, выпуск товаров при предъявлении сведений, необходимых для идентификации товаров, проведение таможенного оформления на объектах такого лица, хранение товаров на своем складе и др. Их применение ни в коей мере не затрагивает обязанностей этих лиц по уплате таможенных платежей и соблюдению запретов и ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Для возможности применения таких процедур участник ВЭД не должен иметь на день обращения в таможенный орган вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (гл. 16 КоАП); обязан вести систему учета своей коммерческой документации в порядке, определяемом ГТК России, позволяющем сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления; а также осуществлять внешнеэкономическую деятельность в течение трех лет. В целях реализации такой нормы ГТК России предлагает построить работу таможенных органов с использованием принципа трехканальной системы, получившей название "принципа светофора", и внедрить ее в практику к концу 2004 г. <*>. -------------------------------- <*> Интервью Гречишникова С. Н., начальника отдела Главного управления организации таможенного контроля ГТК России // Инфобизнес. 2003. 18 марта. N 9 (238).
Она предполагает разделение участников ВЭД на три группы, различающиеся глубиной и степенью таможенного контроля, что повлечет создание трех "коридоров": красного (с применением всех закрепленных в Кодексе мер по отношению к нарушителям таможенных правил), желтого (с проведением контроля в общеустановленном порядке) и зеленого (минимум таможенных формальностей для участников ВЭД - крупных плательщиков, подтвердивших свою добросовестность). Новый ТК предусматривает существенное упрощение проведения таможенных процедур. ТК объединяет под "таможенными процедурами" практически все понятия: таможенное оформление, предварительные операции, таможенные режимы и специальные процедуры. Два привычных элемента - таможенное оформление и таможенный контроль сейчас переименованы в "таможенные процедуры" и "таможенный контроль". Таможенное оформление - элемент таможенных процедур.
Декларирование товаров
Новый Кодекс расширил круг лиц, которые имеют право декларировать товары и транспортные средства. Ст. 16 возлагает обязанность по совершению операций, необходимых для выпуска товаров, на лицо, которое по действующему ТК определяется как лицо, перемещающее товары. По сути, оно является инициатором ввоза или вывоза товаров. Теперь в качестве декларанта может выступать любое лицо, имеющее юридическую связь с товаром, обладающее правом пользоваться и распоряжаться им на территории РФ в соответствии с гражданским законодательством и являющееся российским лицом (за исключением предусмотренных Кодексом случаев). Обязанность лежит на том, кто заключил сделку и выступил ее инициатором, а право предоставлено любому лицу, которое имеет юридическую связь с товаром. Детально расписаны все этапы подачи и принятия таможенной декларации, порядок отзыва, внесения поправок в таможенную декларацию, оговорены юридические последствия действий таможенных органов и участников ВЭД. Утрачивает статус декларанта таможенный брокер. Он является теперь лишь посредником между декларантом (лицом, от чьего имени декларируются товары) и таможенным органом. С 01.01.2004 таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу (ст. 125). В настоящее время ГТК России вправе определять, на каких таможенных постах и складах временного хранения должны проходить "очистку" конкретные группы товаров. В будущем ГТК будет законодательно ограничен в правах по определению таможенных органов в качестве мест таможенного оформления.
Сроки уплаты таможенных платежей
Сегодня ни одна таможенная декларация не принимается без уплаты таможенных платежей. Таможенные платежи взимаются до или одновременно с подачей таможенной декларации. Одной из основных новелл ТК является то, что неуплата таможенных платежей не является основанием для отказа в принятии таможенной декларации. Уплата таможенных пошлин или обеспечение уплаты являются условием выпуска товаров, но не принятия таможенной декларации. Она может быть принята, причем с расчетом таможенных платежей, без их фактического перевода на счета таможенных органов. Это чрезвычайно важно, так как при использовании формы предварительного декларирования за 15 дней до ввоза товаров импортеру не надо будет выводить капитал за полмесяца. Он может сначала проверить правильность расчета таможенных платежей, а потом их проплатить, максимально приближая момент уплаты к реальному, фактическому получению товара. Закон связывает сроки уплаты таможенных платежей при ввозе товаров не с днем подачи таможенной декларации (хотя для вывоза товаров такое правило осталось), а с днем предъявления товаров таможенному органу в месте их прибытия на таможенную территорию либо с днем завершения внутреннего таможенного транзита (в течение 15 дней). Касаясь изменений порядка уплаты таможенных платежей, упомянем такое значительное новшество, как изменение юридического содержания понятий "выпуск для свободного обращения" и "условный выпуск". По смыслу ст. 29 действующего ТК условно выпущенными считаются товары, в отношении которых не только предоставлены таможенные льготы, но и установлены ограничения на пользование и распоряжение, то есть товары, пользоваться которыми разрешено только в строго определенных целях, в связи с которыми предоставлены льготы, например гуманитарная помощь. Применительно к уплате таможенных платежей выпуск для свободного обращения может осуществляться, но с таможенной задолженностью. При этом пользование и распоряжение товарами не ограничиваются. По новому ТК товары, заявленные к выпуску для свободного обращения, в отношении которых предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей либо суммы таможенных платежей не поступили на счета таможенных органов, считаются условно выпущенными и ограниченными в обороте, поскольку имеют статус иностранных (ст. 151). Выпуск для свободного обращения связан с уплатой таможенных платежей (с поступлением платежей на счет таможенного органа) и предполагает пользование товарами без ограничений со стороны таможенных органов. Расширился и перечень оснований применения условного выпуска. Помимо наличия льгот по уплате таможенных платежей, сопряженных с ограничением в пользовании и распоряжении товарами (в новом ТК в п. 1 ст. 151 дается конкретный перечень таможенных режимов, предоставляющих такие льготы), появился новый элемент условного выпуска, когда отсутствуют документы и сведения, подтверждающие соблюдение нетарифных ограничений. Выпуск осуществляется под обязательство предоставления таких документов с ограничением по пользованию и распоряжению товарами. Расширение оснований применения условного выпуска связано с тем, что у таможни остается право сомневаться в достоверности сведений, что никак не связано с самой процедурой выпуска товаров. Исключение составляют случаи, когда у таможенника возникают опасения, что сведения недостоверны и в случае их подтверждения окажется, что товар запрещен или ограничен к ввозу. Однако формулировка действующего Кодекса "при наличии оснований полагать, что..." изменена на "при обнаружении признаков, свидетельствующих о том, что...". Сомнения теперь должны базироваться не на интуитивном восприятии, а на реальных фактических признаках, поддающихся описанию, на основании которых можно сделать вывод о недостоверности декларирования. Таможенник должен объяснить декларанту, что он должен сделать, чтобы товар был выпущен, и дать письменное обоснование "невыпуска товаров". На основании этого документа суд будет оценивать правильность его действий в случае последующего судебного разбирательства. Если возникает сомнение в достоверности заявленных сведений с целью занижения таможенных платежей, то в этом случае товар не выпускать нельзя. Товар выпускается под обеспечение уплаты таможенных платежей.
Консультирование по вопросам таможенного дела
Новый ТК содержит интереснейшую новеллу. Таможенные органы по запросу участника ВЭД обязаны в письменной или устной форме бесплатно проконсультировать его по вопросам таможенного дела. Такая информация предоставляется не позднее чем через месяц после обращения. Она не является основанием для принятия решения таможенным органом, однако если запрашиваемая информация была предоставлена несвоевременно или в недостоверном виде, что привело к убыткам лица, обратившегося за консультацией, таможенный орган обязан возместить понесенные лицом убытки.
"Товары" и "транспортные средства"
В сегодняшней концепции понятия "товары" и "транспортные средства" идут рядом во всех положениях, описывающих таможенные режимы, процедуры оформления и даже таможенный контроль. В новой редакции эти понятия юридически разделены. Транспортное средство не было возведено в категорию товаров. К транспортным средствам, если они используются в международных перевозках без передачи права собственности российского лица иностранному (и наоборот), применяется льготный режим временного ввоза и вывоза с полным условным освобождением от уплаты пошлин и налогов на основе стандартных документов перевозчика (ст. ст. 271, 274, 276). Во всех остальных случаях транспортное средство оформляется как товар. Это относится в том числе и к случаям, когда Правительство РФ принимает решение о предоставлении полного освобождения транспортных средств, взятых в аренду российскими лицами и используемых для международных перевозок (например, Постановление Правительства РФ от 11.03.2003 N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок"). Разделение двух категорий объектов, перемещаемых через таможенную границу, прошло по ключевым признакам: использование для международной перевозки товаров и транспортных средств и передача прав собственности на транспортное средство. Кроме того, по вопросу вывоза транспортных средств для ремонта есть определенные изменения по сравнению с Постановлением Правительства РФ от 06.07.2001 N 517 "О временном ввозе (вывозе) транспортных средств". Сейчас необходимы помещение товара под режим переработки вне таможенной территории и уплата таможенных платежей в случае, если изменяется балансовая стоимость транспортного средства. Речь не идет об изменении балансовой стоимости. Перечислен ряд операций, которые не требуют уплаты таможенных платежей и помещения транспортных средств под таможенный режим переработки вне таможенной территории. Теперь, по сути, только капитальный ремонт и модернизация влекут за собой необходимость уплаты таможенных платежей, за исключением капитального ремонта транспортного средства, поврежденного за пределами РФ вследствие форс-мажора.
Внешнеторговые операции и льготы
Новый Кодекс должен дать толчок развитию лизинга в России, поскольку в режиме временного ввоза оборудование (основные производственные фонды, остающиеся в собственности иностранного лица) на территорию России будет поставляться без уплаты таможенных платежей. Только по истечении 34 месяцев оно будет облагаться таможенными платежами по остаточной стоимости. В настоящее же время поставки на условиях лизинга облагаются платежами, что увеличивает нагрузку на промышленные предприятия. Осталась для бизнеса и льгота в отношении толлинга - режима переработки давальческого сырья, который достаточно широко используется в текстильной и алюминиевой промышленности. После долгих обсуждений решено было сохранить порядок, при котором продукты переработки беспошлинно вывозятся с таможенной территории. Однако у Правительства РФ есть право определять, насколько оправдан режим переработки тех или иных товаров.
Околотаможенная деятельность
Новая редакция ТК отменяет лицензионную (разрешительную) систему околотаможенной инфраструктуры и вводит уведомительный порядок включения в реестры лиц, осуществляющих соответствующий вид деятельности в области таможенного дела. Таможенные брокеры, владельцы таможенных терминалов и таможенные перевозчики включаются в соответствующие реестры при выполнении условий и предоставлении документов, исчерпывающий перечень которых определен Кодексом. Какие-либо сборы при рассмотрении документов на право включения в реестр не взимаются. Порядок отзыва свидетельства о включении в реестр остался внесудебным. Кроме этого, из таможенной инфраструктуры выпадают владельцы магазинов беспошлинной торговли. Владелец магазина остается субъектом таможенных правоотношений, но ему не потребуется получать лицензию и проходить специальные разрешительные процедуры для помещения реализуемых товаров под таможенный режим, который по новому Кодексу называется режимом беспошлинной торговли. Необходимо лишь наличие разрешительных документов на розничную торговлю товарами. Таковы основные новеллы ТК РФ 2003 г. Станет ли новый Кодекс революционным? Однозначно сказать пока невозможно. Хотя уже сейчас можно констатировать, что одной из основных трудностей его применения станет отказ от стереотипов в понимании законодательства, поскольку за десять лет, прошедших со дня принятия действующего ТК, сложилась определенная практика взаимоотношений таможенных органов и участников ВЭД. При всей прогрессивности трудно судить, насколько применение норм нового Кодекса позволит реализовать все заложенные в них идеи. Наряду с прогрессивным и "полезным" Кодекс содержит много неоднозначных положений, противоречивых норм, требующих отдельного анализа.
------------------------------------------------------------------
Название документа