Регистрация взамен разрешения
(Жерихов А.)
("Бизнес-адвокат", N 13, 2003)
Текст документа
РЕГИСТРАЦИЯ ВЗАМЕН РАЗРЕШЕНИЯ
А. ЖЕРИХОВ
Александр Жерихов, начальник Центрального таможенного управления, генерал-лейтенант таможенной службы.
С 1 января 2004 г. вступает в законную силу Таможенный кодекс РФ. Предлагаем вашему вниманию краткий анализ новелл таможенного законодательства, имеющих значение для участников ВЭД. Принципиальное отличие ТК РФ 2003 г. от ТК РФ 1993 г. состоит в изменении отношения государства к участникам ВЭД.
Идеология нового ТК РФ состоит в введении в действие принципа регистрационной работы (в отношении участников ВЭД со стороны таможенных органов), тогда как по действующему ТК РФ основным является разрешительный принцип деятельности таможенных органов. Причем ст. 11 ТК РФ 1993 г. особенно выделены большие полномочия Государственного таможенного комитета Российской Федерации, которому предоставлено право издавать в пределах своей компетенции нормативные акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными органами РФ, юридическими лицами независимо от форм собственности и подчинения, а также должностными лицами и гражданами.
Фактически в настоящее время ГТК РФ обладает почти исключительным правом издавать нормативные документы в сфере таможенного дела, обязательные для участников ВЭД. Новый ТК РФ данные полномочия ликвидирует.
Еще одно принципиальное отличие ТК РФ 2003 г. состоит в том, что он является федеральным законом прямого действия, то есть непосредственно регулирует основные права и обязанности участников ВЭД. Статья 3 ТК РФ 2003 г. специально указала, что таможенное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - акты таможенного законодательства). Кроме того, данные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ.
Дополнительными гарантиями прав участников ВЭД являются положения ст. 4 ТК РФ 2003 г., согласно которым акты таможенного законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. При этом общим требованием является положение данной статьи о том, что запреты, ограничения или требования в области таможенного дела, устанавливаемые иными правовыми актами Российской Федерации, вводятся в действие не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования указанных актов. Следует признать, что в настоящее время данные ограничения прав участников ВЭД вводятся в действие практически сразу после опубликования соответствующих документов ГТК России, что нередко ставит участников ВЭД в тяжелое экономическое положение.
Статья 5 нового ТК РФ говорит о возможностях ГТК России издавать правовые акты в области таможенного дела в пределах своей компетенции только в случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства и иными правовыми актами Российской Федерации.
В этой же статье выделено положение, в соответствии с которым нормативные правовые акты ГТК России подлежат государственной регистрации (в Министерстве юстиции РФ) и официальному опубликованию в установленном порядке. Причем нормативные правовые акты ГТК России вступают в силу по общему правилу не ранее чем по истечении 10 дней после их официального опубликования. При этом ст. 5 ТК РФ 2003 г. говорит о возможности обжалования в суд в соответствии с арбитражным законодательством РФ о судопроизводстве в арбитражных судах нормативных правовых актов ГТК России, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Очень важное значение имеет и ст. 6 ТК РФ 2003 г. Согласно требованиям этой статьи положения актов таможенного законодательства, нормативных правовых актов в области таможенного дела сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах в области таможенного дела.
Также в ст. 6 ТК РФ 2003 г. содержится прямое указание на обязанность государства возмещать убытки, причиненные лицам вследствие несвоевременного принятия, введения в действие и опубликования нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено настоящим Кодексом, а также вследствие недостоверности информации, предоставленной таможенными органами, за счет казны Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Соответственно ст. ст. 455 и 456 действующего ТК РФ прямо говорят об ответственности таможенных органов Российской Федерации, а также их должностных лиц за убытки или вред, причиненные лицам и их имуществу вследствие неправомерных действий таможенных органов.
Таким образом, государство берет на себя прямые обязанности по реальному обеспечению прав участников ВЭД, прежде всего гарантируя материальное возмещение убытков, причиненных неправомерными деяниями (действиями или бездействием) сотрудников таможенных органов.
Дополнительной гарантией соблюдения законных интересов участников ВЭД служат положения ст. 10 нового ТК РФ, согласно которым любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с актами таможенного законодательства, может использоваться исключительно в таможенных целях.
Таможенные органы и их должностные лица не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую коммерческую или иную охраняемую законом тайну, и другую конфиденциальную информацию. Утрата документов, содержащих коммерческую или иную охраняемую законом тайну и другую конфиденциальную информацию, разглашение и использование в личных целях либо передача третьим лицам такой информации влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Анализируя содержание гл. 2 ТК РФ 2003 г., регламентирующей основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, следует выделить положения о равном праве для всех лиц на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Статья 13 ТК РФ 2003 г. говорит об обязанности перевозчика немедленно вывезти с таможенной территории Российской Федерации товары, запрещенные к ввозу. В случае невозможности вывоза эти товары помещаются на склад временного хранения на срок не более 3 суток, после чего ими распоряжаются в соответствии с гл. 41 ТК РФ.
Статья 13 ТК определила положение, согласно которому расходы у декларантов, перевозчиков или иных лиц в связи с соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию или их вывоз с этой территории таможенными органами не возмещается.
Разумеется, новый Кодекс определил не только права, но и обязанности участников ВЭД. Часть 1 ст. 14 ТК РФ утвердила положение, согласно которому все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и контролю, в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом. Но далее ст. 14 ТК РФ, защищая интересы участников ВЭД, специально подчеркнула положение, согласно которому таможенные органы и их должностные лица при осуществлении таможенного оформления и контроля не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации. При этом требования таможенных органов не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства.
Далее ст. 15 нового ТК РФ говорит об обязанности всех лиц проводить таможенное оформление в соответствии с требованием ТК РФ, а после выпуска товаров и транспортных средств пользование и распоряжение ими осуществляются в соответствии с заявленным таможенным режимом.
Конкретные обязанности по совершению таможенных операций для выпуска товаров несет российское лицо, которое заключило внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена. Аналогичные обязанности при перемещении товаров через таможенную границу России без заключения внешнеэкономической сделки российским лицом возлагаются на лицо, имеющее право владения и (или) пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации (ст. 16 ТК РФ). В соответствии с положениями ст. 17 ТК РФ 2003 г. в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, в отношении товаров таможенные органы вправе требовать от лиц представления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных настоящим Кодексом, в том числе в виде обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии с гл. 31 настоящего Кодекса.
------------------------------------------------------------------
Название документа