Порядок и формы обеспечения уплаты таможенных платежей - новое в таможенном законодательстве
(Трошкина Т. Н.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2003) Текст документаПодготовлен для системы КонсультантПлюс
ПОРЯДОК И ФОРМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ - НОВОЕ В ТАМОЖЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 28 мая 2003 года
Т. Н. ТРОШКИНА
Трошкина Татьяна Николаевна, кандидат юридических наук, доцент ГУ-ВШЭ.
В Российской Федерации фискальное значение таможенно-тарифного регулирования остается достаточно высоким, именно поэтому так важно исключить все возможные случаи недополучения казной таможенных доходов. Такие ситуации могут произойти, например, из-за следующих обстоятельств: - из-за наступления неплатежеспособности налогоплательщика (декларанта); - из-за пропажи товаров, находящихся под таможенным оформлением; - из-за несвоевременной уплаты таможенных налогов и сборов. Для решения этих вопросов в таможенном законодательстве предусматривается необходимость предоставления гарантий (способов обеспечения) уплаты таможенных платежей, и законодатель, понимая значимость данного вопроса, посвятил его правовому закреплению в новом Таможенном кодексе отдельную главу (глава 31, ст. ст. 337 - 347). Порядок обеспечения уплаты таможенных платежей, закрепленных в Таможенном кодексе, в целом соответствует тому порядку исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, который предусмотрен в гл. 11 Налогового кодекса, с оговоркой, содержащейся в п. 2 ст. 72 Налогового кодекса: "В части налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, могут применяться и другие меры обеспечения соответствующих обязанностей в порядке и на условиях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации". Способы обеспечения уплаты таможенных платежей представляют собой специальные меры имущественного характера, стимулирующие их уплату в надлежащем порядке путем установления дополнительных гарантий. К основным способам <*> обеспечения законодатель в новом Таможенном кодексе относит: -------------------------------- <*> Плательщик самостоятельно выбирает способ обеспечения уплаты таможенных платежей.
залог товаров и иного имущества; банковскую гарантию; внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог); поручительство. Кроме того, он предусмотрел возможность использования дополнительного способа обеспечения уплаты таможенных платежей - договора страхования <*>. -------------------------------- <*> Порядок применения договора страхования в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей устанавливается ГТК России совместно с федеральным органом исполнительной власти по надзору за страхованием в соответствии со ст. 347 Таможенного кодекса.
Все данные формы обеспечения таможенных платежей законодательно закреплены в статье 340 Таможенного кодекса, и очень важно отметить, что данный перечень не является закрытым. Ситуации, когда должна быть обеспечена уплата таможенных платежей обязательно, законодатель перечислил и закрепил в п. 1 ст. 337 Таможенного кодекса. К таким случаям относится: предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей; условный выпуск товара; перевозка и (или) хранение иностранных товаров; осуществление деятельности в области таможенного дела (деятельность в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, таможенных брокеров). Законодатель определил и случаи, когда обеспечение уплаты таможенных платежей не предоставляется: сумма подлежащих уплате таможенных платежей, пеней и процентов составляет менее 20 тыс. руб. и в случае, если таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены (п. 2 ст. 337 Таможенного кодекса). Очень важно, что определен общий порядок <*> возврата обеспечения уплаты таможенных платежей: -------------------------------- <*> Определяя общий порядок возврата уплаты таможенных платежей, законодатель оговаривает существование особого порядка возврата денежного залога (ст. 357 Таможенного кодекса).
- не позднее трех дней после того, как таможенный орган удостоверится в исполнении обеспеченных обязательств; - после прекращения деятельности, условием которой является обеспечение уплаты таможенных платежей. Важным новшеством Таможенного кодекса 2003 г. является понятие "генеральное обеспечение" (п. 3 ст. 337 Таможенного кодекса). Генеральное обеспечение уплаты таможенных платежей применяется в следующих случаях: - когда одно и то же лицо в определенный срок совершает несколько таможенных операций. В генеральном обеспечении как бы аккумулируются обеспечительные ресурсы для всех таможенных операций; - когда таможенные операции совершаются в нескольких таможенных органах и при этом такое обеспечение может быть использовано любым из таможенных органов в случае нарушения обязательств в соответствии с Таможенным кодексом. Размер обеспечения таможенных платежей определяется таможенными органами (ст. 338 Таможенного кодекса). Для этого они используют в качестве ориентира (верхнего предела) суммы таможенных платежей и процентов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для свободного обращения (если речь идет об обеспечении уплаты таможенных платежей в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации) или их вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта (если речь идет об обеспечении уплаты таможенных платежей в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации). Имеют место быть такие ситуации, когда при установлении размера обеспечения уплаты таможенных платежей невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов из-за того, что в таможенный орган не были представлены точные сведения о характере товаров, об их наименовании, о количестве, стране происхождения и таможенной стоимости. В таких случаях размер обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и (или) их количества, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений. При обнаружении таможенным органом признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, в такой ситуации таможенный орган осуществляет выпуск товаров при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены (п. 3 ст. 153 ТК), а размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется таможенным органом как разница между суммой таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены с учетом требований, установленных п. 1 и 2 ст. 338 Таможенного кодекса, и суммой уплаченных таможенных пошлин, налогов. ГТК России законодатель наделил правом устанавливать фиксированный размер обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении отдельных видов товаров с учетом требований, установленных п. 1 и 2 ст. 338 Таможенного кодекса. Законодатель установил и минимальный размер обеспечения уплаты таможенных платежей при осуществлении деятельности в области таможенного дела - таможенными брокерами, таможенными перевозчиками, владельцами складов временного хранения и таможенных складов (ст. 339 Таможенного кодекса): 1) для таможенного брокера - 50 млн. руб.; 2) для таможенного перевозчика - 20 млн. руб.; 3) для владельцев складов временного хранения и таможенных складов закрытого типа (предназначенных для хранения товаров владельца склада) - 2,5 млн. руб.; 4) для владельцев складов временного хранения и таможенных складов открытого типа (доступных для хранения любых товаров и использования любыми лицами): а) если в качестве склада используется открытая площадка - 2,5 млн. руб.; и дополнительно 1000 руб. за 1 кв. м полезной площади; б) если в качестве склада используется помещение - 300 руб. за 1 куб. м полезного объема помещения. Охарактеризовав общие параметры режима обеспечения уплаты таможенных платежей, кратко опишем каждый из перечисленных выше способов обеспечения уплаты таможенных платежей, особенно останавливаясь на тех новых положениях, появившихся в связи с принятием Таможенного кодекса 2003 г.
Залог товаров и иного имущества
Залог - это гражданско-правовая категория, являющаяся одним из основных способов обеспечения обязательств. 29 мая 1992 года был принят Закон РФ N 2872-1 "О залоге" <*>. В нем в статье 1 залог определяется как способ обеспечения обязательства, при котором кредитор-залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет заложенного имущества, преимущественно перед другими кредиторами за изъятиями, предусмотренными Законом. Данное определение было перенесено в Гражданский кодекс РФ (ст. 334). -------------------------------- <*> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 23. Ст. 1239.
В таможенной сфере залогодержателем выступает таможенный орган, а лицо, которому предмет залога принадлежит на праве собственности или хозяйственного ведения, является залогодателем. Залогодателем в таможенных правоотношениях может быть лицо, ответственное за уплату таможенных платежей, или любое иное лицо. Такие отношения оформляются договором. Предметом залога могут быть: - товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации; - иное имущество, которое может быть предметом залога в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Товары и транспортные средства могут служить предметом залога в целях обеспечения уплаты таможенных платежей, если их рыночная цена не ниже причитающихся к уплате сумм <*>. -------------------------------- <*> Причитающаяся к уплате сумма состоит из таможенных пошлин и налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных сборов за таможенное оформление, максимальных сумм таможенных сборов за хранение и (или) сопровождение (если такое хранение и (или) сопровождение имело (имеет) место); процентов с указанных сумм по ставкам рефинансирования Центрального банка РФ, а также расходов на покрытие возможных издержек по содержанию предмета залога и расходов по его обращению в собственность государства в случае неисполнения обязательств перед таможенными органами и в связи с последующей реализацией.
Порядок обращения взыскания зависит от статуса товаров, являющихся предметом залога: если товары находятся под таможенным контролем и переданы таможенным органам - удовлетворение требования таможенных органов за счет таких товаров осуществляется без обращения в суд, а на иное имущество взыскание обращается в порядке, установленном ГК.
Банковская гарантия
Данный способ обеспечения исполнения налоговых обязанностей является специфическим для таможенного регулирования потому, что в Налоговом кодексе банковская гарантия не упоминается при перечислении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В то же время в п. 2 ст. 72 НК предусмотрено, что в части налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу, могут применяться и другие меры обеспечения соответствующих обязанностей в порядке и на условиях, установленных таможенным законодательством. Плательщик таможенных налогов применительно к банковской гарантии является принципалом, а бенефициаром - таможенный орган. Круг гарантов ограничивается банками и иными кредитными учреждениями. В целях обеспечения уплаты таможенных платежей могут применяться гарантии банка и иного кредитного учреждения, получившего лицензию Банка России на проведение операций в иностранной валюте и включенного в специальный реестр, который ведет ГТК России. Включение банка в специальный реестр, который ведет ГТК России, является необходимым условием для того, чтобы гарантии, выдаваемые таким банком, принимались таможенными органами в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей. Ранее, в Таможенном кодексе 1993 года, вопросы об условиях включения банков, кредитных организаций или страховых организаций в реестр не были урегулированы - такой порядок устанавливался приказами ГТК России. В новом Таможенном кодексе только вопросам включения банка в реестр отведена целая статья - статья 343. Законодатель закрепил исчерпывающий перечень условий, которые необходимо соблюсти для того, чтобы банк, кредитная организация или страховая организация были включены в реестр (п. п. 2 - 4 ст. 343 Таможенного кодекса). Вопрос о включении в реестр банка, кредитной организации или страховой организации рассматривается в таможенном органе. Для этого должно быть подано заявление (в письменной форме), которое будет содержать сведения, подтверждающие условия включения в реестр, и должны быть представлены следующие документы: - банк представляет: учредительные документы; свидетельство о регистрации юридического лица; свидетельство о регистрации кредитной организации Центральным банком Российской Федерации; лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций; заверенную в установленном порядке карточку с образцами подписей должностных лиц банка, которым предоставлено право подписи на банковских гарантиях, и оттиском печати банка; документ, содержащий расчеты собственных средств (капитала) на каждую отчетную дату в течение последнего календарного года, подписанный руководителем и главным бухгалтером и заверенный печатью; балансовый отчет на последнюю отчетную дату, подписанный руководителем и главным бухгалтером и заверенный печатью; отчет о прибылях и об убытках на последнюю отчетную дату, подписанный руководителем и главным бухгалтером и заверенный печатью; справку о выполнении обязательных экономических нормативов и значениях показателей для их расчета на каждую отчетную дату в течение последнего календарного года, подписанную руководителем и главным бухгалтером и заверенную печатью; копию аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности за прошедший год, подписанную руководителем и главным бухгалтером и заверенную печатью; - филиал банка дополнительно представляет: положение о филиале; информационное письмо Центрального банка Российской Федерации о внесении филиала в Книгу государственной регистрации кредитных организаций; заверенную в установленном порядке карточку с образцами подписей должностных лиц филиала, которым предоставлено право подписи на банковских гарантиях, и оттиском печати филиала; - страховая организация представляет: учредительные документы; свидетельство о государственной регистрации юридического лица; постоянную лицензию (с приложениями) федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью на право проведения страховой деятельности; заверенную в установленном порядке карточку с образцами подписей должностных лиц страховой организации, которым предоставлено право подписи на банковских гарантиях, и оттиском печати страховой организации; балансы за последние два квартала, подписанные руководителем и главным бухгалтером и заверенные печатью; отчеты о прибылях и об убытках за каждый квартал в течение последнего календарного года, подписанные руководителем и главным бухгалтером и заверенные печатью; расчеты соотношения активов и обязательств за каждый квартал в течение последнего календарного года, подписанные руководителем и главным бухгалтером и заверенные печатью; документ, содержащий сведения об основных показателях деятельности за последние два квартала, подписанный руководителем и главным бухгалтером и заверенный печатью; копию аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности за прошедший год, подписанную руководителем и главным бухгалтером и заверенную печатью. Перечисленные выше документы, необходимые для принятия решения о включении в реестр, могут быть представлены в виде оригиналов или заверенных в установленном порядке копий. Если же представлены были оригиналы требуемых документов, то по окончании рассмотрения заявления ГТК России обязан возвратить заявителю по его требованию оригиналы представленных документов. Новеллой в таможенном законодательстве является и то, что плата за включение банка в реестр не взимается, ранее же эта услуга была платной и за включение в реестр банка, филиала банка или страховой организации взимался сбор в размере 500-кратного установленного законом минимального размера оплаты труда, и это было обязательным условием для включения в реестр. Законодатель закрепил и максимальные сроки, в течение которых должно быть рассмотрено заявление и принято решение о включении в реестр, - на это таможенному органу отводится не более 30 дней со дня получения заявления (п. 7 ст. 343). Законодатель закрепил и положение о том, что единственной причиной отказа во включении в реестр является несоблюдение условий включения в реестр, предусмотренных п. 2 ст. 343 Таможенного кодекса 2003 г., но в п. 9 той же статьи законодатель еще раз обращается к этому вопросу, и там формулировка более "расплывчатая": "Решение об отказе во включении в реестр может быть принято только в случаях несоблюдения условий, предусмотренных настоящей статьей". А к таким случаям можно отнести и несоблюдение требований, например, п. 8, где сказано, что при рассмотрении заявления о включении в реестр, в подтверждение представленных заявителем документов и сведений, таможенный орган вправе запросить у третьих лиц, а также у государственных органов документы, содержащие необходимую информацию, и указанные лица в течение 10 дней со дня получения запроса обязаны представить запрашиваемые документы. Обратим внимание еще на одну новеллу нового Таможенного кодекса по данному вопросу: перечень случаев, при наступлении которых банк, кредитная организация или страховая организация исключается из реестра, закреплен в новом Таможенном кодексе в ст. 344, и данный перечень является также исчерпывающим (закрытым), но решение по этому вопросу принимается, как и прежде, ГТК России. В данном перечне причин, в результате которых банк, кредитная организация или страховая организация исключаются из реестра, содержится пять случаев, влекущих такие последствия: 1) ликвидации или реорганизации банка, кредитной организации или страховой организации. Порядок и правовые основы ликвидации или реорганизации кредитной организации нашли правовое закрепление в Федеральном законе от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской системе" (ст. ст. 23, 23.1). Статья 61 ГК содержит исчерпывающий перечень органов, по решению которых юридическое лицо может быть ликвидировано: - по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано. Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией или кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, представляются в Банк России. Перечень указанных сведений и документов, а также порядок их представления определяется Банком России. Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией или кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, и направляет в уполномоченный регистрирующий орган все необходимые сведения и документы для осуществления данным органом функций по ведению Единого государственного реестра юридических лиц. На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России. Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация - прекратившей свою деятельность после внесения об этом записи уполномоченным регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц; - по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК. Банк России в течение 30 дней с даты публикации в "Вестнике Банка России" сообщения об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации, за исключением случая, когда к моменту отзыва указанной лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Одновременно Банк России обязан представить в арбитражный суд кандидатуру ликвидатора, соответствующую требованиям, предъявляемым Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" к арбитражным управляющим при банкротстве кредитной организации, если иное не установлено федеральным законом. Если к моменту отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций у нее имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", или наличие этих признаков установлено временной администрацией, назначенной Банком России в кредитную организацию после отзыва у нее указанной лицензии, Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом в порядке, установленном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Арбитражный суд рассматривает требование о ликвидации кредитной организации в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Арбитражный суд принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора из числа кандидатур, представленных ему Банком России, если не будет доказано наличие признаков банкротства на момент отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Арбитражный суд, принявший решение о ликвидации кредитной организации, направляет данное решение в Банк России и уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации. Ликвидатор направляет для опубликования объявление о ликвидации кредитной организации в "Вестник Банка России" не позднее пяти рабочих дней со дня своего назначения. Срок ликвидации кредитной организации не может превышать 12 месяцев со дня принятия арбитражным судом решения о ликвидации кредитной организации. Указанный срок может быть продлен арбитражным судом по обоснованному ходатайству ликвидатора. Ликвидатор обязан в десятидневный срок со дня вынесения арбитражным судом определения о завершении ликвидации кредитной организации представить в Банк России указанное определение и другие документы, предусмотренные нормативными актами Банка России, для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией; 2) отзыва Центральным банком Российской Федерации лицензии на осуществление банковских операций у банка либо федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью лицензии на право проведения страховой деятельности у страховой организации. Решение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций принимается Комитетом банковского надзора Банка России на основании ходатайств Главных управлений (Национальных банков) Банка России, ходатайства руководителя временной администрации кредитной организации, а также структурных подразделений Банка России согласно перечню, установленному Комитетом банковского надзора Банка России, и оформляется Приказом Банка России <*>. -------------------------------- <*> Порядок инициирования отзыва у кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций в соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 20 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 определен указанием ЦБ РФ от 27.08.2001 N 1025-У.
Банк России может отозвать у кредитной организации лицензию в соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в следующих случаях: - установления недостоверности сведений, на основании которых выдана указанная лицензия; - задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных этой лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи; - установления фактов существенной недостоверности отчетных данных; - задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации); - осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных указанной лицензией; - неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также неоднократного нарушения в течение одного года требований, предусмотренных статьями 6 и 7 (за исключением пункта 3 статьи 7) Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"; - неоднократного в течение одного года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (с вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счетах (во вкладах) указанных лиц; - наличия ходатайства временной администрации, если к моменту окончания срока деятельности указанной администрации, установленного Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", имеются основания для ее назначения, предусмотренные указанным Федеральным законом; - неоднократного непредставления в установленный срок кредитной организацией в Банк России обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях. Банк России обязан отозвать у кредитной организации лицензию в соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в случаях: - если достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2 процентов. Если в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту, когда в соответствии с настоящим пунктом у кредитной организации должна быть отозвана лицензия, Банк России изменял методику расчета достаточности капитала, в целях указанного пункта применяется та методика, в соответствии с которой достаточность капитала кредитной организации достигает максимального значения; - если размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного Банком России на дату государственной регистрации кредитной организации; - если кредитная организация не исполняет в срок, установленный Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала); - если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их удовлетворения и/или исполнения. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. В случаях прекращения деятельности кредитной организации по добровольному решению ее участников Банком России на основании ходатайства кредитной организации принимается решение об аннулировании лицензии. Порядок представления кредитной организацией указанного ходатайства и аннулирования лицензии регулируется нормативными актами Банка России. Банк России в недельный срок публикует сообщение об отзыве у кредитной организации лицензии в "Вестнике Банка России". Территориальное учреждение Банка России в течение 30 дней с даты публикации в "Вестнике Банка России" сообщения об отзыве у кредитной организации лицензии обязано обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации, за исключением случая, когда к моменту отзыва лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Одновременно в арбитражный суд представляется кандидатура ликвидатора, соответствующая требованиям, предъявляемым Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" к арбитражным управляющим при банкротстве кредитной организации, если иное не установлено федеральным законом; 3) неисполнения хотя бы одного из условий включения в реестр; 4) неисполнения обязательств по банковской гарантии; 5) истечения одного года со дня включения в реестр, если до истечения указанного срока не представлено в установленном порядке заявление о повторном включении в реестр. Исключение банка, кредитной организации или страховой организации из реестра не прекращает действия выданных ими и принятых таможенными органами банковских гарантий и не освобождает их от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий таких банковских гарантий. В случае если банк, кредитная организация или страховая организация, исключенные из реестра, ликвидировали причины, повлекшие их исключение из реестра, они могут быть повторно включены в реестр через один год.
Внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог)
Внесение денежных средств на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог) как способ обеспечения уплаты таможенных платежей новеллой не является, так как и Таможенным кодексом 1993 г. предусматривался такой способ обеспечения уплаты таможенных платежей, но в новом Таможенном кодексе законодатель закрепил порядок применения и возврата данного способа обеспечения. Денежный залог может быть внесен лицом, ответственным за уплату таможенных платежей, либо любым иным лицом в пользу указанного лица. Денежные средства могут вноситься в кассу или на счет таможенного органа как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте, курс которой котируется Центральным банком Российской Федерации. Возврат денежного залога осуществляется в валюте платежа, а в случае отсутствия у таможенного органа денежных средств в иностранной валюте платежа - в иной иностранной валюте, котируемой Банком России, либо по желанию плательщика - в валюте Российской Федерации (п. 3 ст. 357 Таможенного кодекса). Внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа подтверждается выдачей таможенным органом лицу, внесшему денежный залог, таможенной расписки. Форма и порядок использования таможенной расписки устанавливаются ГТК России по согласованию с Минфином России. Денежный залог возвращается лицу только при представлении таможенному органу такой расписки (п. 3 ст. 357 Таможенного кодекса). В соответствии с положениями ст. 357 Таможенного кодекса денежный залог подлежит возврату только плательщику указанных денежных средств. Основанием для возвращения плательщику внесенных денежных средств либо их зачета является исполнение обеспеченного денежным залогом обязательства (ст. 357 Таможенного кодекса).
Поручительство
В силу поручительства поручитель обязывается перед таможенными органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога. В таможенных правоотношениях поручителями могут выступать таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также иные лица. Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством договором между таможенным органом и поручителем. Таможенные органы могут направить требование об уплате налога непосредственно поручителю без выставления такого требования налогоплательщику. В принудительном порядке налоги взыскиваются с поручителя через суд.
Применение договора страхования в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей
Ранее подобная форма обеспечения уплаты таможенных платежей применялась только в отношении таможенного перевозчика. Теперь же случаи обеспечения уплаты таможенных платежей договором страхования устанавливаются ГТК Росси совместно с Минфином России, и ими же определяется порядок и условия допуска страховых организаций к осуществлению данного вида страхования. В качестве обеспечения уплаты таможенных платежей используется договор страхования риска ответственности за причинение вреда (ст. 931 ГК РФ), являющийся разновидностью договора имущественного страхования. Договор страхования имеет письменную форму и, как правило, заключается путем составления страхового сертификата (страхового полиса), выдаваемого страховщиком по заявлению страхователя. Когда мы говорим об этом договоре как о форме обеспечения таможенных платежей, то объектом данного договора будет являться уплата таможенных платежей, а страховым риском - событие, наступление которого обусловливает ответственность застрахованного лица по уплате таможенных платежей. Договор страхования обеспечивает уплату таможенных платежей лишь в том случае, если наступление основного обязательства носит случайный характер. Так, обстоятельством, исключающим ответственность страховщика для всех видов имущественного страхования, является наступление страхового случая вследствие умысла страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица (ст. 963 ГК РФ).
------------------------------------------------------------------
Название документа