Комментарий к Положению о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России
(Трошкина Т. Н.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2003) Текст документаПодготовлен для системы КонсультантПлюс
КОММЕНТАРИЙ К ПОЛОЖЕНИЮ О КЛАССИФИКАЦИИ ТОВАРОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТН ВЭД РОССИИ <*>
Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 10 апреля 2003 года
Т. Н. ТРОШКИНА
Трошкина Т. Н., кандидат юридических наук.
16 марта 2003 года вступил в действие Приказ ГТК РФ от 19 ноября 2002 года N 1208 "Об утверждении Положения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России" <*>. Основные цели данного Положения видятся в следующем: -------------------------------- <*> Письмо ГТК РФ от 20.02.2003 N 14-10/7248.
- его применение должно повысить эффективность работы по контролю правильности классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации; - совершенствование процедуры таможенного оформления и таможенного контроля за товарами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, на основании статей 216 и 217 Таможенного кодекса Российской Федерации. Прокомментируем на наш взгляд наиболее важные положения данного акта. Положение о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации состоит из нескольких частей.
I. Общие положения
Классификация товара имеет важное экономическое и правовое значение: - от товарной позиции зависит уровень таможенного обложения товара; - зависит возможность применения к товару при перемещении его через таможенную границу нетарифных мер регулирования; - используется для ведения таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации (данные таможенной статистики используются для проведения анализа внешнеторгового оборота, на основе которого разрабатываются перспективные мероприятия таможенной политики); - создается возможность более эффективно регулировать внешнеэкономическую деятельность благодаря выделению каких-либо товаров в отдельные позиции; - детализация товарной номенклатуры дает преимущества при ведении торговых переговоров с другими странами, так как создается возможность выбора и маневрирования при предоставлении тарифных уступок и льгот, позволяя свести до минимума последствия нежелательных для национальной экономики уступок при взаимном снижении общего уровня таможенного обложения товаров. В этой части документа дана формулировка, что понимается под классификацией товаров, - это отнесение товаров в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД России к конкретным товарным позициям, субпозициям и подсубпозициям, указанным в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, применяемой в Российской Федерации, и соответствующим им цифровым кодам. ТН ВЭД России представляет собой национальную производную Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) <*>. -------------------------------- <*> ГС - это многоцелевая классификационная система, используемая для публикации таможенных тарифов, ведения статистики внешней торговли, организации транспортно-экспедиторских операций и т. д. Текст Международной конвенции о ГС был опубликован: Таможенные ведомости. 1996. N 8. С. 73 - 85.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 830 "О таможенном тарифе Российской Федерации и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" ТН ВЭД России - основа системы описания и кодирования товаров, используемой для формирования Таможенного тарифа РФ, определения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики. ТН ВЭД России основана на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ) <*>. -------------------------------- <*> 3 ноября 1995 года в Москве было подписано Соглашение о единой Товарной номенклатуре Содружества Независимых Государств. С 1 января 1997 года действует второе издание ТН ВЭД СНГ: Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ). Изд. 2-е. М., 1996.
ТН ВЭД России представляет собой развитие ТН ВЭД СНГ в интересах России на десятом знаке кодового обозначения. При этом 9-значная ТН ВЭД СНГ сохраняется в качестве международной основы 10-значной ТН ВЭД России, что, в свою очередь, не нарушает обязательств Российской Федерации по Международной конвенции о Гармонизированной системе и Соглашению о единой ТН ВЭД СНГ <*>. -------------------------------- <*> Разъяснения Главного управления тарифного и нетарифного регулирования ГТК России // Экономика и жизнь. 2000. N 16. С. 27.
Составим схему, которая будет отвечать на вопрос, что означают данные 10 знаков ТН ВЭД России: первые шесть знаков соответствуют кодовому обозначению, принятому в номенклатуре ГС; 7-й и 8-й знаки - это дополнительная детализация номенклатуры ГС, осуществленная в Комбинированной номенклатуре Европейского Союза; 9-й знак - соответствует коду товара по ТН ВЭД СНГ. Ведется работа по совершенствованию ТН ВЭД СНГ: готовится детализация товаров на уровне 9-го знака, призванного отражать национальные особенности товарной структуры внешней торговли. При детализации ТН ВЭД предполагается учитывать, является ли товар квотируемым, лицензируемым, сертифицируемым, требуется ли индивидуальный подход к товару при исчислении таможенных пошлин, НДС, акцизов и т. д. <*>. -------------------------------- <*> Основы таможенного дела / Под общ. ред. В. Г. Драганова. М., 1998. С. 274.
10-й знак - введен Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 года N 148. Теперь позиции, в которых товары фактически определялись не кодами, а текстовым описанием, переведены в основную структуру и получили самостоятельные 10-значные кодовые обозначения <*>. -------------------------------- <*> Разъяснение Главного управления тарифного и нетарифного регулирования ГТК России // Экономика и жизнь. 2000. N 16. С. 27.
Для определения кода товара используют три составные части ТН ВЭД России: собственно номенклатурную часть; примечания к разделам и группам; основные правила интерпретации ТН ВЭД. Кроме того, могут быть использованы и другие источники: письма ГТК России о классификации отдельных товаров, сборники классификационных решений, алфавитный указатель, различные пояснения, которые носят рекомендательный характер. Для того чтобы обеспечить единообразную интерпретацию и применение номенклатуры, изданы четыре тома Пояснений к ТН ВЭД СНГ <*> - одного из вспомогательных рабочих материалов. Они содержат перевод с английского языка Пояснений к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Explanatory Notes to the Harmonized Commodity Description and Coding System), разработанной Всемирной таможенной организацией (Советом таможенного сотрудничества). Том 1 - разделы I - IV, группы 1 - 29; том 2 - разделы VI - XI, группы 30 - 63; том 3 - разделы XII - XVI, группы 64 - 84; том 4 - разделы XVI - XXI, группы 85 - 97. -------------------------------- <*> Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в дополнение к ранее выпущенному 1-му тому подготовлено и осуществлено типографское издание 2 - 4 томов Пояснений к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД СНГ) - данная информация доведена письмом ГТК РФ от 17 октября 2000 г. N 01-06/29921 "О пояснениях к ТН ВЭД СНГ".
Как мы уже обращали внимание, в структуру ТН ВЭД входят Основные правила интерпретации <*>. Существует шесть таких правил. Руководствуясь первыми пятью правилами, определяют товарную позицию (первые 4 знака). В соответствии с шестым правилом находят субпозицию (5-й и 6-й разряды) и подсубпозицию (7 - 10-й разряды десятичного кода товара). -------------------------------- <*> Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ). Издание 2-е. М., 1996.
Правило 1. Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства пользования ТН ВЭД СНГ в работе; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД СНГ осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если только такие тексты не требуют иного, в соответствии со следующими положениями: Правило 2. а) Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться в том числе и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде, при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основными характеристиками комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного правила), представленный в несобранном или разобранном виде. б) Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами. Любая ссылка на товар из определенного материала или вещества должна рассматриваться и как ссылка на товары, полностью или частично состоящие из этого материала или вещества. Классификация товаров, состоящих более чем из одного материала или вещества, осуществляется в соответствии с положениями Правила 3. Правило 3. В случае если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом: а) Предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, нежели товарные позиции с более общим описанием. Однако когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к отдельным частям товара, представленного в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них и дает более полное или точное описание товара. б) Смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые определяют основной характер данных товаров, при условии, что этот критерий применим. в) Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров. Правило 4. Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями вышеизложенных Правил, классифицируются в товарной позиции, соответствующей товарам, наиболее сходным (близким) с рассматриваемыми товарами. Правило 5. В дополнение к вышеупомянутым положениям в отношении нижепоименованных товаров должны применяться следующие правила: а) Чехлы и футляры для фотоаппаратов, музыкальных инструментов, ружей, чертежных принадлежностей, ожерелий, а также аналогичная тара (упаковка), имеющая особую форму и предназначенная для хранения соответствующих изделий или набора изделий, пригодная для длительного использования и представленная вместе с изделиями, для которых она предназначена, должна классифицироваться совместно с упакованными в нее изделиями. Однако данное правило не применяется к таре (упаковке), которая, образуя с упакованными изделиями единое целое, придает последнему существенно иной характер. б) Согласно положениям вышеприведенного Правила 5 (а) упаковочные материалы и упаковочные контейнеры, поставляемые вместе с товарами, должны классифицироваться совместно, если они такого вида, который обычно используется для упаковки данных товаров. Однако данное положение не является обязательным, если такие упаковочные материалы или упаковочные контейнеры со всей очевидностью пригодны для повторного использования. Правило 6. Для юридических целей классификация товаров в субпозициях какой-либо товарной позиции осуществляется в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями вышеупомянутых Правил, при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное. Ведение ТН ВЭД отнесено к основным функциям российских таможенных органов (п. 12 ст. 10 Таможенного кодекса РФ), а особыми полномочиями по ведению ТН ВЭД наделен ГТК России: ГТК России представляет российскую сторону в международных организациях, занимающихся таможенными вопросами, в части разработки, изменения, дополнения, толкования и применения международной основы ТН ВЭД, а также участвует в подготовке предложений о разработке, изменении и дополнении ТН ВЭД, утверждаемой Правительством РФ (ст. 218 Таможенного кодекса РФ). В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона РФ "О таможенном тарифе" Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности РФ определяется Правительством РФ исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.
II. Классификация товаров декларантом
Код товара в соответствии с ТН ВЭД России определяется самостоятельно декларантом при декларировании товаров таможенным органам. Декларант может заявить код товара на основании предварительного решения о классификации товара <*>, принятого таможенным органом в соответствии с порядком, установленным Таможенным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами ГТК России, и полученного им или лицом, перемещающим товары, до начала таможенного оформления товара. -------------------------------- <*> Положение о порядке принятия ГТК России предварительных решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) утверждено Приказом ГТК России от 30 марта 2000 г. N 254; Положение о порядке принятия региональными таможенными управлениями и отдельными таможнями предварительных решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) утверждено Приказом ГТК России от 21 декабря 2001 г. N 1220.
Предварительное решение о классификации товара может быть принято ГТК РФ (от имени ГТК России предварительные решения принимаются ГУТНР), региональным таможенным управлением (РТУ), а также отдельной таможней (определяет ГТК России) по письменному обращению заинтересованного лица <*> до момента представления в таможенный орган товара для целей таможенного оформления и таможенного контроля. Такой письменный запрос направляется согласно типовой форме (приложение 1 к Положению о порядке принятия региональными таможенными управлениями и отдельными таможнями предварительных решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и приложение 1 к Положению о порядке принятия ГТК России предварительных решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД)) на каждое наименование товара. -------------------------------- <*> Заинтересованным лицом является собственник товара, его покупатель, владелец либо лицо, выступающее в ином качестве, достаточном в соответствии с законодательством Российской Федерации для совершения с товаром действий, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации, от собственного имени, или таможенный брокер (п. 3 Положения о порядке принятия региональными таможенными управлениями и отдельными таможнями предварительных решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), утвержденного Приказом ГТК России от 21 декабря 2001 г. N 1220).
Запрос должен содержать все сведения, документы и материалы, необходимые для принятия предварительного решения. К запросу прилагаются пробы и образцы товаров, их описание, фотографии, рисунки, чертежи, коммерческие и иные документы, содержащие необходимые сведения о товаре (например, оригиналы справок и свидетельств специалистов таможенных лабораторий и иных лабораторных организаций, в которых приведены результаты исследования данных проб (образцов) товаров, необходимых для их классификации в соответствии с ТН ВЭД) <*>. -------------------------------- <*> При отказе заинтересованного лица в представлении дополнительной информации, документов и материалов таможенный орган (ГТК РФ, РТУ, таможня) вправе оставить запрос без рассмотрения.
Запрос, поступающий от юридического лица, должен быть подписан руководителем (заместителем руководителя) организации с указанием фамилии, имени, отчества и должности и содержать данные о месте нахождения организации. В запросе может указываться код ОКПО и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Запрос, поступающий от физического лица, должен быть подписан указанным лицом и содержать данные о его месте жительства, а также номер, серию паспорта, кем и где выдан. В запросе может указываться идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). В случае представления заинтересованным лицом информации, документов и материалов в объеме, недостаточном для принятия предварительного решения, таможенный орган (ГТК РФ, РТУ, таможня) в течение 30 дней со дня регистрации запроса уведомляет заинтересованное лицо о необходимости представления дополнительной информации, документов и материалов, необходимых для рассмотрения запроса. При возникновении ситуации, когда вынесение предварительного решения на основании представленной заинтересованным лицом информации не представляется возможным, запрос отклоняется, таможенный орган (ГТК РФ, РТУ, таможня) информирует заинтересованное лицо о причинах отклонения запроса. Обращение заинтересованного лица по обжалованию решения об отклонении запроса таможенным органом (ГТК РФ, РТУ, таможня) не рассматривается. Предварительное решение принимается в течение 90 дней со дня поступления запроса в таможенный орган (ГТК РФ, РТУ, таможню), а в случае если была затребована дополнительная информация, документы и материалы о товаре, то данный срок исчисляется со дня получения РТУ (таможней) от заинтересованного лица последнего документа, содержащего необходимые сведения для принятия предварительного решения. Предварительное решение оформляется на специальном бланке (приложения 2 - 4 к Положению о порядке принятия региональными таможенными управлениями и отдельными таможнями предварительных решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и приложения 2, 3 к Положению о порядке принятия ГТК России предварительных решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД)). За принятие предварительного решения взимается плата <*> в размере пятикратного установленного законом минимального размера оплаты труда на день подачи запроса. Данная плата производится заинтересованным лицом на счет, указанный ГТК России, и платежный документ, удостоверяющий внесение платы за принятие предварительного решения, представляется в соответствующий таможенный орган (ГТК РФ, РТУ, таможню) одновременно с запросом. Денежные средства, уплаченные за принятие предварительного решения, возврату не подлежат, если данный таможенный орган принял к исполнению запрос заинтересованного лица. -------------------------------- <*> О порядке взимания платы за принятие предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД см. письмо ГТК РФ от 06.06.2000 N 01-06/15292.
Исследование или испытание образцов (проб) товаров в таможенных лабораториях и иных лабораторных организациях проводится на договорной основе в установленном порядке. Вышестоящий таможенный орган может аннулировать, изменить или отозвать принятое нижестоящим таможенным органом предварительное решение, а таможня может аннулировать, изменить или отозвать принятое ею предварительное решение <*>. Предварительное решение, принятое ГТК РФ, является обязательным для всех таможенных органов Российской Федерации. -------------------------------- <*> При изменении или отзыве ранее принятого предварительного решения таможенный орган принимает и выдает заинтересованному лицу новое предварительное решение без взимания платы.
Аннулирование предварительного решения производится, если такое решение принято на основе неполной или недостоверной информации, представленной заинтересованным лицом, а изменение предварительного решения - в случае изменения законодательства Российской Федерации, имеющего отношение к предварительному решению. Решение об аннулировании или изменении предварительного решения вступает в силу со дня принятия такого решения. Предварительное решение может быть отозвано в связи: - с принятием Всемирной таможенной организацией обязательного для применения Российской Федерацией решения, касающегося классификации товара, в отношении которого ранее было принято предварительное решение <*>; -------------------------------- <*> Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.96 N 372 "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров".
- с принятием Правительством Российской Федерации решений, касающихся утверждения новой редакции ТН ВЭД или внесения примечаний и дополнений в действующую редакцию ТН ВЭД; - с принятием ГТК России обязательного для всех таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности решения о классификации товара, отличающегося от ранее принятого предварительного решения в отношении такого товара; - с выявлением ошибки при принятии предварительного решения. Решение об отзыве предварительного решения вступает в силу по истечении двух месяцев со дня принятия решения о таком отзыве. Аннулирование, изменение или отзыв предварительного решения обжалованию не подлежат. Предварительное решение действует в течение одного года со дня его выдачи в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации заинтересованным лицом, получившим такое решение. В случае утраты заявителем предварительного решения оно может быть восстановлено путем выдачи дубликата ранее полученного предварительного решения. Для получения дубликата заинтересованное лицо направляет в соответствующий таможенный орган письменное заявление, содержащее ссылку на утраченное предварительное решение. В графе 9 "Для служебных отметок" бланка предварительного решения РТУ (таможня) ставят отметку "Дубликат". За выдачу дубликата ранее полученного предварительного решения плата не взимается. Для отдельных товаров ГТК России может устанавливать требование получения и обязательного представления для проведения таможенного оформления решения о классификации товара, принятого соответствующим таможенным органом согласно установленному распределению компетенции. При этом дату, номер решения о классификации товара и наименование таможенного органа, выдавшего решение о классификации товара, декларант вносит в грузовую таможенную декларацию (ГТД) в соответствии с установленным порядком.
III. Классификация товаров таможенными органами
Таможенные органы классифицируют товары, то есть принимают решения об их классификации: а) в случае выявления неправильной классификации товаров, произведенной декларантом, в соответствии с порядком, установленным комментируемым Положением. Таможенные органы осуществляют контроль правильности классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России, произведенной декларантом: - при проведении таможенного оформления и таможенного контроля товаров, в том числе с учетом результатов исследований товаров экспертными учреждениями; - после завершения таможенного оформления товаров, в том числе с учетом результатов исследований товаров экспертными учреждениями. В случае выявления неправильной классификации товаров таможенный орган классифицирует эти товары. По данному вопросу обратим внимание на письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 июня 1996 года N 5, в котором был рассмотрен вопрос, могут ли арбитражные суды при рассмотрении исков о признании недействительными решений таможенных органов об отнесении конкретных товаров к соответствующим позициям Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности сами определять позицию упомянутой товарной номенклатуры, к которой следует отнести товар. Согласно статье 217 Таможенного кодекса классификация товаров производится таможенными органами. Решения других органов и учреждений по классификации товаров в таможенных целях не используются. Поэтому, если арбитражным судом в ходе рассмотрения такого спора будет установлено, что классификация товаров произведена неправильно, он признает решение таможенного органа недействительным. Самостоятельно относить товары к соответствующим позициям Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности арбитражный суд не вправе; б) по запросам, поданным в соответствующие таможни, региональные таможенные управления и ГТК России в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами ГТК России. В целях повышения эффективности работы таможенных органов по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД Приказом ГТК РФ от 7 августа 1995 года N 484 был утвержден Порядок классификации таможенными органами отдельных товаров в соответствии с ТН ВЭД (приложение 1 к данному Приказу). Данный Порядок содержит перечень кодов товаров, классификация которых осуществляется ГТК России. Например: гомогенизированные готовые продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови для детского питания в упаковке до 250 г (код ТН ВЭД России - 1602 10 001 0); табачные отходы (код ТН ВЭД России - 2401 30 000 0); лекарственные средства, содержащие витамины (код ТН ВЭД России - 3004 50), и др. Полный перечень таких товаров содержится в приложении 1 к данному Порядку. Классификация товаров в соответствии с кодами ТН ВЭД, указанными в приложении 2 к этому Порядку, осуществляется региональным таможенным управлением, в регионе деятельности которого будет проводиться таможенное оформление данных товаров. Например: овощи консервированные для кратковременного хранения (например, диоксидом серы, в рассоле, сернистой воде или в другом временно консервирующем растворе), но в таком виде непригодные для непосредственного употребления в пищу (код ТН ВЭД России - 0711); плоды (фрукты) и орехи, консервированные для кратковременного хранения (например, диоксидом серы, в рассоле, сернистой воде или в другом временно консервирующем растворе), но в таком виде непригодные для непосредственного употребления в пищу (код ТН ВЭД России - 0812); производственная и профессиональная одежда из хлопчатобумажной пряжи (код ТН ВЭД России - 6211 32 100 0) и т. д. Классификация товаров в соответствии с кодами ТН ВЭД, указанными в приложении 3 к этому Порядку, осуществляется таможней, в регионе деятельности которой будет проводиться таможенное оформление данных товаров. Классификационное решение принимается этими таможенными органами по заявлению лица <*>, заключившего внешнеторговую сделку и/или являющегося грузополучателем товара. -------------------------------- <*> Указанное лицо заблаговременно, до начала таможенного оформления, направляет в соответствующий таможенный орган письменный запрос, содержащий все сведения, необходимые для принятия классификационного решения. К запросу должны прилагаться пробы и образцы товаров, их описание, фотографии, рисунки, чертежи, коммерческие и иные документы, любые другие необходимые сведения в зависимости от характера запрашиваемого классификационного решения.
Срок рассмотрения заявления на принятие классификационного решения соответствующим таможенным органом составляет 30 дней со дня его получения при условии представления всех требуемых сведений и документов, а в случае если таможенный орган запрашивает у государственных органов и/или иных организаций дополнительные документы в подтверждение представленных сведений, то срок рассмотрения заявления исчисляется с даты поступления таких документов. Но общий срок рассмотрения заявления на принятие классификационного решения не должен превышать трех месяцев. Классификационное решение <*> выдается на товар одного наименования или группу товаров, классифицируемых в одной 10-значной товарной подсубпозиции ТН ВЭД, и срок действия классификационного решения - 1 год с момента его выдачи. Если таможенному оформлению подлежит несколько партий товара, в отношении которого принято классификационное решение, допускается использование копий такого классификационного решения, заверенных лицом, его получившим. -------------------------------- <*> Типовая форма классификационного решения приведена в приложении 4 к Порядку классификации таможенными органами отдельных товаров в соответствии с ТН ВЭД, утвержденному Приказом ГТК РФ от 7 августа 1995 года N 484.
Классификационное решение, принятое ГТК России, обязательно для исполнения всеми таможенными органами Российской Федерации, классификационное решение, принятое региональным таможенным управлением, обязательно для исполнения всеми таможенными органами, находящимися в регионе его деятельности, что же касается классификационного решения, принятого таможней, то оно обязательно для исполнения в регионе ее деятельности. Вышестоящий таможенный орган вправе отменить или изменить классификационное решение, принятое нижестоящим таможенным органом, в следующих случаях: - если такое решение принято на основе неполной или недостоверной информации, предоставленной заявителем; - в случае установления нарушений правил классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД. До особого распоряжения получения предварительного решения по классификации товаров не требуется в следующих ситуациях и для следующих товаров: - при помещении товаров, ввозимых в качестве выставочных экспонатов, под таможенный режим временного ввоза (письмо ГТК РФ от 15.03.2001 N 07-10/9777); - помещаемых под таможенный режим переработки под таможенным контролем, но указанное изменение не распространяется на автомобили, специально предназначенные для медицинских целей (из 8702, из 8703), автомобили специального назначения прочие (8705 90 900) и мебель и части, классифицируемые в товарной позиции 9402 ТН ВЭД СНГ (письмо ГТК РФ от 24.03.1997 N 07-07/5448, письмо ГТК РФ от 30.04.1997 N 07-07/8161). Также до особого распоряжения получения решения о классификации товаров в порядке, предусмотренном Приказом ГТК России от 07.08.95 N 484, не требуется: - при помещении товаров под таможенный режим экспорта (письмо ГТК РФ от 19.11.2001 N 07-10/45891); - при ввозе товаров, поставляемых в РФ в качестве гуманитарной помощи, происходящих с территории стран, не входящих в Содружество Независимых Государств (СНГ) (письмо ГТК РФ от 07.06.1996 N 07-06/10205); - при ввозе товаров, происходящих с территории государств - участников СНГ. К товарам же, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации физическими лицами в коммерческих целях, Приказ ГТК России от 07.08.95 N 484 применяется в полном объеме (письмо ГТК РФ от 23.01.1996 N 07-06/1062); в) по запросам, поданным в ГТК России в соответствии с Положением о порядке принятия ГТК России предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД, утвержденным Приказом ГТК России от 30.03.2000 N 254 (зарегистрирован Минюстом 26.04.2000, регистрационный N 2208), в редакции Приказа ГТК России от 25.09.2001 N 940 (зарегистрирован Минюстом России 18.10.2001, регистрационный N 2976), а также поданным в региональные таможенные управления и отдельные таможни в соответствии с Положением о порядке принятия региональными таможенными управлениями и отдельными таможнями предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД, утвержденным Приказом ГТК России от 21.12.2001 N 1220 (зарегистрирован Минюстом России 21.02.2002, регистрационный N 3262). Данный пункт был прокомментирован ранее (см.: раздел II. Классификация товаров декларантом); г) по запросам, поданным в ГТК России в соответствии с Инструкцией о порядке классификации в соответствии с ТН ВЭД, таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов, утвержденной Приказом ГТК России от 23.04.2001 N 388 (зарегистрирован Минюстом России 07.06.2001, регистрационный N 2744). Данная Инструкция <*> определяет особенности порядка классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), таможенного оформления и таможенного контроля машин, поставляемых в виде отдельных компонентов в соответствии с таможенным режимом выпуска товаров для свободного обращения. -------------------------------- <*> Положения этой Инструкции распространяются на любые машины (включая комбинацию машин), оборудование, механизмы, установки, аппараты или устройства группы 84, 85 или 90 ТН ВЭД, за исключением машин, предназначенных для бытовых целей.
ГТК России осуществляет классификацию в соответствии с ТН ВЭД машин, указанных в п. 4 данной Инструкции: "4. Отдельные компоненты машины, представляемые для таможенного оформления несколькими партиями в течение установленного данной Инструкцией периода времени, могут классифицироваться как машины, оборудование, механизмы, устройства, установки, аппараты и т. п., в отношении которых установлена адвалорная ставка ввозной таможенной пошлины, по единому коду ТН ВЭД при выполнении следующих условий: а) будучи собранными вместе, все компоненты, представленные к таможенному оформлению за период времени, установленный данной Инструкцией, образуют машину, предназначенную для выполнения четко определенной единой функции, указанной в какой-либо товарной позиции группы 84, 85 или 90 ТН ВЭД; б) классификация компонентов машины по единому коду ТН ВЭД не противоречит положениям примечаний к разделам и группам ТН ВЭД, текстам товарных позиций, субпозиций и подсубпозиций ТН ВЭД, а также Основным правилам интерпретации ТН ВЭД; в) одновременное представление отдельных компонентов для таможенного оформления фактически невозможно или экономически нецелесообразно из-за особенностей изготовления, транспортировки или монтажа; г) все отдельные компоненты поставляются в адрес одного получателя, по одному внешнеторговому договору, условиями которого предусматривается поставка отдельных компонентов в определенный период времени; д) таможенное оформление всех компонентов осуществляется одним и тем же структурным подразделением таможни или таможенным постом; е) срок, в течение которого предусмотрено осуществить таможенное оформление всех компонентов, составляет не более 6 месяцев с момента начала таможенного оформления первой партии". От имени ГТК России классификационные решения принимаются Главным управлением тарифного и нетарифного регулирования (ГУТНР). Для таможенного оформления по единому коду ТН ВЭД машин, указанных в пункте 4 рассматриваемой Инструкции, наличие классификационного решения ГТК России является обязательным, а получения классификационных решений, предусмотренных иными нормативными актами ГТК России, принятыми в установленном порядке, в отношении данных товаров не требуется. При таможенном оформлении машины, поставляемой в виде отдельных партий компонентов и классифицируемых единым кодом ТН ВЭД, применяется особый порядок декларирования, который изложен в Инструкции (III. Особенности таможенного оформления и таможенного контроля), а товары, не входящие в спецификацию машины, оформленную в виде списка товаров (приложение), декларируются в порядке, установленном Таможенным кодексом Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами ГТК России, принятыми в установленном порядке. Таможенное оформление машины и ее отдельных компонентов производится с применением особого порядка декларирования, который предусматривает условный выпуск отдельных партий компонентов машины в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения по письменному заявлению заинтересованного лица, с последующей подачей грузовой таможенной декларации (ГТД) на всю машину в сроки, предусмотренные Инструкцией о порядке классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов. Особый порядок декларирования может применяться при соблюдении следующих условий: а) условно выпускаемые для свободного обращения компоненты машины не будут отчуждаться в виде отдельных товаров в период до завершения таможенного оформления (до подачи ГТД); б) в отношении условно выпускаемых для свободного обращения компонентов машины до или одновременно с принятием каждого заявления на условный выпуск будет обеспечена уплата таможенных платежей путем внесения денежных средств на депозит таможенного органа; в) заинтересованное лицо должно по запросу таможенного органа представлять документы бухгалтерского и складского учета компонентов машины; г) отсутствие у заинтересованного лица задолженности по уплате таможенных платежей и пеней по ним, процентов за предоставление отсрочки или рассрочки по этим платежам. Говоря о порядке получения квалификационного решения, обратим внимание на то, что оно может быть выдано заинтересованному лицу при соблюдении следующих условий: - внешнеторговый договор заключен от собственного имени; - заинтересованное лицо является получателем ввозимых товаров. Классификационное решение принимается в течение 90 дней со дня поступления заявления в ГУТНР. Если для принятия классификационного решения у заинтересованного лица затребованы дополнительные сведения, требуется проведение экспертизы и т. п., срок рассмотрения заявления исчисляется со дня получения ГУТНР от заинтересованного лица последнего документа, содержащего необходимые сведения для принятия решения, либо результатов экспертизы. Классификационное решение в целях применения особого порядка декларирования используется только в контролирующей таможне, отделе таможенного оформления и таможенного контроля или на таможенном посту, чье структурное подразделение будет производить таможенное оформление, которые указаны в классификационном решении. Действует классификационное решение в течение 6 месяцев с момента начала таможенного оформления первой партии товара; д) по запросам, поданным в ГТК России о подтверждении кодов отдельных товаров, в соответствии с Порядком определения налоговой базы при исчислении налога на добавленную стоимость по авансовым или иным платежам, полученным организациями-экспортерами в счет предстоящих поставок товаров, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 N 602 (Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 35. Ст. 3522; 2001. N 50. Ст. 4735). Говоря о Порядке определения налоговой базы при исчислении налога на добавленную стоимость по авансовым или иным платежам, полученным организациями-экспортерами в счет предстоящих поставок товаров, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев, необходимо обратить внимание на то, что он устанавливает особенности определения налоговой базы при исчислении налога на добавленную стоимость по авансовым или иным платежам, полученным организациями-экспортерами в счет предстоящих поставок на экспорт товаров, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев (далее именуются - товары), и действует с учетом положений статьи 13 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах". Действие данного Порядка распространяется на российские юридические лица, получившие авансовые или иные платежи после 1 января 2001 года в счет предстоящих поставок на экспорт товаров собственного производства, включенных в перечень товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев, утвержденный Правительством Российской Федерации. Авансовые или иные платежи, полученные организациями-экспортерами в счет предстоящих поставок на экспорт товаров, не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость только после документального подтверждения организациями-экспортерами их поступления, а список документов, которые для этого надо предоставить, содержится в п. 3 Порядка. Если же речь идет о поставках на экспорт товаров в счет погашения задолженности Российской Федерации и бывшего СССР или в счет предоставления государственных кредитов иностранным государствам, организация-экспортер представляет в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией документы, перечень которых содержится в п. 4 Порядка. В случае неподтверждения в установленном порядке применения налоговой ставки 0 процентов при реализации на экспорт товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев, в счет оплаты которых были получены авансовые или иные платежи, эти товары подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; е) по запросам органов законодательной, исполнительной, судебной власти, органов прокуратуры, Всемирной таможенной организации, таможенных органов зарубежных стран, нижестоящих таможенных органов в соответствии с порядком, установленным настоящим Положением; ж) в иных случаях в виде нормативных правовых актов ГТК России. Решения таможенных органов о классификации товаров являются обязательными. Решения иных органов и учреждений о классификации товаров в таможенных целях не используются <*>. -------------------------------- <*> Таможенный кодекс Российской Федерации (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 31. Ст. 1224; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 26. Ст. 2397; 1996. N 1. Ст. 4; 1997. N 30. Ст. 3586; 1997. N 47. Ст. 5341; 1999. N 7. Ст. 879; 2002. N 1 (ч. I). Ст. 2; 2002. N 22. Ст. 2026; 2002. N 27. Ст. 2620).
В соответствии со ст. 217 ТК РФ решения таможенных органов Российской Федерации о классификации товаров являются обязательными. Решения других органов и учреждений по классификации товаров не используются в таможенных целях. Исходя из вышеизложенного, а также с учетом части 1 статьи 8 Таможенного кодекса Российской Федерации коды товаров в соответствии с ТН ВЭД, указываемые в сертификатах безопасности товаров, лицензиях, заключениях, выдаваемых таможенными лабораториями или иными экспертными организациями, например экспертными организациями региональных отделений Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, В/О "Союзэкспертиза", должны рассматриваться как носящие вспомогательный (информационный) характер и не являющиеся обязательными для использования таможенными органами для целей таможенного оформления товаров. Ответственность за принятие решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД для целей таможенного оформления лежит на должностном лице таможенного органа, осуществляющего таможенное оформление товаров, за исключением случаев, предусмотренных Приказом ГТК России от 07.08.95 N 484 "О классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД и об определении страны происхождения товаров" <*>. -------------------------------- <*> Более подробно по этому вопросу см. письмо ГТК РФ от 20 марта 1996 года N 07-07/4898 "О классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД".
IV. Контроль таможенными органами правильности классификации товаров
Таможенные органы осуществляют контроль правильности классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России, произведенной декларантом: - при проведении таможенного оформления и таможенного контроля товаров, в том числе с учетом результатов исследований товаров экспертными учреждениями; - после завершения таможенного оформления товаров, в том числе с учетом результатов исследований товаров экспертными учреждениями. В случае выявления неправильной классификации товаров таможенный орган классифицирует эти товары. В случае представления декларантом для проведения таможенного оформления решения о классификации товара, полученного по запросам, поданным в соответствующие таможни, региональные таможенные управления и ГТК России в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами ГТК России, а также по запросам, поданным в ГТК России в соответствии с Положением о порядке принятия ГТК России предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД <*>, и в региональные таможенные управления и отдельные таможни в соответствии с Положением о порядке принятия региональными таможенными управлениями и отдельными таможнями предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД <**>, осуществляется проверка соответствия товара, заявленного в таможенной декларации и представленного для таможенного контроля, товару, поименованному и описанному в решении о классификации. -------------------------------- <*> Утверждено Приказом ГТК России от 30.03.2000 N 254 (зарегистрирован Минюстом 26.04.2000, регистрационный N 2208), в редакции Приказа ГТК России от 25.09.2001 N 940 (зарегистрирован Минюстом России 18.10.2001, регистрационный N 2976). <**> Утверждено Приказом ГТК России от 21.12.2001 N 1220 (зарегистрирован Минюстом России 21.02.2002, регистрационный N 3262).
Комментируемое Положение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России закрепляет за таможенным органом право направить образцы (пробы) товара для проведения исследований в Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении (ЦЭКТУ), экспертно-криминалистической службе регионального таможенного управления (ЭКС) или в ином экспертном учреждении в целях подтверждения соответствия характеристик и свойств декларируемого товара характеристикам и свойствам товара, указанным в решении о классификации (п. 15). При принятии таможенным органом решения о классификации товара в подсубпозиции, отличной от заявленной в ГТД, рассматривается вопрос о наличии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 16.2 КоАП РФ).
V. Контроль правильности классификации товаров при проведении таможенного оформления и таможенного контроля
Данный раздел комментируемого Положения четко определяет, к чьей компетенции относится контроль правильности классификации декларируемых товаров в соответствии с ТН ВЭД России: данный контроль проводится уполномоченными должностными лицами таможенного поста, отдела или отделения таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста или таможни (ОТОиТК), где производится таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. В этом же разделе детально прописан порядок подготовки и передачи направления в отдел (отделение) товарной номенклатуры и происхождения товаров (ОТНиПТ) таможни или отдел (отделение) тарифного и нетарифного регулирования таможенного поста или таможни (ОТиНР) при наличии оснований полагать, что декларантом при декларировании товаров не были соблюдены Основные правила интерпретации ТН ВЭД России. Направление, ГТД и прилагаемые к ней документы, а также решение о классификации (в случае его принятия) возвращаются в ОТОиТК таможни для принятия решения о производстве таможенного оформления или принятия решения о невозможности выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом, а также для рассмотрения вопроса о наличии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении в порядке, предусмотренном КоАП РФ. Таможенное оформление может быть продолжено, если: а) заявленный декларантом код товара в соответствии с ТН ВЭД России подтвержден; б) принятый код товара в соответствии с ТН ВЭД России не влияет на принятие решения о помещении товаров под заявленный таможенный режим, на определение страны происхождения товаров, на взимание таможенных платежей и на соблюдение мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли, а также других запретов и ограничений, установленных в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
VI. Контроль правильности классификации товаров после завершения их таможенного оформления
ОТНиПТ таможни или ОТиНР, ОТНиПТ регионального таможенного управления (ОТНиПТ РТУ), Главное управление тарифного и нетарифного регулирования (ГУТНР) ГТК России осуществляют контроль правильности классификации товаров после завершения их таможенного оформления, при возникновении необходимости проверки правильности классификации товаров в ходе проверок, проводимых иными подразделениями таможенных органов, в компетенцию которых не входит принятие решений о классификации товаров, а также в случае выявления возможной неправильной классификации товаров при проведении проверок, проводимых этими подразделениями, указанные подразделения направляют в ОТНиПТ таможни или ОТНиПТ РТУ или ГУТНР ГТК России мотивированный запрос о классификации проверяемых товаров, с приложением оригинала или копии ГТД и документов, приложенных к ней, а также иных документов, относящихся к рассматриваемым товарам. В данной части комментируемого Положения детально разобран порядок осуществления контроля правильности классификации товаров после завершения их таможенного оформления данными подразделениями таможенных органов.
VII. Контроль правильности классификации товаров с учетом результатов их исследований в ЦЭКТУ, ЭКС или ином экспертном учреждении
ОТОиТК таможни оформляет направление в ОТНиПТ таможни или ОТиНР при поступлении результатов исследований товаров из ЦЭКТУ, ЭКС или иного экспертного учреждения. Направление и заключение эксперта ЦЭКТУ, ЭКС или иного экспертного учреждения включаются в дополнительную опись документов, приложенных к ГТД, и они подлежат хранению совместно с ГТД. Обратим внимание на сроки осуществления ОТНиПТ таможни или ОТиНР контроля правильности классификации товаров с учетом поступивших результатов исследований: - в случае поступления результатов исследования товаров до истечения сроков, установленных для их таможенного оформления, - в течение одного рабочего дня со дня поступления документов в ОТНиПТ таможни или ОТиНР; - в случае поступления результатов исследования товаров после завершения их таможенного оформления - в течение двух рабочих дней со дня поступления документов в ОТНиПТ таможни или ОТиНР. Порядку принятия и оформления таможенными органами решения о классификации товара посвящен восьмой раздел комментируемого Положения, а девятый раздел касается вопросов классификации товаров таможенными органами в соответствии с обращениями органов законодательной, исполнительной, судебной власти, органов прокуратуры, Всемирной таможенной организации, таможенных органов зарубежных стран, нижестоящих таможенных органов.
X. Отмена или изменение решения о классификации товара
Отмена или изменение решения о классификации товара производится при выявлении несоблюдения Основных правил интерпретации ТН ВЭД, а также в случае, когда такое решение было принято на основе неполных или недостоверных сведений, если при наличии полных и достоверных сведений могло бы быть принято другое решение о классификации товара. Отмена решения о классификации товара производится при установлении правильности классификации, произведенной декларантом при декларировании товара или нижестоящим таможенным органом по отношению к таможенному органу, решение которого отменяется. Изменение решения о классификации товара производится, если таможенный орган принимает решение о классификации товара в подсубпозиции ТН ВЭД России, отличной от заявленной декларантом при декларировании товара и/или указанной в решениях нижестоящих таможенных органов. При изменении решения о классификации товара таможенный орган принимает новое решение о классификации товара.
XI. Обжалование решений о классификации товаров
В случае если решение о классификации товара, принятое таможенным органом по мнению заинтересованного лица, принято с нарушением Основных правил интерпретации ТН ВЭД России или на основе неполных или недостоверных сведений о товаре либо иным образом ущемляет его права и законные интересы, а также если такое решение затрагивает это лицо непосредственно и индивидуально, то данное лицо может обжаловать решение о классификации товара в порядке, установленном разделом XIII ТК России.
Название документа