Институт банковской тайны: понятие и проблемы его практического применения

(Меркулов В. В., Кравченко А. В.) ("Банковское право", N 1, 2003) Текст документа

ИНСТИТУТ БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ: ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ

В. В. МЕРКУЛОВ, А. В. КРАВЧЕНКО

О понятии "банковская тайна"

Конституция РФ гарантирует каждому неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции РФ) <*>. -------------------------------- <*> Конституция РФ // Российская газета. N 237. 25.12.1993.

Институт банковской тайны, закрепленный в Гражданском кодексе РФ и ФЗ "О банках и банковской деятельности", является составной частью права на неприкосновенность частной жизни, гарантированного Конституцией РФ. Институт банковской тайны гарантирует каждому гражданину тайну банковского вклада и банковского счета. С учетом того, что одним из признаков демократического общества является неприкосновенность частной жизни, составной частью которой является тайна банковского вклада и банковского счета, полагаю, что банковская тайна должна быть защищена максимально возможным образом от доступа к ней каких-либо лиц. В то же время сведения, составляющие банковскую тайну, не должны использоваться для нанесения ущерба государству, т. е. в определенных случаях эти сведения для государства и уполномоченных им органов не должны быть "тайной". Налицо конфликт интересов между интересами физического и юридического лица, с одной стороны, и государства в лице уполномоченных им органов власти - с другой стороны. Разумность решения данного противоречия, наряду с решением прочих проблем, определяет во многом качество и успех реформ, развитие экономики, построение демократического государства в нашей стране и процветание России в целом. На мой взгляд, решение вопроса случаев и порядка предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, лежит в детальном урегулировании института банковской тайны. Что я понимаю под детальным урегулированием случаев и порядка предоставления сведений, составляющих банковскую тайну? Считаю, что каждый клиент банка независимо от того, физическое это лицо или юридическое, должен знать, что сведения, касающиеся его, его счета или вклада, операций по счету или вкладу, должны быть тайной для всех, кроме строго ограниченного круга лиц, которым закон предоставил право знать о тайне его счета или вклада и требовать предоставления этих сведений. Порядок предоставления вышеуказанных сведений уполномоченным органам власти также должен защищать предоставляемые сведения от доступа других лиц и быть детально урегулированным. Как же урегулирован институт банковской тайны у нас? На этот вопрос я и попытаюсь дать ответ в данной статье, проанализировав случаи и порядок предоставления сведений, составляющих банковскую тайну. Но прежде чем рассматривать случаи и порядок предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, необходимо разобраться, что же представляет собой сама банковская тайна. Ст. 857 Гражданского кодекса РФ, давая понятие "банковская тайна", включает в него тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте <*>. -------------------------------- <*> Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1996. N 5. Ст. 410.

Часть 1 ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" включает в понятие "банковская тайна" тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов <*>. -------------------------------- <*> ФЗ "О банках и банковской деятельности" // Российская газета. N 27. 10.02.1996.

Проанализировав оба понятия "банковская тайна", можно сделать вывод, что они не совпадают. 1. Гражданский кодекс РФ включает в понятие "банковская тайна" операции по счету, но не по вкладу, а ФЗ "О банках и банковской деятельности" не детализирует понятие "операции", употребляя его в неопределенном виде (любые операции). Но могут же быть и операции по вкладу! Например, само привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады согласно ст. 5 ФЗ "О банках и банковской деятельности" является банковской операцией. Кроме того, согласно ст. 839 Гражданского кодекса РФ не востребованные в срок, указанный в договоре, проценты увеличивают сумму вклада, на которую начисляются проценты, т. е. проводится банковская операция по вкладу - привлечение денежных средств во вклад. 2. Гражданский кодекс РФ связывает "операцию со счетом", а ФЗ "О банках и банковской деятельности" говорит об "операциях" вообще. Получается, что Гражданский кодекс РФ не включает в понятие "банковская тайна" такую банковскую операцию, предусмотренную ст. 5 ФЗ "О банках и банковской деятельности", как осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, т. к. данная банковская операция не является операцией по счету. В то же время ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" включает в состав сведений, составляющих банковскую тайну, осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, т. к. говорит об операциях своих клиентов вообще, не связывая эти операции только с банковским счетом или только с банковским вкладом. В литературе, однако, встречается мнение, что т. к. "статья 857 Гражданского кодекса РФ находится в главе, регулирующей отношения именно по договору банковского счета, поэтому законодатель, следуя логике и принципу системного подхода регулирования, присущего кодифицированному закону, и не счел возможным устанавливать здесь нормы, к договору банковского счета не относящиеся" <*>. -------------------------------- <*> Сарбаш С. В. Договор банковского счета: проблемы доктрины и судебной практики. М.: Статут, 1999. С. 142.

С. В. Сарбаш между тем не учитывает того факта, что ст. 857 Гражданского кодекса РФ гарантирует кроме тайны банковского счета и тайну банковского вклада (т. е. является общей для банковского счета и банковского вклада), но при этом гарантирует тайну только операций по счету. Про операции по вкладу в ст. 857 Гражданского кодекса РФ ничего не говорится, поэтому домысливать, строя какие-то логические конструкции, за законодателя не нужно. Если бы законодатель не считал нужным сделать акцент на "операции по счету", он бы его не сделал, ведь "сведения о клиенте", как сведения, составляющие банковскую тайну, в ст. 857 Гражданского кодекса РФ не ставятся в зависимость от операций по счету или по вкладу. Институт банковской тайны не должен подвергаться расширительному толкованию, сведения, составляющие банковскую тайну, конкретны и прямо указаны в законе. 3. Кроме того, Гражданский кодекс РФ, указывая, что он гарантирует тайну сведений о клиенте, связывает эти сведения с банковским счетом и банковским вкладом, т. е. согласно ст. 857 Гражданского кодекса РФ сведения о лице, не являющемся клиентом банка по договору банковского вклада или банковского счета, не являются банковской тайной. В то же время ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" гарантирует тайну по операциям, по счетам и вкладам своих клиентов и корреспондентов и не связывает тайну с лицами, заключившими договор банковского счета или вклада, т. е. сведения, составляющие банковскую тайну, по ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" значительно шире. Из вышеизложенного видно, что даже в самом понятии "банковская тайна" имеются противоречия. Далее, ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" делит по субъектному составу порядок предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, включая в нее в отношении юридических лиц и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, - операции и счета, а в отношении физических лиц - счета и вклады. Согласно данной статье справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, органам Государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Что же получается? У юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, их вклады (депозиты) выпали из состава сведений, составляющих банковскую тайну. Хотя, наверное, такой вывод преждевременен. Наверное, точнее будет отметить, что данные сведения составляют банковскую тайну, но порядок их предоставления отсутствует, т. е. данные сведения могут быть предоставлены не только лицам, указанным в ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности", но и другим лицам, имеющим какие-либо полномочия (например, адвокатам в соответствии со ст. 6 ФЗ "Об адвокатской деятельности и об адвокатуре в РФ" от 31.05.2002 N 63-ФЗ <*> или каким-либо другим лицам). -------------------------------- <*> ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" от 31.05.2002 N 63-ФЗ // Российская газета. N 100. 05.06.2002.

Что же по сведениям, составляющим банковскую тайну, у физических лиц? У физических лиц отсутствует порядок предоставления сведений по операциям по счетам и вкладам, хотя порядок предоставления сведений по самому счету или вкладу имеется. Но разве может быть тайна счета или вклада без тайны операций по счету или вкладу? По-моему, нет. Получается, что сведения по операциям по счету или вкладу физического лица могут быть предоставлены любым лицам, уполномоченным на запрашивание каких-либо сведений нормативным актом, регулирующим данную сферу отношений. Например, если буквально читать вышеуказанную норму, то получается, что справки по операциям по счету или вкладу физического лица органы предварительного следствия могут получить без согласия прокурора. Очень интересен также вопрос: входят ли в состав сведений, составляющих банковскую тайну, сведения по предоставляемым банком кредитам? Согласно ст. 857 Гражданского кодекса РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. При этом выдача банком кредита по кредитному договору, являясь согласно ст. 5 ФЗ "О банках и банковской деятельности" банковской операцией, не является операцией по банковскому счету, и клиент банка также не является клиентом по договору банковского счета или банковского вклада. С учетом этого сведения о клиенте банка по кредитному договору, самом кредитном договоре как банковской операции, согласно ст. 857 Гражданского кодекса РФ, не являются банковской тайной. В то же время выдача банком кредита в соответствии со ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" входит в состав сведений, составляющих банковскую тайну, как банковская операция. Однако порядка предоставления сведений по кредитному договору с физическим лицом ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" не содержит. Возвращаясь к порядку и случаям предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, еще раз отмечу, что ч. 2 ст. 857 Гражданского кодекса РФ, регулирующая эту сферу отношений, не соответствует ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности". Часть 2 ст. 857 Гражданского кодекса РФ указывает, что государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Из формулировки данной статьи сразу же возникает вопрос: закон, регулирующий случаи и порядок предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, на который ссылается Гражданский кодекс РФ, один или их может быть несколько? Например, наряду с ФЗ "О банках и банковской деятельности", регулирующим случаи и порядок предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, имеется ФЗ "О прокуратуре РФ" от 17.01.1992 N 2202-1 (ст. 22), который предоставляет право при осуществлении надзора за исполнением законов прокурору требовать представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. Ответы на вышеуказанный вопрос могут быть разные, ясно одно - норма ст. 857 Гражданского кодекса РФ не содержит исчерпывающего перечня органов, имеющих право требовать предоставления им сведений, составляющих банковскую тайну, и носит отсылочный характер к другим законодательным актам. ФЗ "О банках и банковской деятельности" содержит исчерпывающий перечень органов, которым предоставлено право получать информацию, содержащую сведения, составляющие банковскую тайну, законодательными актами об их деятельности, который расширению не подлежит. Подытоживая вышеизложенное, отмечу, что на практике очень тяжело спорить с такого рода силовыми органами, как прокуратура, при наличии у них своей нормы закона, предоставляющей им широкие полномочия, с учетом того, что норму ст. 857 Гражданского кодекса РФ можно трактовать как отсылочную к другим законодательным актам. Из изложенного выше видно несовершенство норм закона, регулирующих институт банковской тайны, противоречия и неясности, имеющиеся между данными нормами. На практике кредитная организация, применяя институт банковской тайны, попадает в очень трудную ситуацию. С одной стороны, кредитная организация заинтересована в предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну, т. к. к ней могут быть применены санкции со стороны уполномоченных органов государства, с другой стороны - необоснованное предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, влечет за собой взыскание убытков, и самое главное - недоверие клиента. С учетом того, что именно клиенты во многом определяют финансовую устойчивость, прибыль банка, недоверие клиента весьма болезненно для банка, т. к. следующим шагом клиента является перевод финансовых потоков через другие счета, открытые в других организациях. Немаловажно для банка и то, что согласно ст. 857 Гражданского кодекса РФ в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных ему убытков. В связи с вышеизложенным важно, чтобы сведения, составляющие банковскую тайну, не были предоставлены лицам, не имеющим права на их получение, и в связи с этим кредитной организации не был нанесен ущерб. Для этого проанализируем порядок и случаи предоставления сведений, составляющих банковскую тайну.

Порядок предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность

Порядок предоставления кредитными организациями справок по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, существенно отличается от порядка предоставления справок по счетам и вкладам физических лиц. Согласно части 2 ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, органам Государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Таким образом, справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются органам предварительного следствия только при наличии согласия прокурора и только по делам, находящимся в производстве, а другим вышеуказанным органам власти - только в случаях, предусмотренных законодательными актами. Рассмотрим эти случаи детально. 1. Судами общей юрисдикции по гражданским делам справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, могут истребоваться на основании ст. 57 Гражданско-процессуального кодекса РФ, как доказательства, имеющие значение по делу <*>. -------------------------------- <*> Гражданско-процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Российская газета. N 220. 20.11.2002.

При этом сведения, составляющие банковскую тайну, как доказательства на основании ст. 57 Гражданско-процессуального кодекса РФ не могут истребоваться судом самостоятельно, а только лишь по ходатайству лиц, участвующих в деле, и в случае, когда представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно. В ходатайстве лица, участвующего в деле, об истребовании доказательства должно быть обозначено доказательство, а также указано, какие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, могут быть подтверждены или опровергнуты этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место нахождения доказательства. На основании ходатайства лица, участвующего в деле, суд выдает стороне запрос для получения доказательства или запрашивает доказательство непосредственно. К сожалению, в Гражданско-процессуальном кодексе РФ не указаны требования к содержанию запроса об истребовании доказательства, но с учетом вышеизложенных норм Гражданско-процессуального кодекса РФ полагаю, что в запросе должно быть обязательно указано, на основании ходатайства какого лица и по какому делу истребуются какие-либо доказательства, в том числе и сведения, составляющие банковскую тайну. Кроме того, необходимо отметить, что в случае неизвещения суда с указанием причины невозможности представления доказательства (например, составляющего банковскую тайну), а также в случае невыполнения требования суда о представлении доказательства по причинам, признанным судом неуважительными, на виновных должностных лиц или на граждан, не являющихся лицами, участвующими в деле, налагается штраф: на должностных лиц в размере до десяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, на граждан - до пяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда. Также необходимо иметь в виду, что наложение штрафа не освобождает соответствующих должностных лиц и граждан, владеющих истребуемым доказательством, от обязанности представления его суду. Таким образом, в случае отсутствия в запросе об истребовании доказательства вышеуказанных оснований (ходатайство лица, участвующего в деле, рассматриваемом в суде, и предмет дела, которое рассматривается) полагаю, что кредитная организация вправе отказать суду в предоставлении запрашиваемых им сведений. 1.1. В то же время Уголовно-процессуальный кодекс РФ не содержит ясного порядка истребования доказательств судом по уголовным делам, хотя ст. 86 Уголовно-процессуального кодекса РФ указывает, что собирание доказательств может осуществляться в ходе уголовного судопроизводства не только дознавателем, следователем, прокурором, но и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий <*>. -------------------------------- <*> Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Российская газета. N 249. 22.12.2001.

Также ст. 234 Уголовно-процессуального кодекса РФ указывает, что ходатайство стороны защиты об истребовании дополнительных доказательств или предметов подлежит удовлетворению, если данные доказательства и предметы имеют значение для уголовного дела, т. е. подразумевается, что сторона защиты вправе ходатайствовать перед судом об истребовании доказательств. Кроме того, ст. 286 Уголовно-процессуального кодекса РФ также говорит о том, что в ходе судебного следствия документы могут истребоваться судом. С учетом изложенного полагаю, что в ходе уголовного судопроизводства суд вправе истребовать какие-либо сведения у кредитных организаций (в т. ч. и сведения, составляющие банковскую тайну) как самостоятельно, так и на основании ходатайства стороны защиты. 2. Согласно части 2 ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией Счетной палате Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами о ее деятельности. В соответствии со ст. 13 ФЗ "О Счетной палате РФ" от 11.01.1995 N 4-ФЗ при проведении ревизий и проверок Счетная палата получает от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию. По требованию Счетной палаты Центральный банк Российской Федерации, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны предоставлять ей необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объектов <*>. -------------------------------- <*> ФЗ "О Счетной палате РФ" от 11.01.1995 N 4-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. N 3. Ст. 167.

Таким образом, Счетная палата РФ вправе истребовать у кредитных организаций сведения, составляющие банковскую тайну, только в случае проверки деятельности какого-либо юридического лица или индивидуального предпринимателя, а кредитная организация обязана предоставлять сведения, составляющие банковскую тайну, только после получения письменного запроса Счетной палаты РФ о предоставлении такого рода сведений со ссылкой в нем на проводимую проверку. Данные сведения должны предоставляться в форме справки. 3. Согласно части 2 ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам Государственной налоговой службы в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности. В соответствии со ст. 86 Налогового кодекса РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа <*>. -------------------------------- <*> Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

Таким образом, после мотивированного запроса налогового органа банки обязаны выдавать справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. 4. Согласно ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам налоговой полиции в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности. Органы налоговой полиции осуществляют свою деятельность на основании Закона РФ от 24.06.1993 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции". Права органов налоговой полиции по вышеуказанному Закону чрезвычайно широки. Например, ст. 11 данного Закона федеральным органам налоговой полиции для выполнения возложенных на них задач предоставлено право пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов <*>. -------------------------------- <*> Закон РФ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24.06.1993 N 5238-1 // Российская газета. N 134. 15.07.1993.

В связи с этим возникает вопрос: могут ли органы налоговой полиции с учетом предоставленных ст. 11 Закона РФ от 24.06.1993 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" прав пользоваться правом требования у банков сведений, составляющих банковскую тайну, которое предоставлено налоговым органам ст. 86 Налогового кодекса РФ? Хотя с первого взгляда вроде бы все ясно (раз органы налоговой полиции при исполнении служебных обязанностей пользуются правами налоговых органов, то они вправе требовать у кредитных организаций сведения, составляющие банковскую тайну), на самом деле все не так однозначно. Статья 30 Налогового кодекса РФ дает понятие налоговых органов РФ и органов, которые в некоторых случаях могут обладать полномочиями налоговых органов. В данной статье не указывается, что органы налоговой полиции могут обладать полномочиями налоговых органов. Статья 86 Налогового кодекса РФ также указывает на обязанность банков предоставлять сведения, составляющие банковскую тайну, только налоговым органам. Получается, что законодатель, внося изменения в Налоговый кодекс РФ, как это у нас часто бывает, забыл внести соответствующие изменения в другие законодательные акты, породив этим очередные противоречия в законодательстве. Тем не менее с учетом того, что полномочия органов налоговой полиции регулирует отдельная глава Налогового кодекса РФ, полагаю, что правом пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными Налоговым кодексом должностным лицам налоговых органов, должностные лица органов налоговой полиции не могут. Также органы налоговой полиции согласно ст. 36 Налогового кодекса РФ, ст. 11 Закона РФ от 24.06.1993 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" вправе проводить оперативно-розыскную деятельность, производить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации дознание по делам о преступлениях, производство дознания по которым отнесено к их ведению, а также проводить предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных к их подследственности. В практике именно на вышеуказанные законодательные акты и ссылаются органы налоговой полиции при направлении запросов о предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну. Рассматривая вышеуказанные нормативные акты, отметим, что ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ предоставляет право органам, проводящим оперативно-розыскные мероприятия (в т. ч. и органам налоговой полиции), осуществлять такое оперативно-розыскное мероприятие, как наведение справок <*>, а п. 9 ст. 11 Закона РФ от 24.06.1993 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" предоставляет органам налоговой полиции право получения от министерств, ведомств, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на федеральные органы налоговой полиции обязанностей, но ограничивает право получения информации случаями, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации. -------------------------------- <*> ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ // Российская газета. N 160. 18.08.1995.

По вопросу предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, на основании ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ необходимо отметить, что такая информация должна получаться также оперативными методами. Что же касается прав, предоставляемых органам налоговой полиции п. 9 ст. 11 Закона РФ от 24.06.1993 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции", то возникает вопрос: является ли норма ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" в части, касающейся органов налоговой полиции, специальным порядком получения такой информации? Из анализа ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" видно, что она носит отсылочный характер (справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам налоговой полиции в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности) и не предусматривает четкого специального порядка их предоставления. Кроме того, ст. 857 Гражданского кодекса РФ разрешает предоставление сведений, составляющих банковскую тайну государственным органам и должностным лицам в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Таким образом, с одной стороны, законодательные акты (п. 9 ст. 11 Закона РФ от 24.06.1993 N 5238-1 "О налоговой полиции") предоставляют органам налоговой полиции право получать информацию, составляющую банковскую тайну. С другой стороны, из смысла главы 6 Налогового кодекса РФ следует, что функция налогового контроля из полномочий органов налоговой полиции исключена и органы налоговой полиции в настоящее время согласно Налоговому кодексу РФ действуют исключительно как органы предварительного следствия, но в то же время полномочия, предусмотренные ст. 11 Закона РФ от 24.06.1993 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" и относящиеся к налоговому контролю, у органов налоговой полиции остались. Налицо противоречия в действующем законодательстве, которые порождают споры по правомерности предоставления органам налоговой полиции сведений, составляющих банковскую тайну. Например, Верховный Суд РФ, являющийся правоприменительным органом, считает, что органы налоговой полиции не вправе получать информацию об операциях, счетах и вкладах клиентов кредитных организаций вне рамок предварительного расследования, находящихся в их производстве дел, отнесенных к их подследственности, т. к. со времени вступления в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации полномочия органов налоговой полиции изменились, сфера налогового контроля была исключена из их компетенции <*>. -------------------------------- <*> Письмо Верховного Суда РФ от 19.11.2001 N 110-5 общ.

На исключение сферы налогового контроля из компетенции органов налоговой полиции также специально было обращено внимание в п. 23 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 г. N 41/9 <*>. -------------------------------- <*> Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 41/9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ" // Российская газета. N 128. 06.07.1999.

Кроме того, органы налоговой полиции, как органы предварительного следствия, по нескольким составам преступлений, относящихся к их подведомственности, при наличии санкции прокурора вправе требовать у кредитных организаций предоставления сведений, составляющих банковскую тайну. При этом в соответствии со ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" запрос органов налоговой полиции должен быть мотивированным и содержать ссылку на дело, находящееся в их производстве. 5. Согласно ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией таможенным органам в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности. Рассмотрим эти случаи. Статья 186 Таможенного кодекса РФ предоставляет право должностным лицам таможенных органах Российской Федерации при проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности требовать безвозмездного предоставления и знакомиться с любой документацией (включая банковскую) и информацией, касающейся осуществления внешнеэкономической и иной хозяйственной деятельности, имеющей отношение к таможенному делу и функциям таможенных органов Российской Федерации <*>. -------------------------------- <*> Таможенный кодекс РФ от 18.06.1993 N 5221-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 31. Ст. 1224.

Кроме того, ст. 422 Таможенного кодекса РФ указывает, что законные распоряжения или требования должностного лица таможенного органа Российской Федерации обязательны для исполнения предприятиями, учреждениями и организациями, государственными органами и их должностными лицами и иными работниками, а также физическими лицами. Таким образом, Таможенный кодекс РФ предоставляет право таможенным органам требовать предоставления информации, составляющей банковскую тайну. С учетом изложенного таможенные органы вправе запрашивать у кредитных организаций сведения, составляющие банковскую тайну, как при проведении таможенного контроля (ст. 186 Таможенного кодекса РФ), так и при проведении дознания (ст. 422 Таможенного кодекса РФ). 6. Согласно ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией при наличии согласия прокурора органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Полагаю, что вышеуказанная формулировка закона несовершенна и подлежит существенной корректировке. Поясню на примере. Согласно вышеуказанной статье справки выдаются только органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. В соответствии со ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ предварительное следствие проводится органами прокуратуры, Федеральной службы налоговой полиции, внутренних дел, Федеральной службы безопасности, которые и являются органами предварительного следствия. Согласно ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ дознание также проводится органами прокуратуры, Федеральной службы налоговой полиции, внутренних дел, Федеральной службы безопасности и др., которые являются органами дознания. В соответствии со ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ дознание - форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Таким образом, при проведении предварительного расследования может осуществляться как предварительное следствие, так и дознание. Разница между ними заключается в том, что дознание проводится по менее общественно опасным преступлениям. Например, расследование такого преступления, как незаконное предпринимательство (ст. 171 Уголовного кодекса РФ), проводится органами внутренних дел как органом дознания, но если это преступление совершено организованной группой или причинило особо крупный ущерб, то производится предварительное следствие теми же органами внутренних дел, но как органами предварительного следствия. Можно привести еще множество других примеров. Таким образом, дознание и предварительное следствие являются формами предварительного расследования и могут проводиться одними и теми же уполномоченными органами. В то же время ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" разделяет органы дознания и предварительного следствия, предоставляя одним право на получение информации, составляющей банковскую тайну (органам предварительного следствия), а другим нет (органам дознания). Ситуация возникает абсурдная. Если, например, осуществляется предпринимательская деятельность без регистрации и это деяние сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то органами внутренних дел проводится дознание, а если то же деяние сопряжено с извлечением дохода в особо крупном размере, то теми же органами внутренних дел проводится предварительное следствие <*>. -------------------------------- <*> Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

При этом при проведении дознания органы внутренних дел не имеют права требования на предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, а в случае, если проводится предварительное следствие, - имеют. Между тем граница между дознанием и предварительным следствием очень условна, т. к. согласно ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса РФ дознание может проводиться по письменному указанию прокурора и по другим уголовным делам, прямо не отнесенным к подследственности органов дознания, а предварительное следствие - по уголовным делам, не отнесенным к подследственности органов предварительного следствия. А поставьте себя на место банка? Как трудно бывает разобраться в правомерности требований уполномоченных органов власти. Далеко не просто разобраться, что проводится в данном случае - дознание или предварительное следствие. А если решение нужно принимать незамедлительно? Кредитная организация попадает в трудную ситуацию, выход из которой во многом зависит от компетентности ее сотрудников. Но нужно ли всегда мучиться, определяя правильный выбор? Не проще ли внести изменения в закон? Ведь в части разделения органов, проводящих предварительное расследование, на органы предварительного следствия и органы дознания норма ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" явно неудачна и нуждается в изменении. Полагаю, что случаи предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, при расследовании уголовных дел необходимо прописать в законе детально, не ставя предоставление сведений в зависимость от формы предварительного расследования, при этом указав конкретные статьи Уголовного кодекса РФ, при возбуждении уголовного дела по которым уполномоченным органам предоставляются сведения, составляющие банковскую тайну. Как уже отмечалось выше, согласно ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" справки выдаются только органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Из данной нормы можно сделать вывод, что информация может быть затребована органами предварительного следствия в рамках возбужденного уголовного дела по любым участникам уголовного дела: обвиняемым, свидетелям, потерпевшим. Но если правомерность затребования информации, составляющей банковскую тайну, по обвиняемому, потерпевшему можно объяснить при расследовании уголовного дела целесообразностью, то по свидетелям - нет. Если у правоохранительных органов возникли подозрения по участию в совершении преступления в отношении свидетеля, то такого рода подозрения должны проверяться оперативными методами или должно возбуждаться в отношении его уголовное дело и запрашиваться необходимая информация. С учетом изложенного считаю, что формулировка ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности", касающаяся того, что справки выдаются органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, нуждается в уточнении в части указания на конкретных участников уголовного дела (обвиняемого, потерпевшего), в отношении которых могут запрашиваться сведения, составляющие банковскую тайну.

Порядок предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, по счетам и вкладам физических лиц

Рассмотрев случаи предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, рассмотрим случаи предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, по счетам и вкладам физических лиц. 1. Согласно ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Рассматривая состав сведений, составляющих банковскую тайну, по физическим лицам, необходимо обратить внимание, что состав сведений изменился. Банковскую тайну составляют сведения по счетам и вкладам физических лиц, т. е. к сведениям по счету добавились сведения по вкладу физического лица, но в то же время исключены из числа сведений, составляющих банковскую тайну, сведения по операциям по счетам и вкладам физических лиц. Кроме того, список лиц, имеющих право требовать предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, по счетам и вкладам физических лиц существенно меньше, чем по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К лицам, имеющим право требовать предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, по счетам и вкладам физических лиц согласно ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" относятся суд и органы предварительного следствия. Необходимо обратить внимание, что арбитражные суды не отнесены к лицам, имеющим право требовать сведения, составляющие банковскую тайну. Органы предварительного следствия (прокуратура, Федеральная служба налоговой полиции, органы внутренних дел и органы Федеральной службы безопасности) вправе требовать предоставления сведений по счетам и вкладам физических лиц только по делам, находящимся в их производстве, и при наличии согласия прокурора. Запрос органов предварительного следствия о предоставлении информации, составляющей банковскую тайну, должен быть мотивирован и содержать ссылку на номер дела, находящегося в их производстве, и санкцию прокурора. Сведения по запросу органов предварительного следствия должны предоставляться в виде справки. Документы (подлинники или копии с них) по запросу органов предварительного следствия не предоставляются, т. к. ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" определяет форму документа, содержащего сведения, составляющие банковскую тайну, как справку. Но это не означает, что при расследовании дела органы предварительного следствия не имеют права требовать предоставления документов по счетам и вкладам физических лиц. Органы предварительного следствия на основании ст. 183 Уголовно-процессуального кодекса РФ вправе производить выемку документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях. При этом выемка производится только на основании судебного решения. Отдельно хотелось бы отметить право каждого гражданина знать, кто и в каких целях использует или использовал информацию о нем, которое закреплено в ст. 14 ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.1995 N 24-ФЗ <*>. Сведения по банковскому счету и банковскому вкладу гражданина относятся к информации о нем, поэтому, по моему мнению, право гражданина знать, кто и в каких целях использует или использовал информацию о его банковском вкладе или банковском счете, должно быть прямо закреплено в ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности". -------------------------------- <*> ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.1995 N 24-ФЗ // Российская газета. N 39. 22.02.1995.

Порядок предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, в Комитет по финансовому мониторингу

Согласно ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц предоставляется кредитными организациями в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Согласно ст. 6 ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций: 1) операции с денежными средствами в наличной форме: снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, когда это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности; покупка или продажа наличной иностранной валюты; приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет; получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом; обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства; внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме; 2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в отношении которого (которой) имеются сведения о незаконном производстве наркотических средств, либо одной из сторон является лицо, являющееся владельцем счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется Правительством Российской Федерации и подлежит опубликованию; 3) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), в котором (на которой) не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций, либо одной из сторон является лицо, являющееся владельцем счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и подлежит опубликованию; 4) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является экстремистская организация, либо физическое лицо, в отношении которого имеется вступивший в законную силу приговор суда о признании его виновным в совершении преступления экстремистской направленности, либо организация, прямо или косвенно находящаяся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица; 5) операции по банковским счетам (вкладам): размещение денежных средств во вклад (на депозите) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя; открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме; перевод денежных средств за границу на счет (во вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (с вклада), открытого на анонимного владельца; зачисление на свой счет или списание со своего счета денежных средств юридическим лицом, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо юридическим лицом, операции по счетам которого не производились с момента их открытия; 6) иные сделки с движимым имуществом: помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ценностей в ломбард; выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни и иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения; получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга); переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента. В соответствии со ст. 7 ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" организации, осуществляющие операции с денежными средствами, обязаны: 1) идентифицировать личность, которая совершает операции с денежными средствами, подлежащие обязательному контролю, либо открывает счет (депозитный вклад) по предъявляемым документам; 2) документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по операциям с денежными средствами, подлежащим обязательному контролю: вид операции и основания ее совершения; дату совершения операции с денежными средствами, а также сумму, на которую она совершена; сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), адрес его места жительства или места пребывания; наименование, идентификационный номер налогоплательщика, регистрационный номер, место регистрации и адрес места нахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами; сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или места нахождения физического или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами от имени другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, адрес места жительства представителя физического или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами и его представителя, в том числе идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или места нахождения получателя и его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции. Кроме того, согласно ст. 7 ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, эта организация обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" <*>. -------------------------------- <*> ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" от 07.08.2001 N 115-ФЗ // Российская газета. N 151 - 152. 09.08.2001.

О предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну, другим лицам, не включенным в ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности"

1. В практике также возникают вопросы по правомерности предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, органам федерального казначейства. Органы федерального казначейства зачастую требуют от банков предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, при этом ссылаясь на п. 3 Указа Президента РФ от 08.12.1992 N 1556 "О федеральном казначействе" <*> и п. 12 Постановления Совета министров РФ от 27.08.1993 N 864 "О федеральном казначействе РФ" <**>, которые предоставляют им право получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих средства Республиканского бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов, а также внебюджетные (федеральные) средства. -------------------------------- <*> Указ Президента РФ от 08.12.1992 N 1556 "О федеральном казначействе" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 50. Ст. 2978. <**> Постановление Совета министров РФ от 27.08.1993 N 864 "О федеральном казначействе РФ" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 35.

В то же время органов федерального казначейства в перечне лиц, имеющих право требовать предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, указанных в ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности", нет. Кроме того, согласно ст. 857 Гражданского кодекса РФ государственным органам и их должностным лицам сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Однако раздел IX "Государственный и муниципальный финансовый контроль" Бюджетного кодекса РФ не предоставляет органам федерального казначейства права требования сведений, составляющих банковскую тайну <*>. -------------------------------- <*> Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.

Подытоживая вышеизложенное, а также учитывая, что подзаконные нормативные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ) не должны противоречить федеральным законам, считаю, что органы федерального казначейства не вправе получать сведения, составляющие банковскую тайну. Необходимо отметить, что этой же точки зрения придерживается и Центральный банк РФ, который в письме от 24.08.2001 N 31-2-8/1850 "О предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну, органам федерального казначейства" сообщил, что право на получение сведений, отнесенных к банковской тайне, тем или иным государственным органом должно быть прямо закреплено на уровне федерального закона <*>. -------------------------------- <*> Письмо Центрального банка РФ от 24.08.2001 N 31-2-8/1850 "О предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну, органам федерального казначейства" // Вестник Ассоциации российских банков. 2001. N 19.

2. В перечень лиц, указанных в ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" и имеющих право требовать предоставления информации, составляющей банковскую тайну, также не включена служба судебных приставов, поэтому требования судебных приставов о предоставлении кредитными организациями сведений, составляющих банковскую тайну, неправомерны. Ст. 46 ФЗ "Об исполнительном производстве" от 21.07.1997 N 119-ФЗ указывает, что, если сведений о наличии или об отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях не имеется, судебный пристав-исполнитель запрашивает указанные сведения у налоговых органов <*>. -------------------------------- <*> ФЗ "Об исполнительном производстве" от 21.07.1997 N 119-ФЗ // Российская газета. N 149. 05.08.1997.

Верховный Суд РФ письмом от 19.11.2001 за N 110-5/общ также разъяснил, что судебный пристав не включен в содержащийся в ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" перечень субъектов, имеющих право на получение информации об операциях и счетах юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и справок по счетам и вкладам физических лиц, поэтому он вправе получить такую информацию через судью, вынесшего решение <*>. -------------------------------- <*> Письмо Верховного Суда РФ от 19 ноября 2001 г. N 110-5/общ // Бизнес и банки. 2002. N 7. Февраль.

3. Иногда в практике возникает вопрос о праве прокуратуры на получение сведений, составляющих банковскую тайну. В соответствии со ст. 22 ФЗ "О прокуратуре РФ" от 17.01.1992 N 2202-1 при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц федеральных министерств, государственных комитетов, служб и иных федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, их должностных лиц, а также органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений <*>. -------------------------------- <*> ФЗ "О прокуратуре РФ" от 17.01.1992 N 2202-1 // Российская газета. N 229. 25.11.1995.

С учетом изложенного выше полномочия органов прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов чрезвычайно широки. Данные полномочия предоставлены прокуратуре на основании федерального закона, и поэтому при осуществлении прокуратурой возложенных на нее функций могут вступать в противоречие со ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности", которая не предоставляет право прокуратуре затребовать сведения, составляющие банковскую тайну, при осуществлении ею надзора за исполнением закона. 4. Кроме того, ст. 15 ФЗ "О государственной охране" от 27.05.1996 N 57-ФЗ также предоставляет право органам федеральной службы охраны получать безвозмездно необходимую информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также от общественных объединений <*>. -------------------------------- <*> ФЗ "О государственной охране" от 27.05.1996 N 57-ФЗ // Российская газета. N 106. 06.06.1996.

Необходимо отметить, что норма ст. 15 ФЗ "О государственной охране" от 27.05.1996 N 57-ФЗ императивна и не связывает предоставление сведений от организаций с каким-либо специальным порядком. При реализации федеральной службой охраны прав, предоставляемых данной нормой Закона, норма ст. 15 ФЗ "О государственной охране" от 27.05.1996 N 57-ФЗ входит в противоречие со ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности", содержащей перечень лиц, имеющих право на получение информации, содержащей сведения, составляющие банковскую тайну. 5. Согласно ст. 41 ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" от 08.07.1999 N 144-ФЗ Агентство по реструктуризации кредитных организаций вправе получать информацию, составляющую коммерческую, служебную и банковскую тайну кредитной организации <*>. Однако Агентство по реструктуризации кредитных организаций не внесено в перечень органов, имеющих право требовать сведения, составляющие банковскую тайну, содержащийся в ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности". Опять законодатель, предоставляя права одному лицу (Агентству по реструктуризации кредитных организаций), не внес изменения в закон, устанавливающий обязанности для другого лица (кредитной организации), чем породил коллизию законодательных актов, т. к. если кредитная организация будет следовать норме ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности", в которой отсутствует обязанность предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, Агентству по реструктуризации кредитных организаций, и ст. 857 Гражданского кодекса РФ, которая предусматривает возможность предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, только государственным органам в случаях, предусмотренных законом (Агентство по реструктуризации кредитных организаций согласно ст. 28 ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" является не государственным органом, а государственной корпорацией), то кредитная организация может и не предоставить такого рода сведения. -------------------------------- <*> ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" от 08.07.1999 N 144-ФЗ // Российская газета. N 133. 13.07.1999.

Подытоживая данный раздел, отмечу, что ряд нормативных актов предоставляет различным лицам право требовать предоставления сведений, составляющих банковскую тайну. При этом эти уполномоченные законодательными актами об их деятельности лица не упоминаются в ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" как лица, имеющие право требовать сведения, составляющие банковскую тайну. С учетом изложенного полагаю, что, предоставляя законодательными актами право требования сведений, составляющих банковскую тайну, каким-либо лицам, необходимо вносить соответствующие изменения в ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности", регулирующую институт банковской тайны, и лучше это сделать поздно, чем никогда. Что касается первоочередности применения иных законодательных актов, относящихся к институту банковской тайны, или ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности", мнений может быть много, но окончательный вывод сделает суд, и не факт, что этот вывод будет в пользу ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности". Хотелось бы также отметить, что, пока не сложится практика по применению норм, регулирующих институт банковской тайны (а она еще не сложилась), выводы судов, находящихся в разных концах нашей страны, а также судов общей юрисдикции и арбитражных могут быть различны и подчас противоположны. Рассмотрев институт банковской тайны, мы можем сделать вывод, что в нашем законодательстве не имеется четкого понятия банковской тайны, нет ясного и понятного порядка предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, институт банковской тайны четко не прописан. В законодательстве, относящемся к банковской тайне, идет постоянная конкуренция между нормами закона, противоречащими друг другу, что не идет на пользу самой банковской тайне.

------------------------------------------------------------------

Название документа