О порядке применения таможенной процедуры переработки на таможенной территории в Таможенном союзе ЕврАзЭС

(Бельтюкова А. А.) ("Публично-правовые исследования" (электронный журнал), 2013, N 1) Текст документа

О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ ПЕРЕРАБОТКИ НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ ЕВРАЗЭС

А. А. БЕЛЬТЮКОВА

Правовые нормы, регламентирующие порядок совершения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу, их обложения таможенными платежами, а также условия нахождения товаров на таможенной территории, имеют в таможенном законодательстве государств (групп государств, образующих таможенные союзы) основополагающее значение. Вместе с тем современная макроэкономическая обстановка, испытывающая решающее влияние обостряющейся конкуренции мировых производителей, требует открытия национальных рынков, создания дополнительных возможностей для участия хозяйствующих субъектов в международном разделении труда, упрощения совершения внешнеэкономических операций с товарами в целом. Названные тенденции приводят к тому, что правила таможенного регулирования, традиционно направленные на реализацию полицейских, фискальных и протекционистских функций, становятся все более ориентированными на учет предпринимательских интересов участников внешнеэкономической деятельности. Влияние таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности на процессы стимулирования предпринимательской активности проявляется в активной интеграции таможенного законодательства и экономического права, чей стремительный симбиоз приводит, в частности, к возникновению таких экономических таможенных процедур, как процедуры переработки товаров. Для целей таможенного законодательства категорией "переработка" охватывается целый ряд операций, составляющих производственный процесс собственно переработки (обработки), изготовления или ремонта товаров для переработки и направленных на возникновение новых, ранее не существовавших в качестве объектов таможенного регулирования товаров, носящих название продуктов переработки (или компенсирующих продуктов согласно терминологии Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года (Киотской конвенции) <1>). Данное общее положение приобретает характер допущения в отношении продуктов переработки, получаемых при ремонте товаров (в том числе восстановления, замены запасных частей), помещенных под таможенную процедуру переработки. Производственный процесс переработки также может сопровождаться образованием отходов, производственных потерь и остатков товаров, не подвергшихся операциям по переработке. -------------------------------- <1> Собрание законодательства РФ. 2011. N 32. Ст. 4810 (опубликовано без специальных приложений). Федеральным законом от 3 ноября 2010 года N 279-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года" (Российская газета. N 253. 2010) Российская Федерация присоединилась к Киотской конвенции. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 4 июля 2011 года (Собрание законодательства РФ. 2011. N 32). Членами Киотской конвенции также являются Республика Беларусь (Конвенция вступила в силу для Республики Беларусь 10 апреля 2011 года) и Республика Казахстан, ратифицировавшая документ с оговорками еще в начале 2009 года (Закон Республики Казахстан от 24 февраля 2009 года N 141-IV "О ратификации Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур").

Таможенный кодекс Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС <1> (далее - ТК ТС) предусматривает три вида таможенных процедур переработки, используемых для таможенного регулирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз) с целью их последующей переработки: -------------------------------- <1> Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17) // Собрание законодательства РФ. 2010. N 50. Ст. 6615.

1) переработка на таможенной территории (гл. 34 ТК ТС); 2) переработка вне таможенной территории (гл. 35 ТК ТС); 3) переработка для внутреннего потребления (гл. 36 ТК ТС). Основными отличительными характеристиками каждого вида таможенной процедуры переработки являются: - статус товаров, используемых в соответствии с таможенной процедурой переработки; - место осуществления операций по переработке; - объем льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, применению мер нетарифного регулирования, иных запретов и ограничений, включая так называемые защитные меры (специальные, компенсационные, антидемпинговые), предоставляемых в связи с перемещением товаров, подлежащих переработке, через таможенную границу Таможенного союза. На таможенные процедуры переработки распространяются общие положения о таможенных процедурах, установленные в гл. 29 ТК ТС. Порядок применения таможенных процедур переработки в условиях функционирования Таможенного союза установлен нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза. В Российской Федерации основным внутренним источником правового регулирования таможенных процедур переработки является Федеральный закон от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" <1> (рассматриваемым процедурам посвящены гл. 31 - 33), в Республике Беларусь - Таможенный кодекс Республики Беларусь <2> (§ 3, 4 гл. 19) <3> и Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 октября 2011 года N 1373 "О некоторых вопросах помещения товаров под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, переработки вне таможенной территории и признании утратившими силу некоторых постановлений и структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь", в Республике Казахстан - Кодекс Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" <4> (гл. 40 - 42). Правовая регламентация таможенных процедур переработки в рамках Таможенного союза соответствует принципам и положениям специального приложения F Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года (Киотской конвенции). -------------------------------- <1> Собрание законодательства РФ. 2010. N 48. Ст. 6252. <2> Здесь и далее при упоминании правовых актов Республики Беларусь в сфере таможенного дела использованы тексты документов, размещенных на официальном сайте Государственного таможенного комитета Республики Беларусь в рубрике "Основные нормативные правовые акты по вопросам таможенного регулирования" (режим доступа: http://www. gtk. gov. by). <3> В действующей в настоящее время редакции Таможенного кодекса Республики Беларусь предусмотрены только два таможенных режима переработки - переработка на таможенной территории и переработка вне таможенной территории. Кроме того, используемая в Таможенном кодексе Республики Беларусь категория "таможенный режим" вместо установленной в ТК ТС категории "таможенная процедура" для обозначения "совокупности норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории или за ее пределами", указывает на незавершенность процесса унификации терминологии национального законодательства государств - членов Таможенного союза с терминологией ТК ТС. При этом стоит отметить, что в силу п. 2.31 Указа Президента Республики Беларусь от 18 июля 2011 года N 319 "О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторах" для целей применения таможенного законодательства Республики Беларусь и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь, обеспечивающих реализацию требований этого законодательства, до приведения таможенного регулирования в соответствие с таможенным законодательством Таможенного союза термин "таможенный режим" равнозначен термину "таможенная процедура" в значении, определенном ТК ТС. Кроме того, в целях реализации положений ТК ТС в п. 2.29 названного акта Президент РБ приказал Правительству Республики Беларусь определить перечень товаров, которые могут быть помещены под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления, тем самым фактически дополнив таможенное законодательство Республики Беларусь о таможенном деле данной таможенной процедурой. <4> Здесь и далее при упоминании правовых актов Республики Казахстан использованы тексты документов, размещенных на сайте информационной системы "Параграф" (комплект "Юрист") (некоммерческая версия) (режим доступа: http://online. zakon. kz).

В международной практике таможенного регулирования появление таможенной процедуры переработки на таможенной территории было вызвано необходимостью создания организационно-правовой базы для осуществления такой разновидности внешнеэкономических сделок, как толлинговые операции. Толлинг (англ. tolling) - переработка иностранного давальческого сырья <1>, ввозимого на территорию государства, где будет осуществлена переработка, с условием последующего вывоза готовой продукции за рубеж. -------------------------------- <1> Давальческие материалы (сырье) - это материалы, принятые организацией от заказчика для переработки (обработки), выполнения иных работ или изготовления продукции без оплаты стоимости принятых материалов и с обязательством полного возвращения переработанных (обработанных) материалов, сдачи выполненных работ и изготовленной продукции (п. 156 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 года N 119н).

Для толлингера, т. е. собственника (владельца) товаров для переработки, преимуществом данной таможенной процедуры выступает полное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а также запрет на применение мер нетарифного регулирования в связи с импортом товаров. Для переработчика - дополнительная загрузка производственных мощностей при отсутствии необходимости увеличения собственного оборотного капитала. Кроме того, таможенная процедура переработки на таможенной территории создает благоприятные условия для выполнения организациями-экспортерами своих обязательств перед иностранными контрагентами по гарантийному обслуживанию, в том числе ремонту, продукции, поставленной по внешнеэкономическим сделкам. С целью повышения эффективности и действенности таможенной процедуры переработки на таможенной территории стандартное правило 5 гл. 1 специального приложения F Киотской конвенции устанавливает расширенный круг лиц, имеющих право на импорт товаров с применением данной процедуры, запрещая ограничивать его только собственниками ввозимых товаров. Данная норма нашла отражение в законодательстве государств - членов Таможенного союза (например, ч. 2 ст. 244 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"). Ключевой особенностью таможенной процедуры переработки на таможенной территории является предоставление 100-процентной льготы по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов при условии соблюдения обязательного требования о вывозе продуктов переработки с таможенной территории в установленный срок. В Киотской конвенции предусмотрены два механизма освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов - условно-беспошлинный (гл. 1 специального приложения F) и механизм возмещения (гл. 3 специального приложения F). При условно-беспошлинном механизме товары, помещаемые под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, изначально не облагаются импортными пошлинами и налогами ввиду того, что продукты переработки подлежат экспорту за рубеж. Ввозные таможенные пошлины и налоги подлежат уплате только в случае, если продукты переработки не вывезены с таможенной территории до истечения срока переработки товаров. Механизм возмещения (или таможенная процедура возврата) предполагает полный или частичный возврат таможенных пошлин и налогов, уплаченных в связи с ввозом товаров для переработки на таможенную территорию, при их вывозе с этой территории. В стандартном правиле 4 гл. 3 специального приложения F Киотской конвенции закреплена дополнительная гарантия того, что в выплате возврата не может быть отказано в случае, если на момент импорта товаров для внутреннего потребления импортер не уведомил таможенные органы о своем намерении потребовать возврат при экспорте. Однако, когда импортер делает такое уведомление, экспорт компенсирующих продуктов не становится для него обязательным. В ТК ТС с целью применения таможенной процедуры переработки на таможенной территории предусмотрен условно-беспошлинный механизм освобождения от ввозных таможенных пошлин и налогов. Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию государств - членов Таможенного союза отражены в следующих актах национального законодательства. Для Российской Федерации в подп. 4 п. 1 ст. 151 Налогового кодекса Российской Федерации <1> (далее - НК РФ) указано, что при помещении товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории налог на добавленную стоимость не уплачивается при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Таможенного союза в определенный срок. В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 185 НК РФ при помещении подакцизных товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории акциз не уплачивается в том случае, если продукты переработки будут вывезены в определенный срок. При выпуске продуктов переработки для свободного обращения акциз подлежит уплате в полном объеме с учетом положений, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. -------------------------------- <1> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

Для Республики Казахстан согласно подп. 6 п. 1 ст. 255 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других платежах в бюджет" освобождается от налога на добавленную стоимость импорт товаров, подлежащих таможенному декларированию в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан в таможенных процедурах, устанавливающих освобождение от уплаты налогов. Аналогично в подп. 4 п. 2 ст. 299 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других платежах в бюджет" указано, что освобождаются от уплаты акциза подакцизные товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза, если такое освобождение предусмотрено на территории Республики Казахстан в рамках таможенных процедур, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан, за исключением таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления. Для Республики Беларусь освобождение от исполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов (налога на добавленную стоимость и акцизов в отношении товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь) при помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории предусмотрено п. 5 ст. 165 Таможенного кодекса Республики Беларусь. Статьей 239 ТК ТС определено содержание таможенной процедуры переработки на таможенной территории, применяемой в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза с целью их переработки на этой территории и последующего вывоза за ее пределы. Переработка на таможенной территории представляет собой таможенную процедуру, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории Таможенного союза. При совершении операций по переработке иностранных товаров также могут использоваться товары Таможенного союза. Согласно п. 2 ст. 239 ТК ТС статус иностранных товаров распространяется не только в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки, но и в отношении продуктов переработки. В ст. 240 ТК ТС приводится перечень условий помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории. Во-первых, до начала таможенного декларирования на товары, помещаемые под процедуру переработки, должен быть выдан документ об условиях их переработки на таможенной территории (ст. 244 ТК ТС). В ряде случаев ТК ТС и национальное законодательство государств - членов Таможенного союза допускают представление иного документа. Например, декларанту разрешено использовать вместо документа об условиях переработки товаров на таможенной территории таможенную декларацию, если товары, помещаемые под процедуру переработки на таможенной территории, предназначены для ремонта. В соответствии с ч. 3 ст. 248 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" уполномоченный экономический оператор вправе использовать только соглашение, заключенное им с таможенным органом при принятии решения о присвоении статуса уполномоченного экономического оператора, при условии, что данное соглашение содержит все необходимые сведения, установленные ст. 244 ТК ТС. Во-вторых, таможенные органы должны иметь возможность идентифицировать иностранные товары в продуктах их переработки с учетом положений ст. 242 ТК ТС. Указанное условие не применяется, если товары для переработки были заменены эквивалентными товарами согласно ст. 248 ТК ТС. Наконец, товар не должен входить в Перечень товаров, запрещенных к помещению под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 375 (в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11 декабря 2012 года N 267) <1>. -------------------------------- <1> Таможенный вестник. 2010. N 20 - 21.

Производственные операции с товарами, признаваемые для целей таможенного регулирования операциями по переработке, определены ст. 241 ТК ТС. Так, в п. 1 ст. 241 ТК ТС перечислены три основные операции по переработке: собственно переработка или обработка товаров, при которой иностранные товары теряют свои индивидуальные характеристики; изготовление товаров, при котором индивидуальные характеристики товаров для переработки сохраняются; ремонт - и одна дополнительная, которая не может быть совершена самостоятельно, без сочетания с основными (использование в качестве сырья товаров, которые содействуют производству продуктов переработки или облегчают его). При этом закрытый перечень операций, не признаваемых операциями по переработке, включает в себя: 1) операции по обеспечению сохранности товаров при подготовке их к продаже и транспортировке; 2) получение приплода, выращивание и откорм животных, птиц, рыб, а также выращивание ракообразных и моллюсков; 3) выращивание деревьев и растений; 4) копирование и размножение информации, аудио - и видеозаписей на любые виды носителей информации; 5) использование иностранных товаров как вспомогательных средств в технологическом процессе (оборудование, станки, приспособления и другое). Между тем аналогичный перечень, установленный п. 2 ст. 166 Таможенного кодекса Республики Беларусь, является открытым и может включать иные операции, определенные Президентом или Правительством Республики Беларусь. Список способов, разрешенных к использованию для идентификации иностранных товаров в продуктах их переработки, установлен ст. 242 ТК ТС и относит сюда: 1) проставление декларантом, лицом, осуществляющим переработку, или должностными лицами таможенных органов печатей, штампов, цифровой и другой маркировки на исходные иностранные товары; 2) подробное описание, фотографирование, изображение в масштабе иностранных товаров; 3) сопоставление предварительно отобранных проб, образцов иностранных товаров и продуктов их переработки; 4) использование имеющейся маркировки товаров, в том числе в виде серийных номеров; 5) иные способы, которые могут быть применены исходя из характера товаров и совершаемых операций по переработке товаров, в том числе путем исследования представленных подробных сведений об использовании иностранных товаров в технологическом процессе совершения операции по переработке товаров, а также о технологии производства продуктов переработки или путем осуществления таможенного контроля во время совершения операций по переработке товаров. В связи с тем что возможность установления товаров для переработки в продуктах их переработки является одним из условий помещения товаров под процедуру переработки на таможенной территории, таможенные органы наделены дискреционными полномочиями по оценке приемлемости предложенных способов идентификации при выдаче документа об условиях переработки, то есть еще до начала таможенного декларирования. В случае несогласия таможенный орган вправе самостоятельно определить способ идентификации товаров с учетом характерных признаков товаров и совершаемых операций по переработке. Стоит отметить, что список способов идентификации, закрепленный ТК ТС, включает как способы, действительно позволяющие определить иностранные товары в продуктах их переработки (подп. 1 - 4), так и способы, применяемые с целью удостоверения того, что в приведенных случаях идентификация необязательна (подп. 5). Последние соответствуют положению рекомендуемого правила 7 гл. 1 специального приложения F Киотской конвенции, в соответствии с которым возможность идентификации импортируемых товаров в компенсирующих продуктах не должна рассматриваться как необходимое условие переработки на таможенной территории, если идентификация товаров может проводиться посредством представления данных о затраченных продуктах и процессе изготовления компенсирующих продуктов или посредством таможенного контроля во время проведения операций по переработке. Открытый перечень случаев, при которых таможенным органам не требуется подтверждения получения продуктов переработки из товаров для переработки, установлен в п. 2 ст. 169 Таможенного кодекса Республики Беларусь: 1) если для переработки используется технологический процесс, относящийся к непрерывным циклам производства; 2) если лицо, непосредственно осуществляющее переработку товаров, использует уникальный технологический процесс, исключающий производство идентичных продуктов переработки на таможенной территории; 3) если допускается замена товаров для переработки эквивалентными товарами; 4) в иных случаях, определенных Президентом Республики Беларусь или Правительством Республики Беларусь. Под технологическим процессом, относящимся к непрерывному циклу производства, понимается технологический процесс, характеризующийся необходимостью непрерывной подачи товаров для переработки в течение всего срока эксплуатации технологического оборудования и не позволяющий осуществлять раздельную (выборочную) переработку отдельной партии товаров для переработки (например, переработка нефти, выплавка металлов и т. п.). Остановка такого технологического процесса либо неизбежно приводит к невозможности его возобновления, либо требует проведения специального комплекса подготовительных и ремонтно-восстановительных работ, характеризующихся значительными временными и финансовыми затратами. Перечень технологических процессов, относящихся к непрерывным циклам производства, а также исключающих производство идентичных продуктов переработки на таможенной территории, определяется в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь. Предельный срок переработки товаров на таможенной территории - три года. Решением Комиссии Таможенного союза N 375 (в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11 декабря 2012 года N 267) утверждены категории товаров, для которых может быть установлен более продолжительный срок. Данное исключение касается товаров, являющихся продукцией гражданского авиастроения и судостроения (воздушные суда, морские суда, суда плавания "река - море"), продукцией военного назначения, сложной машинно-технической продукцией, а также товарами, предназначенными для изготовления, ремонта и (или) модернизации товаров, являющихся продукцией гражданского авиастроения и судостроения (воздушные суда, морские суда, суда плавания "река - море"), продукцией военного назначения, сложной машинно-технической продукцией. Ранее в Российской Федерации и Республике Казахстан срок переработки товаров на таможенной территории не мог превышать двух лет. В действующей редакции Таможенного кодекса Республики Беларусь верхний предел срока действия таможенного режима переработки на таможенной территории и сейчас составляет 2 года (п. 2 ст. 171, ч. 2 п. 4 ст. 167 Таможенного кодекса Республики Беларусь). Однако ввиду примата таможенного законодательства Таможенного союза над нормами национального законодательства государств-членов о таможенном деле положения Таможенного кодекса Республики Беларусь в части, противоречащей ТК ТС, применению не подлежат. По общему правилу срок переработки товаров на таможенной территории определяется лицом, получающим документ об условиях переработки товаров на таможенной территории, по согласованию с таможенным органом, оформляющим данный документ (например, ч. 1 ст. 246 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"). Первым днем срока считается день помещения товаров под процедуру переработки на таможенной территории, то есть согласно ст. 204 ТК ТС день выпуска товаров. Срок переработки товаров на таможенной территории включает в себя не только продолжительность производственного процесса переработки товаров, но и время, требуемое для фактического вывоза продуктов переработки с таможенной территории Таможенного союза и совершения всех таможенных операций, связанных с распоряжением отходами и остатками иностранных товаров. ТК ТС в п. 3 ст. 243 предусматривает возможность продления срока переработки товаров на таможенной территории в пределах трех лет. При этом согласно отсылочному положению порядок установления и продления срока переработки товаров на таможенной территории устанавливается внутренним законодательством государств - членов Таможенного союза. Для Российской Федерации такие нормы содержатся в ч. 2, 3 ст. 246 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", Приказе ФТС России от 14 марта 2011 года N 532 "Об утверждении Порядка осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на переработку товаров на таможенной территории, а также порядка отзыва и порядка аннулирования разрешения на переработку товаров на таможенной территории" <1>; для Республики Казахстан - в п. 4 ст. 347 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", Белоруссия - срок переработки может быть продлен на срок и в порядке продления срока документа об условиях переработки - п. 4 ст. 167 Таможенного кодекса Республики Беларусь. -------------------------------- <1> Российская газета. N 104. 2011.

Стоит отметить, что ч. 3 ст. 16.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незавершение в установленные сроки таможенной процедуры, в отношении которой установлено требование о ее завершении. Однако, как указано в п. 21 Порядка осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на переработку товаров на таможенной территории, а также порядка отзыва и порядка аннулирования разрешения на переработку товаров на таможенной территории, в том случае, если лицо, получившее разрешение на переработку, не нарушая требований и условий, установленных ТК ТС и ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", не может завершить таможенную процедуру переработки на таможенной территории в определенный срок по причинам, не зависящим от него, первоначально определенный срок переработки товаров на таможенной территории может быть продлен по мотивированному обращению лица в пределах трех лет. При продлении срока переработки товаров на таможенной территории контролирующая таможня (таможня, выдавшая разрешение на переработку) регистрирует заявление лица, получившего разрешение на переработку, о продлении срока переработки товаров на таможенной территории в соответствии с установленным порядком делопроизводства. Согласно процедуре, предусмотренной в ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", таможенный орган рассматривает заявление о продлении срока переработки товаров на таможенной территории в течение десяти рабочих дней и сообщает лицу, получившему разрешение на переработку товаров на таможенной территории, о продлении срока переработки или об отказе в таком продлении. Решение о возможности продления срока переработки товаров на таможенной территории принимает начальник контролирующей таможни либо лицо, его замещающее. Таможенный орган вправе отказать в продлении срока переработки товаров на таможенной территории только в случае, если декларант не соблюдает требования и условия применения таможенной процедуры переработки товаров на таможенной территории, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Отказ таможенного органа в продлении срока переработки товаров на таможенной территории должен быть обоснованным и мотивированным. Таможенный орган уведомляет лицо, получившее разрешение на переработку товаров на таможенной территории, об указанном отказе в письменной форме. Как было отмечено, до начала таможенного декларирования при помещении товаров под процедуру переработки на таможенной территории необходимо получить документ об условиях переработки товаров на таможенной территории. Общие положения о порядке получения такого документа и содержащихся в нем сведениях определены в ст. 244 ТК ТС. Документ об условиях переработки товаров на таможенной территории может быть выдан любому лицу государства - члена Таможенного союза (в то числе не занимающемуся непосредственно переработкой товаров) уполномоченным органом этого государства. В Российской Федерации, например, такими уполномоченными органами признаются таможни, в регионе деятельности которых заявители зарегистрированы как налогоплательщики в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Если целью помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории является их ремонт и в качестве заявления используется таможенная декларация на ввозимые иностранные товары, то такое заявление подается декларантом в таможенный орган, правомочный принимать декларации на товары. При завершении процедуры переработки на таможенной территории выпуск иностранных товаров осуществляет таможенный орган только того государства - члена Таможенного союза, уполномоченным органом которого был выдан документ об условиях переработки. Перечень включаемых в документ об условиях переработки сведений установлен п. 2, 3 ст. 244 ТК ТС, в том числе сведения о: 1) лице, которому выдан документ; 2) лице, которое будет непосредственно совершать операции по переработке; 3) наименовании, классификации иностранных товаров и продуктов их переработки в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, их количестве и стоимости; 4) документах, подтверждающих совершение внешнеэкономической сделки, либо иных документах, подтверждающих право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки; 5) нормах выхода продуктов переработки; 6) операциях по переработке товаров, способах их совершения; 7) способах идентификации товаров; 8) наименовании, классификации остатков и отходов в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, их количестве и стоимости; 9) сроке переработки товаров на таможенной территории; 10) замене эквивалентными товарами, если такая замена допускается; 11) возможности дальнейшего коммерческого использования отходов; 12) таможенном органе, в котором предполагается помещение товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории и завершение этой таможенной процедуры; 13) иные сведения, если это установлено законодательством государств - членов Таможенного союза. Так, например, в соответствии с ч. 2 ст. 248 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в случае отсутствия информации о стоимости иностранных товаров, продуктов их переработки, остатков и отходов в разрешении на переработку товаров на таможенной территории указываются соответствующие стоимостные диапазоны. Согласно п. 4 ст. 244 ТК ТС положения комментируемой статьи конкретизируются в нормах национального законодательства. Так, в Российской Федерации документом об условиях переработки признается разрешение на переработку товаров на таможенной территории (ч. 1 ст. 248 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"). В случае если товары помещаются под процедуру переработки на таможенной территории уполномоченным экономическим оператором, в качестве документа об условиях переработки на таможенной территории может использоваться соглашение между уполномоченным экономическим оператором и таможенным органом (ч. 3 ст. 248 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"). Выдача разрешений на переработку осуществляется таможенным органом на основании письменного заявления заинтересованного лица, в регионе деятельности которого заявитель зарегистрирован как налогоплательщик в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В заявлении должны быть указаны следующие сведения: 1) о заявителе; 2) о лице, непосредственно совершающем операции по переработке товаров; 3) о товарах, предназначенных для переработки, и продуктах такой переработки (наименование, классификационный код по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, количество в основных или дополнительных единицах измерения в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, стоимость или ее диапазон); 4) об отходах - товарах, образующихся при совершении операций по переработке иностранных товаров, за исключением продуктов переработки (наименование, классификационный код по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, количество в основных или дополнительных единицах измерения в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, стоимость или ее диапазон), и остатках - части иностранных товаров, не использованных для изготовления целого изделия (продукта переработки) в соответствии с нормой выхода продукта переработки (наименование, классификационный код по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, количество в основных или дополнительных единицах измерения в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, стоимость или ее диапазон); 5) об операциях по переработке товаров, включая технологию и сроки их совершения; 6) о месте нахождения производственных мощностей, с использованием которых совершаются операции по переработке товаров; 7) о норме выхода продуктов переработки; 8) о предлагаемых способах идентификации ввезенных товаров в продуктах переработки; 9) о замене ввезенных товаров эквивалентными товарами; 10) об опережающей поставке продуктов переработки до ввоза иностранных товаров; 11) о возможности дальнейшего коммерческого использования отходов; 12) о сроке переработки товаров. К заявлению на переработку товаров на таможенной территории прилагаются документы, подтверждающие указанные в заявлении сведения. Таможенный орган рассматривает заявление на переработку товаров на таможенной территории и приложенные к нему документы в течение пятнадцати дней со дня их принятия. Таможенный орган вправе запросить у третьих лиц, а также у государственных органов документы, подтверждающие сведения, указанные в заявлении. Лица, к которым были обращены такие запросы, обязаны в течение десяти дней со дня получения запроса представить необходимые документы. При этом таможенный орган вправе продлить срок рассмотрения заявления, но не более чем до тридцати дней со дня его принятия. Форма и порядок выдачи, передачи третьим лицам, отзыва, аннулирования разрешений на переработку определены ст. 248 - 250 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", Приказом ФТС России от 14 марта 2011 года N 532 "Об утверждении Порядка осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на переработку товаров на таможенной территории, а также порядка отзыва и порядка аннулирования разрешения на переработку товаров на таможенной территории". В Республике Казахстан документ об условиях переработки выдается компетентным государственным органом в зависимости от наименования и классификации товаров по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, распределенных между уполномоченными органами Республики Казахстан, согласно приложению 1 к Правилам выдачи документа об условиях переработки товаров на/вне таможенной территории и переработки для внутреннего потребления, внесения в него изменений или дополнений, а также его отзыва (аннулирования), утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 января 2012 года N 73. Более усложненная процедура оформления документа об условиях переработки товаров на таможенной территории предусмотрена в Таможенном кодексе Республики Беларусь. Там непосредственному представлению товаров к таможенному оформлению для помещения под таможенный режим переработки на таможенной территории должно предшествовать получение заключения уполномоченного органа об условиях переработки товаров на таможенной территории с указанием всех существенных сведений о лицах, товарах для переработки, операциях, сроках, способах идентификации, продуктах переработки и пр. (ст. 168 Таможенного кодекса Республики Беларусь). Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 октября 2011 года N 1373 в зависимости от вида экономической деятельности установлены уполномоченные на согласование условий переработки органы, которыми являются республиканские органы государственного управления (министерства) и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, включая Белорусский государственный концерн по нефти и химии, Белорусский государственный концерн пищевой промышленности "Белгоспищепром", Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности и Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также государственное производственно-торговое объединение "Белхудожпромыслы", Управления делами Президента Республики Беларусь и Национальная академия наук Беларуси. Основное предназначение данного заключения - подтвердить перечисленные сведения, заявляемые в таможню (одну из таможен), в зоне оперативной деятельности которой (которых) предполагается помещение товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории. Согласование условий использования товаров оформляется документом, который носит название "таможенный документ о согласовании условий переработки на таможенной территории" (ст. 167 Таможенного кодекса Республики Беларусь). С 29 декабря 2011 года при помещении товаров под все предусмотренные виды таможенных процедур переработки товаров в Республике Беларусь начал действовать заявительный принцип "одного окна". Отныне субъекту хозяйствования, заинтересованному в переработке товаров, не требуется отдельно обращаться за согласованием условий переработки в уполномоченный орган. Лицо, заинтересованное в переработке товаров, представляет необходимые бумаги непосредственно в таможенный орган, на который возлагается обязанность самостоятельно запрашивать согласование условий переработки у уполномоченного органа (в случаях, когда требуется наличие такого согласования) путем направления заявления лица, заинтересованного в переработке товаров, совместно с комплектом документов, определенным п. 7 Положения о помещении товаров под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, переработки вне таможенной территории (утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 октября 2011 года N 1373), в уполномоченный орган в электронном виде. Названным Положением установлены требования к сведениям, необходимым для указания в заявлении на переработку товаров в зависимости от вида получаемого документа об условиях переработки товаров и от категории товаров (п. 4). Требования к таким сведениям устанавливаются исходя из сведений, определенных п. 2 ст. 244, п. 2 ст. 257 и п. 2 ст. 269 ТК ТС, которые должен содержать таможенный документ об условиях переработки товаров соответствующего вида. В соответствии с п. 5 ст. 244 ТК ТС выпуск иностранных товаров в соответствии с таможенной процедурой переработки на таможенной территории осуществляется таможенным органом государства - члена Таможенного союза, уполномоченным органом которого выдан документ об условиях переработки товаров на таможенной территории. В п. 1 ст. 245 ТК ТС определено понятие норм выхода продуктов переработки на таможенной территории. Данной категорией принято обозначать то количество или процентное содержание продуктов переработки, которое образуется в результате переработки определенного количества иностранных товаров. В Таможенном кодексе Республики Беларусь (ст. 170) наряду с нормой выхода продуктов переработки предусмотрен обратный показатель - норма расхода товаров для переработки на единицу продукта переработки. Нормы выхода продуктов переработки включены в перечень сведений, подлежащих указанию в документе об условиях переработки (подп. 5 п. 2 ст. 244 ТК ТС). В соответствии со ст. 247 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" норма выхода продуктов переработки определяется лицом, получающим разрешение на переработку товаров, по согласованию с таможенным органом, исходя из фактических условий, при которых осуществляется переработка товаров. В п. 2 ст. 245 ТК ТС определены условия, при выполнении которых компетентные органы государств - членов Таможенного союза вправе устанавливать стандартные нормы выхода продуктов переработки. В Российской Федерации компетентные органы, которым предоставлены такие полномочия, указаны в Постановлении Правительства РФ от 9 декабря 2003 года N 744 "Об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, устанавливающих стандартные нормы выхода продуктов переработки для таможенных целей" <1>. К ним относят в зависимости от товарных позиций товаров, классифицируемых в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Министерство энергетики Российской Федерации. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4905. Стоит отметить, что на сегодняшний день данный нормативный правовой акт действует в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации о таможенном деле, впредь до признания его утратившим силу или принятия соответствующего нормативного правового акта.

Отходы, неизбежно образующиеся при совершении операций по переработке иностранных товаров (за исключением остатков, продуктов переработки и производственных потерь), подлежат помещению под иную таможенную процедуру. Данное правило не применяется в том случае, если указанные отходы переработаны в состояние, делающее их непригодными для дальнейшего коммерческого использования. Помимо этого не подлежат помещению под иную таможенную процедуру производственные потери, образующиеся и (или) безвозвратно теряющиеся в результате совершения операций по переработке. Дело в том, что для таможенных целей отходы, образовавшиеся в результате совершения операций по переработке товаров на таможенной территории, рассматриваются как товары, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза в этом состоянии (п. 2 ст. 246 ТК ТС). Особенности определения таможенной стоимости отходов, образовавшихся в результате переработки иностранных товаров, установлены в соответствующем Положении, утвержденном решением Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 года N 512 <1>. -------------------------------- <1> Соглашение официально опубликовано не было. С текстом документа можно ознакомиться на сайте Комиссии Таможенного союза по адресу: http://www. tsouz. ru/KTS/KTS22/Pages/R512.aspx.

Согласно общему правилу, установленному п. 5 вышеуказанного Положения, если отходы, образовавшиеся в результате переработки иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, по своим качественным характеристикам аналогичны этим иностранным товарам, то таможенной стоимостью оцениваемых отходов является таможенная стоимость данных иностранных товаров, умноженная на отношение количества оцениваемых отходов к общему количеству иностранных товаров, указанному в документе об условиях переработки иностранных товаров. В связи с помещением отходов под иную таможенную процедуру у декларанта возникает в отношении их обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов. Таким образом, ТК ТС реализует стандартное правило 2 гл. 1 специального приложения F Киотской конвенции: "Импортные пошлины и налоги могут взиматься с любых продуктов, включая отходы, образующиеся при переработке или производстве товаров, допущенных для переработки на таможенной территории, которые не экспортированы или не переработаны до состояния утраты коммерческой ценности". В Республике Беларусь особые условия определения таможенной стоимости товаров, неизбежно образующихся при получении продуктов переработки, установлены Указом Президента Республики Беларусь от 4 сентября 2007 года N 399. Что касается остатков товаров, образовавшихся в результате совершения операций по переработке на таможенной территории, то в соответствии с п. 1 ст. 247 ТК ТС они подлежат помещению под иную таможенную процедуру в соответствии с нормами выхода. В ст. 248 ТК ТС допускается при наличии на то разрешения таможенного органа заменить иностранные товары, помещенные под процедуру переработки на таможенной территории, эквивалентными товарами. Как правило, о разрешении на применение эквивалентной компенсации таможенный орган указывает в документе об условиях переработки товаров на таможенной территории (в Российской Федерации - в разрешении на переработку товаров на таможенной территории). Эквивалентные товары - это товары Таможенного союза, которые совпадают с иностранными по своим описанию, качеству и техническим характеристикам. Для интенсификации внешнеэкономической деятельности лиц Таможенного союза, экспортирующих свою продукцию за рубеж, предусматривается возможность замены ввозимых для гарантийного ремонта неисправных частей, узлов, агрегатов, входивших в состав товаров, которые ранее были вывезены под процедурой экспорта, на товары Таможенного союза, соответствующие требованиям, предъявляемым к эквивалентным товарам, вне зависимости от состояния их исправности и (или) изношенности. При осуществлении замены эквивалентные товары теряют статус товаров Таможенного союза и приобретают статус иностранных товаров, в то время как с иностранными товарами, замененными эквивалентными, происходит обратное (п. 4 ст. 248 ТК ТС). Продукты переработки, образовавшиеся в результате переработки эквивалентных товаров, для целей таможенного регулирования рассматриваются в качестве продуктов переработки иностранных товаров. В п. 5 ст. 248 ТК ТС содержится норма, установленная рекомендуемым правилом 26 гл. 1 специального приложения F Киотской конвенции и также учитывающая экономические потребности лиц Таможенного союза - если таможенным органом дано разрешение на замену, экспорт продуктов переработки, полученных из эквивалентных товаров, допускается до импорта иностранных товаров ("опережающая поставка"). Согласно ТК ТС порядок такой замены определяется актами внутреннего законодательства государств - членов Таможенного союза. В Российской Федерации - ст. 251 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". В Республике Беларусь - ст. 178 Таможенного кодекса Республики Беларусь, глава 4 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 октября 2011 года N 1373. В Республике Казахстан - ст. 352 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан". Особенностью замены эквивалентными товарами в случае опережающей поставки в Республике Казахстан является обязательное условие о предоставлении обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Действие таможенной процедуры переработки на таможенной территории завершается до истечения срока переработки помещением продуктов переработки, иностранных товаров, не подвергшихся операциям по переработке, остатков и отходов под таможенные процедуры: 1) реэкспорта в соответствии с гл. 40 ТК ТС; 2) выпуска для внутреннего потребления в соответствии с гл. 30 ТК ТС и с учетом особенностей, предусмотренных ст. 251 ТК ТС; 3) иные таможенные процедуры, кроме процедуры транзита. Национальным законодательством государств - членов Таможенного союза могут устанавливаться требования о предоставлении в таможенные органы по истечении срока переработки отчетности, связанной с применением процедуры переработки на таможенной территории. Например, согласно ч. 8 ст. 177 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" отчетность об окончательной выверке количества продуктов переработки, отходов и остатков представляется после завершения таможенной процедуры переработки на таможенной территории не позднее тридцати дней со дня выпуска последней партии продуктов переработки. Также в Кодексе Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" (п. 4 ст. 353) установлена обязанность лица, поместившего товары под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, в течение тридцати календарных дней со дня окончания срока переработки представить в таможенный орган отчет о применении таможенной процедуры переработки на таможенной территории. В Республике Казахстан форма отчета о применении таможенной процедуры переработки на таможенной территории утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 февраля 2011 года N 115. В п. 2 ст. 249 ТК ТС предусматривается возможность приостановления течения срока переработки товаров путем помещения продуктов переработки под таможенные процедуры таможенного склада (гл. 33 ТК ТС) или временного ввоза (гл. 37 ТК ТС). Решением Комиссии Таможенного союза N 375 (в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11 декабря 2012 года N 267) определен Порядок приостановления и возобновления действия процедуры переработки на таможенной территории в случае помещения продуктов переработки под таможенные процедуры таможенного склада или временного ввоза (допуска). Согласно положениям, содержащимся в указанном Порядке, действие таможенной процедуры переработки на таможенной территории в отношении товаров, помещенных под эту таможенную процедуру, и продуктов их переработки приостанавливается, если лицо, получившее документ об условиях переработки на таможенной территории, предоставило в таможенный орган, осуществляющий контроль за соблюдением условий таможенной процедуры переработки на таможенной территории, заявление о приостановлении действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории и таможенную декларацию, в соответствии с которой продукты переработки помещены под таможенные процедуры таможенного склада или временного ввоза (допуска) с целью такого приостановления. Заявление подается в таможенный орган в произвольной письменной форме и должно содержать наименование продуктов переработки и обоснование необходимости такого приостановления. Важно отметить, что приостановление действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории приостанавливает течение срока переработки товаров и действие документа об условиях переработки товаров на таможенной территории, в соответствии с которым иностранные товары были помещены под эту таможенную процедуру. При этом срок переработки товаров приостанавливается со дня выпуска продуктов переработки в соответствии с таможенными процедурами таможенного склада или временного ввоза (допуска) на срок помещения продуктов переработки под эти таможенные процедуры. В течение периода приостановления действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории не допускается помещение иностранных товаров под указанную таможенную процедуру, а также осуществление операций по переработке в отношении товаров, помещенных под эту таможенную процедуру в соответствии с документом об условиях переработки товаров на таможенной территории, действие которого приостановлено. Для возобновления действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории лицо, получившее документ об условиях переработки товаров на таможенной территории, подает в таможенный орган заявление в произвольной письменной форме о возобновлении действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории. При этом действие таможенных процедур таможенного склада или временного ввоза (допуска) завершается. Если в течение срока приостановления действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории лицо, получившее документ об условиях переработки товаров на таможенной территории, не подало в таможенный орган заявление о возобновлении действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории, то со дня, следующего за днем истечения срока приостановления действия, таможенная процедура переработки на таможенной территории возобновляется, а таможенные процедуры таможенного склада или временного ввоза (допуска) считаются завершенными. При помещении под таможенную процедуру реэкспорта и (или) иные таможенные процедуры продукты переработки могут вывозиться одной или несколькими партиями (отправками), при этом в их отношении запрещено применение мер нетарифного регулирования. Статья 250 ТК ТС определяет содержание, моменты возникновения и прекращения налоговой обязанности по уплате ввозных налоговых пошлин и налогов. Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под процедуру переработки на таможенной территории, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации и прекращается в следующих случаях: 1) завершением действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории в соответствии с п. 1 ст. 249 ТК ТС при условии, что в течение действия данной процедуры не наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, определяемый согласно п. 3 ст. 250 ТК ТС; 2) выполнением любого из условий, указанных в п. 2 ст. 80 ТК ТС, как-то: 2.1) уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов; 2.2) помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами; 2.3) уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения; 2.4) если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную пяти евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов; 2.5) помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру; 2.6) обращения товаров в собственность государства - члена Таможенного союза; 2.7) обращения взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров; 2.8) отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру; 2.9) при признании ее безнадежной к взысканию и списании; 2.10) возникновения обстоятельств, с которыми ТК связывает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. При этом сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов признается: 1) при передаче иностранных товаров лицу, не являющемуся лицом, которому выдан документ об условиях переработки на таможенной территории, и (или) лицом, которое непосредственно осуществляет операции по переработке без разрешения таможенных органов, - день передачи товаров, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории; 2) при утрате иностранных товаров до истечения срока переработки товаров, за исключением уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, - день утраты товаров, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории; 3) при незавершении таможенной процедуры переработки на таможенной территории до истечения трехлетнего срока переработки товаров - день истечения срока переработки товаров. При наступлении срока уплаты таможенных пошлин, налогов размеры данных таможенных платежей должны соответствовать суммам аналогичных платежей, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета льгот по уплате этих платежей, исчисленным на день регистрации таможенным органом таможенной декларации для помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории. Более того, в соответствии с п. 5 ст. 250 ТК ТС в случаях, когда действие таможенной процедуры переработки на таможенной территории завершилось помещением продуктов переработки под процедуру реэкспорта, однако фактического вывоза продуктов переработки с таможенной территории Таможенного союза не последовало, у декларанта возникает обязанность по уплате процентов. Проценты начисляются с сумм ввозных таможенных пошлин и налогов, подлежавших уплате, если бы под таможенную процедуру переработки на таможенной территории помещались не продукты переработки товаров, а иностранные товары, использованные для изготовления продуктов переработки в соответствии с нормами их выхода. В этой связи ТК ТС предлагает исходить из допущения, что в отношении указанных сумм была предоставлена отсрочка уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Порядок расчета таких процентов установлен в национальном законодательстве государств - членов Таможенного союза. Так, для Российской Федерации он определен в подп. 2 ч. 2 ст. 120 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации": проценты начисляются на сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в установленный период. Что касается периода расчета процентов, то проценты начисляются со дня регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, по день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта. При помещении продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления уплачиваются суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, исчисленные в отношении иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории и использованных для изготовления продуктов переработки в соответствии с нормами их выхода. При помещении продуктов переработки и (или) иностранных товаров, не подвергшихся операциям по переработке, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ставки ввозных таможенных пошлин, налогов, курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, определяются на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории. Согласно п. 3 ст. 251 ТК ТС с сумм указанных таможенных платежей также должны уплачиваться проценты, при этом порядок их расчета идентичен порядку исчисления процентов, предусмотренному п. 5 ст. 250 ТК ТС.

------------------------------------------------------------------

Название документа