Отграничение состава преступления уклонения от уплаты таможенных платежей от контрабанды
(Абдурахманов З. М.) ("Российский следователь", N 8, 2002) Текст документаОТГРАНИЧЕНИЕ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ОТ КОНТРАБАНДЫ
З. М. АБДУРАХМАНОВ
Одной из важнейших задач юридической науки следует считать активное воздействие на совершенствование организации общества, укрепление законности и правопорядка. Решить эту задачу можно лишь благодаря исследованию всех направлений правоприменительной деятельности, и в частности исследованию проблем борьбы с отдельными видами преступлений, совершенствованию уголовного законодательства, социальной обусловленности уголовно - правовых норм, анализу практики их применения, разработке форм и методов предупреждения конкретных преступлений. Продолжается рост числа преступных посягательств в сфере экономики. В 1998 году их выявлено 252,4 тыс., или на 15,3% больше, чем за предыдущий год. Доля экономических преступлений в общей регистрируемой преступности составляет около 10%. Материальный ущерб от этих преступлений составил (на момент возбуждения уголовного дела) 20,2 млрд. руб. За совершение преступлений привлечены к уголовной ответственности 102,9 тыс. (+16,4%) лиц. Доля тяжких и особо тяжких преступлений экономической направленности в общем числе экономических преступлений, следствие по которым обязательно, составила 66,6% <*>. -------------------------------- <*> Анурбеков А. Борьба с правонарушениями в сфере экономики // Законность. 2000. N 9.
В 1999 году зарегистрировано 304 тыс. преступных посягательств в сфере экономики, что на 20,4% больше, чем за 1998 год. Материальный ущерб составил 35 млрд. руб. За совершение преступлений экономической направленности привлечено к уголовной ответственности 131 тыс. (+27,4%) лиц <*>. В том числе за 1999 год прокуратурой Республики Дагестан выявлено почти 4,1 тыс. экономических правонарушений. По результатам общенадзорных проверок возбуждено 140 уголовных дел <**>. -------------------------------- <*> Состояние преступности в России за 1998 г., ГИЦ МВД РФ. <**> Состояние преступности в России за 1999 г., ГИЦ МВД РФ.
На состоянии борьбы с преступностью в таможенной сфере самым негативным образом сказывается несовершенство нормативной (в том числе уголовной) базы, ее отставание от происходящих изменений в способах криминальных действий. Несмотря на устранение ряда законодательных пробелов в этой части в Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 г., некоторые общественно опасные деяния в таможенной сфере, нуждающиеся в криминализации в силу их объективной социальной вредности, по прежнему не получили надлежащей уголовно - правовой регламентации. В качестве примера можно привести неправомерное использование таможенных льгот в целях уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ). В связи с этим автор полагает, что первоочередной задачей, стоящей перед правоохранительными органами, нужно считать отграничение состава уклонения от уплаты таможенных платежей от контрабанды. При сравнительном анализе двух составов преступлений - уклонения от уплаты таможенных платежей и контрабанды - следует учитывать их определения, данные как в уголовном, так и в таможенном законодательстве. Согласно Таможенному кодексу контрабанда представляет собой перемещение через таможенную границу Российской Федерации помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием: - наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных и взрывчатых веществ; - вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, патронов к нему и боеприпасов (кроме гладкоствольного охотничьего оружия и патронов к нему); - ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового уничтожения, материалов и оборудования, которые заведомо могут быть использованы при его создании; - стратегически важных сырьевых товаров; - предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, а равно такое перемещение иных товаров, совершенное в крупных размерах или с использованием служебного положения публичного должностного лица, либо публичным должностным лицом с использованием своего служебного положения, или лицом, освобожденным от определенных форм таможенного контроля, или лицом, уполномоченным на перемещение через таможенную границу Российской Федерации отдельных товаров и транспортных средств, освобожденных от определенных форм таможенного контроля, либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой. В таможенном законодательстве признается контрабандой и невозвращение на таможенную территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным, либо перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу России путем ее прорыва, выразившегося в их открытом перемещении через таможенную границу Российской Федерации вопреки прямому запрету присутствовавшего при этом должностного лица, осуществляющего таможенный контроль (ст. 219 Таможенного кодекса). В вопросе ответственности за контрабанду Таможенный кодекс отсылает нас к уголовному законодательству. Понятие "контрабанда" в Уголовном кодексе РФ 1996 г. несколько иное. Так, самостоятельными преступлениями признаются незаконный экспорт технологий, научно - технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ), и невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ). Логическое толкование ст. 219 Таможенного кодекса приводит к выводу о том, что контрабанда по Таможенному кодексу возможна не только при незаконном перемещении товаров через таможенную границу в крупном размере, но и при отсутствии такого размера - в случае совершения этого преступления лицом с использованием служебного положения публичного должностного лица, либо публичным должностным лицом с использованием своего служебного положения, или лицом, освобожденным от определенных форм таможенного контроля, или лицом, уполномоченным на перемещение через таможенную границу Российской Федерации отдельных товаров и транспортных средств, освобожденных от определенных форм таможенного контроля, либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой. Это положение таможенного законодательства явно противоречит тому определению контрабанды, которое дается в Уголовном кодексе. Кроме того, понятия "публичное должностное лицо" в УК РФ 1996 г. не содержится. Вопрос о соотношении контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей - один из самых сложных в судебно - следственной практике. В действительности контрабанда нередко связана с одновременным уклонением от уплаты таких платежей. По этой причине ряд юристов полагают, что контрабанда, по определению, включает в себя и неуплату таможенных платежей. Так, по мнению Б. В. Волженкина, привлечение к ответственности за уголовно наказуемую контрабанду по ст. 188 УК РФ охватывает и факт имевшейся при этом неуплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица <*>. -------------------------------- <*> Волженкин Б. В. Экономические преступления. С. 204.
И. В. Шишко также полагает, что контрабанде "имманентно присуще уклонение от уплаты таможенных платежей" <*>. -------------------------------- <*> Горелик А. С., Шишко И. В., Хлупина Г. Н. Преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Красноярск, 1998. С. 98.
Такая точка зрения автору представляется неточной. Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей - самостоятельные преступления, хотя и посягающие на однородные общественные отношения и имеющие сходные способы совершения. В обоснование своей позиции приведу следующие аргументы. Во-первых, перемещение целого ряда предметов вообще не может предполагать уплату таможенных платежей. Это относится к предметам, перечисленным в ч. 2 ст. 188 УК РФ, которые изъяты из торгового оборота (радиоактивные вещества, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения и т. д.). Само по себе перемещение этих предметов или веществ физическими лицами помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, образует состав контрабанды. Во-вторых, лицо может переместить на таможенную территорию Российской Федерации товары или транспортные средства законно, однако затем отказаться уплатить, к примеру, налог на добавленную стоимость, акцизы или таможенный сбор за хранение, т. е. те виды таможенных платежей, которые не уплачиваются одновременно с подачей таможенной декларации. В-третьих, отличие между двумя анализируемыми составами можно провести и по субъективной стороне, точнее, по цели, хотя этот признак и не влияет на квалификацию. При контрабанде цель может быть связана как с желанием переместить запрещенные к обороту предметы, так и с желанием уклониться от уплаты таможенных платежей. При совершении второго преступления - цель только корыстная и связана со стремлением избежать "лишних расходов" по оплате таможенных пошлин, налогов и т. д. В-четвертых, норма об уклонении от уплаты таможенных платежей допускает освобождение от уголовной ответственности в случае, когда такое преступление совершено впервые и лицо способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб (примечание к ст. 198). В случае же признания уклонения от уплаты таможенных платежей элементом другого состава - контрабанды и выполнения всех необходимых требований, указанных в примечании к ст. 198 УК РФ, освобождение от уголовной ответственности за преступление, предусмотренное ст. 194 УК РФ, невозможно, т. е. нельзя будет дифференцировать уголовную ответственность, хотя эти обстоятельства могут быть учтены судом при назначении наказания. Несмотря на то что контрабанде, как правило, сопутствует уклонение от уплаты таможенных платежей, все же следует признать самостоятельный характер этих преступлений. На мой взгляд, нормы об этих преступлениях нельзя рассматривать с точки зрения общей и специальной норм. Следовательно, в тех случаях, когда контрабанда сопровождается уклонением от уплаты таможенных платежей, необходимо квалифицировать эти преступления по совокупности ст. ст. 188 и 194 УК РФ. О. Круглова и А. Котельников также разграничивают контрабанду и уклонение от уплаты таможенных платежей. Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей отличаются по объективной стороне. Уклонение - это умышленный отказ уплатить таможенные платежи в установленные таможенным законодательством сроки. Согласно ст. 119 ТК РФ таможенные платежи должны быть уплачены до принятия таможенной декларации или одновременно с принятием таможенной декларации, т. е. на стадии, предшествующей декларированию. Контрабанда же может быть совершена только на стадии декларирования <*>. -------------------------------- <*> См.: Законность. 2001. N 5. С. 20 - 21.
Таким образом, действия по уплате таможенных платежей и по перемещению товаров не совпадают по времени, что исключает идеальную совокупность контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей. Возможна только реальная совокупность этих составов преступлений. Поэтому мы не можем согласиться с высказанной С. Душкиным и С. Русовым <*> точкой зрения о том, что контрабанду по отношению к уклонению от уплаты таможенных платежей необходимо считать составом преступления и что при перемещении через таможенную границу РФ товаров в крупном размере с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженным с недекларированием или недостоверным декларированием, нужно квалифицировать только как контрабанду, без совокупности с уклонением от уплаты таможенных платежей. -------------------------------- <*> См.: Законность. 2000. N 7. С. 33 - 34.
Название документа