Комментарий к статье 16.3 "Перемещение товаров и (или) транспортных средств с несоблюдением мер по защите экономических интересов Российской Федерации и других запретов и ограничений" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

(Трошкина Т. Н.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2002) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 16.3 "ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ И (ИЛИ) ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С НЕСОБЛЮДЕНИЕМ МЕР ПО ЗАЩИТЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ДРУГИХ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ" КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 7 июля 2002 года

Т. Н. ТРОШКИНА

Трошкина Татьяна Николаевна, кандидат юридических наук.

Ответственность за перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, в отношении которых применяются меры экономической политики и другие ограничения, в нарушение установленного порядка применения этих мер и ограничений предусматривается статьей 16.3 КоАП РФ. Объективную сторону рассматриваемого правонарушения образует любое несоблюдение установленного порядка применения мер экономической политики и иных ограничений при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Например: перемещение подакцизных товаров, маркированных марками, приобретенными с нарушением установленного порядка, и т. п. Мерами экономической политики признаются только такие ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из нее товаров и транспортных средств, которые установлены исходя из соображений экономической политики Российской Федерации, - данное положение нашло правовое закрепление в статье 18 Таможенного кодекса РФ. При привлечении лица к ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 16.3 КоАП РФ, следует исходить из того, что товары и транспортные средства, в отношении которых применяются меры экономической политики и другие ограничения на ввоз (вывоз), перемещаются через таможенную границу с соблюдением всех иных требований таможенного законодательства о порядке их таможенного контроля и оформления (о месте и времени пересечения таможенной границы, с соблюдением требований о проведении предварительных операций по таможенному оформлению и т. п.), однако при этом нарушается порядок применения мер экономической политики и ограничений на момент перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу (например, если законодательством предусмотрено, что ввоз товара осуществляется при условии представления таможенным органам лицензий и что лицензия принимается таможенным органом до фактического ввоза лицензируемых товаров). По своей природе меры экономической политики представляют собой нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности. Основными инструментами нетарифного регулирования являются: квотирование и лицензирование. Квотирование и лицензирование относятся к мерам количественного ограничения экспортно - импортных операций. Квоты - это количественное лимитирование размера импорта / экспорта с помощью так называемых глобальных (нераспределенных), индивидуальных (распределенных), сезонных, тарифных и других видов процентных ограничений. Говоря о квотировании, необходимо различать понятия "общая квота" - это количественные ограничения экспорта и импорта, вводимые Правительством Российской Федерации, и "квота" - доля общей квоты, определяемая Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и доводимая до Комиссии с целью размещения и продажи на конкурсе или аукционе. Лицензирование <*> - это регулирование компетентными государственными органами ввоза и вывоза товаров путем выдачи специальных разрешений - лицензий. Лицензирование служит двум целям - количественное регулирование торговли (когда с выдачей лицензии представляются квоты и в определенный момент их выдача прекращается) и контроль за импортом. -------------------------------- <*> Моментом появления лицензирования в международной практике считается 1931 год, и инициатором выступила Франция. Подробнее см.: И. И. Шишаев. Регулирование международной торговли товарами. М., 1998. С. 78 - 79.

Перечни лицензируемых товаров (работ, услуг) устанавливаются законодательством Российской Федерации. Вообще товары, попадающие под данную меру нетарифного регулирования, можно подразделить на следующие группы: - товары, экспорт которых осуществляется по лицензиям Министерства экономического развития и торговли России в пределах квот, установленных ЕЭС (текстиль, карбид кремния) <*>; -------------------------------- <*> Только в страны ЕЭС.

- товары, ввоз и вывоз которых осуществляется по лицензиям Министерства экономического развития и торговли России в порядке, определяемом Министерством экономического развития и торговли России по согласованию с соответствующими контролирующими органами (шифровальные средства, отдельные виды природных ресурсов животного и растительного происхождения и др.); - товары, ввоз и вывоз которых осуществляется по лицензиям Министерства экономического развития и торговли России в порядке, определяемом Президентом РФ и Правительством РФ: товары, контролируемые системой экспортного контроля (система экспортного контроля - совокупность мер по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного действующим законодательством порядка вывоза за пределы Российской Федерации вооружений и военной техники, а также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно - технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники (товары двойного применения), по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка), опасные отходы, драгоценные металлы и драгоценные камни, порох, пиротехника, вооружение и военная техника, озоноразрушающие вещества, яды и др. Выдача лицензий осуществляется Министерством внешнего экономического развития и торговли Российской Федерации через своих уполномоченных в регионах, а в случае импорта спирта этилового и алкогольной продукции отдельных наименований - через уполномоченного по Центральному району. Данное Министерство является органом государственной власти, выдающим лицензии на осуществление импортных и экспортных операций, в отношении которых установлены количественные ограничения или введен разрешительный порядок. Оформление лицензии должно происходить на каждый вид товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности независимо от количества наименований товаров, включенных в контракт (договор). Лицензии могут быть разовыми или генеральными. Разовая лицензия выдается для осуществления экспортной или импортной операции по одному контракту (договору) сроком до 12 текущих месяцев начиная с даты выдачи лицензии. <*> -------------------------------- <*> Срок действия лицензии может быть продлен с целью завершения выполнения контрактных обязательств. В отношении товаров, на которые установлены количественные ограничения экспорта или импорта, продление срока действия лицензии возможно только при условии продления срока действия этих ограничений. См. подробнее: п. 12 Положения о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1996 г. N 1299 (ред. от 15.12.2000).

Основанием для проведения таможенного оформления лицензируемых товаров (работ, услуг) является предоставление лицензии: владелец лицензии направляет оригинал лицензии в таможенный орган Российской Федерации по месту регистрации. К товарам, в отношении которых применяются меры экономической политики, относятся, в частности, подакцизные товары, подлежащие маркировке, валюта Российской Федерации, радиотехнические средства, некоторые пищевые продукты. Приказом ГТК РФ от 28 декабря 2000 г. N 1230 "О маркировке отдельных подакцизных товаров акцизными марками" (ред. от 15.03.2002) была утверждена Инструкция о порядке маркировки отдельных подакцизных товаров акцизными марками. Целью разработки данной Инструкции является упорядочение оборота акцизных марок в таможенных органах, правил маркировки отдельных иностранных подакцизных товаров акцизными марками, ввоза, хранения и таможенного оформления таких товаров, а также контроля за надлежащим использованием акцизных марок лицами, получившими их согласно установленному порядку. Согласно этой Инструкции о порядке маркировки отдельных подакцизных товаров акцизными марками, ответственными за маркировку подакцизных товаров, являются импортеры таких товаров. Импортерами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие постоянное место нахождения на ее территории, а также физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством Российской Федерации, заключившие с иностранными лицами внешнеторговый договор, согласно которому подлежащие маркировке товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации (п. 8 вышеуказанной Инструкции). Акцизные марки могут быть проданы импортерам только при наличии данных договоров. Таким образом, субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ, может быть только то лицо, на которое действующим законодательством возложена обязанность соблюдения порядка применения мер экономической политики и иных ограничений. Нередко на практике таможенные органы привлекают к ответственности иностранных физических лиц за перемещение через таможенную границу Российской Федерации коммерческих партий немаркированных сигарет и ликероводочных изделий иностранного производства. Однако на самом деле иностранные физические лица приобретают вышеуказанные товары в иностранных государствах и перемещают их через таможенную границу Российской Федерации без соблюдения мер экономической политики, не совершая при этом иных нарушений таможенных правил. В соответствии со статьей 21 Таможенного кодекса РФ ограничения на ввоз товаров в Российскую Федерацию и вывоз их из Российской Федерации могут устанавливаться исходя из следующих целей: из соображений экономической политики; для выполнения международных обязательств Российской Федерации; для защиты экономической основы суверенитета Российской Федерации; для защиты внутреннего потребительского рынка; в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям. Ограничения могут быть как в торговле отдельными товарами (товарные ограничения), так и в торговле с отдельными странами или группами стран (географические ограничения), могут применяться и ограничения, действующие в течение определенного срока (ограничения по времени). Количественные ограничения экспорта вводятся Правительством РФ в исключительных случаях (для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, выполнения международных обязательств России с учетом состояния на внутреннем товарном рынке и др.), поскольку в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" экспорт из Российской Федерации и импорт в Российскую Федерацию осуществляются без количественных ограничений. Постановления Правительства РФ о введении количественных ограничений экспорта и импорта принимаются и официально опубликовываются не позднее чем за 3 месяца до введения этих ограничений в действие. Правительство РФ принимает временные меры по защите внутреннего рынка Российской Федерации, вводит количественные ограничения импорта и (или) экспорта, в том числе и в качестве ответной меры. Примером последнего случая является Постановление Правительства РФ от 26 октября 2000 г. N 817 "О вывозе с территории Российской Федерации топлива автотранспортными средствами, зарегистрированными в Республике Польша". В нем Правительство РФ постановило во избежание снижения конкурентоспособности российских автомобильных перевозчиков и в связи с введением Республикой Польша ограничений на количество беспошлинно ввозимого топлива в баках автомобилей, зарегистрированных в Российской Федерации и осуществляющих международные перевозки, ограничить количество вывозимого с территории Российской Федерации топлива, находящегося в конструктивно предназначенных для этого емкостях автомобилей, зарегистрированных в Республике Польша и осуществляющих международные перевозки: для грузовых автомобилей - 200 литрами, для автобусов - 600 литрами. Ограничения на ввоз товаров в Российскую Федерацию либо вывоз из нее товаров могут устанавливаться только международными договорами Российской Федерации и актами законодательства Российской Федерации (статья 21 Таможенного кодекса РФ). При этом в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" не допускается установление ограничений на осуществление внешнеторговой деятельности органами государственной власти Российской Федерации. Иными словами, правовые акты федеральных органов исполнительной власти не могут самостоятельно закреплять меры экономической политики и другие ограничения на перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, а вправе только развивать ранее введенные положения. Полномочия по регулированию различных направлений внешнеторговой деятельности делегированы Президенту Российской Федерации и Правительству РФ (статья 12 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"). Таким образом, статья 16.3 КоАП РФ применима лишь в случае, если мера экономической политики или ограничение введены международным договором, законодательным актом Российской Федерации либо нормативным правовым актом Президента Российской Федерации или Правительства РФ в пределах их компетенции. Важно отметить, что ответственность за рассматриваемое правонарушение, предусмотренное статьей 16.3 КоАП РФ, наступает лишь в случае, если в действиях лица отсутствуют признаки таможенных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена иными статьями КоАП РФ. Так, при пересылке физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации с использованием международных почтовых отправлений товаров, запрещенных к перемещению таким способом (например, в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.09.1997 N 1239, не допускается пересылка в международных почтовых отправлениях более 10 упаковок лекарственных средств), привлечь виновного к ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ можно будет, если не имел места факт недекларирования или недостоверного декларирования товаров. Если же перемещение в нашем примере лекарственных средств будет сопровождаться их недекларированием (недостоверным декларированием), то действия их получателей будут квалифицированы по статье 16.2 (недекларирование или недостоверное декларирование), а не по статье 16.3 КоАП РФ. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Постановление Правительства РФ от 26.09.1997 N 1239 "Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.09.2000 N 725 "Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи". ------------------------------------------------------------------ Статья 16.3 КоАП РФ может применяться только при отсутствии в действиях лица признаков состава преступления. Состав уголовно наказуемого деяния, исключающего привлечение физических лиц к ответственности по данной статье, установлен ст. 189 УК РФ ("Незаконный экспорт технологий, научно - технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники"). Противоправные действия лица, выразившиеся в несоблюдении порядка применения мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли, а также других запретов и ограничений, установленных в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации, при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации влекут наложение административного штрафа: - на граждан в размере от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; - на должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; - на юридических лиц - от трехсот до четырехсот МРОТ с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

------------------------------------------------------------------

Название документа