Административные правонарушения в области таможенного дела

(Трошкина Т. Н.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2002) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 28 мая 2002 года

Т. Н. ТРОШКИНА

Трошкина Татьяна Николаевна, кандидат юридических наук.

30 декабря 2001 года Федеральным законом N 196-ФЗ был введен в действие Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а положения, закрепленные в нем, вступают в силу с 1 июля 2002 года (ст. 1 ФЗ от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ). Глава 16 этого Кодекса посвящена административным правонарушениям в области таможенного дела - нарушения таможенных правил (ст. ст. 16.1 - 16.22). Соответственно с 1 июля 2002 года Таможенный кодекс РФ лишается своей деликтной составляющей - признаются утратившими силу многие нормы раздела X Таможенного кодекса РФ "Нарушения таможенных правил и ответственность за эти нарушения. Производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение" и это, в первую очередь, касается положений главы 39 Таможенного кодекса РФ "Виды нарушений таможенных правил и ответственность за эти нарушения", главы 41 "Лица, участвующие в производстве по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрении, их права и обязанности", главы 43 "Доказательства по делу о нарушении таможенных правил", главы 45 "Порядок производства конкретных процессуальных действий" и др. Что же, на наш взгляд, существенно изменилось после "перемещения" норм? Конечно же, следует обратить внимание на численное изменение количества составов, признаваемых видами нарушений таможенных правил. В Таможенном кодексе было 40 составов, а с принятием КоАП РФ произошло значительное сокращение количества составов, признаваемых видами нарушений таможенных правил - их стало только 22. Такое сокращение произошло за счет "объединения" отдельных составов. Наглядным примером этого утверждения может служить статья 16.1 КоАП РФ "Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации", включившая в себя такие виды нарушений таможенных правил, как перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу помимо таможенного контроля (ст. 276 ТК РФ), сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу (ст. 277 ТК РФ), перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу с обманным использованием документов или средств идентификации (ст. 278 ТК РФ). Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ). Административные правонарушения в области таможенного дела именуются нарушениями таможенных правил (НТП). К основным объектам нарушения таможенных правил относятся: - порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; - порядок таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации; - порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации; - порядок обложения товаров и транспортных средств таможенными платежами и их уплаты; - порядок предоставления в отношении товаров и транспортных средств таможенных льгот и пользования ими. Для правильного понимания следует помнить, что отдельные деяния могут посягать одновременно на несколько из перечисленных объектов. Дадим развернутую характеристику выделенных объектов нарушения таможенных правил. В Таможенном кодексе РФ (п. 5 ст. 18) под перемещением через таможенную границу Российской Федерации понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи. Перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации может выражаться: - в фактическом пересечении таможенной границы Российской Федерации (при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации и при ввозе с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории Российской Федерации); - в подаче таможенной декларации или совершении иного действия, непосредственно направленного на реализацию намерения вывезти товары или транспортные средства (при вывозе товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации и при ввозе товаров и транспортных средств с остальной части таможенной территории Российской Федерации на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады). Перемещение же товаров и транспортных средств производится только в соответствии с их таможенными режимами. Считаем важным отметить, что правило об обязательности перемещения товаров и транспортных средств в соответствии с таможенным режимом не всегда принимается во внимание при регламентировании порядка перемещения через таможенную границу Российской Федерации. По смыслу некоторых нормативных правовых актов по таможенному делу таможенные режимы могут использоваться только юридическими лицами и физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в упрощенном порядке, предусмотренном ст. 109 Таможенного кодекса РФ, без помещения товаров и транспортных средств под какой-либо таможенный режим. <*> -------------------------------- <*> См. подробнее по данному вопросу: Постатейный комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под ред. д. ю.н., проф. А. Н. Козырина. М.: Статут, 2001 (ком. к статье 22).

Обратим внимание, что все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат таможенному контролю - это положение закреплено в ст. 191 Таможенного кодекса РФ. Таможенному контролю подлежат не только товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ, но также и определенные виды деятельности. Таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения законности законодательства РФ о таможенном деле, а также законодательства РФ и международных договоров РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации (п. 16 ст. 18 Таможенного кодекса РФ). Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов. Он может осуществляться путем: - проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; - таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля); - учета товаров и транспортных средств; устного опроса физических лиц и должностных лиц; проверки системы учета и отчетности; - осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы; - в других формах, предусмотренных действующим законодательством. Началом таможенного контроля при ввозе товаров и транспортных средств можно считать момент пересечения ими таможенной границы Российской Федерации, а при вывозе - момент принятия таможенной декларации. Продолжается таможенный контроль в соответствии с таможенным режимом: при ввозе, как правило, до выпуска товаров и транспортных средств, а при вывозе - до момента пересечения таможенной границы Российской Федерации. В тех случаях, когда имеются достаточные основания полагать о наличии нарушения законодательства Российской Федерации или международного договора Российской Федерации, таможенный контроль может проводиться также после выпуска товаров и транспортных средств, вне зависимости от времени, прошедшего с момента осуществления такого выпуска (ст. 193 ТК РФ). В такой ситуации таможенные органы вправе проверять наличие товаров и транспортных средств, проводить их повторный таможенный досмотр, перепроверять сведения, указанные в таможенной декларации, проверять документы и другую информацию, относящуюся к внешнеэкономическим и последующим операциям с данными товарами. Таможенные органы используют те формы таможенного контроля, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы (принцип выборочности таможенного контроля). Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе: - получать от банков и иных кредитных учреждений сведения и справки об операциях и состоянии счетов лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы; - иметь доступ на территорию и в помещения, принадлежащие любым лицам, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, документы, необходимые для таможенного контроля, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы. Таможенное оформление представляет собой процедуру помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями Таможенного кодекса РФ. Такое определение закреплено в пункте 15 статьи 18 Таможенного кодекса РФ. Приказом ГТК РФ от 16 мая 2001 года N 442 были утверждены Типовые правила таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Они являются комплексным нормативным правовым актом, регулирующим порядок таможенного оформления. Местом проведения таможенного оформления может быть таможенный орган, определенный нормативными правовыми актами по таможенному делу. Большинство товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, оформляется в регионе деятельности таможенного органа, в котором находится отправитель или получатель товаров либо их структурное подразделение. Здесь осуществляют таможенное оформление физические лица, имеющие постоянное место проживания на территории Российской Федерации, российские юридические лица, а также иностранные юридические лица, имеющие на территории Российской Федерации филиалы, представительства, отделения или иные структурные подразделения. Так, в соответствии с Приказом ГТК РФ от 19 марта 1992 года (ред. от 31.07.97) N 90 "О местах таможенного оформления товаров" оформлению в таможенных органах, в зоне деятельности которых расположены отправители, получатели товаров либо их структурные подразделения, подлежат товары, помещаемые под таможенные режимы таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, временного ввоза, переработки, свободной таможенной зоны и свободного склада, реэкспорта или вывозимые из Российской Федерации после нахождения в указанных режимах, а также товары, ввозимые в Российскую Федерацию или вывозимые из Российской Федерации совместными предприятиями и предприятиями, полностью принадлежащими иностранным инвесторам. При представлении указанных товаров для производства таможенного оформления в таможенные органы, расположенные в пунктах пропуска на таможенной границе Российской Федерации, они подлежат возврату в место отправления. Иностранные физические лица производят таможенное оформление товаров и транспортных средств при непосредственном пересечении таможенной границы Российской Федерации - в местах нахождения пограничных таможенных органов. Кроме того, на границе производится оформление транзитных грузов, а также некоторых категорий товаров, определяемых ГТК РФ. К примеру, Приказом ГТК РФ от 9 июня 1995 года N 373 "О местах таможенного оформления товаров, ввозимых в Российскую Федерацию морским и воздушным транспортом" закреплено, что товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации с использованием указанных видов транспорта и помещаемые под таможенный режим выпуска в свободное обращение, проходят таможенное оформление в местах их ввоза в Российскую Федерацию (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий, подлежащих маркировке). Для отдельных категорий товаров и транспортных средств может быть установлено обязательное требование об их оформлении только в определенном таможенном органе. Так, согласно Инструкции о таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, утвержденной Приказом ГТК РФ от 30 октября 1995 года (ред. от 19.02.2001) N 652, в случае, если перемещение таких товаров производится с использованием более чем двух видов транспорта, таможенное оформление производится в таможенном органе, в регионе деятельности которого осуществляется перевалка на последний вид транспорта. Если фактический вывоз (ввоз) товаров осуществляется с использованием морского (речного) транспорта, таможенное оформление производится таможенным органом, в регионе деятельности которого осуществляется загрузка морского (речного) судна, непосредственно пересекающего таможенную границу Российской Федерации. В силу положений указания ГТК России от 10 октября 1994 года (ред. от 30.11.1995) N 01-12/1128 "О таможенном оформлении товаров, вывозимых вагонами-ресторанами", продукты питания и сопутствующие товары, предназначенные для обслуживания пассажиров в вагонах-ресторанах российских или арендованных российскими лицами поездов международного сообщения оформляются в таможенном органе, расположенном в местах формирования составов таких поездов. Обратим особое внимание на тот факт, что никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено - это положение нашло свое закрепление в статье 131 Таможенного кодекса РФ. Исключения составляют случаи, предусмотренные Таможенным кодексом РФ и нормативными правовыми актами по таможенному делу. ГТК РФ также вправе устанавливать условия и налагать ограничения на пользование такими товарами и транспортными средствами. Соответствие части 1 статьи 131 Таможенного кодекса РФ Конституции РФ было проверено Конституционным Судом РФ, о чем вынесено Постановление от 14 мая 1999 года N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 131 и части первой статьи 380 Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой закрытого акционерного общества "Сибирское агентство "Экспресс" и гражданина С. И. Тененева, а также жалобой фирмы "Y. & G. Reliable Services, Inc.". Конституционный Суд РФ обоснованно пришел к выводу о том, что положения части 1 статьи 131 Таможенного кодекса РФ соответствуют Конституции РФ. Конституционный Суд РФ также отметил, что проверка выполнения требований таможенного законодательства в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, до передачи их в пользование и распоряжение заинтересованным лицам является общепринятой в международной практике, что нашло свое закрепление в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, в Таможенном кодексе ЕС, в Основах таможенных законодательств государств - участников Содружества независимых государств. При этом особо отмечено, что речь идет не о лишении лица прав на перемещаемое имущество, а о соблюдении специального, разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Эта административная мера принудительного характера "направлена на защиту конституционных ценностей, таких, как суверенитет и экономическая безопасность Российской Федерации, права и законные интересы граждан, законные интересы отечественных производителей и потребителей, жизнь и здоровье человека, окружающая природная среда и др., что само по себе не может рассматриваться как недопустимое ограничение конституционных прав и свобод, и не нарушает требований Конституции Российской Федерации". Таможенное оформление начинается не позднее 30 минут с момента заявления должностным лицом таможенного органа о своей готовности к производству таможенного оформления в отношении конкретных товаров и транспортных средств, при соблюдении порядка совершения предварительных операций, предусмотренных Таможенным кодексом РФ. По вопросу о начале таможенного оформления следует привести позицию ГТК России, которую он обозначил в письме от 17 декабря 1998 года N 01-15/26606 "О направлении рекомендаций". Из содержания данного письма можно сделать вывод о том, что до подачи таможенной декларации таможенное оформление не считается начатым. Для обеспечения соблюдения требования таможенного законодательства о надлежащем таможенном оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, Приказом ГТК России от 20 мая 1996 года N 304 "О доставке товаров под таможенным контролем" введена процедура доставки товаров под таможенным контролем, под которой понимается перевозка товаров, транспортных средств и документов на них от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, иных налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, а также без применения мер экономической политики. Под таможенными платежами в действующем законодательстве понимаются таможенная пошлина, иные налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами - так определено в статье 18 ТК РФ. Статья 110 Таможенного кодекса РФ содержит следующий закрытый перечень таможенных платежей: 1) таможенная пошлина; 2) налог на добавленную стоимость; 3) акцизы; 4) сборы за выдачу лицензий таможенными органами и возобновление действия лицензий; 5) сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата; 6) таможенные сборы за таможенное оформление; 7) таможенные сборы за хранение товаров; 8) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; 9) плата за информирование и консультирование; 10) плата за принятие предварительного решения; 11) плата за участие в таможенных аукционах. При перемещении товаров и транспортных средств в ряде случаев лицам, их перемещающим, предоставляются льготы по таможенным платежам. Такие льготы могут предоставляться в виде: освобождения от уплаты таможенных платежей; частичного освобождения от уплаты таможенных платежей; снижения ставки таможенных платежей; возврата уплаченных таможенных платежей; предоставления рассрочки и отсрочки уплаты таможенных платежей; установления необлагаемого минимума объекта налогообложения. Объективная сторона нарушения таможенных правил в каждом случае определяется диспозицией конкретной статьи. Она может выражаться как в действии (незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу), так и в бездействии (недекларирование товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу). Заслуживает особого внимания следующий момент - непосредственным объектом правонарушения являются только те товары или транспортные средства (или только та их часть), в отношении которых не выполнены требования, действующие в таможенном деле. Санкциями за совершение административных правонарушений в области таможенного дела могут быть административный штраф и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Прежде чем перейти к характеристике наиболее, на наш взгляд, "распространенных" административных правонарушений в области таможенного права отметим, что предусмотренные в КоАП составы нарушения таможенных правил различаются не только по частоте их совершения, но и по степени тяжести. Глава 16 "Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)" начинается со статьи "Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации" (статья 16.1 КоАП). Увы, слишком часто при нарушении таможенных правил рассматриваются составы, входящие в рассматриваемую статью. В данной статье КоАП под незаконным перемещением понимается перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля либо с сокрытием от него путем использования тайников, иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, или путем придания одним товарам вида других, либо с представлением таможенному органу поддельных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, документов, относящихся к другим товарам и (или) транспортным средствам, или иных недействительных документов, либо с использованием поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящихся к другим товарам и (или) транспортным средствам. В случаях, когда идет речь о перемещении товаров или транспортных средств через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля, имеется в виду, что такое перемещение совершается вне определенных таможенными органами мест или вне установленного времени производства таможенного оформления. Следует учитывать, что объективная сторона рассматриваемого нарушения таможенных правил выражается в пересечении таможенной границы Российской Федерации не только вне места расположения таможенного органа, но и вне места, предназначенного для осуществления таможенного контроля. Теперь обратимся к характеристике понятия "времени производства таможенного оформления" - согласно статье 127 Таможенного кодекса РФ оно определяется как время работы таможенного органа. Соответственно, объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 16.1 КоАП, может образовывать пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации в установленных таможенными органами местах, но до начала или после окончания времени производства таможенного оформления. Статья 16.1 КоАП предусматривает также ответственность за сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, и под сокрытием в данной статье понимается использование тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров, или придание одним товарам вида других. При перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации они могут быть сокрыты от таможенного контроля следующими способами: 1. При которых визуальное обнаружение товаров во время таможенного контроля затруднено. В данной ситуации понимается физическое сокрытие перемещаемых предметов, при котором должностное лицо таможенного органа при досмотре багажа пассажира, товаров и транспортных средств не может обнаружить сокрытые от таможенного контроля предметы при обычном визуальном осмотре либо перемещаемые предметы помещаются в места, не предназначенные для транспортировки товаров, доступ в которые затруднен. Особым способом, затрудняющим обнаружение товаров, является использование тайников. К тайникам относятся места, специально оборудованные для сокрытия предметов от таможенного контроля, то есть полностью изготовленные для незаконного перемещения предметов (например, дополнительные полости в автомашинах, не предусмотренные заводской конструкцией) или места приспособленные, то есть подвергнутые конструктивным изменениям (например, оборудование чемоданов с двойным дном). 2. Придания одним товарам вида других. Под этим способом понимается такое изменение характерных внешних признаков предметов, которое позволит отнести их к предметам иного вида. Статья 16.1 КоАП предусматривает также ответственность за перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств с представлением таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей, поддельных документов, недействительных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, либо документов, относящихся к другим товарам и транспортным средствам, а также за использование поддельного средства идентификации либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам. Для понимания нарушения таможенных правил, ответственность за которые предусмотрена статьей 16.1 КоАП, определим понятие следующих видов документов: 1) поддельных документов - под ними понимаются полностью изготовленные фиктивные документы или подлинные документы, но незаконно измененные (исправление или уничтожение части текста, проставление оттиска поддельного штампа и т. п.); 2) недействительных документов - являются документы, утратившие юридическую силу либо не приобретавшие ее; 3) документов, полученных незаконным путем - относятся документы, выданные с нарушением процедуры их выдачи либо полученные в результате неправомерных действий должностного лица, выдавшего такой документ; 4) документов, содержащих недостоверные сведения - считаются документы, фактически являющиеся подлинными, но сведения, в которых не соответствуют действительности; 5) документов, относящихся к другим товарам и транспортным средствам - признаются документы, отвечающие установленным требованиям, но являющиеся основанием для перемещения иных товаров и транспортных средств. Перечисленные выше документы должны выступать в качестве необходимых для таможенных целей и представление таких документов должно находиться в причинно-следственной связи с принятием таможенным органом решения о возможности перемещения товаров и транспортных средств. Важное значение имеет время предоставления этих документов в таможенный орган: оно должно происходить непосредственно в момент перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Теперь более полно охарактеризуем ситуации, возникающие при использовании поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящихся к другим товарам и (или) транспортным средствам при перемещении товаров или транспортных средств через таможенную границу РФ. Для понимания данного вопроса вначале определимся, что в таможенном законодательстве понимается под идентификацией: это одна из форм таможенного контроля, которая может применяться в отношении транспортных средств, помещений и других мест, где находятся или могут находится товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, также в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, а также в отношении мест, где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы. Производится идентификация путем наложения пломб, печатей, нанесения буквенной или цифровой, а также какой-либо другой маркировки, идентификационных знаков, взятия проб, образцов, оставления чертежей и других средств идентификации. К основным требованиям, которым должны отвечать средства идентификации, относятся: невозможность подделки оттисков (в отношении печатей, штампов, подписей, маркировок); невозможность нарушения без видимых следов целостности атрибутов (в отношении пломб, клейких лент, замков); стойкость штемпельных и оттискных материалов и средств письма (паст, чернил, пломб, клеевых покрытий) к внешним климатическим воздействиям; четкость воспроизводимых отпечатков и оттисков на документы и упаковки товаров и транспортных средств. Информация об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации должна быть немедленно сообщена таможенным органам. Это сообщение должно быть сопровождено доказательствами наличия указанной угрозы. ГТК РФ вправе устанавливать особые правила идентификации товаров и транспортных средств, примером использования данного права служит, например, порядок идентификации товаров в Правилах доставки товаров под таможенным контролем, утвержденных Приказом ГТК РФ от 20 мая 1996 года N 304 (ред. от 27.12.2001 г.). Приказом ГТК РФ от 3 февраля 1999 года N 60 в Положении об осуществлении таможенного контроля за фактическим перемещением электроэнергии через таможенную границу Российской Федерации утвержден особый порядок наложения и снятия средств таможенной идентификации, предусматривающий: средства идентификации (пломбы таможенного органа) налагаются на клеммные сборки цепей учета и коробки зажимов приборов расчетного (коммерческого) учета электроэнергии в точках установки пломб органами государственного энергетического надзора. В российской таможенной практике появился такой способ идентификации товаров, как марка акцизного сбора. Согласно Постановлению Правительства РФ от 4 сентября 1999 года N 1008 "Об акцизных марках" алкогольная продукция, табак и табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат обязательной маркировке акцизными марками установленного образца. Во исполнение упомянутого Постановления Правительства РФ был принят Приказ ГТК России от 28 декабря 2000 года N 1230 "О маркировке отдельных подакцизных товаров акцизными марками", в нем, в частности, определены правила маркировки товаров. К основным целям проведения идентификации относятся: обеспечение сохранности товаров и транспортных средств; недопущение производства действий с товарами и транспортными средствами запрещенных или тех, которые могут производится только с разрешения таможенного органа и др. Рассматриваемые нарушения таможенных правил - незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных рассматриваемой статьей 16.1 "Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации", может производиться исключительно судьями (статья 23.1 КоАП). Статья 16.2 КоАП "Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств" тесно связана с рассмотренной выше статьей о нарушении таможенных правил - "Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации". В ней рассматривается: - недекларирование товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.1 КоАП; - заявление в таможенной декларации либо в документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений о наименовании, количестве, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и (или) транспортных средств, об их таможенном режиме либо других сведений, необходимых для принятия решения о выпуске (об условном выпуске) товаров и (или) транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.3 КоАП "Перемещение товаров и (или) транспортных средств с несоблюдением мер по защите экономических интересов Российской Федерации и других запретов и ограничений". Первая часть данной статьи предусматривает ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию. В Таможенном кодексе РФ нарушения таможенных правил в связи с недекларированием или недостоверным декларированием товаров и (или) транспортных средств рассматривались в статье 262 "Нарушение порядка декларирования товаров и транспортных средств", а также в статье 279 "Недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств". Очень важным является момент определения случаев, с которыми связано наступление обязанности декларировать товары и (или) транспортные средства. Статья 168 ТК РФ закрепляет перечень таких случаев: перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ; изменение таможенного режима товаров и (или) транспортных средств. Обратим внимание, что данный перечень не является исчерпывающим и закрытым - иные случаи обязательного декларирования определяются актами законодательства Российской Федерации. Декларирование производится путем заявления по установленной форме (письменной, устной, путем электронной передачи данных или иной) точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей (ст. 169 ТК РФ). Основной формой декларирования является письменная. Используются бланки таможенной декларации по форме ТД 1 и ТД 2 (грузовая таможенная декларация) и бланки по форме ТД-6 и ТД-7. Форма ТД 1 и ТД 2 используется: - юридическими лицами, перемещающими товары, в отношении которых взимаются таможенные платежи и применяются меры экономической политики, а также при перемещении товаров, таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 100 евро; - лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, перемещающими товары для коммерческих целей. Для оформления физическими лицами товаров для личного пользования применяются форма ТД-6, а форма ТД-7 используется ими же для декларирования автотранспортных средств. Обратим внимание, что письменная форма декларирования - это не всегда подача декларации определенного вида (например, могут декларироваться путем представления письменного заявления произвольной формы товары, таможенная стоимость которых менее суммы, эквивалентной 100 евро включительно). Обратим внимание на такую форму декларирования, как конклюдентная. Она была введена для декларирования физическими лицами для перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, за исключением товаров, перемещаемых в несопровождаемом багаже, пересылаемых товаров и товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию (Приказ ГТК РФ от 25 января 1999 года N 38). Пункт 2.3 Инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности (утв. Приказом ГТК РФ от 25 января 1999 года N 38) закрепил положение о том, что незаявление физическим лицом по установленной письменной форме о наличии у него товаров, подлежащих письменному декларированию, рассматривается как его заявление об отсутствии у него таких товаров. То есть конклюдентное декларирование предполагает заявление сведений не о товарах, подлежащих декларированию в такой форме, а об отсутствии товаров, подлежащих заявлению таможенному органу в письменном виде. Следующим важным моментом в процедуре декларирования является место декларирования. В Таможенном кодексе РФ месту декларирования посвящена статья 170. Товары декларируются таможенному органу Российской Федерации, в котором производится таможенное оформление товаров (о местах таможенного оформления мы говорили вначале данной статьи). Декларирование транспортных средств, на которых перемещаются товары, производится, как правило, одновременно с товарами. Исключения из данного правила закреплены в частях 2 и 3 статьи 170 ТК РФ: сведения о морских, речных и воздушных судах заявляются в порту или аэропорту прибытия на таможенную территорию Российской Федерации либо в порту или аэропорту отправления с таможенной территории Российской Федерации, а также порожние транспортные средства и транспортные средства, перевозящие пассажиров, декларируются при пересечении таможенной границы РФ. Рассматриваемое нарушение таможенных правил - недекларирование товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию - влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения. Заявление в таможенной декларации либо в документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений о наименовании, количестве, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и (или) транспортных средств, об их таможенном режиме либо других сведений, необходимых для принятия решения о выпуске (об условном выпуске) товаров и (или) транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей является нарушением таможенных правил (п. 2 ст. 16.2 КоАП РФ). Объективная сторона данного правонарушения выражается в недостоверном декларировании товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, то есть в заявлении недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в форме действия - недостоверного декларирования. Сведениями, необходимыми для таможенных целей применительно к данной статье, являются сведения, необходимые и достаточные для принятия таможенным органом решения о выпуске (условном выкупе) товаров и транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим (о возможности завершения действия таможенного режима). Непосредственным объектом правонарушения при недостоверном декларировании (в частности, при заявлении недостоверных сведений о наименовании товара) является товар, в отношении которого заявлены недостоверные сведения. Совершение рассматриваемого нарушения таможенных правил - заявление в таможенной декларации либо в документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений о наименовании, количестве, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и (или) транспортных средств, об их таможенном режиме либо других сведений, необходимых для принятия решения о выпуске (об условном выпуске) товаров и (или) транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.3 КоАП - влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения. Нарушение таможенных правил может совершаться при нарушении установленных сроков представления в таможенный орган таможенной декларации, документов или дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей (ст. 16.12 КоАП РФ). Объективная сторона нарушения таможенных правил выражается в непредставлении таможенному органу Российской Федерации в установленные им сроки: 1) таможенной декларации на товары и транспортные средства, а равно 2) необходимых для таможенных целей документов и дополнительных сведений. Для возможности квалификации действия (вернее, бездействия) лица по рассматриваемой статье необходимо наличие установленных сроков (представления таможенной декларации, необходимых для таможенных целей документов и дополнительных сведений) и непредставление в указанные сроки необходимых документов. Сроки подачи декларации установлены в статье 171 ТК РФ и они не могут превышать 15 дней с даты представления товаров и транспортных средств, перевозящих товары, таможенному органу. Сроки подачи таможенной декларации исчисляются с даты уведомления перевозчиком таможенного о прибытии товаров и транспортных средств в место доставки. В распоряжении ГТК РФ от 14 января 1999 года N 01-14/47 "Об исчислении сроков, установленных статьями 171 и 194 Таможенного кодекса Российской Федерации" дано разъяснение, что в случае если последний день срока подачи таможенной декларации приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается следующий рабочий день. В связи с особенностями таможенного оформления отдельных категорий товаров правовыми актами ГТК России установлены особые сроки представления таможенной декларации. Так, например, в соответствии с указанием ГТК РФ от 5 апреля 1996 N 01-14/354 "О таможенном оформлении товаров, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и вооруженных конфликтов" таможенное оформление товаров, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, т. е. обстановки на определенной территории, сложившейся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей, производится с использованием письменного заявления российского лица, перемещающего товары. Для таможенных целей указанное заявление рассматривается в качестве временной таможенной декларации. Не позднее 30-ти дней с даты выпуска товаров необходимо представление таможенному органу таможенной декларации, заполненной в соответствии с установленным порядком, и иных документов и сведений, необходимых для таможенных целей. При перемещении через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами товаров не для коммерческих целей в ручной клади и сопровождаемом багаже таможенная декларация подается одновременно с представлением товаров (ч. 2 ст. 171 ТК РФ). Въезжающие на таможенную территорию Российской Федерации порожние транспортные средства и транспортные средства, перевозящие пассажиров, декларируются не позднее трех часов после пересечения таможенной границы Российской Федерации, а выезжающие транспортные средства - не позднее чем за три часа до пересечения таможенной границы Российской Федерации (ч. 3 ст. 171 ТК РФ). Указанные сроки могут продлеваться в порядке и на условиях, определяемых ГТК России. В соответствии со статьей 174 ТК РФ подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу Российской Федерации документов, необходимых для таможенных целей. Часть 3 названной статьи уполномочивает ГТК России определить перечень документов, необходимых для таможенных целей, однако до настоящего времени исчерпывающего перечня не существует. Отдельными нормативными актами определенные документы отнесены к документам, необходимым для таможенных целей. Дополнительные сведения могут быть запрошены таможенным органом только в определенных случаях (с целью проверки информации, содержащейся в таможенной декларации, и для иных таможенных целей), поэтому обязанность декларанта представить дополнительные сведения возникает в связи с требованием таможенного органа об их представлении. В случае представления не всех необходимых документов и дополнительных сведений таможенный орган вправе устанавливать сроки для их представления. Нарушение установленных сроков является основанием для привлечения лица, на которого возложена обязанность представления документов и дополнительных сведений, к ответственности по статье 16.12 КоАП РФ. Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный порядок производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля. Нарушение таможенных правил может совершаться из-за нарушения установленных сроков представления в таможенный орган таможенной декларации, документов или дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей (ст. 16.12 КоАП РФ) Нарушение установленных сроков представления в таможенный орган таможенной декларации, документов или дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

------------------------------------------------------------------

Название документа