Свободный склад и свободная таможенная зона по российскому законодательству
(Козырин А. Н.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2001) Текст документаПодготовлен для системы КонсультантПлюс
СВОБОДНЫЙ СКЛАД И СВОБОДНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ЗОНА ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 15 октября 2001 года
А. Н. КОЗЫРИН
Козырин Александр Николаевич, доктор юридических наук, профессор.
В соответствии со статьей 75 Таможенного кодекса РФ содержание режимов свободной таможенной зоны и свободного склада сводится к тому, что иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики (квотирования, лицензирования), а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта. Под режимы свободной таможенной зоны и свободного склада могут быть помещены товары, не запрещенные к ввозу на российскую таможенную территорию и вывозу с нее. Правительство РФ и ГТК России в пределах своей компетенции вправе ограничивать или запрещать ввоз отдельных категорий товаров в свободные таможенные зоны либо их помещение на свободные склады (ч. 4 ст. 79 Таможенного кодекса РФ). В отношении мер таможенно - тарифного регулирования свободная таможенная зона и свободный склад представляют собой беспошлинную торговую и складскую территорию, на которой товары иностранного происхождения могут храниться, продаваться и покупаться без оплаты таможенных пошлин и налогов, т. е. с точки зрения налогового режима эта зона рассматривается как находящаяся за пределами таможенной границы. Подобная экстерриториальность, как это следует из статьи 75 Таможенного кодекса РФ, касается не только налогового режима (таможенно - тарифного регулирования), но и административного режима внешнеторговых отношений (нетарифного регулирования - квотирования, лицензирования). В отличие от режима таможенного склада, при котором товары могут храниться на складе до трех лет (ст. 43 Таможенного кодекса РФ), таможенные режимы свободной таможенной зоны и свободного склада предполагают хранение товаров без ограничения сроков (ст. 80 Таможенного кодекса РФ). Возможность выведения свободных таможенных зон и свободных складов за пределы таможенной территории закреплена в части 3 статьи 3 Таможенного кодекса РФ: "На территории Российской Федерации могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады. Территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации по таможенному делу". Один из примеров подобных исключений содержится в Федеральном законе от 22 января 1996 года N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области". В соответствии со статьей 1 этого Закона Особая экономическая зона в Калининградской области рассматривается как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны, причем в этой же статье устанавливается, что Особая экономическая зона является частью государственной и таможенной территории Российской Федерации. Как это следует из определения таможенных режимов, периметры свободных таможенных зон и свободных складов являются таможенной границей Российской Федерации. Данное положение было закреплено в части 4 статьи 3 Таможенного кодекса РФ. Периметры свободных таможенных зон и свободных складов представляют собой внутренние таможенные границы. По своему административно - правовому статусу внутренняя таможенная граница приравнена к внешней: территория свободной зоны рассматривается как пограничная, въезд туда осуществляется строго по пропускам через специальные контрольно - пропускные пункты. Охрана внутренней таможенной границы осуществляется сотрудниками таможенного органа совместно с администрацией свободной таможенной зоны или свободного склада. Считается, что создание структуры свободной экономической зоны целесообразно начинать с учреждения свободных таможенных зон. В сравнении с другими разновидностями свободных зон беспошлинные зоны организационно просты, компактны, требуют сравнительно небольших начальных затрат. С практической точки зрения это означает сокращение сроков разработки соответствующих нормативных правовых актов и проведения необходимых согласований, меньшие трудности с поиском источников финансирования, подбором и обучением персонала, планировкой и оснащением самой зоны. Деятельность свободных таможенных зон позволит накопить опыт в администрировании свободных экономических зон и, кроме того, предоставить иностранным предпринимателям возможность присмотреться к новым инвестиционным проектам. Практически для любой свободной зоны важно иметь выгодное географическое положение. В отношении свободных таможенных зон географический фактор имеет определяющее значение. Как правило, свободные таможенные зоны специализируются на экспорте услуг, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности. Создание свободных таможенных зон может содействовать скорейшему вовлечению во внешнеэкономическую деятельность производителей на местах. Для финансирования создания свободной таможенной зоны местные предприниматели могут специально создавать акционерные общества. Одинаковое содержание режимов свободной таможенной зоны и свободного склада (ст. 75 Таможенного кодекса РФ) объясняет сходство правового регулирования этих режимов по большинству вопросов: сроки нахождения товаров в свободных таможенных зонах и на свободных складах (ст. 80 Таможенного кодекса РФ), операции, производимые с товарами в свободных таможенных зонах и на свободных складах (ст. 79 Таможенного кодекса РФ), порядок учета таких товаров (ст. 82 Таможенного кодекса РФ), взимание таможенных пошлин, налогов и применение мер экономической политики (ст. 83 Таможенного кодекса РФ), ответственность за уплату таможенных платежей (ст. 85 Таможенного кодекса РФ). Специфические черты данных режимов проявляются, в первую очередь, в вопросах учреждения и ликвидации свободной таможенной зоны и свободного склада. Основным источником права, регулирующим применение режимов свободной таможенной зоны и свободного склада, является Таможенный кодекс РФ (ст. 75 - 86). Специальное положение об этих режимах до сих пор не принято.
Порядок создания свободной таможенной зоны
Заинтересованное лицо (группа лиц) готовит обращение о создании свободной таможенной зоны, в котором должны содержаться технико - экономическое обоснование необходимости создания такой зоны, планы и программы ее развития. Порядок рассмотрения такого обращения определяется совместно ГТК России и Российским агентством международного сотрудничества и развития. Получив соответствующее обращение, эти органы готовят совместное представление в Правительство РФ, которое должно быть согласовано со следующими инстанциями: 1) Минэкономразвития России; 2) Минфином России; 3) Банком России; 4) соответствующими субъектами Российской Федерации в лице компетентных государственных органов. На основании совместного представления ГТК России и Российского агентства международного сотрудничества и развития, согласованного со всеми перечисленными инстанциями, принимается решение Правительства РФ о создании свободной таможенной зоны.
Порядок учреждения свободного склада
Владельцами свободных складов могут быть только российские лица. Свободный склад учреждается на основании лицензии ГТК России, выдаваемой в соответствии с порядком, определенным ГТК России по согласованию с Российским агентством международного сотрудничества и развития. За выдачу лицензии уплачивается сбор в размере, установленном законодательством. Лицензия на учреждение свободного склада может быть аннулирована или отозвана, либо ее действие может быть приостановлено. Аннулирование лицензии предусматривается в случае, если она не могла быть выдана заявителю на основании установленного порядка либо если она была выдана на основе неполных или недостоверных сведений, имевших существенное значение для принятия решения о ее выдаче. Действие лицензии может быть приостановлено на срок до трех месяцев при наличии достаточных оснований полагать, что владелец склада злоупотребляет своими правами. Отзыв лицензии допускается в следующих случаях: 1) если лицензия более не соответствует экономической политике Российской Федерации; 2) если владелец свободного склада не соблюдает требования, предъявляемые к нему таможенным законодательством. В первом случае непосредственно обозначенное в законодательстве присутствие политического фактора предоставляет таможенным органам широкие полномочия действовать по собственному усмотрению при регулировании данного вопроса. Во втором случае особое значение приобретают сами требования, предъявляемые к владельцу свободного склада. В соответствии со статьей 78 Таможенного кодекса РФ владелец склада обязан: а) соблюдать условия лицензии на учреждение свободного склада; б) выполнять требования таможенных органов, включая обеспечение доступа должностных лиц таможенных органов к товарам, находящимся на свободном складе, предоставление этим лицам безвозмездно помещений, оборудования и средств связи на свободном складе для производства таможенного оформления и осуществления таможенного контроля; в) не затруднять осуществление таможенного контроля; г) исключить возможность изъятия, минуя таможенный контроль, товаров, находящихся на складе. Для этого помещение или иное место, предназначенное для учреждения свободного склада, должно быть надлежащим образом обустроено в целях обеспечения таможенного контроля, а при необходимости - оборудовано двойными запорными устройствами, ключ от одного из которых должен находиться в распоряжении таможенного органа.
Порядок ликвидации свободной таможенной зоны и свободного склада
Свободная таможенная зона ликвидируется, когда Правительство РФ отменит свое решение о создании такой зоны. Это может произойти в случае, если практика функционирования свободной таможенной зоны перестает соответствовать требованиям Таможенного кодекса РФ или других актов российского законодательства о свободных таможенных зонах. Свободная таможенная зона ликвидируется в шестимесячный срок с момента отмены решения о ее создании. Свободный склад может быть ликвидирован в следующих случаях: а) в связи с истечением срока действия лицензии на учреждение свободного склада; б) по желанию владельца склада; в) при аннулировании лицензии; г) при отзыве лицензии. С момента принятия решения о ликвидации свободного склада он трансформируется в силу закона в склад временного хранения. Срок хранения товаров на таком складе временного хранения не может превышать шесть месяцев. В случае приостановления действия лицензии помещение иностранных товаров на склад производится с уплатой таможенных пошлин, налогов и с применением мер экономической политики, а освобождение от таможенных пошлин, налогов либо возврат таможенных пошлин, налогов в отношении помещаемых российских товаров не производятся.
Операции, производимые с товарами в свободных таможенных зонах и на свободных складах
Законодательство допускает совершение с товарами, помещаемыми под указанные таможенные режимы, производственных и иных коммерческих операций, за исключением розничной продажи товаров. В зависимости от характера товаров, помещаемых под данные таможенные режимы, могут применяться отдельные запреты и ограничения. В отношении свободных таможенных зон такие запреты может устанавливать только Правительство РФ, в отношении свободных складов - ГТК России совместно с Российским агентством международного сотрудничества и развития. Таможенные органы могут регулировать вопросы осуществления производственных и иных коммерческих операций с товарами, помещенными в свободных таможенных зонах и на свободных складах, применительно к каждому конкретному случаю. В соответствии с частью 3 статьи 79 Таможенного кодекса РФ они могут запретить совершение таких операций лицам, нарушающим таможенное и иное российское законодательство, а также отказать таким лицам в доступе в свободные таможенные зоны и на свободные склады. Любые изменения, происходящие с товарами в пределах свободных таможенных зон и свободных складов, должны в обязательном порядке отражаться в учетных документах (ст. 82 Таможенного кодекса РФ).
Особенности таможенно - тарифного регулирования
При помещении товаров под указанные режимы ответственность за уплату таможенных платежей несет лицо, которое ввезло товары в свободную таможенную зону или поместило их на свободный склад. Как это следует из самого определения таможенных режимов, при помещении иностранных и российских товаров на территорию свободной таможенной зоны и свободного склада таможенные пошлины и налоги не взимаются. Когда товары ввозятся с территории свободных таможенных зон (свободных складов) на остальную часть таможенной территории Российской Федерации и вывозятся с территории свободных таможенных зон и свободных складов за пределы Российской Федерации, таможенные пошлины и налоги подлежат уплате. При помещении на территорию свободной таможенной зоны и свободного склада товаров, предназначенных для экспорта, происходит освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов или возврат уплаченных сумм при условии фактического вывоза таких товаров в течение шести месяцев со дня возврата таможенных пошлин, налогов или освобождения от них. Если же предназначенный для экспорта товар возвращается с территории свободной таможенной зоны (свободного склада) на остальную часть таможенной территории, уплачиваются таможенные пошлины, налоги, а также проценты с них по ставкам, устанавливаемым Банком России по предоставляемым кредитам. Такое же правило действует и в случае, если в течение установленного шестимесячного срока не осуществляется фактический вывоз предназначенных для экспорта товаров.
Свободная таможенная зона в Калининградской области
Как уже отмечалось, режим свободной таможенной зоны действует в Особой экономической зоне Калининградской области. Действие этого режима отличается рядом особенностей, определенных в статье 7 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области": 1. Товары, произведенные в особой экономической зоне (далее по тексту - ОЭЗ) и вывозимые в другие страны, освобождаются от таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов). К указанным товарам не применяются меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности). Порядок определения происхождения товара из ОЭЗ устанавливается Администрацией ОЭЗ совместно с ГТК России. Товар считается произведенным в ОЭЗ, если величина добавленной стоимости его обработки (переработки) составляет не менее 30%, а для товаров, относящихся к электронике и сложной бытовой технике, - не менее 15%, и его обработка (переработка) влечет за собой изменение кода товара по ТН ВЭД России. Порядок определения происхождения товаров из ОЭЗ, относящихся к сложной бытовой технике, устанавливается ГТК России по предложению Администрации ОЭЗ. 2. Товары, ввозимые в ОЭЗ из других стран, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов). К отдельным видам товаров и услуг могут применяться меры экономической политики (меры по количественному государственному регулированию внешнеторговой деятельности). 3. Товары, произведенные в ОЭЗ (что подтверждается сертификатом о происхождении товара) и ввозимые на остальную часть таможенной территории Российской Федерации (а также на территорию Таможенного союза), освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов). К указанным товарам не применяются меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности). 4. Товары, ввозимые в ОЭЗ из других стран, а затем ввозимые на остальную часть российской таможенной территории, а также на территорию Таможенного союза (исключая товары, переработанные в ОЭЗ и считающиеся произведенными в ОЭЗ), облагаются ввозными таможенными пошлинами и другими платежами при таможенном оформлении товаров. К указанным товарам могут применяться меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности). 5. С товаров, ввозимых в ОЭЗ из других стран, а затем вывозимых в зарубежные страны (как с переработкой, так и без переработки), таможенные пошлины и другие платежи при таможенном оформлении не взимаются, количественные ограничения на ввоз и вывоз указанных товаров не применяются. Администрация ОЭЗ наделяется правом по согласованию с Правительством РФ устанавливать дополнительные ограничения режима свободной таможенной зоны в Калининградской области и исключения из этого режима, направленные на защиту местных производителей товаров (работ, услуг). Во исполнение и развитие предписаний Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" был принят ряд нормативных правовых актов, среди которых: - Постановления Правительства РФ от 29 сентября 1997 года N 1259 "О федеральной целевой программе развития Особой экономической зоны в Калининградской области на 1998 - 2005 годы", от 24 июля 1998 года N 830 "Об установлении на 1998 - 2000 годы количественных ограничений на отдельные виды товаров, ввозимых из области, из других стран в таможенном режиме свободной таможенной зоны на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области"; - Приказ ГТК России от 8 августа 2000 года N 681 "Об установлении на 2000 - 2005 годы количественных ограничений на отдельные виды товаров, ввозимых из других стран в таможенном режиме свободной таможенной зоны, действующем на территории Особой экономической зоны в Калининградской области"; - указание ГТК России от 25 марта 1996 года N 01-14/292 "Об освобождении от уплаты таможенных платежей в отношении товаров, произведенных в Особой экономической зоне и вывозимых в другие страны"; - письма ГТК России от 26 ноября 1998 года N 01-15/24673 "О декларировании товаров, произведенных в Особой экономической зоне в Калининградской области, при их вывозе на остальную часть таможенной территории Российской Федерации", от 30 июля 1999 года N 01-15/20622 "О порядке таможенного оформления и таможенного контроля товаров, происходящих с территории Особой экономической зоны в Калининградской области"; - распоряжения ГТК России совместно с Администрацией Калининградской области от 31 декабря 1998 года N 296-р/01-14/1365 "Об утверждении "Порядка определения происхождения товаров из Особой экономической зоны в Калининградской области", от 17 августа 1998 года N 01-14/893 "О применении таможенных режимов в Калининградской области", от 25 ноября 1998 года N 01-14/1218 "О порядке перемещения транспортных средств физическими лицами из Калининградской области на остальную территорию Российской Федерации".
Свободная таможенная зона в Магаданской области
В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 года N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" (ст. 6) российские и иностранные товары, ввозимые участниками ОЭЗ <*> на ее территорию, размещаются, используются и вывозятся с территории ОЭЗ в порядке и на условиях, которые определены для таможенного режима свободной таможенной зоны с учетом особенностей, установленных данным Законом. -------------------------------- <*> Под участниками ОЭЗ понимаются лица (юридические лица, граждане - индивидуальные предприниматели), зарегистрированные в соответствии с российским законодательством на территории ОЭЗ. Участники ОЭЗ должны осуществлять основную хозяйственную деятельность и иметь не менее 75% основных фондов на территории Магаданской области.
Иностранные товары, приобретаемые участниками ОЭЗ для собственных производственных нужд и используемые на территории Магаданской области, при ввозе с территории ОЭЗ на остальную территорию Магаданской области освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей (за исключением таможенных сборов), взимаемых при таможенном оформлении в порядке, определенном ГТК России. Контроль за использованием данных товаров в производственных целях осуществляют таможенные органы совместно с администрацией ОЭЗ. В случае нецелевого использования товаров таможенные платежи подлежат уплате, а участники ОЭЗ привлекаются к ответственности за нарушение таможенных правил. Когда товары, приобретенные участниками ОЭЗ для собственных производственных нужд, вывозятся с территории Магаданской области на остальную часть таможенной территории Российской Федерации или вывозятся за пределы Российской Федерации, таможенные пошлины, налоги взимаются, и меры экономической политики применяются в зависимости от происхождения товаров. Товары, произведенные участниками ОЭЗ на территории ОЭЗ в Магаданской области, при вывозе с этой территории на остальную часть таможенной территории Российской Федерации или за ее пределы освобождаются от таможенных платежей (за исключением таможенных сборов). В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" товар считается произведенным в ОЭЗ при условии, что он был полностью произведен на территории ОЭЗ или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями и порядком, которые установлены ГТК России по представлению администрации ОЭЗ <*>. -------------------------------- <*> Администрация ОЭЗ - это государственное учреждение, созданное администрацией Магаданской области для организации взаимодействия органов власти и субъектов хозяйственной деятельности, а также реализации программы развития Особой экономической зоны в Магаданской области.
Критериями достаточной переработки товара в ОЭЗ в Магаданской области являются: а) изменение товарной позиции (классификационного кода товара) в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности России на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара; б) выполнение производственных или технологических операций, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим из ОЭЗ; в) изменение стоимости товара, если величина добавленной стоимости его переработки (обработки) составляет не менее 30% доли цены поставляемого товара (в отношении товара, относящегося к электронной и сложной технике, - не менее 15%). Транспортные средства, находящиеся под режимом свободной таможенной зоны, в пределах административной границы Магаданской области могут выезжать из ОЭЗ без обязательного таможенного оформления, изменения таможенного режима и взыскания таможенных платежей при соблюдении условий, требований и ограничений, которые могут быть установлены таможенными органами. Правительство РФ по представлению администрации ОЭЗ вправе устанавливать ограничения таможенного режима ОЭЗ в Магаданской области. Действие таможенно - правовых предписаний, содержащихся в Федеральном законе "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", ограничивается сроком до 31 декабря 2014 года (ст. 7 Закона).
Использование режима свободного склада для привлечения инвестиций в отечественную автомобильную промышленность
Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 1998 года N 135 "О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности" было объявлено о государственной поддержке крупномасштабных проектов создания и развития производственных мощностей для выпуска современных средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов, в том числе реализуемых при участии иностранных инвесторов, которые отвечают следующим критериям: - суммарный объем инвестиций, необходимых для реализации проекта, составляет не менее 1500 млн. руб. в течение пяти лет, что фиксируется в инвестиционном соглашении, заключаемом инвестором с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ <*>. При этом в случае участия иностранного инвестора в уставном (складочном) капитале российской коммерческой организации, осуществляющей реализацию проекта, его доля должна составлять не менее 150 млн. руб.; -------------------------------- <*> В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1998 года N 413 (п. 2) таким органом стало Минэкономики России. Ему было предоставлено право заключать соответствующие инвестиционные соглашения, определяя в них обязательства инвестора по объемам инвестиций и объемам выпуска продукции по годам реализации инвестиционных проектов, а также возможность участия государства в уставном капитале коммерческих организаций, осуществляющих крупномасштабные инвестиционные проекты в автомобильной промышленности.
- доля затрат, произведенных на территории Российской Федерации по истечении пяти лет с начала реализации проекта и относимых на себестоимость, составляет не менее 50% себестоимости конечной продукции. Одной из форм государственной поддержки является установление особых правил применения таможенного режима свободного склада в отношении средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов, произведенных в рамках реализации упомянутых инвестиционных проектов. Основы правового регулирования порядка применения режима свободного склада в отношении средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов, произведенных в рамках специальных инвестиционных проектов, установлены названным Указом Президента Российской Федерации и сводятся к следующему. 1. Средства автомобильного транспорта и автомобильные компоненты, произведенные в рамках специальных инвестиционных проектов, в пределах установленных квот при вывозе таких товаров с территории свободного склада и ввозе на остальную территорию Российской Федерации считаются происходящими из Российской Федерации. Эти квоты ежегодно определяются Правительством РФ, которое исходит из объемов фактических инвестиций в реализацию данных проектов, а также из объемов выпуска средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов и доли затрат, произведенных на территории Российской Федерации и относимых на себестоимость конечной продукции. 2. При нарушении норм Указа Президента Российской Федерации от 5 февраля 1998 года N 135 и положений соответствующих инвестиционных соглашений особенности таможенного режима свободного склада не подлежат применению с момента обнаружения указанных нарушений. 3. Срок применения особенностей таможенного режима свободного склада к средствам автомобильного транспорта и автомобильным компонентам, производимым в рамках одного проекта, не должен превышать срока реализации этого проекта, но не может быть более семи лет. 4. Правительство РФ разрабатывает порядок определения: - происхождения средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 1998 года N 135; - доли затрат, произведенных на территории Российской Федерации, в себестоимости конечной продукции; - количественных ограничений для применения особенностей таможенного режима свободного склада, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 1998 года N 135. 5. ГТК России выдает российским коммерческим организациям (в том числе с иностранными инвестициями), осуществляющим реализацию проектов, лицензии на учреждение свободных складов на основании решений Правительства РФ. 6. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся российские коммерческие организации, осуществляющие реализацию инвестиционных проектов, рекомендуется предоставлять этим организациям в пределах своей компетенции дополнительные льготы и гарантии. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 февраля 1998 года N 135 принято Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1998 года N 413, которым были утверждены: - Положение об особенностях правового регулирования таможенного режима свободного склада; - Порядок определения страны происхождения средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов при их вывозе с территории свободного склада с особенностями правового регулирования таможенного режима и ввозе на остальную территорию Российской Федерации; - Порядок определения количественных ограничений для применения особенностей правового регулирования таможенного режима свободного склада и доли затрат, произведенных на территории Российской Федерации, в себестоимости конечной продукции. В соответствии с действующими правилами средства автомобильного транспорта и автомобильные компоненты, признаваемые происходящими из Российской Федерации, что подтверждается сертификатом происхождения товара, не облагаются таможенными платежами при их вывозе с территории свободного склада и ввозе на остальную территорию Российской Федерации в пределах квот (в натуральном и стоимостном выражении), ежегодно устанавливаемых Правительством РФ. При реализации на территории Российской Федерации указанные средства автомобильного транспорта и автомобильные компоненты подлежат обложению налогами в порядке, установленном российским законодательством. При вывозе таких товаров в количестве, превышающем установленные квоты, обложению таможенными платежами подлежат комплектующие иностранного происхождения, использованные для их изготовления, по ставкам на эти комплектующие, действующим на момент их помещения под таможенный режим свободного склада. Средства автомобильного транспорта и автомобильные компоненты, не признаваемые происходящими из Российской Федерации, ввозятся со свободного склада на остальную территорию Российской Федерации и подлежат обложению таможенными платежами в отношении комплектующих иностранного происхождения, использованных для их изготовления, по ставкам на средства автомобильного транспорта и автомобильные компоненты, действующим на момент их ввоза со свободного склада на остальную территорию Российской Федерации. Предложения об учреждении российской коммерческой организацией (в том числе с иностранными инвестициями) свободного склада с особенностями правового регулирования таможенного режима вносятся в Правительство РФ Министерством экономики РФ на основании заключенного инвестиционного соглашения. Инвестиционный проект разрабатывается российской коммерческой организацией на основании технико - экономического обоснования, прошедшего экспертизу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 года N 1008 "О порядке проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации". На федеральном уровне государственная экспертиза предпроектной документации проводится: а) Экспертным советом при Правительстве РФ; б) Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете РФ по строительству и жилищно - коммунальному комплексу с участием следующих федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение специализированной экспертизы: Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (государственная экспертиза в области предупреждения чрезвычайных ситуаций); Министерство природных ресурсов РФ (государственная экспертиза в области охраны окружающей природной среды, использования и охраны водных объектов и недр); Министерство труда и социального развития РФ (государственная экспертиза условий труда); Федеральный горный и промышленный надзор России (экспертиза промышленной безопасности и рационального использования недр); другие федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение государственной экспертизы; в) федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение ведомственной экспертизы, в соответствии с положениями о разграничении функций по государственной экспертизе и утверждению предпроектной и проектной документации между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно - коммунальному комплексу. Инвестиционное соглашение готовится российской коммерческой организацией на основании инвестиционного проекта и бизнес - плана, соответствующего требованиям Постановления Правительства РФ от 22 ноября 1997 года N 1470 "Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации" и прошедшего экспертизу Минэкономики России, Минфина России и ГТК России. На территории свободного склада, учрежденного в рамках реализации такого инвестиционного соглашения, не может осуществляться иная производственная деятельность, чем та, которая определена в решении Правительства РФ об учреждении этого свободного склада. Лицензия на учреждение свободного склада выдается российской коммерческой организации (владельцу свободного склада) ГТК России на основании решения Правительства РФ в месячный срок после принятия такого решения при соблюдении этой организацией требований таможенного законодательства Российской Федерации. Особо следует отметить, что при выдаче лицензии на учреждение подобного рода свободного склада предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей не требуется. Лицензия на учреждение такого свободного склада не подлежит аннулированию таможенными органами. ГТК России может аннулировать лицензию только по решению Правительства РФ. При этом товары, ввезенные на свободный склад, подлежат повторному таможенному оформлению в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения. Таможенная стоимость данных товаров определяется на дату их помещения на свободный склад. В случае отзыва лицензии или приостановления ее действия в соответствии со статьей 77 Таможенного кодекса РФ ГТК России незамедлительно информирует об этом Правительство РФ. При ликвидации свободного склада по истечении срока действия лицензии, по желанию владельца свободного склада, в результате отзыва лицензии или при вывозе товаров со свободного склада и их помещении под иной таможенный режим товары, находящиеся на свободном складе, подлежат таможенному оформлению. При этом таможенная стоимость таких товаров определяется на дату их выпуска для свободного обращения или помещения под иной таможенный режим. Создаются и уже созданы свободные склады на территории ряда предприятий в г. Зеленограде (Приказ ГТК России от 21 января 1999 года N 29), на ООО "Таганрогский автомобильный завод" (распоряжение Правительства РФ от 9 декабря 1998 года N 1746-р), на ОАО концерне "КЭМЗ" в Дагестане и др. В отношении этих свободных складов применяются Приказ ГТК России от 21 января 2000 года N 49 "О некоторых вопросах декларирования товаров, помещаемых под таможенный режим свободного склада".
------------------------------------------------------------------
Название документа