Проверки финансово - хозяйственной деятельности, проводимые таможенными органами в пределах их компетенции
(Трошкина Т. Н.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2001) Текст документаПодготовлен для системы КонсультантПлюс
ПРОВЕРКИ ФИНАНСОВО - ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОВОДИМЫЕ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ В ПРЕДЕЛАХ ИХ КОМПЕТЕНЦИИ
Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 октября 2001 года
Т. Н. ТРОШКИНА
Татьяна Николаевна Трошкина, кандидат юридических наук.
Проверка финансово - хозяйственной деятельности представляет собой комплекс контрольно - инспекционных мероприятий, осуществляемых таможенными органами самостоятельно или во взаимодействии с другими контролирующими органами Российской Федерации. К компетенции таможенных органов относится проведение проверок финансово - хозяйственной деятельности: - лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации; - таможенных брокеров (проверка их финансово - хозяйственной деятельности является формой таможенного контроля); - иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы. Эти контрольно - инспекционные мероприятия направлены на обнаружение возможных нарушений таможенного и валютного (в пределах компетенции таможенных органов) законодательства. Они основаны на исполнении требований учета и регистрации товарно - материальных ценностей и движения денежных средств на счетах организаций (предприятий). Правовая основа механизма проведения проверок закреплена в Положении о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина России от 29 июля 1998 года N 34н), обязательного к исполнению всеми субъектами хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации. Цели проведения этих проверок могут быть как профилактическими (на основе планов организации проверок), так и правоохранительными - для организации проверок конкретных фактов возможных нарушений, полученных в результате анализа внешнеэкономической деятельности участников ВЭД или из других источников оперативной информации. Проверки финансово - хозяйственной деятельности могут быть: - камеральными, то есть по месту нахождения таможенного органа на основании имеющихся документов и сведений, а также предоставленных проверяемым лицом); - выездными - проверяющие выезжают по месту нахождения проверяемого лица; - встречными - данными проверками охватывается деятельность других предприятий, организаций, учреждений, связанная с финансово - хозяйственной деятельностью проверяемого лица. Существуют максимальные сроки для проведения каждого вида этих проверок. Так, для камеральных проверок таможенного брокера он не должен превышать трех месяцев, а выездной проверки - двух месяцев. При необходимости срок проведения выездной проверки финансово - хозяйственной деятельности таможенного брокера может быть увеличен вышестоящим таможенным органом до трех месяцев. При проведении встречных проверок общая продолжительность проведения проверки финансово - хозяйственной деятельности таможенного брокера может увеличиваться на один месяц на проведение каждой встречной проверки. Периоды между вручением проверяемому лицу требования о предоставлении документов и непосредственным их предоставлением в указанные сроки не засчитываются. Сотрудники таможенных органов проводят анализ финансово - экономического состояния проверяемых лиц на основании проверки документов и сведений, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов, соблюдением финансовой, кассовой, платежно - расчетной дисциплины и законности совершаемых операций, правильным и достоверным ведением бухгалтерского учета и отчетности, своевременностью и полнотой оприходования и перечисления в федеральный бюджет таможенных платежей, задолженностью по расчетам с дебиторами и кредиторами, проведением хозяйственных операций и так далее. Для документальной проверки необходимо предварительное рассмотрение документов: грузовой таможенной декларации (далее - ГТД), декларации таможенной стоимости (далее - ДТС), контрактов, счетов - фактур, транспортных и страховых документов, другой информации о деятельности участника внешнеэкономической деятельности (далее - участник ВЭД). Документальные проверки проводятся за конкретный период деятельности предприятия в сфере внешней торговли и уточняются условиями, предусмотренными планом проверки, утвержденным руководителем таможенного органа. Проверка должна проводиться по детальной программе, составленной самим проверяющим с четкой формулировкой целей проверки. Первичные документы и записи в учетных регистрах могут проверяться сплошным и выборочным методами. При сплошном способе проверяются все документы и записи в регистрах бухгалтерского учета. Сплошной проверке подвергаются в основном кассовые и банковские операции. Расчеты с поставщиками, покупателями, заказчиками, дебиторами и кредиторами подвергаются сплошной проверке при необходимости. При выборочном способе проверяется часть первичных документов в проверяемом периоде. Если при выборочной проверке устанавливаются серьезные нарушения законодательства или злоупотребления, то проверка на данном участке деятельности предприятия проводится сплошным способом с изъятием в соответствии с порядком изъятия, установленным Таможенным кодексом Российской Федерации, документов и товарно - материальных ценностей. Достоверность финансово - хозяйственных операций устанавливается при помощи формальной и арифметической проверки документов, а также с помощью специальных приемов документального и фактического контроля. Цели формальной проверки заключаются в установлении правильности заполнения всех реквизитов документов; наличии неоговоренных исправлений, подчисток, дописок цифр и текста; подлинности подписей должностных и материально - ответственных лиц. При возникновении сомнений по конкретным фактам хозяйственных операций объяснения получаются от должностного лица. Арифметическая проверка направлена на контроль правильности подсчетов в документах. При проведении встречных проверок на предприятиях, с которыми проверяемое предприятие имеет хозяйственные связи, учетные данные проверяемого предприятия сличаются с данными соответствующих документов тех предприятий, от которых получены или которым выданы средства и материальные ценности. Решения о проведении встречных проверок принимают руководители таможенных органов, в зоне деятельности которых находятся проверяемые предприятия (организации). Статья 186 Таможенного кодекса РФ закрепила следующие права должностных лиц таможенных органов во время проведения финансово - хозяйственных проверок: - требовать безвозмездного предоставления и ознакомления с любой документацией (включая банковскую) и информацией, касающейся осуществления внешнеэкономической и иной хозяйственной деятельности, которая имеет отношение к таможенному делу и функциям таможенных органов Российской Федерации; - получать от должностных лиц и других работников проверяемого лица справки, письменные и устные объяснения; - опечатывать помещения; - изымать по акту документы, если они будут проверяться в другом месте (изъятые документы должны быть возвращены в максимально короткий срок). Для проведения проверки должны предоставляться необходимые документы в виде заверенных надлежащим образом копий в установленный срок (для таможенного брокера он составляет пять дней). Действия должностных лиц таможенных органов при осуществлении проверки не должны причинять неправомерного ущерба лицу, чья финансово - хозяйственная деятельность проверяется. Вся полученная в ходе проверки информация является конфиденциальной. Таможенными органами обязанность проведения проверок финансово - хозяйственной деятельности лиц, которые перемещают товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, возложена на сотрудников отделов таможенной стоимости и валютного контроля региональных таможенных управлений и таможен с привлечением, в случае необходимости, сотрудников иных подразделений таможенных органов. Так например, Приказом ГТК России N 447 от 30 июня 1998 года "Об утверждении положения о службе таможенной инспекции Московского таможенного управления" <*> за службой таможенной инспекции закреплено "...принимать в пределах компетенции службы решения о проведении проверок финансово - хозяйственной деятельности конкретных организаций в рамках предоставленных Таможенным кодексом Российской Федерации". -------------------------------- <*> Документ опубликован не был. Принят во исполнение Приказа ГТК РФ от 19.03.1998 N 156 "О создании в Московском таможенном управлении службы таможенной инспекции".
Основанием для проведения таких проверок является: - календарный план проведения плановых проверок (утверждается начальником таможенного органа); - поручение ГТК России; - распоряжения начальников региональных таможенных управлений или начальников таможен. Порядок проведения проверок валютных операций предприятий (организаций) охватывает экспортно - импортные операции участников ВЭД при поставке товара за наличные с расчетами через банки и при бартерных сделках. Основная цель, которая стоит перед проверяющими, - это выявление фактов нарушения валютного законодательства. Перед проверкой составляется план ее проведения, в котором должно быть отражено: наименование участника ВЭД, форма собственности, состав учредителей, адрес, финансовые и банковские реквизиты; цель проверки; период проведения проверки. Проверки экспортных операций проводятся в виде плановой профилактической проверки и проверки в целях подтверждения выявленного нарушения валютного законодательства: непоступление или частичное поступление валютной выручки (текущие валютные операции должны осуществляться в срок не более 90 дней). Проверка импортных операций предприятий (организаций) по составу анализируемых документов и технологии организации контроля аналогична проверке экспортных операций. Условиями контракта может быть предусмотрена полная или частичная предоплата, осуществление которой подтверждается телеграфным извещением иностранного банка о выплате поставщику с аккредитива определенной суммы. При оплате определенной суммы предприятие получает счет - фактуру иностранного поставщика и прочие документы, предусмотренные контрактом. Для того чтобы перейти к характеристике проведения проверки бартерных операций, сначала определим, что понимается под этим термином. Бартерными называют операции, предусматривающие натуральный товарообмен на сбалансированной основе, оформляемый единым договором между российским и иностранным лицами. Договор содержит стоимостную оценку обмениваемых товаров, которая используется только для оценки сбалансированности встречных товаропотоков. Бартерные операции не предусматривают использование российским лицом или по его поручению иностранным лицом средств в иностранной валюте или в валюте Российской Федерации для оплаты встречных поставок товаров. Легальное определение бартерных сделок содержится в Указе Президента РФ N 1209 от 18 августа 1996 года "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок". В нем под внешнеторговыми бартерными сделками понимаются совершаемые при осуществлении внешнеторговой деятельности сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности. Таким образом, существенной чертой бартерных сделок является то, что к их числу не относятся сделки, предусматривающие использование при их осуществлении денежных или иных платежных средств. В случае изменения условий договора, устанавливающих обмен товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, на условия, предусматривающие осуществление расчетов в денежных или иных платежных средствах, российские лица обязаны обеспечить возврат этих средств в сумме, эквивалентной стоимости экспортированных товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, на свои счета в уполномоченных банках с соблюдением требований валютного регулирования и валютного контроля. При совершении бартерных сделок экспорт товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности может быть осуществлен только после оформления паспорта бартерной сделки. Таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в счет исполнения бартерных сделок, осуществляется при условии представления в таможенные органы Российской Федерации паспорта бартерной сделки. Российские лица при совершении бартерных сделок представляют экспортируемые товары для экспертной оценки количества, качества и цены в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Бартерная сделка должна быть оформлена одним договором, в котором обязательно определяются номенклатура, количество, качество, цена товара по каждой товарной позиции, сроки и условия поставки. В учете бартерная операция отражается как экспортная и импортная операция. Производится зачет взаимных требований поставщика и покупателя. От выбранного метода определения реализации (либо по мере ее оплаты, либо по мере отгрузки) зависит порядок учета бартерных операций. Оценка незавершенного производства продукции, которая может быть реализована в рамках указанных операций, в бухгалтерском учете производится по фактическим затратам. Проведение проверки предприятий (организаций) по вопросам определения таможенной стоимости товаров осуществляется в целях проверки соблюдения участниками ВЭД законодательства Российской Федерации в части правильности определения таможенной стоимости и основан на документальной проверке таможенной, коммерческой и бухгалтерской документации. Основными задачами данной проверки являются: подтверждение правильности таможенной стоимости товаров, заявленной при декларировании; подтверждение цены сделки, действительно уплаченной или подлежащей уплате за товар; выявление ложных заявлений, в том числе неучтенных при декларировании элементов таможенной стоимости. Контроль состоит из тщательной проверки точности информации, применяемой для оценки таможенной стоимости, а также правильности ее применения на основе предъявленных документов (включая фрахтовые документы в случае принятия или непринятия цены сделки, документы по оплате за использование объектов интеллектуальной собственности, по конвертации валюты, математические расчеты и т. д.). К документам, необходимым для контроля таможенной стоимости, относятся: учредительные документы; договор (контракт); дополнительные соглашения к ним (если они предусмотрены); ГТД и ДТС; товарно - транспортные документы, счет - фактура; главная книга; ведомости расчетов с поставщиками и подрядчиками. Основной целью проведения проверок предприятий (организаций), направленных на обнаружение товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации без предъявления к таможенному оформлению, является выявление наличия на складах участников ВЭД товарно - материальных ценностей, ввезенных на территорию Российской Федерации с нарушениями таможенного законодательства. Выявление нарушений возможно в случае: - осуществления проверки физического наличия товаров на складе участника ВЭД; - проверки бухгалтерского оформления поступления товарно - материальных ценностей. Особое внимание при проведении финансового контроля уделяется правильности отражения в учете и отчетности операций, связанных с приобретением и безвозмездным получением основных средств и нематериальных активов, с учетом уплачиваемого поставщикам (подрядчикам) налога на добавленную стоимость по этим объектам. В случае, если представленные в процессе проверки документы подтверждают факт ввоза товаров на территорию Российской Федерации без предъявления к таможенному оформлению (на накладных отсутствуют штампы таможни, не предъявляются ГТД, оформленные таможенным органом, имеется письменное подтверждение владельца товара о его ввозе без предъявления к таможенному оформлению и т. п.), сотрудник таможенного органа, производящий проверку, составляет акт произвольной формы в 3-х экземплярах, отражающий результаты проведенной проверки, с приложением всех изъятых документов. Акт подписывается сотрудником таможни, руководителем предприятия (организации), на котором осуществлялась проверка, и главным бухгалтером. Первый экземпляр акта с необходимыми приложениями передается в отдел по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил. Второй остается в делах отдела таможенной стоимости и валютного контроля. Третий передается на предприятие. Важным моментом при проведении финансово - хозяйственных проверок является учет наличных денег и безналичных расчетов. Предприятия вне зависимости от форм собственности обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков. Расчеты предприятий по своим обязательствам с другими предприятиями производятся, как правило, в безналичном порядке через учреждения банков. Наличные деньги, полученные из учреждений банков предприятиями, расходуются строго по целевому назначению, а именно: на выплату заработной платы, на командировочные расходы, на хозяйственные и другие нужды. В кассе предприятия могут храниться не только наличные деньги, но и ценные бумаги (акции, облигации), денежные документы (почтовые марки, марки госпошлины, путевки, проездные билеты, вексельные марки и др.), бланки строгой отчетности, трудовые книжки, вкладные листы к ним, квитанции путевых листов автотранспорта и другие ценности. Порядок хранения, получения и расходования наличных денег определен и закреплен в письме Центрального банка России от 4 октября 1993 года (в ред. письма ЦБ РФ от 26 февраля 1996 года N 247) "Об утверждении Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" (Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением Совета директоров Центрального банка России 22 сентября 1993 года N 40); в Приказе ЦБ РФ от 25 марта 1997 года N 02-101; в указании ЦБ РФ от 15 декабря 1998 года N 441-у; в Положении ЦБ РФ от 25 марта 1997 года N 56 "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации"; в указании ЦБ РФ от 23 апреля 2001 года N 960-у "О внесении изменений и дополнений в Положение ЦБ РФ от 25 марта 1997 года N 56 "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации". При проверке ведения безналичных расчетов основной целью является выявление форм расчетов, ограниченных законодательством, а также необоснованных платежей по импорту. Предприятие самостоятельно выбирает банк для своих расчетов, но имеет право открыть только один расчетный счет. Ему присваивается индивидуальный номер, который затем должен проставляться на всех платежных документах по операциям по расчетному счету. Финансово - хозяйственные проверки в целях выявления необоснованных зачислений, минуя расчетный счет, проводят контроль безналичных расчетов. Безналичные расчеты регулируются Положением, утвержденным ЦБ РФ 12 апреля 2001 года N 2-П "Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации". Учет материалов на предприятии определен "Основными положениями по учету материалов на предприятиях и стройках" (приложение к письму Минфина СССР от 30 апреля 1974 года N 103 "Об основных положениях по учету материалов на предприятиях и стройках"), а учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов регламентирован "Положением по бухгалтерскому учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов" <*> (приложение к письму Минфина СССР от 18 октября 1979 года N 166 "О положении по бухгалтерскому учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов") с учетом особенностей, изложенных в "Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства" (Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 1998 года N 64н"). -------------------------------- <*> Приказом Минфина РФ от 29.06.1998 N 34н (ред. 24.03.2000 г.) с учетом всех вносимых в него дополнений и изменений был сформирован новый перечень предметов, не относящихся к основным средствам и учитываемых в организациях в составе средств в оборот, а бюджетных организациях - в составе малоценных предметов и других ценностей. А бухгалтерская отчетность 2002 года будет основываться на Приказе Минфина РФ от 09.06.2001 г. N 44н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Учет материально - производственных запасов" ПБУ 5/01" (зарегистрировано в Минюсте РФ 19.07.2001 г. N 2086).
ГТК России принял правовые акты, которые определяют порядок проведения проверок финансово - хозяйственной деятельности отдельных категорий лиц: указание ГТК России от 24 ноября 1993 года N 01-12/994 "Методические рекомендации проверок финансово - хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, в целях обнаружения нарушений таможенного и валютного законодательства"; Приказ ГТК России от 31 августа 2000 года N 784, который утвердил Порядок организации проверки финансово - хозяйственной деятельности таможенного брокера. Некоторые аспекты проведения проверок финансово - хозяйственной деятельности таможенных брокеров уже рассматривались выше, а на некоторых остановимся более подробно сейчас. Под проверкой финансово - хозяйственной деятельности таможенного брокера понимается комплекс контрольно - инспекционных мероприятий, осуществляемых таможенными органами самостоятельно, а при необходимости - во взаимодействии с другими контролирующими органами Российской Федерации, и такие проверки являются формой таможенного контроля. Проводятся проверки камеральные (по месту нахождения таможенного органа на основании имеющихся документов и сведений, а также представленных таможенным брокером), выездные (проверяющие выезжают по месту нахождения таможенного брокера), а также встречные (проверяется деятельность других лиц, связанная с финансово - хозяйственной деятельностью проверяемого таможенного брокера). Камеральные и выездные проверки могут проводиться таможенным органом, выдавшим лицензию на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, самостоятельно, или таможенный орган направляет для проведения проверки имеющиеся у него документы и сведения о деятельности таможенного брокера (в том числе отчеты, представляемые таможенным брокером не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, в таможенный орган, выдавший лицензию на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера) в таможенный орган, в регионе деятельности которого действует таможенный брокер. Для проведения камеральной проверки финансово - хозяйственной деятельности таможенного брокера специального решения не требуется. Камеральная проверка финансово - хозяйственной деятельности таможенного брокера проводится путем анализа. Анализ документов и сведений предполагает выяснение выполнения таможенным брокером требований, установленных таможенным и иным законодательством Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы. Анализируются: 1) документы, представленные таможенным брокером (срок предоставления - не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным): годовая бухгалтерская отчетность таможенного брокера, заверенная соответствующим налоговым органом и представленная в таможенный орган, выдавший лицензию на осуществление деятельности таможенного брокера; 2) годовой отчет таможенного брокера об осуществлении расчетов с таможенными органами, представленный в таможенный орган, выдавший лицензию, включающий: - отчет, составленный в соответствии с формой отчетности, подписанный руководителем таможенного брокера или его обособленного структурного подразделения и главным бухгалтером, заверенный печатью и согласованный должностным лицом отдела таможенных платежей таможенного органа, в котором производилась сверка данных, приведенных в отчете; - письмо таможенного брокера с данными относительно расчета своих обязательств перед таможенным органом; - сведения о случаях списания с депозита возмещения по банковской гарантии таможенного брокера денежных средств в доход федерального бюджета или обращения взыскания на предмет залога; - сводный отчет по операциям всех структурных подразделений при осуществлении деятельности таможенного брокера через свои структурные подразделения; 3) информация, имеющаяся в таможенных и других контролирующих органах, о деятельности таможенного брокера (бизнес - план, информация о задолженности таможенного брокера перед государственным бюджетом по уплате налогов, в том числе таможенных платежей (рассрочка и отсрочка платежей), наложенные взыскания, пени, дела о нарушении таможенных правил, заведенные в отношении таможенного брокера, с указанием соответствующих статей Таможенного кодекса РФ, соответствие информации о товарах и транспортных средствах в приграничном таможенном органе и таможенном органе назначения и др.); 4) другие документы и сведения. Решение о проведении выездной проверки финансово - хозяйственной деятельности таможенного брокера должно оформляться приказом или распоряжением таможенного органа, выдавшего лицензию на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, а вот непосредственное проведение проверки может быть поручено таможенному органу, в регионе деятельности которого действует таможенный брокер или его структурное подразделение. При выездной проверке финансово - хозяйственной деятельности проводится анализ документов о деятельности таможенного брокера, в том числе результатов аудиторских проверок таможенного брокера, проведенных аудиторскими фирмами, а также сведений, имеющихся в таможенных и других контролирующих органах, позволяющих выявить признаки нарушения таможенных правил. При этом виде проверки используют выборочный или сплошной метод за конкретный период деятельности таможенного брокера. Если при выборочной проверке устанавливаются признаки нарушений таможенного законодательства, то проверку проводят сплошным методом. Если при проведении проверки финансово - хозяйственной деятельности таможенного брокера у таможенных органов возникает необходимость получения у лиц, с которыми таможенный брокер имеет хозяйственные связи, дополнительных сведений о его финансово - хозяйственной деятельности, в том числе для установления достоверности информации, отраженной в первичных документах таможенного брокера, либо в случае отсутствия у таможенного брокера надлежащих первичных документов таможенный орган может истребовать в соответствии с установленным порядком у этих лиц документы, относящиеся к деятельности таможенного брокера (встречная проверка). При проведении проверки финансово - хозяйственной деятельности таможенного брокера в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, следует руководствоваться требованиями налогового законодательства. При проведении проверки финансово - хозяйственной деятельности таможенного брокера таможенные органы вправе: - требовать безвозмездного предоставления и знакомиться с любыми документацией (включая банковскую) и информацией, касающимися осуществления внешнеэкономической и иной хозяйственной деятельности, имеющей отношение к таможенному делу и функциям таможенных органов Российской Федерации; - получать от должностных лиц и других работников проверяемого лица справки, письменные и устные объяснения; - опечатывать помещения; - изымать по акту документы, если они будут проверяться в другом месте (изъятые документы должны быть возвращены в максимально короткий срок). Таможенный брокер имеет право обжаловать решения, действия или бездействие таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц в соответствии с разделом XIII Таможенного кодекса Российской Федерации. При обнаружении в ходе проведения проверок признаков нарушений таможенных правил оформляются протоколы о нарушении таможенных правил. По результатам камеральной или выездной проверки финансово - хозяйственной деятельности таможенного брокера и до истечения срока ее проведения составляется акт о проверке деятельности таможенного брокера по форме, утвержденной Приказом ГТК России от 15.06.98 N 392 "Об утверждении порядка лицензирования и контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов".
------------------------------------------------------------------
Название документа