Вывоз гражданами иностранной валюты

(Эрделевский А. М.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2001)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ВЫВОЗ ГРАЖДАНАМИ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 10 сентября 2001 года

А. М. ЭРДЕЛЕВСКИЙ

Александр Маркович Эрделевский, профессор Московской государственной юридической академии, доктор юридических наук.

Вывоз иностранной валюты из России регулируется ст. 6, 8 Закона о валютном регулировании и валютном контроле (далее - Закон), а также рядом подзаконных актов ЦБ РФ и ГТК РФ. Закон устанавливает некоторые различия в правовом регулировании вывоза валюты физическими лицами (гражданами) - резидентами и нерезидентами, причем как само это разграничение, так и его последствия вызывают значительные затруднения в правоприменительной практике.

Согласно п. 5 ст. 1 Закона к резидентам относятся граждане, имеющие постоянное местожительство в РФ, в том числе временно находящиеся за ее пределами, в то время как граждане, имеющие постоянное место жительства за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в РФ (п. 6 ст. 1 Закона), признаются нерезидентами. Нетрудно видеть, что критерием для разграничения граждан на резидентов и нерезидентов является факт наличия у них постоянного места жительства на территории РФ. Что следует понимать под наличием такого места жительства? Российское законодательство не позволяет однозначно ответить на этот вопрос.

Очевидно, по крайней мере, что здесь не имеется в виду фактическое наличие у гражданина места для постоянного проживания (например, квартиры в собственности или на правах найма), поскольку таковое может ничем не отличаться от места для временного пребывания. Так как обладание постоянным местожительством на территории РФ противопоставляется временному пребыванию за пределами РФ, можно сделать вывод, что под фактом обладания постоянным местожительством на территории РФ следует понимать факт постоянного или преимущественного проживания гражданина на территории РФ. Иными словами, в основе отграничения резидентов от нерезидентов, по смыслу Закона, должен лежать некий временной критерий, которого действующее российское законодательство не содержит.

Этот вывод косвенно подтверждается также ст. 20 Гражданского кодекса РФ, где местожительством гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает, а также п. 3 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, где установлено, что местом жительства гражданина является место, где он постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма, поднайма, аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница - приют и др.), а также иное жилое помещение. В то же время наличие у гражданина жилого помещения может служить основанием и для его регистрации в качестве временно пребывающего в этом помещении. Критерии постоянного проживания ни в ГК, ни в Правилах не установлены.

Между тем в сегодняшней правоприменительной практике именно акт регистрации физического лица (российского гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства) в качестве постоянно проживающего на территории РФ рассматривается в качестве необходимого и достаточного основания для отнесения его к категории резидентов. Такой подход проявляется и в законодательстве. Например, п. 3.23 Инструкции ЦБ РФ от 27 февраля 1995 г. N 27 предусматривает, что валютно - обменные операции совершаются при предъявлении гражданином кассиру обменного пункта документа, удостоверяющего личность, а при справке ф. N 0406007, в соответствии с п. 3.26 той же Инструкции, в ней ставится отметка напротив слова "Резидент" или слова "Нерезидент" исходя из сведений, указанных в предъявленном физическим лицом документе.

Исходя из этого подхода должен быть отнесен к нерезидентам, например, гражданин РФ, выехавший из РФ на постоянное жительство в другое государство и вставший для регистрации по новому месту жительства на учет в консульстве РФ в этом государстве, хотя бы он пробыл в этом государстве всего один день и вновь приехал в РФ, в то время как акт постановки такого гражданина на учет в консульстве свидетельствует лишь о его намерении постоянно проживать за пределами РФ, но не о самом факте такого проживания.

В связи с рассматриваемым вопросом следует упомянуть опубликованное в Вестнике Банка России (N 28 от 26.05.2000 г.) письмо ЦБ РФ, в котором приводится обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования (далее - Письмо). В этом Письме, в частности, даются ответы на вопросы по применению Порядка осуществления переводов иностранной валюты из РФ и в РФ без открытия текущих валютных счетов от 27.08.97 N 508, утвержденного Приказом Банка России от 27.08.97 N 02-371.

Отвечая на вопрос о том, могут ли физические лица - резиденты осуществлять перевод средств со своих валютных счетов за рубеж в сумме более 2000 долларов США в один операционный день через уполномоченный банк при выезде за рубеж на постоянное место жительства или родственникам, проживающим за рубежом, и необходимо ли разрешение ЦБ РФ в данном случае, в Письме совершенно правильно отмечается, что в соответствии с п. 8 раздела VIII Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР, утвержденных письмом Госбанка СССР от 24 мая 1991 г. N 352, иностранная валюта, находящаяся на счетах резидентов в уполномоченных банках, может быть вывезена или переведена за границу при выезде владельца счета за рубеж.

Как указывается далее в ответе ЦБ РФ на поставленный вопрос, при выезде физического лица за границу на постоянное место жительства данному лицу для перевода иностранной валюты со своего текущего валютного счета необходимо представить в уполномоченный банк документы, подтверждающие его выезд (загранпаспорт с отметкой "Выезд на постоянное место жительства", скрепленной подписью работника ОВиРа МВД России, а также открытой въездной визой того иностранного государства, в которое физическое лицо - резидент намерено выехать на постоянное место жительства); при этом перевод физическим лицом, выезжающим на постоянное место жительства за границу, принадлежащих ему валютных средств со своего текущего валютного счета осуществляется без ограничений.

Конечный вывод ЦБ РФ в ответе на заданный вопрос представляется совершенно верным, но и в этом случае обращает на себя тенденция отождествления самого факта выезда гражданина на постоянное жительство за пределы РФ (именно с этим фактом связывает наступление соответствующих последствий п. 8 раздела VIII Основных положений) с наличием у лица намерений осуществить такой выезд. Впрочем, в данном случае такое отождествление представляется допустимым, поскольку оно не влечет ограничения прав и охраняемых законом интересов гражданина.

Однако в большинстве случаев отнесение гражданина к одной из вышеуказанных категорий влечет весьма значимые последствия с точки зрения ограничения его прав. Например, право гражданина - резидента иметь счета в банках за пределами РФ ограничено (п. 2 ст. 5), в то время как в отношении гражданина - нерезидента такого ограничения не установлено. Есть и другие различия, касающиеся вывоза иностранной валюты, на которых мы остановимся ниже. Однако отмеченный подход к разграничению резидентов и нерезидентов противоречит Конституции РФ и без законных оснований существенно ограничивает права граждан.

Регистрация гражданина по месту жительства отражает не сам факт постоянного проживания гражданина в определенном месте, а лишь его намерение в этом отношении. Именно это было отмечено Конституционным Судом РФ в его Постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П, указавшим, в частности, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами, а регистрационные органы уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства.

В итоге можно сделать вывод, что, во-первых, в правоприменительной практике и подзаконных актах критерием разграничения физических лиц на резидентов и нерезидентов оказывается, вопреки ст. 1 Закона, не сам факт постоянного или преимущественного проживания физического лица на территории РФ или за ее пределами, а лишь факт наличия у него намерений осуществлять такое проживание; во-вторых, в законодательстве не установлено критерия для установления факта постоянного проживания физического лица на территории РФ или за ее пределами.

При таких обстоятельствах разграничение физических лиц на резидентов и нерезидентов оказывается не основанным на законе и, вместе с тем, существенно ограничивающим права граждан. Таким образом, установление в Законе различного правового статуса физических лиц противоречит Конституции РФ, в частности п. 1 ст. 19, предусматривающей равенство всех перед законом, поскольку ограничение прав граждан в существующей ситуации оказывается, по существу, произвольным, а также п. 3 ст. 55, где установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Следовательно, впредь до внесения в Закон соответствующих дополнений, устанавливающих критерии разграничения физических лиц на резидентов и нерезидентов, ст. 5, 6, 7, 8 Закона, предусматривающие различия в их правовом статусе, не подлежат применению постольку, поскольку они предусматривают большее ограничение прав одной из этих категорий физических лиц по сравнению с другой. Иными словами, уровень ограничений должен быть одинаковым для всех физических лиц и в то же время максимально благоприятным (минимально ограничительным) для них в допускаемых Законом пределах. Изложенное целесообразно иметь в виду при применении норм Закона, устанавливающих ограничения в отношении вывоза инвалюты гражданами.

Перейдем непосредственно к упомянутым ограничениям. Прежде всего следует отметить, что Закон не предусматривает возможности установления каких-либо ограничений в отношении перевода, вывоза и пересылки физическими лицами - резидентами и нерезидентами из РФ тех валютных ценностей, которые были ранее переведены, ввезены или пересланы в РФ при соблюдении таможенных правил. В случае вывоза ранее ввезенной инвалюты подтверждением ее ввоза и одновременно разрешением на вывоз являются таможенные документы установленной формы, а при вывозе ранее переведенной валюты - справки уполномоченного банка о предшествующем переводе соответствующей суммы в РФ.

Единственное, хотя и существенное ограничение в части порядка вывоза валюты в зависимости от ее суммы, распространяющееся и на вывоз валюты в порядке п. 6 ст. 6 Закона, установлено в ч. 2 п. 7 ст. 6 Закона, где предусмотрено, что физические лица - резиденты могут единовременно вывозить из РФ при соблюдении таможенных правил наличную иностранную валюту в размере, не превышающем сумму, эквивалентную десяти тысячам долларов США. Единовременный вывоз наличной иностранной валюты из РФ физическими лицами - резидентами в размере, превышающем сумму, эквивалентную десяти тысячам долларов США, производится только при наличии разрешения Центрального банка Российской Федерации, выдаваемого в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ по согласованию с Правительством РФ.

Несомненно, установление верхнего предела допустимой к свободному вывозу суммы инвалюты представляет собой существенное ограничение пределов осуществления гражданами права собственности на валютные ценности. Следует заметить, что хотя сам Закон о валютном регулировании действует с 5 ноября 1992 г., упомянутый предел - эквивалент десяти тысяч долларов США - оказался установлен в п. 7 ст. 6 Закона сравнительно недавно - с 8 июля 1999 г. (Федеральный закон "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" от 5 июля 1999 г. был официально опубликован в Российской газете 7 июля 1999 г.). Поскольку в течение семи лет, предшествующих внесению изменений в Закон, граждане приобретали в РФ наличную инвалюту либо ввозили или переводили ее в РФ, будучи уверены в возможности без ограничений вывезти ее за пределы РФ, возникает весьма важный вопрос: распространяется ли установленный в п. 7 ст. 6 Закона верхний предел на вывоз любой вывозимой наличной инвалюты независимо от времени ее приобретения, ввоза или перевода, либо лишь той инвалюты, которая была приобретена, ввезена или переведена в РФ после 7 июля 1999 г.?

Согласно п. 2 ст. 55 Конституции РФ в России не должны издаваться законы, умаляющие права человека и гражданина; одним из них является право частной собственности, которому посвящена ст. 35 Конституции РФ. Поскольку с момента законного приобретения, ввоза или перевода в РФ инвалюты в период до 7 июля 1999 г. у гражданина одновременно возникало субъективное право свободно вывезти ее независимо от суммы, распространение на такую инвалюту нововведенных ограничений означало бы придание Закону в этой части обратной силы и ограничивало бы уже возникшее у гражданина право. Однако сам Федеральный закон от 5 июля 1999 г. не предусматривает обратной силы вносимых им дополнений; кроме того, придание этим дополнениям обратной силы противоречило бы п. 2 ст. 55 Конституции РФ. Таким образом, установленный в п. 7 ст. 6 Закона предел распространяется только на вывоз инвалюты, приобретенной, ввезенной или переведенной в РФ после 7 июля 1999 г.

Порядок вывоза и пересылки резидентами валютных ценностей из РФ в случаях, не охватываемых п. 6 ст. 6 Закона, устанавливается Центральным банком РФ совместно с ГТК РФ. Правила вывоза гражданами инвалюты установлены Инструкцией ЦБ РФ от 27 февраля 1995 г. N 27, а также Положением ЦБ РФ и ГТК РФ от 12 января 2000 г. N 105-П, N 01-100/1 "О порядке вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты", причем Инструкция N 27 применяется в части, не противоречащей Положению N 105-П. В этих актах предусмотрено, что основным документом валютного контроля за валютно - обменными операциями граждан (резидентов и нерезидентов) является справка (форма N 0406007), которая служит подтверждением приобретения гражданином наличной иностранной валюты или платежных документов в иностранной валюте и одновременно является основанием для вывоза инвалюты из РФ.

Вывоз из РФ наличной инвалюты гражданами - резидентами на сумму в эквиваленте до 1500 долларов США включительно осуществляется с соблюдением таможенных правил, но без предъявления таможенным органам справки N 0406007. При вывозе из РФ наличной иностранной валюты в сумме свыше эквивалента 1500 и до 10000 долларов США в таможенные органы представляется в обязательном порядке справка N 0406007 с заполненными реквизитами документа, удостоверяющего личность гражданина, на сумму разницы между фактически вывозимой суммой наличной инвалюты и установленным лимитом в размере эквивалента 1500 долларов США. Для вывоза гражданами - резидентами суммы, превышающей 10000 долларов США, необходимо разрешение ЦБ РФ (кроме случаев, когда инвалюта получена для оплаты командировочных расходов за пределами РФ (п. 2 Положения N 105-П).

Вывозимые валютные ценности подлежат декларированию при пересечении таможенной границы РФ. Согласно п. 2.4 Инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предназначенными для производственной или иной коммерческой деятельности, утвержденной Приказом ГТК РФ от 25 января 1999 г. N 38 (в редакции Приказа ГТК РФ от 9 июня 2001 г., одновременно с внесением изменений в Приказ ГТК РФ N 38 объявившего утратившим силу Приказ ГТК N 480 от 28 июля 1999 г., о котором речь пойдет ниже), обязательному декларированию в письменной форме подлежит наличная иностранная валюта в случаях ее вывоза физическими лицами из РФ в размере, превышающем сумму, эквивалентную 1500 долларов США включительно. Если сумма наличной иностранной валюты не превышает 1500 долларов США, она декларируется в конклюдентной форме (то есть предъявляется для обозрения должностному лицу таможенного органа). Заметим, что в п. 2.4 Инструкции речь идет о любых физических лицах - следовательно, действие этого пункта распространяется на любых граждан - как резидентов, так и нерезидентов.

Перейдем к вывозу наличной иностранной валюты физическими лицами - нерезидентами. Статья 8 Закона по-иному формулирует условия вывоза иностранной валюты гражданами - нерезидентами по сравнению со ст. 6 Закона, устанавливающей условия вывоза иностранной валюты гражданами - резидентами. Ранее переведенную, ввезенную или пересланную в РФ иностранную валюту нерезиденты вправе вывезти в полном размере. Что касается приобретенной на территории РФ иностранной валюты, то из новой редакции ч. 2 п. 3 ст. 8 Закона можно сделать вывод, что такую валюту граждане - нерезиденты вывозить из РФ не вправе, хотя и могут без ограничений переводить ее за пределы РФ со своих валютных счетов. В п. 4 ст. 8 Закона указано, что порядок вывоза валюты, за исключением случаев, указанных в п. 3 ст. 8 Закона, устанавливается ЦБ РФ совместно с ГТК РФ.

Ранее таким выходящим за рамки п. 3 ст. 8 Закона случаем был вывоз приобретенной в РФ иностранной валюты гражданином - нерезидентом. Правила вывоза валюты применительно к этому случаю были установлены в Инструкции N 27, которая разрешала любому гражданину, как резиденту, так и нерезиденту, вывозить приобретенную иностранную валюту при наличии справки ф. N 0406007. Поэтому до вступления в силу Положения N 105-П от 12 января 2000 г. право нерезидента вывезти приобретенную валюту не могло быть ограничено по сравнению с правами резидента, кроме права последнего вывезти определенную сумму без предъявления каких-либо документов о ее происхождении (нерезидент при вывозе любой суммы инвалюты всегда обязан документально подтвердить ее ввоз или перевод в РФ либо приобретение на территории РФ). Однако с момента вступления в силу Положения N 105-П действующие нормативные акты ЦБ РФ и ГТК РФ применяются в части, не противоречащей ему (п. 10 Положения N 105-П).

Как и ст. 8 Закона, собственно Положение предусматривает возможность вывоза гражданином - нерезидентом лишь той инвалюты, которая была ранее ввезена или переведена в РФ. Вывоз гражданином - нерезидентом приобретенной на территории РФ инвалюты Положением N 105-11 не предусмотрен, однако по тем же соображениям, что были приведены выше в отношении граждан - резидентов, установленные этим Положением ограничения не должны иметь обратной силы.

Следует отметить, что ГТК РФ по собственной инициативе попытался принять меры к частичному устранению необоснованных, как показал проведенный выше анализ российского валютного законодательства, различий в правовом положении граждан - резидентов и нерезидентов в отношении вывоза наличной инвалюты, издав распоряжение от 28 декабря 2000 г. N 01-99/1417 "О некоторых мерах по осуществлению таможенного контроля за соблюдением физическими лицами - нерезидентами порядка вывоза из Российской Федерации наличной иностранной валюты".

В упомянутом распоряжении ГТК РФ скорректировал порядок применения Приказа ГТК РФ от 28 июля 1999 г. N 480 (сегодня, как указывалось выше, уже не действующего) при производстве таможенного оформления и проведении таможенного контроля вывозимой из РФ физическими лицами наличной иностранной валюты, указав, что в случаях вывоза из РФ физическими лицами - нерезидентами наличной инвалюты в размере, не превышающем сумму, эквивалентную 1500 долларам США, такую инвалюту для таможенных целей следует считать товаром, не предназначенным для производственных и иных коммерческих целей, и применять в этих случаях упрощенный порядок ее пропуска, не требующий представления при таможенном оформлении сведений о документах, подтверждающих ввоз или перевод иностранной валюты в РФ.

Однако Минюст РФ отказал в регистрации распоряжения, в связи с чем оно в настоящее время применению не подлежит. Очевидно, отказ Минюста РФ в регистрации распоряжения оказался для ГТК РФ сильным ударом, от которого он пока еще не вполне оправился. Такой вывод можно сделать исходя из выпускаемых им впоследствии документов.

Так, письмом от 8 июня 2001 г. N 01-06/22720 "О квалификации правонарушений при перемещении физическими лицами валюты через таможенную границу" ГТК РФ довел до сведения таможенных органов методические рекомендации, большая часть которых изложена в виде очень четких и наглядных схем. Из Таблицы 3 этого письма, посвященной вывозу инвалюты нерезидентами, следует, что при вывозе инвалюты на сумму до 1500 долларов США гражданин - нерезидент должен подать декларацию (то есть осуществить декларирование в письменной форме), а если он этого не сделает, то подвергнется ответственности за таможенное правонарушение, предусмотренное ст. 279 Таможенного кодекса РФ (недостоверное декларирование товаров). В этой части письмо прямо противоречило действовавшему на момент его подписания Приказу ГТК N 480, не предусматривавшему, как и действующий сегодня Приказ ГТК N 38, обязанности письменного декларирования вывозимой инвалюты в сумме до 1500 долларов США. Есть в Таблице 3 упомянутого письма и другие противоречия.

То ли вследствие отмеченных противоречий, то ли по иным причинам 12 июля 2001 г. ГТК РФ издает распоряжение N 720-р, в котором предписывается "в связи с необходимостью упрощения порядка вывоза из Российской Федерации иностранной валюты физическими лицами - нерезидентами" приостановить действие письма от 8 июня 2001 г. в части привлечения граждан - нерезидентов к ответственности за нарушение таможенных правил при вывозе из РФ инвалюты в сумме, не превышающей 1500 долларов США. Таким образом, на сегодняшний день вывозимая гражданами - нерезидентами инвалюта не подлежит письменному декларированию. Однако, как следует из п. 2.6 Инструкции, утвержденной Приказом ГТК N 38, при этом подлежат обязательной сдаче таможенному органу документы, подтверждающие ввоз или перевод вывозимой инвалюты в РФ.

Такая ситуация с правовым регулированием вывоза инвалюты производит весьма неприятное впечатление, и, надо полагать, в первую очередь на граждан - нерезидентов. Причем все это происходит на фоне постоянных заявлений высших российских должностных лиц о необходимости создания наиболее благоприятной атмосферы для иностранных инвесторов и либерализации российского валютного законодательства. Остается надеяться, что российские законодательные и исполнительные органы все же сумеют в короткие сроки принять надлежащие меры для исправления сложившегося положения и упорядочения российского валютного законодательства.

------------------------------------------------------------------

Название документа