Система обеспечения уплаты таможенных платежей. Формы и правила применения

(Трошкина Т. Н.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2001) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ. ФОРМЫ И ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 12 августа 2001 года

Т. Н. ТРОШКИНА

Татьяна Николаевна Трошкина, кандидат юридических наук.

В Российской Федерации фискальное значение таможенно - тарифного регулирования остается достаточно высоким, именно поэтому так важно исключить все возможные случаи недополучения казной таможенных доходов. Это может произойти из-за наступления неплатежеспособности налогоплательщика (декларанта), пропажи товаров, находящихся под таможенным оформлением, а также по причине несвоевременной уплаты таможенных налогов и сборов. Для решения этих вопросов в таможенном законодательстве предусматривается необходимость предоставления гарантий (способов обеспечения) уплаты таможенных платежей, которые представляют собой специальные меры имущественного характера, стимулирующие уплату таможенных платежей в надлежащем порядке путем установления дополнительных гарантий. Три основных вида обеспечения уплаты таможенных пошлин перечислены в статье 122 Таможенного кодекса РФ: залог товаров и транспортных средств; гарантия третьего лица; внесение причитающихся сумм на депозит. Более подробно остановимся на каждом из этих видов обеспечения. 1. Залог товаров и транспортных средств. Залог - это гражданско - правовая категория, являющаяся одним из основных способов обеспечения обязательств. 29 мая 1992 года был принят Закон РФ N 2872-1 "О залоге" <*>. В нем в статье 1 залог определяется как способ обеспечения обязательства, при котором кредитор - залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет заложенного имущества, преимущественно перед другими кредиторами за изъятиями, предусмотренными законом. Данное определение было перенесено в Гражданский кодекс РФ (ст. 334). -------------------------------- <*> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 23. Ст. 1239.

Правовое закрепление залога в системе обеспечения уплаты таможенных платежей (в развитие статьи 122 Таможенного кодекса РФ) произошло с принятием Государственным таможенным комитетом РФ (далее - ГТК России) "Положения об использовании залога таможенными органами Российской Федерации". Далее Положение было утверждено Приказом ГТК России от 22 февраля 1994 года N 71 <*> (зарегистрировано в Минюсте 15 марта 1994 года N 516) и действует в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ (об этом говорится в письме ГТК России от 24 июля 1995 года N 06-10/10420 "О применении Приказа ГТК России от 22.02.94 года N 71"). -------------------------------- <*> Российские вести. 1994. N 52.

Залог может использоваться в качестве средства обеспечения уплаты таможенных платежей при: а) предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты некоторых таможенных платежей (таможенной пошлины, НДС); б) использовании отдельных таможенных режимов: транзита, переработки под таможенным контролем, временного ввоза (вывоза), переработки вне таможенной территории (при освобождении от таможенных пошлин и возврате налогов - часть 2 статьи 93 Таможенного кодекса Российской Федерации) и реэкспорта (при неприменении ввозных таможенных пошлин и налогов - часть 1 статьи 101 Таможенного кодекса Российской Федерации) в случаях, когда соблюдение законодательства о таможенном деле не может быть обеспечено иными мерами. Залог может использоваться и для обеспечения взыскания штрафа или стоимости товаров и транспортных средств при совершении нарушений таможенных правил. Предметом залога, используемого в таможенном деле, могут быть товары, в том числе валюта, валютные ценности, ценные бумаги, а также автотранспортные средства. Не принимаются таможенными органами в качестве залога: - электрическая, тепловая и иные виды энергии; - предприятия, здания, строения, сооружения, земельные участки, космические объекты; - имущество, уже заложенное для обеспечения иного обязательства, а также имущество, обремененное иными предшествующими обязательствами в пользу третьих лиц; - имущественные права; - товары и транспортные средства, запрещенные к ввозу в Российскую Федерацию, вывозу из Российской Федерации; - имущество, находящееся за пределами Российской Федерации; - товары и транспортные средства, возможности реализации которых таможенными органами ограничены; - товары и транспортные средства в обороте и переработке, за исключением товаров и транспортных средств, помещенных под таможенные режимы переработки; - скоропортящиеся товары; - предметы, постоянный контроль за местонахождением и использованием которых конкретный таможенный орган не может обеспечить; - продукция и отходы производства, свободная реализация которых запрещена в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 февраля 1992 года N 179 (Перечень приведен в Приложении N 1 к Приказу ГТК России N 71 от 22 февраля 1994 года). Предметом залога не могут быть требования, носящие личный характер, иные требования, залог которых запрещен законом, а также имущество, которое не может быть отчуждено залогодателем (в частности, имущество, находящееся в общей собственности, - без согласия всех собственников и т. п.). Принятие в качестве предмета залога гражданских воздушных, морских и речных судов, подвижного состава железных дорог допускается в исключительных случаях и только по согласованию с ГТК России. Товары и транспортные средства, подлежащие сертификации или контролю других государственных органов и перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, могут быть предметом залога при условии наличия сертификата или прохождения ветеринарного, фитосанитарного, экологического и других видов государственного контроля. Предметом залога, обеспечивающего уплату таможенных платежей, могут служить товары и транспортные средства, свободная (рыночная) цена которых не ниже причитающихся к уплате сумм: - таможенной пошлины, налогов, взимание которых возложено на таможенные органы; - таможенных сборов за таможенное оформление; - максимальных сумм таможенных сборов за хранение и/или таможенное сопровождение товаров (если такое хранение и/или сопровождение имело или имеет место); - процентов с указанных сумм по ставкам, устанавливаемым Банком России по предоставленным этим банком кредитам; - 15 процентов стоимости товаров и транспортных средств на покрытие возможных издержек по содержанию предмета залога и расходов по его обращению в собственность государства в случае неисполнения обязательств перед таможенными органами и в связи с последующей реализацией. Для обеспечения взыскания возможных штрафов и стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, а также товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил (ст. 337 Таможенного кодекса Российской Федерации), может использоваться залог товаров и транспортных средств, свободная (рыночная) цена которых не ниже сумм подлежащих взысканию штрафов и стоимости с добавлением 15 процентов стоимости товаров и транспортных средств на покрытие возможных издержек по содержанию предмета залога и расходов по его обращению в собственность государства в случае неисполнения обязательств перед таможенными органами и в связи с последующей реализацией. В случае если залогом обеспечивается как уплата таможенных платежей, так и взыскание штрафов и стоимости товаров и транспортных средств, свободная (рыночная) цена предмета залога должна быть не ниже величины, представляющей собой сложение всех этих сумм. Решение о возможности применения в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей залога товаров и транспортных средств принимается начальником таможенного органа. Отдел таможенных платежей определяет достаточность гарантии уплаты таможенных платежей, обеспеченных залогом. Этим же отделом совместно с отделом бухгалтерского учета и отчетности устанавливается место хранения предмета залога, а также определяется возможность реализации предмета залога. В таможенной сфере отношения залога оформляются договором о залоге. Договор о залоге совершается в письменной форме. Сторонами этого договора выступают таможенный орган - залогодержатель и с другой стороны лицо, которому предмет залога принадлежит на праве собственности или хозяйственного ведения. В большинстве случаев этот договор нотариально не удостоверяется. Исключения составляют случаи, когда предметом залога являются гражданские воздушные, морские и речные суда, подвижной состав железных дорог, а также если нотариальная форма залога прямо предусмотрена законодательством Российской Федерации. Обязательной государственной регистрации подлежит оформление залога транспортного средства; он считается заключенным с момента его регистрации. Регистрацию залога обеспечивает залогодатель за свой счет и представляет таможенному органу выписку из реестра, подтверждающую регистрацию. Договор о залоге товаров - это документ, составляемый по утвержденным формам (приложения к Приказу ГТК России N 71 от 22 февраля 1994 года). В нем содержатся сведения о месте его заключения, залогодателе и залогодержателе, предмете залога (наименование, индивидуальные признаки, количество и стоимость товаров и транспортных средств, передаваемых в залог, их местонахождение), права и обязанности сторон, сроках исполнения и последствиях неисполнения обеспеченного залогом обязательства. В договоре о залоге товаров и транспортных средств, помещенных под таможенные режимы переработки, также должны указываться виды товаров и транспортных средств, которыми может быть заменен предмет залога. Во всех остальных случаях замена предмета залога допускается только с согласия таможенного органа и должна оформляться дополнением к основному договору. При заключении договора о залоге залогодатель вправе с согласия таможенного органа определить, что в случае неисполнения им залоговых обязательств в момент наступления срока их исполнения залогодатель помещает товары и транспортные средства под таможенный режим отказа в пользу государства. В указанном случае право залога в момент наступления такого срока прекращается. Такое выраженное в договоре заявление залогодателя является упрощенной формой декларирования и поэтому заполнение залогодателем в этом случае грузовой таможенной декларации в связи с заявлением таможенного режима отказа в пользу государства не требуется. От имени таможенного органа договор залога подписывается начальником или его заместителем, а также главным (старшим) бухгалтером. От имени залогодателя договор подписывается руководителем предприятия или иным уполномоченным на то лицом, а также главным бухгалтером. Начальник отдела таможенных платежей должен удостоверить правильность указанной в договоре о залоге суммы платежей, уплата которой обеспечивается залогом. Договор составляется в двух экземплярах. Один хранится в отделе бухгалтерского учета и отчетности таможенного органа, а второй остается у залогодателя. При залоге предмет залога в большинстве случаев остается у залогодателя, при этом принятие решения о месте нахождения залога остается за таможенным органом. Независимо от того, остается ли предмет залога у залогодателя либо передается таможенным органам, залогодатель обязан страховать за свой счет принятый в залог предмет залога на его полную стоимость на случаи утраты, недостачи или повреждения предмета залога вследствие аварии или действия непреодолимой силы, совершения иными государственными органами действий и принятия ими актов, прекращающих хозяйственную деятельность залогодателя, либо препятствующих ей, или неблагоприятно влияющих на нее (конфискация, реквизиция предмета залога), а также ликвидации или признания несостоятельным либо объявления о своей несостоятельности. Залогодатель не вправе распоряжаться предметом залога без согласия таможенного органа. Кроме того, не допускаются продажа, иное отчуждение, аренда и другие виды передачи во владение или пользование третьему лицу предмета залога. Исключение - передача во владение или пользование предмета залога, помещенного под таможенные режимы переработки, когда за залогодателем сохраняется право владения, пользования и распоряжения заложенным имуществом. При наличии обстоятельств, которые, по мнению должностных лиц таможенного органа, производящих таможенное оформление, не дают достаточной гарантии уплаты таможенных платежей или внесения иных причитающихся сумм, таможенный орган, как правило, принимает решение о заключении договора с оставлением предмета залога у себя (заклад). Предметом заклада могут быть только товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации. Предмет заклада помещается или остается на складе временного хранения, учредителем которого является таможенный орган, либо помещается на склад таможенного органа, либо помещается на хранение на таможенный склад, учредителем которого является таможенный орган. Если не представляется возможным поместить предмет залога на перечисленные склады, он остается у залогодателя под замком, пломбой и печатью таможенного органа. Это так называемый твердый залог. При оставлении предмета залога у себя (закладе) таможенный орган не осуществляет страхования предмета заклада и не пользуется им, а также не извлекает из предмета заклада доходы и иные имущественные выгоды в интересах залогодателя. При этом таможенный орган обязан: - принимать меры, необходимые для сохранения предмета заклада; - известить залогодателя о возникновении угрозы утраты или повреждения предмета заклада; - предоставить залогодателю после исполнения им (а при обеспечении уплаты таможенных платежей - или третьим лицом) обеспеченного закладом обязательства либо установления необоснованности заклада, обеспечивающего взыскание штрафа или стоимости товаров и транспортных средств, возможность забрать предмет заклада; - не позднее чем в пятидневный срок после минования надобности в закладе письменно уведомить залогодателя о необходимости забрать предмет заклада в случае, если залогодатель не забрал предмет заклада до истечения указанного срока. Если товары и транспортные средства, переданные в качестве предмета заклада, не будут востребованы залогодателем в течение двух месяцев со дня направления ему соответствующего уведомления, таможенный орган помещает такие товары и транспортные средства на склад временного хранения. Срок временного хранения в этом случае определяется в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. Обращение взыскания на предмет залога производится по решению суда, арбитражного суда, третейского суда или на основании исполнительной надписи нотариуса. (Нотариус может совершить исполнительную надпись, если залоговые отношения были оформлены в нотариально удостоверенной форме.) Взыскание на предмет залога может быть обращено только по решению суда в случаях, если: для заключения договора о залоге требовалось согласие или разрешение другого лица или органа; предметом залога является имущество, имеющее значительную историческую, художественную или иную культурную ценность; залогодатель отсутствует и установить его местонахождение невозможно. Предмет залога, на который обращается взыскание, реализуется по рыночной цене на таможенных аукционах, товарных биржах либо через торговые организации и предприятия. Отдел бухгалтерского учета и отчетности таможенного органа готовит документы для реализации предмета залога и сообщает в отдел таможенных платежей о вырученной сумме. Если вырученная сумма превышает размер обеспеченных этим залогом обязательств перед таможенными органами, то разница возвращается залогодателю. Если же сумма меньше размера обеспеченных этим залогом обязательств, то недостающая сумма взыскивается с декларанта или иного лица, ответственного за уплату таможенных платежей. Обращение взыскания на предмет залога или отказ от товаров и транспортных средств в пользу государства не освобождает лицо от ответственности за нарушение таможенных правил и уголовной ответственности за преступления в сфере таможенного дела. В случае досрочного исполнения залогодателем обязательств по договору о залоге путем внесения необходимых сумм платежей на депозит таможенного органа отдел таможенных платежей сообщает в отдел бухгалтерского учета и отчетности о прекращении действия договора о залоге после фактического поступления средств. 2. Внесение причитающихся средств на депозит. Депозитные платежи - это денежные средства, внесенные плательщиком, в нашем случае, на депозит таможенного органа, в качестве уплаты таможенных платежей по определенной поставке (имеется в виду договор, контракт). В случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации (при применении режимов переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории, реэкспорте, транзите, при применении отсрочки и рассрочки таможенных платежей) о внесении плательщиком денежных средств в качестве депозита на счет таможенного органа ими вносится сумма, которая подлежала бы уплате, если товары были бы выпущены для свободного обращения либо вывезены в соответствии с режимом экспорта. Внесение денежных средств на депозит в отношении доставляемых товаров должно производиться не позднее 10 календарных дней до предполагаемого дня фактического пересечения товарами границы. Внесение плательщиком денежных средств обеспечения уплаты таможенных платежей применительно к транзитным товарам производится на депозит таможенного органа отправления до момента фактического пересечения транзитными товарами российской таможенной границы. Денежные средства в отношении товаров, помещаемых под конкретный таможенный режим, вносятся на депозит одновременно с помещением этих товаров под заявленный режим. Депозит может вноситься в валюте Российской Федерации или в иностранной валюте, курс которой котируется Центральным банком Российской Федерации, по выбору плательщика. Не допускается внесение суммы обеспечения за одну товарную партию в различных валютах. Платежное поручение о внесении депозитных платежей представляется плательщиком на каждую товарную партию отдельно. Депозит может быть внесен плательщиком на счет таможенного органа в пользу третьего лица. В этом случае в платежном поручении в графе "Назначение платежа" должно быть дополнительно указано наименование, ИНН (если известен), код ОКПО лица, в пользу которого производится уплата. За время хранения сумм депозита на счете таможенного органа проценты на такие суммы не начисляются и не производится индексация внесенных сумм. Денежными средствами, находящимися на депозите таможенного органа, плательщик не может распоряжаться до завершения таможенного оформления. Исключение составляет ситуация, возникающая при отказе от ввоза товаров на российскую таможенную территорию. Депозит может быть использован при таможенном оформлении товаров для уплаты таможенных платежей, пени. Днем уплаты таможенных платежей в этом случае будет являться день принятия таможенным органом таможенной декларации, к которой должны быть приложены следующие документы: письменное заявление плательщика об использовании депозита для уплаты таможенных платежей, пени; документы, подтверждающие завершение выполнения обязательства, которое обеспечивалось внесением депозита на счет таможенного органа. В случаях, когда депозит был внесен на счет одного таможенного органа, а таможенное оформление этих товаров проводит другой таможенный орган, использование депозита для уплаты таможенных платежей и пени производится только по решению ГТК России. В случае внесения депозита в иностранной валюте пересчет иностранной валюты в валюту Российской Федерации производится по курсу, действующему на день принятия таможенной декларации. Депозит может быть использован для обеспечения по другим обязательствам, зачтен в счет уплаты будущих таможенных платежей либо возвращен плательщику в случае выполнения перед таможенными органами плательщиком обеспеченного депозитом обязательства. Решение об этом принимается тем таможенным органом, на счет которого был внесен депозит, не позднее месяца со дня получения письменного заявления плательщика, содержащего просьбу о зачете депозита в счет будущих таможенных платежей, о его использовании в счет обеспечения по другим обязательствам или о его возврате. Заявление должно быть подано в таможенный орган не позднее трех лет со дня выполнения плательщиком обеспеченного депозитом обязательства. Если плательщик вносил депозит в пользу третьего лица, то требуется письменное согласие плательщика. Заявление о возврате депозитных средств принимается только при наличии копии платежного документа, имеющего отметку о поступлении денежных средств на счет таможенного органа. По таможенному законодательству зачет депозита в счет уплаты будущих таможенных платежей либо его использование в счет обеспечения по другим обязательствам плательщика или его возврат осуществляется в валюте платежа. Возврат депозита наличными деньгами не производится, а комиссионное вознаграждение банков - посредников выплачивается за счет переводимых средств. Таможенные органы обязаны в десятидневный срок информировать налоговые органы по месту учета плательщика обо всех случаях возврата плательщику депозита. В случае невыполнения плательщиком обеспеченного депозитом обязательства перед таможенными органами таможенный орган, на счет которого был внесен депозит, со дня после истечения срока выполнения такого обязательства, принимает меры по перечислению денежных средств, внесенных в качестве депозита, в федеральный бюджет. Перечисление депозита производится в течение семи календарных дней со дня принятия решения таможенным органом. Отдельные особенности внесения сумм обеспечения на депозит таможенного органа и их возврата определяются правовыми актами ГТК России. Приказом ГТК России от 22 декабря 1993 года N 549 <*> (в редакции Приказа ГТК России N 176 от 10 марта 2000 года) были утверждены Временные правила обеспечения уплаты таможенных платежей в виде внесения причитающихся сумм на депозит таможенного органа. Эти правила применяются к подакцизным товарам, доставляемым во внутренний таможенный орган (то есть таможенный орган, в регионе деятельности которого находится получатель товара либо его структурное подразделение и производится таможенное оформление) автомобильным транспортом, в том числе при их перевалке с железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта на автомобильный, а также при перемещении по территории Российской Федерации автомобильным транспортом под таможенным режимом транзита. -------------------------------- <*> Российские вести. 1994. N 13.

В этих Правилах (в редакции Приказа ГТК России N 176 от 10 марта 2000 года) приводится формула, по которой рассчитывается размер денежных средств, необходимых для обеспечения уплаты таможенных платежей (обеспечительные суммы):

С = Ст x Кевро x Вт, где

С - сумма денежных средств, необходимая для обеспечения уплаты таможенных платежей; Ст - ставка для расчета суммы, подлежащей внесению на депозит таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, установленная в ЕВРО; Кевро - курс ЕВРО; Вт - количество товара в соответствующих единицах измерения.

В соответствии с Временными правилами была разработана 27 января 1994 года "Инструкция по применению временных правил обеспечения уплаты таможенных платежей в виде внесения причитающихся сумм на депозит таможенного органа" N 01-20/894 (опубликована не была). Особо следует отметить разъяснение, данное ГТК России 4 декабря 1996 года (письмо ГТК России N 01-15/21621), которое подтвердило возможность перезачета денежных средств, внесенных на депозит таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей при покупке марок акцизного сбора. Учитывая, что при таможенном оформлении маркированных товаров имеется возможность четкого определения принадлежности товара по серии марок к заявлению импортера, ГТК России подтвердил возможность при таможенном оформлении осуществлять перезачет в счет уплаты таможенных платежей денежных средств, внесенных на депозит акцизного таможенного поста в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии с Временной инструкцией (п. 2.16) о порядке маркировки отдельных подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, согласно порядку, установленному Временными правилами обеспечения уплаты таможенных платежей в виде внесения причитающихся сумм на депозит таможенного органа (ст. 4). Регулируется порядок внесения на депозит причитающихся сумм для обеспечения уплаты таможенных платежей ГТК России Приказом от 10 мая 2001 года N 427 (зарегистрирован в Минюсте 13.06.2001 года N 2747) "О внесении на депозит причитающихся сумм для обеспечения таможенных платежей" <*>. -------------------------------- <*> Российская газета. 2001. N 115.

Перечисление в доход федерального бюджета денежных средств, внесенных на депозит таможенного органа, не освобождает лицо, совершившее нарушение таможенных правил, от привлечения к ответственности в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. 3. Банковская гарантия получила в современной таможенной практике значительное распространение. Это объясняется высокой надежностью и быстротой реализации данного вида обеспечения уплаты таможенных платежей. Банковская гарантия используется для обеспечения уплаты таможенных платежей при применении отсрочки и рассрочки их уплаты, в отношении подакцизных товаров, при помещении товаров под таможенные режимы временного ввоза / вывоза, транзита и т. д. По гражданскому законодательству Российской Федерации в силу банковской гарантии банк или иное кредитное учреждение, страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлению бенефициаром письменного требования о ее уплате. Банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства). Плательщик таможенных налогов применительно к банковской гарантии является принципалом, а бенефициаром - таможенный орган. Круг гарантов ограничивается банками и иными кредитными учреждениями. В качестве обеспечения уплаты таможенных платежей может использоваться гарантия банка и иного кредитного учреждения, получившего лицензию Центрального банка Российской Федерации на проведение операций в иностранной валюте. Указанные банки и иные кредитные учреждения включаются по их заявлению в реестр, который ведет ГТК России. Порядок рассмотрения заявлений банков и иных кредитных учреждений о включении в реестр определяется ГТК России (статья 122 Таможенного кодекса РФ). На депозит вносится сумма таможенных платежей, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения либо вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта. За время хранения сумм на депозите проценты не начисляются. ГТК России: - ведет реестр по установленной форме и периодически, но не реже одного раза в шесть месяцев опубликовывает его; - доводит по мере внесения изменений, но не реже одного раза в квартал до сведения таможенных органов действующий реестр; - осуществляет контроль за соблюдением банками и иными организациями установленной для них максимально допустимой суммы одной банковской гарантии и максимально допустимой суммы всех одновременно действующих банковских гарантий и в случае их превышения информирует таможенные органы. Правила ведения реестра банков и иных организаций, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами, утверждены Приказом ГТК России от 24 апреля 2000 года N 341 <*> (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 июля 2000 года N 2308) "Об утверждении правил ведения реестра банков и иных организаций, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами" (в редакции Приказа ГТК РФ от 28.07.2000 года N 642). -------------------------------- <*> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 30.

Вопрос о включении банка или иной организации (заявители) в реестр ГТК России рассматривает на основании заявления, составленного по установленной форме (приложение 1 к Приказу ГТК России N 341 от 24 апреля 2000 года). Одновременно с заявлением банк представляет в ГТК России пакет следующих документов: заверенные в установленном порядке копии учредительных документов и свидетельства о регистрации юридического лица, копию свидетельства о регистрации в Центральном банке Российской Федерации, копию генеральной лицензии Банка России на осуществление банковских операций, карточку с образцами подписей лиц, имеющих право подписи на банковских гарантиях, и оттиском печати банка; копию аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности за прошедший год с приложениями, подписанную руководителем и главным бухгалтером и заверенную печатью; баланс (оборотную ведомость по счетам бухгалтерского учета) на последнюю отчетную дату, подписанный руководителем и главным бухгалтером и заверенный печатью; отчет о прибылях и убытках на последнюю отчетную дату, подписанный руководителем и главным бухгалтером и заверенный печатью; справки о выполнении обязательных экономических нормативов на каждую отчетную дату в течение последнего года, подписанные руководителем и главным бухгалтером и заверенные печатью; расчет собственных средств (капитала) на последнюю отчетную дату, подписанный руководителем и главным бухгалтером и заверенный печатью. Страховая организация одновременно с подачей заявления в ГТК России о включении ее в реестр представляет документы, перечень которых приведен в Приказе N 341 ГТК России от 24 апреля 2000 года. Там же перечислены основные критерии для принятия положительного решения по включению страховой компании в реестр. Заявления банков и иных организаций о включении их в реестр ГТК России рассматривает в течение 60 календарных дней со дня подачи такого заявления. При необходимости ГТК России может потребовать от заявителя представления дополнительных документов, а также направить запрос относительно дополнительных документов и сведений в Банк России, Департамент страхового надзора Минфина России и другие государственные органы. Срок рассмотрения заявления при этом исчисляется со дня дополнительных документов поступления. При этом общий срок рассмотрения заявления не должен превышать трех месяцев. Главное управление федеральных таможенных доходов проводит анализ устойчивости финансово - экономического состояния на основании предоставленных документов для определения соответствия показателей деятельности заявителя критериям, необходимым для включения в Реестр. Результаты проведенного анализа представляются на рассмотрение Комиссии. Решение о включении банка или иной организации в реестр принимается Комиссией. Основными критериями для включения банка в реестр являются: - наличие генеральной лицензии на осуществление банковских операций, выданной Банком России; - отсутствие задолженности перед таможенными органами; - оплаченный уставный капитал не менее 1 млн. евро в пересчете в валюту Российской Федерации по курсу Банка России на первое число первого месяца текущего квартала; - отсутствие убытков за последний отчетный год и на последнюю отчетную дату; - сумма собственных средств (капитала) на последнюю отчетную дату - не менее уставного капитала; - соблюдение обязательных экономических нормативов на все отчетные даты за последний календарный год; - финансово - экономическое состояние банка устойчиво для осуществления деятельности в качестве гаранта. ГТК России отказывает во включении в реестр в следующих случаях: - сведения, заявленные банком или иной организацией, являются неполными или недостоверными; - критерии деятельности заявителя не соответствуют требованиям Правил; - в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При отказе заявителю направляется извещение с указанием причин, подписанное от имени ГТК России начальником Главного управления федеральных таможенных доходов или лицом, его замещающим. Повторное заявление о включении в реестр ГТК России рассматривает при условии ликвидации причин отказа и по истечении шести месяцев со дня принятия отрицательного решения. За включение в реестр взимается сбор в размере 500-кратного установленного законом минимального размера оплаты труда. Указанный сбор уплачивается в валюте Российской Федерации. Срок уплаты сбора не должен превышать одного месяца со дня направления указанного извещения. В случае неуплаты сбора в установленный срок решение Комиссии о включении в реестр данного заявителя считается аннулированным. Повторное заявление ГТК России рассматривает по истечении шести месяцев со дня аннулирования указанного решения. Уплаченная сумма сбора за включение в реестр не возвращается независимо от того, использовал ли банк или иная организация предоставленное право выступать в качестве гаранта перед таможенными органами. Банк или иная организация включается в реестр с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведена уплата сбора за включение в реестр. Для банков и иных организаций, включенных в реестр, ГТК России устанавливает максимально допустимую сумму одной банковской гарантии и максимально допустимую сумму всех одновременно действующих банковских гарантий. При превышении любой указанной суммы банковские гарантии принимаются таможенными органами только при наличии письменного разрешения ГТК России. По разрешению ГТК России принимаются банковские гарантии от банков и страховых организаций, не включенных в реестр, при условии предоставления ими гарантии банка или страховой организации, включенных в реестр, либо иного ликвидного обеспечения. Максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий для банков устанавливаются исходя из следующего: - если оплаченный уставный капитал банка превышает 6 млн. евро в пересчете в валюту Российской Федерации по курсу Банка России на первое число первого месяца текущего квартала, то максимальная сумма одной банковской гарантии устанавливается равной эквиваленту 5 млн. долларов США, максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий - эквиваленту 25 млн. долларов США; - если оплаченный уставный капитал банка менее 6 млн. евро, но более 3 млн. евро в пересчете в валюту Российской Федерации по курсу Банка России на первое число первого месяца текущего квартала, то максимальная сумма одной банковской гарантии устанавливается равной эквиваленту 1 млн. долларов США, максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий - эквиваленту 5 млн. долларов США; - если оплаченный уставный капитал банка менее 3 млн. евро, но более 1 млн. евро в пересчете в валюту Российской Федерации по курсу Банка России на первое число первого месяца текущего квартала, то максимальная сумма одной банковской гарантии устанавливается равной эквиваленту 200 тыс. долларов США, максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий - эквиваленту 1 млн. долларов США. Максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий для страховых организаций устанавливаются исходя из следующего: (в ред. Приказа ГТК РФ от 28.07.2000 N 642) - если оплаченный уставный капитал страховой организации превышает 4 млн. евро в пересчете в валюту Российской Федерации по курсу Банка России на первое число первого месяца текущего квартала, то максимальная сумма одной банковской гарантии устанавливается равной эквиваленту 100 тыс. долларов США, максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий - эквиваленту 500 тыс. долларов США; - если оплаченный уставный капитал страховой организации менее 4 млн. евро, но более 0,5 млн. евро в пересчете в валюту Российской Федерации по курсу Банка России на первое число первого месяца текущего квартала, то максимальная сумма одной банковской гарантии устанавливается равной эквиваленту 50 тыс. долларов США, максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий - эквиваленту 250 тыс. долларов США. На основании решения Комиссии, при условии уплаты банками и иными организациями сбора за включение в реестр ГТК России издает приказ об их включении в реестр с указанием установленной им максимально допустимой суммы одной банковской гарантии и суммы всех одновременно действующих банковских гарантий. Затем ГТК России выдает банку или иным организациям разрешение выступать в качестве гаранта перед таможенными органами. Срок действия разрешения составляет 3 года (отсчет срока ведется со дня указанного в приказе ГТК России о включении в реестр). Банк или иная организация исключается из реестра по решению Комиссии при: - ликвидации или реорганизации банка или иной организации; - отзыве Банком России лицензии на осуществление банковских операций (для банка) либо Минфином России лицензии на право проведения страховой деятельности (для страховой организации); - невыполнении требований, указанных в "Обязанностях банков и иных организаций, включенных в реестр" (Правила, утвержденные Приказом ГТК России N 341 от 24 апреля 2000 года); - неисполнении условий выданных банковских гарантий; - несоответствии финансово - экономического состояния и показателей деятельности требуемым критериям (Правила, утвержденные Приказом ГТК России N 341 от 24 апреля 2000 года); - истечении срока действия разрешения на право выступать в качестве гаранта перед таможенными органами, если до истечения указанного срока не представлены согласно установленному порядку документы для повторного включения в реестр. При исключении из реестра головного банка исключению подлежат также все его филиалы (отделения) независимо от срока действия их разрешений. Издается приказ об исключении банка или иной организации из реестра ГТК России с указанием причин исключения. Банки или иные организации информируются об этом. Особо следует отметить, что исключение банка или иной организации из реестра не прекращает действия выданных ими и принятых таможенными органами банковских гарантий и не освобождает их от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий таких банковских гарантий. Таможенные органы Российской Федерации: а) принимают банковские гарантии при условии, если: - банк (филиал банка) или иная организация включены в реестр; - сумма одной банковской гарантии не превышает максимально допустимую сумму, установленную ГТК России для данного банка или иной организации; - имеется письменное разрешение ГТК России на принятие банковской гарантии, сумма которой превышает максимально допустимую сумму, установленную ГТК России; б) контролируют выполнение обязательств, обеспеченных принятыми банковскими гарантиями, а также принимают необходимые меры по взысканию денежных средств в соответствии с условиями банковских гарантий и требованиями законодательства Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения гарантами таких обязательств; в) незамедлительно информируют по установленной форме (приложение N 6) ГТК России обо всех фактах неисполнения банками или иными организациями требований таможенных органов об уплате денежных средств по банковским гарантиям. 4. Договор поручительства определяется в статье 361 ГК РФ как обязательство поручителя отвечать перед кредитором другого лица за исполнение последним его обязательства полностью или частично. Приказом ГТК России от 14 мая 1996 года N 287 "Об использовании таможенными органами договоров поручительства при транзите и доставке товаров под таможенным контролем" было утверждено Временное положение об использовании таможенными органами договоров поручительства при транзите и доставке товаров под таможенным контролем. Договор поручительства используется: при перевозке товаров, помещенных под таможенный режим транзита, и при перевозке товаров в соответствии с правилами доставки под таможенным контролем. Таможенные органы заключают договоры поручительства только с теми лицами, которые добровольно согласны принять условия, указанные во Временном положении. Договор поручительства может использоваться для обеспечения уплаты таможенных платежей при доставке или транзите товаров и транспортных средств при условии, что его действие завершается не ранее, чем спустя шесть месяцев после предполагаемого окончания перевозки товаров и транспортных средств при их доставке и транзите. Временное положение не применяется при транзите и доставке под таможенным контролем подакцизных товаров, подлежащих маркировке марками акцизного сбора и специальными марками. Договор может быть при условии, что основным обязательством, установленным в нем, является обязательство перевозчика доставить товары и документы на них в указанные сроки из таможенного органа отправления в таможенный орган назначения, исполнять надлежащим образом все правила, определенные нормативными актами ГТК России в отношении таможенного режима транзита или доставки товаров под таможенным контролем. Поручителем может являться владелец склада временного хранения, таможенного склада или свободного склада. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации договор поручительства совершается в письменной форме. Таможенным органам рекомендуется заключать договоры только путем составления одного документа, подписанного поручителем и кредитором. Договор поручительства заключается таможней для обеспечения выполнения основного обязательства перевозчика перед таможенными органами при одной перевозке товаров на одном транспортном средстве. Договоры при перевозке товаров железнодорожным и речным транспортом применяются в случаях, прямо установленных законодательством Российской Федерации и нормативными актами ГТК России. Договор, заключаемый таможней, должен обеспечивать уплату таможенных пошлин и налогов, а также иных платежей, взимаемых таможенными органами в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации в отношении любых товаров, перемещаемых перевозчиком в соответствии с таможенным режимом транзита или в соответствии с правилами доставки товаров под таможенным контролем. Таможне рекомендуется заключать договоры при условии, если владелец склада, желающий выступать в качестве поручителя, обладает денежными средствами или иным имуществом, принадлежащим ему на правах собственности или хозяйственного ведения, стоимость которого достаточна для обеспечения выполнения требований таможенных органов при неисполнении или при ненадлежащем исполнении перевозчиком основного обязательства. Для определения стоимости имущества, находящегося в хозяйственном ведении, должно учитываться только движимое имущество. Сведения о таких средствах и имуществе могут подтверждаться лицом, желающим выступить в качестве поручителя, при представлении документов, определяющих размер его основных фондов и оборотных средств, заверенных сторонней организацией (налоговым органом, аудиторской организацией, органом по управлению государственным или муниципальным имуществом), а также справки из банка о наличии и размере денежных средств этого лица. Достаточность денежных средств и стоимости имущества лица, желающего выступить в качестве поручителя, определяется исходя из суммы таможенных пошлин, налогов и иных платежей, которые подлежали бы уплате, если бы перевозчик не исполнил или ненадлежащим образом исполнил основное обязательство. Для целей упрощения расчетов предполагается, что такие платежи составляют сумму, эквивалентную: - 5000 долларов США - при одной перевозке товаров на одной единице железнодорожного подвижного состава; - 10000 долларов США - при одной перевозке товаров на одном автотранспортом средстве; - 30000 долларов США - при одной перевозке товаров на одном воздушном транспортном средстве; - 50000 долларов США - при одной перевозке товаров на одном речном или морском судне. Подлежащие уплате поручителем денежные суммы должны исчисляться по курсу Банка России, действующему на день заключения договора. В тексте договора поручительства рекомендуется оговаривать условия о том, что: - поручитель не вправе выдвигать против требования таможни возражения, которые мог бы представить перевозчик; - в период действия договора сумма причитающихся к уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей может быть увеличена; - при неисполнении или ненадлежащем исполнении перевозчиком обеспеченного договором обязательства поручитель и перевозчик отвечают перед таможенными органами солидарно. Заключаемый таможней договор должен составляться в трех экземплярах (комплект бланков состоит из трех сброшюрованных листов по форме, предусмотренной в приложении N 1 к Временному положению. Бланк первого экземпляра договора изготовляется на защищенной бумаге и является документом отчетности для таможенных органов, бланки второго и третьего экземпляров - на обычной бумаге). Первый и второй экземпляр возвращаются поручителю или его представителю, третий остается в таможне, заключившей договор. Срок действия договора рекомендуется определять продолжительностью восемнадцать месяцев. Срок действия поручительства не должен быть меньше срока действия договора. Рекомендуется заключать договор поручительства, если для его заключения владелец склада, желающий выступить в качестве поручителя, обращается в таможню, в регионе деятельности которой находится склад, с письменным заявлением (перечень необходимых сведений содержится во Временном положении). Заявление регистрируется в журнале регистрации договоров поручительства. Срок рассмотрения таможней заявления не должен превышать десяти рабочих дней со дня представления заявления в таможню. Таможне рекомендуется отказывать в заключении договоров в случаях, если: - имеются основания полагать, что поручитель не обеспечит выполнения в полной мере обязательств по договору (в частности, если владелец склада ранее не выполнял обязательств, данных таможенным органам), сведения о таких основаниях не разглашаются; - срок действия договора составляет более восемнадцати месяцев со дня его подписания обеими сторонами (с учетом требований к срокам договора поручительства, изложенным во Временном положении в п. 2.13); - условия договора не соответствуют следующим положениям: а) договор может быть расторгнут поручителем в одностороннем порядке; б) договор не обеспечивает выполнения основного обязательства в отношении всех (любых) товаров; в) поручитель не берет обязательства сдать неиспользованные первые экземпляры договоров в ОКДТ таможни, заключившей договор, либо поручитель ранее не сдал неиспользованные первые экземпляры договоров в ОКДТ таможни, заключившей договор; г) не соблюдаются другие требования и условия Временного положения. При поручении сведений о нарушении перевозчиком правил таможенного режима транзита или доставки товаров под таможенным контролем таможня, заключившая договор, незамедлительно выставляет поручителю требование об уплате причитающихся денежных сумм или применяет меры по взысканию с перевозчика причитающихся сумм.

* * *

С принятием Налогового кодекса РФ, установившего, помимо прочего, порядок обеспечения уплаты налогов, возникла необходимость приведения в соответствие норм таможенного законодательства с предписаниями законодательства о налогах и сборах. Эта задача должна быть решена с принятием новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации. Сейчас же при возникновении коллизии норм налогового и таможенного права следует прежде всего руководствоваться правилом, установленным в статье 2 Налогового кодекса РФ: "К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)".

------------------------------------------------------------------

Название документа