Иностранные инвестиции в экономике России - тенденции развития
(Лебедев В. М.)
("Финансы", N 8, 2001)
Текст документа
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ -
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
В. М. ЛЕБЕДЕВ
В. М. Лебедев, доцент, кандидат экономических наук, Москва.
Изменения в структуре иностранных инвестиций
Объем вложений иностранных инвестиций в российскую экономику является незначительным и остается на уровне ниже 1997 г. Сформировалась тенденция низких темпов роста инвестиций. Сокращаются индивидуальные объемы, низка доля в них реального сектора экономики и наукоемких производств, налицо концентрация вложений в небольшой группе регионов.
Экономический потенциал России, богатые природные ресурсы, относительно емкий национальный рынок, высокий научный потенциал позволяют реализовать значительно большие объемы иностранных инвестиций.
Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России на начало 2001 года составил 32,0 млрд. долл., в том числе прямые инвестиции составили 16,1 млрд. долл., или 50,4% от общего объема, портфельные инвестиции - 507 млн. долл., или 1,6%, и прочие инвестиции - 15,4 млрд. долл., или 48,0%. Положительным моментом является преобладание в общем объеме накопленных иностранных инвестиций удельного веса прямых инвестиций, которые более связаны с реальным сектором и устойчивы в условиях экономического кризиса.
В страновой структуре накопленных иностранных инвестиций преобладают инвестиции из США, их доля составляет 22,0%, Германии - 20,4%, Кипра - 13,2%, Франции - 10,5%, Великобритании - 7,1%, Италии - 5,5%, Нидерландов - 4,5%, Швеции - 2,3%, Швейцарии - 1,4%, Японии - 1,1%. На долю этих стран приходится почти 28,2 млрд. долл., или 88,0% от общего объема накопленных инвестиций.
В последнее время происходят изменения страновой структуры годовых объемов иностранных инвестиций. Так, если в годовом объеме всех привлеченных иностранных инвестиций в 1999 г. доля США составила 30,6%, то в 2000 г. она уменьшилась до 14,5%, доля Германии - с 17,7 до 13,4%, доля Великобритании - с 7,7% до 5,5%. В то же время увеличилась доля Кипра - с 9,6% до 13,2%, Нидерландов - с 5,6% до 11,2%, доля Франции - с 3,3% до 6,8%, Швеции - с 0,7% до 2,8% и Японии - с 0,4% до 1,1%.
Изменилась также отраслевая структура годовых объемов иностранных инвестиций. Так, доля промышленности в целом уменьшилась с 51% в 1999 году до 43,1% в 2000 г. Одновременно увеличилась доля пищевой промышленности - с 14,8% до 16,3%, химической и нефтехимической - с 1,1% до 2,2%, машиностроения и металлообработки - с 4,1% до 4,3%, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно - бумажной - с 2,0% до 2,3%, доля финансов, кредита, страхования и пенсионного обеспечения - с 1,2% до 2,5%, общей коммерческой деятельности по обеспечению рынка - с 2,0% до 2,5%, торговли и общественного питания - с 17,0% до 17,8%. В то же время уменьшилась доля топливной промышленности - с 17,8% до 5,7% и строительства - с 1,0% до 0,8%.
Отраслевые сдвиги характерны и для годовых объемов прямых иностранных инвестиций. За 1999 - 2000 гг. удельный вес прямых инвестиций в промышленность сократился с 61,1% до 43,1%. Одновременно увеличился удельный вес торговли - с 14% до 18,8%, связи - с 4,0% до 8,5%, транспорта - с 12,1% до 21,4%, машиностроения и металлообработки - с 3,0% до 5,1%. За этот же период уменьшился удельный вес топливной промышленности - с 28,0 до 10,0%, пищевой промышленности - с 22,6% до 18,5%, черной металлургии - с 1,3 до 0,9%.
В 2000 году основной объем иностранных инвестиций был привлечен в следующие регионы: г. Москва, г. Санкт - Петербург, Краснодарский край, Омская область, Челябинская область, Ленинградская область, Московская область, Сахалинская область, Самарская область и Тюменская область. В эти регионы привлечено около 80,6% от общего объема годовых инвестиций и более 78,1% от объема прямых инвестиций.
Москва пользуется приоритетом у иностранных инвесторов, прежде всего, по причине наличия емкого рынка сбыта товаров и услуг, высококвалифицированной рабочей силы и развитой нормативно - правовой базы, регулирующей деятельность иностранных инвесторов.
За 1999 - 2000 гг. в годовом объеме иностранных инвестиций доля г. Москвы увеличилась с 27,8 до 36,8%, уменьшилась Московской области - с 4,6% до 2,7%, Сахалинской области - с 10,7% до 2,3%, Омской области - с 9,3% до 7,2%, Ленинградской области - с 3,0% до 2,8%, увеличилась доля г. Санкт - Петербурга - с 7,3% до 10,6%, Краснодарского края - с 5,3% до 9%, Челябинской области - с 5,1% до 5,4 процента.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что приток иностранных инвестиций в экономику России остается на низком уровне. В целом объем иностранных инвестиций и, в первую очередь, прямых инвестиций является незначительным и не отвечает задачам стабилизации долговременного экономического роста. Импорт инвестиций в экономику России значительно меньше, чем экспорт капитала из России.
Основные направления улучшения инвестиционного климата
Основная причина незначительных объемов привлечения иностранных инвестиций заключается в наличии неблагоприятного инвестиционного климата в российской экономике.
В последнее время произошло улучшение макроэкономической ситуации. Стала более благоприятной ситуация на мировых рынках. Однако целый ряд проблем по-прежнему оказывает негативное воздействие на состояние инвестиционного климата.
Частные инвесторы принимают решения об инвестировании, ориентируясь в основном на два параметра: доходность и риск. Россия рассматривается иностранными инвесторами как страна с высокими инвестиционными рисками по следующим причинам:
- наличие в течение длительного времени инвестиционного кризиса;
- недостаточное развитие банковской системы, неразвитость финансовых рынков, проблемы с обслуживанием внешнего долга;
- несовершенная законодательная база, ее некомплексность, недостаточность правовых норм прямого действия при значительном наличии подзаконных актов, нестабильность и противоречивость законодательства, в том числе налогового и таможенного, неоднозначное его толкование органами исполнительной власти;
- дефицит квалифицированного персонала, наличие коррупции, различия в региональных требованиях к инвесторам;
- недостаточный уровень развития инфраструктуры, что значительно увеличивает издержки производства и реализации товаров и услуг.
Эти и другие факторы снижают инвестиционный рейтинг России и не позволяют эффективно конкурировать с другими странами за привлечение иностранных инвестиций на мировых рынках капиталов.
Однако оценка инвестиционного климата иностранными инвесторами осуществляется не только с точки зрения развития национального законодательства, его комплексности, полноты охвата основных направлений привлечения иностранных инвестиций, практики его исполнения, но и соответствия российского инвестиционного законодательства международному инвестиционному законодательству.
Иностранный инвестор видит серьезную проблему в том, что российское инвестиционное законодательство разрабатывается без учета стандартов международного инвестиционного сотрудничества.
Мировая экономика все основательнее становится на путь глобализации. Развитие процессов глобализации предопределяет необходимость унификации российского инвестиционного законодательства стандартам международного инвестиционного сотрудничества.
Набирает силу процесс либерализации инвестиционной деятельности. Так, за 1991 - 1999 гг. число стран, внесших изменения в инвестиционные режимы, увеличилось с 35 до 63, а количество внесенных ими изменений - с 82 до 140. За 1995 - 1999 гг. 92% всех изменений инвестиционного режима были направлены на либерализацию инвестиционного процесса.
Меры по либерализации инвестиционного процесса включают в себя обеспечение льготного режима осуществления инвестиций, либерализацию регулирования прав собственности, упрощение разрешительных процедур, ослабление государственного контроля.
Таким образом, требования к благоприятности инвестиционного климата в связи с развитием международного инвестиционного сотрудничества возрастают.
К настоящему моменту созданы правовые основы регулирования иностранных инвестиций. Вступили в действие Федеральные законы "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", законодательство, регулирующее реализацию соглашений о разделе продукции.
Однако Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" за время своего действия не обеспечил существенного улучшения инвестиционного климата и значительного возрастания объемов иностранных инвестиций. Указанный Закон не является законом прямого действия, имеет отсылочный характер, не содержит принципиальных положений, направленных на улучшение инвестиционного климата, ряд формулировок имеет расплывчатый характер.
Кроме того, Закон устанавливает только один режим осуществления инвестиций - национальный режим. В то же время международные договоры Российской Федерации о поощрении и взаимной защите капиталовложений и Договор к Энергетической хартии предусматривают установление двух режимов осуществления инвестиций - национальный режим и режим наибольшего благоприятствования. Право выбора предоставлено инвестору.
Однако нельзя согласиться с авторами, которые рассматривают как недостаток закона введение только одного режима осуществления инвестиционной деятельности - национального режима.
Установление Законом национального режима не исключает возможность применения на практике другого режима - режима наибольшего благоприятствования, так как, в соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации, международные договоры России имеют примат по сравнению с национальными правовыми актами.
В целом новый Закон об иностранных инвестициях оказался недостаточно эффективным и не улучшил инвестиционную привлекательность России. Он не устранил многочисленные преграды на пути привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.
Состояние инвестиционного климата в значительной мере предопределяется уровнем разработки законодательства, регулирующего привлечение иностранных инвестиций на основе соглашений о разделе продукции (СРП). Приняты Федеральные законы: "О соглашениях о разделе продукции" от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ; "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" от 7 января 1999 г. N 19-ФЗ; "О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" от 10 февраля 1999 г. N 32-ФЗ и девять Федеральных законов "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции". Однако в настоящее время необходимо ускорить реализацию инвестиционных проектов на основе СРП.
В феврале 2001 года принято Постановление Правительства Российской Федерации "О мерах по совершенствованию деятельности федеральных органов исполнительной власти по подготовке, заключению и реализации соглашений о разделе продукции, а также по контролю за их реализацией" и утверждено Положение о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области подготовки заключения, исполнения и осуществления контроля за реализацией соглашений о разделе продукции.
Постановлением определены вопросы, относящиеся к исключительному ведению Правительства, в том числе определение порядка использования государственной доли продукции, заключение договора о распределении продукции между центром и регионами. Подписание соглашения о разделе продукции по-прежнему остается прерогативой Правительства России.
18 июня 2001 г. вступил в действие Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" N 75-ФЗ. Новый Закон совершенствует положения действующего Закона и дополняет его новой схемой налогообложения при работе по разделу продукции. Инвестор освобождается от взимания всех федеральных налогов и сборов, за исключением единого социального налога (взноса), а также региональных и местных налогов и сборов, установленных в соответствии с Налоговым кодексом. Взимание налогов и сборов заменяется разделом продукции на условиях соглашения.
Однако работу по развитию правовой базы, регулирующей реализацию соглашений о разделе продукции, нельзя считать завершенной. Необходимо внести изменения и дополнения в Положение "О составе и порядке возмещения затрат при реализации соглашений о разделе продукции", утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1999 г. N 740, и "О формировании и использовании ликвидационного фонда при реализации соглашения о разделе продукции", утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1999 г. N 741. Это обеспечит большую прозрачность и более полный учет затрат инвестора при реализации соглашения о разделе продукции.
Необходимо также принять нормативные акты, регулирующие вопросы декларирования коммерческого открытия при разработке месторождений углеводородного сырья на условиях раздела продукции и государственного контроля реализации соглашений о разделе продукции при пользовании недрами. Принятие этих документов позволит обеспечить более высокий уровень конкурентности при проведении конкурсов и аукционов.
Для последующего развития нормативной правовой базы, регламентирующей международное инвестиционное сотрудничество, необходимо также ускорить в Государственной Думе работу над законопроектами: "О свободных экономических зонах", "О договорах государственной концессии, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами" и "Об изъятиях ограничительного характера из национального режима для иностранных инвестиций, осуществляемых на территории Российской Федерации".
Состояние инвестиционного климата предопределяется наличием мер стимулирования инвестиционной деятельности. В Федеральном законе "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" установлен разрешительный порядок введения льгот. Изъятия стимулирующего характера для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально - экономического развития страны. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством. Однако указанное положение Закона ничего не изменяет в действующем порядке введения льгот, так как льготы устанавливаются соответствующими федеральными законами о налогах.
Кроме того, Закон не устанавливает конкретные льготы, а только предусматривает обеспечение стабильных условий осуществления инвестиций. Однако, если рассматривать стабильность инвестиционного процесса исходя из положений Закона, то значительного продвижения в этом вопросе не наблюдается.
Прежде всего, положение о стабильности в Законе распространяется только на приоритетные инвестиционные проекты с объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. руб. или долей иностранного инвестора в уставном капитале 100 млн. руб. и на коммерческую организацию с иностранными инвестициями с долей иностранного инвестора в уставном капитале свыше 25%.
Следовательно, данное положение Закона не распространяется на средние и мелкие предприятия, что создает неравные условия осуществления инвестиционной деятельности, которые должны быть одинаковыми для всех типов предприятий. Инвестиционный проект не должен стимулироваться только потому, что он приоритетный.
Кроме того, срок действия стабильных условий в основном установлен в течение семи лет, а в исключительных случаях, по усмотрению правительства, этот срок может быть продлен. По международным масштабам это небольшой срок действия, и особенно для соглашений о разделе продукции, период окупаемости которых составляет 15-20 лет.
Ныне действующая система стимулирования является в основном фискальной и реализуется посредством предоставления специальных налоговых и таможенных льгот. Это приводит к изменению условий предоставления льгот, а иногда к их отмене, что в итоге нарушает стабильность инвестиционного процесса.
Назрела необходимость перестройки системы стимулирования путем увеличения в ней удельного веса финансовых льгот: предоставления гарантий, принятия государством части инвестиционных рисков, предоставления инвестиционных кредитов и другие. Переход на эти стимулы позволит придать большую стабильность инвестиционному процессу.
Состояние инвестиционного климата предопределяется также наличием весьма сложной процедуры согласования технико - экономических обоснований и проектов строительства и получения разрешительной документации на их реализацию. В этой связи в Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" будут внесены положения, упрощающие процедуру согласования и получения разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов и вводящие правила "одного окна".
Это будет обеспечиваться путем создания соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти, на который возлагается проведение государственной экспертизы инвестиционных проектов, а также выдача разрешительной документации для их реализации.
Состояние инвестиционного климата предопределяется также действующей процедурой регистрации предприятий с иностранными инвестициями. В России действует разрешительный режим регистрации предприятий с иностранными инвестициями. Для этого требуется предоставить большое число документов, завизированных различными организациями. Кроме того, это дорогостоящий процесс. Поэтому иностранные инвесторы заинтересованы в упрощении процесса регистрации предприятий. В решении этого вопроса может быть использован международный опыт их регистрации по принципу "one stop shop", или комплексной регистрации и в одном месте.
С этой целью разработан законопроект "О государственной регистрации юридических лиц", в котором предусмотрены единый порядок регистрации субъектов хозяйственной деятельности, независимо от их организационно - правовой формы и сферы деятельности, и введение единого государственного реестра юридических лиц.
В целях создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций необходимо упорядочить систему государственного контроля деятельности предприятий. Прежде всего, ограничить полномочия и пересмотреть функции органов исполнительной власти, правомочных проводить проверки предприятий, организаций и применять меры административного воздействия, за исключением налоговых и финансовых органов.
Проектом Федерального закона "О порядке проведения государственного контроля (надзора) при производстве товаров, работ, услуг и их реализации" установлено, что предметом государственного контроля может быть проверка обязательных требований, а также проверка исполнения обязательных предписаний органов государственного контроля. Запрещается взимание платы за осуществление контрольных мероприятий. Предусматривается имущественная ответственность за ущерб, причиненный вследствие нарушения правил контроля. Не допускается дублирование полномочий в сфере проведения контрольных мероприятий. Предусмотрено строгое соответствие предмета контрольного мероприятия функциям уполномоченных органов.
Проект закона предусматривает меры, обеспечивающие гарантии соблюдения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверки, и имущественную ответственность контрольных органов за ущерб, причиненный вследствие нарушения правил проверки.
Одной из действенных мер улучшения инвестиционного климата является сокращение лицензируемых видов деятельности, упорядочение и упрощение единого порядка лицензирования на территории страны. Для этого будут внесены изменения в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". Эти изменения обеспечат осуществление единой государственной политики в сфере лицензирования на территории России, упростят порядок получения лицензии и позволят избежать необоснованного расширения лицензирующими органами перечня документов, необходимых для получения лицензии.
Осуществление комплекса мер по улучшению инвестиционного климата позволит активизировать инвестиционный процесс и получить дополнительные инвестиции для осуществления экономического роста.
------------------------------------------------------------------
Название документа