Государственная регистрация участников ВЭД
(Дмитрович В.)
("Законность", N 4, 2001)
Текст документа
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ ВЭД
В. ДМИТРОВИЧ
В. Дмитрович, старший помощник Московско - Ярославского транспортного прокурора.
Юридические лица - участники внешнеэкономической деятельности оформляют в таможенных органах в режиме экспорта энергетические ресурсы - природный газ, нефть и нефтепродукты на сотни миллионов долларов США. Прокурорская практика показывает, что некоторые предприятия после таможенного оформления таких товаров "исчезают", т. е. отсутствуют по зарегистрированным адресам, а это означает, что вырученная от продажи энергоносителей валюта остается на счетах в иностранных банках. Поэтому следует внести соответствующие изменения в законодательство о порядке государственной регистрации участников ВЭД.
В соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 10) на таможенные органы возложено выполнение ряда функций, в числе которых - осуществление контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов, а также обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ. Однако, как свидетельствует практика надзора Московско - Ярославской транспортной прокуратуры за исполнением законов в деятельности Центральной энергетической таможни, таможенные органы не в состоянии выполнять в полном объеме вышеуказанные функции по причине несовершенства законодательства о государственной регистрации юридических лиц - участников ВЭД.
Сейчас государственная регистрация юридических лиц регулируется Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации", которым утверждено Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, а также ст. 51 ГК РФ. Указом Президента России определен перечень документов, необходимых для регистрации предприятия, указаны предъявляемые к этим документам требования, сроки регистрации и порядок аннулирования регистрации и обжалования отказа в государственной регистрации. Пунктом 4 Положения установлено, что при государственной регистрации предприятия не допускается требование гарантийных писем и иных документов, подтверждающих его местонахождение, указанное в учредительных документах предприятия. Статья 51 ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Хотя Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" принят 30 ноября 1994 г., до сих пор не разработан и не принят закон о регистрации юридических лиц.
Действующий порядок регистрации юридических лиц, в том числе участников ВЭД, приводит к тому, что так называемые фирмы - однодневки или лжепредприятия оформляют в таможенных органах вывоз в режиме экспорта за пределы таможенной территории России в основном нефти и нефтепродуктов в значительных объемах, а валютная выручка от их реализации поступает не на счета в уполномоченные банки, находящиеся в России, а на счета в иностранные банки. Поиски таких лжепредприятий по юридическому и почтовому адресам не дают положительного результата.
Государство в лице регистрационного органа из-за нечеткой регламентации порядка регистрации юридических лиц неумышленно способствует правонарушителям переправлять за границу энергетические и другие материальные ресурсы.
Центральная энергетическая таможня контролирует поступление на счета в уполномоченные банки валютных средств от экспорта энергоносителей, оформленных во всех таможенных органах России предприятиями и организациями. Проведенная Московско - Ярославской транспортной прокуратурой в 4-м квартале 2000 г. проверка состояния законности в деятельности Центральной энергетической таможни при выявлении и расследовании преступлений, связанных с контрабандой энергоносителей и уклонением от уплаты таможенных платежей, показала, что в истекшем году увеличилось число фирм, экспортировавших энергоресурсы и не значащихся по юридическим адресам, т. е. лжепредприятий. Отдел валютно - экспортного контроля таможни направил в оперативно - розыскной отдел служебные записки о розыске более 40 фирм, отсутствующих по юридическим адресам, на счета которых не поступила из-за границы валюта от экспорта товаров. Из этих фирм - экспортеров примерно половина находятся в Москве.
Учитывая большую общественную опасность переправления за пределы таможенной территории России сырьевых и энергетических ресурсов без возврата в Россию валютной выручки от их реализации (в данном случае в действиях злоумышленников усматриваются признаки преступлений, предусмотренных ст. ст. 193 и 199 УК), многочисленные факты уклонения от уплаты таможенных платежей за импортные товары, неединичные случаи регистрации лжепредприятий или фирм - однодневок, а также многолетнюю практику прокурорского надзора за соблюдением таможенного законодательства в части контроля за валютными и экспортно - импортными операциями, необходимо дополнить Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности пунктом 4а следующего содержания (до разработки и принятия Госдумой федерального закона о порядке государственной регистрации юридических лиц):
"4а. Предприятия - участники внешнеэкономической деятельности подлежат государственной регистрации при наличии в собственности помещения под офис предприятия. В случае отсутствия такого помещения предприятие должно иметь заключенный договор аренды помещения под офис на срок не менее трех лет, а также гарантийное письмо и иные документы, подтверждающие его местонахождение, указанное в учредительных документах предприятия.
При государственной регистрации предприятия - участника внешнеэкономической деятельности в журнал регистрации поступающих документов регистрационного органа заносятся паспортные данные учредителей (участников), руководителя и главного бухгалтера предприятия, домашние адреса всех названных лиц (адреса регистрации).
Не допускается государственная регистрация предприятий - участников внешнеэкономической деятельности по домашним адресам граждан.
Ответственность за ущерб, который может быть причинен третьим лицам и государству ввиду недостоверности указанного в учредительных документах местонахождения предприятия, несут его учредители и лицо, выдавшее гарантийное письмо о подтверждении местонахождения предприятия".
Целесообразно также предусмотреть административную ответственность сотрудников регистрационных органов за регистрацию фирм - участников внешнеэкономической деятельности по недостаточно проверенным документам (регистрация фирмы по недействующему или утерянному паспорту гражданина, регистрация по несуществующему адресу и т. п.).
Увеличившееся количество лжепредприятий, оформлявших в таможенных органах в режиме экспорта энергоносители, во многом объясняется и тем обстоятельством, что Министерство юстиции РФ отказало в регистрации Приказа ГТК России N 831 от 1 декабря 1999 г. "О порядке учета участников внешнеэкономической деятельности в таможенных органах Российской Федерации". Этот приказ четко регламентировал порядок регистрации участников внешнеэкономической деятельности в таможенных органах. В частности, таможенные органы имели возможность более тщательно проверить представленные участником внешнеэкономической деятельности документы, внесенные в них сведения и т. д.
Вновь принятый ГТК России Приказ N 787 от 31 августа 2000 г. "О порядке учета участников внешнеэкономической деятельности в таможенных органах России" по существу освобождает юридических лиц - участников внешнеэкономической деятельности от регистрации в таможенных органах. В нем говорится, что для участников внешнеэкономической деятельности учет носит добровольный характер. Кроме того, таможенные органы лишены ряда контрольных функций при постановке на учет участников внешнеэкономической деятельности. Об изложенном прокуратурой направлена в декабре 2000 г. информация в Московскую транспортную прокуратуру и предложено поставить перед ГТК России или Генеральной прокуратурой вопрос о внесении изменений в Приказ ГТК N 787 от 31 августа 2000 г. "О порядке учета участников внешнеэкономической деятельности в таможенных органах России", предусмотрев для участников внешнеэкономической деятельности необходимость в обязательном порядке регистрироваться в таможенных органах, а от Минюста России потребовать объяснений о причинах отказа в регистрации Приказа ГТК России N 831 от 1 декабря 1999 г. Ранее прокуратурой неоднократно направлялись в Московскую транспортную прокуратуру вышеуказанные и другие предложения об усовершенствовании существующего порядка государственной регистрации юридических лиц - участников внешнеэкономической деятельности. По сведениям Московской транспортной прокуратуры обобщенные предложения по этой тематике Генеральной прокуратурой России вносились в соответствующие органы, но не нашли необходимой поддержки.
------------------------------------------------------------------
Название документа