Гражданин как участник таможенно - тарифных правоотношений

(Трошкина Т. Н.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2001) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ГРАЖДАНИН КАК УЧАСТНИК ТАМОЖЕННО - ТАРИФНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 марта 2001 года

Т. Н. ТРОШКИНА

Татьяна Николаевна Трошкина, кандидат юридических наук.

За последние 10 - 15 лет заметно активизировалось участие юридических и физических лиц в таможенных отношениях. Это связано прежде всего с двумя основными обстоятельствами. Во-первых, со времени упразднения государственной монополии на внешнюю торговлю практически все юридические лица в той или иной форме подключились к осуществлению внешнеторговой деятельности и, как следствие, стали участниками таможенных правоотношений. Значительно возросло и число граждан (физических лиц), перемещающих через таможенную границу товары и транспортные средства как в коммерческих целях, так и в иных целях, не связанных с осуществлением коммерческой деятельности. За целой категорией таких граждан прочно закрепилось название "челноки". Именно эти "челноки" в самые трудные периоды экономического развития России помогали наполнить внутренний рынок необходимыми товарами широкого спроса. Во-вторых, продолжают развиваться гуманитарные контакты и туристические обмены, а следовательно растет число пассажиров, пересекающих российскую границу. Пересекая таможенную границу Российской Федерации, граждане вступают в отношения, регулируемые действующим таможенным законодательством. Таможенные правоотношения весьма разнообразны. Одна из их разновидностей - таможенно - тарифные правоотношения, возникающие в связи с обязанностью гражданина уплатить при перемещении товаров и транспортных средств через российскую таможенную границу причитающиеся таможенные платежи. Предлагаемая вниманию читателя статья посвящена изучению структуры таможенно - тарифных правоотношений. Она поможет ответить на три основные вопроса: 1) в связи с чем лицо обязано вступать в таможенно - тарифные правоотношения; 2) с кем оно будет в таких отношениях; 3) какими правами и обязанностями оно наделено в качестве участника (субъекта) таких отношений. Как и любое правоотношение, таможенно - тарифное правоотношение следует рассматривать как явление, имеющее сложную структуру, под которой понимается внутреннее строение и взаимосвязь элементов правоотношения. Таким образом, изучить структуру таможенно - тарифного правоотношения - значит исследовать его структуру и взаимосвязь (взаимодействие) трех основных элементов - субъектов (участников) правоотношения, его содержания и объекта. Рассмотрим каждый из названных элементов таможенно - тарифного правоотношения. Субъекты таможенно - тарифных правоотношений Участниками таможенных правоотношений могут выступать как физические, так и юридические лица. Специфика таможенно - тарифных правоотношений как отношений властеподчинения предполагает асимметричность субъектного состава: одни участники правоотношений наделены властными полномочиями в сфере таможенно - тарифного регулирования (так называемые активные субъекты), другие же выполняют все предписания и требования, исходящие от активных субъектов, и в конечном счете исполняют обязанность по уплате таможенной пошлины (так называемые пассивные субъекты). Как правило, в качестве активного субъекта в таможенно - тарифных правоотношениях выступает таможенный орган. Таможенная пошлина за товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях, уплачивается государственному предприятию связи, которое перечисляет указанные платежи на счет таможенных органов. Таможенные органы Российской Федерации составляют систему, в состав которой входят: - Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России); - региональные таможенные управления; - таможни; - таможенные посты. В Таможенном кодексе (ст. 10) закреплены основные функции таможенных органов. Одной из них является взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей. К иным направлениям деятельности таможенных органов относятся: осуществление таможенной политики; обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности и защита экономических интересов России; применение средств таможенного регулирования торгово - экономических отношений; осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления; осуществление валютного контроля; борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства и др. Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России) - центральный орган федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющий руководство таможенной деятельностью. Положение о ГТК России утверждено Указом Президента Российской Федерации от 25.10.94 N 2014 (в ред. Указа от 16.09.99 N 1235) <*>. -------------------------------- <*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 27. Ст. 2855; 1999. N 38. Ст. 4533.

Основной объем оперативной работы (сбор и анализ информации, подготовка проектов управленческих решений, руководство деятельностью структурных подразделений местных таможенных органов и т. д.) приходится на управления и отделы ГТК России. Управление федеральных таможенных доходов (УФТД) ГТК России руководит деятельностью региональных таможенных управлений и таможен по обеспечению полной и своевременной уплаты таможенных платежей. УФТД разрабатывает технологию взимания таможенных платежей; контролирует процесс декларирования товаров, деятельность фирм и предприятий, расположенных в свободных экономических зонах; следит за поступлениями таможенных платежей от экспорта энергоносителей и т. д. Таможенно - тарифное управление (ТТУ) ГТК России отвечает за разработку предложений и мер таможенно - тарифного регулирования и введение этих мер в действие, оценивает результаты их применения и вносит соответствующие предложения руководству ГТК России. В составе ТТУ имеются следующие отделы: - отдел таможенно - тарифного регулирования, который разрабатывает предложения по таможенному тарифу, участвует в подготовке нормативных актов по таможенному обложению; - отдел номенклатуры, занимающийся проблемами внедрения Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, контролирующий номенклатурный перечень товаров, подлежащих лицензированию, квотированию и другим мерам государственного регулирования внешнеторговой деятельности; - отдел экономических таможенных режимов, который разрабатывает проекты нормативных актов, регулирующих порядок использования таких таможенных режимов, как таможенный склад, свободная таможенная зона, переработка товаров под таможенным контролем и др. В осуществлении таможенно - тарифного регулирования внешнеторговой деятельности принимают участие и другие управления ГТК России: Управление организации таможенного контроля, Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил и др. Необходимость промежуточного звена в системе таможенных органов объясняется в первую очередь огромными размерами таможенной территории Российской Федерации. В настоящее время таможенная территория Российской Федерации поделена на регионы, в границах которых региональные таможенные управления руководят и координируют деятельность таможенных органов на местах (таможен и таможенных постов). В непосредственном подчинении региональных таможенных управлений находятся расположенные на территории данного региона таможенные органы, за исключением таможенных органов, непосредственно подчиненных ГТК России. Общее положение о региональных таможенных управлениях утверждено Приказом ГТК России от 10.01.96 N 12 <*>. В нем подробно перечислены основные функции регионального таможенного управления, в том числе и те из них, которые связаны с взиманием таможенных платежей. Так, региональное таможенное управление: -------------------------------- <*> Российские вести. 1996. N 73, 78, 89.

- организует и обеспечивает сбор, обобщение и анализ информации по начислению и взиманию таможенных платежей нижестоящими таможенными органами; - организует, координирует и контролирует начисление и взимание нижестоящими таможенными органами таможенных платежей, предоставление отсрочки и рассрочки уплаты таможенных платежей, таможенно - тарифных и иных льгот в соответствии с действующим законодательством; - осуществляет контроль за правильностью учета и отражения в документах таможенных платежей, обеспечивает взыскание неуплаченных таможенных платежей, в том числе в бесспорном порядке; - осуществляет контроль за полнотой взимания и своевременным перечислением в федеральный бюджет нижестоящими таможенными органами таможенных пошлин и налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу России; - осуществляет контроль за полнотой взимания нижестоящими таможенными органами денежных средств, формирующих фонд развития таможенной системы Российской Федерации, своевременным их перечислением. Таможня осуществляет свою деятельность под общим руководством ГТК России и непосредственным руководством и регионального таможенного управления, которому таможня подчинена. Создание, реорганизация и ликвидация таможни осуществляются решением ГТК России. Отдельные таможни могут быть подчинены непосредственно ГТК России. ГТК России определяет регион деятельности таможни (подведомственный регион). В непосредственном подчинении таможни находятся таможенные посты, расположенные в подведомственном регионе, за исключением таможенных постов, непосредственно подчиненных региональному таможенному управлению или ГТК России. В Общем положении о таможне Российской Федерации (приложение N 2 к Приказу ГТК России от 10.01.96 N 12) определены задачи и подробно перечислены функции таможни, в том числе в отношении взимания таможенных платежей. Таможня, помимо осуществления прочих функций: - начисляет таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи; - осуществляет проверку правильности исчисления лицами таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; - взимает таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи; - контролирует фактическую уплату лицами таможенных платежей; - взыскивает неуплаченные платежи, в том числе в бесспорном порядке; - принимает в пределах своей компетенции решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты платежей, таможенно - тарифных и иных льгот в соответствии с действующим законодательством; - применяет механизм обеспечения уплаты таможенных платежей; - обеспечивает правильное отражение в документах и учет таможенных платежей; - обеспечивает полноту взимания и осуществляет своевременное перечисление денежных средств в федеральный бюджет; - обеспечивает полноту взимания и своевременное перечисление денежных средств, формирующих фонд развития таможенной системы России; - осуществляет сбор, обобщение и анализ сведений о таможенных платежах, предоставляя эти сведения вышестоящему таможенному органу; - осуществляет контроль за состоянием этой работы в нижестоящих таможенных органах. В последнее время стали создаваться специализированные таможни, одним из примеров которых является Центральная энергетическая таможня, учрежденная в Москве "в целях усиления контроля за нефтью, нефтепродуктами, газом и электроэнергией, перемещаемыми через таможенную границу России трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, исходя из специфики перемещения таких товаров через таможенную границу". Энергетической таможне подконтрольны таможенные посты и отделы таможенного оформления других таможен, осуществляющих таможенное оформление и контроль товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу трубопроводным транспортом и по линии электропередачи, в пределах оперативных функций, установленных в Положении о Центральной энергетической таможне, утвержденном Приказом ГТК России от 08.08.2000 N 674. Таможенный пост осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством таможни или регионального таможенного управления. Отдельные таможенные посты могут быть подчинены непосредственно ГТК России. По общему правилу таможенный пост не является юридическим лицом. Однако в соответствии с решением ГТК России он может быть наделен статусом юридического лица. В этом случае таможенный пост имеет самостоятельный баланс, текущие счета в банках, наделяется правом оперативного управления в отношении закрепленного за ним имущества, являющегося федеральной собственностью. Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенного поста осуществляет региональное таможенное управление. Таможенный пост со статусом юридического лица или подчиненный непосредственно ГТК России создается, реорганизуется и ликвидируется решением ГТК России. В Общих положениях о таможенном посте Российской Федерации (приложение N 3 к Приказу ГТК России от 10.01.96 N 12) закреплены следующие функции таможенного поста, связанные с взиманием таможенных платежей: - начисление и взимание в пределах своей компетенции таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; - проверка правильности исчисления лицами таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; - участие в обеспечении полноты взимания денежных средств; - взаимодействие с налоговыми и финансовыми органами, находящимися в подведомственном регионе, в целях повышения эффективности взимания таможенных платежей, их взыскания, обеспечения своевременности прохождения денежных средств. Появляются новые разновидности специализированных таможенных постов. Так, в Постановлении Правительства РФ от 08.01.98 N 15 <*> был одобрен порядок организации и деятельности специализированных таможенных постов по оформлению ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза с таможенной территории Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней. -------------------------------- <*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 3. Ст. 350.

Пассивный участник таможенно - тарифных правоотношений - это, как правило, участник внешнеторговой деятельности, обязанный уплатить таможенную пошлину за товар, перемещенный через таможенную границу. В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" российскими участниками внешнеторговой деятельности являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющие постоянное место нахождения на ее территории, а также физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства в Российской Федерации и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, а иностранными участниками внешнеторговой деятельности выступают юридические лица и организации в иной правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены, а также физические лица - иностранные граждане, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства. Вступая в таможенно - тарифные правоотношения, участники внешнеторговой деятельности предстают в виде декларантов, поскольку на этом этапе декларирования товаров и транспортных средств таможенные пошлины и иные таможенные платежи уплачиваются декларантом. Понятие "декларант" - одно из наиболее важных в понятийном аппарате таможенного законодательства. Неслучайно определение декларанта содержится в нескольких нормативных актах по таможенному делу. В соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе" (ст. 5) декларант - это лицо, перемещающее через таможенную границу товары и/или заявляющее (декларирующее), представляющее товары для целей таможенного оформления. В Таможенном кодексе определение декларанта дается дважды (ст. 18 и ст. 172), и в обоих случаях законодатель только отвечает на вопрос, кто может быть декларантом. По действующему законодательству декларантом может выступить: 1) лицо, перемещающее товары и транспортные средства; 2) таможенный брокер. Под лицами, перемещающими товары и транспортные средства, понимаются лица, являющиеся собственниками товаров, их покупателями, владельцами либо выступающие в ином качестве, достаточном в соответствии с российским таможенным законодательством для совершения с товарами действий, предусмотренных Таможенным кодексом, от собственного имени (ч. 9 ст. 18 Таможенного кодекса). Примером последних могут быть лица, управляющие транспортным средством. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком на подачу декларации, таковым для таможенных целей является капитан, водитель или иное физическое лицо, управляющее транспортным средством. Декларантом может быть только российское юридическое или физическое лицо. Иностранное лицо может выступать декларантом в случае перемещения через российскую таможенную границу иностранными физическими лицами товаров не для коммерческих целей. Основы правового статуса декларанта закреплены в ст. 173 Таможенного кодекса. При определении статуса декларанта законодательство обращает особое внимание на то, что независимо от того, является ли декларант лицом, перемещающим товары и транспортные средства, либо таможенным брокером, он выполняет все обязанности и несет в полном объеме ответственность, предусмотренную российским законодательством (ч. 3 ст. 172 Таможенного кодекса). В таможенно - тарифном механизме декларант - это не только лицо, обладающее правом подать в таможенный орган декларацию, которая содержит основные данные для расчета таможенных платежей (в ряде случаев должностное лицо таможенного органа может не принять стоимостные характеристики, содержащиеся в декларации, и воспользоваться своими оценками или справочными данными), но прежде всего лицо, принимающее на себя обязательство по уплате таможенных платежей. Следует различать понятия "декларант" и "лицо, осуществляющее декларирование". Они не совпадают, если декларантом выступает юридическое лицо. Декларирование от имени организации - декларанта осуществляется специально уполномоченными на то физическими лицами, определяемыми администрацией организации - декларанта с изданием соответствующего приказа и оформлением доверенности. Физическое лицо, непосредственно осуществляющее декларирование от имени организации, определяется администрацией данной организации самостоятельно. Однако таможенный орган имеет право потребовать его замены, когда, во-первых, устроенная таможенным органом проверка выявила недостаточный уровень знаний уполномоченного лица по вопросам таможенного декларирования и, во-вторых, при наличии обоснованных сомнений в добросовестности выполнения таким лицом своих обязанностей перед таможенным органом. Одна из особенностей таможенно - тарифного механизма состоит в постепенном росте удельного веса посреднических операций на рынке таможенных услуг. Появление таможенных посредников обусловлено возможностью делегирования своих прав и обязанностей по уплате таможенных налогов и сборов другому лицу, самостоятельно взаимодействующему по этому вопросу с таможенным органом. Таким посредником в таможенно - тарифных правоотношениях является таможенный брокер. Таможенный брокер - коммерческая организация, созданная в соответствии с российским законодательством, являющаяся юридическим лицом и получившая лицензию ГТК России на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера. Таможенный брокер осуществляет свою деятельность в соответствии с Таможенным кодексом (ст. 157 - 163) и Положением о таможенном брокере, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.07.96 N 873 <*>. -------------------------------- <*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 31. Ст. 3737.

Деятельность таможенного брокера заключается в совершении от собственного имени операций по таможенному оформлению товаров и транспортных средств и выполнении других посреднических функций в области таможенного дела за счет и по получению представляемого лица, а именно: декларирования товаров и транспортных средств; предоставлении таможенному органу документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей; предъявлении декларируемых товаров и транспортных средств; обеспечении уплаты таможенных платежей и иных платежей, предусмотренных Таможенным кодексом, в отношении декларируемых товаров и транспортных средств. Причем таможенный брокер может выполнять перечисленные функции только в совокупности, частичное выполнение таможенным брокером указанных функций не допускается. Деятельность таможенного брокера подлежит обязательному лицензированию. Таможенный брокер может ограничивать сферу своей деятельности определенными категориями товаров и видами транспорта. Эти ограничения указываются в лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера. При этом осуществление деятельности за пределами указанных ограничений без получения новой лицензии не допускается. В соответствии со ст. 158 Таможенного кодекса и п. 4 Положения о таможенном брокере для получения лицензии на право осуществления деятельности в качестве таможенного брокера коммерческая организация должна одновременно отвечать нескольким требованиям, предъявляемым к ее финансовому состоянию и уровню кадрового и материально - технического обеспечения. Коммерческая организация должна иметь материально - техническое оснащение, достаточное для осуществления деятельности в качестве таможенного брокера, а также располагать условиями, обеспечивающими ведение учета и отчетности, точно и полно отражающих операции с товарами и транспортными средствами, подлежащими таможенному контролю. Одно из важнейших требований к кадровому составу коммерческой организации - иметь в штате специалиста по таможенному оформлению, получившего квалификационный аттестат. Специалистом по таможенному оформлению является лицо, имеющее квалификационный аттестат ГТК России и наделенное правом совершать действия по таможенному оформлению от имени таможенного брокера (ст. 161 Таможенного кодекса). Положение о специалисте по таможенному оформлению утверждено Приказом ГТК России от 18.03.98 N 152 <*>. -------------------------------- <*> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. N 10.

В случае если коммерческая организация планирует ограничить сферу своей деятельности в качестве таможенного брокера лишь отдельной категорией товара, в штате может состоять один специалист по таможенному оформлению, имеющий квалификационный аттестат ГТК России. В остальных случаях штатная численность указанных специалистов определяется ГТК России. Для получения лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера коммерческая организация должна иметь полностью оплаченные уставный (складочный) капитал, паевые взносы, уставный фонд, а также в собственности или хозяйственном ведении основные фонды (средства), размер которых может обеспечить возмещение убытков представляемых лиц и уплату таможенным органам задолженности по таможенным платежам, штрафам и иным платежам, установленным Таможенным кодексом. Основными источниками информации для определения финансово - экономического состояния коммерческой организации являются учредительные документы, банковские и кассовые платежные документы, акты приема - передачи материальных ценностей в качестве вкладов в уставный капитал, карточки аналитического учета основных средств (ф. ОС-7), оборотно - сальдовая ведомость по учету основных средств, инвентаризационные описи и др. ГТК России может устанавливать минимальные размеры уставного (складочного) капитала, паевых взносов, уставного фонда, минимальный размер основных фондов (средств), необходимых для осуществления деятельности в качестве таможенного брокера. Наконец, коммерческая организация должна заключить договор страхования риска ответственности за нарушение договора перед представляемыми лицами, по поручению которых таможенный брокер осуществляет посреднические функции в таможенной сфере. Страховая сумма должна быть не менее 10000-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда. В подтверждении выполнения этого требования представляется договор страхования. Объект таможенно - тарифных правоотношений Под объектом правоотношения понимают то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи. Как известно, в теории права выделяются два подхода к пониманию категории объекта правоотношения: 1) в соответствии с первым подходом объектом правоотношений могут выступать только действия субъектов, поступки, поведение людей (такой точки зрения придерживается, например, О. С. Иоффе); 2) согласно второму подходу, разделяемому большинством ученых, объекты - суть: материальные блага (вещи, ценности, имущество), нематериальные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство), продукты духовного творчества, ценные бумаги и документы и т. д. Таким образом, вопрос об объекте правоотношения остается дискуссионным. Правильнее придерживаться второго подхода, то есть за объекты таможенно - тарифных правоотношений принимать товары и транспортные средства, ради которых люди вступают в отношения по уплате таможенной пошлины <*>, то есть материальные блага, способные удовлетворить потребности их участников <**>. -------------------------------- <*> Профессор А. Н. Козырин считает, что товары и транспортные средства являются предметами таможенно - тарифного регулирования, а объектом таможенно - тарифного регулирования выступает порядок, складывающийся в связи с обложением таможенными пошлинами предметов тарифного регулирования. <**> Нематериальные блага являются объектом таможенно - тарифного регулирования, как правило, в связи с уплатой таможенных сборов. Примерами таких нематериальных благ являются разнообразные услуги, оказываемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу, таможенное оформление, хранение товаров, их таможенное сопровождение, информирование и консультирование по таможенным вопросам.

В центре таможенно - тарифного механизма фокусируются имущественные отношения, складывающиеся на основе товарного обращения, поэтому можно считать, что основным предметом таможенно - тарифного регулирования являются товары и транспортные средства. Практическое значение деления предметов на товары и транспортные средства связано с освобождением последних от уплаты таможенных пошлин (ст. 35 Закона РФ "О таможенном тарифе"). В таможенном законодательстве транспортными средствами считаются только такие средства, которые непосредственно используются для международных грузовых или пассажирских перевозок. В случае, когда транспортное средство (автомобиль, контейнер и др.) ввозится для свободного обращения или экспортируется, оно должно быть отнесено к категории товара. В ст. 18 Таможенного кодекса товары определены как любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая и иные виды энергии. Утвердившееся в российском таможенном законодательстве определение товаров, являющихся объектами правового регулирования, учитывает последние достижения юридической науки и включает в себя не только вещные элементы, но и такие новые модификации товара, как электроэнергия и газ, некоторые другие виды энергии и сырья, выходящие за границы традиционного понимания вещи. Важное значение для обеспечения эффективности правового регулирования имеет отнесение к предметам таможенного права некоторых видов "бестелесного имущества": ценных бумаг (облигаций, векселей и т. д.), товарораспорядительных документов, выражающих право на получение товара (коносаментов, авиа - и железнодорожных накладных, свидетельств товарного склада), и др. В то же время действующее законодательство недостаточно четко закрепляет критерий материальности товаров, подпадающих под действие таможенно - тарифного регулирования. В результате к товарам относятся и некоторые нематериальные объекты, могущие стать предметом внешнеторговой сделки (объекты интеллектуальной собственности, промышленные секреты и т. д.) <*>. -------------------------------- <*> Определению товара, данному в Таможенном кодексе, в основном соответствует дефиниция товара, содержащаяся в Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (ст. 2): "...товар - любое движимое имущество (включая все виды энергии) и отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, являющиеся предметом внешнеторговой деятельности. Транспортные средства, используемые при договоре о международной перевозке, товаром не являются".

В отдельных законодательных актах содержатся определения некоторых предметов таможенно - правового регулирования. Так, Закон о вывозе и ввозе культурных ценностей дает точные определения всем категориям предметов, подпадающих под действие законодательного акта (ст. 7), а в Законе об оружии приводятся определения всех видов оружия, которые могут на законных основаниях перемещаться через российскую таможенную границу (ст. 1); понятия валюты и валютных ценностей определяются в Законе о валютном регулировании и валютном контроле (ст. 1). Нормативные акты, регулирующие порядок перемещения физическими лицами товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, подразделяют провозимые товары на предметы личного пользования, предметы потребления, подарки. При определении процедуры таможенного оформления, осуществлении таможенного контроля и расчете таможенных платежей большое значение имеют отдельные характеристики предмета таможенного регулирования (ручная кладь, сопровождаемый или несопровождаемый багаж и др.). Товары, являющиеся объектом таможенно - тарифного регулирования, представляют собой, как правило, материальные предметы. Однако не всякий материальный предмет может стать объектом таможенно - тарифного регулирования. Для этого он должен обладать свойством перемещаемости в пространстве. Недвижимые вещи, находящиеся в одном и том же месте, обладающие индивидуальными признаками, как правило, не являются предметами таможенно - тарифного регулирования. Отнесение товара к движимому имуществу - необходимое, но не достаточное условие для того, чтобы он стал объектом таможенно - тарифного регулирования. Для участия в таможенно - правовых отношениях товар должен пересечь таможенную границу. Поэтому предмет внешнеторговой сделки с момента ее заключения становится объектом отношений, регулируемых нормами торгового права, и лишь после пересечения таможенной границы - объектом таможенно - тарифного регулирования. Особого упоминания заслуживает случай, когда таможенное законодательство распространяется на товары, не перемещаемые реально через таможенную границу. Это касается различных случаев международного научно - технического и промышленного сотрудничества и межгосударственной кооперации. Например, отдельные проекты усматривают куплю - продажу товаров между фирмами - кооперантами, при которой сам товар остается на той же, прежней таможенной территории. В подобной ситуации таможенное законодательство применяет конструкцию фиктивного перемещения товаров через таможенную границу для того, чтобы эти товары могли попасть под действие таможенно - тарифного регулирования. Еще одно важное требование сводится к тому, что перемещение товара, на который распространяется действие таможенно - тарифного законодательства, должно осуществляться по воле человека. Таким образом, объектом таможенно - тарифного регулирования могут быть только те товары, которые перемещаются через таможенную границу сознательно. Интересный пример в этой связи можно встретить у проф. А. Н. Козырина <*>. Перемещение птиц в полете, миграция диких животных, перенос воды естественным течением реки - эти и многие другие подобные явления не регулируются таможенным законодательством. В то время как скот, перегоняемый через границу; птицы, перевозимые в клетках; вода, транспортируемая в цистернах; и др. могут стать объектом таможенного регулирования. -------------------------------- <*> Козырин А. Н. Таможенное право России. Общая часть. М., 1995. С. 31.

В качестве товара объект таможенно - тарифного регулирования должен иметь стоимость и потребительную стоимость. Поэтому товары, потерявшие при транспортировке свою потребительную стоимость (разбитая посуда, испортившиеся овощи и фрукты и т. п.), по общему правилу не являются объектами таможенного обложения. Однако при этом они не выводятся из-под таможенного контроля. Обладание стоимостью (меновой стоимостью) для товара важно в случае его обложения таможенной пошлиной по адвалорной ставке. Итак, товар становится объектом таможенно - тарифного регулирования, если он: 1) имеет материальную форму и способен перемещаться в пространстве; 2) пересек таможенную границу; 3) перемещается по воле человека. Товары и транспортные средства в качестве объектов таможенно - тарифного регулирования классифицируются в соответствии с товарной номенклатурой таможенного тарифа. В Российской Федерации она называется "Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности" (далее - ТН ВЭД). Законодатель, закрепляя за Правительством РФ полномочия по определению Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, устанавливает основной принцип создания и развития товарной номенклатуры - соответствие принятым в международной практике системам классификации товаров. Группировка товаров в таможенных тарифах - это не только техническая, но и торгово - политическая задача. На протяжении долгого периода времени в различных странах существовали собственные национальные системы классификации товаров в таможенных тарифах. В "старых" тарифах товары классифицировались по наименованию в алфавитном порядке. Позже товары стали группироваться по принципу происхождения (продукты животного происхождения, минералы и т. д.), по степени обработки (сырье, полуфабрикаты, готовые изделия) или с использованием обоих методов. С развитием внешнеэкономических связей со всей очевидностью проявилась необходимость унификации принципов классификации товаров в таможенных тарифах. В 1950 году в рамках Совета таможенного сотрудничества была разработана Брюссельская товарная номенклатура. К 1978 году было завершено создание номенклатуры Совета таможенного сотрудничества. В 1983 году под эгидой этой же международной организации была завершена работа над Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (ГС), вступившей в силу с 1 января 1988 года. Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 372). Для России Конвенция вступила в силу с 1 января 1997 года. ГС - это многоцелевая классификационная система, используемая для публикации таможенных тарифов, ведения статистики внешней торговли, организации транспортно - экспедиторских операций и т. д. ТН ВЭД представляет собой национальную производную ГС. Она была введена в действие с 1 января 1991 года. Классификационная структура ТН ВЭД включает в себя разделы, группы, товарные позиции, субпозиции и подсубпозиции. Девятизначный код ТН ВЭД состоит из трех основных элементов. Первый - это начальные шесть цифр, представляющие собой код товара по ГС. Второй элемент - дальнейшая товарная классификация в пределах субпозиции (в случае, если этого требуют национальные интересы), осуществляемая с помощью седьмой и восьмой цифр кода. Комиссия, которая разрабатывала более детальную классификационную систему для ТН ВЭД (с выходом на 7-й и 8-й знаки), рекомендовала использовать Комбинированную номенклатуру Европейского Союза <*>. -------------------------------- <*> Комбинированная номенклатура ЕС опубликована в Official Journal of the EC I 282 Vol. 32/2 October 1989.

Третий элемент - это цифры, используемые для возможной детализации в будущем тех или иных товарных позиций с учетом интересов Российской Федерации. Девятый знак в настоящее время во многих случаях - "0", что означает отсутствие детализации на данный момент. Следует заметить, что в таможенном тарифе наряду с наименованием товара по ТН ВЭД знаком # могут быть обозначены изъятия конкретных товаров, классифицируемых в товарных подсубпозициях ТН ВЭД, в форме характеристики товара или его назначения, позволяющих идентифицировать изъятый товар. В интересах единообразного понимания классификационных группировок ТН ВЭД используются пояснительные комментарии и примечания к разделам, группам и конкретным товарным позициям. Кроме того, в этих целях могут применятся имеющие юридическую силу Основные правила интеграции ГС. Для облегчения пользования ГС разработаны вспомогательные публикации: - Пояснение к ГС (Explanatory Notes to HC) - 4 тома общим объемом 1620 страниц; - Алфавитный указатель к ГС (Alphabetical Index to the HC and its Explanatory Notes) - 2 тома общим объемом 1120 страниц. Ведение ТН ВЭД отнесено к основным функциям российских таможенных органов (п. 12 ст. 10 Таможенного кодекса). Осуществляя эту функцию, таможенные органы (ст. 216 Таможенного кодекса): - обеспечивают слежение за изменениями и дополнениями международной основы ТН ВЭД, международными пояснениями и другими решениями по толкованию этой основы; - приводят ТН ВЭД в соответствие с ее международной основой; - обеспечивают опубликование ТН ВЭД; - разрабатывают и утверждают пояснения и другие решения по толкованию ТН ВЭД и обеспечивают их опубликование (такие решения обычно оформляются в виде разъяснений ГТК и публикуются в официальном издании ГТК - "Таможенных ведомостях"). Особыми полномочиями по ведению ТН ВЭД наделен ГТК России. В соответствии со ст. 218 Таможенного кодекса ГТК России представляет российскую сторону в международных организациях, занимающихся таможенными вопросами, в части разработки, изменения и дополнения ТН ВЭД, утверждаемой Правительством РФ. 3 ноября 1995 года в Москве правительствами государств - участников СНГ было подписано Соглашение о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств. Унификация товарных номенклатур в рамках СНГ преследует целью упрощение таможенных процедур и достижение единообразия форм таможенной документации государств СНГ. Соглашение о ТН ВЭД СНГ основывается в свою очередь на Соглашении о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и Единой методологии таможенной статистики внешней торговли государств - участников СНГ от 9 декабря 1994 года. Таможенная служба России осуществляет ведение ТН ВЭД СНГ, в том числе: - приводит ТН ВЭД СНГ в соответствие с ее международной основой; - осуществляет ведение и хранение эталонного экземпляра ТН ВЭД СНГ; - обеспечивает опубликование ТН ВЭД СНГ и пояснений к ней; - разрабатывает совместно с таможенными службами других государств - участников СНГ пояснения и по поручению Совета руководителей таможенных служб государств СНГ утверждает классификационные решения по толкованию ТН ВЭД СНГ. Изменения, происшедшие в Гармонизированной системе в 1996 году и нашедшие свое отражение в ТН ВЭД СНГ, коснулись почти всех групп товаров. Основные изменения произошли на уровне субпозиций: некоторые субпозиции были исключены в связи с падением торгового оборота данных товаров на мировом рынке. В отдельных случаях изменилось кодовое обозначение, в других случаях уточнены и детализированы формулировки <*>. -------------------------------- <*> Таможенные ведомости. 1997. N 2. С. 6.

Тариф, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.02.2000 N 148 "О Таможенном тарифе Российской Федерации - своде ставок ввозных таможенных пошлин и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности", построен в соответствии с новой номенклатурой - ТН ВЭД РФ, использующей 10-значные кодовые обозначения. Одно из наиболее существенных новшеств действующего тарифа состоит в том, что отныне все позиции, в которых товары фактически определялись не кодами, а текстовым описанием, переведены в основную структуру и получили самостоятельные 10-значные кодовые обозначения. Вновь образованная ТН ВЭД России представляет собой производную от действующей до апреля 2000 года ТН ВЭД СНГ. При этом 9-значная ТН ВЭД СНГ сохраняется в качестве международной основы 10-значной ТН ВЭД России, что обеспечивает выполнение Россией обязательств по Международной конвенции о Гармонизированной системе и Соглашению о единой ТН ВЭД СНГ. В Постановлении Правительства РФ от 22.02.2000 N 148 читаем: "Утвердить прилагаемый Таможенный тариф Российской Федерации - свод ставок ввозных таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, основанной на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств". Содержание таможенно - тарифного правоотношения Содержание правоотношений вообще образуют субъективные права и юридические обязанности их участников. Субъективное право представляет собой вид и меру возможного поведения управомоченного лица, которая соответствует юридической обязанности другого лица. Соответственно, юридическая обязанность - это вид и мера должного поведения обязанного лица. Через права и обязанности осуществляется юридическая связь участников правоотношений. Таможенные органы, участвуя в таможенно - тарифных правоотношениях, осуществляют финансовую деятельность по следующим основным направлениям: 1) сбор таможенных пошлин и иных таможенных платежей; 2) предоставление отсрочки и рассрочки уплаты таможенной пошлины; 3) принудительное взыскание по уплате таможенной пошлины; 4) обеспечение уплаты таможенной пошлины и иных таможенных платежей. Эти и другие полномочия таможенных органов в таможенно - тарифной сфере закреплены в ст. 120 - 125 Таможенного кодекса. Полномочия таможенных органов по взиманию таможенной пошлины определены также в Законе РФ "О таможенном тарифе". Например, согласно ст. 16 Закона, таможенные органы при наличии определенных оснований вправе самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара. Кроме того, таможенные органы пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом и иными федеральными законами о налогах и сборах (п. 1 ст. 34 Налогового кодекса). Среди полномочий таможенных органов в сфере финансовой деятельности выделяются так называемые дискреционные полномочия, то есть полномочия, реализуемые ими по собственному усмотрению. Так, в соответствии со ст. 121 Таможенного кодекса РФ: "В исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей принимается таможенным органом Российской Федерации, производящим таможенное оформление". Властные полномочия, которыми таможенные органы наделяются при осуществлении финансовой деятельности, со всей остротой ставят проблему правовой защиты декларантов - налогоплательщиков. В качестве основных юридических гарантий против административного произвола в таможенно - тарифной сфере выступает право плательщика таможенной пошлины получать информацию о причинах принятого таможенным органом решения, действия или бездействия и обжаловать принятое таможенным органом решение. Реализация таможенными органами своих прав должна уравновешиваться правом налогоплательщиков и иных лиц, подающих таможенную декларацию (декларантов), обжаловать решения таможенных органов, в том числе решений, связанных с уплатой налогов и сборов. Право граждан и организаций обжаловать акты субъектов власти - атрибут демократического государственного строя. Акты субъектов власти могут оказаться дефектными. Это может произойти из-за различных причин: выбор не самого лучшего варианта решения; небрежность, пристрастность, некомпетентность должностного лица, принимающего управленческое решение; злоупотребление правом и др. Поэтому право одной стороны использовать власть должно быть уравновешено правом другой стороны обжаловать акт, требовать его пересмотра. Жалоба представляет собой обращение в государственные или иные официальные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина (граждан). Среди жалоб обычно выделяют: а) жалобы, рассматриваемые в административном (внесудебном) порядке (административные жалобы); б) жалобы, рассматриваемые в процессе отправления правосудия (судебные жалобы). В свою очередь среди административных жалоб различают общие и специальные жалобы. Путем подачи общей жалобы могут быть обжалованы акты и действия любого органа и должностного лица, в том числе таможенного органа. Такая жалоба подается в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены орган, учреждение или должностное лицо, действие которых обжалуется. Запрещается передача жалобы на рассмотрение того органа или должностного лица, на действие которых подана жалоба. Круг лиц, имеющих право подать общую жалобу, не ограничен. Запрещается рассмотрение анонимных заявлений и жалоб. Право на жалобу не ограничивается по содержанию и по форме. Предмет жалобы - не только незаконные, но и нецелесообразные или аморальные деяния. В жалобах может идти речь о неправильном использовании "свободы усмотрения", несправедливом решении вопросов, бестактности должностных лиц, невнимании к критическим замечаниям граждан. По форме общая жалоба может быть письменной или устной, индивидуальной или коллективной. Общий срок рассмотрения жалоб граждан - один месяц. Установлены исключения из этого правила (для жалоб, не требующих дополнительного изучения и проверок, - до 15 дней, для жалоб военнослужащих и членов их семей и т. д.). Что касается специальной жалобы, то она отличается рядом особых признаков: установлением особого порядка ее рассмотрения; специальными основаниями для обжалования, сформулированными в законе; четким определением субъектов права; признанием в качестве субъектов права, как правило, лишь определенных, лично заинтересованных в деле лиц и их законных представителей; четким определением адресата жалобы; специальными сроками подачи жалоб; процедурными особенностями в производстве по конкретным видам жалоб; специальными, более краткими сроками рассмотрения жалоб. Жалоба на решения, действия или бездействие таможенных органов, о которых идет речь в разделе XIII Таможенного кодекса РФ (далее - ТК), - это разновидность специальной жалобы. Положения раздела XIII ТК распространяются на все случаи обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц. Обжаловать можно, например, решения таможенного органа об установлении страны происхождения товара к конкретной позиции Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), отказ в выдаче лицензии на учреждение таможенного склада, магазина беспошлинной торговли и т. д. Правовые нормы, содержащиеся в разделе XIII ТК, не применяются при обжаловании мер административной и уголовной ответственности. В ст. 405 ТК при формулировке права на обжалование выделены следующие основные моменты. 1. Право на обжалование принадлежит любому лицу (как физическому, так и юридическому). Право на обжалование могут реализовать и недееспособные лица, чьи права защищают их родители, усыновители, опекуны или попечители либо иные представители (адвокаты). Лица, чьи права нарушены одним и тем же актом (действием или бездействием), могут объединиться и подать коллективную жалобу. Этот вопрос применительно к искам решен в ст. 35 ГПК РСФСР. 2. Объектом обжалования могут быть решения, действия и бездействие. Под решениями таможенных органов следует понимать как нормативные, так и правоприменительные акты. В частности, можно обжаловать нормативные приказы ГТК России, когда они, по мнению лица, в конкретной ситуации нарушили его права или свободы. Решения в форме правоприменительных актов - это различные ненормативные приказы, распоряжения и иные правовые акты, издаваемые таможенными органами в пределах своей компетенции. Неправомерные действия могут предприниматься на основе решений таможенных органов или должностных лиц, нигде не зафиксированных (нарушение правил таможенного досмотра грузов, личного досмотра пассажира и т. д.). Под бездействием в ТК (ст. 387) понимается несовершение действия или непринятие решения в течение трехмесячного срока. Этот срок исчисляется со дня получения таможенным органом или его уполномоченным должностным лицом просьбы о принятии решения или совершения действия. К обращению с такой просьбой приравнивается подача лицом таможенной декларации, поскольку за этим должно последовать принятие решения или совершение действия должностным лицом таможенного органа. Бездействие может выразиться, например, в нерассмотрении заявления о выдаче таможенным органом лицензии (на учреждение склада временного хранения, таможенного склада и т. п.), в нерассмотрении жалобы на должностное лицо таможенного органа и т. д. 3. Лицо имеет право на обжалование, если считает свои права и законные интересы ущемленными. В жалобе должно быть указано, в чем гражданин видит неправомерность направленных против него решений или действий. Превышение полномочий служит основанием для обжалования, если это повлекло нарушение прав данного лица. 4. Любое лицо имеет право обжаловать решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц, если они затрагивают это лицо непосредственно и индивидуально. В ТК определены случаи, когда действия таможенных органов не подлежат обжалованию. Так, обжалованию не подлежат отклонение запроса о принятии предварительного решения (ст. 394), аннулирование, изменение и отзыв предварительного решения (ст. 396). Статус плательщика таможенной пошлины урегулирован таможенным законодательством и сформулирован под влиянием следующих обязательств: 1) правовой статус плательщика таможенной пошлины находится в неразрывной связи с закрепленным законодательством статусом декларанта, то есть конкретные права и обязанности налогоплательщика необходимо рассматривать в диалектической взаимосвязи с правами и обязанностями, которыми он наделен в сфере таможенного оформления и декларирования; 2) законодательство допускает возможность передать (полностью или частично) свои правомочия по уплате таможенных пошлин третьему лицу - представителю (таможенному брокеру); 3) участие декларанта в таможенно - тарифных правоотношениях возможно только при наличии гарантий, соответствующих принципу обеспечения фискальных интересов государства. Таможенное законодательство устанавливает декларационный способ уплаты таможенной пошлины, именно поэтому правовой статус плательщика таможенной пошлины органически взаимосвязан со статусом декларанта - лица, осуществляющего декларирование товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. Под декларированием понимается заявление таможенному органу по установленной форме (письменной, устной или иной) точных сведений о товарах и транспортных средствах, необходимых для производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля. Декларирование производится в следующих основных случаях: а) при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; б) при изменении таможенного режима в соответствии со ст. 25 Таможенного кодекса (например, в случае, когда товар, хранившийся на таможенном складе, продается покупателю, режим таможенного склада меняется на режим выпуска для свободного обращения); в) в других случаях, определяемых актами российского законодательства (например, товары, помещенные под таможенный режим магазина беспошлинной торговли, подлежат повторному таможенному оформлению, предполагающему подачу новой таможенной декларации, при аннулировании и отзыве лицензии на учреждение магазина беспошлинной торговли, а также в других случаях ликвидации такого магазина). Результаты декларирования товаров и транспортных средств могут быть использованы должностными лицами таможенного органа в различных целях: правоохранительных (для борьбы с контрабандой и иными нарушениями таможенных правил), налоговых (в качестве налоговой декларации), для административного регулирования внешнеторговой деятельности (в целях осуществления квотирования, лицензирования и т. д.), организации иных видов государственного контроля на таможенной границе (ветеринарного, фитосанитарного, экологического и т. д.), ведения внешнеторговой (таможенной) статистики и т. д. Первостепенное значение декларирование имеет для механизма таможенно - тарифного регулирования. Момент возникновения обязательств по уплате таможенных пошлин и иных налогов в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации связывается с принятием таможенной декларации должностным лицом таможенного органа. Таможенное законодательство связывает обязательства по уплате таможенных пошлин и иных налогов с подачей не всякого документа, содержащего информацию о товарах и транспортных средствах, проходящих таможенное оформление и таможенный контроль, а только таможенной декларации, в которой, как правило (эта оговорка касается прежде всего неполной, временной декларации), содержатся окончательные данные о внешнеторговой поставке, за достоверность которых декларант несет предусмотренную законодательством ответственность. Так, например, подача уведомления о пересечении таможенной границы (ст. 139 Таможенного кодекса) не может привести к появлению налогового обязательства, поскольку у товарораспорядителя сохраняется право отозвать такое уведомление (заявление) с вытекающими из этого последствиями (отказ от таможенного досмотра и вывоз товаров за пределы таможенной территории). Это право остается у него вплоть до момента принятия таможенной декларации должностным лицом таможенного органа. В таможенном законодательстве место декларирования определяется отдельно для товаров и транспортных средств. Место декларирования товаров определяется по месту производства таможенного оформления: "Товары декларируются таможенному органу Российской Федерации, в котором производится таможенное оформление товаров" (ч. 1 ст. 170 Таможенного кодекса). В свою очередь порядок установления места производства таможенного оформления закреплен в ст. 127 Таможенного кодекса. Таможенное оформление производится в определенных для этого местах в регионе деятельности таможенного органа Российской Федерации, в котором находится отправитель или получатель товаров либо их структурное подразделение. Порядок определения места декларирования транспортных средств различается в зависимости от: а) вида транспортного средства; б) характера перевозки - пассажирская или грузовая (внешнеторговая). Транспортные средства, перевозящие товар (кроме морских, речных и воздушных судов), декларируются одновременно с товарами. Морские, речные и воздушные суда декларируются в порту (аэропорту) прибытия на российскую таможенную территорию или отправления с российской таможенной территории. Транспортные средства, перевозящие пассажиров, а также порожние транспортные средства декларируются при пересечении таможенной границы. ГТК России в своих приказах может установить особые правила декларирования (в том числе и определения места декларирования) отдельных видов товаров и транспортных средств. Принцип таможенного декларирования означает, что все основные данные, необходимые для расчета величины таможенных платежей и выполнения формальностей, должны быть предоставлены самим лицом, перемещающим товар, или таможенным брокером. Он делает это путем подачи таможенной декларации. Таможенная декларация подается в сроки, установленные ГТК России. Эти сроки не могут превышать 15 дней с даты представления таможенному органу товаров и транспортных средств. Поданная таможенная декларация принимается таможенным органом. С момента оформления принятия таможенной декларации она становится документом, который свидетельствует о фактах, имеющих юридическое значение. Таможенный кодекс (ст. 176) допускает, что с разрешения таможенного органа сведения, указанные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены, а сама поданная таможенная декларация может быть изъята. Изменения, дополнения и изъятия могут производиться только до: - начала проверки таможенной декларации; - начала досмотра товара и транспортных средств; - установления таможенным органом недостоверности указанных сведений. Основным документом, используемым для декларирования товаров и транспортных средств в торговом обороте, является грузовая таможенная декларация (ГТД). О правах декларанта речь идет в целом ряде статей Таможенного кодекса: право до подачи таможенной декларации осматривать под таможенным контролем и измерять товары и транспортные средства, а также с разрешения таможенного органа брать образцы и пробы товаров (ст. 173); право присутствовать при таможенном оформлении (ст. 128); право подавать с разрешения таможенного органа, производящего таможенное оформление, таможенную декларацию и иные необходимые документы на иностранных языках (ст. 129); право в установленных случаях пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено (ст. 131); право совершать отдельные операции с товарами и транспортными средствами до окончания таможенного оформления (ст. 134); право присутствовать при взятии проб и образцов товаров должностными лицами таможенного органа (ст. 135); право с разрешения таможенного органа изменять место стоянки транспортного средства, выгружать и перегружать товары, вскрывать упаковку и т. д. (ст. 142); право с разрешения таможенного органа изменять, дополнять и изымать таможенную декларацию (ст. 176); право на получение информации о причинах принятого решения, действия или бездействия должностного лица таможенного органа (ст. 378) и т. д. К основным обязанностям декларанта в ст. 173 Таможенного кодекса отнесены: декларирование товаров и транспортных средств в соответствии с порядком, предусмотренным таможенным законодательством; предъявление декларируемых товаров и транспортных средств по требованию таможенного органа; предоставление документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей; уплата таможенных платежей; содействие в производстве таможенного оформления (совершение грузовых и иных операций и т. д.). Законодатель перечислил обязанности декларанта не по их значимости, а в зависимости от последовательности этапов таможенного оформления. Очевидно, что одной из наиболее важных обязанностей декларанта является обязанность уплатить таможенную пошлину и иные таможенные платежи. В том случае, когда функция декларирования возлагается на таможенного брокера, возникает своеобразная двухуровневая система правового регулирования: с одной стороны, статус таможенного брокера установлен в нормативных правовых актах (ст. 159 Таможенного кодекса, Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 873 и др.), а с другой стороны, "взаимоотношения таможенного брокера с представляемым лицом строятся на основе нотариально удостоверенного договора" (ч. 3 ст. 157 Таможенного кодекса). При этом в договоре таможенного брокера с представляемым лицом не могут быть ограничены права и обязанности таможенного брокера по отношению к таможенным органам, установленные в ст. 159 Таможенного кодекса и в Положении о таможенном брокере <*>. -------------------------------- <*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 31. Ст. 3737.

Объем правомочий таможенного брокера определяется его основным предназначением - от собственного имени совершать любые операции по таможенному оформлению за счет и по поручению представляемого лица. Для осуществления своей деятельности таможенный брокер вправе: присутствовать при таможенном оформлении товаров и транспортных средств; производить под таможенным контролем осмотр товаров и транспортных средств, их взвешивание и иное определение количества, а также брать с разрешения таможенного органа пробы и образцы товаров; требовать от представляемого лица передачи всех документов и сведений, необходимых для таможенных целей; установить в качестве условия заключения договора с представляемым лицом требования обеспечения исполнения обязательств этого лица в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; выступать в качестве поручителя перед таможенными органами за надлежащее исполнение представляемым лицом своих обязательств; иметь другие правомочия, перечисленные в пунктах 2, 13 Положения о таможенном брокере. Среди установленных таможенным законодательством обязанностей таможенного брокера выделим прежде всего те из них, что связаны с уплатой таможенных платежей: - правильное исчисление таможенных платежей; - уплата таможенных платежей в отношении декларируемых таможенным брокером товаров и транспортных средств, если это предусмотрено договором между таможенным брокером и представляемым лицом либо если представляемое лицо является иностранным лицом; - осуществление в формах, не противоречащих российскому законодательству, мониторинга за своевременной и полной уплатой таможенных платежей представляемым лицом либо третьими лицами. Среди иных обязанностей таможенного брокера отметим следующие: заявление по установленной форме и в установленные сроки сведений о товарах и транспортных средствах и их таможенном режиме, а также других сведений, необходимых для таможенных целей; предъявление по требованию таможенного органа декларируемых товаров и транспортных средств; представление таможенному органу документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей; проверка достоверности полученных от представляемого лица документов и сведений, необходимых для таможенного оформления; ведение учета товаров и транспортных средств, декларированных таможенным брокером; разъяснение представляемым лицам требований таможенного законодательства Российской Федерации; осуществление иных обязанностей, предусмотренных таможенным законодательством. При осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления таможенный брокер выполняет все обязанности и несет ответственность, как если бы он самостоятельно перемещал товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации. За уплату таможенных платежей таможенный брокер несет солидарную ответственность с лицом, перемещающим товары и транспортные средства. Таможенное законодательство разрешает заплатить причитающиеся таможенные платежи любому заинтересованному лицу, за исключением особо оговоренных случаев. В случае неуплаты таможенных платежей в установленные сроки и установленном порядке суммы причитающихся платежей взыскиваются таможенными органами с лиц, ответственных за их уплату. Таким образом, лицо, ответственное за уплату таможенных платежей, несет ответственность перед таможенными органами за правильное исчисление и своевременную уплату таможенных платежей. На этапе до помещения товаров и транспортных средств, ввозимых на российскую таможенную территорию, под определенный таможенный режим ответственность за уплату таможенных платежей несет перевозчик (таможенный перевозчик), за исключением особых случаев, предусмотренных таможенным законодательством. На этом этапе товары и транспортные средства могут быть помещены на склад временного хранения. В таком случае установление лица, ответственного за уплату таможенных платежей, зависит от того, кто является владельцем склада. Если владельцем склада временного хранения является таможенный орган, то ответственность за уплату таможенных платежей несет лицо, поместившее товары и транспортные средства на склад временного хранения, а при отсутствии такового - лицо, являющееся собственником или владельцем товаров и транспортных средств. Если же владельцем склада временного хранения является частное лицо, то оно и будет нести ответственность за уплату таможенных платежей в отношении товаров и транспортных средств, хранящихся на складе. В договоре хранения возможно возложить ответственность за уплату таможенных платежей на лицо, поместившее товары и транспортные средства на склад. В этом случае владелец склада будет нести солидарную ответственность с указанным лицом за уплату таможенных платежей. При проведении таможенного оформления товаров и транспортных средств декларант несет ответственность за уплату таможенных платежей. Если лицо, перемещающее товары и транспортные средства, не является декларантом, то такое лицо несет солидарную с декларантом ответственность за уплату таможенных платежей. После помещения товаров и транспортных средств под конкретный таможенный режим ответственность за уплату таможенных платежей регулируется нормами, устанавливающими порядок нахождения товаров и транспортных средств под определенным режимом. Например, при помещении товаров под режим транзита ответственность за уплату таможенных платежей несет перевозчик (ст. 40 Таможенного кодекса). Именно он при выдаче товаров без разрешения таможенного органа, утрате товаров или недоставлении их в таможенный орган назначения должен уплатить таможенные платежи, которые подлежали бы уплате соответственно при таможенном режиме выпуска для свободного обращения или экспорта. Другой пример, в ст. 56 Таможенного кодекса установлено, что ответственность за уплату таможенных платежей в отношении товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли, несет владелец такого магазина. При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через российскую таможенную границу ответственность перед таможенными органами за уплату таможенных платежей несут лица, незаконно переместившие товары и транспортные средства, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения. А при ввозе - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать об их незаконном ввозе. Определение понятия таможенно - тарифных правоотношений и изучение их структуры позволяет уяснить внутренний механизм таможенно - тарифного регулирования.

------------------------------------------------------------------

Название документа