Нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 274 Таможенного кодекса Российской Федерации

(Соболевская С. Ю.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2000)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ,

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОТОРОЕ ПРЕДУСМОТРЕНА СТАТЬЕЙ 274

ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С. Ю. СОБОЛЕВСКАЯ

Статья 274 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, в отношении которых применяются меры экономической политики и другие ограничения, в нарушение установленного порядка применения этих мер и ограничений.

Понятие мер экономической политики и иных ограничений

Из диспозиции статьи следует, что меры экономической политики рассматриваются законодателем в качестве одного из ограничений на ввоз товаров в Российскую Федерацию либо вывоз из нее. Данный вывод подтверждается также определением понятия "меры экономической политики", сформулированным Таможенным кодексом Российской Федерации (ст. 18), и общими положениями об ограничениях на ввоз (вывоз) товаров, определенными статьей 21 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Так, согласно статье 21 Таможенного кодекса Российской Федерации, ограничения на ввоз товаров в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации могут устанавливаться исходя из следующих целей:

- из соображений экономической политики;

- для выполнения международных обязательств Российской Федерации;

- с целью защиты экономической основы суверенитета Российской Федерации;

- для защиты внутреннего потребительского рынка;

- в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и их союзов;

- по другим достаточно важным основаниям.

В то же время мерами экономической политики признаются только такие ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из нее товаров и транспортных средств, которые установлены исходя из соображений экономической политики Российской Федерации (ст. 18 ТК РФ).

По существу меры экономической представляют собой нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности. Под нетарифным регулированием понимают, в том числе, квотирование (установление количественных ограничений на ввоз и/или вывоз определенных видов товаров) и лицензирование (выдача уполномоченными органами разрешений на осуществление определенных экспортных и/или импортных операций).

К товарам, в отношении которых применяются меры экономической политики, относятся, в частности, подакцизные товары, подлежащие маркировке, валюта Российской Федерации, радиотехнические средства, некоторые пищевые продукты.

Ограничения на ввоз товаров в Российскую Федерацию либо вывоз из нее товаров могут устанавливаться только международными договорами Российской Федерации и актами законодательства Российской Федерации (ст. 21). При этом согласно статье 13 Федерального закона от 13 октября 1995 года "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", не допускается установления ограничений на осуществление внешнеторговой деятельности органами государственной власти Российской Федерации. Таким образом, правовые акты федеральных органов исполнительной власти не могут самостоятельно закреплять меры экономической политики и иные ограничения на перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, а вправе только развивать ранее введенные положения.

Учитывая изложенное, статья 274 Таможенного кодекса Российской Федерации применима лишь в случаях, когда мера экономической политики или ограничение введено международным договором либо нормативным правовым актом Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации в пределах их компетенции.

Объективная сторона нарушения таможенных правил

Объективную сторону рассматриваемого правонарушения образует любое несоблюдение установленного порядка применения мер экономической политики и иных ограничений при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации: перемещение подакцизных товаров, маркированных марками, относящимися к другим товарам, либо марками, приобретенными с нарушением установленного порядка; нарушение порядка перемещения иностранной валюты и валюты Российской Федерации, а также иные подобные действия.

Ответственность за правонарушение, предусмотренное данной статьей наступает только в случае, когда в действиях лица отсутствуют признаки таможенных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена иными статьями Таможенного кодекса Российской Федерации. Таким образом, если лицо переместит подакцизный товар, маркированный поддельными марками, помимо таможенного контроля либо не декларируя его, оно будет нести ответственность соответственно по статье 276 либо по части 1 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Субъект нарушения таможенных правил

Основной ошибкой, допускаемой таможенными органами при применении рассматриваемой статьи, является привлечение к ответственности за перемещение через таможенную границу Российской Федерации коммерческих партий немаркированных сигарет и ликероводочных изделий иностранного производства иностранных физических лиц.

Проиллюстрируем это на примере.

Иностранные физические лица приобретают указанные товары в иностранных государствах и перемещают их через таможенную границу Российской Федерации без соблюдения мер экономической политики, не совершая при этом иных нарушений таможенных правил.

Порядок применения мер экономической политики при перемещении подакцизных товаров предусмотрен Временной инструкцией о порядке маркировки отдельных подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденной приказом ГТК России от 13 июля 1994 года N 357. Согласно указанной инструкции, ответственными за маркировку подакцизных товаров являются импортеры таких товаров. При этом импортерами признаются российские юридические и физические лица, заключившие внешнеторговые договоры купли - продажи или мены, в соответствии с которыми подлежащие маркировке товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации. Акцизные марки могут быть проданы импортерам только при наличии данных договоров.

Таким образом, субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 274 Таможенного кодекса Российской Федерации, может быть только то лицо, на которого действующим законодательством возложена обязанность соблюдения порядка применения мер экономической политики и иных ограничений.

В дополнение к сказанному отметим, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1999 года N 1008 "О марках акцизного сбора" физические лица имеют право ввозить для личного потребления подакцизные товары, подлежащие маркировке, без соблюдения мер экономической политики, если их общая стоимость или количество не превышает установленные нормативными правовыми актами по таможенному делу квоты и ограничения. В настоящее время такие ограничения закреплены пунктом 7 Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, утвержденных Приказом ГТК России от 24 ноября 1999 года N 815.

Особенности перемещения товаров между

Российской Федерации и Республикой Беларусь

Множество вопросов по применению рассматриваемой статьи возникло в связи с подписанием в 1995 году межправительственного соглашения Российской Федерации и Республики Беларусь "О Таможенном союзе". Во исполнение данного международного договора, Постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 1995 года N 583 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 25 мая 1995 года N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь", Приказом ГТК России от 7 июля 1995 года N 443 "Об отмене таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу Российской Федерации с Республикой Беларусь" отменен таможенный контроль и таможенное оформление в отношении отдельных категорий товаров.

На основании указанных правовых актов ряд лиц, совершивших противоправные деяния, выразившиеся в несоблюдении мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через российско - белорусскую таможенную границу, был освобожден таможенными органами от ответственности. Основной процент таких правонарушителей составили юридические и физические лица, нарушившие порядок лицензирования ввоза наркотических и сильнодействующих средств белорусского происхождения, а также порядок маркировки отдельных подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. Подобные действия таможенных органов необоснованны в связи во следующими обстоятельствами.

Принятие вышеуказанных нормативных правовых актов не означает, что таможенные органы Российской Федерации вообще не осуществляют таможенного контроля в отношении перемещаемых между Российской Федерацией и Республикой Беларусь товаров.

Статья 7 соглашения Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Беларусь от 6 января 1995 года "О таможенном союзе" предусматривает право договаривающихся сторон на принятие в соответствии с международными договорами, а также национальным законодательством мер, необходимых для охраны государственной безопасности и здоровья населения, редких животных и растений.

Порядок ввоза наркотических и сильнодействующих средств установлен Положением о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, утвержденным постановлением Правительством Российской Федерации от 16 марта 1996 года N 278.

Согласно пункту 2 указанного Положения ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ осуществляются по лицензиям, выдаваемым Министерством внешних экономических связей Российской Федерации, по номенклатуре и в пределах квот, устанавливаемых Правительством Российской Федерации с учетом международных обязательств Российской Федерации. Основанием для выдачи такой лицензии являются сертификат (свидетельство) на право ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, выдаваемый Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации по форме, предусмотренной конвенциями ООН, участницей которых является Российская Федерация, и соответствующие разрешения Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.

Конкретный перечень наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ содержится в Постановлении Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 930 "Об утверждении номенклатуры наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, на которые распространяется порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 1996 года N 278, а также квот на ввоз (вывоз) наркотических средств".

12 февраля 1999 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь было заключено соглашение "Об утверждении перечней товаров, в отношении которых применяются количественные ограничения, запреты или ограничения", установившее перечни товаров, в отношении которых применяются меры экономической политики при их экспорте / импорте между государствами - участниками соглашения. В указанный перечень входят, в том числе, наркотические средства, сильнодействующие, ядовитые вещества и их прекурсоры. Учитывая, что в названном соглашении не определено, какие именно средства и вещества могут быть отнесены таким товарам, для целей применения мер экономической должны использоваться перечни, утвержденные вышеупомянутым Постановлением Правительства N 930.

Принимая во внимание изложенное, при перемещении наркотических и сильнодействующих между Российской Федерацией и Республикой Беларусь лица обязаны иметь соответствующие разрешительные документы, как если бы перемещение осуществлялось из третьей страны (или в третью страну).

Относительно подакцизных товаров, подлежащих маркировке при перемещении через таможенную границу, необходимо отметить следующее. Федеральным законом от 13 октября 1995 года "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" установлен запрет (по существу, являющийся ограничением) на ввоз в Российскую Федерацию товаров, не имеющих маркировки, предусмотренной правовыми актами Российской Федерации. При этом никаких изъятий в отношении товаров, перемещаемых между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, данным Законом не определено. Поскольку федеральные законы обладают по отношению к актам органов исполнительной власти приоритетным значением, Приказ ГТК России N 467 действует в части, не противоречащей Федеральному закону от 13 октября 1995 года.

Таким образом, нарушение порядка маркировки и / или лицензирования товаров при ввозе в Российскую Федерацию, вне зависимости от страны их происхождения, образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 274 Таможенного кодекса Российской Федерации

Статья 274 Таможенного кодекса Российской Федерации может применяться только при отсутствии в действиях лица признаков состава преступления (об уголовной ответственности за осуществление незаконного экспорта технологий, научно - технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, см. анализ статьи 189 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Противоправные действия лица, выразившиеся в несоблюдении порядка применения мер экономической политики и других ограничений при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации влекут за собой наложение штрафа в размере от 100 до 300 процентов стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с их конфискацией либо с взысканием стоимости таких товаров и транспортных средств.

------------------------------------------------------------------

Название документа