Нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 287 Таможенного кодекса Российской Федерации

(Егиазарова В. В.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2000)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ,

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОТОРОЕ ПРЕДУСМОТРЕНА СТАТЬЕЙ 287

ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В. В. Егиазарова, кандидат юридических наук.

Статей 287 Таможенного кодекса Российской Федерации установлена ответственность за нарушение условий деятельности таможенного перевозчика.

Деятельность таможенного перевозчика регулируется главой 25 Таможенного кодекса Российской Федерации и Положением о таможенном перевозчике, утвержденным Приказом ГТК России от 18 января 1994 года N 20.

Под таможенным перевозчиком понимается созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическое лицо, получившее лицензию на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика. Этот статус дает лицам право осуществлять перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, без таможенного сопровождения и обеспечения уплаты таможенных платежей, чем обусловлен особый контроль за их деятельностью, что, в частности, выражается в наличии в Таможенном кодексе особой статьи об их ответственности (правда, практически не применяемой).

Таким образом, одними из основных условий деятельности в качестве таможенного перевозчика являются образование юридического лица и получение лицензии ГТК России.

Получение лицензии на осуществление деятельности

в качестве таможенного перевозчика

Таможенный перевозчик может быть зональным, региональным или общероссийским (реестр общероссийских таможенных перевозчиков по состоянию на 20 августа 1998 года был доведен до сведения таможенных органов письмом ГТК России от 2 сентября 1998 года N 21-08/18525 "О реестре общероссийских таможенных перевозчиков"). Зональный таможенный перевозчик осуществляет перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, в регионе деятельности одной таможни, региональный - нескольких таможен, подчиненных одному региональному таможенному управлению, общероссийский - нескольких региональных таможенных управлений или на всей территории Российской Федерации (п. 1.4 Положения о таможенном перевозчике).

Общероссийскому таможенному перевозчику лицензия выдается ГТК России, а региональному и зональному таможенным перевозчикам - соответственно региональным таможенным управлением или таможней от имени ГТК России. Для получения лицензии в указанные таможенные органы подается заявление по форме, утвержденной приложением N 1 к Положению о таможенном перевозчике, и представляются документы согласно перечню, приведенному в пункте 2.4 указанного Положения и в письме ГТК России от 7 августа 1998 года N 21-08/16575 "О таможенных перевозчиках".

Статья 165 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает ряд условий, при одновременном наличии которых может быть выдана лицензия на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика. В качестве примера можно привести такие, как наличие надлежащим образом оборудованных транспортных средств в установленном количестве, заключение договора страхования своей деятельности. Оборудование транспортных средств должно удовлетворять требованиям Правил оборудования транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами, утвержденных Приказом ГТК России от 19 августа 1994 года N 426 "Об утверждении нормативных актов, относящихся к надлежащему оборудованию транспортных средств (контейнеров)".

Интересно отметить, что Положением о таможенном перевозчике предусмотрено также условие о наличии в собственности или хозяйственном ведении основных фондов балансовой стоимостью не менее 5000-кратного установленного законом минимального размера оплаты труда для зонального таможенного перевозчика, 25000-кратного установленного законом минимального размера оплаты труда для регионального перевозчика и 50000-кратного установленного законом минимального размера оплаты труда для общероссийского перевозчика. Однако это условие установлено ГТК России с превышением своих полномочий: статья 165 Таможенного кодекса Российской Федерации не предусматривает его в качестве необходимого для получения лицензии, а полномочия ГТК России в этой области ограничены только правом определять порядок выдачи лицензии и сроки ее действия.

В соответствии с письмом ГТК России от 7 августа 1998 года N 21-08/16575 "О таможенных перевозчиках" таможенным органам при принятии решения о возможности и целесообразности выдачи лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика предписано также принимать во внимание, что лицензии не могут выдаваться организациям, в отношении которых не завершены дела о нарушениях таможенных правил, а также имеющим задолженности по уплате таможенных платежей и штрафов.

Поддержание действия лицензии

Другим условием осуществления деятельности в качестве таможенного перевозчика является поддержание действия лицензии. Лицензия на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика может быть аннулирована или отозвана, либо ее действие может быть приостановлено на основаниях, закрепленных в статье 165 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Лицензия аннулируется в случае, если она не могла быть выдана на основании установленного порядка заявителю либо если она была выдана на основе неполных или недостоверных сведений, имевших существенное значение для принятия решения о ее выдаче.

Основаниями для отзыва лицензии являются:

- неоднократное невыполнение обязанностей таможенного перевозчика, в том числе необоснованные отказы в перевозке товаров и использование не оборудованных должным образом транспортных средств;

- причинение неправомерного существенного ущерба отправителю товаров, в частности, посредством незаконного использования сведений, составляющих коммерческую тайну или иную конфиденциальную информацию, если факт причинения ущерба установлен в судебном порядке;

- признание таможенного перевозчика несостоятельным либо заявление им о своей несостоятельности;

- неоднократное совершение нарушений таможенных правил, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации. Учитывая специфику деятельности таможенного перевозчика, здесь в первую очередь подразумевается статья 254 (Выдача без разрешения таможенного органа, утрата или недоставление в таможенный орган товаров, транспортных средств и документов на них);

- несоблюдение таможенным перевозчиком условий выдачи лицензии, в том числе если размер страховой суммы становится меньше установленного, а перевозчик не заключил нового договора страхования своей деятельности. Это основание введено Положением о таможенном перевозчике, в связи с чем вызывает сомнение в своей законности.

Таможенным законодательством также предусмотрена возможность приостановления действия лицензии на срок до трех месяцев при наличии достаточных оснований полагать, что таможенный перевозчик злоупотребляет своими правами. При этом не определено, что следует считать "достаточными основаниями" и что понимать под "злоупотреблением правами".

Решение об аннулировании, отзыве лицензии или приостановлении ее действия принимается таможенным органом, ее выдавшим, или вышестоящим таможенным органом и оформляется в форме приказа начальника таможни, распоряжения заместителя начальника регионального таможенного управления или распоряжения заместителя председателя ГТК России. В случае отзыва лицензии в связи с неоднократным совершением нарушений таможенных правил решение может быть принято также в форме вынесения постановления любого таможенного органа по делу о нарушении таможенных правил (отзыв лицензии в соответствии со статьей 242 Таможенного кодекса Российской Федерации является одним из видов взысканий).

Решение об аннулировании лицензии действует со дня ее выдачи, а об отзыве лицензии и приостановлении ее действия - с момента принятия соответствующего решения, кроме решения об отзыве лицензии, вынесенного в форме постановления по делу о нарушении таможенных правил, которое вступает в силу со дня обращения постановления к исполнению. Исходя из этого, осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика в течение установленных законом сроков обжалования постановления о наложении взыскания в виде отзыва лицензии либо в течение периода рассмотрения жалобы вышестоящим таможенным органом или арбитражным судом первой или апелляционной инстанции не образует состава нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 287 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Согласно диспозиции статьи использование таможенным перевозчиком лицензии, полученной в результате представления в ГТК России документов, содержащих недостоверные сведения, независимо от аннулирования лицензии, является самостоятельным основанием для привлечения таможенного перевозчика к ответственности по части 1 рассматриваемой статьи. При этом следует отметить, что это основание не идентично основанию, служащему для аннулирования лицензии: во-первых, оно касается представления недостоверных сведений только ГТК России (как указано выше, лицензия может выдаваться также региональным таможенным управлением и таможней), а во-вторых, оно подразумевает заявление любых недостоверных сведений, а не только тех, которые имели существенное значение для выдачи лицензии. Фактически данная статья предусматривает право таможенного органа привлечения к ответственности общероссийского таможенного перевозчика, в том числе в случае указания им в заявлении недостоверных сведений о сокращенном юридическом наименовании организации.

В качестве примера других нарушений условий деятельности таможенного перевозчика можно назвать перевозку одновременно с товарами, находящимися под таможенным контролем, других товаров (п. 5.1 Положения о таможенном перевозчике), а также перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, в случае истечения срока действия лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика или на осуществление перевозочной (транспортно - экспедиторской) деятельности.

Совершение нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 287 Таможенного кодекса Российской Федерации, влечет наложение на таможенного перевозчика взыскания в виде штрафа в размере от 50-кратного до 250-кратного установленного законом минимального размера оплаты труда с отзывом лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика или без ее отзыва.

Часть 2 статьи 287 Таможенного кодекса

Российской Федерации

Статья 167 Таможенного кодекса Российской Федерации устанавливает запрет на использование таможенным перевозчиком и его работниками полученной от отправителя товаров информации, составляющей коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также иной конфиденциальной информации в собственных целях, передачи ее третьим лицам, в том числе государственным органам (кроме таможенных), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Несоблюдение таможенным перевозчиком или его работником этого условия деятельности (при отсутствии признаков преступления) образует состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 287 Таможенного кодекса Российской Федерации, и влечет наложение штрафа на таможенного перевозчика в размере от 50-кратного до 250-кратного установленного законом минимального размера оплаты труда с обязательным отзывом лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика, а на работника - в размере от 10-кратного до 100-кратного установленного законом минимального размера оплаты труда.

В данном случае дополнительное взыскание в виде отзыва лицензии является обязательным. В связи с этим интересно отметить, что иногда при применении ответственности в соответствии с частью 2 статьи 287 Таможенного кодекса Российской Федерации у таможенного органа отсутствует юридическое основание для отзыва лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика. Выше был приведен исчерпывающий перечень установленных законом оснований для отзыва такой лицензии. Отзыв лицензии в связи с использованием таможенным перевозчиком и его работниками полученной от отправителя товаров информации, составляющей коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также иной конфиденциальной информации в собственных целях и передачи ее третьим лицам предполагает причинение такими действиями существенного ущерба отправителю товаров и подтверждение факта причинения такого ущерба в судебном порядке, а в связи с совершением нарушения таможенных правил - неоднократность их совершения. Вместе с тем часть 2 статьи 287 Таможенного кодекса Российской Федерации не ставит ответственность по ней в зависимость от указанных обстоятельств.

------------------------------------------------------------------

Название документа