Уголовное законодательство Республики Беларусь в сфере экономической безопасности и таможенной интеграции

(Грачев О. В.) ("Российский следователь", 2013, N 5) Текст документа

УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ТАМОЖЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ <*>

О. В. ГРАЧЕВ

-------------------------------- <*> Grachev O. V. Criminal legislation of the Republic of Belarus in the field of economic security and customs integration.

Грачев Олег Викторович, доцент кафедры Социально-гуманитарного университета, кандидат юридических наук.

Таможенная интеграция Российской Федерации связана с совершенствованием правоохранительных мер, в т. ч. закрепленных в уголовном законодательстве. Уголовное законодательство в сфере таможенных преступлений союзного государства Россия и Беларусь имеет ряд общих признаков и некоторые отличия.

Ключевые слова: уголовное законодательство, преступление, предупреждение преступлений, экономическая безопасность.

The customs integration in the Russian Federation is connected with improvement of lawenforcement measures including those consolidated in the criminal legislation. The criminal legislation in the field of customs crimes of the union state of Russia and Belarus has a number of common features and certain distinctions.

Key words: criminal legislation, crime, prevention of crimes, economic security.

В современных условиях глобализации многие государства стремятся унифицировать свои системы права, но не имеют таких возможностей, которые раскрываются сегодня перед государствами - участниками Таможенного союза. Постоянно углубляющиеся интеграционные процессы в экономике трех государств заставляют задумываться над решением проблем создания общих правил поведения участников внешнеэкономической деятельности, включая унификацию национальных и международного законодательства о таможенных преступлениях. Принимая во внимание складывающиеся международные политические и экономические условия, наши государства, объединившись в Таможенный союз, тем более не могут оставлять неразрешенными проблемы по устранению противоречий в нормах уголовного, уголовно-процессуального, административного, оперативно-розыскного, таможенного законодательства. Уголовно-правовое обеспечение экономической деятельности Республики Беларусь в сфере экономической безопасности и таможенной интеграции должно быть по возможности достаточно единообразным, и тогда правонарушители не смогут выбирать для своей деятельности страны по принципу наименьшего риска или максимально возможной прибыли <1>. -------------------------------- <1> Квашис В. Преступность и правосудие: ответы на вызовы XXI века // Российская юстиция. 2000. N 8. С. 36.

Унификация законодательства есть деятельность по приведению его к единообразию. Потребность в унификации законодательства возникает в связи с созданием Таможенного союза. Уровень безопасности экономики основывается на эффективности правовых механизмов <2>. Поддержание высокого уровня эффективности экономики и степени ее безопасности обусловлено также и качеством организации системы уголовно-правовой охраны экономической безопасности. -------------------------------- <2> Малумов Г. Ю. Конституционные основы федеративной и региональной систем обеспечения экономической безопасности // Адвокатская практика. 2009. N 6. С. 27.

В главу 22 "Преступления в сфере экономической деятельности" УК РФ и раздел VIII "Преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности" УК Беларуси в основном помещены нормы, содержащиеся в главе 29 "Преступления против порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности" Модельного Уголовного кодекса стран СНГ 1996 г. За продолжительный период действия уголовных законов государств - членов СНГ издано великое множество научно-практических комментариев, которые используют сотрудники правоохранительных органов, а также учебников и монографий <3>. Предлагаемая в них квалификация одних и тех же составов экономических преступлений подчас весьма вариативна. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Преступления в сфере экономики: авторский комментарий к уголовному закону (раздел VIII УК РФ) (постатейный) (Н. А. Лопашенко) включен в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2006. ------------------------------------------------------------------ <3> Лопашенко Н. А. Вопросы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности. Саратов, 2007. С. 16; Лопашенко Н. А. Преступления в сфере экономики: авторский комментарий к уголовному закону. М.: Волтерс Клувер, 2007; Сергеев В. И. Преступления в сфере экономики. Уголовно-правовой анализ и квалификация. М.: Экзамен, 2010. С. 128.

Очевидно, что уголовно наказуемые деяния, нарушающие установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, являются наиболее опасными посягательствами на экономическую безопасность государств Таможенного союза, а также добросовестных участников внешнеторговой деятельности - производителей товаров, работ, услуг, их экспортеров и импортеров. Современные национальные законодательства России, Республики Беларусь в силу исторической общности их систем права практически одинаково определяют степень общественной опасности правонарушений в сфере таможенной деятельности, разделяя их на административные правонарушения (ст. ст. 16.1 - 16.22 КоАП РФ, ст. ст. 193-1 - 193-47 КоАП Республики Беларусь) и преступления (ст. ст. 189, 190, 194, 226.1, 229.1 УК РФ, ст. 228 "Контрабанда", ст. 229 "Незаконный экспорт объектов экспортного контроля", ст. 230 "Невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей", ст. 231 "Уклонение от уплаты таможенных платежей" УК РБ). Сравнительный анализ состава контрабанды, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК РБ, позволил выделить как общие, так и типичные черты этого деяния, характерные только для Уголовного кодекса Республики Беларусь. Объектом контрабанды (ст. 228 УК РБ) - перемещение в крупном размере через таможенную границу Республики Беларусь товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к такому перемещению, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо сопряженное с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием - являются экономические интересы Республики Беларусь и государств Таможенного союза. Дополнительным объектом являются интересы государственной власти, органов государственной власти. Предмет преступления - товары и ценности, запрещенные или ограниченные к такому перемещению через таможенную границу Республики Беларусь или таможенную границу Таможенного союза. В отличие от прежней редакции контрабанды по российскому Уголовному кодексу, УК РБ предметом контрабанды признает не любые товары и ценности, а только те, в отношении которых Правительством Республики Беларусь предусмотрен специальный порядок оборота, перемещения через таможенную границу. В качестве ценностей, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, понимаются исторические, культурные и художественные произведения, экземпляры, образцы, в отношении которых Правительством Республики Беларусь предусмотрен специальный порядок оборота, перемещения через таможенную границу. Объективная сторона преступления выражается в незаконном перемещении в крупном размере через таможенную границу Республики Беларусь товаров и ценностей. Незаконность перемещения в крупном размере товаров и ценностей через таможенную границу является основным признаком объективной стороны преступления как способа совершения преступления. Основными незаконными действиями по перемещению товаров через таможенную границу Таможенного союза можно отнести: - помимо таможенного контроля; - с сокрытием от таможенного контроля; - с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации; - с недекларированием или недостоверным декларированием. Состав преступления формальный, преступление считается оконченным с момента совершения виновным одного из перечисленных действий. Контрабанда в части первой настоящей статьи признается совершенной в крупном размере, если стоимость перемещаемых одним лицом или группой лиц товаров и ценностей превышает в две тысячи раз размер базовой величины, установленный на день совершения преступления. Часть 2 ст. 228 УК РБ предусматривает квалифицированный состав контрабанды, связанный с перемещением через таможенную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, его составных частей или компонентов, боеприпасов, ядерного, химического, биологического или других видов оружия массового поражения или его основных частей, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения. Предмет контрабанды неоднороден. В ч. 2 законодательно закреплен запрет на перемещение тех предметов, которые фактически исключены из свободного гражданского оборота. Перемещение товаров и предметов может быть признано контрабандой при условии, что было осуществлено только теми способами, которые образуют понятие "незаконность перемещения". Хотя законодатель не раскрывает содержание этого понятия. Можно предположить, что в отношении каждого из перечисленных товаров и предметов установлены специальные правила оборота (за исключением стратегически важных товаров и ресурсов), нарушение этих правил, совмещенное с перемещением через таможенную границу Таможенного союза, будет образовывать объективную сторону контрабанды. Субъект преступления общий. Субъективная сторона преступления - прямой умысел. Отличие ст. 228 УК РБ от прежней редакции контрабанды по УК РФ состоит в том, что предметом контрабанды выступают не любые товары и ценности, а только те, в отношении которых Правительством Республики Беларусь предусмотрен специальный порядок оборота, перемещения через таможенную границу. Следующим составом преступления, посягающим на интересы экономики в сфере таможенных преступлений, является незаконный экспорт или передача в целях экспорта объектов экспортного контроля. Статья 229. Незаконный экспорт или передача в целях экспорта объектов экспортного контроля. Незаконные экспорт или передача в целях экспорта объектов экспортного контроля, которые заведомо могут быть использованы при разработке (создании), производстве, эксплуатации, модернизации, модификации, ремонте, монтаже, техническом обслуживании вооружения и военной техники (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. ст. 129, 228 и 356 УК РБ). Данная статья является аналогом ст. 189 УК РФ, отличие в том, что в ст. 229 УК РБ не перечисляются наименования объектов передачи, указывается только общее наименование - объекты экспортного контроля. Также не уточняется, откуда осуществляется экспорт, кто осуществляет незаконный экспорт и кому передаются объекты экспортного контроля. Основным объектом следует считать установленный законом порядок перемещения предметов через таможенную границу Республики Беларусь или через таможенную границу Таможенного союза, а дополнительным - установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности и выполнения международных обязательств по нераспространению оружия массового поражения. Для квалификации деяния по названной статье необходимо установить наличие трех обязательных обстоятельств: 1) специфических свойств экспортируемых предметов, перечисленных в диспозиции этой статьи, сущность производства продукции только мирного гражданского характера и, с другой стороны, одновременная пригодность для создания и производства вооружения и военной техники и, в частности, оружия массового поражения или средств его доставки; 2) наличие специального экспортного контроля за вывозом товаров и услуг двойного назначения на внешние рынки для реализации (передачи, обмена); 3) незаконность такого вывоза за пределы Республики Беларусь или Таможенного союза, т. е. в нарушение или в обход специального экспортного контроля <4>. Предмет изучаемого преступления прямо зафиксирован непосредственно в тексте уголовного закона. Круг предметов образуют: -------------------------------- <4> Уголовное право. Особенная часть / Под ред. Е. Н. Петрашева. М., 2009. С. 266.

- по части 1 - сырье, материалы, оборудование, технологии, научно-техническая информация, работы или услуги, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль; - по части 3 - сырье, материалы, оборудование, технологии, научно-техническая информация, работы или услуги, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль. Несомненно, технические и технологические свойства последней группы предметов сами по себе представляют повышенную общественную опасность, более высокую по сравнению с предметами первой группы. Объективная сторона рассматриваемого преступления совершается в форме действия (осознанного, волевого, активного поведения субъекта), заключающегося в нарушении специальных правил экспорта сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ либо услуг, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники. Экспортный контроль - система контроля, действующая в целях защиты национальных интересов Республики Беларусь или Таможенного союза при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств Республики Беларусь по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания. Данный состав преступления имеет формальную структуру, т. е. окончено в момент совершения указанных в законе действий. Как известно, такая конструкция состава применяется законодателем в тех случаях, когда устанавливается уголовная ответственность за наиболее опасные преступления. Фактически общественная опасность незаконного экспорта сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, выполнения работ и услуг, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники, оружия массового поражения и средств его доставки проявляется уже в момент выполнения рассмотренных действий, независимо от реального наступления общественно опасных последствий. Субъект преступления - специальный, это лицо, уполномоченное осуществлять экспорт или передачу в целях экспорта объектов экспортного контроля. Субъективная сторона - прямой умысел. Третьим составом преступления, посягающим на интересы экономики в сфере таможенных преступлений, является невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей. Статья 230. Невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей. Умышленное невозвращение в установленный срок на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Данный состав преступления имеет много общих признаков с составом преступления, предусмотренным ст. 190 УК РФ. Отличие диспозиции ст. 190 УК РФ от ст. 230 УК РБ состоит в том, что в ст. 190 УК РФ дается более подробное описание предмета преступления, перечисляются, какие предметы должны быть возвращены в Российскую Федерацию. Диспозиция ст. 230 УК РБ содержит одно понятие предмета преступления - историко-культурные ценности. В остальном конструкция состава преступления тождественна составу преступления, предусмотренному ст. 190 УК РФ. Объект преступления - отношения по поводу сохранения историко-культурных ценностей Республики Беларусь и зарубежных стран в процессе межгосударственного культурного сотрудничества. Дополнительный объект - интересы государственной власти, государственной службы в органах государственной власти. Предмет преступления - историко-культурные ценности. Предметом данного преступления являются не все историко-культурные ценности, а лишь те, которые могут быть временно вывезены: - движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь; - культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Республики Беларусь; - культурные ценности, созданные более 100 лет назад. Объективная сторона выполняется путем бездействия и заключается в невозвращении культурных ценностей, составляющих предмет преступления, на территорию Республики Беларусь в срок, установленный договором о возврате временно вывозимых культурных ценностей. Состав преступления - формальный. Преступление считается оконченным с момента истечения срока, установленного для возврата культурных ценностей в Республику Беларусь, если отсутствуют обстоятельства, препятствующие возвращению этих ценностей. Субъективная сторона преступления характеризуется как прямым, так и косвенным умыслом. Мотивы и цель невозвращения для квалификации деяния значения не имеют, но учитываются при назначении судом вида и размера наказания. Субъект преступления - специальный, это лицо, которое в соответствии с договором о возврате временно вывозимых культурных ценностей обязано возвратить их в установленный срок на территорию Республики Беларусь. Им могут быть должностные лица государственных и муниципальных музеев, архивов, библиотек, иных государственных хранилищ культурных ценностей, органов власти, физические лица - собственники культурных ценностей. И, наконец, четвертым составом преступления, посягающим на интересы экономики в сфере таможенных преступлений, является ст. 231 УК РБ, предусматривающая ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей. Аналогичный состав предусмотрен ст. 194 УК РФ. Отличие в составах состоит в детальности описания диспозиции. Более точным и конкретным является диспозиция ст. 194 УК РФ, где указывается, с кого должны быть взысканы таможенные платежи. В условиях действия Таможенного союза увеличение собираемости таможенных платежей имеет существенное значение для пополнения государственного бюджета каждого государства. Диспозиция ст. 231 УК РБ является простой, без описания того, с кого должны быть взысканы таможенные платежи. В остальном состав преступления аналогичен. Непосредственным объектом преступления выступают отношения по поводу уплаты таможенных платежей как инструмента таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Дополнительным объектом являются отношения по поводу формирования доходов республиканского бюджета за счет таможенных платежей. Предмет преступления - таможенные платежи, взимаемые с организации или физического лица. Объективная сторона - уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере. Крупный размер для физического и юридического лица составляет, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает в две тысячи раз размер базовой величины, установленный на день совершения преступления. Обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза возникает: - при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы Таможенного союза; - при вывозе товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза. Уклонение от уплаты таможенных платежей - это умышленные действия, направленные на неуплату таможенных платежей и повлекшие полное или частичное непоступление денежных средств в республиканский бюджет. Субъективная сторона - прямой умысел, цель - полная или частичная неуплата таможенных платежей. Субъект преступления - специальный, это лицо, на которое Таможенным кодексом РБ или ТС возложена обязанность по уплате таможенных платежей. Проведенный сравнительный анализ уголовного законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь показал, что законодательство союзных государств имеет сходство, но с присущими для каждого государства отличиями. Уголовное законодательство Российской Федерации сформулировано более точно, конкретно, уголовное законодательство Республики Беларусь изложено в форме простой диспозиции, оставляя широкий простор для усмотрения правоприменителя. В целом, несмотря на существующие отличия, можно констатировать, что возможности для унификации уголовного законодательства имеются, дело за политической волей и решимостью законодателей стран Таможенного союза. Таким образом, исходя из сравнительного анализа уголовного законодательства Республики Беларусь в сфере таможенных преступлений и России можно сделать вывод, что, несмотря на некоторое отличие национального уголовного законодательства Республики Беларусь - страны участницы Таможенного союза, имеется правовая основа для принятия унифицированного уголовного закона, который регулировал бы уголовно-правовые отношения в сфере таможенной деятельности в рамках Таможенного союза.

------------------------------------------------------------------

Название документа