Нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 282 Таможенного кодекса Российской Федерации

(Егиазарова В. В.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2000)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ,

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОТОРОЕ ПРЕДУСМОТРЕНА СТАТЬЕЙ 282

ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В. В. ЕГИАЗАРОВА

В. В. Егиазарова, кандидат юридических наук.

Статья 282 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за заявление в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости либо стране происхождения товаров и транспортных средств или заявление иных недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера.

Объективная сторона нарушения таможенных правил

Данная статья является более специальной по отношению к части 1 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации: она касается, во-первых, только заявления недостоверных сведений, а во-вторых, заявления именно таких сведений, которые дают основание для освобождения от уплаты таможенных платежей или занижения их размера. Поэтому, если иное не вытекает из диспозиции, при применении статьи 282 Таможенного кодекса Российской Федерации действуют все положения, обозначенные при рассмотрении части 1 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации (в частности, о субъекте ответственности).

В диспозиции статьи 282 Таможенного кодекса Российской Федерации приведены некоторые сведения, дающие основание для освобождения от уплаты таможенных платежей или для занижения их размера: это сведения о таможенном режиме, таможенной стоимости и стране происхождения товара. Как уже отмечалось, помещение товаров под определенные таможенные режимы дает основания для получения льгот по уплате таможенных платежей (так называемые льготные таможенные режимы). Таможенная стоимость является основой для исчисления таможенной пошлины, акциза, налога на добавленную стоимость и таможенного сбора за таможенное оформление, поэтому занижение ее размера влечет занижение размера таможенных платежей. В зависимости от страны происхождения товара ставка подлежащей уплате таможенной пошлины может быть базовой (товар происходит из страны, в торгово - политических отношениях с которой Российская Федерация применяет режим наибольшего благоприятствования), преференциальной (товар происходит из страны - пользователя национальной системой преференций) и максимальной, увеличенной в два раза (товар происходит из государства, с которым Российская Федерация не применяет режима наибольшего благоприятствования, либо если страна происхождения неизвестна).

Национальная система преференций включает в себя перечень развивающихся стран - пользователей системой преференций Российской Федерации (применяется ставка в размере 75 процентов от базовой), перечень наименее развитых из развивающихся стран (товары ввозятся беспошлинно) и перечень товаров, на которые преференциальный режим не распространяется.

Заявление недостоверных сведений о коде товаров

Состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 282 Таможенного кодекса Российской Федерации, может образовывать также заявление сведений, не обозначенных в диспозиции статьи. Так, основанием для привлечения лица к ответственности по этой статье является заявление недостоверных сведений о коде товара по ТН ВЭД РФ. При этом ответственность наступает независимо от того, обнаружен ли данный факт в процессе таможенного оформления или после его завершения, хотя некоторые лица, применяющие норму права, оспаривают данное положение. В обоснование своей позиции они ссылаются на то, что таможенный орган, принимая таможенную декларацию и проставляя на ней штамп "Выпуск разрешен", фактически соглашается с заявленным кодом, тем самым классифицируя товар в соответствии с полномочиями, предоставленными ему статьей 217 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Такое мнение представляется ошибочным. Во-первых, таможенные органы не обладают полномочиями по установлению кода товара при его таможенном оформлении, целью которого является помещение товара под определенный таможенный режим и завершение действия этого режима, а не подтверждение достоверности заявленных декларантом сведений. Во-вторых, неправомерные действия должностных лиц таможенных органов (в том числе и связанные с выпуском товара, сведения о коде которого не соответствуют действительности) не могут служить основанием для освобождения лица от ответственности за совершение таможенного правонарушения. И, в-третьих, таможенные органы имеют право проводить таможенный контроль после выпуска товаров, в процессе которого могут перепроверяться сведения, указанные в таможенной декларации. В статье 193 Таможенного кодекса Российской Федерации прямо закреплено, что в случае обнаружения правонарушений при проведении последующего таможенного контроля лица, их совершившие, несут ответственность в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

При этом привлечение должностных лиц таможенных органов к дисциплинарной ответственности за принятие неправомерного решения о выпуске не освобождает лицо от ответственности за нарушение таможенных правил (письмо ГТК России от 16 сентября 1997 года N 01-15/17846 "О некоторых вопросах применения писем ГТК России от 20.03.96 N 07-07/4898 и от 24.07.96 N 01-15/13231").

В практике таможенных органов неоднократно возникал вопрос, может ли заключение таможенной лаборатории о коде товаров служить основанием для привлечения лица к ответственности по статье 282 Таможенного кодекса Российской Федерации по факту заявления недостоверных сведений о коде товаров, дающих основание для занижения размера таможенных платежей или освобождения от их уплаты.

Статьей 217 Таможенного кодекса Российской Федерации классификация товаров отнесена к исключительной компетенции таможенных органов. Решения других организаций по классификации товаров в таможенных целях не используются. В силу статьей 8 и 9 Таможенного кодекса Российской Федерации, определяющих статус таможенных органов и таможенных лабораторий, последние к числу таможенных органов не относятся.

В соответствии с Приказом ГТК России от 14 апреля 1999 года N 240 "О полномочиях таможенных лабораторий при решении вопросов о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД" в постановлении о назначении экспертизы не допускается ставить вопросы непосредственно об определении кода товаров в соответствии с ТН ВЭД РФ. В случае, если заключение все же содержит сведения о классификации товаров, то оно должно носить исключительно рекомендательный характер.

Таким образом, в ходе производства по делам о нарушениях таможенных правил, заведенным по фактам заявления недостоверных сведений о коде товаров, необходимо получение заключения отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров.

Ввоз товаров в качестве вклада в уставный капитал

В практике таможенных органов имеют место случаи ввоза товаров в качестве вклада в уставный капитал организаций с иностранными инвестициями на основании внесения в учредительные документы изменений об увеличении уставного капитала до суммы, превышающей сто тысяч рублей (с учетом деноминации), зарегистрированных в органах местной администрации. Действия лица по заявлению в таможенной декларации сведений о том, что такой товар перемещается в качестве вклада в уставный капитал, образуют состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена данной статьей.

В соответствии с общим правилом, закрепленным статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменения в учредительные документы приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации. Федеральным законом от 9 июля 1999 года "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" не определены органы, в которых должна осуществляться регистрация изменений. Представляется, что регистрация изменений в учредительные документы об увеличении вклада в уставный капитал должна производиться в том органе, в котором должна была бы производиться регистрация самого юридического лица, если бы сумма, до которой производится такое увеличение, составляла бы сумму первоначального уставного капитала.

Действующий порядок регистрации организаций с иностранными инвестициями сводится к следующему. Организации с иностранными инвестициями нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслей, а также организации, объем иностранных инвестиций в которые превышает сто тысяч рублей, проходят регистрацию в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции Российской Федерации (передана в ведение Министерства юстиции Российской Федерации на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 5 сентября 1998 года N 1034 "О передаче Государственной регистрационной палаты при Министерстве экономики Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации"). Регистрация остальных организаций осуществляется местными органами власти (правительствами республик в составе Российской Федерации, администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга). Соответственно и регистрация изменений, в результате которых уставный капитал организации увеличивается до суммы, превышающей сто тысяч рублей, должна осуществляться Государственной регистрационной палатой. Изложенное подтверждается также письмом Минэкономики России от 13 января 1998 года N ИМ-23/9-45 "О регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями".

В связи с тем, что изменения и дополнения в учредительные документы вступают в силу только после их государственной регистрации, товар, перемещаемый на основании изменений об увеличении уставного капитала до суммы, превышающей сто тысяч рублей, зарегистрированных в местных органах власти, не может рассматриваться как перемещаемый в качестве вклада в уставный капитал.

Сведения о том, что товар, перемещаемый на возмездной основе или не предназначенный для улучшения жизни и быта малообеспеченных слоев населения, является гуманитарной помощью, при отсутствии решения Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации о признании его таковым, по сути аналогичны вышеуказанным сведениям и также влекут для лица, их заявившего, ответственность по статье 282 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Субъективная сторона нарушения таможенных правил

При рассмотрении данной статьи также следует отметить, что в правоприменительной практике некоторых таможенных органов укоренилось мнение, согласно которому для наступления ответственности по статье 282 Таможенного кодекса Российской Федерации обязательно наличие умысла лица, заявившего недостоверные сведения. По причине его отсутствия в отношении физических лиц было прекращено большое количество дел о нарушениях таможенных правил. Однако необходимость умышленного характера действий вовсе не вытекает из диспозиции статьи. В ней только дается характеристика заявляемых сведений (дающих основания для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера), которые определяют объективную, а не субъективную сторону правонарушения. В данном случае налицо несоответствие названия статьи ("Действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение") и ее содержания. Возможно, именно название статьи послужило основанием для вывода о том, что с субъективной стороны правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 282 Таможенного кодекса Российской Федерации, совершаемое физическим лицом, предполагает умысел (письмо ГТК России от 17 декабря 1998 года N 01-15/26606 "О направлении рекомендаций"). Однако в соответствии с общеправовым принципом в случае несоответствия наименования статьи ее содержанию за основу принимается содержание.

Соотношение статьи 282 Таможенного кодекса

Российской Федерации и части 2 статьи 122 Налогового

кодекса Российской Федерации

Одним из самых острых вопросов, стоящих в настоящее время перед таможенными органами при применении статьи 282 Таможенного кодекса Российской Федерации, является ее соотношение с частью 2 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, которой установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. Объективная сторона правонарушений, предусмотренных этими статьями, несмотря на различные формулировки диспозиции статей, по существу одинаковая. Она не охватывает только таможенные сборы за таможенное оформление, которые относятся к категории таможенных платежей, но не являются налогами. Вопросам соотношения рассматриваемых статей посвящено письмо ГТК России от 17 ноября 2000 года N 27-09/33399 "О применении части 2 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации".

В названном письме содержится два аргумента в пользу применения статьи 282 Таможенного кодекса Российской Федерации, приведенные ниже.

Во-первых, в письме изложена позиция, в соответствии с которой противоправное деяние, посягающее на установленный Таможенным кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства по таможенному делу порядок обложения таможенными платежами и их уплаты, не является налоговым правонарушением в смысле статьи 106 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не нарушает законодательства о налогах и сборах, в силу чего не может квалифицироваться по части 2 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Кроме того, на основе понятий налогового периода, налоговой базы и налоговой ставки, с которыми может быть связано неправильное исчисление суммы налога, за которое частью 2 статьи 122 Кодекса установлена ответственность, сделан вывод о том, что они неприменимы к таможенной пошлине, налогу на добавленную стоимость и акцизу, взимаемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Принимая во внимание изложенное, привлечение декларантов к ответственности за заявление в таможенной декларации и иных документах недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от уплаты таможенных платежей или занижения их размера, по части 2 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, несмотря на то, что она содержит более позднюю норму и улучшает положение лица, не основано на законе.

Непосредственный объект нарушения таможенных правил

Совершение действий, указанных в диспозиции данной статьи, влечет наложение штрафа в размере от 100 до 300 процентов суммы неуплаченных таможенных платежей с применением альтернативного дополнительного взыскания в виде отзыва лицензии или квалификационного аттестата.

Непосредственным объектом нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 282 Таможенного кодекса Российской Федерации, являются товары и транспортные средства, в отношении которых в результате заявления недостоверных сведений таможенные платежи не уплачены либо уплачены не в полном объеме. То обстоятельство, что совершение правонарушения влечет наложение штрафа, установленного применительно к сумме неуплаченных таможенных платежей, не должно означать, что непосредственным объектом этого правонарушения становятся сами таможенные платежи, равно как установление штрафа, исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не означает, что непосредственным объектом правонарушения является российский рубль.

Ответственность по статье 282 Таможенного кодекса Российской Федерации наступает, если действия лица не образуют состава нарушения таможенных правил, ответственность за которые предусмотрена статьями 275, 278 и 279 Таможенного кодекса Российской Федерации, а также состава уголовно наказуемого деяния (об уголовной ответственности см. анализ статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации).

------------------------------------------------------------------

Название документа