Нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 278 Таможенного кодекса Российской Федерации

(Егиазарова В. В., Сошников А. Н.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2000)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ,

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОТОРОЕ ПРЕДУСМОТРЕНА СТАТЬЕЙ 278

ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В. В. ЕГИАЗАРОВА, А. Н. СОШНИКОВ

В. В. Егиазарова, кандидат юридических наук.

А. Н. Сошников.

Статья 278 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств с представлением таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей, поддельных документов, недействительных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, либо документов, относящихся к другим товарам и транспортным средствам, а также за использование поддельного средства идентификации либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам.

Таким образом, диспозиция статьи 278 Таможенного кодекса Российской Федерации содержит два отдельных состава нарушений таможенных правил. Первый состав образуют действия, выразившиеся в перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств с представлением таможенному органу ненадлежащих документов, а второй - использование поддельного средства идентификации либо подлинного средства идентификации, но относящегося к другим товарам и транспортным средствам (об ответственности за совершение неправомерных действий со средствами идентификации см. анализ статьи 261 Таможенного кодекса Российской Федерации).

Учитывая, что указанные составы имеют различные объекты посягательства (порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и порядок проведения таможенного контроля), а также следуя названию статьи (Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации с обманным использованием документов или средств идентификации), можно предположить, что законодатель первоначально намеревался установить ответственность за неправомерное использование средств идентификации только при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Однако при существующей формулировке диспозиция статьи намного шире - она охватывает все случаи неправомерного использования средств идентификации, то есть не только при перемещении через таможенную границу Российской Федерации, но и, к примеру, в процессе доставки товара во внутреннюю таможню.

Объективная сторона нарушения таможенных правил

Для понимания нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 278 Таможенного кодекса Российской Федерации, необходимо прежде всего обратиться к объективной стороне этого правонарушения.

Во-первых, объективная сторона выражается в представлении таможенному органу одного из следующих документов, перечень которых является исчерпывающим:

1) поддельных документов;

2) недействительных документов;

3) документов, полученных незаконным путем;

4) документов, содержащих недостоверные сведения;

5) документов, относящихся к другим товарам и транспортным средствам.

Дадим понятие каждого из них.

Под поддельными документами понимаются полностью изготовленные фиктивные документы или подлинные документы, но незаконно измененные (путем исправления или уничтожения части текста, внесения в него дополнительных данных, проставления оттиска поддельного штампа и т. п.). Например, лицензия на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера на бланке собственного изготовления.

Недействительными документами являются документы, утратившие юридическую силу либо не приобретавшие ее. Примером такого документа может служить доверенность, в которой не указана дата ее совершения.

К документам, полученным незаконным путем, относятся документы, выданные с нарушением процедуры их выдачи, либо полученные в результате неправомерных действий должностного лица, выдавшего такой документ. Например, лицензия на право осуществления деятельности в качестве таможенного перевозчика, полученная на основании поддельного договора о страховании своей деятельности.

Документами, содержащими недостоверные сведения, считаются документы, фактически являющиеся подлинными, но содержащие сведения, которые не соответствуют действительности. В качестве примера можно привести товаросопроводительные документы, в которых указано неверное наименование товара.

Документами, относящимися к другим товарам и транспортным средствам, признаются документы, отвечающие установленным требованиям, но являющиеся основанием для перемещения иных товаров и транспортных средств.

Во-вторых, приведенные выше документы должны выступать в качестве необходимых для таможенных целей при перемещении (счет - фактура, ветеринарное свидетельство). При ввозе товаров это документы, необходимые таможенному органу в месте пересечения таможенной границы Российской Федерации в целях установления:

- какие именно товары и транспортные средства и в каком количестве ввозятся (предмет ввоза);

- не запрещен ли ввоз этих товаров и транспортных средств;

- имеются ли, соблюдены ли и выполнены ли в отношении ввозимых товаров и транспортных средств условия, необходимые для пересечения таможенной границы Российской Федерации при ввозе (письмо ГТК России от 17 декабря 1998 года N 01-15/26606 "О направлении рекомендаций").

В данном случае законодатель исходит из того, что представление документов должно находиться в причинно - следственной связи с принятием таможенным органом решения о возможности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Так, представление при перемещении поддельного сертификата о происхождении товара или товаросопроводительных документов, содержащих недостоверные сведения о коде товаров по ТН ВЭД, как правило, не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 278 Таможенного кодекса Российской Федерации, поскольку происхождение и код товара влияют преимущественно на размер таможенных платежей, но не на возможность перемещения.

Неправомерна и практика заведения дел о нарушениях таможенных правил по статье 278 Таможенного кодекса Российской Федерации из-за несоответствия стоимостных показателей, указанных в товаросопроводительных документах, реальной стоимости товаров. Таможенная стоимость товара определяется декларантом при заполнении таможенной декларации, а контроль за правильностью ее определения осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление. Поэтому стоимостные показатели, указанные в товаросопроводительных документах, не могут служить препятствием для принятия решения о перемещении товара, а тем более основанием для заведения дела о нарушении таможенных правил. Аналогичная позиция отражена также в письме ГТК России от 17 декабря 1998 года N 01-15/26606 "О направлении рекомендаций".

В этой связи нельзя обойти вниманием письмо ГТК России от 24 июля 1996 года N 01-15/13231 "О некоторых действиях таможен при ввозе товаров на территорию Российской Федерации". Пункт 3 указанного письма гласит, что право заведения дел о нарушениях таможенных правил по статье 278 Таможенного кодекса Российской Федерации возникает у таможенного органа, производящего таможенное оформление, только после декларирования ему товаров.

С учетом сказанного о применении статьи 278 Таможенного кодекса Российской Федерации такой подход является, безусловно, неверным. Поэтому письмом ГТК России от 16 сентября 1997 года N 01-15/17846 "О некоторых вопросах применения писем ГТК России от 20.03.96 N 07-07/4898 и от 24.07.96 N 01-15/13231" приведенный выше пункт рекомендовано не применять "в целях пресечения неправомерной практики необоснованного расширительного толкования". Однако до запрета на его применение ряд постановлений таможенных органов по делам о нарушениях таможенных правил, заведенным по статье 278 Таможенного кодекса Российской Федерации, был отменен судами на том основании, что дела заводились до момента декларирования товаров.

В-третьих, представление таможенному органу документов должно происходить непосредственно в момент перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Говоря об этой составляющей объективной стороны, нельзя не остановиться на особенностях перемещения товаров и транспортных средств через российско - белорусскую границу в условиях принятия Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Как известно, Приказом ГТК России от 7 июля 1995 года N 443 "Об отмене таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу Российской Федерации с Республикой Беларусь" были отменены таможенный контроль и таможенное оформление в отношении товаров, произведенных на территории Республики Беларусь и выпущенных для свободного обращения на территории последней. При этом указанные меры были сопряжены с упразднением пунктов пропуска на границе. Таможенный контроль в отношении остальных категорий товаров продолжал осуществляться только на автотрассах. Отсутствие пунктов пропуска непосредственно на таможенной границе Российской Федерации влекло невозможность представления документов непосредственно при ее фактическом пересечении и, как следствие, позволяло говорить об отсутствии в действиях лиц, представляющих в дальнейшем таможенному наряду ненадлежащие документы, состава нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 278 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Субъект нарушения таможенных правил

Субъектом рассматриваемого правонарушения является лицо, представившее таможенному органу при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации ненадлежащий документ. При ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации таким лицом может быть только перевозчик (лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства), а при вывозе - как перевозчик, так и декларант.

Часто возникают ситуации, когда перевозчик при пересечении таможенной границы Российской Федерации представляет таможенному органу ненадлежащие документы, переданные ему отправителем либо получателем груза, к изготовлению или получению которых он не имел и не мог иметь никакого отношения. Будет ли в данном случае также нести ответственность перевозчик либо к ответственности будет привлечено то лицо, которое извлекало пользу от представления этих документов? Исходя из диспозиции статьи, а также из понятия перемещения, субъектом нарушения таможенных правил будет являться перевозчик, который, в свою очередь, сможет потребовать от лица, передавшего ему ненадлежащий документ, возмещения причиненного ущерба в судебном порядке.

Соотношение статей 278, 279 и 282 Таможенного кодекса

Российской Федерации

Статьей 278 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что она не применяется в случаях, когда в действиях лица содержатся признаки нарушения таможенных правил, предусмотренного статьей 279 Таможенного кодекса Российской Федерации (в части недостоверного декларирования товаров и транспортных средств) и статьей 282 Таможенного кодекса Российской Федерации (в части заявления в документах, влияющих на перемещение, недостоверных сведений, дающих основание для необоснованного освобождения от таможенных платежей или занижения их размера), а также признаки контрабанды (об уголовной ответственности за контрабанду см. анализ статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации).

В статье 278 Таможенного кодекса Российской Федерации речь идет о перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации с представлением таможенному органу ненадлежащих документов, в статье 279 Таможенного кодекса Российской Федерации - о заявлении при декларировании недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах. Следовательно, в действиях лица могут одновременно усматриваться признаки обоих правонарушений только тогда, когда момент перемещения товаров и транспортных средств совпадает с моментом их декларирования. Такое совпадение происходит лишь при декларировании вывозимых товаров и транспортных средств, поскольку при вывозе с подачей таможенной декларации связывается не только момент декларирования, но и момент перемещения. Ненадлежащим документом при этом будет являться сама таможенная декларация, содержащая недостоверные сведения. Квалификация в подобных случаях будет проводиться по статье 279 Таможенного кодекса Российской Федерации как по более специальной.

В остальных случаях пересечение сфер действия этих статей носит лишь кажущийся характер. Когда при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации таможенному органу представляется ненадлежащий документ, на основании которого впоследствии в таможенной декларации заявляются недостоверные сведения, имеют место два, хотя и совершаемых с небольшим разрывом во времени, но отдельных правонарушения.

В тех случаях, когда недостоверные сведения, заявленные в таможенной декларации при оформлении вывозимого товара, повлияли на освобождение от уплаты таможенных платежей либо занижение их размера, действия лица должны быть квалифицированы по статье 282 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Приведем пример. Благотворительная организация импортировала мясо и субпродукты свиней из Европы. При пересечении границы Российской Федерации таможенному органу был представлен сертификат соответствия Министерства сельского хозяйства одной из европейских стран, дающий основание для ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации. Товар был направлен во внутреннюю таможню по процедуре доставки под таможенным контролем. При подаче таможенной декларации во внутренней таможне был представлен сертификат соответствия лаборатории Ростеста, подтверждающий данные иностранного сертификата и дающий основание для выпуска товара для свободного обращения.

Несмотря на это сотрудниками таможни было принято решение о проведении экспертизы товара на предмет соответствия государственным стандартам Российской Федерации. Одновременно была назначена экспертиза подлинности сертификата Ростеста. В результате данных действий было установлено, что сертификат является поддельным, однако товар соответствует требованиям, предъявляемым к этому виду продовольственных товаров. По данному факту в отношении лица было заведено дело о нарушении таможенных правил по статье 279 Таможенного кодекса Российской Федерации, которое впоследствии было переквалифицировано на статью 278 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Однако в данной ситуации привлечение лица к ответственности по статье 278 Таможенного кодекса Российской Федерации необоснованно, поскольку при перемещении товара поддельный сертификат таможенному органу не предъявлялся.

Действия лица, предусмотренные диспозицией статьи 278 Таможенного кодекса Российской Федерации, влекут наложение штрафа в размере от 100 до 300 процентов стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с их конфискацией или со взысканием стоимости таких товаров и транспортных средств.

------------------------------------------------------------------

Название документа