Нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 279 Таможенного кодекса Российской Федерации

(Соболевская С. Ю.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2000)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ,

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОТОРЫЕ ПРЕДУСМОТРЕНА СТАТЬЕЙ 279

ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С. Ю. СОБОЛЕВСКАЯ

Ответственность за недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств предусмотрена статьей 279 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Практика показывает, что применение данной статьи вызывает большую сложность и множество вопросов. В то же время она является незаменимым "помощником" таможенных органов в случае, когда имеются какие-либо сомнения в правильности квалификации деяний лиц по другим статьям Таможенного кодекса Российской Федерации или вообще в правильности привлечения их к ответственности за нарушение таможенных правил.

Часть 1 статьи 279 Таможенного кодекса

Российской Федерации

Часть первая данной статьи предусматривает ответственность за недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, то есть за незаявление по установленной форме достоверных сведений либо заявление недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Пожалуй, наибольшее количество споров вызывает формулировка, примененная законодателем при определении одного их квалифицирующих признаков правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации, - недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Если точно следовать понятию перемещения, закрепленному в статье 18 Таможенного кодекса Российской Федерации, указанная часть не может применяться при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации, так как их перемещение в данном случае приравнивается к фактическому пересечению таможенной границы Российской Федерации. Даже пограничные таможни и таможенные посты находятся в нескольких десятках, а то и сотнях километров от таможенной границы Российской Федерации. Естественно, что говорить в таком случае о каком-либо осуществлении декларирования при перемещении невозможно. Более того, обязанность декларировать товары и транспортные средства возникает у лица уже после осуществления их перемещения в смысле статьи 18 Таможенного кодекса Российской Федерации. Исходя из этого, в целях применения части 1 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации перемещение рассматривается не как одномоментное действие, а как процесс движения товаров и транспортных средств из третьих стран в Российскую Федерацию.

Одним из видов товаров, подлежащих декларированию в соответствии со статьей 168 Таможенного кодекса Российской Федерации, являются товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации. Тем не менее имеют место случаи, когда обстоятельства перемещения непосредственного объекта правонарушения через таможенную границу Российской Федерации в ходе производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрения не выясняются вообще. О необходимости выяснения таких обстоятельств свидетельствует хотя бы тот факт, что нередко товары и транспортные средства перемещались на территорию, составляющую в настоящее время территорию Российской Федерации еще до распада Союза ССР, в рамках единого государства и, естественно, не должны были оформляться в таможенном отношении.

Субъект нарушения таможенных правил

Столь же часто допускаемой ошибкой при привлечении лиц к ответственности по части 1 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации является неверное определение субъекта правонарушения. При декларировании товаров и транспортных средств нередким является использование услуг таможенных брокеров (декларантов на основе договора). В соответствии с таможенным законодательством в качестве таможенного брокера рассматривается коммерческая организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющаяся юридическим лицом и получившая лицензию от ГТК России на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера (п. 1.2 Порядка лицензирования и осуществления контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов, утвержденного Приказом ГТК России от 15 июня 1998 года N 392). Декларантом на основе договора является организация, признанная таможенным органом в качестве декларанта, осуществляющая декларирование товаров и транспортных средств на договорной основе до введения в действие института таможенных брокеров (Положение о порядке пропуска и декларирования товаров и имущества, перемещаемых через государственную границу СССР, утвержденное Приказом ГУГТК СССР от 18 августа 1989 года N 137). Данной категории лиц запрещено осуществлять деятельность на рынке услуг в сфере таможенного оформления и таможенного контроля только с октября 1999 года (Приказ ГТК России от 1 октября 1999 года N 665 "О мерах по упорядочению деятельности в сфере оказания услуг по таможенному делу").

Однако привлечение указанных выше посредников к ответственности за недекларирование не всегда обоснованно. Таможенные органы мотивируют подобные действия весьма нелепо - кто же еще должен производить декларирование? Однако само наименование данного участника таможенных правоотношений еще не говорит о том, что на нем лежит обязанность подать декларацию на товары и транспортные средства, пришедшие в адрес другого лица. Согласно нормативным правовым актам по таможенному делу в качестве декларанта могут выступать только лицо, перемещающее товары, либо таможенный брокер (декларант на основе договора). Однако последний является посредником между лицом, перемещающим товары, и таможенным органом и не имеет права производить таможенное оформление товаров по собственной инициативе. Такое право делегируется ему лицом, перемещающим товары, при заключении договора об оказании услуг по производству таможенного оформления. При отсутствии такого договора таможенный брокер (декларант на основе договора) не только не обязан декларировать товары, но и не имеет права производить такое действие.

По этой же причине необоснованно привлечение к ответственности за недекларирование последнего владельца товара, перемещенного через таможенную границу Российской Федерации: лицо, имеющее в собственности такой товар на момент заведения дела о нарушении таможенных правил, необязательно является лицом, переместившим его через таможенную границу Российской Федерации.

В то же время ответственность за недостоверное декларирование несет то лицо, которое фактически заполнило таможенную декларацию (при подаче грузовой таможенной декларации - лицо, указанное в графе 8), заявив тем самым сведения о перемещаемом товаре, в том числе и таможенный брокер (декларант на основе договора). Это вытекает из статьи 172 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которой декларант несет в полном объеме ответственность, предусмотренную Таможенным кодексом Российской Федерации, независимо от того, является ли он лицом, перемещающим товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, либо таможенным брокером. При этом ответственность наступает даже в том случае, когда недостоверные сведения заявлялись на основании документов, представленных лицом, перемещающим товары, и у таможенного брокера (декларанта на основе договора) не было реальной возможности их проверить.

Соотношение понятий недекларирования

и недостоверного декларирования

При применении части 1 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации нередко возникает вопрос, что является недостоверным декларированием товаров и транспортных средств, а что - их недекларированием. На практике под недостоверным декларированием понимается заявление не соответствующих действительности сведений о характеристиках товаров и транспортных средств, например об их наименовании, форме, стоимости, лице, их перемещающем. Недекларированием же признается бездействие, выражающееся в незаявлении сведений о наличии товаров и транспортных средств. Например, через таможенную границу Российской Федерации перемещены и компьютерное оборудование, и справочная литература, классифицируемые по ТН ВЭД в разных товарных позициях, а сведения заявлены только о компьютерном оборудовании. В данном случае имеет место не недостоверное декларирование товара в виде компьютерного оборудования и справочной литературы, а недекларирование справочной литературы, которая и будет являться непосредственным объектом нарушения таможенных правил.

В соответствии с письмом ГТК России от 17 декабря 1998 года N 01-15/26606 "О направлении рекомендаций" заявление недостоверных сведений о количестве перемещаемого товара следует рассматривать как незаявление в таможенной декларации сведений о части перемещаемых товаров, то есть их недекларирование.

Часть 1 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации применяется за исключением случаев, предусмотренных статьями 258, 262, 263, 274, 275, 276, 277, 278 и 282 Таможенного кодекса Российской Федерации, а также при отсутствии признаков контрабанды (об уголовной ответственности за контрабанду см. анализ статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации, влечет наложение взыскания в виде штрафа в размере от 100 до 200 процентов стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, с применением необязательного дополнительного взыскания в виде конфискации таких товаров и транспортных средств, взыскания их стоимости, либо отзыва лицензии или квалификационного аттестата.

Часть 2 статьи 279 Таможенного кодекса

Российской Федерации

За заявление недостоверных сведений, которые не влияют на принятие таможенным органом решения о перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, помещении их под запрашиваемый таможенный режим, размере таможенных платежей, ответственность наступает по части 2 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Обязательным признаком объективной стороны нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена второй частью рассматриваемой статьи, является отсутствие причинно - следственной связи между недостоверным декларированием и самим перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, помещением их под запрашиваемый таможенный режим или начислением таможенных платежей. Состав данного правонарушения образует только заявление в декларации таких недостоверных сведений о товарах, которые не только не повлияли, но и не могли повлиять на принятие таможенным органом указанных решений. В противном случае в действиях лица усматриваются признаки состава нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрен частью 1 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации, влечет предупреждение либо наложение штрафа в размере до 3-кратного установленного законом минимального размера оплаты труда.

------------------------------------------------------------------

Название документа