Ответственность за нарушения таможенных правил: понятие и состав правонарушения

(Егиазарова В. В.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2000)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ:

ПОНЯТИЕ И СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

В. В. ЕГИАЗАРОВА

В. В. Егиазарова, кандидат юридических наук.

Нарушение таможенных правил является одним из видов административного правонарушения. В Кодексе РСФСР об административных правонарушениях ему посвящена статья 186, которая после принятия в 1993 году Таможенного кодекса Российской Федерации фактически не применяется, уступив последнему регулирование ответственности за нарушения таможенных правил.

Определение нарушения таможенных правил содержится в статье 230 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которой им признается противоправное действие или бездействие лица, посягающее на установленный Таможенным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе", другими актами законодательства по таможенному делу и международными договорами Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы, порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое Таможенным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность.

Объект нарушения таможенных правил

Как видно, приведенная статья содержит закрытый перечень объектов нарушений таможенных правил, которыми являются:

- порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

- порядок таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

- порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

- порядок обложения товаров и транспортных средств таможенными платежами и их уплаты;

- порядок предоставления в отношении товаров и транспортных средств таможенных льгот и пользования ими.

Следует оговориться, что отдельные деяния могут посягать одновременно на несколько из обозначенных объектов. Дело в том, что такие понятия, как "таможенное оформление", "таможенный контроль" и "перемещение через таможенную границу Российской Федерации" тесно переплетены в таможенном законодательстве. Так, перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля (ст. 276 ТК РФ), посягает одновременно и на установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств, и на порядок проведения таможенного контроля. Статья же 288 Таможенного кодекса Российской Федерации, в силу особенностей ее диспозиции, предусматривает ответственность за нарушения таможенных правил, которые могут посягать на любой из приведенных выше объектов.

К сожалению, и в актах ГТК России методического характера, и в научной литературе часто приходится сталкиваться с выделением иных объектов нарушений таможенных правил. Приведем лишь один пример. В письме ГТК России от 24 ноября 1995 года N 01-13/16645 "О применении ст. 273 Таможенного кодекса Российской Федерации за нарушения валютного законодательства, являющиеся одновременно нарушениями таможенных правил" объект нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена указанной статьей, был определен как "экономические интересы Российской Федерации, выражающиеся в необходимости пополнения валютного резерва государства и предотвращения "бегства" капитала за рубеж".

Дадим краткую характеристику общественным отношениям, охраняемым Таможенным кодексом Российской Федерации, с посягательством на которые связан объект нарушения таможенных правил.

Порядок перемещения товаров и транспортных средств

через таможенную границу Российской Федерации

Под перемещением через таможенную границу Российской Федерации таможенное законодательство понимает совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач (ст. 18 ТК РФ).

При этом следует отметить, что понятия "перемещение через таможенную границу" и "пересечение таможенной границы" не являются синонимами. Так, перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации может выражаться как в фактическом пересечении таможенной границы Российской Федерации (при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации), так и в подаче таможенной декларации или совершении иного действия, непосредственно направленного на реализацию намерения вывезти товары или транспортные средства (при вывозе товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации).

Таможенную территорию Российской Федерации составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними, а также иная территория, над которой Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела (ст. 3 ТК РФ, ст. 5 Закона РФ от 21 мая 1993 года "О таможенном тарифе"). Территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, прямо указанных в законодательных актах Российской Федерации по таможенному делу. Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов являются таможенной границей Российской Федерации (ст. 3 ТК РФ).

В свете положений статьи 74 Конституции Российской Федерации, закрепляющей запрет на установление таможенных границ на территории Российской Федерации, включение периметров свободных таможенных зон и свободных складов в таможенную границу Российской Федерации неправомерно.

Говоря о перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, следует назвать два основных принципа такого перемещения. Во-первых, все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат таможенному контролю (ст. 191 ТК РФ), а во-вторых, перемещение этих товаров и транспортных средств производится только в соответствии с их таможенными режимами (ст. 22 ТК РФ).

Порядок применения таможенных режимов

Под таможенным режимом статья 18 Таможенного кодекса Российской Федерации понимает совокупность положений, определяющих для таможенных целей статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

В статье 23 Таможенного кодекса Российской Федерации содержится следующий перечень таможенных режимов:

1) выпуск для свободного обращения;

2) реимпорт;

3) транзит;

4) таможенный склад;

5) магазин беспошлинной торговли;

6) переработка на таможенной территории;

7) переработка под таможенным контролем;

8) временный ввоз (вывоз);

9) свободная таможенная зона;

10) свободный склад;

11) переработка вне таможенной территории;

12) экспорт;

13) реэкспорт;

14) уничтожение;

15) отказ в пользу государства.

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Статья 24 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает право Правительства Российской Федерации и ГТК России в пределах своей компетенции устанавливать иные таможенные режимы. Так, постановлениями Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1067 и от 25 ноября 1994 года N 1290 установлены соответственно таможенные режимы вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом и вывоза отдельных товаров в государства - бывшие республики СССР.

Таможенные режимы имеют свою внутреннюю структуру, которая представляет собой условия, требования и ограничения. Они могут содержаться как в самом Таможенном кодексе Российской Федерации, так и в иных нормативных правовых актах. В рамках одного таможенного режима могут устанавливаться требования, условия и ограничения как общего характера, так и относящиеся к отдельным видам товаров.

Анализ норм, содержащихся в Таможенном кодексе Российской Федерации и иных нормативных правовых актах по таможенному делу, позволяет сделать вывод о том, что условиями таможенного режима являются обстоятельства, которые предопределяют возможность помещения под него товаров и транспортных средств, ограничениями - прямые либо косвенные запреты на осуществление с товарами и транспортными средствами, помещенными под таможенный режим, определенных действий, а требованиями - действия, с совершением которых связана возможность завершения таможенного режима в соответствии с требованиями таможенного законодательства.

Так, условием таможенного режима выпуска для свободного обращения является соблюдение порядка маркировки отдельных подакцизных товаров (п. 1.2 Временной инструкции ГТК России от 11 июля 1994 года N 01-20/7864 "О порядке маркировки отдельных подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации"). Вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации рассматривается как требование таможенного режима экспорта (ст. 97 ТК РФ). В качестве примера ограничения можно привести косвенный запрет на распоряжение товарами, помещенными под таможенный режим временного ввоза (ст. 68 ТК РФ).

Статья 25 Таможенного кодекса Российской Федерации закрепляет положение, в соответствии с которым лицо вправе выбрать в любое время любой таможенный режим или изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства по таможенному делу.

С момента помещения товаров под таможенный режим пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, осуществляются в соответствии с их таможенным режимом (ст. 28 ТК РФ). Таким образом, любой таможенный режим предполагает осуществление в отношении товаров и транспортных средств определенного круга действий. Он может быть как достаточно широким (выпуск для свободного обращения), так и максимально ограниченным (таможенный склад). При этом наблюдается следующая зависимость: чем уже круг этих действий, тем больше льгот и преимуществ получает пользователь режима. Этим обусловлено применение к лицам, не соблюдающим положения режимов, ответственности по таможенному законодательству Российской Федерации. Субъектом этой ответственности будет являться пользователь таможенного режима, то есть лицо, обладающее в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, правомочиями владения, пользования или распоряжения, поместившее их в установленном порядке под таможенный режим и в силу этого имеющее право использовать в полном объеме все выгоды, льготы и преимущества, предоставляемые данным режимом.

Из изложенного можно сделать вывод о том, что в рамках таможенного режима возникает обязательство, по своей правовой природе схожее с обязательствами гражданско - правового характера, в силу которого лицо, поместившее товары под таможенный режим, обязано совершить определенные действия либо отказаться от их совершения, а таможенный орган имеет право требовать от него исполнения этой обязанности под угрозой применения мер юридической ответственности.

Порядок таможенного контроля товаров

и транспортных средств, перемещаемых через таможенную

границу Российской Федерации

Таможенному контролю подлежат товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, а также определенные виды деятельности.

Товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента его начала (при ввозе - с момента пересечения товаром и транспортным средством таможенной границы Российской Федерации, при вывозе - с момента принятия таможенной декларации) и до его завершения в соответствии с таможенным режимом (при ввозе, как правило, до выпуска товаров и транспортных средств, а при вывозе - до момента пересечения таможенной границы Российской Федерации) (ст. 192 ТК РФ).

В таможенном законодательстве действует принцип выборочности таможенного контроля, который заключается в том, что при его проведении таможенные органы используют те формы таможенного контроля, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы. Неприменение определенных форм таможенного контроля не означает, однако, что лица освобождаются от обязанности соблюдать предписания таможенного законодательства и не несут ответственность за совершенные правонарушения.

Допускается освобождение от отдельных форм таможенного контроля на основании Таможенного кодекса Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, а также в силу решения Председателя ГТК России либо лица, его замещающего (ст. 188 ТК РФ). Такое освобождение может распространяться на конкретных лиц и на определенные виды товаров. Так, в соответствии со статьей 188 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента Российской Федерации и следующих вместе с ним членов его семьи, от таможенного досмотра освобождаются военные корабли (суда), боевые и военно - транспортные воздушные суда, а также военная техника, следующая своим ходом.

На лицах, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации либо осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, лежит обязанность представлять этим органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля. Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать от банков и иных кредитных учреждений сведения и справки об операциях и состоянии счетов лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы (ст. 182 ТК РФ). В целях проведения контроля должностные лица таможенного органа также имеют право доступа на территорию и в помещения, принадлежащие любым лицам, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, документы, необходимые для таможенного контроля, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы (ст. 184 ТК РФ).

В тех случаях, когда имеются достаточные основания полагать о наличии нарушения законодательства Российской Федерации или международного договора Российской Федерации, таможенный контроль может проводиться также после выпуска товаров и транспортных средств, вне зависимости от времени, прошедшего с момента осуществления такого выпуска (ст. 193 ТК РФ).

В указанной ситуации таможенные органы вправе проверять наличие товаров и транспортных средств, проводить их повторный таможенный досмотр, перепроверять сведения, указанные в таможенной декларации, проверять документы и другую информацию, относящуюся к внешнеэкономическим и последующим операциям с данными товарами. Как правило, последующий таможенный контроль осуществляется в форме проверки финансово - хозяйственной деятельности организации. При обнаружении правонарушений лица, совершившие их, несут ответственность в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, независимо от того обстоятельства, что таможенный орган уже принял решение о выпуске товаров и транспортных средств, а также от привлечения должностных лиц таможенных органов к ответственности за принятие неправомерного решения о выпуске (письмо ГТК России от 16 сентября 1997 года N 01-15/17846 "О некоторых вопросах применения писем ГТК России от 20.03.96 N 07-07/4898 и от 24.07.96 N 01-15/13231").

Порядок таможенного оформления товаров

и транспортных средств, перемещаемых через таможенную

границу Российской Федерации

В соответствии с пунктом 15 статьи 18 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное оформление представляет собой процедуру помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями Таможенного кодекса Российской Федерации.

До принятия Таможенного кодекса Российской Федерации таможни располагались преимущественно в пунктах пропуска на государственной границе СССР, через которые осуществлялось железнодорожное, автомобильное, морское, речное, воздушное и иное сообщение (ст. 15 ТК СССР). Увеличение объемов экспортно - импортных операций привело к тому, что пограничные таможни перестали справляться с таможенным оформлением перемещаемых товаров, в результате чего была создана система внутренних таможен.

В настоящее время большинство товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, оформляется в регионе деятельности таможенного органа, в котором находится отправитель или получатель товаров либо их структурное подразделение (ст. 127 ТК РФ).

Для обеспечения соблюдения требования таможенного законодательства о надлежащем таможенном оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, Приказом ГТК России от 20 мая 1996 года N 304 "О доставке товаров под таможенным контролем" введена процедура доставки товаров под таможенным контролем, под которой понимается перевозка товаров, транспортных средств и документов на них от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, иных налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, а также без применения мер экономической политики.

Порядок обложения товаров

и транспортных средств таможенными платежами

и их уплаты, предоставления в отношении них таможенных

льгот и пользования ими

Под таможенными платежами в действующем законодательстве понимаются таможенная пошлина, иные налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами (ст. 18 ТК РФ).

Статья 110 Таможенного кодекса Российской Федерации содержит следующий перечень таможенных платежей:

1) таможенная пошлина;

2) налог на добавленную стоимость;

3) акцизы;

4) сборы за выдачу лицензий таможенными органами и возобновление действия лицензий;

5) сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

6) таможенные сборы за таможенное оформление;

7) таможенные сборы за хранение товаров;

8) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

9) плата за информирование и консультирование;

10) плата за принятие предварительного решения;

11) плата за участие в таможенных аукционах.

Приведенный перечень, несмотря на его исчерпывающий характер, дополнялся Временной инструкцией ГТК России от 8 июня 1995 года N 01-20/8107 "О взимании таможенных платежей" сбором за включение банков и иных кредитных учреждений в реестр ГТК России и таможенными платежами, взимаемыми по единым ставкам (указанная Временная инструкция признана недействующей (не подлежащей применению) решением Верховного Суда Российской Федерации от 18 февраля 1999 года N ГКПИ99-58).

Все таможенные платежи можно подразделить на две группы: взимаемые при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и взимаемые в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами по таможенному делу. При этом из платежей, взимаемых при перемещении через таможенную границу Российской Федерации, следует выделить отдельную группу - платежи, взимаемые при таможенном оформлении. К ним относятся таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные сборы за таможенное оформление и таможенные платежи, взимаемые по единым ставкам. Несоблюдение порядка обложения и уплаты именно этих таможенных платежей преимущественно образует состав нарушений таможенных правил, ответственность за которые предусмотрена Таможенным кодексом Российской Федерации.

Названные таможенные платежи уплачиваются таможенному органу до или одновременно с принятием таможенной декларации, а в случае перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации не для коммерческих целей - одновременно с ее принятием. Исключение составляют товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях, таможенные платежи в отношении которых уплачиваются государственному предприятию связи, которое впоследствии перечисляет их на счета таможенных органов (ст. ст. 119, 120 ТК РФ).

В отличие от налогового законодательства, в котором действует принцип личной обязанности налогоплательщика по уплате налога, статья 118 Таможенного кодекса Российской Федерации содержит положение, согласно которому таможенные платежи вправе уплатить любое заинтересованное лицо. Вместе с тем Таможенный кодекс Российской Федерации закрепляет, что лицом, ответственным за уплату таможенных платежей, является непосредственно декларант или иное лицо в соответствии с таможенным законодательством. Так, до помещения товаров и транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, под определенный таможенный режим либо их помещения на склад временного хранения ответственность за уплату таможенных платежей несет перевозчик. Обязанность по уплате таможенных платежей в отношении товаров и транспортных средств, находящихся на складе временного хранения, за исключением случаев, определенных Таможенным кодексом Российской Федерации, лежит на владельце склада.

Таможенным законодательством предусмотрена также солидарная ответственность за уплату таможенных платежей. Так, если договором владельца склада временного хранения с лицом, поместившим товары и транспортные средства на склад, предусмотрено, что ответственность за уплату таможенных платежей несет последнее, то владелец склада несет с ним солидарную ответственность (ст. 154 ТК РФ). Также солидарную ответственность за уплату таможенных платежей несет лицо, перемещающее товары и транспортные средства, не являющееся декларантом.

В ряде случаев лицам, перемещающим товары и транспортные средства, предоставляются льготы по таможенным платежам, в частности в виде:

- освобождения от уплаты таможенных платежей;

- частичного освобождения от уплаты таможенных платежей;

- снижения ставки таможенных платежей;

- возврата уплаченных таможенных платежей;

- предоставления рассрочки и отсрочки уплаты таможенных платежей;

- установления необлагаемого минимума объекта налогообложения.

Большинство льгот по уплате таможенных платежей включаются в содержание таможенного режима, в соответствии с которым товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу Российской Федерации (например, таможенного склада, экспорта, временного ввоза / вывоза, реэкспорта).

Объективная сторона нарушения таможенных правил

Объективная сторона нарушения таможенных правил в каждом случае определяется диспозицией конкретной статьи. Она может выражаться как в действии, так и в бездействии. Так, нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 282 Таможенного кодекса Российской Федерации, может быть совершено только посредством действия - заявления в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от уплаты таможенных платежей или занижения их размера. Напротив, нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 253 Таможенного кодекса Российской Федерации, выражающееся в непредставлении в месте доставки товаров и транспортных средств или невручении документов на них, совершается посредством бездействия.

Диспозиции ряда статей Таможенного кодекса Российской Федерации определяют в качестве противоправных одновременно несколько деяний, при этом иногда исключающих друг друга. Например, часть 1 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, часть 1 статьи 254 Таможенного кодекса Российской Федерации - за выдачу без разрешения таможенного органа, утрату или недоставление в определенное таможенным органом место товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем. В таких случаях из протокола о нарушении таможенных правил, а также из постановления по делу должно усматриваться, за какое конкретно действие или бездействие лицо привлекается к ответственности. Вместе с тем практика показывает, что должностными лицами таможенных органов не уделяется достаточного внимания определению объективной стороны правонарушения, что влечет возвращение дела для дополнительного производства с целью проведения повторного опроса лица, привлекаемого к ответственности, а при необходимости - прекращения дела по одному факту и составления протокола о нарушении таможенных правил по другому.

При определении объективной стороны нарушения таможенных правил Таможенный кодекс Российской Федерации часто использует понятия гражданского права: пользование, распоряжение, хранение, транспортировка, приобретение и т. д. Такие нормы следует расценивать как бланкетные (отсылочные), а содержащиеся в них понятия толковать в соответствии с тем смыслом, с которым они используются в гражданском законодательстве. Вместе с тем в правоприменительной практике можно встретить ситуации, когда им придается иное значение. Так, передача автомобиля по доверенности нередко считается его отчуждением, а пользование - транспортировкой.

Непосредственный объект нарушения таможенных правил

В таможенном законодательстве кроме понятия объекта существует также понятие непосредственного объекта нарушения таможенных правил, который характеризует объективную сторону правонарушения. Непосредственным объектом являются товары и транспортные средства, в отношении которых не были соблюдены правила, установленные нормативными правовыми актами по таможенному делу. Определение товаров и транспортных средств закреплено в статье 18 Таможенного кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанной статьей под товарами понимается любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства (п. 1), за исключением собственно транспортных средств, то есть любых средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование (п. 4). Таким образом, под товарами следует понимать имущество, перемещаемое (перемещенное) через таможенную границу Российской Федерации, а под транспортным средством - то имущество, посредством которого такие товары перемещаются (были перемещены). Правильное определение статуса непосредственного объекта зачастую является определяющим для верной квалификации правонарушения, а иногда и для привлечения лица к ответственности.

Особо следует обратить внимание на то, что непосредственным объектом правонарушения являются только те товары или транспортные средства (или только та их часть), в отношении которых не выполнены требования, действующие в таможенном деле. Так, непосредственным объектом нарушения таможенных правил, выражающегося в незачислении валютной выручки от экспорта товаров на транзитный валютный счет экспортера в уполномоченном банке (ст. 273 ТК РФ), являются не все экспортированные товары, а только те из них, выручка от экспорта которых не поступила в установленный срок. Транспортные средства, на которых перевозились товары, в отношении которых таможенному органу были представлены поддельные документы, необходимые для таможенных целей при перемещении (ст. 278 ТК РФ), являются непосредственным объектом правонарушения только в том случае, если указанные документы послужили основанием для перемещения не только товаров, но и самих транспортных средств.

Признание непосредственным объектом нарушения таможенных правил иных товаров или транспортных средств влечет за собой применение не предусмотренных статьей 242 Таможенного кодекса взыскания и является обстоятельством, предполагающим безусловную отмену постановления по делу о нарушении таможенных правил.

В редких случаях непосредственный объект правонарушения отсутствует. Так, при совершении нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 264 Таможенного кодекса Российской Федерации (Воспрепятствование доступу должностного лица таможенного органа на территорию и в помещения для проведения таможенного контроля), невозможно определить товары и транспортные средства, в отношении которых не были выполнены требования таможенного законодательства, ввиду отсутствия таковых.

Субъект нарушения таможенных правил

Субъектами нарушений таможенных правил являются физические и юридические лица. При этом иностранные лица несут ответственность на общих основаниях с российскими лицами (ст. 234 ТК РФ).

К категории физических лиц относятся, в том числе, должностные лица и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. При этом последние обладают особым статусом: будучи физическими лицами, они несут ответственность на основе принципов, установленных для юридических лиц.

Должностные лица являются субъектами нарушений таможенных правил, ответственность за которые предусмотрена специальной статьей Таможенного кодекса Российской Федерации, и несут ответственность только в случае, если обеспечение выполнения требований нормативных правовых актов по таможенному делу в момент совершения правонарушения входило в их служебные обязанности (ст. 231 ТК РФ). Под специальной имеется в виду статья 288 Таможенного кодекса Российской Федерации, предусматривающая ответственность за невыполнение должностными и иными лицами требований, действующих в таможенном деле, в случае, когда к ответственности за нарушение таможенных правил привлекаются юридические лица (в некоторых случаях должностные лица привлекаются к ответственности по статьям 286 и 287 Таможенного кодекса Российской Федерации как по более узким).

Физические лица несут ответственность в соответствии с таможенным законодательством, если к моменту совершения нарушения таможенных правил они достигли шестнадцатилетнего возраста и в момент его совершения находились во вменяемом состоянии, то есть могли осознавать значение своих действий и руководить ими (ст. ст. 231, 235 ТК РФ).

В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации под юридическим лицом понимается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц не обладают статусом юридического лица (ст. 55 ГК РФ), в силу чего не являются субъектами нарушений таможенных правил и не несут ответственность по таможенному законодательству.

Вместе с тем в практике встречаются случаи, когда вопреки положениям гражданского законодательства в уставе филиала закрепляется, что он является юридическим лицом, и такой филиал регистрируется в качестве юридического лица.

В силу статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации несоответствие учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации юридического лица. Однако, раз такая регистрация состоялась, она влечет за собой правовые последствия, в том числе и создание юридического лица. Регистрация как административный акт не может быть ничтожной в отличие, например, от гражданско - правовой сделки. Таким образом, с момента государственной регистрации филиала в качестве юридического лица он приобретает статус такового и несет в полном объеме ответственность, предусмотренную таможенным законодательством.

Подобной позиции придерживается и судебно - арбитражная практика. Так, в письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 мая 1992 года N С13/ОПИ-122 "Об отдельных решениях совещаний по арбитражным судам" указано следующее: "В соответствии с законодательными актами Российской Федерации филиалы организаций не являются юридическими лицами. Однако, в тех случаях, когда филиал образован в установленном порядке в качестве юридического лица и его наименование, как филиала, не соответствует его правовому положению, он должен рассматриваться как юридическое лицо. О необходимости приведения наименования филиала в соответствие с его правовым положением арбитражный суд должен вынести частное определение".

В большинстве случаев лица, являющиеся субъектами нарушений таможенных правил, обладают особым статусом. Это лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, таможенные брокеры, специалисты по таможенному оформлению, перевозчики (в том числе таможенные перевозчики), владельцы складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, магазинов беспошлинной торговли.

Следует отметить, что субъектом нарушения таможенных правил может быть только то лицо, на которое возложена юридическая обязанность по выполнению требований, установленных нормативными правовыми актами по таможенному делу (оформить товары и транспортные средства, выполнить требования таможенного режима, уплатить таможенные платежи и т. д.). К сожалению, лицами, применяющими норму права, это не всегда учитывается при ведении производства и вынесении постановлений по делам о нарушениях таможенных правил, что влечет необоснованное привлечение лиц к ответственности.

Привлечение неустановленных лиц к ответственности

за нарушение таможенных правил

В практике таможенных органов бывают ситуации, когда в ходе производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрении не представляется возможным установить лицо, совершившее правонарушение. Несмотря на то, что для законодательства Российской Федерации возможность привлечения к ответственности неустановленных лиц нехарактерна, таможенным законодательством она предусмотрена. Не затрагивая теоретическую сторону указанной проблемы, остановимся на рассмотрении соответствующих правовых норм.

В соответствии со статьей 299 Таможенного кодекса Российской Федерации в протоколе о нарушении таможенных правил указываются необходимые для рассмотрения дела сведения о лице, привлекаемом к ответственности, если оно установлено.

Согласно общему правилу, закрепленному в статье 363 Таможенного кодекса Российской Федерации, дело о нарушении таможенных правил рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к ответственности. Однако законом предусмотрено, что в случаях, когда такое лицо не установлено, дело может быть рассмотрено в его отсутствие.

В статье 365 Таможенного кодекса Российской Федерации определено, что постановление по делу о нарушении таможенных правил должно содержать сведения о лице, в отношении которого рассматривалось дело, если это лицо установлено.

Анализ указанных статей позволяет сделать вывод о том, что таможенное законодательство предусматривает возможность не только заведения в отношении неустановленного лица дела о нарушении таможенных правил, ведения производства по нему и его рассмотрения, но также и вынесения в отношении него постановления по делу. При этом одним из таких постановлений может являться постановление о наложении взыскания, о чем свидетельствует статья 380 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которой конфискация товаров, как мера взыскания за нарушение таможенных правил, производится независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего правонарушение, а также независимо от того, установлено это лицо или нет.

Постановлением Конституционного суда от 14 мая 1999 года N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 131 и части первой статьи 380 Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой закрытого акционерного общества "Сибирское агентство "Экспресс" и гражданина С. И. Тененева, а также жалобой фирмы "Y. & G. Reliable Services, Inc." положение статьи 380 Таможенного кодекса Российской Федерации признано соответствующим Конституции Российской Федерации. При этом в постановлении указано, что нередко установить лицо, совершившее таможенное правонарушение, невозможно, при том что сам факт правонарушения установлен.

В качестве обоснования противоположной позиции часто приводится аргумент, что статья 231 Таможенного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень лиц, подлежащих ответственности за нарушение таможенных правил - юридические и физические лица, в том числе должностные лица и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Однако неустановленные лица не являются еще одной категорией лиц. Это лишь качественная характеристика предусмотренных в статье 231 Таможенного кодекса Российской Федерации субъектов правонарушения. Закон подразделяет лиц, с одной стороны, на физических и юридических, а с другой стороны - на установленных и неустановленных.

Последствия реорганизации

юридического лица и утраты статуса

индивидуального предпринимателя

физическим лицом

Одним из насущных вопросов, стоящих перед таможенными органами, является вопрос о возможности применения ответственности за нарушение таможенных правил в случае реорганизации юридического лица. В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть реорганизовано посредством слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования (ст. 57). При этом в случае слияния, присоединения и преобразования права и обязанности к другому лицу (другим лицам) переходят в соответствии с передаточным актом, а при разделении и выделении - в соответствии с разделительным балансом. Указанные документы должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица (ст. 59 ГК РФ). Само по себе правонарушение, совершенное юридическим лицом, не может перейти к другому лицу. Для того, чтобы правонарушение "превратилось" в имущественный долг другого лица, входящий в механизм правопреемства, необходимо, чтобы у юридического лица до его реорганизации возникла обязанность претерпеть неблагоприятные последствия, вызванные этим правонарушением. Эта обязанность возникает после вынесения постановления о наложении взыскания. Таким образом, если реорганизация юридического лица происходит после вынесения постановления по делу о нарушении таможенных правил, таможенный орган имеет все законные основания для предъявления требований к правопреемнику. В противном случае в отношении другого лица не может быть ни составлен протокол о нарушении таможенных правил, ни вынесено постановление о наложении взыскания.

Вместе с тем при привлечении к ответственности по таможенному законодательству лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, представляется обоснованным иной подход: они должны привлекаться к ответственности даже в том случае, когда их свидетельство о регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей утратило силу. При этом следует исходить из того, что регистрация гражданина в таком качестве не влечет образование нового субъекта общественных отношений (в отличие от регистрации юридического лица), а только дает ему право заниматься предпринимательской деятельностью (ст. 23 ГК РФ). Соответственно при утрате статуса индивидуального предпринимателя не происходит изменения субъекта нарушения таможенных правил, которым продолжает оставаться конкретное физическое лицо, а лишь меняется правовое положение этого субъекта.

Точно так же прекращение трудовых отношений или лишение водительского удостоверения на управление автотранспортного средства не освобождает физических лиц от уголовной или административной ответственности за совершение должностного преступления или за нарушение правил дорожного движения. Вместе с тем, и заключение трудового договора, и получение соответствующего водительского удостоверения, и регистрация в качестве индивидуального предпринимателя имеют одинаковые юридические последствия - увеличение объема гражданской дееспособности, под которой понимается способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права (в том числе, занимать определенную должность, управлять транспортным средством, заниматься предпринимательской деятельностью), создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ГК РФ).

Однако увеличение объема дееспособности физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, предполагает закрепление иных принципов применения ответственности по сравнению с остальными физическими лицами (срок наложения взыскания, доказывание вины и т. д.). Поэтому в случае, когда на момент ведения производства по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрения у физического лица отсутствует статус индивидуального предпринимателя, представляется правильным применение к нему норм, установленных таможенным законодательством для остальных категорий физических лиц.

Субъективная сторона нарушения таможенных правил

Из общей теории права известно, что субъективная сторона правонарушения характеризуется виной, которая представляет собой психическое отношение лица к своему противоправному поведению и его последствиям и выражается в форме умысла или неосторожности.

Вопросов о вине физических лиц при привлечении их к ответственности за нарушение таможенных правил, как правило, не возникает. Здесь лица, применяющие норму права, единодушны: вина физического лица является безусловным основанием для наступления ответственности за нарушение таможенных правил и подлежит доказыванию в ходе производства по делу и его рассмотрения. К тому же этот вопрос однозначно урегулирован в статьях 231 (Ответственность лиц, совершивших нарушение таможенных правил) и 320 (Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу о нарушении таможенных правил) Таможенного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 231 Таможенного кодекса Российской Федерации физические лица привлекаются к ответственности за нарушение таможенных правил только, если они совершили противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Таможенный кодекс Российской Федерации не определяет указанные понятия, однако закрепляет, что лица, совершившие нарушения таможенных правил, в части, не урегулированной Таможенным кодексом Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 231 ТК РФ).

Согласно Кодексу РСФСР об административных правонарушениях противоправное деяние признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало или сознательно допускало наступления этих последствий. Правонарушение считается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. ст. 11, 12 КоАП РСФСР).

Вина юридического лица

С юридическими лицами и лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, дело обстоит иначе. Во-первых, статья 231 Таможенного кодекса Российской Федерации содержит положение, в соответствии с которым указанные лица не несут ответственности за нарушение таможенных правил только в случае, когда правонарушение произошло вследствие действия непреодолимой силы. Во-вторых, в статье 320 Таможенного кодекса Российской Федерации закреплено, что при производстве по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрении подлежат доказыванию вина физических лиц и факт совершения нарушения таможенных правил юридическими лицами и лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. И, наконец, сама статья 230 Таможенного кодекса Российской Федерации, в отличие от статьи 10 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, закрепляющей понятие административного правонарушения, не содержит упоминания о том, что нарушение таможенных правил является виновным деянием.

Из изложенного можно сделать вывод о том, что юридические лица, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, несут ответственность за сам факт совершения правонарушения независимо от наличия либо отсутствия в их действиях вины. Иными словами, таможенное законодательство не ставит ответственность указанных лиц в зависимость от вины.

Можно, конечно, привести контраргумент, указав, что наличие в Таможенном кодексе Российской Федерации приведенных выше норм свидетельствует не об отсутствии вины, а о ее презюмировании (предположении о виновности, поскольку не доказано обратное). Однако в этом случае логично было бы предположить, что лицо, чья вина презюмируется, должно иметь возможность доказать предусмотренными законом средствами отсутствие своей вины и быть в таком случае освобожденным от ответственности. Однако таможенное законодательство такой возможности не предусматривает, что не позволяет придать рассматриваемым нормам подобной окраски.

При этом таможенное законодательство не является в этом плане уникальным и не представляет собой единственное исключение.

Так, в соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее либо ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие действия непреодолимой силы (ст. 401 ГК РФ). Таким образом, гражданское законодательство исходит из принципа невиновной ответственности должника - предпринимателя.

Согласно общему правилу, закрепленному в статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, причинившее вред, освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине. При этом в статье закреплена возможность установления на уровне закона обязанности возместить вред и при отсутствии вины причинителя вреда. В частности, юридические лица и граждане, деятельность которых связан с повышенной опасностью для окружающих (частности, использование автотранспортных средств, механизмов, взрывчатых веществ, осуществление строительной и связанной с ней деятельности), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие действия непреодолимой силы или умысла потерпевшего (ст. 1079 ГК РФ).

Морское право, напротив, допускает случаи, когда перевозчик не отвечает даже за свои виновные действия: морской перевозчик не несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки, если докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие навигационной ошибки, под которой понимается действие или бездействие в судовождении или управлении судном капитана судна, других членов экипажа судна либо лоцмана (ст. 167 КТМ РФ).

Таким образом, законодатель в каждом конкретном случае определяет, какие общественные отношения являются более значимыми и требуют более жесткой охраны, в том числе посредством установления повышенных требований к основаниям ответственности.

Что касается вытекающих из Конституции Российской Федерации требований о справедливости наказания и о его соразмерности совершенному деянию, которыми часто аргументируется установление ответственности лишь за виновное деяние, то представляется, что они имеют отношение не к субъективной стороне правонарушения, а к процессу наложения взыскания, к определению его вида и размера.

В связи с этим следует отметить, что Таможенный кодекс Российской Федерации предусматривает широкий спектр возможностей для реализации указанных конституционных принципов.

Во-первых, санкции самих статей предусматривают дифференцированный размер штрафа, возможность неприменения дополнительного взыскания. Во-вторых, санкции ряда статей предусматривают альтернативное основное взыскание, предоставляя возможность выбора между штрафом и предупреждением. В-третьих, статья 239 Таможенного кодекса Российской Федерации предоставляет право должностному лицу таможенного органа, рассматривающему дело о нарушении таможенных правил, с учетом обстоятельств, существенно снижающих степень общественной опасности деяния, наложить взыскание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи, а статья 240 - освободить лица от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения и ограничиться устным замечанием.

Обстоятельства, исключающие ответственность

за нарушение таможенных правил

Статья 291 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает перечень обстоятельств, исключающих привлечение лиц к ответственности за нарушение таможенных правил и влекущих прекращение производства по делу о нарушении таможенных правил. Ими являются:

1) отсутствие события нарушения таможенных правил;

Отсутствие события нарушения таможенных правил предполагает отсутствие самого факта правонарушения. Этот пункт служит основанием для прекращения дела, например, когда деяние лица на момент его совершения не носило противоправный характер, то есть за его совершение не было предусмотрено ответственности по таможенному законодательству. В соответствии с положением, сформулированным в статье 54 Конституции Российской Федерации, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

2) отсутствие состава нарушения таможенных правил;

Под составом правонарушения в теории права понимается совокупность установленных законом признаков, характеризующих совершенное деяние в качестве конкретного вида правонарушения. Состав нарушения таможенных правил отсутствует, когда отсутствует хотя бы один из его элементов - объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона (конечно, с той оговоркой, что субъективная сторона является необходимым элементом состава нарушения таможенных правил только в случае его совершения физическим или должностным лицом). На основании этого пункта прекращается, например, дело о нарушении таможенных правил в отношении лица, на котором не лежала обязанность соблюдения требований таможенного законодательства, либо в отношении юридического лица, ликвидированного в установленном законом порядке.

В практике таможенных органов участились случаи привлечения лиц к ответственности за нарушения таможенных правил в случае освобождения их от уголовного наказания в связи с изданием акта амнистии, что противоречит Таможенному кодексу Российской Федерации.

В соответствии со статьей 231 Таможенного кодекса Российской Федерации за нарушение таможенных правил наступает ответственность, если такое правонарушение по своему характеру не влечет за собой уголовной ответственности. Характер правонарушения как уголовно наказуемого деяния определяется двумя составляющими - виной в форме умысла (статья 24 Уголовного кодекса Российской Федерации закрепляет, что деяние, совершенное по неосторожности, признается преступлением только в том случае, когда это специально предусмотрено диспозицией соответствующей статьи), а также стоимостью непосредственного объекта правонарушения. Освобождение лица от уголовного наказания не меняет характера совершенного им правонарушения, в связи с чем применение административной ответственности представляется неправомерным. Кроме того, объективная сторона нарушений таможенных правил, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 271, статьями 274, 276, 277, 278, а также частью 1 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации предполагает отсутствие в действиях лица признаков преступлений. Заведенные дела о нарушениях таможенных правил в подобных случаях подлежат прекращению за отсутствием состава таможенного правонарушения.

3) недостижение физическим лицом на момент совершения нарушения таможенных правил шестнадцатилетнего возраста;

4) невменяемость физического лица, совершившего нарушение таможенных правил;

Вменяемость лица, привлекаемого к ответственности, равно как и его возраст, являются характеристикой субъекта нарушения таможенных правил, который в совокупности с другими элементами образует состав нарушения таможенных правил. Поэтому обоснованность выделения их в качестве самостоятельных оснований прекращения производства по делу вызывает сомнение.

5) совершение противоправного действия физическим лицом в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны;

Действие в состоянии крайней необходимости предполагает устранение опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред оказался менее значительным, чем предотвращенный (ст. 18 КоАП РСФСР). Необходимая оборона означает защиту вышеназванных интересов от противоправного посягательства путем причинения вреда посягающему, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны (ст. 19 КоАП РСФСР).

В качестве оснований, исключающих ответственность, крайняя необходимость и необходимая оборона были заимствованы из уголовного и административного законодательства. Однако, при этом не было учтено то обстоятельство, что субъектами уголовного и административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, являются только физические лица, в то время как совершение нарушения таможенных правил возможно также и юридическим лицом. Естественно, говорить о необходимой обороне применительно к юридическим лицам не приходится. Однако пример совершения нарушения таможенных правил юридическим лицом в состоянии крайней необходимости привести можно. В частности, можно предположить ситуацию, когда перевозчик, осуществляющий доставку товаров под таможенным контролем, для спасения жизни пострадавших в результате автомобильной катастрофы выгружает товары, находящиеся в транспортном средстве, и размещает в нем людей с целью транспортировки их до места оказания медицинской помощи. По действующему таможенному законодательству перевозчик в зависимости от обстоятельств будет привлечен к ответственности за недоставление товаров, находящихся под таможенным контролем, в таможенный орган назначения, их утрату (ч. 1 ст. 254 ТК РФ) или за выгрузку таких товаров без разрешения таможенного органа (ст. 260 ТК РФ). Представляется, что для подобных ситуаций должно быть предусмотрено обстоятельство, исключающее ответственность юридического лица.

6) совершение нарушения таможенных правил юридическим лицом, а также лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, вследствие действия непреодолимой силы;

Закрепление этого основания обеспечивает реализацию положения статьи 231 Таможенного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым юридические лица и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, не несут ответственность в случае, если правонарушение произошло вследствие действия непреодолимой силы.

Понятие непреодолимой силы закреплено в статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации и определяется как чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство. Таким образом, для того, чтобы конкретное обстоятельство могло быть признано действием непреодолимой силы оно должно отвечать критериям чрезвычайности и непредотвратимости. Представляется, что документы компетентных органов могут лишь подтверждать факты, что определенные обстоятельства имели место в определенный период времени на определенной территории. Однако оценка таких обстоятельств, а также установление причинно - следственной связи между действием непреодолимой силы и совершением правонарушения должны осуществляться непосредственно в ходе производства по делу о нарушении таможенных правил или его рассмотрения соответствующими должностными лицами таможенных органов по их внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности.

7) издание акта амнистии, если он устраняет применение взыскания за нарушение таможенных правил;

Объявление амнистии в соответствии со статьей 103 Конституции Российской Федерации относится к ведению Государственной Думы. Об объявлении амнистии выносится постановление.

8) отмена акта, устанавливающего ответственность за нарушение таможенных правил;

Данное основание корреспондирует со статьей 234 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которой акты, смягчающие или отменяющие ответственность, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до их принятия. В частности, не может быть заведено дело о нарушении таможенных правил в случае обнаружения должностным лицом таможенного органа признаков деяния, ответственность за которое была предусмотрена Таможенным кодексом СССР, но не являющееся противоправным согласно Таможенному кодексу Российской Федерации.

9) истечение к моменту рассмотрения дела о нарушении таможенных правил сроков наложения взыскания на нарушение таможенных правил, установленных статьей 247 Таможенного кодекса Российской Федерации;

Стоит отметить, что производство по делу о нарушении таможенных правил может быть прекращено на этом основании только в том случае, если статья не предусматривает возможность применения взыскания, носящего бессрочный характер, независимо от того, является ли оно основным или дополнительным.

Вместе с тем отдельные таможенные органы приведенную позицию не поддерживают, мотивируя это тем, что дополнительное взыскание может носить необязательный характер и должностное лицо таможенного органа вправе его не применять, даже если срок наложения основного взыскания истек. Такая точка зрения представляется ошибочной, поскольку реализация этого права не должна повлечь безосновательное освобождение лица от ответственности.

10) наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к ответственности, постановления о наложении взыскания либо не отмененного в установленном порядке постановления о прекращении дела о нарушении таможенных правил;

11) наличие по тому же факту уголовного дела в отношении физического лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил;

Основания, изложенные в пункте 10 и пункте 11 отвечают общеправовому принципу однократности привлечения лица к ответственности, который заключается в том, что никто не может быть повторно привлечен к ответственности за одно и то же правонарушение.

12) смерть физического лица, в отношении которого было начато производство по делу о нарушении таможенных правил.

Таможенный кодекс Российской Федерации не установил в качестве основания, исключающего ответственность, прекращение юридического лица. Вместе с тем и одно, и другое позволяет говорить об отсутствии состава правонарушения.

Приведенный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

На практике иногда возникают ситуации, когда привлечение лица к ответственности за нарушение таможенных правил не представляется возможным, а юридические основания для прекращения дела о нарушении таможенных правил отсутствуют. Так, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 1998 года N 8-П "По делу о проверке конституционности статьи 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, части второй статьи 85 и статьи 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан М. М. Гаглоевой и А. Б. Пестрякова" статья 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, предусматривавшая ответственность за нарушение режима склада временного хранения, была признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, в связи с чем ее применение стало невозможным. В результате у таможенных органов возникла необходимость решить судьбу дел о нарушениях таможенных правил, заведенных по этой статье и не оконченных производством на момент вынесения названного постановления. Прекращение указанных дел по пункту 8 статьи 291 Таможенного кодекса Российской Федерации оказалось затруднительным, поскольку отмена статьи 266 Таможенного кодекса Российской Федерации не была сопряжена с отменой самого акта, устанавливавшего ответственность, - Таможенного кодекса Российской Федерации.

Действие законодательства об ответственности

за нарушения таможенных правил во времени

Определенный интерес вызывает действие таможенного законодательства во времени. Общее правило, закрепленное в статье 5 Таможенного кодекса Российской Федерации, гласит, что в таможенном деле применяются акты законодательства, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенным органом. Одним из немногих исключений из этого правила является законодательство об ответственности за нарушения таможенных правил. Статья 234 Таможенного кодекса Российской Федерации содержит положение, в соответствии с которым лицо, совершившее нарушение таможенных правил, несет ответственность на основании законодательства, действующего во время совершения правонарушения. При этом акты, смягчающие или отменяющие ответственность, распространяются также на правонарушения, совершенные до их вступления в силу (обратная сила закона).

Преступления в сфере таможенного дела

Как уже указывалось, ответственность за нарушение таможенных правил наступает, если такое правонарушение по своему характеру не влечет за собой уголовной ответственности (ст. 231 ТК РФ). В диспозициях ряда статей главы 39 Таможенного кодекса Российской Федерации закреплено, что ответственность по ним наступает только в случае отсутствия в действиях лица признаков иных нарушений таможенных правил или признаков преступления (см ч. 1 ст. 271, ст. ст. 274, 276, 277, 278, ч. 1 ст. 279, ст. ст. 282, 284 ТК РФ).

Из общей теории права известно, что преступления - это правонарушения, представляющие наибольшую степень общественной опасности, под которой, в свою очередь, понимается способность деяния причинить вред общественным отношениям, объективное свойство, позволяющее оценить поведение человека с позиции определенной социальной группы.

Статья 14 Уголовного кодекса Российской Федерации содержит понятие преступления, в соответствии с которым преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания.

Под таможенным преступлением следует понимать общественно опасное виновное деяние, посягающее на установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (включая применение таможенных режимов), порядок их таможенного контроля, а также порядок взимания и уплаты таможенных платежей.

Уголовным законодательством предусмотрено пять составов преступлений в сфере таможенного дела. К ним относятся контрабанда (ст. 188 УК РФ), незаконный экспорт технологий, научно - технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ), невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ), невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ) и уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).

Контрабанда, а также незаконный экспорт технологий, научно - технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, посягают на порядок таможенного контроля и перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с установленными правилами; невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, а также невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте нарушают порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации в части несоблюдения требований заявленных таможенных режимов; уклонение от уплаты таможенных платежей - порядок взимания таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей, а также их уплаты.

Криминализация перечисленных правонарушений в таможенной сфере объясняется не только степенью общественной опасности, но и высокой степенью распространенности посягательств на перечисленные объекты (можно говорить о тенденции к быстрому увеличению количества таких правонарушений), причинением указанными деяниями существенного вреда общественным отношениям, а также недостаточностью охраны названных направлений деятельности таможенных органов средствами других отраслей права.

Отметим, что в Таможенном кодексе Российской Федерации содержится специальный раздел, посвященный контрабанде и иным преступлениям в сфере таможенного дела. Однако пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 18 июня 1993 года "О введении в действие Таможенного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что статья 219 (Контрабанда), статья 220 (Уклонение от уплаты таможенных платежей) и статья 221 Таможенного кодекса Российской Федерации (Незаконные валютные операции и иные деяния с валютными ценностями) будут введены в действие с момента внесения соответствующих изменений в уголовное и уголовно - процессуальное законодательство.

Подробнее об ответственности за преступления в сфере таможенного дела см. соответственно анализ статей 188, 189, 190, 193, 194 Уголовного кодекса Российской Федерации.

------------------------------------------------------------------

Название документа