Нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 262 Таможенного кодекса Российской Федерации
(Соболевская С. Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2000)
Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ,
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОТОРОЕ ПРЕДУСМОТРЕНА СТАТЬЕЙ 262
ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С. Ю. СОБОЛЕВСКАЯ
Статья 262 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за нарушение порядка декларирования товаров и транспортных средств.
Под порядком декларирования в данной статье понимаются форма, место, а также процедура производства декларирования, включая использование временной, неполной или периодической таможенной декларации.
Форма декларирования
Таможенный кодекс Российской Федерации устанавливает, что декларирование может осуществляться в письменной и устной форме, путем электронной передачи данных или иным способом (ст. 169 ТК РФ). Основной формой декларирования является письменная. Юридическими лицами, перемещающими товары, в отношении которых взимаются таможенные платежи и применяются меры экономической политики, а также товары, таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 100 ЕВРО, используются бланки таможенной декларации по форме ТД1 и ТД2 (грузовая таможенная декларация). Такой вид таможенной декларации применяется также лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, перемещающими товары для коммерческих целей. Физическими лицами в целях оформления товаров, перемещаемых для личного пользования, применяются таможенные декларации по форме Т-6 и Т-7 (используются соответственно в пограничных и во внутренних таможнях).
Письменная форма декларирования не всегда предполагает подачу декларации определенного вида. Например, товары, таможенная стоимость которых менее суммы, эквивалентной 100 ЕВРО включительно, в отношении которых не взимаются таможенные пошлины и налоги, а также к которым не применяются меры экономической политики, декларируются путем представления в таможенный орган письменного заявления, составленного в произвольной форме, с указанием установленных сведений (п. 2.2 Приказа ГТК России от 16 декабря 1998 года N 848 "Об утверждении инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации").
В качестве примера можно привести также договор о залоге с таможенным органом, заключаемый в целях обеспечения уплаты таможенных платежей при предоставлении отсрочки или рассрочки их уплаты, при использовании некоторых таможенных режимов, если соблюдение законодательства о таможенном деле не может быть обеспечено иными мерами, а также для обеспечения взыскания штрафа или стоимости товаров и транспортных средств при совершении нарушений таможенных правил (Приказ ГТК России от 22 февраля 1994 года N 71 "Об использовании залога таможенными органами"). В такой договор может быть включено условие, согласно которому в случае неисполнения своих обязательств в момент наступления срока их исполнения залогодатель помещает товары и транспортные средства под таможенный режим отказа в пользу государства.
Выраженное таким образом волеизъявление залогодателя является согласно приказу ГТК России N 71 упрощенной формой декларирования. В этом случае помещение товаров под таможенный режим отказа в пользу государства осуществляется без подачи таможенной декларации (подробнее о документах, используемых в качестве таможенной декларации, см. письмо ГТК России от 30 сентября 1998 года N 01-15/20413). Несоблюдением установленных требований о форме декларирования будет, в частности, заявление сведений о товарах в устной форме, когда в соответствии с нормативными правовыми актами по таможенному делу данные товары должны декларироваться в письменной форме.
Место декларирования
Товары декларируются тому таможенному органу, в котором производится их таможенное оформление (ч. 1 ст. 170 ТК РФ). Таким образом, местом декларирования товаров является место их таможенного оформления (о местах таможенного оформления товаров см. анализ статьи 258 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Декларирование транспортных средств, на которых перемещаются товары, осуществляется, как правило, одновременно с товарами. Исключение составляют морские, речные и воздушные суда, сведения о которых заявляются в порту или аэропорту прибытия на таможенную территорию Российской Федерации либо в порту или аэропорту отправления с таможенной территории Российской Федерации, а также порожние транспортные средства и транспортные средства, перевозящие пассажиров, декларируемые при пересечении таможенной границы Российской Федерации (ч. ч. 3, 4 ст. 170 ТК РФ).
Процедура производства декларирования
Помимо указанных положений установлен также ряд требований, относящихся к процедуре производства декларирования, которая представляет собой действия по заполнению таможенной декларации, подаче таможенной декларации надлежащим лицом, представлению таможенной декларации определенного вида и пр.
Так, в соответствии с Приказом ГТК России от 24 ноября 1999 года N 815 "Об утверждении правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации" допускается декларирование физическими лицами пересылаемых товаров путем представления таможенному органу заявления лица, перемещающего такие товары, составленного по определенной форме. Такое заявление для целей таможенного оформления и таможенного контроля рассматривается в качестве таможенной декларации и должно содержать установленный перечень сведений. Если лицом в качестве таможенной декларации будет подано заявление, не соответствующее вышеуказанным требованиям, в его действиях будет содержаться состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 262 Таможенного кодекса Российской Федерации в части несоблюдения установленных требований о процедуре производства декларирования. Нарушение же требований о форме декларирования, которое в подобных случаях усматривается должностными лицами некоторых таможенных органов, не будет иметь места, так как письменная форма декларирования соблюдена, но не выполнено требование о виде таможенной декларации.
Использование временной,
неполной и периодической декларации
Как уже отмечалось, процедура производства декларирования включает в себя также использование при декларировании временной, неполной и периодической таможенной декларации. Данные виды таможенных деклараций могут быть применены только при наличии определенных обстоятельств и с разрешения таможенного органа.
Возможность подачи временной или неполной таможенной декларации предусмотрена в тех случаях, когда в силу особых причин полная таможенная декларация не может быть подана. При этом такая декларация должна содержать основные сведения, необходимые для таможенных целей (о лице, перемещающем товар, виде, количестве товара, запрашиваемом таможенном режиме и пр.), а недостающие сведения представляются в сроки, устанавливаемые таможенным органом (ст. 177 ТК РФ). Таможенный кодекс Российской Федерации не указывает причин, которые могут служить основанием для применения временной или неполной таможенной декларации.
При регулярном перемещении через таможенную границу Российской Федерации одних и тех же товаров и транспортных средств одним и тем же лицом таможенный орган может разрешить подачу одной таможенной декларации на все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации в течение определенного времени (ст. 178 ТК РФ). ГТК России устанавливает конкретные случаи и порядок подачи периодической таможенной декларации.
Комплексным нормативным правовым актом, регламентирующим порядок и условия использования временных, неполных и периодических деклараций (особого порядка декларирования), является Положение о применении временных, неполных и периодических деклараций, утвержденное Приказом ГТК России от 17 апреля 2000 года N 299. В соответствии с данным Положением особый порядок декларирования товаров может применяться при соблюдении следующих условий.
Во-первых, товары должны помещаться под таможенный режим экспорта или выпуска для свободного обращения.
Во-вторых, необходимо наличие разрешения таможенного органа на применение такого порядка. Исключение составляют случаи неполного декларирования вывозимых товаров.
В-третьих, применение особого порядка декларирования допускается только в случаях, когда в таможенной декларации по особым причинам не могут быть точно заявлены сведения:
- о количестве товаров (масса, объем и т. п.);
- об их таможенной стоимости;
- иные сведения, непосредственно зависящие от количества перемещаемых товаров.
Использование упрощенного порядка декларирования при вывозе товаров возможно также, если отсутствуют сведения о транспортных средствах, на которых перемещаются декларируемые товары, или о стране назначения товаров.
В-четвертых, декларируемые товары не должны относиться к категории товаров, перемещение которых контролируется особо тщательно в целях экономической, политической и военной безопасности Российской Федерации (например, оборудование двойного назначения, продукция военного назначения, наркотические вещества и т. д.).
В-пятых, в таможенный орган должно быть подано обязательство о представлении в установленные сроки недостающих (скорректированных) сведений о товарах. Такие сроки для случаев временного и неполного декларирования составляют 30 дней, а для случаев использования периодической декларации - 45 дней с даты подачи декларации. Вместе с тем они не должны превышать 5 рабочих дней с даты оформления последнего транспортного документа, на основании которого товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации. В исключительных случаях по письменному разрешению начальника таможенного органа срок предоставления недостающих (скорректированных) сведений может быть продлен, но не более, чем на 5 дней.
В-шестых, лицо, перемещающее товары, или таможенный брокер должны отвечать требованиям, определенным Положением о применении временных, неполных и периодических деклараций. В частности, у них должны отсутствовать задолженности по уплате таможенных платежей; в течение года, предшествующего подаче заявления на применение особого порядка декларирования, они не должны быть привлечены к ответственности за нарушение таможенных правил (за исключением правонарушений, квалифицируемых по статьям 249 - 253, частям 2, 3 статьи 254, статьям 255 - 264, 267 - 270 и части 2 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации).
И наконец, документы, подтверждающие соблюдение мер экономической политики и иных ограничений на перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, должны быть представлены в таможенный орган не позднее принятия таможенным органом решения о выпуске товаров.
Приведенные условия являются общими для всех случаев использования особого порядка декларирования. Положением о применении временных, неполных и периодических деклараций установлены также специальные требования для каждого из видов особого декларирования. В частности, особый порядок декларирования предполагает возможность подачи по разрешению ГТК России в отношении импортируемых товаров неполной таможенной деклараций в электронном виде, то есть осуществления электронного декларирования. При этом неполная ГТД на бумажном носителе и документы, подлежащие представлению в таможенный орган, подаются после предъявления товаров и транспортных средств, их перевозящих, таможенному органу, в котором будет производиться их таможенное оформление.
Также необходимо указать, что ГТК России с учетом конкретных обстоятельств вправе устанавливать иные случаи применения особого порядка декларирования и дополнительные условия его использования.
Краткая таможенная декларация
От указанных видов таможенных деклараций следует отличать краткую декларацию, возможность применения которой предусмотрена статьей 143 Таможенного кодекса Российской Федерации. Названный документ служит для фиксации данных о товарах и транспортных средствах, помещенных на склад временного хранения.
Статья 262 Таможенного кодекса Российской Федерации применяется за исключением случаев, предусмотренных другими статьями Таможенного кодекса Российской Федерации.
Нарушение порядка декларирования товаров и транспортных средств влечет предупреждение либо наложение штрафа в размере от 2-кратного до 5-кратного установленного законом минимального размера оплаты труда с отзывом лицензии или квалификационного аттестата или без их отзыва.
------------------------------------------------------------------
Название документа