Нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 268 Таможенного кодекса Российской Федерации

(Егиазарова В. В., Сошников А. Н.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2000)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ,

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОТОРОЕ ПРЕДУСМОТРЕНА СТАТЬЕЙ 268

ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В. В. ЕГИАЗАРОВА, А. Н. СОШНИКОВ

В. В. Егиазарова, кандидат юридических наук.

А. Н. Сошников.

Статья 268 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за нарушение порядка переработки товаров, то есть за несоблюдение некоторых из установленных условий, ограничений и требований таможенных режимов переработки.

Таможенным кодексом Российской Федерации установлено три таких режима: переработка товаров на таможенной территории, переработка товаров под таможенным контролем и переработка товаров вне таможенной территории.

Под переработкой товаров на таможенной территории понимается таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории Российской Федерации без применения мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин и иных налогов при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможенной территории Российской Федерации (ст. 58 ТК РФ).

Переработкой товаров под таможенным контролем является таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке на таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин и иных налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики для переработки под таможенным контролем с последующим помещением продуктов переработки под таможенный режим выпуска для свободного обращения или под иной таможенный режим (ст. 65 ТК РФ).

Переработка товаров вне таможенной территории - таможенный режим, при котором российские товары вывозятся без применения к ним мер экономической политики и используются вне таможенной территории Российской Федерации с целью их переработки и последующего помещения продуктов переработки под таможенный режим выпуска для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики (ст. 87 ТК РФ).

Процесс переработки

В процессе переработки участвуют два вида товаров: товары, помещенные под таможенный режим переработки (условно: предмет переработки), и товары, с помощью которых производится такая переработка (условно: служебные товары).

Как видно из приведенных выше определений, помещению под режимы переработки товаров на таможенной территории и переработки товаров под таможенным контролем подлежат только иностранные товары. Однако указанием ГТК России от 25 июня 1996 года N 01-14/683 "Об особенностях таможенного оформления отдельных сырьевых товаров, закупаемых иностранными лицами на таможенной территории Российской Федерации и помещаемых под таможенный режим переработки на таможенной территории" допускалось приобретение иностранными лицами российских товаров с целью их дальнейшей переработки на таможенной территории Российской Федерации российскими организациями. Такими товарами являлись цветные металлы, их сплавы, сырье для их производства, порошки, полуфабрикаты, прокат цветных металлов. В этих случаях продавцом заявлялся таможенный режим экспорта без фактического вывоза товара за пределы Российской Федерации и товар помещался под процедуру доставки под таможенным контролем до места переработки. При этом российская организация - переработчик должна была иметь лицензию на переработку товара, которая представлялась в таможенный орган одновременно с подачей экспортной декларации. Принятие подобных правовых актов соответствует положениям статьи 2 Федерального закона от 13 октября 1995 года "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", в соответствии с которой к экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, в частности при закупке иностранным лицом товаров у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу.

Служебными товарами могут быть только товары, происходящие с территории страны, на которой осуществляется переработка, либо выпущенные на этой территории для свободного обращения. Такие товары включаются в лицензию и в описание производственного процесса переработки.

Статус служебных товаров более подробно регламентирован применительно к таможенному режиму переработки на таможенной территории. Так, Положением о таможенном режиме переработки товаров на таможенной территории определено, что служебные товары могут быть использованы только в количествах, необходимых для изготовления товарной продукции. Использование некоторых служебных товаров для переработки товаров на таможенной территории возможно только при наличии разрешения Минэкономики России (слоновая кость, кораллы, ракообразные, моллюски, драгоценные металлы, драгоценные природные камни, ядерные материалы, наркотические и психотропные средства).

Переработка товаров производится в соответствии с производственным процессом, под которым понимается совокупность всех действий людей и орудий труда, необходимых для изготовления и / или ремонта товарной продукции. При этом переработка товаров может осуществляться как на одном предприятии, так и на нескольких предприятиях. Последовательная переработка товаров более чем одним переработчиком получила название "многоступенчатой".

В результате переработки появляется новый вид товаров, именуемый товарной продукцией (компенсационные товары). Также могут образовываться отходы производства и производственные потери. В совокупности все названные товары представляют собой продукты переработки.

Во Временном положении МВЭС России от 4 марта 1992 года и ГТК России от 7 марта 1992 года о порядке ввоза в Российскую Федерацию иностранных товаров и вывоза российских товаров за границу для переработки, а также товаров по соглашениям о международной кооперации производства (согласно приказу ГТК России от 19 декабря 1997 года N 739 "О прекращении действия некоторых правовых актов по таможенным вопросам" с 11 декабря 1997 года не применяется в части, касающейся таможенного режима переработки на таможенной территории) под товарной продукцией (компенсационными товарами) понимаются товары, полученные в результате переработки временно ввезенных из-за границы на территорию Российской Федерации иностранных товаров либо полученные в результате переработки за границей временно вывезенных российских товаров.

Вместе с тем Положением о таможенном режиме переработки на таможенной территории, утвержденным Приказом ГТК России от 5 сентября 1997 года N 543, установлено, что товарной продукцией могут являться только те товары, которые произведены по используемому переработчиком производственному процессу до полного изготовления, достаточного для целей вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта.

Отходы производства - товары, неизбежно образующиеся в производственном процессе товарной продукции, получение которых не было целью заявления таможенного режима и которые не находят применения у пользователя таможенного режима. Неизбежность образования отходов выражается не в обязательности их появления, а в том, что они появляются независимо от воли лиц, задействованных в процессе переработки, в том, что их появление обусловлено исключительно самим технологическим процессом.

Производственными потерями являются материалы, вещества и т. п., образующиеся и / или безвозвратно теряющиеся в результате производственного процесса при изготовлении товарной продукции.

В ряде случаев предмет переработки используется не полностью, что влечет за собой образование остатков, под которыми понимают оставшуюся часть товаров, помещенных под таможенный режим переработки, не использованных для изготовления товарной продукции и классифицируемых по ТН ВЭД в той же 9-значной товарной позиции, что и товары, первоначально помещенные под таможенный режим.

В соответствии с таможенным законодательством требованием таможенных режимов переработки является помещение продуктов переработки (разумеется, кроме производственных потерь) под таможенный режим. При этом если при таможенном режиме переработки вне таможенной территории они должны быть заявлены под определенный таможенный режим (выпуск для свободного обращения), то для двух других режимов переработки такое безальтернативное требование отсутствует. Например, при использовании режима переработки на таможенной территории помещение продуктов переработки под таможенный режим экспорта необходимо только для тех заявителей режима, которые ставят своей целью возврат внесенных ранее на депозит таможенного органа таможенных платежей.

Объективная сторона нарушения таможенных правил

Нормативными правовыми актами по таможенному делу установлен ряд условий, ограничений и требований режимов переработки, однако ответственность по статье 268 Таможенного кодекса Российской Федерации связана только с нарушением шести из них:

1) выдачи лицензии на переработку товаров;

2) порядка переработки товаров;

3) сроков переработки товаров;

4) количества выхода продуктов переработки;

5) замены продуктов переработки другими товарами;

6) проведения операций по переработке товаров.

Исходя из диспозиции статьи, приведенный перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию - законодатель перечислил все случаи, за которые наступает ответственность по рассматриваемой статье.

За нарушения иных требований, ограничений и условий режимов переработки лицо будет нести ответственность по статье 273 Таможенного кодекса Российской Федерации (Неправомерные операции с товарами и транспортными средствами, помещенными под определенный таможенный режим, изменение их состояния, пользование и распоряжение ими).

Подробно остановимся на каждом из правонарушений, перечисленных в диспозиции статьи 268 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Выдача лицензии на переработку

Условием помещения товаров под любой из таможенных режимов переработки является получение лицензии. Лицензия на переработку выдается российскому лицу таможенным органом, в зоне деятельности которого оно зарегистрировано. Порядок выдачи лицензии на переработку товаров приведен в Приложении 5 к Положению о таможенном режиме переработки товаров на таможенной территории, во Временном положении о порядке ввоза в Российскую Федерацию иностранных товаров и вывоза российских товаров за границу для переработки, а также товаров по соглашениям о международной кооперации производства, а также в указании ГТК России от 6 апреля 1994 года N 01-12/274 "О применении таможенных режимов переработки".

Формулировка диспозиции статьи 268 Таможенного кодекса Российской Федерации может создать у читателя неверное впечатление, что ответственность за нарушение порядка выдачи лицензий на переработку несут виновные в этом должностные лица таможенного органа, выдавшего такую лицензию. Это не так. Как уже было отмечено, ответственность по данной статье наступает за нарушение режимов переработки, а поскольку в момент получения лицензии режим таможенному органу еще не заявлен, нельзя говорить о несоблюдении его условий, ограничений и требований. Фактически объективная сторона данного правонарушения выражается в пользовании одним из режимов переработки без наличия должным образом выданной лицензии. Соответственно к ответственности за совершение подобного деяния привлекается пользователь таможенного режима.

Конечно, в практике таможенных органов практически не возникает ситуаций, когда к таможенному оформлению в соответствии с таможенным режимом переработки предъявляется партия товара, лицензия на переработку которого не выдавалась. Однако случаи, когда товар помещается под таможенный режим переработки товаров сверх количества, предусмотренного лицензией, не являются редкостью. Вместе с тем такие действия лиц не всегда квалифицируются правильно.

Так, российское юридическое лицо в соответствии с грузовой таможенной декларацией поместило под таможенный режим переработки под таможенным контролем товар - шерстяную ткань верха в количестве 11500,8 п. м. В графе 44 таможенной декларации были заявлены сведения о лицензии на переработку товаров под таможенным контролем, выданной на 10332,72 п. м ткани. Таким образом, заявленное в таможенной декларации количество шерстяной ткани верха превысило допустимое количество, установленное полученной лицензией, на 1168,08 п. м.

Учитывая, что таможенный режим переработки под таможенным контролем представляет собой режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке на таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин и иных налогов, таможней в отношении указанного лица было заведено дело о нарушении таможенных правил по признакам статьи 282 Таможенного кодекса Российской Федерации (Действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение).

Такая квалификация вряд ли может считаться обоснованной. В соответствии с диспозицией статьи 282 Таможенного кодекса Российской Федерации ответственность по ней наступает только в том случае, когда заявленные сведения носят недостоверный характер. В рассматриваемой ситуации сведения о таможенном режиме переработки под таможенным контролем отражают действительные намерения юридического лица, в связи с чем не являются недостоверными.

Вывод о том, что заявленные сведения о таможенном режиме дают основание для занижения размера таможенных платежей, основан на предположении таможни о том, что альтернативным таможенным режимом является выпуск для свободного обращения. Однако в соответствии со статьей 25 Таможенного кодекса Российской Федерации лицо вправе выбрать любой из установленных таможенных режимов.

Кроме того, объектом нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 282 Таможенного кодекса Российской Федерации, является установленный порядок уплаты таможенных платежей, в то время как описанное деяние посягает на порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации в части применения таможенных режимов.

Вместе с тем, принимая во внимание, что в соответствии с положениями статей 60 и 66 Таможенного кодекса Российской Федерации помещение товаров под таможенный режим переработки под таможенным контролем допускается только при наличии лицензии таможенного органа, действия юридического лица образуют состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 268 Таможенного кодекса Российской Федерации, в части несоблюдения условия таможенного режима переработки о необходимости получения соответствующей лицензии.

Указанные обстоятельства послужили основанием для отмены постановления таможни вышестоящим таможенным органом и для возвращения дела для дополнительного производства в соответствии со статьей 373 Таможенного кодекса Российской Федерации.

В некоторых случаях для помещения товаров под таможенные режимы переработки помимо получения лицензии на переработку требуется получение разрешений иных государственных органов (например, разрешений на ввоз / вывоз определенных видов товаров). Однако несоблюдение этих предписаний не образует состава нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 268 Таможенного кодекса Российской Федерации, поскольку в диспозиции статьи речь идет непосредственно о лицензии на переработку. Более того, разрешения иных государственных органов обычно представляются в таможенный орган именно для получения этой лицензии (например, совместное указание от 15 июля 1994 года ГТК России N 01-12/717 и Роскомдрагмета N 25-002-18/1715 "Об особенностях помещения товаров с содержанием драгметаллов, драгкамней, янтаря и изделий из него под таможенные режимы переработки, временного ввоза (вывоза)"). Отсутствие такого разрешения влечет наступление неблагоприятных последствий, которые выражаются в отказе в выдаче лицу лицензии на переработку.

Порядок переработки

Под порядком переработки понимаются правила, в соответствии с которыми осуществляется переработка товара.

Помимо общего порядка, устанавливаемого ГТК России, таможенным органом, выдающим лицензию на переработку, определяется ряд положений, касающихся специфики переработки конкретных товаров. Ответственность наступает как за нарушение общих положений о порядке переработки, так и за нарушение положений, относящихся к определенным товарам.

Российская организация, специализирующаяся на пошиве мужской и женской одежды, по лицензии на переработку товаров произвела таможенное оформление давальческого сырья в соответствии с таможенным режимом переработки под таможенным контролем. На изготовление последней партии компенсационного товара не хватило ткани (артикул 37058, цвет N 992, код по ТН ВЭД СНГ 540824000) в количестве 30,07 м. Допоставка этой ткани была произведена уже после отправки компенсационного товара. Вышеуказанная ткань была заменена при пошиве компенсационного товара на ткань другого артикула по согласованию с немецкой фирмой - поставщиком давальческого сырья. Однако таможня в известность по данному факту замены ткани поставлена не была. Указанные действия образуют состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 268 Таможенного кодекса Российской Федерации в части несоблюдения порядка переработки товаров.

Срок переработки

Срок переработки (он же срок действия лицензии на переработку) представляет собой период времени, определяемый таможенный органом, выдающим лицензию на переработку, в рамках предельно установленного срока, в течение которого необходимо поместить товары, являющиеся предметом переработки, под таможенный режим переработки, осуществить операции по переработке этих товаров и поместить продукты переработки, а также остатки (если они имеются) под соответствующий таможенный режим.

При использовании таможенных режимов переработки большинство нарушений выражается в непомещении продуктов переработки (товарной продукции, отходов производства, производственных потерь) под определенный таможенный режим. При выявлении фактов таких нарушений заводятся дела статье 268 Таможенного кодекса Российской Федерации в части несоблюдения срока переработки товаров.

Такая квалификация представляется необоснованной. Несоблюдение срока осуществления какого-либо действия может иметь место только в том случае, когда это действие совершено, однако по истечении установленного срока. В случае же, когда компенсационный товар либо отходы производства вообще не ввозились (не вывозились) за пределы таможенной территории Российской Федерации и в таможенном отношении не оформлялись, налицо несоблюдение требования таможенного режим переработки об обязательном помещении продуктов переработки под определенный таможенный режим (ст. ст. 58, 65, 87 ТК РФ). Действия лиц в таком случае подлежат квалификации по статье 273 Таможенного кодекса Российской Федерации, санкцией которой предусмотрена более строгая мера взыскания. Подобная позиция подтверждается также письмом ГТК России от 29 июля 1996 года N УБТП-1409/2120 "О квалификации правонарушений, совершаемых при применении режимов переработки товаров".

Так, одна российская организация была привлечена таможней к ответственности по статье 268 Таможенного кодекса Российской Федерации в части несоблюдения сроков переработки товаров при следующих обстоятельствах. В соответствии с полученными лицензиями организация поместила под таможенный режим переработки под таможенным контролем товар - ткань и фурнитуру для производства мужской одежды. В результате проведения операций по переработке было изготовлено 834 брюк из шерстяной ткани верха, 2394 брюк из шерстяной смешанной ткани, 1949 пиджаков из шерстяной ткани верха, 4402 пиджака из шерстяной смешанной ткани и 523 костюма мужских однобортных из шерстяной смешанной ткани. Компенсационные товары были вывезены за пределы таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта. Однако образовавшиеся отходы в количестве 298,259 кг шерстяной ткани верха, 1361,307 кг ткани шерстяной смешанной, 225,411 кг подкладочной ткани и 139,746 клеевой прокладки в таможенном отношении оформлены не были.

В соответствии со статьей 65 Таможенного кодекса Российской Федерации помещение продуктов переработки, в том числе отходов производства, является требованием таможенного режима переработки под таможенным контролем. Таким образом, действия лица должны были быть квалифицированы по статье 273 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Иногда таможнями делается необоснованный вывод о том, что для завершения таможенного режима переработки вне таможенной территории достаточно фактического ввоза компенсационных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, что влечет за собой необоснованное прекращение дел о нарушениях таможенных правил.

Так, дело о нарушении таможенных правил, заведенное в отношении Администрации одного из российских городов по статье 268 Таможенного кодекса Российской Федерации, прекращено при следующих обстоятельствах.

Администрация на основании лицензии на переработку товаров вне таможенной территории, выданной 12 ноября 1996 года, в соответствии с грузовыми таможенными декларациями отправило в Венгрию для ремонта 15 автобусов марки "Икарус". Срок переработки был установлен до 12 ноября 1997 года. После проведения ремонта 5 из вывезенных автобусов были возвращены в Российскую Федерацию и оформлены в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения. Оставшиеся 10 автобусов были доставлены в таможню 5 июня 1997 года и предъявлены к таможенному оформлению 13 ноября 1997 года, то есть на следующий после истечения срока переработки день. Выпуск этих автобусов был запрещен, поскольку на момент подачи декларации срок действия лицензии на переработку вне таможенной территории истек. Вместе с тем, принимая во внимание, что автобусы были возвращены на таможенную территорию Российской Федерации в срок действия лицензии, таможней был сделан вывод об отсутствии в действиях администрации состава нарушения таможенных правил.

Постановлением другой таможни по делу о нарушении таможенных правил организация - переработчик признана совершившей нарушение таможенных правил, выразившееся в несоблюдении сроков переработки товаров, ответственность за которое предусмотрена статьей 268 Таможенного кодекса Российской Федерации, однако освобождена от ответственности за нарушение таможенных правил на основании статьи 240 Таможенного кодекса Российской Федерации ввиду того, что срок переработки был нарушен на 5 дней (товар был ввезен на таможенную территорию Российской Федерации и помещен на ответственное хранение, что подтверждено актом о передаче товара на ответственное хранение, подписанным таможней и организацией - переработчиком).

Однако при этом сотрудниками таможни не был о принято во внимание, что в течение срока переработки товаров вне таможенной территории лицо, перемещающее товары, должно осуществить не только операции по переработке товаров и фактический ввоз продуктов переработки, но и помещение их под таможенный режим выпуска для свободного обращения, что в рассматриваемом случае сделано не было. Вопрос о том, было ли произведено таможенное оформление продуктов переработки, в процессе производства по указанным делам не исследовался.

Таким образом, на момент вынесения вышеуказанных постановлений отсутствовали основания для утверждения о том, что выполнено требование таможенного режима переработки вне таможенной территории. Следовательно, отсутствовали и основания для прекращения дела о нарушении таможенных правил в отношении администрации, а также для квалификации действий указанной организации - переработчика по статье 268 Таможенного кодекса Российской Федерации в части нарушения сроков переработки. Фактический ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации может рассматриваться в таких случаях только в качестве обстоятельства, существенно снижающего степень общественной опасности деяния.

Количество выхода продуктов переработки

Количество выхода продуктов переработки представляет собой количество продуктов переработки, образующихся в результате переработки товаров, являющихся предметом переработки, и служебных товаров по указанному заявителем производственному процессу, и определяется заявителем таможенного режима при подаче в таможенный орган пакета документов на получение лицензии. Для установления в таможенных целях количества выхода продуктов переработки заявителем представляется в таможню расчет количества образующихся продуктов переработки, исходя из норм расхода или норм выхода продуктов переработки.

Таможня, выдающая лицензию на переработку, если у нее имеются основания считать необоснованными представленные заявителем нормы выхода (расхода), может в таможенных целях устанавливать обязательные нормы выхода (расхода), принимая во внимание заключения Минэкономики России, экспертизы и исследования таможенных лабораторий, а также информацию о нормах выхода (расхода) незаинтересованных российских и иностранных научно - исследовательских организаций и организаций, производящих аналогичные и / или идентичные товары.

Если в процессе производства товарной продукции обнаружится несоответствие заявленного количества выхода фактическому, заявитель должен уведомить об этом таможенный орган, выдавший лицензию на переработку. В этом случае количество выхода продуктов переработки может быть скорректировано.

Несоблюдение количества выхода продуктов переработки имеет место в том случае, когда товары, помещенные под таможенный режим переработки, и служебные товары используются в полном объеме, но количество выхода товаров не совпадает с тем, которое определено в лицензии. Это может выражаться в изготовлении как меньшего, так и большего количества продуктов переработки. Осуществленный в установленном порядке ввоз продуктов переработки, но в количестве меньшем, чем это предусмотрено лицензией, может трактоваться как несоблюдение требований о количестве выхода продуктов переработки только при документальном подтверждении указанного обстоятельства (письмо ГТК России от 17 декабря 1998 года N 01-15/26606 "О направлении рекомендаций").

В практике таможенных органов возникал вопрос, образует ли состав нарушения таможенных правил производство другого компенсационного товара и по какой статье следует квалифицировать такое деяние.

С одной стороны, наименование компенсационного товара, его код в соответствии с ТН ВЭД СНГ и количество указывается в лицензии на переработку, выдаваемой таможенным органом. Из этого можно сделать вывод о том, что лицензия выдается и распространятся на производство только того товара, который определен в лицензии в качестве компенсационного.

С другой стороны, компенсационный товар определен как товар, полученный в результате переработки временно ввезенных из-за границы на территорию Российской Федерации иностранных товаров либо полученный в результате переработки за границей временно вывезенных российских товаров (произведенный из предмета переработки и служебных товаров по используемому переработчиком производственному процессу до полного изготовления, достаточного для целей вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, только для таможенного режима переработки на таможенной территории). Исходя из этих определений, любой товар, полученный в результате переработки, будет являться компенсационным, независимо от того, указан он в лицензии или нет.

Принимая во внимание изложенное, а также отсутствие в таможенном законодательстве нормы, устанавливающей в качестве ограничения или требования таможенного режима переработки изготовление компенсационного товара, определенного лицензией, привлечение лиц к ответственности по таможенному законодательству в случае, когда в качестве компенсационного произведен товар, отличный от указанного в лицензии, и в отношении этого товара выполнены все необходимые требования, представляется неправомерным.

Замена продуктов переработки

Как уже отмечалось, требованием таможенных режимов переработки является помещение продуктов переработки под таможенный режим. Однако статья 95 Таможенного кодекса Российской Федерации допускает при использовании режима переработки вне таможенной территории возможность замены продуктов переработки иностранными товарами в порядке, определяемом ГТК России.

Так, при осуществлении безвозмездного ремонта таможенным органом может быть разрешена замена продуктов переработки иностранными товарами, если иностранные товары имеют характеристики, идентичные товарам, подлежащим вывозу или вывезенным для ремонта, т. е. имеют такой же код по ТН ВЭД СНГ, торговую марку, модель и технические характеристики (указание ГТК России от 9 ноября 1995 года N 01-12/1335 "О применении таможенных режимов при ремонте товаров").

Как видно, осуществление замены продуктов переработки допускается только при соблюдении определенных условий. Их невыполнение и образует состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена рассматриваемой статьей.

От замены продуктов переработки следует отличать опережающую поставку продуктов переработки. Порядком таможенного контроля за временным ввозом иностранных товаров на территорию Российской Федерации для переработки (приложение N 1 к Временному положению ГТК России от 7 марта 1992 года и МВЭС России от 4 марта 1992 года о порядке ввоза в Российскую Федерацию иностранных товаров и вывоза российских товаров за границу для переработки, а также товаров по соглашениям о международной кооперации производства) допускалась опережающая поставка компенсационных товаров, произведенных из сырья переработчика, аналогичного по техническим характеристикам сырью, ввозимому для переработки, с последующим возмещением им использованного российского сырья.

Операции по переработке

Операции по переработке товаров включают в себя:

- собственно переработку и обработку товаров;

- изготовление товарной продукции, включая монтаж, сборку и подгонку под другие товары;

- ремонт товаров, включая их восстановление и приведение в порядок;

- использование некоторых товаров, которые содействуют производству продуктов переработки или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки (ст. 59 ТК РФ).

Переработка товаров иным способом или совершение операций, не предусмотренных в лицензии на переработку, влечет наступление ответственности по статье 268 Таможенного кодекса Российской Федерации.

ГТК России по согласованию с Минэкономики России могут устанавливаться ограничения на проведение отдельных операций по переработке товаров, а для таможенных режимов переработки на таможенной территории и переработки под таможенным контролем - также на условия их проведения, включая возможность и порядок использования российских товаров.

Так, в рамках таможенного режима переработки на таможенной территории ограничено применение операций по собственно переработке и обработке, а также по ремонту определенных видов товаров (восстановленные или использованные пневматические резиновые шины, противовсходовые средства и регуляторы роста растений, радиоактивные отходы). Условия их проведения определяются в каждом конкретном случае ГТК России по согласованию с Минэкономики России.

Санкция за нарушение порядка переработки товаров определена в виде штрафа в размере от 10-кратного до 20-кратного установленного законом минимального размера оплаты труда либо в размере от 10 до 100 процентов стоимости товаров, предназначенных для переработки.

------------------------------------------------------------------

Название документа