Нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 258 Таможенного кодекса Российской Федерации

(Соболевская С. Ю.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2000)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ,

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОТОРОЕ ПРЕДУСМОТРЕНА СТАТЬЕЙ 258

ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С. Ю. СОБОЛЕВСКАЯ

Статья 258 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за нарушение порядка таможенного оформления.

Диспозиция статьи 258 Таможенного кодекса Российской Федерации содержит две группы деяний, образующих объективную сторону правонарушения:

- несоблюдение установленных требований о начале и завершении таможенного оформления, месте, времени и процедуре его проведения;

- предъявление неправомерных требований на применение упрощенного порядка таможенного оформления, а равно несоблюдение условий его применения.

Начало и завершение таможенного оформления

В настоящее время существуют две противоположные позиции касательно начала таможенного оформления. Приверженцы первой из них утверждают, что таможенное оформление начинается с момента начала предварительных операций, а именно - с момента уведомления таможенного органа о пересечении таможенной границы Российской Федерации либо о намерении пересечь таковую. Свою позицию они мотивируют тем, что, во-первых, предварительные операции открывают (после общих положений) раздел "Таможенное оформление" Таможенного кодекса Российской Федерации, а, во-вторых, в соответствии со статьей 137 Таможенного кодекса Российской Федерации под предварительными операциями понимаются все имеющие отношение к таможенному делу действия, предшествующие основному таможенному оформлению и помещению товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим. Таким образом, таможенное оформление как процедура делится на две части - предварительное таможенное оформление и основное.

Вторая позиция состоит в том, что предварительные операции являются лишь своеобразным "приготовлением" к таможенному оформлению, вспомогательным процессом. Сторонники данной точки зрения ссылаются, в первую очередь, на статью 18 Таможенного кодекса Российской Федерации, содержащую основные понятия, используемые в Таможенном кодексе Российской Федерации. Пункт 15 данной статьи дает определение таможенного оформления как процедуры помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями Таможенного кодекса Российской Федерации. Первые же действия по заявлению таможенного режима лицо осуществляет производя декларирование уже после завершения всех предварительных операций.

Это мнение подтверждается также статьей 132 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которой таможенное оформление начинается не позднее 30 минут с момента заявления должностным лицом таможенного органа о своей готовности к производству таможенного оформления в отношении конкретных товаров и транспортных средств, при соблюдении порядка совершения предварительных операций, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации.

Наличие двух мнений по вопросу начала таможенного оформления и отсутствие официальной позиции ГТК России означает для лиц одно: будет ли в их действиях усмотрен состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 258 Таможенного кодекса Российской Федерации, зависит от мнения конкретного должностного лица таможенного органа.

В отличие от начала таможенного оформления, положения о моменте его завершения не содержаться ни в конкретной статье Таможенного кодекса Российской Федерации, ни в иных нормативных правовых актах по таможенному делу, но, тем не менее, вопросов в его определении не возникает. Здесь лица, применяющие норму права, единодушно исходят из положений пункта 15 статьи 18 Таможенного кодекса Российской Федерации, которая, как уже указано, определяет таможенное оформление как процедуру помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима. Исходя из данной нормы, таможенное оформление оканчивается в момент выпуска товаров и транспортных средств в соответствии с их таможенным режимом, а при помещении товаров под "длящиеся" таможенные режимы - также после проведения процедуры завершения режима. Как правило, товар считается выпущенным в соответствии с его таможенным режимом в тот момент, когда таможенный орган, производящий таможенное оформление, проставляет на таможенной декларации штамп "Выпуск разрешен".

Место таможенного оформления

Местом проведения таможенного оформления может быть таможенный орган, определенный нормативными правовыми актами по таможенному делу. Существует два основных места проведения таможенного оформления. Первое из них, на которое приходится основная масса оформляемых товаров, - таможенный орган, в регионе деятельности которого находится отправитель или получатель товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, либо их структурное подразделение. Здесь осуществляют таможенное оформление физические лица, имеющие постоянное место проживания на территории Российской Федерации, российские юридические лица, а также иностранные юридические лица, имеющие на территории Российской Федерации филиалы, представительства, отделения или иные структурные подразделения.

Иностранные физические лица производят таможенное оформление товаров и транспортных средств при непосредственном пересечении таможенной границы Российской Федерации - в местах нахождения пограничных таможенных органов. Кроме того, на границе производится оформление транзитных грузов, а также некоторых категорий товаров, определяемых ГТК России.

Для отдельных категорий товаров и транспортных средств может быть установлено обязательное требование об их оформлении только в определенном таможенном органе. Так, согласно Инструкции о таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, утвержденной приказом ГТК России от 30 октября 1995 года N 652, в случае, если перемещение таких товаров производится с использованием более чем двух видов транспорта, таможенное оформление производиться в таможенном органе, в регионе деятельности которого осуществляется перевалка на последний вид транспорта. Если фактический вывоз (ввоз) товаров осуществляется с использованием морского (речного) транспорта, таможенное оформление производится таможенным органом, в регионе деятельности которого осуществляется загрузка морского (речного) судна, непосредственно пересекающего таможенную границу Российской Федерации.

Время таможенного оформления

Временем таможенного оформления является время работы таможенного органа, в котором осуществляется таможенное оформление.

По просьбе заинтересованного лица за его счет (таможенные сборы за таможенное оформление повышаются в 2 или более раза) и с согласия таможенного органа таможенное оформление может производиться в иных местах и вне времени работы таможенного органа.

Производство таможенного оформления вне мест и вне времени, отведенных для этого таможенным законодательством Российской Федерации, без предварительной договоренности с таможенным органом повлечет для лица, на котором лежит обязанность произвести такое оформление, ответственность по статье 258 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Процедура таможенного оформления

Кроме всех вышеперечисленных требований существует также требование о соблюдении процедуры таможенного оформления, то есть порядка осуществления конкретных действий по производству таможенного оформления: подачи вместе с таможенной декларацией необходимых документов, уплаты таможенных платежей до или одновременно с подачей таможенной декларации и т. д.

Наиболее часто встречающейся ошибкой при применении статьи 258 Таможенного кодекса Российской Федерации является привлечение к ответственности получателей товаров, перемещаемых по процедуре доставки под таможенным контролем, по фактам непомещения таких товаров на склады временного хранения в течение суток после уведомления таможенного органа об их доставке.

Таможенный кодекс Российской Федерации не устанавливает обязанности помещения товаров на склады временного хранения ни для лиц, перемещающих товары, ни для иных лиц, имеющих достаточные полномочия для осуществления с товарами действий от своего имени. Согласно статье 145 Таможенного кодекса Российской Федерации товары считаются находящимися на временном хранении с момента представления их таможенному органу.

Однако Положение о временном хранении (складах временного хранения), утвержденное приказом ГТК России от 7 декабря 1993 года N 388, закрепляет положение, в соответствии с которым представление перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров осуществляется в месте доставки, которым может быть только склад временного хранения. Обязанность же доставить товар в установленное таможенным органом место лежит на перевозчике. Таким образом, к ответственности за непомещение товаров на склады временного хранения в течение суток после уведомления таможенного органа об их доставке должен быть привлечен перевозчик. Это также подтверждается положениями статьи 144 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которой именно перевозчик несет всю ответственность перед таможенными органами за товары и транспортные средства до помещения их под таможенный режим.

Что касается второй части диспозиции рассматриваемой статьи, необходимо отметить следующее.

Упрощенный порядок таможенного оформления

Упрощенный порядок таможенного оформления применяется при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации и вывозе с этой территории товаров, необходимых при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах; живых животных; скоропортящихся товаров; радиоактивных материалов; сообщений и других материалов для целей массовой информации; товаров, направляемых в адрес высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, и т. д. (ст. 133 ТК РФ). То есть в упрощенном и приоритетном порядке оформляются любые товары и транспортные средства, в силу объективных причин требующие ускоренного оформления. В целях предотвращения предъявления неправомерных претензий на упрощенный порядок таможенного оформления случаи и условия его применения определяются ГТК России.

Единого правового акта, определяющего понятие, случаи и условия применения упрощенного порядка таможенного оформления в настоящее время не существует. Это объясняется тем, что случаи применения такого порядка сильно отличаются друг от друга и обобщить их, пожалуй, в настоящее время невозможно: слишком различен статус таких товаров, цели, в связи с которыми они перемещаются через таможенную границу Российской Федерации, а также сведения о данных товарах, необходимые таможенному органу для осуществления последующего таможенного контроля.

Так, очевидно, что сложно установить единый упрощенный порядок оформления продукции морского промысла, добытой и / или переработанной в Мировом океане и ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации судами с целью перегрузки на иные суда для переработки, накопления, последующего вывоза из Российской Федерации или ввоза на сухопутную территорию Российской Федерации и марок акцизного сбора.

Однако, несмотря на сказанное, можно выделить два общих признака для всех случаев применения упрощенного порядка таможенного оформления товаров и транспортных средств.

Во-первых, товары и транспортные средства, оформляемые в упрощенном порядке, декларируются таможенному органу путем представления товаросопроводительных документов, заявлений, письменных обязательств, а также в устной форме, то есть не соблюдается требование, предъявляемое при производстве полного таможенного оформления товаров, - подача таможенной декларации по установленной форме, предполагающей наличие подробных сведений об оформляемом товаре и лицах, перемещающих его через таможенную границу Российской Федерации и представляющих его таможенному органу. Так, транспортные средства, на которых товары перемещаются через таможенную границу Российской Федерации, декларируются путем указания их номерных знаков в грузовой таможенной декларации либо документе контроля за доставкой товара.

Во-вторых, упрощенный порядок таможенного оформления, как правило, сопряжен с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, то есть товары и транспортные средства, оформляемые в упрощенном порядке, освобождаются от уплаты таможенных пошлин и / или иных налогов, а иногда даже и сборов за таможенное оформление товаров (указание ГТК России от 31 января 1997 года N 01-14/109 "О таможенном оформлении профессионального оборудования, временно вывозимого с таможенной территории Российской Федерации российскими редакциями средств массовой информации").

Статья 258 Таможенного кодекса Российской Федерации применяется за исключением случаев, предусмотренных другими статьями Таможенного кодекса Российской Федерации.

В связи с тем, что нарушения порядка таможенного оформления носят в основном технический характер, санкция статья 258 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает взыскание в виде предупреждения либо штрафа в размере от 2-кратного до 5-кратного установленного законом минимального размера оплаты труда с отзывом лицензии или квалификационного аттестата или без их отзыва.

------------------------------------------------------------------

Название документа