Нарушения законодательства при проведении валютных расчетов

(Степанян М. Г.) ("Право и экономика", N 5, 2000) Текст документа

НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВАЛЮТНЫХ РАСЧЕТОВ

М. Г. СТЕПАНЯН

Степанян Мария Григорьевна Заместитель начальника юридического отдела коммерческого банка "Фундамент - банк", аспирантка МГЮА. Родилась 6 декабря 1973 г. В 1996 г. окончила Московскую государственную юридическую академию. С 1995 г. работает в КБ "Фундамент - банк".

В соответствии с п. 1 раздела II письма Госбанка СССР от 24 мая 1991 г. N 352 "Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР" <*> расчеты между резидентами и нерезидентами осуществляются в свободно конвертируемой валюте либо в рублях в порядке, установленном Центральным банком РФ. К сожалению, система правового регулирования данных правоотношений содержит в себе ряд противоречий. Это обусловлено тем, что вопросы участия резидентов в валютных расчетах во внешнеторговой деятельности на 85% урегулированы подзаконными нормативными актами, а также тем фактом, что валютное законодательство как отрасль права до сих пор находится на стадии формирования. Основной нормативный документ, составляющий базу валютного права, - Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" безнадежно устарел и не отвечает требованиям современной экономической ситуации. Принятые во исполнение этого Закона нормативные акты противоречивы, зачастую содержат положения, ущемляющие права и обязанности участников внешнеторговой деятельности, рассредоточены в ведомственных документах Центрального банка РФ, Таможенного комитета РФ. Этим объясняются многочисленные нарушения валютного законодательства организациями - резидентами, связанные с осуществлением последними внешнеторговой деятельности. -------------------------------- <*> Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. - 1991. N 12. С. 4. (Действие данного документа подтверждено телеграммой ЦБ РФ от 24 января 1992 г. N 19-92.)

Субъектом такого нарушения по российскому законодательству могут быть экспортеры - и импортеры - резиденты (на нерезидентов требования валютного законодательства не распространяются). По субъектному составу нарушения требований законодательства, связанных с использованием иностранной валюты во внешнеторговой деятельности, можно разделить на две категории: - нарушения, субъектом которых могут быть как организации, так и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (например, требования экспортного контроля распространяются на резидентов - экспортеров: граждан - предпринимателей и юридические лица); - нарушения, субъектом которых могут быть только организации - резиденты (например, порядок покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ, установленный указанием ЦБ РФ от 20 октября 1998 г. N 383-У, распространяется только на юридические лица). По объекту нарушений, возникающих при использовании иностранной валюты в расчетных операциях во внешнеторговой деятельности, можно выделить три группы.

I. Нарушения, связанные с открытием валютных счетов и порядком распоряжения счетом

К ним можно отнести следующие нарушения: 1. Открытие валютных счетов резидентов в иностранных банках без специального разрешения Центрального банка РФ. Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" установлено, что резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации в случаях и на условиях, устанавливаемых Центральным банком РФ. Разрешительный порядок открытия таких счетов определен в разделе IV "Открытие юридическими лицами - резидентами счетов в иностранных банках за границей" письма Госбанка СССР N 352. Открытие текущих и иных валютных счетов и совершение по ним операций в иностранной валюте за границей организациями - резидентами осуществляются только с разрешения Банка России. Заявления на выдачу таких разрешений рассматриваются с учетом специфики проведения конкретных валютных операций и при условии невозможности открытия такого счета в уполномоченных банках в России. Резиденты обязаны представлять отчетность по остаткам средств на счетах в иностранных банках, а также информацию о процентах, полученных и переведенных в Россию во время отчетного периода. Органы Центрального банка РФ могут потребовать перевода на счета в уполномоченные банки в Россию части средств, находящихся на счетах за границей, если их сумма превышает рабочие остатки, необходимые для осуществления операций, для которых был открыт счет. Приказом ЦБ РФ от 22 апреля 1997 г. N 02-193 было утверждено Положение N 436 о порядке выдачи разрешений на открытие и ведение валютных счетов, открываемых юридическими лицами - резидентами для оплаты расходов на содержание представительств. 2. Нарушение обязанности резидента хранить все свои средства в иностранной валюте на счетах в уполномоченных банках. В законодательстве закреплена императивная обязанность юридических лиц и граждан - предпринимателей хранить все денежные средства в банках <*>, а расчеты с их участием осуществлять только в безналичном порядке. Данная публично - правовая обязанность обусловлена необходимостью обеспечения движения денежных потоков в государстве и контроля за этим процессом <**>. Из этого следует, что резиденты обязаны хранить все валютные средства на счетах в уполномоченных банках. Нарушением данной обязанности, с одной стороны, является наличие в кассе организации так называемого "черного нала", т. е. неучтенной наличной валюты, с другой - незачисление валютной выручки на счета в уполномоченных банках. Сотрудниками УФСНП по г. Москве при проведении выездных налоговых проверок были выявлены факты незаконного хранения наличных средств в иностранной валюте в кассах организаций. Данные средства конфисковывались сотрудниками органов налоговой полиции как бесхозное имущество. -------------------------------- <*> Эрделевский А. Обязаны ли юридические лица хранить деньги в банке? // Хозяйство и право. - 1997. N 5. С. 111 - 117. <**> Олейник О. М. Основы банковского права. Курс лекций. - М.: Юрист. - 1997. С. 248.

Незачисление резидентами валютной выручки на счета в уполномоченных банках является нарушением порядка проведения валютных операций и квалифицируется как проведение валютной операции с движением капитала без соответствующего разрешения. Это нарушение может выражаться в следующем: а) зачисление причитающейся резиденту валютной выручки третьим лицам, находящимся за пределами России. Экспортер после выполнения обязательств по поставке товара дает распоряжение перечислить причитающиеся ему средства в иностранной валюте другому иностранному предприятию в счет выполнения своих встречных обязательств перед ним по другим контрактам либо на счета оффшорной компании, принадлежащей экспортеру; б) зачисление валютной выручки на счета, открытые в зарубежных банках. Если экспортер - резидент имеет в зарубежном банке счет, открытый в соответствии с разрешением Центрального банка РФ, то это разрешение не может являться основанием для зачисления на него валютной выручки, так как для этого необходимо получить специальное разрешение Центрального банка РФ на каждое зачисление иностранной валюты на счет в банке, находящемся за рубежом, если иное не оговорено в самом разрешении <*>; -------------------------------- <*> Брызгалин А. В., Верник В. Р., Головкин А. Н. Валютный контроль на предприятии. Анализ типичных ошибок при совершении валютных операций. - М.: Аналитика - Пресс, 1997. С. 80.

в) перевод резидентом полученной им иностранной валюты не в уполномоченные банки, расположенные на территории России, а в их отделения за границей. Согласно п. 13 раздела II письма Госбанка СССР N 352 данная операция не рассматривается валютным законодательством как выполнение обязанности резидента по переводу валютной выручки, поэтому для данной операции необходимо получить предварительное разрешение Центрального банка РФ; г) оплата резидентом из причитающейся ему валютной выручки расходов за рубежом, не связанных с данной внешнеэкономической операцией. В соответствии с п. 9 раздела II письма Госбанка СССР N 352 валютная выручка, поступившая в собственность или в распоряжение резидента за границей, может использоваться им только для оплаты банковских и иных комиссий и расходов, непосредственно связанных с внешнеэкономической операцией, по которой получена эта выручка. Поэтому оплату из валютной выручки по одним контрактам банковских и иных комиссий и расходов по другим контрактам следует рассматривать как сокрытие валютной выручки.

II. Нарушения порядка проведения валютных операций, осуществляемых в связи с внешнеторговой деятельностью

Валютным законодательством установлен исчерпывающий перечень валютных операций, осуществляемых резидентами без разрешения Центрального банка РФ. Это, во-первых, текущие валютные операции; во-вторых, валютные операции с движением капитала, для проведения которых не требуется разрешение Центрального банка РФ. Например, указанием ЦБ РФ от 21 июля 1999 г. N 611-У "О проведении валютных операций, связанных с дарением и прощением долга" <*> было разрешено проводить следующие валютные операции с движением капитала без разрешения Банка России: -------------------------------- <*> Вестник Банка России. - 1999. N 47.

- зачисление резидентами на свои валютные счета в уполномоченных банках иностранной валюты, полученной от нерезидентов в виде дарения, пожертвований или иных безвозмездных поступлений; - освобождение нерезидентами резидентов, получивших товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности или иностранную валюту, от лежащих на них обязанностей по уплате иностранной валюты, поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, передаче результатов интеллектуальной деятельности. К данной группе нарушений можно отнести следующие проводимые без предварительного согласования с Центральным банком РФ операции. 1. Уплата резидентом штрафных санкций в иностранной валюте по внешнеторговым контрактам. 2. Наличие дебиторской задолженности в иностранной валюте по внешнеторговым контрактам сроком свыше 90 дней. 3. Предоставление нерезиденту отсрочек платежа в иностранной валюте по внешнеторговому контракту. В соответствии с Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" в разрешительном порядке осуществляются расчеты по экспортно - импортным операциям с отсрочкой (либо рассрочкой) платежа и кредитование экспортно - импортных операций сроком более 90 дней. Данное положение касается также сделок по консигнационным соглашениям, связанным с импортом и экспортом товаров, если срок платежа превышает 90 дней от даты отгрузки (погрузки на борт, отправки или принятия к перевозке), и реэкспортных сделок, если срок платежа в пользу резидента превышает 90 дней от даты осуществления резидентом платежа за товар, подлежащий последующему реэкспорту <*>. -------------------------------- <*> Подп. "в" и "д" п. 2 раздела II письма Госбанка СССР N 352.

Исключением из данного правила являются платежи в иностранной валюте за импортируемые товары (работы, услуги), осуществляемые после ввоза соответствующего товара в Российскую Федерацию, независимо от срока, прошедшего с момента таможенного оформления до даты платежа (либо с даты приема соответствующих работ, услуг), а также кредитование нерезидентом экспорта товаров (работ, услуг), т. е. зачисление резидентом на свои валютные счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта, независимо от срока таможенного оформления товаров на экспорт и приема нерезидентом выполненных работ, оказанных услуг <*>. -------------------------------- <*> См. п. 3 Положения Центрального банка РФ от 24 апреля 1996 г. N 39.

4. Наличие во внешнеторговом контракте условий, предусматривающих оплату импортируемых либо экспортируемых товаров (работ, услуг) в наличной форме при отсутствии разрешения (лицензии) Банка России на указанные операции. Действующим законодательством установлено правило: расчеты между организациями, а также с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом <*>. Указанием ЦБ РФ от 7 октября 1998 г. N 375-У установлены предельные размеры расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами. Данное положение не может быть распространено на расчеты в иностранной валюте при осуществлении внешнеторговой деятельности. В соответствии с письмом Госбанка СССР N 352 порядок осуществления расчетов между резидентами и нерезидентами устанавливается Центральным банком РФ. На сегодняшний день осуществление расчетов наличными деньгами в иностранной валюте является валютной операцией с движением капитала и требует получения лицензии Центрального банка РФ. Следовательно, к данным отношениям не может быть применен п. 2 ст. 861 ГК РФ, допускающий расчеты наличными деньгами между юридическими лицами. -------------------------------- <*> См. п. 2 ст. 861 ГК РФ.

5. Наличие во внешнеторговом контракте условий, предусматривающих оплату импортируемых товаров со счетов лиц, не являющихся импортерами по данному контракту, либо поступление экспортной выручки на счета лиц, не являющихся экспортерами по данному контракту. В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 21 ноября 1995 г. N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации" <*> расчеты по экспортно - импортным сделкам резидентов осуществляются только через счета резидентов, которые заключили или от имени которых были заключены сделки, если иное не разрешено ЦБ РФ. При этом расчеты по внешнеэкономическим сделкам, на которые участниками внешнеэкономической деятельности оформлены паспорта сделок, осуществляются только через уполномоченные банки, подписавшие такие паспорта сделок. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1995. N 48.

6. Уплата резидентом процентов при возвращении полученного от нерезидента аванса в случае невыполнения обязательств по контракту. В соответствии с подп. "ж" п. 2 раздела II письма Госбанка СССР N 352 резидент, который в соответствии с условиями внешнеторгового контракта должен уплатить проценты при возвращении полученного от нерезидента аванса в случае невыполнения обязательств по данному контракту, предварительно должен получить разрешение на проведение данной операции в ЦБ РФ. 7. Уплата денежных сумм в рублях, оказание услуг или предоставление каких-либо имущественных ценностей в России с последующим получением эквивалента в иностранной валюте за рубежом. В соответствии с п. 8 раздела I письма Госбанка СССР N 352 не допускается уплата денежных сумм в рублях, оказание услуг или предоставление каких-либо имущественных ценностей в России с последующим получением эквивалента в иностранной валюте за границей, а также получение денежных сумм в рублях в качестве эквивалента за уплату иностранной валюты, оказание услуг или предоставление каких-либо имущественных ценностей за границей. Однако указанное выше положение не действует в случаях, когда уплата или получение денежных сумм и оказание услуг связаны с направлением за границу или приемом в России делегаций или отдельных работников российских или иностранных организаций на условиях безвалютного обмена в соответствии с договорами между ними. 8. Иные нарушения порядка проведения валютных операций, осуществляемых в связи с заключением внешнеторгового контракта.

III. Нарушения, связанные с невыполнением экспортерами - и импортерами - резидентами установленных законодательством публично - правовых обязанностей в отношении порядка использования иностранной валюты

1. Купля - продажа иностранной валюты минуя уполномоченные банки В соответствии с п. 2 ст. 454 ГК РФ к купле - продаже ценных бумаг и валютных ценностей применяются общие положения о купле - продаже, если законом не установлены специальные правила их купли - продажи. Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" установлено, что купля - продажа иностранной валюты на территории Российской Федерации производится через уполномоченные банки в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ <*>. Это означает, что организации и граждане - предприниматели, как резиденты, так и нерезиденты, могут приобрести или продать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации только через уполномоченные банки. В соответствии с п. 20 Инструкции ЦБ РФ от 29 июня 1992 г. N 7 <**> уполномоченные банки имеют право покупать и продавать иностранную валюту: -------------------------------- <*> См. п. 2 ст. 4 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". <**> Инструкция ЦБ РФ от 29 июня 1992 г. N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации".

- от своего имени по поручению предприятий и коммерческих банков (посреднические операции за комиссионное вознаграждение); - от своего имени и за свой счет. Следовательно, уполномоченный банк участвует не только в расчетах, но и в сделке от своего имени. Правоотношения по приобретению резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке состоят из трех этапов. На первом резидент оформляет поручение на покупку иностранной валюты. На втором уполномоченный банк приобретает иностранную валюту на межбанковской валютной бирже от своего имени в соответствии с Положением ЦБ РФ от 16 июня 1999 г. N 77-П "О порядке и условиях проведения торгов иностранной валюты за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж" <*> и Правилами проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты на ЕТС <**>. На третьем этапе уполномоченный банк продает резиденту иностранную валюту в соответствии с его поручением на покупку. -------------------------------- <*> Вестник Банка России. 1999. N 37. <**> ЕТС - единая торговая сессия межбанковских валютных бирж.

Некоторые ученые - цивилисты делают вывод, что между банком и клиентом заключается договор комиссии или договор поручения на приобретение иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации <*>. Необходимо учитывать, что действующим законодательством установлены особенности купли - продажи иностранной валюты. Уполномоченный банк приобретает иностранную валюту для клиента от своего имени, но за счет клиента <**>. Данные правоотношения более всего подходят под конструкцию договора комиссии. Однако существует ряд противоречий. При покупке иностранной валюты невозможна уступка прав комитенту по сделке в соответствии с п. 3 ст. 993 ГК РФ, невозможна субкомиссия, не могут быть применены последствия в соответствии со ст. 995, 1003, 1004 ГК РФ. -------------------------------- <*> Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н. Указ. соч. С. 33. <**> Клиент обязан депонировать в уполномоченном банке сумму рублей, за которую будет покупаться иностранная валюта. Указанием ЦБ РФ от 22 марта 1999 г. N 519-У данная обязанность предусмотрена только для организаций - резидентов, приобретающих иностранную валюту для кредитования импорта товаров в Российскую Федерацию. Однако на практике уполномоченные банки распространили данное требование на все случаи приобретения иностранной валюты. Это обусловлено требованием межбанковских валютных бирж о предварительном депонировании уполномоченными банками суммы рублей, за которые будет приобретена иностранная валюта.

В действительности уполномоченные банки на межбанковской сессии осуществляют приобретение иностранной валюты и ее продажу клиенту только на основании договора о расчетно - кассовом обслуживании в иностранной валюте и поручения на покупку иностранной валюты, не подписывая дополнительных соглашений. Следовательно, несмотря на то, что основанием возникновения данных правоотношений является волеизъявление клиента банка, порядок осуществления покупки иностранной валюты, права и обязанности сторон регламентируются нормативными актами. Предъявление в уполномоченный банк правильно оформленного поручения на покупку валюты является достаточным основанием для приобретения валюты уполномоченным банком от своего имени и дальнейшей продажи ее своему клиенту. На наш взгляд, данные отношения следует рассматривать как "специальные правила купли - продажи" иностранной валюты, установленные в соответствии с п. 2 ст. 454 ГК РФ и Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", т. е. как особый вид договора купли - продажи. Любые сделки по купле - продаже иностранной валюты за рубли между резидентами, а также между резидентами и нерезидентами, осуществляемые минуя уполномоченные банки, являются недействительными.

2. Нарушения правил покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке 1. Купля - продажа иностранной валюты по цене выше или ниже предельного отклонения, установленного ЦБ РФ. В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" ЦБ РФ в целях регулирования внутреннего валютного рынка Российской Федерации может устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи. Таким образом, сделки по приобретению иностранной валюты по курсу, установленному с нарушением данного положения, являются незаконными. На сегодняшний день предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса продажи установлен только для наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте (указание ЦБ РФ от 21 августа 1998 г. N 323-У "Об установлении отклонения курса покупки иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте от курса их продажи" <*>). В отношении покупки - продажи безналичной иностранной валюты такие ограничения не установлены. -------------------------------- <*> Вестник Банка России. - 1998. N 60.

2. Приобретение иностранной валюты без обоснования ее покупки либо по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством. Инструктивное письмо ЦБ РФ от 4 февраля 1992 г. N 19/1-098 "О целевом характере использования приобретаемых на ММВБ валютных средств" разъясняет, что в соответствии с Указом Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. N 213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР" (п. 5) продажа иностранной валюты резидентам осуществляется только для импорта товаров и услуг. Таким образом, ЦБ РФ подчеркивает целевое назначение средств в иностранной валюте, приобретаемых на внутреннем валютном рынке. В соответствии с указанием ЦБ РФ от 20 октября 1998 г. N 383-У резидент представляет в банк поручение на покупку иностранной валюты, в котором приводится основание такой покупки, и одновременно представляет оригиналы документов, на которых это основание базируется. Это может быть паспорт импортной сделки, внешнеторговый договор (контракт), разрешение (лицензия) ЦБ РФ на осуществление валютной операции и др. В приложении N 2 к данному указанию приведен полный перечень оснований покупки иностранной валюты за рубли на валютном рынке Российской Федерации. Покупка иностранной валюты по иным основаниям допускается только при наличии разрешения (лицензии) ЦБ РФ (указание ЦБ РФ от 12 марта 1999 г. N 511-У). Таким образом, нарушение целевого характера покупки иностранной валюты либо указание в поручении на покупку иностранной валюты оснований, не предусмотренных действующим законодательством, влечет за собой недействительность совершаемых сделок, и уполномоченный банк как агент валютного контроля обязан отказать в принятии такого поручения на покупку к исполнению. 3. Нарушения правил приобретения иностранной валюты для осуществления платежей по договорам об импорте товаров в Российскую Федерацию. В случае покупки иностранной валюты после ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации резидент обязан представить одновременно с поручением на покупку заверенную (нотариально или самой организацией) копию грузовой таможенной декларации, подтверждающей ввоз товаров на таможенную территорию. Покупка иностранной валюты для оплаты товара по внешнеторговому контракту до ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации осуществляется при следующих условиях. Резидент должен перечислить уполномоченному банку 100% суммы рублей, за которые будет покупаться иностранная валюта, для предварительного депонирования в соответствии с правилами межбанковских валютных бирж. Одновременно с этим организация - резидент обязана открыть в банке депозит в размере средств, перечисленных на покупку <*>. Покупка иностранной валюты для оплаты импортируемого в Российскую Федерацию товара в нарушение данного порядка является незаконной. -------------------------------- <*> Указание ЦБ РФ от 22 марта 1999 г. N 519-У "О порядке покупки юридическими лицами - резидентами иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке Российской Федерации для целей осуществления платежей по договорам об импорте товаров в Российскую Федерацию".

4. Иные нарушения, связанные с приобретением иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.

3. Нарушения правил обязательной продажи валютной выручки Все предприятия и организации независимо от форм собственности, включая организации с участием иностранных инвестиций, осуществляют обязательную продажу 75% валютной выручки от экспортных операций. Обязательная продажа осуществляется по рыночному курсу рубля в процентах от всей суммы поступлений в иностранной валюте от нерезидентов <*>. -------------------------------- <*> Согласно письму ЦБ РФ от 24 февраля 1995 г. N 12-86 "О некоторых вопросах применения валютного законодательства РФ" индивидуальные предприниматели не обязаны осуществлять обязательную продажу 75% валютной выручки.

В соответствии с Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" порядок обязательной продажи иностранной валюты устанавливается Президентом РФ. Однако необходимо подчеркнуть, что Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" установлена только обязанность резидентов продавать часть валютной выручки, сам же порядок конкретизируется в подзаконных нормативных актах. Нормативными актами ЦБ РФ установлен перечень поступлений в иностранной валюте, которые не подлежат обязательной продаже. Это средства, поступившие от резидентов, а также поступления, не связанные с экспортной деятельностью, например привлеченные кредиты в иностранной валюте, пожертвования на благотворительные цели, взносы в уставный капитал. Данный перечень является исчерпывающим и может быть расширен только нормативными актами Президента РФ, Правительства РФ и Банка России. Не допускается необоснованный отказ от обязательной продажи части валютной выручки. Продажа должна быть осуществлена в течение семи календарных дней. Если организация - экспортер в указанный срок не дает уполномоченному банку поручение на продажу, то банк как агент валютного контроля депонирует 75% поступившей валютной выручки и самостоятельно продает ее на внутреннем валютном рынке России. Не допускается необоснованное завышение расходов в иностранной валюте, относимых в уменьшение подлежащей обязательной продаже экспортной выручки. В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 29 июня 1992 г. N 7 до продажи валютной выручки экспортеры вправе относить в уменьшение базы расходы в иностранной валюте, связанные с реализацией экспортного контракта. Установлен исчерпывающий перечень данных расходов: 1) платежи в иностранной валюте за транспортировку, страхование и экспедицию грузов в пользу нерезидентов и резидентов, осуществляющих данную деятельность на территории иностранных государств и в международном транспортном сообщении; 2) платежи в иностранной валюте по уплате экспортных таможенных пошлин и оплате таможенных процедур; 3) платежи по уплате комиссионного вознаграждения в иностранной валюте уполномоченным банкам за расчетно - кассовое обслуживание в иностранной валюте, т. е. за участие в проведении валютных расчетов для резидентов. Оплата иных расходов в иностранной валюте без получения соответствующего разрешения (лицензии) Центрального банка РФ не допускается. Не допускается также необоснованное увеличение таких расходов, так как это приводит к уменьшению базы и соответственно к уменьшению суммы иностранной валюты, подлежащей продаже на внутреннем валютном рынке. Согласно п. 29 Инструкции ЦБ РФ N 7 с предприятий взыскиваются в безакцептном порядке суммы в валюте или рублях в размере завышения расходов, приводящего к необоснованному уменьшению сумм обязательной продажи экспортной выручки. Права и обязанности организаций - резидентов по использованию валютной выручки, полученной от экспортной деятельности, на сегодняшний день урегулированы подзаконными нормативными актами на 85%. Однако, на наш взгляд, этот вопрос должен быть регламентирован и на уровне большого кодификационного нормативного акта - Валютного кодекса РФ. Введение Валютного кодекса РФ позволило бы определить основные правила участия резидентов в валютных расчетах за внешнеторговые операции, установить минимальные гарантии прав резидентов по использованию валютной выручки и иностранной валюты, приобретенной на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. Таким образом, нарушения при проведении валютных расчетов во внешнеторговой деятельности - это нарушения требований валютного законодательства в области открытия и ведения валютных счетов, порядка проведения текущих и связанных с движением капитала валютных операций, порядка покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке или порядка обязательной продажи валютной выручки, а также нарушения требований таможенно - банковского контроля за внешнеторговой деятельностью. Данные нарушения характеризуются следующими особенностями: - субъектный состав определен в нормативных актах, например покупка иностранной валюты организацией - резидентом только через уполномоченные банки; участники валютных расчетов - резидент (организация или гражданин - предприниматель) и нерезидент (организация или гражданин - предприниматель); - связаны с реализацией внешнеторгового контракта по экспорту или импорту товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность); - имеют комплексный характер, т. е. любое нарушение содержит в себе признаки нескольких. Например, открытие счета в иностранном банке за рубежом без соответствующей лицензии влечет за собой сокрытие валютной выручки, т. е. незачисление ее на валютный счет резидента в уполномоченном банке и, следовательно, нарушение порядка обязательной продажи части валютной выручки; - иногда могут быть отнесены к "незаконным экспортно - импортным валютно - финансовым операциям" <*>, т. е. к незаконному вывозу капитала из России. -------------------------------- <*> Постановлением Правительства РФ от 5 июня 1997 г. N 676 утверждено Положение о комиссии РФ по борьбе с незаконными экспортно - импортными валютно - финансовыми операциями.

Целесообразно было бы включить в будущий Валютный кодекс РФ отдельный раздел "Нарушения порядка использования иностранной валюты и ответственность за их совершение", который охватит не только нарушения, связанные с проведением валютных расчетов во внешнеторговой деятельности, но и нарушения правил купли - продажи иностранной валюты как для коммерческих целей, так и частными лицами, нарушения порядка проведения валютных операций, иные вопросы.

------------------------------------------------------------------

Название документа