Практика рассмотрения дел, вытекающих из правоотношений по снабжению энергоресурсами (электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение) жилых домов

(Кирейкова Г. Г.)

("Арбитражные споры", 2011, N 2)

Текст документа

ПРАКТИКА РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ ПРАВООТНОШЕНИЙ

ПО СНАБЖЕНИЮ ЭНЕРГОРЕСУРСАМИ (ЭЛЕКТРО-,

ТЕПЛО-, ВОДОСНАБЖЕНИЕ, ВОДООТВЕДЕНИЕ) ЖИЛЫХ ДОМОВ

Г. Г. КИРЕЙКОВА

Кирейкова Г. Г., судья Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа.

За последнее время серьезно изменилось законодательство, регулирующее правила и порядок снабжения жилых домов электрической, тепловой энергией, оказания услуг водоснабжения и водоотведения. С введением в действие с 1 марта 2005 года Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в судебной практике возник ряд вопросов, связанных с определением лиц, которые признаются потребителями (абонентами) ресурсоснабжающих организаций, прав и обязанностей исполнителей коммунальных услуг по договорам ресурсоснабжения, с условиями таких договоров, распределением ответственности в случаях несоблюдения требований к качеству и количеству поставленных ресурсов и оказанных услуг, со статусом товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ) и жилищно-строительных кооперативов (далее - ЖСК) в правоотношениях с ресурсоснабжающими организациями и собственниками (нанимателями) помещений жилого дома.

Статьей 161 ЖК РФ предусмотрены следующие способы управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления ТСЖ либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Для того чтобы оказывать коммунальные услуги собственникам помещений и лицам, пользующимся помещениями в жилом доме, управляющая организация должна их приобрести или производить самостоятельно.

При непосредственном управлении собственниками помещений в жилом доме договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени (часть 2 статьи 164 ЖК РФ).

Таким образом, стороной, приобретающей коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций для целей снабжения ими жилых домов, являются сами собственники, управляющие организации, ТСЖ, ЖСК или иной специализированный потребительский кооператив.

В данном случае применительно к арбитражной практике интерес представляют отношения, складывающиеся в этой сфере между ресурсоснабжающими организациями, с одной стороны, и управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК или иным специализированным потребительским кооперативом - с другой.

Законодательство, регулирующее правоотношения сторон

в сфере ресурсоснабжения жилых домов

В соответствии со статьей 426, пунктом 4 статьи 539, статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) приобретение у ресурсоснабжающей организации коммунальных ресурсов и водоотведение (сброс сточных вод) с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами осуществляются на основании публичного договора энергоснабжения (ресурсоснабжения), при заключении и исполнении которого обязательными для сторон являются требования специальных законов и нормативных актов, принятых в пределах полномочий соответствующего органа.

Так, частью 1 статьи 157 ЖК РФ в редакции, действовавшей до 13 августа 2010 года, предусматривалось, что правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В новой редакции эта норма сформулирована следующим образом: "Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307). В пункте 8 этих Правил указано, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам N 307 и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Правоотношения в сфере ресурсоснабжения ранее регулировались нормативными актами, принятыми до введения в действие Правил N 307: Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167 (далее - Правила N 167), Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.98 N 162 (в настоящее время также действуют Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549); Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.95 N Вк-4936; Правилами учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85, утвержденными Главным техническим управлением по эксплуатации энергосистем Минэнерго СССР 22.07.85, Главгосэнергонадзором - 31.07.85 (фактически указанные Правила признаны утратившими силу со дня вступления в силу Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.95 N Вк-4936, но до выхода соответствующих нормативных документов определение расхода тепловой энергии у потребителей при временном отсутствии приборов учета рекомендовано осуществлять в соответствии с разделом 5 Правил учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85. Кроме того, важно иметь в виду, что с 1 января 2011 года полностью вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении". - Прим. авт.). Отношения в сфере электроснабжения определяются Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530).

В этой связи в судебной практике возник вопрос о том, какой нормой следует руководствоваться при противоречии положений ранее применявшихся нормативных актов положениям Правил N 307.

Так, Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) рассмотрено дело по иску ТСЖ N 2 Фрунзенского района города Саратова к муниципальному унитарному производственному предприятию "Саратовводоканал" (далее - предприятие) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 09.01.2007 N 7865. Президиум указал, что при заключении данного договора стороны обязаны руководствоваться Правилами N 167, согласно пункту 5 которых они действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, обслуживающих населенные пункты, а также для всех абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.

Вместе с тем в упомянутом договоре абонентом является ТСЖ, которое в силу пункта 1 части 1 статьи 137 ЖК РФ вправе заключать договоры в интересах членов товарищества.

Применительно к договору для ТСЖ (исполнителя коммунальных услуг) предприятие (организация водопроводно-канализационного хозяйства) является ресурсоснабжающей организацией, поскольку осуществляет продажу коммунальных ресурсов.

Согласно пункту 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Таким образом, при заключении спорного договора, помимо норм параграфа 6 главы 30 ГК РФ, следует руководствоваться нормами как Правил N 167, так и Правил N 307.

Вместе с тем применительно к конкретным условиям договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод Президиум ВАС РФ сделал вывод о том, что предусмотренный пунктами 56 и 57 Правил N 167 порядок определения объемов полученной питьевой воды и сточных вод при отсутствии приборов учета не соответствует пункту 19 Правил N 307, а следовательно, применяются положения Правил N 307 (Постановление Президиума ВАС РФ от 21.04.2009 N 15791/08).

В другом деле, рассмотренном Президиумом ВАС РФ, разрешен вопрос о соотношении положений раздела 5 Правил учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85 и положений пункта 1 приложения 2 Правил N 307. В рамках этого дела ресурсоснабжающая организация просила взыскать с компании, управляющей жилыми домами, задолженность по оплате стоимости тепловой энергии. При этом объем тепловой энергии определен истцом расчетным путем в порядке, установленном разделом 5 Правил учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85. Надзорная инстанция посчитала, что, учитывая норму пункта 8 Правил N 307, к отношениям сторон применяются положения ЖК РФ и Правил N 307, а следовательно, вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.

Кроме того, как следует из судебных актов нижестоящих судов по этому делу, спорным являлся и вопрос о том, какой тариф подлежит применению при расчетах между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией - исполнителем коммунальных услуг. Истец определил задолженность по тарифу, утвержденному Региональной службой по тарифам Костромской области, а ответчик, возражая против размера иска, просил применить тарифы, установленные органом местного самоуправления для населения.

В этой связи Президиумом ВАС РФ обращено внимание на то, что в данной ситуации подлежит применению пункт 15 Правил N 307. Согласно этому пункту в случае, если исполнителем является ТСЖ, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Поскольку в упомянутой норме имеется прямое указание на приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии по тарифам, установленным для граждан, Президиум посчитал противоречащими нормам Правил N 307 выводы судов о правильности расчета, произведенного ресурсоснабжающей организацией, применившей тариф, установленный Региональной службой по тарифам Костромской области, и определившей количество тепловой энергии без учета норматива потребления коммунальных услуг (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.06.2009 N 525/09).

Следующее Постановление Президиума ВАС РФ показательно по вопросу соотношения положений Правил N 307 (в части перечня субъектов, являющихся ресурсоснабжающими организациями) и положений законодательства, регулирующего порядок установления тарифов (в части круга лиц, признаваемых организацией коммунального комплекса).

Общество с ограниченной ответственностью "Каменские водопроводные сети" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействующим решения Собрания представителей города Каменки Каменского района Пензенской области (далее - Собрание представителей) от 24.03.2009 N 10-2/2 "Об установлении тарифа на услугу "водоснабжение", оказываемую индивидуальным предпринимателем Д." (далее - решение N 10-2/2).

Как установлено судами, индивидуальный предприниматель поставляет более 95 процентов забранной им из природного источника питьевой воды обществу, оказывающему коммунальные услуги населению муниципального образования - города Каменки Каменского района Пензенской области.

Собранием представителей принято решение N 10-2/2, в соответствии с которым на оказываемую индивидуальным предпринимателем услугу "водоснабжение" установлен тариф в размере 2 руб. 30 коп. Период действия тарифа определен с 25.04.2009 по 24.04.2010. Тариф утвержден на основании заключения Управления по регулированию тарифов от 29.01.2009 N 201.

Ссылаясь на то, что Собранием представителей превышены полномочия при установлении тарифов на услуги водоснабжения индивидуальному предпринимателю, поскольку в силу Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон о тарифах) к полномочиям органов местного самоуправления отнесено установление тарифов только на услуги юридических лиц, а также на неправильное определение в решении N 10-2/2 периода действия тарифа, общество обратилось в арбитражный суд.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 2 Закона о тарифах организацией коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; системой коммунальной инфраструктуры является совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.

В Постановлении Президиума ВАС РФ указано, что, признавая решение N 10-2/2 не соответствующим Закону о тарифах, суд кассационной инстанции не учел, что в силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" впредь до приведения в соответствие с ЖК РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ.

Утвержденными в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ Правилами N 307 установлено, что оказывающие гражданам-потребителям коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению "исполнители коммунальных услуг" приобретают используемые для предоставления коммунальных услуг "коммунальные ресурсы" - холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, тепловую энергию и твердое топливо - у "ресурсоснабжающей организации", являющейся юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальным предпринимателем.

Содержащееся в Правилах N 307 указание на то, что в качестве ресурсоснабжающей организации вправе выступать как юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, так и индивидуальный предприниматель, соответствует общему принципу регулирования правового положения индивидуальных предпринимателей, закрепленному в пункте 1 статьи 1, пункте 1 статьи 2, пункте 3 статьи 23 ГК РФ, в силу которого к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Из приведенных норм следует, что само по себе неупоминание индивидуальных предпринимателей в норме Закона о тарифах, регулирующей правовое положение коммерческой организации, осуществляющей деятельность в сфере коммунального комплекса, не может рассматриваться как вытекающая из закона или иного правового акта невозможность применения к индивидуальным предпринимателям правил, распространяющихся на такие организации. В соответствии с изложенным следует понимать и содержащееся в Законе о тарифах определение организации коммунального комплекса (Постановление Президиума ВАС РФ от 14.09.2010 N 5481/10).

Таким образом, положения законов и нормативных актов, регулирующие правоотношения по ресурсоснабжению жилых домов и принятые до вступления в силу ЖК РФ и Правил N 307, применяются с учетом норм названных Кодекса и Правил.

Оплата стоимости ресурсов в отсутствие

договора ресурсоснабжения

Из положений Правил N 167, Правил N 530, Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.98 N 162, и статей 539 и 540 ГК РФ следует, что поставка ресурсов и оказание услуг водоотведения производится на основании договора.

В судебной практике часто встречаются дела, когда ресурсоснабжающими организациями к управляющим компаниям, ТСЖ, ЖСК и т. п. предъявляются иски о взыскании задолженности за оказанные услуги (поставленные ресурсы) при отсутствии договора. Основным возражением ответчиков являлось то, что договор не заключен, а следовательно, обязательства не возникли.

Судами всех инстанций этот довод признавался несостоятельным, поскольку ресурсы и услуги фактически были потреблены, а абонентами (потребителями) в случае выбора жильцами одного из способов управления жилым домом признавались ответчики.

О том, что отсутствие договора не является основанием к отказу ресурсоснабжающей организации во взыскании стоимости фактически отпущенных ресурсов, указано в пункте 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.98 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" применительно к отношениям теплоснабжения. Этот вывод распространяется и на услуги водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и т. п. (Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа (далее - ФАС СЗО) от 02.07.2009 по делу N А05-10417/2008, от 16.09.2009 по делу N А56-38658/2008, от 21.12.2009 по делу N А56-40208/2008 и другие).

При рассмотрении подобных дел суды руководствуются установленными законодательством правилами в отношении условий таких договоров (цены товара (услуг), сроков ее уплаты и порядка расчетов).

Соответственно, отсутствие договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме, не освобождает ТСЖ, ЖСК и управляющие компании от оплаты стоимости ресурсов (оказанных услуг).

Стороны договора ресурсоснабжения

В соответствии со статьей 426, пунктом 4 статьи 539, статьей 548 ГК РФ, Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) приобретение у ресурсоснабжающей организации коммунальных ресурсов и водоотведение (сброс сточных вод) с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами осуществляются на основании публичного договора энергоснабжения (ресурсоснабжения).

Сторонами такого договора являются ресурсоснабжающая организация и исполнитель коммунальных услуг, понятия которых содержатся в пункте 3 Правил N 307.

В частности, согласно этому пункту Правил N 307 исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, ТСЖ, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

К ним также относятся организации, отвечающие за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, обязательства которых возникли до вступления в силу ЖК РФ. При этом в силу статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" эти обязательства сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII ЖК РФ.

Из письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.03.2007 N 4989-СК/07 следует, что на основании пунктов 3 и 49 Правил N 307 в зависимости от выбранного в порядке, предусмотренном статьей 161 ЖК РФ, способа управления многоквартирным домом исполнителем могут быть:

- управляющая организация, в обязанности которой входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;

- ТСЖ (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), в обязанности которого входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;

- иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе ресурсоснабжающая организация), только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.

Согласно пунктам 3 и 49 Правил N 307 в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, ТСЖ (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 3 и подпунктами "а" - "г" пункта 49 Правил N 307 обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Из подпункта "г" пункта 49 Правил N 307 следует, что исполнитель коммунальных услуг обязан обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, как самостоятельно, так и с привлечением других лиц на основании возмездного договора.

По указанным причинам ФАС СЗО к исполнителям коммунальных услуг, обязанным производить расчеты с ресурсоснабжающей организацией за поставленные ресурсы, отнесено Санкт-Петербургское государственное учреждение "Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга" (такие учреждения имеются практически в каждом районе Санкт-Петербурга).

В соответствии с уставом учреждения ему в управление переданы объекты жилищного фонда для осуществления определенных функций, в том числе для организации предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в государственном жилищном фонде. Положениями статьи 9 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что действие раздела VIII ЖК РФ ("Управление многоквартирными домами") распространяется также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров управления многоквартирными домами. Поскольку учреждению функции управления многоквартирными домами переданы до вступления в силу ЖК РФ, оно до момента выбора жильцами способа управления по правилам указанной главы Кодекса признается управляющей организацией (Постановление ФАС СЗО от 05.02.2010 по делу N А56-13636/2009).

Как правило, такие учреждения, действующие в Санкт-Петербурге, самостоятельно не обслуживают внутридомовые сети. Для этого они заключают соответствующие договоры с иными организациями. Однако независимо от наличия таких договоров статус исполнителя коммунальной услуги сохраняется за учреждениями.

Исполнителями коммунальных услуг признаются предприятия, на балансе которых ранее находились жилые дома (общежития) как ведомственные.

Так, общество создано в результате приватизации производственного объединения "Компрессор" (план приватизации производственного объединения "Компрессор" утвержден КУГИ 05.12.91) и зарегистрировано решением Регистрационной палаты Санкт-Петербурга от 13.02.92 N 140.

Согласно приложению к свидетельству о собственности от 10.01.93 N 1336 на имущество в перечень объектов, входящих в имущественный комплекс общества на праве собственности, включено общежитие, находящееся по адресу: Санкт-Петербург, Литовская ул., 8.

Распоряжением КУГИ от 19.11.2004 N 1387-рз в связи с несоответствием плана приватизации производственного объединения "Компрессор" требованиям законодательства в части включения в состав приватизированного имущества спорного общежития и со ссылкой на ничтожность сделки приватизации в этой части внесены изменения в план приватизации производственного объединения "Компрессор" путем дополнения его пунктами 8 и 9, в соответствии с которыми объектом, не подлежащим приватизации, является общежитие по адресу: Санкт-Петербург, Литовская ул., 8; общежитие передается в государственную собственность Санкт-Петербурга. До подписания акта приема-передачи общество обязано содержать общежитие за счет собственных средств.

Общество передало спорное здание на баланс обществу с ограниченной ответственностью "ЖКС N 1 Выборгского района" по акту от 01.10.2008 N 1.

Эти обстоятельства послужили основанием для вывода о том, что в спорный период обязательства исполнителя коммунальных услуг многоквартирного дома сохранялись за обществом, а следовательно, именно оно обязано уплатить гарантирующему поставщику электрической энергии задолженность по оплате ее стоимости (Постановление ФАС СЗО от 13.11.2010 по делу N А56-74435/2009).

В следующих делах обязанность по оплате электроснабжения жилых домов возложена судами на муниципальное образование.

Согласно статье 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к ведению органов местного самоуправления вопросы организации электроснабжения в границах поселения.

Судами установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что задолженность в размере 131 349 руб. 70 коп. возникла в связи с неоплатой электрической энергии, используемой в местах общего пользования жилищного фонда, находящегося в собственности муниципального образования. Из имеющегося в деле договора от 01.01.2009, заключенного между муниципальным образованием (заказчик) и обществом (исполнитель), не представляется возможным установить, что данный договор заключен в отношении тех же муниципальных жилых домов, которые указаны истцом в ведомостях электропотребления. Кроме того, согласно пункту 1.1 указанного договора исполнитель обязуется по заданию заказчика оказывать услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилых домов и иные сопутствующие услуги потребителям, проживающим на территории муниципального образования, что само по себе не свидетельствует о принятии обществом на себя функций управляющей организации либо обязанности по электроснабжению объектов жилищного фонда.

В отсутствие в деле доказательств того, что в рассматриваемый период муниципальное образование передавало находящийся в его казне жилой фонд на обслуживание управляющей организации, суды посчитали, что в данном случае обязанность по оплате электроснабжения спорных жилых домов (включая места общего пользования) лежит на муниципальном образовании (Постановление ФАС СЗО от 10.09.2010 по делу N А05-20912/2009).

В другом деле дополнительным основанием для возложения на муниципальное образование обязательства по оплате поставленных в жилые дома, находящиеся в муниципальной собственности, ресурсов послужило неисполнение ответчиком обязанности, предусмотренной частью 4 статьи 161 ЖК РФ.

Согласно этой норме орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Судами установлено, что муниципальное образование в лице его исполнительных органов не провело конкурс по отбору управляющей организации (Постановление ФАС СЗО от 27.10.2010 по делу N А05-2900/2010).

Обязательность соответствия условий договоров

ресурсоснабжения положениям ЖК РФ и Правил N 307

Пунктом 15 Правил N 307 предусмотрено, что в случае, если исполнителем является ТСЖ, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Это правило в практике ФАС СЗО применяется единообразно с 2009 года.

Так, одно из дел по иску ресурсоснабжающей организации к индивидуальному предпринимателю о взыскании задолженности за тепловую энергию направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку суды нижестоящих инстанций не проверили доводы ответчика о том, что он заключил договор теплоснабжения в целях обеспечения коммунальной услугой населения жилых домов, находящихся у него в управлении, а также не проверили правильность применения в отношении предпринимателя тарифа. Как было установлено судами обеих инстанций, теплоснабжающая организация начисляла предпринимателю плату за тепловую энергию в виде отопления и горячего водоснабжения по тарифу, утвержденному постановлениями Департамента по тарифам и ценам Администрации Архангельской области для бюджетных и иных потребителей, а не для населения. В связи с этим суд кассационной инстанции направил дело на новое рассмотрение для проверки правильности определения как объема поставленного ресурса, так и его стоимости (Постановление ФАС СЗО от 24.09.2009 по делу N А05-567/2009).

Проверка обоснованности примененного тарифа явилась основанием к отмене судебных актов по делу N А56-60967/2009.

Правомерность применения тарифов для населения вместо тарифов для иных потребителей, установленных ресурсоснабжающей организации регулирующим органом, подтверждена в Постановлении ФАС СЗО от 29.04.2010 по делу N А56-879/2008.

Применение при расчетах между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг показаний индивидуальных приборов учета при отсутствии общедомовых приборов учета не допускается.

Вопросы использования исполнителями коммунальных услуг показаний индивидуальных приборов учета возникают как при рассмотрении дел о расчетах за коммунальные услуги, так и в спорах об урегулировании условий договоров ресурсоснабжения (обязании заключить такой договор).

До Постановления Президиума ВАС РФ от 22.09.2009 N 5290/09 практика судов была различной.

В названном Постановлении надзорная инстанция указала, что при отсутствии средств измерения, предусмотренных пунктом 34 Правил N 167, объем отпущенной воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды (подпункт "а" пункта 5, пункт 10, подпункт "в" пункта 39 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306). При установлении указанных нормативов показания индивидуальных приборов учета воды не принимаются во внимание.

Действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления.

Президиум ВАС РФ указал, что суды первой и кассационной инстанций, делая вывод о применимости к отношениям сторон пункта 16 Правил N 307, предусматривающего исчисление платы за коммунальные услуги при отсутствии общедомовых приборов учета воды, исходя из показаний индивидуальных приборов учета, не приняли во внимание, что при отсутствии общедомовых приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, объем отпущенной воды рассчитывается ресурсоснабжающей организацией по нормативам, которые установлены для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды.

Применение к отношениям между предприятием (организацией водопроводно-канализационного хозяйства) и обществом (исполнителем коммунальных услуг) пункта 16 Правил N 307 означало бы, по существу, перемещение границы эксплуатационной ответственности и, следовательно, возложение на предприятие ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении общества. Кроме того, такой подход лишает смысла установку общедомовых приборов учета воды, по показаниям которых должны осуществляться расчеты между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг в силу договора.

В настоящее время практика ФАС СЗО по этому вопросу единообразна (Постановления от 07.06.2010 по делу N А44-2306/2009, от 11.11.2010 по делу N А56-23378/2010, от 22.11.2010 по делу N А42-1140/2010 и другие).

При отсутствии общедомовых приборов учета определение объемов поставленных в жилые дома ресурсов производится по нормативам, установленным органами местного самоуправления.

Такой вывод применительно к отношениям по водо - и теплоснабжению жилых домов содержится в приведенных выше Постановлениях Президиума ВАС РФ от 21.04.2009 N 15791/08 и от 09.06.2009 N 525/09.

В развитие этого вывода Президиум ВАС РФ указывает, что, исходя из положений о публичном договоре, статьи 157 ЖК РФ, пункта 19 Правил N 307 и учитывая норму пункта 8 этих Правил, согласование теплоснабжающей организацией с товариществом (в соглашениях от 06.06.2007 и от 20.09.2007) метода определения количества поставленной товариществу тепловой энергии при отсутствии приборов учета, не соответствующего положениям ЖК РФ и Правилам N 307, недопустимо. Вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.

Выводы судов о правильности расчета компании, в отсутствие приборов учета определившей количество тепловой энергии без учета норматива потребления коммунальных услуг, признаны противоречащими названным нормам (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 N 2380/10).

В ФАС СЗО по этому вопросу практика является единообразной.

Одним из спорных вопросов в настоящее время является применение положений пункта 19 Правил N 307 к расчетам между гарантирующими поставщиками и исполнителями коммунальных услуг за поставленную на технические нужды жилых домов электрическую энергию при отсутствии общедомовых приборов учета.

На практике, например в Санкт-Петербурге, расчеты за электрическую энергию населением производятся по индивидуальным приборам учета, установленным в квартирах, с агентом гарантирующих поставщиков (как правило, ОАО "Петроэлектросбыт").

Оплата электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, производится исполнителем коммунальной услуги на основании пунктов 88 и 89 Правил N 530.

Стороны договора электроснабжения жилого дома обычно предусматривают потребление электрической энергии для коммунального освещения и технических целей дома. Однако в стоимость такой энергии поставщиками электрической энергии включается не только электроэнергия, израсходованная на общедомовые нужды, но и задолженность граждан, расчеты с которыми производятся самим гарантирующим поставщиком (его агентом).

Санкт-Петербургское государственное учреждение "Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к товариществу собственников жилья "Магистраль" (далее - товарищество) о взыскании 2 542 970 руб. 22 коп. задолженности за период с 01.04.2006 по 31.12.2008 по договору о возмещении затрат на приобретение коммунальных ресурсов от 09.09.2008 (с учетом уточнения размера исковых требований).

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено открытое акционерное общество "Петербургская сбытовая компания" (далее - компания).

Как следовало из материалов дела, между учреждением (абонент) и ОАО "Ленэнерго" (энергоснабжающая организация) заключен договор от 01.07.98 N 45102 (новый N ОД-05244003), согласно которому объекты абонента, в том числе жилые дома, снабжались электрической энергией. В связи с реорганизацией ОАО "Ленэнерго" с 01.10.2005 заменено на компанию.

Учреждение и товарищество заключили договор о возмещении затрат на приобретение коммунальных ресурсов от 09.09.2008, по условиям которого учреждение обязалось обеспечивать многоквартирный дом, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, пр. Непокоренных, 74, находящийся в управлении товарищества, приобретаемыми у ресурсоснабжающих организаций коммунальными услугами, в том числе электрической энергией, покупаемой у компании по договору от 01.07.98, а товарищество обязалось оплачивать их в соответствии с условиями договора.

Учреждение, ссылаясь на то, что оно в период с 01.04.2006 по 31.12.2008 исполняло свои обязательства по указанному договору, а товарищество оплату потребленных коммунальных ресурсов (электрической энергии) производило несвоевременно и не в полном объеме, обратилось в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований о взыскании долга в полном объеме. При этом суд исходил из того, что факт предоставления коммунальных ресурсов подтвержден и не оспаривается ответчиком, оказанные услуги полностью оплачены учреждением и отсутствует задолженность перед компанией за потребленную товариществом электрическую энергию. Суд установил, что расчеты между компанией и учреждением в спорный период производились, исходя из договорной мощности 12-часового потребления при 7-дневной рабочей неделе в соответствии с пунктом 4.6 договора от 01.07.98 N ОД-05244003.

Кассационная инстанция отменила судебные акты по делу и направила его на новое рассмотрение в связи со следующим.

Как видно из условий договора от 01.07.98, заключенного между учреждением и компанией, его предметом являлось снабжение жилого дома электрической энергией для коммунального освещения и технических целей.

В силу пункта 89 Правил N 530 исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с названными Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.

По смыслу пунктов 3 и 49 Правил N 307 товарищество является исполнителем коммунальных услуг.

Компания по договору с учреждением отпускала электрическую энергию в жилой дом, управляемый товариществом. Однако с момента передачи дома и электрических сетей ответчику именно он является лицом, обязанным приобретать электрическую энергию на нужды жилого дома у ресурсоснабжающей организации. С момента вступления в силу Правил N 307 на правоотношения исполнителя коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями распространяются императивные положения названных Правил, касающиеся расчетов между этими лицами. Более того, коль скоро из договора между учреждением и компанией не исключен находящийся в управлении товарищества жилой дом, условия названного договора также не должны противоречить указанным Правилам.

Приобретение электрической энергии на общедомовые нужды относится к коммунальным услугам.

Поскольку в силу пункта 1 статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором, на него распространяется норма пункта 4 указанной статьи, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, а также норма пункта 5 той же статьи о ничтожности условий публичного договора, не соответствующих указанным правилам.

Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

Пунктом 19 Правил N 307 предусматривается, что при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за электроснабжение производится с использованием норматива потребления электрической энергии.

Из пункта 30 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), следует, что в норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на одного потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи.

Согласно пункту 22 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

Несмотря на то что в доме установлены общедомовые приборы учета, их показания не принимались сторонами и третьим лицом в расчетах, поскольку часть средств измерения не опломбирована, а часть принята только в марте 2008 года. Показания приборов учета не фиксировались и не представлялись компании, в связи с чем она производила расчеты с учреждением на основании пункта 4.6 договора от 01.07.98 (по среднесуточному расходу электроэнергии в первый расчетный период, а в последующие - по договорной мощности из расчета количества часов ее использования в сутки).

Однако этот порядок противоречит положениям пункта 19 Правил N 307, предусматривающим исчисление стоимости коммунальной услуги при отсутствии прибора учета с использованием норматива. Отсутствие в спорный период договора между товариществом и компанией не является основанием для взыскания с ответчика стоимости электрической энергии в размере, превышающем сумму, которую само товарищество должно уплатить при расчетах с ресурсоснабжающей организацией.

В этой связи вывод суда первой инстанции о том, что расчет иска произведен в соответствии с нормами действующего законодательства, является ошибочным.

Норматив потребления электрической энергии для граждан в спорный период был установлен Законом Санкт-Петербурга от 06.07.2005 N 336-44 "Об утверждении нормативов потребления электрической энергии при отсутствии ее учета" (далее - Закон N 336-44), положения которого судами обеих инстанций не применены. Кроме того, судами не проверено, включены ли в установленный норматив расходы на электрическую энергию, потребленную местами общего пользования жилых домов, либо имеется иной правовой акт, предусматривающий названные нормативы.

Отдельно установленные нормативы на общедомовые нужды должны применяться в расчетах между учреждением и товариществом независимо от условий договора истца с компанией.

В случае если расходы на общедомовые нужды включены в предусмотренные Законом N 336-44 нормативы, суду следовало предложить истцу произвести расчет за электрическую энергию за период отсутствия общедомовых приборов учета по установленным названным законом нормативам и исключить из полученной суммы платежи, произведенные населением, поскольку показания квартирных приборов учета при отсутствии общедомовых в расчетах между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией не применяются.

Ссылку товарищества на пункт 25 приложения к Правилам N 306 кассационная инстанция посчитала несостоятельной. Названным пунктом установлен норматив потребления в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и технологических потерь - 7 кВт. ч в месяц на человека, в отношении лифтового оборудования - 7 кВт. ч в месяц на человека. Эта величина получена расчетным путем на основании данных статистики и расчетных таблиц норм расхода электроэнергии на эксплуатационные расходы жилищного хозяйства, которые утверждены Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 25.12.89 N 283. Она не может применяться как самостоятельный норматив расчета коммунальных расходов, поскольку используется органами власти субъектов Российской Федерации при расчете норматива электроснабжения только при одном способе - расчетном методе по формулам, установленным приложением к Правилам N 306 (Постановление ФАС СЗО от 25.10.2010 по делу N А56-19352/2009).

Такие же выводы суда кассационной инстанции послужили основанием к отмене судебных актов по делу N А56-59606/2009 (Постановление от 25.10.2010). Отличием обстоятельств этого дела от предыдущего явилось отсутствие индивидуальных приборов учета в жилом доме.

Условия договоров об уплате исполнителями авансовых платежей ресурсоснабжающим организациям противоречат пункту 1 статьи 155 ЖК РФ и пункту 35 Правил N 307.

При рассмотрении дела по спору о признании недействительным условия дополнительного соглашения к договору об уплате ТСЖ авансовых платежей за поставленную тепловую энергию кассационная инстанция указала следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294 утвержден Порядок расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ (далее - Порядок).

Порядок, разработанный в соответствии со статьей 544 ГК РФ, устанавливает правила расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ для энергоснабжающих организаций независимо от их организационно-правовой формы и потребителей (юридических лиц) энергии и природного газа и носит диспозитивный характер.

Общее правило Порядка предусматривает авансовую систему расчетов. Исключение составляют отношения с участием бюджетных организаций, казенных предприятий, ТСЖ, жилищно-строительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, если предварительная оплата коммунальных услуг не установлена в договоре управления многоквартирными домами.

Таким образом, вопреки выводам судов первой и апелляционной инстанций, Порядок запрещает установление в договоре теплоснабжения с абонентом - ТСЖ условия о применении авансовых платежей.

Кроме того, условие договора об авансовых платежах не соответствует пункту 1 статьи 155 ЖК РФ и пункту 35 Правил N 307, согласно которым расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается в один календарный месяц, а срок внесения платежа - до 10 числа следующего за истекшим месяца.

Поскольку ТСЖ не может получать с населения предварительную оплату за услуги теплоснабжения, оно не может располагать денежными средствами для внесения авансовых платежей.

Кассационной инстанцией условие договора об авансовых платежах признано недействительным (Постановление ФАС СЗО от 07.04.2010 по делу N А56-7114/2009).

Исполнитель коммунальных услуг не может нести ответственность за потребление коммунального ресурса сверх установленного соглашением сторон лимита.

Стороны пунктом 7.14 договора в редакции дополнительного соглашения предусмотрели, что в случае нарушения обязательств по соблюдению договорных величин теплопотребления абонент уплачивает штраф в размере двукратного тарифа за потребленную сверх нормы тепловую энергию.

По мнению судов первой и апелляционной инстанций, штраф представляет собой меру ответственности, обеспечивающую исполнение обязательств абонента по соблюдению режима теплопотребления. Поскольку законом не установлен запрет на применение в договорах энергоснабжения неустойки, суды посчитали, что данный пункт договора нельзя признать противоречащим законодательству.

Кассационная инстанция не согласилась с выводами судов.

Исходя из пункта 1 статьи 135, подпунктов 1 и 4 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ, товарищество не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов товарищества, поэтому соответствующие обязательства товарищества перед компанией не могут быть большими, чем в случае заключения компанией прямых договоров с жильцами - членами товарищества.

Поскольку граждане в соответствии с законодательством Российской Федерации потребляют тепловую энергию в необходимом им количестве, товарищество не может нести ответственность за потребленную ими тепловую энергию сверх ориентировочного объема, согласованного в договоре (Постановление ФАС СЗО от 07.04.2010 по делу N А56-7114/2009).

Такой же вывод сделан ФАС СЗО в отношении водоснабжения.

Правилами N 307 не предусмотрены лимиты на водоотведение и санкции за их нарушение. В соответствии с пунктом 3 статьи 541 ГК РФ гражданин, использующий энергию для бытового потребления, вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.

Условие договора, согласно которому управляющая компания оплачивает превышение лимита водоотведения в размере пятикратного действующего тарифа за каждый кубометр воды, противоречит пункту 3 статьи 541 ГК РФ и положениям Правил N 307 (Постановления ФАС СЗО от 10.09.2010 по делу N А13-12804/2009 и от 25.10.2010 по делу N А13-776/2010).

Правила о перерасчете коммунальных платежей в отношении отсутствующих граждан применяются и к ресурсоснабжающим организациям.

Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному учреждению "Жилищное агентство Кировского района Санкт-Петербурга" (далее - учреждение) о взыскании 31 164 588 руб. 95 коп. задолженности за оказанные услуги по отпуску питьевой воды и прием сточных вод в период с 01.11.2007 по 30.09.2008.

Суд отклонил возражения ответчика об уменьшении суммы задолженности в связи с перерасчетом платежей граждан за время их отсутствия.

Кассационная инстанция не согласилась с таким выводом суда.

Так, пунктом 54 Правил N 307 предусмотрено, что при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более пяти полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги, указанные в пункте 54 Правил N 307, осуществляется при отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета по соответствующим видам коммунальных услуг (пункт 55).

Порядок перерасчета сумм платы определен пунктами 56 - 59 Правил N 307.

Учреждение, производя такой перерасчет, вправе требовать его и от предприятия, поскольку условия договора не должны противоречить Правилам N 307. В противном случае истец получает плату за услуги в объеме, не оказанном ответчику ввиду временного отсутствия граждан по месту жительства.

В связи с этим вывод суда первой инстанции о том, что положения Правил N 307 на правоотношения сторон не распространяются, является ошибочным (Постановления ФАС СЗО от 06.11.2009 по делу N А56-57199/2008, от 09.12.2009 по делу N А56-29899/2008).

Таким образом, условия договора ресурсоснабжения, не соответствующие положениям ЖК РФ и Правил N 307, не применяются.

Правомерность взыскания ресурсоснабжающими

организациями налога на добавленную стоимость

в составе стоимости ресурсов

В производстве ФАС СЗО встречаются дела, связанные со спорами между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг относительно взыскания налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в составе стоимости ресурса.

Практика рассмотрения таких споров различается не только в пределах Северо-Западного округа, но и в других округах, а также в ВАС РФ. При этом в ФАС СЗО результат рассмотрения спора зависел от статуса исполнителя коммунальных услуг.

Так, в отношении управляющих компаний ФАС СЗО исходил из их обязанности оплачивать коммунальные ресурсы с учетом НДС. Этот вывод соответствует выводам, сделанным ВАС РФ в Постановлении от 09.10.2007 N 6244/07, Определениях ВАС РФ от 18.06.2009 N ВАС-6816/09, от 03.07.2009 N ВАС-7782/09, от 06.07.2009 N ВАС-8064/09.

В отношении ЖСК и ТСЖ кассационная инстанция на основании пункта 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 N 57 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов" (далее - Постановление N 57) исключала начисление НДС ресурсоснабжающими организациями, исходя из статуса этих лиц (Постановления ФАС СЗО от 09.11.2009 по делу N А42-3447/2009, от 01.10.2010 по делам N А42-1138/2010 и А42-1139/2010).

Представляется, что такой подход основан на нормах Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) лишь частично, и для правильного разрешения необходимо учитывать ряд обстоятельств.

Например, кассационная инстанция поддержала судебные акты, которыми отклонен довод ТСЖ о том, что теплоснабжающая организация неправомерно при выставлении ему счета за тепловую энергию увеличила ее стоимость на сумму НДС. Судами установлено, что тарифы на тепловую энергию для потребителей теплоснабжающей организации утверждены постановлением регулирующего органа без выделения группы "население", а следовательно, расчеты истца с управляющими компаниями и ТСЖ должны производиться по тарифам, установленным для категории "иные потребители".

Как следовало из постановлений регулирующего органа, тарифы на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии установлены для всех категорий потребителей без учета НДС.

Проанализировав положения НК РФ, суды сделали вывод о том, что в данном случае теплоснабжающая организация правомерно увеличила тариф на НДС, поскольку сама является плательщиком этого налога и тариф утвержден без учета налога (Постановление ФАС СЗО от 22.11.2010 по делу N А42-1140/2010).

Изложенный подход к разрешению подобных дел с учетом конкретных обстоятельств (утверждение тарифа без НДС) соответствует нормам действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 13 статьи 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

В силу подпункта 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, ТСЖ, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций (подпункт дополнительно включен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 28.11.2009 N 287-ФЗ).

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ предусмотрено, что суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).

В соответствии с пунктом 6 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется.

Согласно пункту 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В случае если исполнителем является ТСЖ, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Более того, Определением ВАС РФ от 25.11.2010 N ВАС-12552/10 в Президиум ВАС РФ передано дело N А33-16422/2009 Арбитражного суда Красноярского края для пересмотра в порядке надзора Постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.04.2010 и Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.07.2010. Содержанием названного Определения подтверждается обоснованность подхода, нашедшего отражение в Постановлении ФАС СЗО от 22.11.2010 по делу N А42-1140/2010.

Иная ситуация возникает, когда тариф установлен с включением в него НДС. Как показывает практика, такие примеры встречаются при расчетах за электрическую энергию, а также водоснабжение и водоотведение (для группы "население").

В этом случае ресурсоснабжающая организация не вправе дополнительно к утвержденному с НДС тарифу начислять НДС и предъявлять его к оплате не только ТСЖ, ЖСК, но и управляющим компаниям.

Этот вывод является правильным и для ситуаций, когда тариф утвержден исключительно для категории "население" и в нормативном акте не содержится указания на то, включен ли в него НДС. В этом случае применительно к положениям пункта 6 статьи 168 НК РФ следует исходить из того, что налог в тариф включен.

К таким ситуациям применяется разъяснение, содержащееся в абзаце 5 пункта 2 Постановления N 57 о том, что обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.

В остальном представляется ошибочным применение Постановления N 57, разъясняющего вопросы применения норм НК РФ к налоговым обязательствам ТСЖ и ЖСК в отношениях с бюджетом, в рамках дел о взыскании задолженности с этих лиц за поставленные ресурсы.

В настоящее время сформировался единый подход к разрешению таких споров.

Заключение

Анализ рассмотренных ФАС СЗО дел, вытекающих из правоотношений по снабжению энергоресурсами (электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение) жилых домов, позволяет сделать вывод о том, что судебная практика формируется с учетом положений действующего в этой сфере законодательства, разъяснений, содержащихся в приведенных в настоящей работе постановлениях Пленума ВАС РФ, информационных письмах ВАС РФ, а также практики ВАС РФ по конкретным делам.

Противоречия в судебной практике по таким делам, имевшиеся до 2010 года, связаны с изменением действующего законодательства и формированием нового института - управления жилыми домами.

Проблемными в настоящее время являются вопросы порядка обеспечения коммунальными ресурсами нежилых помещений, расположенных в жилых домах, и расчетов за эти услуги при отсутствии приборов учета; корректировки платежей между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг при превышении фактического потребления ресурса над нормативным; вопросы о том, кто обязан заключать договоры ресурсоснабжения (исполнители коммунальных услуг или ресурсоснабжающие организации) с владельцами нежилых помещений в жилых домах и другие. Эти и многие другие вопросы, связанные с применением положений Правил N 307, еще требуют разрешения и формирования единого подхода.

Название документа