Недобросовестная конкуренция в международной торговле (Понятие. Правовая охрана)

(Белов А. П.) ("Право и экономика", NN 1, 2, 1999) Текст документа

НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ

ПОНЯТИЕ. ПРАВОВАЯ ОХРАНА

/"Право и экономика", N 1, 1999/

А. П. БЕЛОВ

Белов Анатолий Павлович Специалист по вопросам внешнеэкономической деятельности. Заслуженный юрист РСФСР. Родился в 1927 г. в Москве. В 1950 г. окончил Московский институт внешней торговли. За время трудовой деятельности работал в системе Министерства внешней торговли СССР - в центральном аппарате, а также во внешнеторговых объединениях (1950 - 1982). Работал за рубежом: 1951 - 1954 гг. - в Румынии, 1965 - 1969 гг. и 1982 - 1987 гг. - в Нью - Йорке. 1987 - 1992 гг. - начальник Управления правового обеспечения внешнеэкономических связей Министерства юстиции СССР. В настоящее время преподает в вузах курс правового регулирования внешнеэкономической деятельности. Является арбитром Коммерческого арбитража при Московской Торгово - промышленной палате. Автор множества научных работ, опубликованных в различных научных журналах России и за рубежом.

Конкуренция - важнейший атрибут обеспечения предпринимательской деятельности в государствах с рыночной экономикой. Ей подчинены внутренние и мировые рынки. Однако конкурентная борьба за рынки сбыта ведется зачастую недозволенными, незаконными методами. Такие методы получили общее название "Недобросовестная конкуренция" - Unfair competition, concurrence deloyale, unlautern Wettbrewerb. Не исключена вероятность столкновения российского предпринимателя, осуществляющего свою деятельность во внешнеэкономической сфере, с иностранным контрагентом, использующим какую-либо форму недобросовестной конкуренции. В свою очередь, использование им самим, сознательно или несознательно, методов, подпадающих под понятие недобросовестной конкуренции, может иметь самые негативные последствия и повлечь за собой применение к нему суровых санкций со стороны иностранного государства. Чтобы избежать этого, российским предпринимателям при совершении внешнеэкономических операций на российском и иностранном рынках следует учитывать основные принципы ответственности и защиты от недобросовестной конкуренции, которые предусмотрены как в международных договорах, так и в законодательстве Российской Федерации и иностранных государств. Общим правилом защиты от недобросовестной конкуренции является ответственность лиц, использующих какие-либо ее формы.

ПОНЯТИЕ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

В международных договорах, а также в законодательстве Российской Федерации и иностранных государств нет общего, единого понятия недобросовестной конкуренции. Однако есть определение такого понятия применительно к конкретным формам недобросовестной конкуренции. А их множество. Это касается и монополизации рынка, и рекламы, и экспорта и импорта, и др. Поэтому вопросы недобросовестной конкуренции будут рассмотрены с учетом такого многообразия форм.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ О ЗАЩИТЕ ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 года (в редакции 1967 г.)

Является основным международным договором, регулирующим вопрос недобросовестной конкуренции, в котором участвует и Российская Федерация. Согласно пункту 2 статьи 1 Конвенции объектом охраны промышленной собственности, наряду с другими видами промышленной собственности, является также "Пресечение недобросовестной конкуренции". Нужно иметь в виду, что пресечение недобросовестной конкуренции согласно Парижской конвенции регулируется только применительно к таким видам промышленной собственности, как патенты, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, указания происхождения или наименования места происхождения товара. Конвенция, однако, не регулирует вопросы защиты от недобросовестной конкуренции в иных формах, таких как, например, монополизация рынка, защита от демпинга и государственных субсидий экспорта и др. Вопросам недобросовестной конкуренции в Конвенции посвящены статья 10.bis и статья 10.ter. В статье 10.bis установлено, что страны союза (свыше 80 участников Конвенции) обязаны обеспечить гражданам стран, участвующих в союзе, эффективную защиту от недобросовестной конкуренции. Актом недобросовестной конкуренции в соответствии с этой статьей считается всякий акт конкуренции, противоречащий частным обычаям в промышленных и торговых делах. Предусмотрено, что подлежат запрету, в частности: все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента; ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента; указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров. Если в этой статье говорится об обязанности стран союза обеспечить эффективную защиту от недобросовестной конкуренции, то согласно статье 10.ter они обязаны предусмотреть меры, позволяющие для защиты коммерческих интересов действовать через суд или административные органы. Нужно иметь в виду, что Конвенция не предписывает странам союза принимать специальные законы по этим вопросам. Это право соответствующей страны - принять специальный нормативный акт или же регулировать указанные вопросы в нормах гражданского или торгового права. Во всех случаях средства защиты должны быть законными и эффективными. Каждая страна решает эти вопросы по-своему, тем более, что некоторые формы недобросовестной конкуренции в одних странах рассматриваются как недобросовестная конкуренция, а в других странах они не являются таковыми.

Международно - правовое регулирование конкуренции в Европейском союзе

Основные нормы по этому вопросу содержатся в Римском Договоре о создании ЕЭС (теперь ЕС): статьи 85 и 86. Этот Договор запрещает, как несовместимые с общим рынком определенные виды неправомерной торговой практики, которые могут затронуть торговые отношения между членами ЕС и которые преследуют цель предотвратить, ограничить или исказить конкуренцию на общем рынке. Соглашения, подпадающие под этот запрет, являются недействительными. Указанные нормы Договора были истолкованы решениями Комиссии ЕС и Европейского суда. Конкретная сфера применения Договора очень широка. Она затрагивает соглашения о разделе рынков, фиксировании цен, соглашения об исключительных правах, соглашения о патентах, совместные предприятия, соглашения о товарных знаках, франчайзинге и лицензионные соглашения. Их цель одна - обеспечить свободу конкуренции на общем рынке, каковым является рынок стран ЕС, и запретить недозволенные формы торговли, ведущие к ограничению конкуренции. Однако подобное регулирование Договором о запретах применяется только к соглашениям, которые могут затронуть торговлю между членами ЕС, и не действует формально за его пределами, хотя отношения фирм какой-либо страны ЕС с фирмами из других стран, не членов ЕС, могут попасть под регулирование, являющееся общим для стран ЕС.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

В России уделяется большое внимание законодательному регулированию конкуренции, в связи с чем было принято множество нормативных актов по этому вопросу, и среди них следующие.

Антимонопольное регулирование

Основным законодательным актом в этой сфере является Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" 1991 года (с изменениями и дополнениями 1995, 1997 и 1998 г.). В Законе содержится статья 4, касающаяся непосредственно недобросовестной конкуренции. В ней говорится, что "недобросовестная конкуренция - любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации". Законом введен, в частности, запрет объединениям, обществам и товариществам на осуществление координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет результатом ограничение конкуренции. В целях предупреждения и устранения доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Законом установлен государственный контроль в лице антимонопольного органа за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов. Защита интересов предпринимателей от "монополизации" рынка осуществляется, в частности, антимонопольным органом Российской Федерации путем обращения в суд или арбитражный суд.

Недобросовестная конкуренция во внешнеэкономической деятельности

Одна из форм недобросовестной конкуренции во внешнеэкономической сфере - демпинг и государственное субсидирование экспорта. Защита российского рынка от них осуществляется на основе законодательства, регулирующего этот вопрос. Таким основным законодательным актом в России является Федеральный закон от 14 апреля 1998 года N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами". Одна из целей этого Закона - защита отраслей российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. Среди мер защиты в Законе предусмотрены следующие: антидемпинговые и компенсационные. Антидемпинговые меры. Демпинг и недобросовестная конкуренция - близнецы. Демпинг во всех странах рассматривается как грубейшее нарушение принципа свободы конкуренции на равноправной основе. Само английское слово "dump" означает "хаос", "беспорядок", т. е. импорт товара по демпинговым ценам дезорганизует рынок импортера. По этой причине во всех государствах, в том числе и в России, существует законодательство, строго карающее нарушителей, пытающихся завоевать рынок соответствующего товара недозволенными методами. В Российской Федерации вопросы об антидемпинговых мерах регламентируются указанным выше Законом N 63-ФЗ, согласно которому антидемпинговые меры - это меры по ограничению демпингового импорта товара, которые применяет Правительство Российской Федерации посредством введения антидемпинговой пошлины либо принятия ценовых обязательств. Антидемпинговая пошлина - это пошлина, которая применяется сверх базовой ставки таможенной пошлины. Демпинговый импорт товара - это импорт товара по экспортной цене ниже его нормальной стоимости. Демпинговая маржа определяется как отношение нормальной стоимости товара за вычетом экспортной цены такого товара к его экспортной цене. Для наличия демпинга и введения антидемпинговой пошлины необходимо также доказать, что импорт товара имел место по демпинговым ценам и, кроме того, отраслям российской экономики был причинен существенный ущерб или создалась угроза причинения такого ущерба. Компенсационные меры. Это меры по ограничению импорта товара, субсидируемого иностранным государством, которые применяет Правительство Российской Федерации посредством введения компенсационной пошлины, которая взимается сверх базовой ставки таможенной пошлины. Субсидия или финансовая поддержка дает определенные незаконные преимущества данному экспортеру с тем, чтобы выйти на иностранный рынок в более выгодном положении, чем иные конкуренты. Применение компенсационных или антидемпинговых пошлин позволяет государству добиться соблюдения экспортерами принципа свободы конкуренции при равных коммерческих и конкурентных условиях.

Недобросовестная конкуренция и патенты

Патент дает его владельцу исключительное право на изобретение и другие виды промышленной собственности. Другие лица могут использовать его патентные права только с согласия патентообладателя, в противном случае будет иметь место нарушение патентных прав. В предпринимательской деятельности, в том числе во внешнеэкономической сфере, зачастую встречаются случаи неправомерного пользования патентными правами, принадлежащими другим лицам, что является одной из форм недобросовестной конкуренции. В Российской Федерации вопросы защиты патентных прав регулируются "Патентным законом Российской Федерации" от 23 сентября 1992 года N 3517-1. Согласно Закону (ст. 10, п. 3) нарушением исключительного права патентообладателя признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью продукта, содержащего запатентованное изобретение, полезную модель, промышленный образец, а также применение способа, охраняемого патентом на изобретение. Последствия нарушения патента регулируются статьей 14 Закона. В ней установлено, что любое физическое или юридическое лицо, использующее изобретение, полезную модель или промышленный образец, защищенные патентом, с нарушением Закона, считается нарушителем патента. По требованию патентообладателя нарушение патента должно быть прекращено, физическое или юридическое лицо, виновное в нарушении патента, обязано возместить патентообладателю причиненные убытки в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Недобросовестная конкуренция и товарные знаки

Прямое заимствование чужого товарного знака или его фальсификация зачастую используются нарушителями в предпринимательской деятельности с целью продвижения своих товаров со сходной характеристикой на внутренний или международный рынки. Речь идет, таким образом, о недобросовестных, незаконных действиях, нарушающих принцип свободы конкуренции. В России вопросы правовой охраны товарных знаков регулируются Законом Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". Согласно Закону (ст. 4) владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться им. Нарушением прав владельца товарного знака признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком или обозначения, сходного с ним до степени смешения в отношении однородных товаров. Использование товарного знака или сходного с ним обозначения для однородных товаров, противоречащих Закону, влечет за собой гражданскую и (или) уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 46). Как видно, уголовная ответственность прямо предусмотрена в этом Законе, что говорит об особой опасности для бизнеса неправомерного использования товарных знаков, которое подрывает основы бизнеса.

Недобросовестная конкуренция и реклама

В Законе Российской Федерации "О рекламе" от 18 июля 1995 года N 108-ФЗ прямо установлено, что целью этого Закона является "защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы", а также предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц, окружающей среде или вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали. Закон применяется и в тех случаях, когда действия, совершаемые за пределами Российской Федерации юридическими лицами или гражданами Российской Федерации в области рекламы, приводят к ограничению конкуренции, введению в заблуждение юридических или физических лиц на территории Российской Федерации либо влекут за собой иные отрицательные последствия на рынках товаров Российской Федерации (ст. 1). За нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе рекламодатель несет гражданско - правовую ответственность. Лица, чьи права нарушены ненадлежащей рекламой, могут обратиться в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы. Антимонопольный комитет Российской Федерации имеет право налагать также штрафы на рекламодателей, использующих ненадлежащую рекламу (ст. 31).

Лизинг и недобросовестная конкуренция

В Законе Российской Федерации "О лизинге" от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ имеется специальная статья 35, касающаяся предупреждения ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. В ней установлено, что указанные меры на рынке услуг по лизингу обеспечиваются федеральным антимонопольным органом Российской Федерации в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, т. е. в том числе согласно антимонопольному закону.

Ответственность за использование недобросовестной конкуренции

В законодательстве Российской Федерации предусмотрены три вида ответственности за использование в коммерческой деятельности различных видов недобросовестной конкуренции, а именно: - гражданско - правовая ответственность (взыскание убытков, морального ущерба и прочего); - административная ответственность (наложение антимонопольным органом штрафов, запрет импорта или установление квот на ввоз товаров при демпинге и прочем); - уголовная ответственность.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Уголовный кодекс Российской Федерации содержит специальную главу 22 "Преступления в сфере экономической деятельности". Уголовной ответственности за действия, связанные с использованием недобросовестной конкуренции, посвящены статьи 178, 180, 182. Статья 178 УК РФ касается уголовной ответственности за монополистические действия и ограничение конкуренции. В ней предусмотрено следующее: "1. Монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. 2. Те же деяния, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору, либо организованной группой, - наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы от двух до пяти лет. 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства - наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой". Уголовной ответственности за незаконное использование товарного знака касается статья 180 УК РФ. В ней предусмотрено следующее: "1. Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, - наказывается штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет". Уголовной ответственности за заведомо ложную рекламу посвящена статья 182 УК РФ. В ней установлено, что "Использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб, - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет".

/"Право и экономика", N 2, 1999/

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ О НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Законодательство иностранных государств о недобросовестной конкуренции можно условно разделить на две основные группы. В одних странах, например США, Канаде, Японии, законодательство о недобросовестной конкуренции регулируется специальными антимонопольными законами, поскольку законодательство о борьбе с недобросовестной конкуренцией рассматривается как часть антимонопольного законодательства. В других странах, в частности в государствах Европейского союза, недобросовестная конкуренция регулируется общими нормами гражданского права о деликтной ответственности, а также специальными законами. Рассмотрим указанное регулирование на примерах некоторых государств.

Соединенные Штаты

В этой стране антимонопольное законодательство называется "антитрестовское" (Untitrust Law). Цель американских антитрестовских законов - устранение ограничительной практики, например "фиксирования цен", создание крупных монопольных объединений, заключение соглашений по ценам между конкурирующими производителями. Для этого органы, ведающие данными вопросами, применяют закон против любой компании или группы компаний, которые договариваются об ограничении конкуренции на рынке США. К основным антитрестовским законам относятся: "Закон, направленный на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий" (1890 - так называемый Закон Шермана). Он запрещает любые комбинации, направленные на ограничение торговли между отдельными штатами или с иностранными государствами. Закон предусматривает наказание лиц, монополизирующих рынок или сговаривающихся с целью его монополизации, путем судебного преследования, наложения штрафов или тюремного заключения. Закон Шермана - Клейтона (1914), существенно расширивший и дополнивший Закон Шермана. Этот Закон объявляет противозаконными четыре типа монополистической деятельности: - дискриминационные цены; - контракты об исключительных торговых связях; - приобретение конкурирующих компаний; - смешанные советы директоров. Контроль за выполнением данного Закона возложен на Министерство юстиции США и Федеральную торговую комиссию. За его нарушение установлены жесткие санкции, включая уголовную ответственность.

Европейские страны

В таких странах, как, например, Франция и Италия в качестве правовой основы борьбы с недобросовестной конкуренцией применяются общие положения гражданского права о гражданской деликтной ответственности. Недобросовестная конкуренция рассматривается как неправомерное действие, причиняющее ущерб конкурентам (во Франции - ст. 1382 и 1383 Французского Гражданского кодекса; в Италии - ст. 2598 - 2601 Гражданского кодекса). В ФРГ действует Закон о недобросовестной конкуренции 1909 года в редакции законов 1970 и 1975 годов. В Великобритании борьба с недобросовестной конкуренцией осуществляется как на основе норм "Общего права" и уголовного законодательства, так и на основе специальных законов, например Законе о конкуренции 1980 года, Законе о товарных знаках 1887 года и ряде других.

Таможенное регулирование

Таможенное законодательство иностранных государств также непосредственно регулирует борьбу с недобросовестной конкуренцией. В качестве примера сошлемся на Закон о таможенном тарифе США, который прямо касается этого вопроса. Согласно статье 37 Закона запрещается ввоз в США товаров, если президент США установит наличие при ввозе недозволенных методов или действий, затрагивающих свободу конкуренции. Наиболее часто это положение Закона применяется в области нарушения патентных прав.

ОГРАНИЧИТЕЛЬНАЯ ДЕЛОВАЯ ПРАКТИКА

В 50-е и 60-е годы в правовой доктрине иностранных государств наряду с понятием "недобросовестная конкуренция" стал использоваться термин "ограничительная деловая практика" - Restrictive practices, pratiques restrictives. Международно - правовое признание это понятие получило на Конференции ООН по ограничительной деловой практике в 1980 году, когда был принят, с участием СССР, "Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой" <*>. В том же году Генеральная Ассамблея ООН одобрила этот Документ, рекомендовавший правительствам руководствоваться им в своей деятельности, направленной против ограничительной деловой практики. -------------------------------- <*> Издание ООН TD/RP/conf/10/Rev. 1. 1981. Сентябрь.

Таким образом, в правовом регулировании иностранных государств и России сосуществуют два понятия по вопросу ведения торговли недозволенными методами, нарушающими принципы равенства, справедливости и взаимной выгоды, - недобросовестная конкуренция и ограничительная деловая практика. В связи с этим возникает довольно непростой вопрос: можно ли между двумя этими понятиями поставить знак равенства или они неравнозначны? Ответить на этот вопрос довольно сложно, так как однозначного определения "недобросовестная конкуренция" и "ограничительная деловая практика", их взаимосвязи или различий в законодательствах нет. Попытаемся проанализировать правовое регулирование этих понятий в национальных законодательствах и в международных документах. Прежде всего отметим, что под ограничительную деловую практику подпадает главным образом антимонопольное (в США - антитрестовское) законодательство. Ограничительная деловая практика представляет собой меры захвата рынков сбыта внутри страны и за рубежом путем создания или слияния крупных монополистических объединений и групп в различных правовых формах (трестов, синдикатов, консорциумов, холдингов и т. п.). Но монополизация рынков осуществляется и иными методами, которых великое множество. В упомянутом выше "Комплексе", одобренном ООН, дается официальное определение ограничительной деловой практики. Ограничительная деловая практика - это "действия или поведение предприятий, которые путем злоупотребления господствующим положением на рынке или приобретения этого положения и злоупотребления им ограничивают доступ к рынку или иным образом неоправданно сдерживают конкуренцию, что оказывает или может оказать отрицательное влияние на международную торговлю или которые посредством официальных или неофициальных письменных или устных соглашений или договоренностей оказывают аналогичное воздействие". Как видно, определение довольно расплывчатое. Вместе с тем в этом документе все же приведены основные виды ограничительной деловой практики, к которым относятся: - заключение соглашений группами компаний об установлении экспортных или импортных цен как в сторону их завышения, так и в сторону понижения, что может явиться фактически устранением с рынка данного товара конкурентов; - заключение соглашений о разделе рынков или покупателей товаров или услуг, например распределение маршрутов перевозок грузов морским путем и (или) установление повышенных или пониженных фрахтовых ставок по сравнению с конкурентными мировыми ставками; - использование монопольного положения и установление в контрактах с торговыми партнерами дискриминационных цен, а также коммерческих и правовых условий только в интересах монополиста; - создание большого спроса на данный импортный товар путем ограничения его продажи с последующим увеличением цен для получения сверхприбыли (придерживание товара на складах до увеличения цен, что имело место, например, в России после августовского кризиса 1998 г.). Создание перебоев в снабжении товарами наблюдалось не только в России, но и в других странах; - дискриминационный, незаконный бойкот товаров или фирм при закупках или поставках товаров по импорту или экспорту; - условия закупки у партнера товаров против поставки ему товаров, в которых он вообще не нуждается или по неприемлемым ценам (дискриминационный бартер); - создание транснациональных компаний, монополизирующих рынки сбыта продукции и услуг и ряд других. Этот перечень различных форм ограничительной деловой практики, конечно, не является исчерпывающим. В праве иностранных государств действует целый ряд законов, которые регулируют вопросы конкуренции и ограничительной деловой практики. Среди них есть законы, непосредственно касающиеся ограничительной деловой практики: ФРГ - Закон против ограничений конкуренции (1957, с дополнениями); Великобритания - Закон об ограничительной торговой практике (1997); Дания - Закон о контроле за монополиями и ограничительной практикой (1955); Испания - Закон о запрещении ограничительной торговой практики (1963). К законам, регулирующим вопросы ограничительной деловой практики, относятся также законы о патентах, товарных знаках, таможенное законодательство, законы об авторских правах и т. п. В уголовном законодательстве иностранных государств, как и в России, предусматривается также уголовная ответственность за использование в предпринимательстве некоторых форм ограничительной деловой практики, например в Уголовном кодексе Франции (ст. 419). Проанализировав эти нормативные акты, назовем формы и способы, подпадающие под понятие ограничительной деловой практики, помимо тех, которые уже были указаны. - Торговля с использованием дискриминации, в частности отказ осуществлять коммерческие сделки с какими-либо торговыми партнерами. Например, вот что писала газета "Известия" 2 декабря 1998 года (стр. 6) об обострении торговых отношений между США и странами Европы, выразившемся в так называемой "банановой войне": "Не далее как в начале ноября Вашингтон объявил европейских партнеров в неправомерных предпочтениях при импорте бананов из стран Карибского бассейна и Африки в ущерб странам Центральной Америки, откуда бананы ввозят в Европу американские компании. Американцы угрожают ввести 100% пошлину на ввоз в США длинного перечня товаров: готового платья, вина, сыров, косметики, багажных сумок, электроламп...". Как видно, налицо одна из форм ограничительной деловой практики. - Бойкот в торговых отношениях к иным участникам. Нужно отметить, что в ФРГ бойкот рассматривается как одна из форм недобросовестной конкуренции согласно статье 1 Закона о недобросовестной конкуренции. - Проникновение на рынки импортеров с помощью демпинга, который рассматривается как форма недобросовестной конкуренции и как форма ограничительной деловой практики. Для борьбы с демпингом государства - импортеры используют достаточно эффективные средства защиты своего рынка путем проведения необходимых расследований и введения "антидемпинговых пошлин". - Применение в торговле государственных субсидий экспорта товаров для своих изготовителей и коммерсантов с целью завоевания монопольного положения на данный товар на рынке импортера. Как и в случае с демпингом, государства - импортеры применяют собственные законы для защиты рынка и вводят "компенсационные пошлины". - Применение на рынках сбыта так называемой согласованной практики. Здесь речь идет не о каких-либо формально согласованных обязательствах, а о предварительном "сговоре" о каких-либо единообразных действиях, например по вопросу установления цен. Этот вид ограничительной деловой практики очень трудно установить, да и практика стран по нему весьма разнообразная. - Ограничительные условия, которые включаются в лицензионные соглашения на виды промышленной собственности: изобретения, товарные знаки, "ноу - хау" и др. Сами по себе эти виды отношений не могут рассматриваться как нарушающие конкуренцию, потому что речь идет о так называемых "исключительных правах" владельцев промышленной собственности, однако в некоторых случаях подобные условия могут рассматриваться как форма ограничительной деловой практики, например: - обязательство лицензиата (пользователя лицензии) не усовершенствовать объект лицензии или же передавать лицензиару данные о произведенных усовершенствованиях; - территориальные ограничения для лицензиата по экспорту товара, изготовленного с помощью лицензии. Это условие трудно применимо, ибо во многих странах "территориальные ограничения" считаются нормальными и практикуются довольно часто; - передача лицензии с обязательством лицензиата закупать у лицензиара сырье и иные товары, необходимые для реализации объекта лицензии и др. Практически во всех этих случаях речь идет о привязке приобретателей лицензий к их собственнику. Что касается ответственности за использование в торговле ограничительной деловой практики, то, как и в случаях с ответственностью за использование недобросовестной конкуренции, применяется в соответствии с законодательством иностранных государств и России три вида ответственности: Гражданско - правовая ответственность - запрещение судом тех или иных форм ограничительной деловой практики и компенсация понесшему убытки; Административная ответственность - наложение компетентным органом штрафов и зачастую в очень крупных размерах; Уголовная ответственность - например, в отношении директоров корпораций, виновных в осуществлении антиконкурентной практики. Как видно, анализ понятий недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практики показывает, что недобросовестная конкуренция и ограничительная деловая практика во многих отношениях схожи и переплетаются друг с другом, хотя в законодательствах государств недобросовестная конкуренция и ограничительная деловая практика регулируются в ряде случаев отдельными законами. Конечно, больше в этих понятиях сходства чем различий. В связи с этим правильным будет вывод, что ограничительная деловая практика, по крайней мере, в том, что касается многих ее форм, подпадает под действие законодательства о недобросовестной конкуренции. В целом же, кроме США, с точки зрения правового регулирования можно сказать, что недобросовестная конкуренция регламентируется одними законами, а ограничительная деловая практика - другими, хотя во многих отношениях правовые последствия применения этих законов схожи. Завершая рассмотрение вопроса о недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практике необходимо также иметь в виду некоторые важные обстоятельства, а именно: не все формы предпринимательской деятельности на международном рынке могут подпадать под регулирование недобросовестной конкуренции или ограничительной деловой практики, хотя с формальной точки зрения в них может прослеживаться схожесть в какой-то мере с деятельностью, создающей монополизацию рынка. В качестве некоторых примеров такого рода предпринимательства можно указать на некоторые его формы, которые по законодательству иностранных государств, в том числе в рамках международных договоренностей в системе ЕС, все же не подпадают под регулирование недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практики. Среди них: - Агентские соглашения о предоставлении Принципалом Агенту исключительных прав агентства; - Соглашения о предоставлении исключительных прав продажи товаров или оказания услуг на определенных территориях; - Соглашения об исключительных закупках товаров; - Лицензионные соглашения о предоставлении лицензиаром лицензиату исключительных лицензий на использование изобретений, товарных знаков и "ноу - хау"; - Соглашения о совместных исследованиях и специализации для производства какого-либо товара и его последующего сбыта; - Соглашения о создании совместных предприятий; - Соглашения о франчайзинге и ряд других. При этом нужно иметь в виду, что, во-первых, этот перечень не является исчерпывающим и, во-вторых, такие соглашения не должны содержать условий, которые могут привести к зависимому положению партнера и лишить его права на свободу конкуренции и, кроме того, в них не должны предусматриваться условия, которые могут быть расценены как монополизация рынка в ущерб свободы конкуренции на рынке данного товара или услуги.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОССИЙСКИМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ, ЗАКЛЮЧАЮЩИМ СОГЛАШЕНИЯ С ИНОСТРАННЫМИ ПАРТНЕРАМИ

Российские предприниматели вступают в различные отношения с иностранными партнерами как в сфере инвестиционной деятельности, так и во внешней торговле. Отсюда и самые разнообразные формы предпринимательской деятельности, используемые ими на международных рынках. Это соглашения о создании собственных и совместных предприятий, о приобретении пакетов акций у иностранных фирм, в том числе контрольных; создание консорциумов, холдингов и транснациональных компаний; заключение экспортно - импортных контрактов; соглашения о предоставлении исключительных прав на продажу товаров; агентские соглашения с исключительными правами для агента; лицензионные соглашения о предоставлении исключительных лицензий на использование изобретений, товарных знаков и "ноу - хау"; франшизные соглашения (франчайзинг); бартер и иные виды встречной торговли и т. п. При заключении таких соглашений российским предпринимателям нужно серьезно подходить к выработке условий, чтобы они не могли быть расценены как подпадающие под законы о недобросовестной конкуренции или ограничительной деловой практики. Для этого необходимо учитывать следующие обстоятельства. - При создании собственных предприятий или СП за рубежом нужно тщательно проверять, не подпадут ли такие предприятия под действие "антимонопольного законодательства" соответствующей страны. - Заключая экспортно - импортные контракты, надо обращать серьезное внимание на размер цены на товар, чтобы такой товар не мог подпасть под "антидемпинговое" регулирование. Нужно иметь в виду, что в странах ЕС, США и др. возбуждено довольно большое количестве дел о "российском демпинге". Особенно это касается крупных экспортеров, поставляющих товары в больших количествах на иностранные рынки, таких, например, как "Норильский никель", "Газпром", "Лукойл" и др. - Не допускать неправомерного использования чужих товарных знаков, изобретений, "ноу - хау", проверять их регистрацию. Закупая сложное оборудование, нужно удостовериться, не защищены ли какие-либо его узлы патентами третьих лиц и можно ли их в связи с этим использовать без нарушения патентных прав владельцев. - При заключении лицензионных соглашений не допускать включение в них условий, которые могли бы быть расценены как ограничивающие права контрагента или налагающие на него обязательства кабального характера. Российские предприниматели, заключая с иностранными контрагентами различные договоры, соглашения и иные сделки во внешнеэкономической области, должны тщательно проверять их соответствие принципам законной, равноправной торговли без дискриминации, чтобы они не смогли оказаться предметом судебного разбирательства по законодательству Российской Федерации и иностранных государств о недобросовестной конкуренции или ограничительной деловой практике, иначе последствия этого могут быть самые отрицательные - от возмещения убытков до ухода с рынка, либо и то и другое, или даже огромные штрафы и уголовная ответственность.

------------------------------------------------------------------

Название документа