Международные инвестиционные отношения
(Губарева А. В.) ("Международное публичное и частное право", 2014, N 1) Текст документаМЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
А. В. ГУБАРЕВА
Губарева Анна Викторовна, доцент кафедры предпринимательского права Уральской государственной юридической академии, кандидат юридических наук, доцент.
Существование двух измерений права - права частного и права публичного - накладывает свой отпечаток на экономическую сущность внешнеэкономической деятельности. Для права внешнеэкономическая деятельность - это не только отношения по обмену объектами гражданских прав между национальными экономиками (частноправовые отношения), но и отношения по контролю над международной миграцией объектов гражданских прав (публично-правовые отношения). В статье автором рассматриваются специфические во внешнеэкономической практике отношения - международные инвестиционные отношения.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, внешнеэкономические отношения, внешнеэкономическое право, предмет внешнеэкономического права, международные инвестиционные отношения, инвестиции.
International investment relations A. V. Gubareva
The existence of two dimensions of the law - Public and Private Law - affects the economic nature of the foreign trade. The legal aspect of foreign trade includes not only exchange in civil rights objects between the national economics (private legal relations) but the control over their migration as well (public legal relations). The author deals in the article with the specific area of the foreign trade relations - international investment.
Key words: foreign trade activity, foreign trade relations, foreign trade law, subject of foreign trade law, international investment relations, investments.
1.1. Поскольку внешнеэкономическая деятельность в первую очередь (и это прямо следует из названия) является экономической, то в основу классификации отношений, входящих в предмет правового регулирования внешнеэкономических отношений, должен быть положен экономический критерий. При этом необходимо учесть и тот факт, что такой критерий должен иметь юридическое наполнение и значимость - он должен предопределять соответствующий правовой режим, применяемый к классифицируемым отношениям. Деление отношений по виду осуществляемой деятельности и по объектам гражданских прав, в отношении которых она осуществляется, несмотря на сочетание экономико-правовых характеристик, является классификацией второго уровня. Обращение правовой науки к достижениям экономической науки в настоящее время происходит практически во всех отраслях права: право обогащается новыми терминами (инвестиции, свопы <1>, инсайдерская информация, сделки РЕПО, производные финансовые инструменты, опционы и т. д.), рыночная экономика информационного общества представляет собой просто фабрику, производящую все новые и новые виды отношений, которые должны быть урегулированы и защищены правом. Симбиоз правовой и экономической наук (т. н. экономический анализ права) зародился в США, но в континентальной Европе до сих пор воспринимается неоднозначно <2>. -------------------------------- <1> См., например: проект информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ "Об отдельных вопросах разрешения споров из договоров процентного свопа". URL: http://arbitr. ru/upimg/ 957CCFD549A7380EE23DEA9807CA97B9_ Проект_ИП_своп. pdf. <2> Профессор Франц Быдлински, считающийся одним из крупнейших европейских цивилистов, например, утверждает, что экономический анализ "в юридическом смысле ничего не способен прояснить" (см.: Быдлински Ф. Основные положения учения о юридическом методе / Пер. с нем. // Вестник гражданского права. 2006. Т. 6. N 1. С. 198).
1.2. Одной из важнейших правовых проблем инвестиционных отношений является понятие инвестиций. Несмотря на наличие нескольких легальных определений этого понятия, в доктрине укоренилось мнение, что инвестиции - это типичное экономическое понятие, крайне абстрактное, не имеющее конкретного правового наполнения <3>. В настоящее время данная точка зрения подтверждена и правоприменительной практикой Высшего Арбитражного Суда РФ. В мотивировочной части Постановления N 12444/12 от 5 февраля 2013 г. указано, что "понятие "инвестиции" не имеет собственного строгого или общепризнанного юридического содержания, а потому при использовании в наименованиях договоров оно может обозначать разнообразные отношения, складывающиеся между участниками гражданского оборота" <4>. -------------------------------- <3> Суханов Е. А. Перспективы развития гражданского законодательства в России: планы и современные реалии: интернет-интервью. URL: http://www. consultant. ru/law/ interview/sukhanov/. <4> http://kad. arbitr. ru/PdfDocument/ 79b7c0f6-52a0-48d9- 97ab-86e69684c4af/ A32-24023-2011_20130205_ Reshenija%20i%20postanovlenija. pdf.
Подобный подход не является в настоящее время общепризнанным в российской правовой науке. В то же время он не противоречит ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", согласно которой иностранной инвестицией признается вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации, в т. ч. денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации. Более того, утверждение об отсутствии определенного содержания понятия "инвестиции" подтверждается и международными договорами. В частности, преамбула Вашингтонской конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (Вашингтон, 18 марта 1965 г.) <5> гласит, что иностранные инвестиции имеют четкое целевое назначение - стимулирование экономического развития принимающего государства. В соответствии со ст. 12 Конвенции "Об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций" (Сеул, 1985) <6> инвестициями признаются все виды капиталовложений. При этом иностранными инвестициями могут быть признаны инвестиции, поступившие от гражданина принимающего инвестиции государства, если они переводятся из-за рубежа (п. "c" ст. 13 Сеульской конвенции) <7>. -------------------------------- <5> Россия подписала Конвенцию 16 июня 1992 г., но не ратифицировала ее // СПС "КонсультантПлюс". <6> СПС "КонсультантПлюс". <7> В российской правовой науке неоднократно высказывались предложения о внедрении дополнительного критерия отнесения инвестиций к категории "иностранные инвестиции" - критерия происхождения инвестируемого капитала (см.: Бублик В. А. Гражданско-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ: проблемы теории, законотворчества и правоприменения. Екатеринбург, 1999. С. 127 - 128; Дораев М. Г. Государственное регулирование иностранных инвестиций в стратегические отрасли экономики: правовые вопросы: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012). Такой критерий позволил бы распространить на инвестиции российских граждан, поступившие из-за рубежа, режим иностранных инвестиций, что способствовало бы возвращению в российскую экономику вывезенного капитала. Кроме того, контроль за участием иностранного капитала в российской экономике стал бы более гибким и учитывал бы опосредованное инвестирование капитала иностранных суверенных фондов. Однако до настоящего времени законодательство России не учитывает такой критерий в полном объеме.
Таким образом, "в основе инвестирования могут лежать договоры, имеющие различную правовую природу" <8>, а с учетом темпов развития экономических отношений и неизбежного появления новых финансовых инструментов инвестирование не может быть раз и навсегда ограничено каким-либо перечнем видов договоров <9>. -------------------------------- <8> Майфат А. В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования: Дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2006. С. 36. <9> Там же.
Вышеизложенное позволяет определить иностранные инвестиции как вложенные в экономику принимающего государства объекты гражданских прав, произведенные за его пределами, либо права на которые возникли за пределами принимающего государства, с целью извлечения прибыли и способствующие его экономическому развитию. Международные инвестиционные отношения, соответственно, понимаются нами как отношения, возникающие в процессе вложения иностранных инвестиций. Анализ действующего законодательства РФ и практики иностранных государств позволяет сделать вывод, что международные инвестиционные отношения необходимо разделить на две группы: - отношения по привлечению в страну иностранных инвестиций (импорт иностранных инвестиции) и - отношения по вывозу инвестиций за рубеж (экспорт инвестиции). 1.3. Россия - одно из богатейших государств по запасам природных ресурсов, однако существенно технологически отстает от развитых стран. Привлечение иностранных инвестиций - практически единственная возможность преодолеть сырьевое проклятье и попасть в когорту развитых постиндустриальных государств. Фактически в настоящее время Российская Федерация испытывает инвестиционный голод и нуждается в большом объеме инвестиций. Правительство РФ предпринимает разнообразные меры для повышения инвестиционной привлекательности страны: учрежден пост инвестиционного омбудсмена <10>, вносятся поправки в Гражданский кодекс РФ <11>, создается Российское агентство по привлечению инвестиций в регионы <12>. Но высокий уровень политических рисков, коррупции и недоверие к российской судебной и правоохранительной системам нивелируют все позитивные изменения в правовом регулировании иностранных инвестиций. -------------------------------- <10> http://www. rg. ru/2010/ 10/18/ombudsmen-anons. html <11> Так, Федеральным законом от 30 сент. 2013 г. N 260-ФЗ "О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации" (опубликован: Российская газета. 2013. 4 окт.) внесены изменения в раздел VI Кодекса "Международное частное право". <12> О том, что Правительством Российской Федерации рассматривается вопрос о создании такого Агентства, сообщил Председатель Правительства Д. А. Медведев, выступая на Международном инвестиционном форуме в Сочи 28 сент. 2013 г. См.: http://www. rg. ru/2013/ 09/28/reg-ufo/agentstvo. html.
В рамках деятельности по созданию благоприятного инвестиционного климата и привлечению иностранных инвестиций в Российскую Федерацию иностранным инвесторам устанавливается режим наибольшего благоприятствования, т. е. правовой режим иностранных юридических лиц не может быть менее благоприятным, чем правовой режим иностранных инвесторов из любых третьих стран. Кроме того, иностранным инвесторам предоставляются дополнительные гарантии, которые отсутствуют у национальных инвесторов: - право на передачу своих прав и обязанностей на основании уступки требования и перевода долга другому лицу; - право на компенсацию при реквизиции и национализации; - гарантия от неблагоприятного изменения законодательства, срок до семи лет, применяется к коммерческим организациям, в уставном капитале которых свыше 25% иностранных инвестиций; - право на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества, в т. ч. валюты, и информации. 1.4. В целях защиты стратегических секторов национальной экономики в соответствии с общепринятой международной практикой законодательством Российской Федерации предусмотрен особый порядок допуска иностранных инвесторов в те отрасли экономики России, которые считаются стратегическими, соответственно, в которых участие иностранного капитала является весьма чувствительным <13>. -------------------------------- <13> Подробнее см.: Дораев М. Г. Указ. соч.; Мироненко А. А. Иностранные инвестиции в хозяйственных обществах, имеющих стратегическое значение для Российской Федерации // Юридический мир. 2012. N 5; Губин Е. П. Рецензия на монографию М. Г. Дораева "Допуск иностранных инвесторов в стратегические отрасли экономики (правовые основы)" // Предпринимательское право. 2012. N 4.
Федеральным законом от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" предусмотрено, что лишь после предварительного или последующего согласования могут осуществляться иностранными инвесторами или группой лиц инвестиции в форме приобретения акций (долей), составляющих уставные капиталы обществ, имеющих стратегическое значение, а также совершение иных сделок, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов или группы лиц над такими хозяйственными обществами. Федеральный закон устанавливает исчерпывающий перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение. 1.5. Экспорт инвестиций предполагает вложение объектов гражданских прав, произведенных на территории России, в экономику иностранного государства. Данные отношения детально не регламентируются законодательством Российской Федерации, однако защита таких инвестиций обеспечивается теми же международными соглашениями, что гарантируют импортируемые инвестиции. Необходимо отметить, что Указом Президента РФ от 11 сентября 2012 г. N 1285 "О мерах по защите интересов Российской Федерации при осуществлении российскими юридическими лицами внешнеэкономической деятельности" <14> установлен особый порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, причем в первую очередь экспорта инвестиций стратегическими акционерными обществами. Указ фактически запрещает открытым акционерным обществам, включенным в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ", и их дочерним хозяйственным обществам без согласия уполномоченных органов власти России исполнять требования иностранных регуляторов. -------------------------------- <14> Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo. gov. ru (дата обращения: 12.09.2012).
В данную группу отношений входят и отношения по страхованию рисков российских экспортеров и инвесторов. В России создан специальный правительственный агент, осуществляющий страхование предпринимательских и (или) политических рисков российских экспортеров товаров (работ, услуг), российских инвесторов, осуществляющих инвестиции за пределами территории Российской Федерации - Открытое акционерное общество "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций" (ОАО "ЭКСАР"). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2011 г. N 964 (ред. от 30 января 2013 г.) "О порядке осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков" (вместе с "Правилами осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков") ОАО "ЭКСАР" осуществляет страхование предпринимательских рисков до 90% от страховой стоимости и до 95% - при страховании политических рисков. Согласно сайту ОАО "ЭКСАР" в сети Интернет приоритетными направлениями страхования являются внешнеэкономические сделки с резидентами стран СНГ, Азии, Африки и Южной Америки <15>. -------------------------------- <15> http://www. exiar. ru/map/
Список литературы
1. Бублик В. А. Гражданско-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ: проблемы теории, законотворчества и правоприменения. Екатеринбург, 1999. 2. Быдлински Ф. Основные положения учения о юридическом методе / Пер. с нем. // Вестник гражданского права. 2006. Т. 6. N 1. 3. Губин Е. П. Рецензия на монографию М. Г. Дораева "Допуск иностранных инвесторов в стратегические отрасли экономики (правовые основы)" // Предпринимательское право. 2012. N 4. 4. Дораев М. Г. Государственное регулирование иностранных инвестиций в стратегические отрасли экономики: правовые вопросы: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 5. Майфат А. В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования: Дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2006. 6. Мироненко А. А. Иностранные инвестиции в хозяйственных обществах, имеющих стратегическое значение для Российской Федерации // Юридический мир. 2012. N 5. 7. Суханов Е. А. Перспективы развития гражданского законодательства в России: планы и современные реалии: интернет-интервью. URL: http://www. consultant. ru/law/ interview/sukhanov/.
------------------------------------------------------------------
Название документа