Уполномоченные субъекты правоохранительной деятельности

(Гулягин А. Ю.) ("Российская юстиция", 2012, N 11) Текст документа

УПОЛНОМОЧЕННЫЕ СУБЪЕКТЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. Ю. ГУЛЯГИН

Гулягин А. Ю., кандидат юридических наук.

В статье предлагаются основания для классификации уполномоченных государственных органов, обеспечивающих законность, как правоохранительных органов. При этом в основу классификации положен предметный и функциональный подходы. На основе данной классификации дается характеристика конкретных правоохранительных органов.

Ключевые слова: законность, правоохранительные органы.

The article gives grounds for classification of the authorized state bodies ensuring legality, as the law-enforcement bodies. In this case in a basis of classification of the subject and the functional approaches. On the basis of this classification provides the characteristics of specific law enforcement bodies.

В основе классификации правоохранительных органов лежат сферы правоприменения как предметные, так и функциональные. К предметным сферам следует отнести уголовно-правовую сферу, административно-правовую сферу, нормативно-правовую сферу. К функциональным сферам, в свою очередь, относится конституционный контроль, финансовый контроль, судопроизводство, надзорная и контрольная деятельности, оперативно-розыскная деятельность. Учитывая данные основания для классификации, необходимо охарактеризовать конкретные правоохранительные органы. Правоохранительные органы конституционного и финансового контроля. П. Г. Городецкий пишет о том, что конституционный контроль представляет собой самостоятельный вид правоохранительной деятельности, направленной на обеспечение соответствия Конституции (конституциям, если в государстве их несколько) всех действующих в стране нормативно-правовых актов и конкретных деяний (действий, бездействия) должностных лиц и государственных органов <1>. -------------------------------- <1> См.: Городецкий П. Г. Проблемы деятельности федеральной системы правоохранительных органов России: Дис. ... докт. юрид. наук. Рязань, 2002. С. 71.

М. А. Моргунов определяет понятие правовой охраны Конституции как "совокупность средств и способов, с помощью которых должно достигаться строгое соблюдение режима конституционной законности, соответствие Конституции всех других правовых актов, принимаемых государственными органами, соблюдение принципа непринятия или отмены уже принятых неконституционных правовых актов, а также отдельных норм" <2>. -------------------------------- <2> См.: Конституционное право зарубежных стран / Под ред. М. В. Баглая и др. М., 1999. С. 73.

Развитие системы органов конституционного контроля в нашей стране шло следующим путем: первоначально (1923 - 1936 гг.) эту функцию осуществлял Верховный Суд СССР <3> (в республиках - соответствующие Верховные Суды союзных республик), затем она перешла к органу, принимающему Конституцию СССР, - Верховному Совету СССР <4> (союзной республики). С началом перестройки был создан специальный орган - Комитет конституционного надзора СССР, осуществлявший контроль в форме административного производства <5>. В Российской Федерации в период нахождения ее еще в Союзе ССР конституционный контроль стал осуществлять Конституционный Суд РФ <6>. -------------------------------- <3> См.: Постановление ЦИК СССР от 23 ноября 1923 г. "Положение о Верховном Суде СССР" // Вестник ЦИК, СНК и СТО Союза ССР. 1923. N 10. Ст. 311. <4> См.: ст. ст. 14, 31 Конституции СССР 1936 г. // СУ СССР. 1937. N 2; ст. ст. 11, 73, 108 Конституции СССР 1977 г. <5> См.: Закон СССР от 23 декабря 1989 г. "О Конституционном надзоре в СССР" // Ведомости СНД и ВС СССР. 1989. N 29. Ст. 572. <6> См.: Закон РСФСР от 12 июля 1991 г. "О Конституционном Суде РСФСР" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 30. Ст. 1017; Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации: Сб. нормативных актов / Отв. ред. М. А. Митюков. М., 1997.

П. Г. Городецкий пишет о том, что ныне действующий Конституционный Суд Российской Федерации <7> нельзя считать единственным органом конституционного контроля в нашей стране на федеральном уровне. Он считает, что помимо Конституционного Суда РФ, который осуществляет формально-юридический контроль за соблюдением Конституции страны, то есть защищает ее от правонарушения иными нормативно-правовыми актами, Президент Российской Федерации также осуществляет как формально-юридический конституционный контроль, так и режим конституционной законности, то есть защиту конституционного строя - тех фактических отношений, которые сложились в процессе реализации норм Основного Закона. -------------------------------- <7> См.: СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.

Отдельно он выделяет органы прокуратуры, смысл деятельности которой сводится к надзору за конституционной законностью, а также обеспечению надзора в сфере общей законности или же правопорядка <8>. -------------------------------- <8> См.: Городецкий П. Г. Проблемы деятельности федеральной системы правоохранительных органов России: Дис. ... докт. юрид. наук. Рязань, 2002. С. 72 - 74.

Это суждение, имеющее право на жизнь с учетом того, что прокуратура, будучи прописанной отдельной статьей Конституции РФ <9> и имея, таким образом, конституционный статус, все же представляется не до конца верным в силу того, что само понятие контроля отличается по своему существу от понятия надзора, который обеспечивается прокуратурой. -------------------------------- <9> См.: ст. 129 Конституции Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2009. N 4. Ст. 445.

Безусловно, определяющим началом всей деятельности государства, в том числе и правоохранительной, является необходимость обеспечить верховенство Конституции России и принятых на ее основе законов. Обеспечить законность. Определяющим критерием отнесения конкретных органов государства, как уже и говорилось ранее, является функциональная составляющая деятельности этих органов. При этом контроль (понятие, заложенное в основе направления правоохранительной деятельности, - конституционный контроль) как способ правоохраны отличается от понятия "надзор", и это, на взгляд автора, является определяющим в вопросе невключения прокуратуры в систему органов конституционного контроля. В современных условиях авторы выделяют три организационно-правовых способа обеспечения законности. В этом отношении целесообразно согласиться с мнением доктора юридических наук Н. М. Конина, который называет такие способы: контроль, надзор, контрольно-надзорная деятельность <10>. -------------------------------- <10> См.: Конин Н. М. Административное право России. Общая и особенная части: Курс лекций. М., 2004. С. 234 - 236.

При этом контроль, по мнению Н. М. Конина, представляет собой специфическую форму деятельности государственных органов по систематическому наблюдению и присмотру за деятельностью субъектов управленческих административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их решений и действий требованиям законности. Надзор, в свою очередь, определяется им как особая специфическая форма деятельности соответствующих государственных органов, также направленной на систематическое наблюдение и постоянный присмотр за действиями субъектов управленческих административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их решений и действий нормам действующего законодательства. Надзор заключается в проверке соблюдения поднадзорными субъектами законов и некоторых определенных в подзаконных актах правил. Таким образом, надзорная деятельность, по сути, охватывает лишь первый элемент контроля - проверку результата. Надзор - это своего рода суженный контроль <11>. -------------------------------- <11> См.: Студеникина М. С. Государственный контроль в сфере управления (проблемы надведомственного контроля). М., 1974. С. 18.

Контрольно-надзорная деятельность представляется особым организационно-правовым способом обеспечения законности. По своему содержанию деятельность государственных контрольно-надзорных органов характеризуется интеграцией в ней элементов контроля и надзора, вследствие чего она приобретает новые качественные характеристики. Исходя из сформированного понимания исходных дефиниций, прокуратура попросту не занимается контролем. Таким образом, к органам конституционного контроля относим Конституционный Суд Российской Федерации. Об этом прямо указано в соответствующей статье Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации": "Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства" <12>. -------------------------------- <12> См.: ст. 1 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.

Что касается финансового контроля, то органом, его осуществляющим, является Счетная палата Российской Федерации. Статья 1 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации", определяющая статус этого государственного органа, говорит о том, что Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. Одной из задач Счетной палаты, в соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона, является организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению <13>. -------------------------------- <13> См.: ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 11.01.1995 N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 3. Ст. 167.

Правоохранительные органы правосудия

К. Ф. Гуценко и М. А. Ковалев определяют правосудие как функцию правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц <14>. -------------------------------- <14> См.: Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. М., 1995. С. 6.

Кроме того, они пишут, что правосудие - это сердцевина правоохранительной деятельности, которой подчинено выполнение практически всех правоохранительных органов <15>. -------------------------------- <15> См.: Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Указ. соч. С. 6.

В свою очередь, Г. Г. Черемных пишет о том, что правосудие - это специфическая, присущая только судам форма осуществления властных полномочий органами судебной власти, завершающаяся принятием судебных решений, обязательных для исполнения всеми лицами, которых они касаются <16>. -------------------------------- <16> См.: Черемных Г. Г. Судебная власть в Российской Федерации. М., 1998. С. 16.

В качестве важной составляющей процесса правоохраны, самостоятельной правоохранительной функции П. Г. Городецкий называет исполнение судебных решений судебными приставами-исполнителями <17>. -------------------------------- <17> См.: Городецкий П. Г. Проблемы деятельности федеральной системы правоохранительных органов России: Дис. ... докт. юрид. наук. Рязань, 2002. С. 77.

Два этих направления правоохраны неразрывно связаны между собой. Если первое из них реализует защиту права в юридическом смысле, устанавливая конкретные юридические обстоятельства и факты, то второе направление материализует ранее установленное судом. "Правосудие - это процесс защиты прав юридических и физических лиц, а исполнение судебного решения - цель обращения в суд заинтересованного лица. Достижение этой цели и является конечным результатом реализации правоохранительной функции государства в этой области" <18>. -------------------------------- <18> См.: Городецкий П. Г. Указ. соч. С. 77.

Правоохранительные органы уголовной юрисдикции и оперативно-розыскной деятельности

С учетом приведенных критериев отнесения государственных органов к органам правоохраны необходимо провести анализ таковых. Целесообразным представляется рассмотреть вместе органы, действующие в сфере уголовно-правовой юрисдикции и оперативно-розыскной деятельности, поскольку они тесно взаимодействуют между собой, часто (хотя и не всегда) являются службами либо подразделениями одного федерального органа исполнительной власти, действующего в определенной сфере. Органы уголовно-правовой юрисдикции перечислены в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, поскольку здесь определяется подследственность дел тем или иным органам, а значит, они осуществляют активные действия по защите прав и свобод граждан и поддержанию правопорядка. То обстоятельство, что эти органы действуют в интересах обеспечения прав и свобод, подтверждается положениями ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса РФ. В ней сказано, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод <19>. -------------------------------- <19> См.: ст. 6 УПК РФ // Ведомости Федерального Собрания РФ. 2002. N 1. Ст. 1.

Уже одно это обстоятельство обеспечивает наличие первого и основного критерия отнесения органов государства к числу правоохранительных органов. Во всех случаях, где органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность, так сказать, в чистом виде, без уголовно-процессуальной деятельности, необходимо оценивать цели осуществления ими таковой деятельности, что позволит дифференцировать правоохранительные органы от иных, имеющих в числе своих функций отдельные элементы правоохраны посредством осуществления оперативно-розыскной деятельности. Предварительное расследование производится следователями и дознавателями. В свою очередь, предварительное следствие производится следователями Следственного комитета Российской Федерации, следователями органов федеральной службы безопасности, следователями органов внутренних дел Российской Федерации, следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Дознание производится дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации, дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности, дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов, дознавателями таможенных органов Российской Федерации, дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, следователями Следственного комитета Российской Федерации, дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ <20>. -------------------------------- <20> См.: ст. 151 УПК РФ // Ведомости Федерального Собрания РФ. 2002. N 1. Ст. 1.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, определены соответствующим законом. Так, ст. 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" приводит перечень данных органов: органы внутренних дел Российской Федерации; органы федеральной службы безопасности; федеральные органы государственной охраны; таможенные органы Российской Федерации; Служба внешней разведки Российской Федерации; Федеральная служба исполнения наказаний; органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в п. п. 1, 2, 4, 6 - 9 части первой настоящей статьи <21>. -------------------------------- <21> См.: ст. 13 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" // СПС "КонсультантПлюс".

Оговорка об осуществлении оперативно-розыскной деятельности органами внешней разведки только в целях обеспечения безопасности органа важна для классификации органов государства, относящихся к правоохранительным с той точки зрения, что, как уже и было отмечено, правоохрана осуществляется в целях защиты прав и свобод человека, обеспечения правопорядка, и это является обязательным признаком классификации. Поскольку указанные цели не совпадают, то органы внешней разведки не могут относиться к правоохранительным органам. Кроме того, специфические цели имеют и Федеральные органы государственной охраны. Анализ положений действующего законодательства позволяет говорить, что целями и основными задачами этих органов являются обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда; прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы; предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты; предупреждение, выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны и на трассах их проезда; защита охраняемых объектов; участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом; организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, совершенствования специальной связи и информации, предоставляемых государственным органам; участие в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации, противодействию техническим разведкам и защите сведений, составляющих государственную тайну; осуществление государственной политики в области правовой информатизации Российской Федерации и координация работ, производимых в этой сфере; информационно-технологическое и информационно-аналитическое обеспечение государственных органов, техническое обслуживание и программное сопровождение информационно-телекоммуникационных систем и ситуационных центров, а также информационное обеспечение управления государством в военное время и при чрезвычайных ситуациях; обеспечение собственной безопасности <22>. -------------------------------- <22> См.: подп. 1 - 10 п. 3 Положения о Федеральной службе охраны Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 2004 г. N 1013 // Собрание законодательства РФ. 2004. N 32. Ст. 3314.

Из приведенных положений видно, что все они прямо не соотносятся с защитой прав и свобод человека и обеспечением правопорядка, носят более обеспечивающий характер, нежели правоохранительный, а значит, не могут выступить в качестве этого признака при классификации органов государственной охраны как правоохранительных органов. Таким образом, органы государственной охраны правоохранительными не являются.

Следственный комитет Российской Федерации

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. При этом его задачами среди прочих являются оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина; организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств <23>. -------------------------------- <23> См.: ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О следственном комитете Российской Федерации" // Парламентская газета. 14 - 20.01.2011. N 1 - 2.

Федеральная служба безопасности

Согласно ст. 5 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности", деятельность службы строится на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина <24>. -------------------------------- <24> См.: ст. 5 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 15. Ст. 1269.

В ст. 10 названного выше Федерального закона среди направлений деятельности Федеральной службы безопасности выделяют борьбу с преступностью. При этом органы федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации <25>. -------------------------------- <25> См.: ст. 10 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 15. Ст. 1269.

Органы внутренних дел

В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел данный федеральный орган, кроме прочего, организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность, производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам <26>. -------------------------------- <26> См.: Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 19.07.2004 N 927 // Собрание законодательства РФ. 2004. N 30. Ст. 3149.

В свою очередь, полиция, согласно ст. 1 Федерального закона "О полиции", предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности <27>. -------------------------------- <27> См.: ст. 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" // Российская газета. 08.02.2011. N 25 (5401).

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона, среди прочих обязанностей полиции в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно <28>. -------------------------------- <28> См.: п. 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" // Российская газета. 08.02.2011. N 25 (5401).

А в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 13 еще и призвана осуществлять оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений <29>. -------------------------------- <29> См.: п. 10 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" // Российская газета. 08.02.2011. N 25 (5401).

Расследование уголовных дел в форме предварительного следствия о преступлениях, подследственных органам внутренних дел, производится органами Следственного комитета при МВД, который структурно, согласно Положению о МВД РФ, входит в состав данного ведомства <30>. -------------------------------- <30> См.: п. 2 Указа Президента РФ от 19.07.2004 N 927 // Собрание законодательства РФ. 2004. N 30. Ст. 3149.

Федеральная служба России по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН)

В числе задач, стоящих перед этой службой и обозначенных в Положении о федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков, есть выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, которые отнесены законодательством Российской Федерации соответственно к подследственности <31>. -------------------------------- <31> См.: подп. 2 п. 3 раздела 1 Положения о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утв. Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. N 976 // Российская газета. 31.07.2004. N 162.

Среди полномочий органов наркоконтроля осуществлять оперативно-розыскную деятельность, производить дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к подследственности <32>. -------------------------------- <32> См.: подп. 7, 9 п. 8 раздела 2 Положения о федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утв. Указом Президента РФ от 28 июля 2004 года N 976 // Российская газета. 31.07.2004. N 162.

Пограничные органы федеральной службы безопасности России

Статья 30 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" определяет полномочия пограничных органов. Среди них пограничные органы в целях охраны Государственной границы, а также пропуска через Государственную границу осуществляют оперативно-розыскную деятельность, а также ведут дознание по делам, отнесенным законодательством Российской Федерации к их ведению <33>. -------------------------------- <33> См.: ст. 30 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (ред. от 31.05.2010) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 17. Ст. 594.

Таможенные органы Российской Федерации

В соответствии со ст. 7 Таможенного кодекса Таможенного союза, определяющей правоохранительную деятельность таможенных органов, Таможенные органы государств - членов Таможенного союза являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, производство по которым в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза отнесено к ведению таможенных органов. Таможенные органы государств - членов Таможенного союза осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством этих государств преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов, исполнения запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется таможенными органами государств - членов Таможенного союза в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза об оперативно-розыскной деятельности <34>. -------------------------------- <34> См.: ст. 7 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17) // СПС "КонсультантПлюс".

Органы Государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы России

В соответствии с п. 6 Положения о государственном пожарном надзоре, органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции, помимо прочего, проводят в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности <35>. -------------------------------- <35> См.: п. 6 Положения о государственном пожарном надзоре, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820 // Собрание законодательства РФ. 2004. N 52 (ч. 2). Ст. 5491.

Федеральная служба исполнения наказаний

Среди основных задач органов Федеральной службы исполнения наказаний, определенных Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" для этой службы, есть следующие: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов <36>. -------------------------------- <36> См.: подп. 3, 4 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 // Собрание законодательства РФ. 2004. N 42. Ст. 4109.

Таким образом, по данному признаку органы системы исполнения наказаний также будут являться правоохранительными, хотя и выполняющими иные специфические задачи с ограниченным контингентом. При этом Федеральная служба исполнения наказаний организует осуществляемую учреждениями уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации <37>. -------------------------------- <37> См.: подп. 4 п. 7 раздела 2 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 // Собрание законодательства РФ. 2004. N 42. Ст. 4109.

Таким образом, правоохранительными органами уголовной юрисдикции и оперативно-розыскной деятельности являются: - органы Следственного комитета Российской Федерации; - органы федеральной службы безопасности Российской Федерации; - органы внутренних дел России; - органы федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков; - пограничные органы федеральной службы безопасности России; - таможенные органы Российской Федерации; - органы Государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы России; - федеральная служба исполнения наказаний.

------------------------------------------------------------------

Название документа