Процедура медиации при разрешении внешнеэкономических споров

(Соловьева А. С.) ("Таможенное дело", 2012, N 3) Текст документа

ПРОЦЕДУРА МЕДИАЦИИ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СПОРОВ <*>

А. С. СОЛОВЬЕВА

-------------------------------- <*> Solov'yova A. S. Procedure of mediation in resolution of external economic disputes.

Соловьева Алена Сергеевна, студентка 5 курса юридического института Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ).

Процедура посредничества: понятие, принципы, преимущества и недостатки. Правовое регулирование медиации в европейских международных организациях и в России, возможность применения процедуры посредничества при разрешении внешнеэкономических споров.

Ключевые слова: медиация, ВЭД, медиация во внешнеэкономической деятельности, альтернативные процедуры разрешения споров, внешнеэкономический спор.

Procedure of mediation: concept, principles, advantages and drawbacks. Legal regulation of mediation in European international organizations and in Russia, possibility of application of procedure of mediation in resolution of external economic disputes.

Key words: mediation, External Economic Activities, mediation in external economic activities, alternative procedures of resolution of disputes, external economic dispute.

Посредничество, или медиация (от лат. mediare - посредничать), - это процедура примирения конфликтующих сторон путем их вступления в добровольные переговоры с участием третьего, незаинтересованного лица, именуемого посредником или медиатором, который оказывает сторонам содействие в ведении переговоров и способствует достижению соглашения между ними. Медиация особенно эффективна в тех случаях, когда нужно восстановить отношения между людьми, взаимодействие которых должно быть сохранено в будущем (бизнес, партнерство). Медиация успешно применяется практически во всех сферах нашей жизни - отношения работника и работодателя, деловые отношения (между менеджментом корпорации и ее акционерами, между партнерами по бизнесу, взаимоотношения с конкурентами и клиентами и др.) и даже государственные (отношения между субъектами международного права). Актуальным может быть применение медиации в вопросах безопасного выхода из бизнеса, что часто сопровождается серьезнейшими конфликтами и приводит к неблагоприятным последствиям, вплоть до ликвидации самого бизнеса. Все чаще медиация используется в процедурах банкротства и антикризисного управления предприятиями. Медиация существует в различных формах много веков, а в современном виде несколько десятилетий пользуется популярностью и признанием в развитых странах. По статистике, большинство мировых примирительных процедур (более 80% споров) с участием медиатора разрешается заключением соглашения об урегулировании спора. Медиация является очень старым инструментом международного права, однако в сегодняшнем виде она появилась во второй половине XX столетия. В России Закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" был принят в июле 2010 г. <1>, разработка его велась на протяжении нескольких лет. Закон вступил в силу с 1 января 2011 г., ознаменовав тем самым начало нового этапа в развитии отечественной медиации. -------------------------------- <1> http://www. docme. ru/doc/ 33007/32_dal

Правовые основы для применения процедуры медиации в России наряду с новым Федеральным законом составляют Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (п. 2 ст. 135, п. 2 ст. 138, ст. 190); Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 65 от 20 декабря 2006 г. "О подготовке дела к судебному разбирательству" (п. 13 - в рамках подготовки дела к судебному разбирательству судья может отложить проведение предварительного судебного заседания, совершение других подготовительных действий по ходатайству обеих сторон в случае их обращения за содействием к посреднику в целях урегулирования спора или использования иных примирительных процедур); Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ N 583 от 21 сентября 2006 г., некоторые другие правовые акты. Следует отметить, что Торгово-промышленная палата России и некоторые территориальные палаты уже имеют опыт в организации примирительных процедур с участием посредника. Закон о медиации открывает новые возможности перед системой торгово-промышленных палат в части широкого практического применения альтернативных способов разрешения споров. Территориальным торгово-промышленным палатам предлагается активно включиться в процесс создания центров (коллегий) медиаторов (посредников) по проведению примирительных процедур при палатах по аналогии с ранее созданными в системе ТПП третейскими судами <2>. -------------------------------- <2> http://www. tpp. volzhsky. ru/ pravovye-osnovy - mediacii-v - rossijskoj-federacii/

Наиболее действенным в разрешении внешнеэкономических конфликтов является посредничество. Урегулирование коммерческих споров, имеющих международный характер, является желательным решением. Международная торговая палата предлагает Примирительный регламент для облегчения разрешения таких споров дружеским путем. Все коммерческие споры, имеющие международный характер, могут быть предметом примирения при содействии единоличного посредника, назначенного Международной торговой палатой. Сторона, желающая прибегнуть к примирению, направляет соответствующую просьбу в секретариат Международного арбитражного суда Международной торговой палаты с кратким изложением предмета спора и прилагает сумму сбора, необходимую для принятия дела к рассмотрению. В случае договоренности о проведении примирительной процедуры Генеральный секретарь Международного арбитражного суда в кратчайшие сроки назначает посредника, который уведомляет стороны о своем назначении и предлагает сторонам в установленный им срок представить свои аргументы. Посредник проводит примирительную процедуру по своему усмотрению, руководствуясь при этом принципами беспристрастности, справедливости и правосудия. С согласия сторон посредник устанавливает место для проведения примирительной процедуры. В любой момент осуществления примирительной процедуры посредник может обратиться к любой стороне с просьбой предоставить ему дополнительную информацию, которую он сочтет необходимой. Если стороны того желают, они могут воспользоваться услугами советников по своему выбору. Примирительная процедура носит конфиденциальный характер, который должно уважать любое участвующее в ней лицо независимо от его положения. Примирительная процедура прекращается в следующих случаях: - подписания соглашения сторонами. Стороны связаны данным соглашением. Оно остается конфиденциальным в той мере и до тех пор, пока его исполнение или применение не требует раскрытия; - составления посредником протокола, констатирующего, что примирительная процедура завершилась безуспешно. Причины в протоколе не указываются; - уведомления посредника в любой момент примирительной процедуры любой стороной или обеими сторонами о решении не продолжать более примирительную процедуру. По окончании примирительной процедуры посредник направляет в секретариат Международного арбитражного суда соглашение об урегулировании, подписанное сторонами, или свою докладную о неудаче таковой, или уведомление одной или нескольких сторон о намерении не продолжать более примирительную процедуру. Если стороны не договорились об ином, посредник не должен выполнять функции арбитра, представителя или советника стороны в любой судебной или арбитражной процедурах, относящихся к спору, который был предметом примирительной процедуры. Стороны обоюдно обязуются не вызывать посредника в качестве свидетеля в суд или арбитраж, если они не договорились об ином (Добровольный примирительный и арбитражный регламенты Международной торговой палаты) <3>. -------------------------------- <3> http://www. brokert. ru/ material/ procedura-mediacii-ved

Риск возникновения конфликта по сравнению с внутригражданским оборотом осложняется правовым регулированием внешнеэкономических сделок: взаимодействие международного и национального права, разная отраслевая принадлежность норм национального права, негосударственное регулирование. При разрешении внешнеэкономического конфликта посредничество имеет свою специфику: в экономическом конфликте появляется иностранный элемент, присущий международным частным отношениям. Поскольку участниками внешнеэкономического конфликта становятся лица, обладающие различной национальной принадлежностью, при проведении посредничества необходимо учитывать следующее: - культурные особенности. Участники внешнеэкономических отношений не только пересекают границы государств, но перемещаются из одних культурных традиций в другие; - идеологию. На международной арене участники внешнеэкономических сделок предстают перед необходимостью иметь дело с людьми, придерживающимися иных идеологических убеждений; - бюрократию и контроль правительства другой страны. Участники внешнеэкономических отношений нередко сталкиваются с жестким контролем правительства над определенными рынками; - разнообразные законодательные и политические системы. Выходя на международный рынок, компании должны учитывать различия в законодательном регулировании; - расчеты в валюте. При совершении внешнеэкономических операций неизбежно возникает необходимость производить расчет в иностранной валюте. При этом для совершения операции по обмену валют необходимо соблюдать предписания и правила Центрального банка страны обмена. Помимо указанных особенностей в литературе также выделяют языковые различия сторон международной коммерческой сделки, противоположные экономические интересы сторон по сделке и многие другие факторы. В связи с перечисленными особенностями задача посредника при урегулировании конфликта во внешнеэкономической деятельности осложняется необходимостью строить взаимоотношения между конфликтующими сторонами для преодоления правовых, культурных, языковых различий. Таким образом, когда переговоры затруднены культурными, языковыми барьерами, без участия посредника они могут быть невозможными, поэтому посредничество по внешнеэкономическим конфликтам может быть более результативным, чем иные примирительные процедуры и судебный процесс <4>. -------------------------------- <4> Карпенюк О. С. Правовое регулирование посредничества при разрешении внешнеэкономических споров: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.

Проанализировав множество источников, можно сделать вывод о том, что медиация - это признанный и востребованный метод разрешения конфликтов во всем мире в различных сферах человеческой жизни. Результатом постоянного расширения сферы применения медиации стал выход за границы разрешения межличностных конфликтов. При разрешении внешнеэкономического конфликта процедура медиации заключается в оказании посредником помощи при проведении переговоров между сторонами внешнеэкономического конфликта, направленной на преодоление правовых, культурных, языковых различий и содействие им в выработке взаимоприемлемого и взаимовыгодного соглашения по урегулированию внешнеэкономического конфликта. В ближайшем будущем медиация будет успешно применяться во внешнеэкономической деятельности при разрешении международных споров.

------------------------------------------------------------------

Название документа