Полномочия таможенных органов в современном уголовном судопроизводстве

(Корякин В. А.) ("Таможенное дело", 2012, N 3) Текст документа

ПОЛНОМОЧИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СОВРЕМЕННОМ УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ <*>

В. А. КОРЯКИН

Корякин Владимир Александрович, старший государственный таможенный инспектор отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов Читинской таможни, СТУ, ФТС России, аспирант Забайкальского государственного университета (ЗабГУ).

В данной статье автор всесторонне рассматривает вопросы полномочий таможенных органов в современном уголовном судопроизводстве. Автор исследует как исторический аспект (советское время), так и ситуацию в настоящее время. В статье также имеется статистика по преступлениям в области таможенного дела.

Ключевые слова: таможенное дело, таможенное право, полномочия таможенных органов, уголовное судопроизводство, Таможенный союз, преступления в сфере таможенного дела.

The author of the present article considers the issues of powers of customs agencies in contemporary criminal judicial proceeding. The author studies both historical aspect (Soviet time) and the present. The article also presents statistics of crimes in the sphere of customs affairs.

Key words: customs affairs, powers of customs agencies, criminal judicial proceeding, Customs Union, crimes in the sphere of customs affairs.

С 8 декабря 2011 г. вступили в силу и действуют новеллы, внесенные в УПК РФ Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ <1>. Данный Закон кардинально изменил полномочия таможенных органов в сфере осуществления ими уголовно-процессуальной деятельности. -------------------------------- <1> О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон от 7 дек. 2011 г. N 420-ФЗ // РГ. 2011. 9 дек.

Исключив п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК РФ <2>, законодатель лишил таможенные органы полномочий по осуществлению дознания, но сохранил за ними статус органа дознания, наделив правом осуществлять неотложные следственные действия по определенной категории преступлений. -------------------------------- <2> Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 дек. 2001 г. N 174-ФЗ (в ред. от 1 марта 2012 г.) // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www. consultant. ru/ popular/upkrf/.

Уголовно-процессуальный закон буквально не называет таможенные органы органами дознания, но это вытекает из анализа следующих правовых предписаний: законодатель к органам дознания, в частности, относит органы исполнительной власти, наделенные полномочиями осуществлять оперативно-розыскную деятельность (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ), в числе которых перечислены и таможенные органы Российской Федерации (п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона об ОРД <3>). -------------------------------- <3> Об оперативно-розыскной деятельности: Федер. закон от 12 авг. 1995 г. N 144-ФЗ (в ред. от 8 дек. 2011 г.) // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base. consultant. ru/ cons/cgi/ online. cgi2req=doc; base=LAW; n=123046; dst=100118.

Таможенные органы причисляются к органам дознания не только российским законодательством, но и на межгосударственном уровне. Так, в силу ч. 1 ст. 7 Таможенного кодекса Таможенного союза стран ЕврАзЭС таможенные органы государств - членов Таможенного союза являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях <4>. -------------------------------- <4> Таможенный кодекс Таможенного союза: прил. к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 нояб. 2009 г. N 17 (в ред. от 16 апр. 2010 г.) // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. consultant. ru/ popular/ custom_eaes/#info.

Отнесение таможенных органов к органам дознания является неслучайным, т. к. на протяжении всей истории становления Российского государства защита его экономических интересов от преступных посягательств была приоритетным направлением в деятельности таможенных органов, которые имеют свою богатую историю и давние традиции в расследовании таможенных преступлений. Однако в настоящее время таможенные органы, являясь органами дознания, не наделены полномочиями осуществления предварительного расследования в форме дознания. Необходимость в столь радикальных изменениях уголовно-процессуального законодательства, в частности, обусловлена спецификой и сложностью преступлений, ранее отнесенных законом к ведению таможенных органов. Для расследования таких дел требуется длительное время. Это вызвано, кроме всего прочего, назначением и производством сложнейших документальных ревизий, многочисленных экономических, товароведческих и криминалистических экспертиз, истребованием таможенных и банковских документов из-за рубежа, направлением международных следственных поручений. Именно поэтому, а также в целях обеспечения полного, всестороннего и объективного расследования преступлений, совершаемых в сфере таможенного дела, была изменена форма предварительного расследования по таким делам с дознания на предварительное следствие (ст. 151 УПК РФ). Сегодня при наличии признаков преступлений, предусмотренных ст. 189 <5>, 190 <6>, 193 <7>, 194 <8>, 226.1 <9>, 229.1 <10> УК РФ, таможенные органы вправе возбудить уголовное дело и в течение 10 суток произвести неотложные следственные действия (ч. 1, п. 3 ч. 2, ч. 3 ст. 157 УПК РФ). Произведя неотложные следственные действия, таможенный орган направляет уголовное дело руководителю следственного органа, соблюдая правила о подследственности (п. 3 ст. 149, ч. 2 ст. 157 УПК РФ). После чего таможенный орган может производить по данному уголовному делу следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя, за исключением случаев, когда лицо, совершившее преступление, не обнаружено. В таких случаях таможенный орган обязан предпринять все возможные розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ч. 4 ст. 157 УПК РФ). -------------------------------- <5> Незаконный экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ). <6> Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ). <7> Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ). <8> Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ). <9> Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей (ст. 226.1 УК РФ). <10> Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229.1 УК РФ).

Итак, отечественный уголовно-процессуальный закон дозволяет таможенному органу, возбудившему уголовное дело, произвести неотложные следственные действия, то есть следственные действия, направленные на обнаружение и фиксацию следов преступления, а также документов, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (п. 19 ст. 5 УПК РФ). Давая понятие неотложным следственным действиям, действующий закон не содержит их четкого перечня, в отличие от УПК РСФСР, который к неотложным следственным действиям относил осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей (ч. 1 ст. 119 УПК РСФСР). На современном этапе развития уголовного судопроизводства в качестве неотложного может быть признано практически любое следственное действие, предусмотренное УПК РФ, безотлагательность совершения которого очевидна. Необходимость производства того или иного следственного действия в качестве неотложного зависит от особенностей совершенного преступления, специфики сложившейся ситуации и тактической целесообразности его производства. Сущность производства неотложных следственных действий заключается в вынужденной кратковременной передаче полномочий следователя органу дознания, в нашем случае - таможенному органу, по возбуждению уголовного дела и производству первоначальных следственных действий, направленных на поиск и закрепление доказательств по горячим следам совершенного преступления, предварительное следствие по которому обязательно, чтобы не допустить их утрату <11>. -------------------------------- <11> Супрун С. Подследственность и полномочия по производству неотложных следственных действий // Уголов. право. 2009. N 6. С. 94 - 96.

Как правило, в качестве неотложных таможенные органы совершают действия по установлению лиц, совершивших преступление, проводят осмотр места совершения преступления, принимают меры по задержанию лица, подозреваемого в совершении преступления, или его розыск, избирают меры пресечения, назначают различного рода экспертизы, проводят допросы свидетелей, а также предотвращают готовящиеся и пресекают совершаемые преступные деяния. Исходя из специфики первоначального этапа расследования, как верно отмечает Е. В. Сопнева, в перечень неотложных следственных действий следует включить: осмотр, допрос подозреваемого, допрос свидетеля, допрос потерпевшего, допрос специалиста; освидетельствование; обыск; выемку; назначение и производство судебной экспертизы. Все последующие следственные действия направлены на проверку и уточнение первичной информации <12>. -------------------------------- <12> Сопнева Е. В. О неотложных следственных действиях в уголовном процессе // Уголов. судопроизводство. 2008. N 3. С. 30 - 33.

Так, дознавателями отдела дознания Забайкальского таможенного поста Читинской таможни в период с 11 января по 22 марта 2012 г. было возбуждено всего шесть уголовных дел. Все о совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 226.1 УК РФ. В ходе осуществления по ним процессуальной деятельности в порядке, предусмотренном ст. 157 УПК РФ, дознавателями указанного органа в качестве неотложных были проведены: допрос подозреваемого, его личный обыск, обыск помещений, выемка документов, а также назначены разного рода экспертизы <13>. -------------------------------- <13> Результаты изучения и обобщения процессуальной деятельности отдела дознания Забайкальского таможенного поста Читинской таможни, проведенных в марте 2012 г.

В заключение следует отметить, что специфика и высокая латентность таможенных преступлений требуют от государства принятия действенных мер, направленных на создание эффективной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность таможенных органов в сфере уголовно-процессуальных отношений. Прежде всего необходимо привести к единому знаменателю национальное российское законодательство, определяющее функции таможенных органов. В частности, внести изменения в п. 8 ч. 1 ст. 12 Закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" <14>, исключив из его текста предписание осуществлять предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам как несоответствующее действительности. -------------------------------- <14> О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федер. закон от 27 нояб. 2010 г. N 311-ФЗ (в ред. от 6 дек. 2011 г.) // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. consultant. ru/ popular/ custom_new/#info.

Название документа