О вопросах признания товарами Таможенного союза товаров и транспортных средств, изготовленных с использованием иностранных товаров, помещенных в Республике Казахстан под таможенную процедуру свободного склада

(Гармонников С. Н.) ("Юрист", 2012, N 7) Текст документа

О ВОПРОСАХ ПРИЗНАНИЯ ТОВАРАМИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ИЗГОТОВЛЕННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ТОВАРОВ, ПОМЕЩЕННЫХ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН ПОД ТАМОЖЕННУЮ ПРОЦЕДУРУ СВОБОДНОГО СКЛАДА

С. Н. ГАРМОННИКОВ

Гармонников Сергей Николаевич, руководитель Представительства таможенной службы Российской Федерации в Республике Казахстан.

Координация экономической деятельности стран - участников Таможенного союза является актуальным предметом исследования, учитывая специфику Таможенного союза как экономической организации. В статье проанализированы правовые вопросы использования свободных складов в Республике Казахстан. Выводы, изложенные автором, могут быть использованы в правоприменительной практике.

Ключевые слова: Таможенный союз, свободный склад, Республика Казахстан, реестр.

On the issues of acknowledgement of the goods and transport means manufactured with use of foreign goods placed in the Republic of Kazakhstan under customs procedure of free warehouse to be goods of the Customs Union S. N. Garmonnikov

Coordination of economic activities of states-members of the Customs Union is a topical subject-matter of research taking into consideration specifics of the Customs Union as an economic organization. The article analyses legal issues of use of free warehouses in the Republic of Kazakhstan. The conclusions set forward by the author can be used in law-application practice.

Key words: Customs Union, free warehouse, Republic of Kazakhstan, register.

Согласно формируемому Комиссией Таможенного союза Реестру владельцев свободных складов [1] все 56 свободных складов расположены на территории Республики Казахстан <1>. -------------------------------- <1> Из 56 свободных складов, зарегистрированных в Республике Казахстан, 5 свободных складов не функционируют.

Анализ положений Соглашения о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада от 18 июня 2010 г. [2] и изучение практики функционирования свободных складов в Республике Казахстан позволяют сделать вывод о том, что такие свободные склады в основном могут быть охарактеризованы как узкоспециализированные малые свободные экономические зоны [3], предусматривающие размещение и использование на свободном складе иностранных товаров и товаров Таможенного союза без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза. Поскольку в отношении товаров, помещаемых на свободный склад, не требуется обеспечение уплаты таможенных платежей и допускается совершение операций по переработке (обработке) и изготовлению товаров, включая сборку, разборку, монтаж, подгонку, а также операции по их ремонту, то наиболее перспективным для участников внешнеэкономической деятельности является использование свободного склада в качестве технологической площадки для переработки иностранных товаров. В случае если полученная продукция не вывозится за пределы таможенной территории Таможенного союза, то при признании товаром Таможенного союза она подлежит помещению под таможенную процедуру реимпорта без взимания таможенных пошлин, налогов и применения мер нетарифного регулирования <2>. -------------------------------- <2> Часть 2 пункта 8 статьи 14 Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 18 июня 2010 г. "О свободных складах и таможенной процедуре свободного склада".

Сфера деятельности свободных складов в Республике Казахстан охватывает такие отрасли промышленности, как автомобилестроение, производство табачных изделий, строительных материалов, гофротары и гофрокартона, медицинских препаратов, кондитерских изделий, продуктов питания (молочная продукция, соки, чайные напитки, мясные и рыбные продукты), изготовление пластиковых окон, нефтяного оборудования. Однако наиболее прочно указанный институт закрепился в автомобильной промышленности, где в настоящее время практикуется преимущественно крупноузловая сборка, препятствующая развитию на территории Казахстана смежных производств и повышению доли казахстанской комплектации, и в табачной отрасли. Так, в Государственную программу форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы [4] со статусом проекта республиканского значения включен проект АО "Азия Авто" (г. Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области) <3> по строительству автомобильного завода полного цикла и технопарка по производству автокомпонентов. -------------------------------- <3> Доля АО "Азия Авто" в казахстанском сегменте автопроизводителей составляет 45%.

Данный проект включает в себя создание на площадях свободного склада производственных мощностей по штамповке, сварке, окраске кузова, выпуску комплектующих и готовых автомобилей в объеме до 120 тыс. единиц в год. Прогнозируемая отдача от проекта составляет 68,6 млн. долларов США налоговых отчислений в бюджет и 1,04 млрд. долларов США экспортной выручки ежегодно за счет поставок автомобилей в шесть областей Сибирского региона Российской Федерации, близлежащих к Восточно-Казахстанскому региону, а также в страны Средней Азии и Закавказья. Об интересе российских покупателей к легковым автомобилям казахстанской сборки <4> свидетельствует увеличение объемов приграничной торговли, центрами которой являются торговые филиалы АО "Азия Авто", расположенные в Петропавловске, Павлодаре, Актюбинске и ряде других приграничных городов Северного и Западного Казахстана. -------------------------------- <4> АО "Азия Авто" по состоянию на февраль 2012 г. выпускает 18 моделей легковых автомобилей четырех брендов: Skoda, Chevrolet, Lada, KIA.

Единственным в Республике Казахстан автосборочным производством полного цикла, включающим не только сборку, но также сварку и окраску, является открытое в июле 2007 г. производство автобусов Daewoo на свободном складе ТОО "Daewoo Bus Kazakhstan" (г. Семей Восточно-Казахстанской области). Силовые агрегаты, коробки передач, мосты и рамы городских и пригородных автобусов ввозятся из Кореи, остальные детали поступают от отечественных производителей (электропроводка, аккумуляторы), а также из Российской Федерации (шины, стекла) и КНР (сиденья). Планируется увеличение количества комплектующих, производимых в Казахстане, в целях снижения себестоимости готовой продукции. Табачное производство в Республике Казахстан практически полностью сосредоточено на свободных складах, где с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов изготавливаются налогоемкие подакцизные товары. К примеру, на расположенном в Алматинской области свободном складе ТОО "Филип Моррис Казахстан" <5>, производственные мощности которого составляют 25 млрд. штук сигарет в год, выпускаются сигареты, в том числе под такими брендами, как "Marlboro", "Parliament", "L&M", "Chesterfield", "Казахстанские", "Прима", "Медеу". В соответствии с таможенной процедурой свободного склада ТОО "Филип Моррис Казахстан" декларируются товары 53 наименований по ТН ВЭД ТС, существенная часть из которых являются товарами Таможенного союза: этикетки и упаковка казахстанского производства, упаковочная бумага, ацетатное волокно для производства фильтров, ободковая и сигаретная бумага российских производителей, часть табачных смесей завозится из Российской Федерации и поставляется с фермерских хозяйств Казахстана. -------------------------------- <5> Доля продукции ТОО "Филип Моррис Казахстан" на внутреннем рынке Казахстана составляет 58,3%. Экспорт осуществляется в Киргизию, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Азербайджан, Монголию.

В то же время включенные в Реестр владельцев свободных складов табачные фабрики ТОО "Джей Ти Ай Казахстан" (Илийский район Алматинской области) и ТОО "Джей Ти Ай Сентрал Эйжа" (г. Шымкент Южно-Казахстанской области), имеющие совокупные производственные мощности более 3 млрд. штук сигарет в год и долю на внутреннем рынке Казахстана в размере 40%, работают полностью на импортном сырье, исключая упаковочную тару. Необходимо отметить, что в соответствии с общим правилом, установленным Соглашением о свободных складах: - товары, изготовленные из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и - товары, изготовленные из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и товаров Таможенного союза, приобретают статус иностранных товаров, т. е. не могут, в отличие от товаров Таможенного союза, беспрепятственно перемещаться по единой таможенной территории. Исключение на период до 1 января 2017 г. сделано в отношении продукции, изготовленной из иностранных товаров на свободных складах, владельцы которых включены в Реестр владельцев свободных складов до 1 января 2012 г. <6>. -------------------------------- <6> Часть 5 пункта 2 статьи 8 Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 18 июня 2010 г. "О свободных складах и таможенной процедуре свободного склада".

При этом для признания товарами Таможенного союза товаров, изготовленных с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, ст. 16 Соглашения о свободных складах определены критерии достаточной переработки и вид документов, подтверждающих для таможенных целей статус товара при завершении таможенной процедуры свободного склада. Так, при выполнении критериев достаточной переработки товаров, которые могут выражаться в изменении классификационного кода товара по ТН ВЭД ТС на уровне любого из первых четырех знаков; выполнении необходимых условий, производственных и технологических операций; изменении стоимости товаров, когда процентная доля стоимости используемых материалов или добавленная стоимость достигают фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли), уполномоченным органом государства - члена Таможенного союза подлежит выдаче заключение о признании такого товара товаром Таможенного союза. При невыполнении критериев достаточной переработки выдается заключение о признании товара, изготовленного с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, не являющимся товаром Таможенного союза. Форма и порядок заполнения вышеуказанных заключений формы ТТС и ИТ, а также порядок их выдачи и применения установлены решением Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. N 437 [5]. Органами, уполномоченными на выдачу заключений формы ТТС (товар Таможенного союза) и формы ИТ (иностранный товар), определены: - в Российской Федерации - Торгово-промышленная палата [6]; - в Республике Казахстан - Национальная экономическая палата Казахстана "Союз Атамекен" [7]. Однако в статье 19 "Переходные положения о статусе товаров" Соглашения о свободных складах содержится положение о том, что до вступления в силу решений Комиссии Таможенного союза, предусмотренных в ст. 16 данного Соглашения, а это принимаемые консенсусом: - перечень условий, производственных и технологических операций, достаточных для признания товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, товаром Таможенного союза; - Перечень операций, осуществление которых не отвечает критериям достаточной переработки при определении статуса товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, товаром Таможенного союза (утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. N 373 [8]); - Порядок использования правила адвалорной доли в качестве критерия достаточной переработки товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада (утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 г. N 515 [9]), применяются критерии достаточной переработки в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза. Соответственно, поскольку Комиссией Таможенного союза не был утвержден Перечень условий, производственных и технологических операций, достаточных для признания изготовленной из иностранных товаров на свободном складе продукции товаром Таможенного союза, то согласно ч. 2 п. 3 ст. 19 Соглашения о свободных складах товары, происхождение которых из государства - члена Таможенного союза подтверждено сертификатом о происхождении товара формы СТ-1 [10] для Республики Беларусь и Российской Федерации и сертификатом формы СТ-KZ [11] для Республики Казахстан, признаются товарами Таможенного союза. Проведенный сравнительный анализ показывает, что применяющиеся в России и Белоруссии правила достаточной переработки товаров предъявляют более жесткие требования к глубине переработки в отношении отдельных наименований иностранных товаров и транспортных средств в целях признания их товарами Таможенного союза, чем установленные национальным законодательством Республики Казахстан. К примеру, для признания готовой продукции товаром казахстанского происхождения: - при производстве соков фруктовых и овощных (товарная позиция ТН ВЭД ТС 2009), помимо восстановления, не требуется выполнения таких технологических операций, как купажирование (для многокомпонентных соков), гомогенизация (для соков, содержащих мякоть), деаэрация, термообработка; - при изготовлении лекарственных средств (товарная позиция ТН ВЭД ТС 3004) достаточным признается изготовление, при котором стоимость всех используемых материалов не должна превышать 70% цены конечной продукции при условии выполнения ряда несложных технологических операций, включая растаривание, взвешивание, резку и мойку ампул и их запаивание, упаковку в коробки и т. д., в то время как в России и Белоруссии таковым является изготовление, при котором материалы той же товарной позиции, что и готовый продукт, могут использоваться при условии, что их стоимость не превышает 50% цены конечной продукции. Существенные отличия от применяющихся в Российской Федерации и Республике Беларусь критериев достаточной переработки товаров также имеют место при определении страны происхождения в процессе производства на территории Республики Казахстан моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702 - 8704. К примеру, в отношении моторных транспортных средств, предназначенных для перевозки людей, включая водителя (товарная позиция ТН ВЭД ТС 8702), в государствах - членах Таможенного союза применяются следующие критерии достаточной переработки товаров: в Российской Федерации и Республике Беларусь - изготовление, при котором стоимость используемых узлов и деталей не должна превышать 50% цены готовой продукции при условии выполнения ряда технологических операций, включая изготовление и окраску кузова (кабины), установку и закрепление двигателя, установку радиаторов, подключение систем охлаждения и т. д.; в Республике Казахстан: - при производстве каждой модели транспортного средства годовым объемом до 10 тыс. штук - изготовление, при котором стоимость используемых узлов и деталей не должна превышать в первый год с даты начала изготовления данного вида транспортного средства 95% цены конечной продукции, во второй год - 90%, в третий год - 85%, с четвертого года - 80% цены конечной продукции при выполнении ряда сборочных операций; - при производстве каждой модели транспортного средства годовым объемом свыше 10 тыс. штук - изготовление, при котором стоимость используемых узлов и деталей не должна превышать 70% цены конечной продукции при условии выполнения таких технологических операций, как сварка и окраска кузова (кабины), установка и закрепление двигателя, подключение к двигателю механизмов управления, установка радиаторов и т. д. Критерии достаточной переработки, применяющиеся при изготовлении легковых автомобилей, классифицируемых в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, также существенно зависят от страны их производства. Так, в России и Белоруссии это изготовление, при котором стоимость используемых узлов и деталей не должна превышать 50% цены готовой продукции при условии выполнения таких технологических операций, как изготовление и окраска кузова (кабины), установка и закрепление двигателя, установка радиаторов, подключение систем охлаждения и т. д. В Казахстане автотранспортными средствами отечественного производства признаются легковые автомобили, произведенные при выполнении одного из следующих критериев: 1) наличие производства проектной мощности при двусменном режиме работы не менее 25 тыс. штук в год, выполнение операций по сварке, сборке и окраске кузова, осуществление ввоза автокомпонентов, происходящих из государств, не являющихся участниками Таможенного союза, по позициям Единого таможенного тарифа "для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705, их узлов и агрегатов" в объеме не более 70% от общей стоимости автокомпонентов, используемых для производства, с учетом стоимости кузова, классифицируемого в товарной позиции 8707 ТН ВЭД ТС; 2) наличие производства проектной мощности при двусменном режиме работы не менее 25 тыс. штук в год, осуществление "крупноузловой сборки" - изготовления, при котором выполняются следующие технологические операции: установка и закрепление двигателя, подключение к двигателю механизмов управления; установка задней подвески; установка системы выпуска газов; установка и подключение аккумуляторной батареи с проверкой бортовых электрических цепей; установка ходовых колес; заполнение тормозной и охлаждающей жидкостями; проверка эффективности тормозной системы, а также заключение договора о промышленной сборке легковых автомобилей, содержащего обязательства по обеспечению соответствия условиям, указанным в пункте 1, в срок, не превышающий 84 месяца с даты принятия таких обязательств. Таким образом, в пределах Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации из-за существующих различий в применяющихся на национальных территориях критериях достаточной переработки товарная продукция, изготовленная из иностранных сырья, материалов и комплектующих на свободных складах в Республике Казахстан, имеет значительные конкурентные преимущества перед аналогичными товарами, произведенными в России и Белоруссии. Исходя из вышеизложенного и в целях обеспечения применения на единой таможенной территории Таможенного союза заключений форм ТТС и ИТ, подтверждающих для таможенных целей статус изготовленных на свободных складах товаров и транспортных средств, Евразийской экономической комиссии необходимо разработать и утвердить Перечень условий, производственных и технологических операций, достаточных для признания товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, товаром Таможенного союза.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ

1. Реестр владельцев свободных складов // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза: www. tsouz. ru. 2. Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 18 июня 2010 г. "О свободных складах и таможенной процедуре свободного склада" // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза: www. tsouz. ru. 3. Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 18 июня 2010 г. "По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуре свободной таможенной зоны" // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза: www. tsouz. ru. 4. Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 г. N 958 "О Государственной программе форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан" // Официальный интернет-сайт Правительства Республики Казахстан: www. government. kz. 5. Решение Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. N 437 "О форме, порядке заполнения, выдачи и применения заключений о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, товаром Таможенного союза и о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, не являющимся товаром Таможенного союза" // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза: www. tsouz. ru. 6. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 1192 "Об определении органа Российской Федерации, уполномоченного на выдачу заключения о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или под таможенную процедуру свободного склада, товаром Таможенного союза и заключения о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или под таможенную процедуру свободного склада, не являющимся товаром Таможенного союза" // Российская газета. 2012. 11 января. 7. Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 марта 2011 г. N 210 "Об организации, уполномоченной на определение статуса товара Таможенного союза и (или) иностранного товара" // Официальный интернет-сайт Правительства Республики Казахстан: www. government. kz. 8. Решение Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. N 373 "О Перечне операций, осуществление которых не отвечает требованиям достаточной переработки при определении статуса товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада" // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза: www. tsouz. ru. 9. Решение Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2010 г. N 515 "О Порядке использования правила адвалорной доли в качестве критерия достаточной переработки товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада" // Официальный интернет-сайт Комиссии Таможенного союза: www. tsouz. ru. 10. Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные Соглашением Правительств государств - участников СНГ от 20 ноября 2009 г. "О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" // СПС "КонсультантПлюс". 11. Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 октября 2009 г. N 1647 "Об утверждении Правил по определению страны происхождения товара, составлению и выдаче акта экспертизы о происхождении товара и оформлению, удостоверению и выдаче сертификата о происхождении товара" (в ред. от 18.01.2012) // Официальный интернет-сайт Правительства Республики Казахстан: www. government. kz.

------------------------------------------------------------------

Название документа