Административно-правовой статус таможенных органов в контексте формирования Таможенного союза

(Медведев В. Н., Томазова О. Е.)

("Административное право и процесс", 2012, N 4)

Текст документа

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

В. Н. МЕДВЕДЕВ, О. Е. ТОМАЗОВА

Медведев Вадим Николаевич, проректор Академического правового института, старший научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук, кандидат юридических наук, доцент.

Томазова Оксана Евгеньевна, доцент Академического правового института, кандидат юридических наук.

Данная статья посвящена актуальным проблемам трансформации правового статуса таможенных органов исполнительной власти в условиях создания Таможенного союза.

Ключевые слова: таможенные органы, таможенный союз, статус, полномочия, концепция.

Administrative-law status of customs agencies in context of formation of the Customs Union

V. N. Medvedev, O. E. Tomazova

This article focuses on topical issues of transformation of the legal status of the customs bodies of executive power under the Customs Union.

Key words: customs, Customs Union, functions, powers, concept.

Одной из основных проблем в современном процессе реформирования государственного управления в таможенной сфере является поиск оптимальной системы и структуры таможенных органов, а также выявление и закрепление на законодательном и подзаконном уровне оптимальных форм и методов деятельности таможенной службы.

Правовые и особенно организационные проблемы функционирования таможенной службы, несогласованность действий ее органов и должностных лиц нередко способствуют нарушению прав лиц - добросовестных участников ВЭД. Это способствует формированию негативного мнения о таможенных органах Российского государства, порождает правовой нигилизм. Правовые пробелы в законодательстве и связанные с этим организационные проблемы в механизме обслуживания участников ВЭД влекут нарушение их прав, должностные злоупотребления, а также способствуют развитию коррупции в таможенной сфере.

В контексте создания Таможенного союза и Единого экономического пространства особую актуальность приобрела проблема уточнения современного административно-правового статуса таможенных органов, путей его трансформации, а также оптимизации функций и полномочий таможенной службы, что должно стать краеугольным камнем в стратегии дальнейшего реформирования таможенного администрирования Российского государства.

Анализ правовой и организационной основы функционирования системы таможенных органов Российской Федерации и их места в системе федеральных органов исполнительной власти позволяет сделать ряд выводов.

Во-первых, в общем виде систему таможенных органов можно представить как обусловленную функциональной общностью, единством целей и задач (непосредственное осуществление таможенного дела) совокупность таможенных органов, существующих в рамках единой, централизованной системы.

Во-вторых, система таможенных органов объединена функциональным единством органов, имеющих общий функциональный и организационный центр - ФТС России, и во взаимоотношениях друг с другом, характеризующихся соподчиненными организационными связями, и в целом составляет органически взаимосвязанную и единую, относительно обособленную группу звеньев таможенных органов. Можно говорить о большей или меньшей степени единства и целостности тех или иных систем (подсистем) государственных органов. Однако совокупность таможенных органов совершенно определенно может быть признана в качестве единой системы органов, действующих в такой специфической сфере, как таможенное дело.

В-третьих, говоря о направлениях дальнейшего совершенствования системы таможенных органов, необходимо отметить, что работа по анализу и изменению организационных структур таможенных органов и центрального аппарата ФТС России должна основываться на оценке эффективности административных процессов и существующих структур.

Дальнейшая оптимизация системы таможенных органов должна продолжить реформирование территориальных таможенных органов в направлении сокращения лишних управленческих звеньев между ФТС России, устанавливающей правила таможенного оформления и таможенного контроля, и таможенными постами, непосредственно реализующими эти правила.

Итогом реализации указанных мероприятий будет достижение централизации управления таможенными органами в одном регионе, единообразный подход к применению таможенных процедур и принципов таможенного администрирования в отношении участников ВЭД, усиление в значительной степени таможенного контроля на Государственной границе Российской Федерации, более согласованные с другими правоохранительными и контролирующими органами действия, повышение результативности борьбы с контрабандой и иными таможенными правонарушениями.

Таким образом, анализ международных и внутрироссийских актов в области таможенного дела применительно к изменению административно-правового статуса таможенной службы Российской Федерации позволяет сформулировать ряд положений, дальнейшее подробное рассмотрение которых будет дано в последующих параграфах данной работы, а именно:

1. Современное развитие таможенного дела на территории Таможенного союза характеризуется ярко выраженной тенденцией к интеграции, унификации. Показательным примером в этом плане является изменение концепции таможенного дела в странах - членах ЕС, появление наднациональных таможенных органов. Эти процессы приводят к значительным преобразованиям в национальных таможенных службах.

За последние десять лет таможенные службы зарубежных государств накопили огромный опыт модернизации и развития таможенного регулирования. Этот опыт сконцентрирован в национальных законах и практике их применения. Анализ зарубежного опыта с точки зрения применимости конкретных мер в России позволил определить как позитивные, так и негативные тенденции этого процесса.

Современная структура Федеральной таможенной службы России имеет схожие черты с таможенными ведомствами европейских стран, что, в свою очередь, упрощает взаимодействие в сфере международных торговых отношений и способствует решению глобальных правоохранительных задач.

2. Анализ мировой практики в таможенной сфере позволяет прогнозировать значительные перемены, связанные с изменением роли таможенной службы в ближайшие годы. Это связано со следующими обстоятельствами: увеличением сложности и расширением спектра требований, предъявляемых к таможенным службам, связанных с необходимостью повышения эффективности контроля за перемещением товаров через национальные границы; повышением ответственности таможенных органов всех уровней за проведение сборов косвенных налогов и акцизных сборов, их полноту; возрастанием влияния таможенных служб на формирование политики торговых отношений, социальной защиты населения, развития промышленности; необходимостью представительства таможни в правительствах для обеспечения более эффективного контроля за экспортом; возрастанием значения таможенной службы в борьбе с коммерческой фальсификацией; необходимостью совершенствования методов борьбы с контрабандой, нелегальной торговлей наркотиками и другими преступлениями.

3. Поиск оптимальной модели организации таможенной службы в России предполагает изменение системы таможенного администрирования, реструктуризацию, внедрение в практику деятельности прогрессивных таможенных технологий, реализацию кадровой политики, направленной на обеспечение таможенной службы высококвалифицированными специалистами.

4. Для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации нужен комплекс организационно-правовых мер по повышению эффективности деятельности таможенных органов. Необходимо определить и нормативно закрепить границы полномочий в борьбе с контрабандой и другими правонарушениями в сфере внешнеэкономической деятельности между, с одной стороны, федеральными органами исполнительной власти, а с другой стороны, правоохранительными органами государств - участников Таможенного союза. Кроме того, на основе четкого разграничения функций желательно разработать методику координации и взаимодействия специальных служб таможенных органов с другими правоохранительными структурами при проведении совместных скоротечных и долговременных операций (например, контролируемой поставки).

------------------------------------------------------------------

Название документа