Правовой статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны
(Рыбаков С. А.) ("Новый юридический журнал", 2012, N 1) Текст документаПРАВОВОЙ СТАТУС РЕЗИДЕНТА ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ
С. А. РЫБАКОВ
Рыбаков С. А., соискатель кафедры гражданского права Финансового университета при Правительстве РФ, адвокат Московской коллегии адвокатов "ГРАД".
Мировая практика показывает, что различного рода экономические зоны (независимо от того, как их называют - свободные экономические зоны, особые экономические зоны, зоны свободной торговли или как-то иначе) способны быть инструментом, стимулирующим экономическое развитие страны в целом или отдельных направлений экономической деятельности.
Ключевые слова: особая экономическая зона, рыночная экономика, предпринимательская деятельность, юридическое лицо, промышленность, производство, иностранный инвестор.
Legal status of the resident of the industrial and production special economic zone S. A. Ribakov
Ribakov S. A., the competitor of chair of civil law of Financial university at the Government of the Russian Federation, the lawyer of Moscow Bar "HAILSTONES".
World practice shows that any economic zones (irrespective of the fact how them name - free economic zones, special economic zones, zones of free trade or somehow differently) are capable to be the tool stimulating economic development of the country in whole or the separate directions of economic activities.
Key words: a special economic zone, market economy, enterprise activity, the legal body, the industry, manufacture, the foreign investor.
По состоянию на ноябрь 2011 г. в Российской Федерации официально действует 21 особая экономическая зона - 4 промышленно-производственных, 4 технико-внедренческих, 8 туристско-рекреационных, 3 портовых, а также особые экономические зоны в Калининградском крае и Магаданской области. Особый интерес на практике для крупных иностранных и российских инвесторов представляют именно промышленно-производственные особые экономические зоны (далее - промышленно-производственные ОЭЗ). Итак, как стать резидентом промышленно-производственной ОЭЗ? Какие налоговые льготы и преимущества дает правовой режим промышленно-производственной ОЭЗ? Данная статья посвящена ответам на эти вопросы.
Условия получения статуса резидента промышленно-производственной ОЭЗ
Согласно ст. 10 Закона N 116-ФЗ, под промышленно-производственной деятельностью понимается производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация. Промышленно-производственные ОЭЗ в настоящий момент созданы в четырех регионах: - Липецкой области ("Липецк"); - Республике Татарстан ("Алабуга"); - Самарской области ("Тольятти"); - Свердловской области ("Титановая долина") <1>. -------------------------------- <1> ОЭЗ в Самарской области и Свердловской области находятся в стадии создания.
Действующим законодательством установлены следующие условия получения статуса резидента промышленно-производственной ОЭЗ <2>: -------------------------------- <2> Указанные условия являются общими для резидентов всех четырех промышленно-производственных зон.
а) организационно-правовая форма претендента. Согласно законодательным положениям, в качестве резидентов промышленно-производственной и портовой особых экономических зон может быть признано только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, кроме унитарного предприятия (ч. 1 и ч. 2.2 ст. 9 ФЗ); б) государственная регистрация потенциального резидента на территории, в границах которой расположена ОЭЗ. Коммерческая организация, претендующая на статус резидента ОЭЗ, должна быть зарегистрирована на территории того муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (или на территории одного из муниципальных образований, если ОЭЗ расположена на территориях нескольких муниципальных образований) <3>. -------------------------------- <3> На практике данное требование может быть исполнено путем создания дочерней компании на указанной территории.
Резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории ОЭЗ; в) инвестиционные вложения в развитие ОЭЗ. Ранее ставка инвестиций в развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа составляла не менее десяти миллионов евро (за исключением нематериальных активов), но с 28 декабря 2009 г. Федеральным законом от 25.12.2009 N 340-ФЗ установлена ставка капитальных вложений в рублях в сумме, эквивалентной не менее трех миллионов евро на день представления заявки на заключение соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности, в органы управления особыми экономическими зонами. При этом резидент обязан осуществить инвестиции на сумму не менее 1 миллиона евро в течение первого года деятельности; г) профиль деятельности резидента. Резидент ОЭЗ промышленно-производственного типа вправе вести на территории ОЭЗ только промышленно-производственную деятельность в пределах, предусмотренных соглашением органов управления особыми экономическими зонами.
Налоговые льготы
Общие положения
В соответствии со ст. 9 Закона N 116-ФЗ органы управления особыми экономическими зонами сообщают сведения о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны в налоговый и таможенный органы в течение дня, следующего за днем регистрации. В соответствии со ст. 11 Закона N 116-ФЗ налоговые и таможенные органы Российской Федерации осуществляют налоговый и таможенный контроль на территории особой экономической зоны в соответствии с законодательством Российской Федерации и уведомляют органы управления особыми экономическими зонами о выявленных нарушениях. При двух и более существенных нарушениях резидентом особой экономической зоны налогового и (или) таможенного законодательства лицо может быть лишено статуса резидента особой экономической зоны по результатам рассмотрения судом заявления органов управления особыми экономическими зонами. В соответствии со ст. 36 Закона N 116-ФЗ налогообложение резидентов особой экономической зоны осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Взносы во внебюджетные фонды
Льготы по уплате взносов во внебюджетные фонды установлены для организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны. Резиденты промышленно-производственной особой экономической зоны уплачивают взносы во внебюджетные фонды в общем порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Налог на доходы физических лиц
Резиденты промышленно-производственной особой экономической зоны уплачивают налог на доходы физических лиц в общем порядке.
Налог на имущество
В соответствии со ст. 381 НК РФ освобождаются от налогообложения организации (в отношении имущества, учитываемого на балансе организации) резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение пяти лет с момента постановки на учет указанного имущества. Данная налоговая льгота предоставляется при одновременном выполнении следующих условий: 1) имущество создано или приобретено для ведения промышленно-производственной деятельности в рамках соответствующего соглашения; 2) имущество поставлено на баланс резидента особой экономической зоны; 3) имущество используется резидентом особой экономической зоны для ведения промышленно-производственной деятельности исключительно в рамках данного соглашения; 4) имущество используется резидентом на территории особой экономической зоны; 5) с момента принятия на баланс имущества прошло не более пяти лет; 6) имущество находится на территории особой экономической зоны.
Земельный налог
В соответствии со ст. 395 НК РФ освобождаются от налогообложения организации - резиденты особой экономической зоны - в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок. При этом указанная налоговая льгота предоставляется только организациям, являющимся резидентами особой экономической зоны, в отношении земельного участка, расположенного на территории особой экономической зоны и приобретенного этой организацией после ее регистрации в качестве резидента особой экономической зоны (письмо Минфина России от 03.06.2010 N 03-05-05-02/40). Организация - резидент Особой экономической зоны в Калининградской области, имеющая право на льготное налогообложение в соответствии с п. 9 ст. 395 Налогового кодекса, освобождается от уплаты земельного налога с даты государственной регистрации права собственности на земельный участок, находящийся на территории Особой экономической зоны в Калининградской области (письмо Минфина России от 20.01.2010 N 03-05-05-02/03).
Транспортный налог
Законом субъекта РФ для резидентов особой экономической зоны может быть предусмотрено льготное обложение транспортным налогом. Согласно п. 3 ст. 6 Закона Республики Татарстан от 29.11.2002 N 24-ЗРТ "О транспортном налоге" от уплаты налога освобождены организации - резиденты ППОЭЗ, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан, в течение десяти лет с момента постановки транспортного средства на учет. Статьей 7 Закона Липецкой области от 25.11.2002 N 20-ОЗ "О транспортном налоге в Липецкой области" освобождены от уплаты налога организации - резиденты особой экономической зоны в отношении транспортных средств, учитываемых на их балансе, в течение пяти лет с момента постановки транспортного средства на учет.
Налог на прибыль
В соответствии со ст. 259.3 НК РФ налогоплательщики-организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2 в отношении собственных амортизируемых основных средств. В соответствии со ст. 262 НК РФ расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата), произведенные налогоплательщиками-организациями, зарегистрированными и работающими на территориях особых экономических зон, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. В соответствии со ст. 284 НК РФ для организаций - резидентов особой экономической зоны законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны. При этом размер указанной налоговой ставки не может быть ниже 13,5 процента. Пониженная ставка действует и в отношении внереализационных доходов. Так, при исчислении налога на прибыль организаций к налоговой базе, сформированной из внереализационных доходов в виде положительных курсовых разниц и процентов от размещения в банках временно свободных средств, применяется данная пониженная ставка налога. При этом следует иметь в виду, что местонахождение банков и иных контрагентов не является условием применения резидентами особых экономических зон льготной ставки по налогу на прибыль организаций (письмо Минфина России от 04.09.2009 N 03-11-06/2/178). Пунктом 2 ст. 2 Закона Липецкой области от 29.05.2008 N 151-ОЗ "О применении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет" для резидентов федеральной особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории Липецкой области предусмотрено снижение на 4% налоговой ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в областной бюджет, в отношении прибыли, полученной от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента получения прибыли. Для резидентов промышленно-производственной особой экономической зоны, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан, налоговая ставка, зачисляемая в бюджет Татарстана, понижена региональными властями до 13,5% на период до 01.01.2016 (Закон Республики Татарстан от 10.02.2006 N 5-ЗРТ).
Налог на добавленную стоимость
В соответствии со ст. 37 Закона N 116-ФЗ товары, ввозимые на территорию особых экономических зон, помещаются под таможенный режим свободной таможенной зоны. Вследствие этого резиденты указанной зоны освобождаются от уплаты НДС и таможенных пошлин. В перечень товаров, помещаемых под данный таможенный режим, включаются товары: - ввозимые на таможенную территорию РФ с территорий иностранных государств; - ввозимые на территорию особой экономической зоны с остальной части таможенной территории РФ; - находящиеся в особой экономической зоне и приобретаемые у лиц, не являющихся резидентами этих территорий. При реализации таких товаров, помещенных под таможенный режим свободной экономической зоны, применяется ставка НДС, равная 0% (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Для ее применения в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 165 НК РФ нужно представить в налоговый орган следующие документы: - контракт (копия контракта), заключенный с резидентом особой экономической зоны; - копию свидетельства о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, или его территориальным органом; - выписку банка (копия выписки), подтверждающую фактическое поступление выручки от реализации товаров от резидента особой экономической зоны на счет налогоплательщика в российском банке, или выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на свой счет в российском банке, и копии приходных кассовых ордеров, подтверждающих фактическое поступление от резидента особой экономической зоны выручки (при расчете наличными денежными средствами), либо при ввозе товаров в портовую особую экономическую зону иные подтверждающие передачу товаров резиденту портовой особой экономической зоны документы; - таможенную декларацию (ее копию) с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны либо при ввозе в портовую особую экономическую зону российских товаров, помещенных за пределами портовой особой экономической зоны под таможенную процедуру экспорта или при вывозе припасов, таможенную декларацию (ее копию) с отметками таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, и таможенного органа, который уполномочен на совершение таможенных процедур и таможенных операций при таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны и в регионе деятельности которого расположена портовая особая экономическая зона; - документы, предусмотренные подпунктом 1 настоящего пункта, в случае ввоза в портовую особую экономическую зону товаров, помещенных за пределами портовой особой экономической зоны под таможенную процедуру экспорта или при вывозе припасов. Из данной нормы следует, что ставка 0% также применяется в случае, когда покупатель является резидентом особой экономической зоны. Нормами гл. 21 НК РФ особый порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении товаров, реализуемых резидентами особых экономических зон российским организациям, не являющимся резидентами особых экономических зон, не установлен. Поэтому такие товары на основании п. 2 и 3 ст. 164 Кодекса подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставкам в размере 10 или 18 процентов. В соответствии с положениями ст. 7, 18, 26 и 27 Закона N 116-ФЗ при вывозе российских товаров, помещенных под таможенный режим свободной зоны, включая продукты их переработки, с территории особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории Российской Федерации, а также при их отчуждении в особой экономической зоне в пользу лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны, таможенными органами взимается налог на добавленную стоимость по правилам, установленным таможенным законодательством Российской Федерации для таможенного оформления иностранных товаров при их выпуске для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации. При этом вычет указанных сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных резидентом особой экономической зоны таможенным органам, нормами гл. 21 НК РФ не предусмотрен (письмо Минфина России от 21.01.2008 N 03-07-08/14).
------------------------------------------------------------------
Название документа